Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русский национальный костюм Саратовской губернии.




V Межрегиональный литературно-краеведческий конкурс

«На волжских просторах»

Исследовательская работа
«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ»

 


Работу выполнила ученица 1 «А» класса

Лебедева София

Руководитель:

Учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №26» города Балаково

Талалаева Лариса Александровна

 

г. Балаково

2018 год

 

Русский национальный костюм Саратовской губернии.

Недавно мы с мамой побывали в Музее истории ГОРОДА г.Балаково. Там я увидела очень много интересных костюмов, которые удивили меня. Меня очень интересует прошлое нашего города и еще я хочу в будущем стать дизайнером одежды. Мы всей семьей были в областном Краеведческом музее, но тогда я была еще маленькая и меня больше интересовали животные. А теперь я точно знаю, кем хочу быть и считаю, что без знания страниц прошлого не получится хорошо жить в будущем! Поэтому я решила изучить историю сарафана в Саратовской области и понять, каков смысл красивых вышивок и украшений. Для этого я обратилась к книгам, которые нам посоветовала экскурсовод в Музее и интернет-ресурсам.

 У русской национальной одежды многовековая история.

 Женская одежда состояла из длинной рубахи с рукавами. (Рис. 1) Рубаха кроилась из прямоугольных кусков холста, а на плечи нашивались цветные «полики» – прямоугольные или клиновидные вставки. Для украшения рубахи использовались и кусочки различных тканей, особенно красные, которые заполнялись вышивкой. Этот способ украшения применялся с тех времён, когда кусочки заморских тканей, оставшиеся от раскроя другой одежды, нашивались как украшение. Кроме тканых, вышитых узоров, использовались ленты, кружева, блёстки. Всё это декоративное богатство руками вышивальщиц превращалось в произведение искусства. (Рис.2)

Рубаха использовалась во всех случаях в жизни русской женщины. Но в старинном русском костюме рубаха редко носилась отдельно, чаще всего сверху надевался сарафан, сшитый из нескольких кусков ткани, а также понева.(Рис.3). Понева – это вид юбки, состоящих из трёх полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетёным узким пояском; её носили только замужние женщины. Понева была круглая, то есть сшитая, или распашная, состоящая из отдельных полотен. В основном, поневы были тёмно-синего, тёмно-красного, реже чёрного цвета. Тёмное поле разделялось клетками, причём размер и цвет их зависел от традиций губернии, села или деревни. Поневы делились на праздничные и будничные. Пояс – «покромка» ткался на ткацком станке из разноцветных ниток. Концы его распушивались. (Рис. 4)

Поверх рубахи и поневы надевали передник – «занавеску», завязывавшуюся сзади тесёмками.

 Дополнялся костюм головным убором. Женские головные уборы были разнообразны, но все они полностью скрывали волосы, которые по народному поверью обладали колдовской силой и могли навлечь несчастья. (Рис. 5)

Почти все предметы праздничной женской одежды украшали вышивкой. Рисунком её мог быть либо геометрический орнамент, либо условное изображение растений, птиц, коней, женской фигуры. Это не просто украшения, а древние символы, игравшие роль оберегов, чтобы ограждать от влияния злых сил и притягивать добрые. Ромб — символ земли, плодородия, дерево — жизни, а две птицы, глядевшие друг на друга, сулили молодым любовь и семейное счастье.( Рис.6)

Сарафанный комплекс составляли: сарафан, рубаха, головной убор - кокошник, пояс, душегрея, украшения, обувь.

Самобытной русской одеждой стала душегрея. Её шили из дорогих тканей и вышивали узорами. (Рис. 7)

Не последнее место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелья, янтарные бусы. Большой любовью пользовались крупные серьги и более мелкие. Своеобразным украшением были нежные подвижные «пушки» - шарики, сплетённые из гусиного пуха, которые носились вместе с серьгами.

Цвет в одежде был символом, через который человек выражал свои чувства и мысли Черный цвет был излюбленным цветом в губернии. Он ассоциировался с вечным покоем, черноземом, плодородной землей. Красный – тепло, любовь, красота, победа.Зеленый – надежда, спокойствие, радость и свобода, цвет природы.Белый – духовное начало, чистота, снег.Красно-оранжевый – солнце, тепло, свет.Синий – небо, вода, духовность, разум.

С древнейших времен Среднее Поволжье являлось территорией, где встречались различные народы: русские, чуваши, татары, мордва, немцы, калмыки, украинцы, башкиры, евреи – более сотни национальностей! Разные культуры, быт, традиции, религии, языки– всё это нашло отражение в народном костюме края.

"Чем пристальнее изучаешьрусский народный костюм какпроизведение искусства, тем большенаходишь в нем ценностей, онстановится образной летописью жизнинаших предков, которые языкомцвета, формы, орнамента раскрывали наммногие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умираетнародный костюм. Он превратился взвено, которое связывает художественноепрошлое нашего народа с его настоящим ибудущим».                                                                           Мария Мерцалова

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. М. Н. Мерцалова «Поэзия народного костюма» Москва, 1988.

 

2. «История Саратовского края: с древнейших времен до 1917 года» ,Саратов, 2000.

3. В.Даль, Толковый словарь живого великорусского языка, Мир книги, М.2002

4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка, М.:Азбуковник, 1999.

5. C:\Documents and Settings\

6. http://www.onlinedics.ru/slovar/his/p/stan.html

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Рис.1

 

 

Рис.2

 

 

Рис.3                                                                          

 

Рис.4

 

 

Рис .5

 

Рис.6

 

 

 

Рис.7










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 566.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...