Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция. Воспитание и социализация




Лекция. Педагогический процесс

Вопрос 4. Этапы педагогического процесса

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.

На этапе подготовки педагогического процесса (подготови­тельном) создаются надлежащие условия для протекания про­цесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса. Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План, как и сам процесс, всегда «привя­зан» к конкретной системе. В педагогической практике приме­няются различные планы — руководства учебно-воспитатель­ным процессом в школе, воспитательной работы в классе, пла­ны проведения отдельных воспитательных дел, уроков и т. п. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план — это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: по­становка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание бла­гоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимули­рования деятельности школьников; обеспечение связи педагогичес­кого процесса с другими процессами. Важную роль на этапе осуществления педагогического про­цесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок.

анализа достигнутых результатов (заключительный). Чтобы в будущем не повторить ошибок, не­избежно возникающих в любом, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффек­тивные моменты предыдущего. Анализируя — обучаемся. Рас­тет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ — вер­ный путь к вершинам педагогического мастерства. Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, опреде­лить, где, как и почему возникли ошибки.

Лекция. Воспитание и социализация

3. Понятие социализации и его сущность.

Процесс развития человека во взаимодействии его миром получил название социализации.

Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к кото­рому он принадлежит. Любое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, в наибольшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим, идеалам. Одна­ко содержание этих идеалов весьма существенно раз­личается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя.

- Социализация человека осуществляется широким универсальным набором средств. К ним можно отнести:- способы вскармливания младенца и ухода за ним;язык и речь агентов социализации;формируемые бытовые и гигиенические умения и представ­ления;окружающие человека продукты материальной культуры;элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки, приметы, предрассудки, обычаи, произведения литературы и ис­кусства и др.);стиль и содержание общения в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных организациях;методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстни­ков, в воспитательных, профессиональных и иных социализиру­ющих организациях.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда так называемых механизмов.

Традиционный механизм социализации (стихийной) представ­ляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взгля­дов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближай­шего окружения (соседского, приятельского). Общественные нра­вы (традиции, обычаи, привычки, стереотипы массового поведе­ния и пр.), распространенные в конкретных регионах, поселени­ях, этноконфессиональных и социальных слоях, регулирующие поведение конкретных людей, включают в себя и просоциальные, и асоциальные, и антисоциальные (нецензурная брань, пьян­ство, воровство и т.д.) элементы.

Их усвоение происходит, как правило, на неосознанном уров­не с помощью запечатления.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реали­зующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, обществен­ные, клубные и другие структуры, а также средства массовой ком­муникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках оп­ределенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде пони­мается комплекс морально-психологических черт и поведенчес­ких проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, кото­рый в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной, социальной, этноконфессиональной и другой группы. Но субкультура влияет на соци­ализацию человека настолько и в той мере, насколько и в какой Мере являющиеся ее носителями члены группы (сверстники, кол­леги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизмсоциализации функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лица­ми. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противо­положного пола и др.

Негативные последствия социализации.

Человек, являясь объектом и субъектом социали­зации, может стать и жертвой неблагоприятных усло­вии социализации (инвалиды, сироты, лица с девиантным поведением и др.) .

Существует самостоятельная отрасли знания — социально-педагогическая виктимология, изучающая человека, как жертву неблагоприятных условий социализации. Социально-педагогическая виктимология (отлат. victim — жертва и греч. logos — слово, понятие, учение)— отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные кате­гории людей — реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.

Наиболее очевидными жертвами неблагоприят­ных условий социализации являются инвалиды, люди с психосоматическими дефектами и отклонениями; сироты и все люди, находящиеся на попечении госу­дарства или общественных организаций. Потенциаль­ными, но очень реальными жертвами можно считать людей, находящихся в пограничном психическом со­стоянии; мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в го­род; детей, родившихся в семьях с низкими экономи­ческим, моральным, образовательным уровнями.

Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу жертв неблагоприятных ус­ловий социализации, имеют постоянный характер (си­ротство, инвалидность), другие проявляются на опре­деленном возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания); одни — неустранимы (сиротство), другие могут быть предотвращены или изменены (социальные отклонения, противоправное поведениe и др.).

Виктимизация — процесс и результат превращения человека (или группы людей) в жертву (жертв) неблагоприятных условий социализации.

Виктимность характеризует предрасположенностью человека стать жертвой обстоятельств.

Среди факторов виктимизации человека — природно-климатические условия страны, региона, местности, поселения, так как суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать нежелательное и даже пагубное влияние на физическое развитие, здоровье и психику человека.

Отрицательно на физическое развитие, здоровье и психику человека влияют неблагоприятные условия проживания, связанные с экологическим загрязнением - повышенным уровнем радиации, высоким уровнем шума, загазованностью и т. д.

Климатические и экологические условия не только влияют на здоровье человека, но могут приводить к болee высокому уровню, чем в других местностях, криминального, антисоциального, саморазрушительного поведения (алкоголизму, наркомании, самоубийствам.

Фактором виктимизации человека могут стать общество и государство, в которых он живет. В любом обществе наличествуют такие типы жертв, как инвалиды и сироты, но условия их социализации и жизни могут весьма различаться в зависимости от уровня его экономического развития и социальной политики государства.

Специфические виктимогенные факторы образу­ются в обществах, переживающих период нестабиль­ности в своем развитии.

Объективным фактором виктимизации человека может стать группа сверстников, особенно в подрост­ом и юношеском возрастах, если она имеет асоциальный, а тем более антисоциальный характер.

Наконец, фактором виктимизации человека любого возраста, но особенно младших возрастных групп, может стать семья. Склонность к асоциальному образу жизни, противоправному и (или) саморазрушительному поведению может передаваться по наследству.

На индивидуальном уровне виктимизация человека зависит от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 133.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...