Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 6. Западная социально-экономическая мысль второй половины 20 в. – начала 21 в.
Социология экономики темы контрольных работ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Назначение контрольной работы. Контрольная работа - одна из форм обучения и контроля знаний студентов и допуска к сдаче экзаменационного зачета по социологии. Она является эффективным средством усвоения учебного материала, овладения знаниями по изучаемому предмету, умения работать с источниками. Вариант контрольной работы определяется порядковым номером в списке группы. Произвольный выбор варианта контрольной работы не разрешается, такие работы не рецензируются и возвращаются студенту для повторного выполнения.Выполнение контрольной работы целесообразно осуществлять в следующей последовательности. Определив номер варианта и отыскав его в тематике контрольных работ, следует внимательно ознакомиться с планом работы, изложенном в методических указаниях. Затем следует обратиться к соответствующим главам учебников и учебных пособий, рекомендованных к теме. Важно обратить внимание на требования к контрольной работе. Основная содержательная часть контрольной работы излагается строго по плану. План состоит из трех вопросов, два из которых носят теоретический характер, третий – практическое задание, подразумевающее самостоятельный анализ студентом различных социально-экономических явлений. Ответы на поставленные вопросы должны быть полными, аргументированными, отражать социологические аспекты анализа общественно-экономических явлений, содержащиеся в работе теоретические материалы должны быть проиллюстрированы эмпирическим материалом. Выполнение контрольной работы должно показать знание студентом основных теоретических вопросов предложенной темы контрольной работы. В качестве методических ориентиров при выполнении контрольной работы можно использовать учебные пособия, лекции, а также тексты первоисточников — авторов той или иной социологической теории. Этот материал можно брать также в журналах «Социологические исследования», «Общественные науки и современность» и др., к которым, наряду с учебниками, следует непременно обращаться. Рекомендуется также и самостоятельный подбор литературы. Надежным и полным источником информации по теме служит справочная литература по социологии. Использование в контрольной работе мыслей и выводов ученых должно сопровождаться ссылками на их труды. Надо указать название произведения, год издания, страницу. Возможны два варианта ссылок:
В случае необходимости контрольная работа может быть снабжена иллюстративным материалом – схемами, таблицами, диаграммами. Выводы по всей работе излагаются в заключении. Поощряется самостоятельность суждений автора контрольной работы, связь проанализированных вопросов с современными реалиями. В конце текста работы приводится список использованной литературы. Обязательно нужно оставлять поля для замечаний и вопросов рецензента. Ответы на замечания и вопросы рецензента следует давать в письменной форме. В случае отрицательной рецензии необходимо доработать текст согласно замечаниям и вновь представить работу на рецензирование вместе с первым ее вариантом. Обратите внимание, что работа, переписанная из учебника, заимствованная из текстов Интернета или без ссылок на источники, к собеседованию не принимается. Объем контрольной работы должен составить 15 страниц текста (формат А 4, интервал 1,5). Работа должна быть подписана студентом с указанием даты ее написания. По результатам выполнения контрольной работы проводится устное собеседование, при положительном результате студент получает «зачет». Оформление контрольной работы. Работа выполняется на форматных листах А4 без оборота. Текст должен быть набран на компьютере. На титульном листе вверху обозначается название вуза и кафедры, в центре – наименование темы работы, фамилия, имя и отчество ее автора, направление, номер группы, внизу – год написания. Тематика контрольных работ по курсу «экономическая социология» ВАРИАНТ 1. МЕСТО И РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
В первом вопросе следует отметить, что экономическая социология тесно связана с социологией, основоположником которой считается О. Конт. Вкратце охарактеризуйте историю развития социологии, дайте определение этой науки. Назовите и других классиков социологии. Проанализируйте вклад О. Конта в дальнейшую разработку ранней теории индустриального общества, начатую его учителем Сен-Симоном. Это теоретическое направление непосредственно связано с современной экономической социологией. Назовите условия, причины и предпосылки зарождения экономико-социологической мысли, развития экономической социологии. Приведите определение науки «экономическая социология», раскройте ее роль и предназначение в общественно-экономическом познании. Охарактеризуйте место экономической социологии в системе общественных наук. Изложение второго вопроса целесообразно начать с объяснения того, что система категорий в любой науке и в том числе в экономической социологии является важнейшим средством научного познания. Назовите и охарактеризуйте категории экономической социологии: общенаучные, общесоциальные и специфические. Раскройте содержание общесоциологических законов (законы социального целого, развития, структуры, взаимосвязи общественных потребностей и деятельности людей, взаимосвязи материального производства и общества) и экономические законы (конкуренции, разделения и перемены труда, спроса и предложения) в изучении социальных отношений в сфере экономики и финансов. В третьем задании необходимо не только соотнести указанные категории с уровнями категориального аппарата, но и привести научные определения данных категорий. Литература
ВАРИАНТ 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Первый вопрос следует начать с анализа экономического и социологического подходов к определению предмета экономической социологии, раскрыть разнообразие определений экономической социологии отечественными авторами (В.Ю.Веселов, В.И.Верховин, Т.И.Заславская, А.Кравченко, Р.В.Рывкина, В.В.Радаев, Г.И. Соколова, Г.Г.Силласте) и зарубежными (М.Вебер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Н.Смелзер) как отражение разных научных подходов к ее предмету. Охарактеризуйте объект экономической социологии, ее междисциплинарный статус, соотношение экономической социологии с другими научными дисциплинами (экономической теорией, демографией, статистикой, психологией). Охарактеризуйте место экономической социологии в структуре социологического знания. Частные социологические теории, их предмет и объект в структуре экономической социологии: социология труда, социология занятости, социология управления (менеджмента), социология безработицы, социология предпринимательства, социология страхования, фискальная социология, социология финансово-банковской деятельности, социология домохозяйств, региональная социология, монетарная социология. Социально-экономические уровни. Макро- и микро- экономические подходы в социологическом анализе. Во втором вопросе укажите цель экономической социологии, перечислите и проанализируйте ее функции. В третьем вопросе следует охарактеризовать социальную и экономическую сферы общества, их особенности и взаимосвязь. Литература
ВАРИАНТ 3 КЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 1. Вклад К. Маркса в становление и развитие экономической социологии 2. Вклад М. Вебера в развитие экономической социологии. 3. Социологический подход Т. Веблена к анализу истории развития человеческой цивилизации Раскрывая первый вопрос, нужно отметить важность классического периода для становления и развития экономической социологии, назвать наиболее известных ученых, внесших значительный вклад в ее научный фундамент, проанализировать особенности этого периода. Обоснуйте взгляд К. Маркса на поступательное, прогрессивное развитие общества, отраженное в его учении об общественно-экономических формациях, проанализируйте также взгляд ученого на экономический источник конфликта в обществе, который проявляет себя в форме классовой борьбы. Объясните марксистский подход к трактовке понятий «общественно-экономическая формация», «производительные силы», «производственные отношения» «собственность на средства производства», «труд», «капитал». Во втором вопросе покажите вклад М. Вебера(1864 – 1920) в формирование экономической социологии, раскройте его точку зрения на проблему рационализации, используя работу «Протестантская этика и дух капитализма». Покажите, в чем суть рационализации, по М. Веберу, какую роль в зарождении капитализации в Европе сыграла протестантская религиозная этика; существует ли взаимосвязь между господствующей в обществе религиозной моралью и экономической деятельностью и в чем это проявляется. Раскройте содержание разработанных им категорий: власть, статус, авторитет, престиж, бюрократия, администрация. Следует охарактеризовать его типологию господства (легальный, традиционный, харизматический), типы политиков (политики по случаю, политики по совместительству, профессиональные политики). В третьем вопросе раскройте взгляд Т. Вебленана экономическую науку как науку о мотивах и поведении людей, его позицию на то, что двигателем развития общества является развитие экономики, промышленное производство. В чем заключается противоречие интересов индустрии и бизнеса? Каково отношение Т. Веблена к классу бизнесменов? Охарактеризуйте такие категории как: «демонстративное потребление», «престижное потребление», а также роль технократического (бюрократического) механизма управления обществом. Литература
Вариант 4. Основные концепции западных экономических школ в 20 в.
Раскрывая первый вопрос, целесообразно проанализировать вклад в становление экономической социологии классиков политической экономии А. Смита, Д. Рикардо, А. Маршалла, а также социологов Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля и др. Назовите этапы становления западных экономических школ. Освещая второй вопрос, подчеркните, что рамках одного этапа существовало несколько экономических школ, внесших вклад в формирование экономической социологии. Среди них: индустриальная социология. Проанализируйте направления ее развития, укажите, когда и где она возникла, какие идеи были положены в ее основу учеными Ф. Тейлором, А. Файолем, А. Маслоу и др. В третьем вопросе подчеркните роль А. Смита в разработке модели «экономического человека», раскройте сущность этой модели, различные подходы к ее анализу с позиций таких исследователей как Д. Рикардо, Дж. С. Милля, Т. Веблена и др, а также современных исследователей экономических проблем. Литература
ВАРИАНТ 5. РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ В 20 – 60 гг.
Прежде чем раскрывать первый вопрос, назовите этапы развития западных экономических школ, кратко охарактеризуйте указанный в данной теме период, как этапактивного становления экономической социологии. Назовите ученых, внесших свой вклад в ее развитие, в том числе П. Сорокина. Далее проанализируйте основные идеи представителей «Школы человеческих отношений» Э. Мэйо и Ф. Ротлисберга, Д. Макгрегора и их вклад в становление экономической социологии. Излагая второй вопрос, раскройте особенность и значение для развития социально-экономической мысли структурно-функциональной концепции Р. Мертона, его учения о явных и латентных функциях, возникающих в результате социальных конфликтов. Как, по Мертону, проявляются дисфункциональные изменения, возникающие вследствие напряжения и противоречий в социальной жизни? Каковы типичные причины аномии в индустриальном обществе? Раскройте пять типов адаптации, по Мертону, в социальном поведении. В третьем вопросе важно подчеркнуть взгляд социалистов-утопистов К.А. Сент-Симона, Р. Оуэна на проблему человека, отличного от модели «экономического человека», в чем состоит это отличие. Раскройте этапы подхода к изучению модели «социологического человека», назовите имена ученых, изложивших свой взгляд на эту модель. Литература
Тема 6. Западная социально-экономическая мысль второй половины 20 в. – начала 21 в. 1. Вклад в развитие социально-экономической мысли Т. Парсонса 2. Значение творчества Н. Дж. Смелзера для формирования экономической социологии. 3. Западная экономическая социология на современном этапе Начиная раскрывать первый вопрос, назовите этапы развития западных экономических школ, кратко охарактеризуйте указанный в данной теме период, как этап полной институционализации экономической социологии. Далее проанализируйте основные идеи структурно-функционального анализа и теорию социального действия в интерпретации Т. Парсонса. Поясните, что доминирует в обществе: согласие (консенсус) или конфликт, за счет чего выживает система и достигается «равновесие» в обществе? что обеспечивает социальный порядок? Раскройте роль функции для выживаемости социальной системы, а также содержание понятий «дифференциация» и «интеграция», охарактеризуйте типы обществ по Парсонсу. Освещая второй вопрос, подчеркните, что Н. Смелзер показал, что экономика и социология исследуют разные аспекты экономического поведения. Уточните, какие? Проанализируйте их. Приведите определение понятия «экономическая социология», данное Н. Смелзером. Покажите, на какие сферы он подразделяет общественную жизнь, что они включают в себя. Поясните значение понятия « социологические переменные». Анализируя западную экономическую социологию на современном этапе, целесообразно рассмотреть ее с позиций американского социолога Р. Сведберга через призму «сравнительной макросоциологии». Приведите определение понятия «экономическая социология», данное Р. Сведбергом. Выделите основные проблемы, изучаемые «новой экономической социологией». Литература
ВАРИАНТ 7. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Освещая первый вопрос, назовите и кратко охарактеризуйте этапы развития экономической социологии в России. Раскройтесоциально-экономические идеи русских социологовМ. Ковалевского, Н. Михайловского, М. Туган-Барановского, поясните их значение для становления российской экономической социологии. Во втором вопросе проанализируйте значение научного творчества Богданова А. А., Л.Н. Юровского, А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, С. Г. Струмилина для российской экономической социологии, а также вклад В. И. Ленина, Бухарина Н. И. в ее развитие. Излагая третий вопрос, целесообразно почеркнуть, что на рубеже 20-21 веков в России активно проводятся социологические и социально-экономические исследования, сформированы крупные исследовательские центры не только в столичных городах, но и в провинциальных, укажите где. Назовите имена известных российских ученых, внесших вклад в дальнейшее развитие экономической социологии. Подробнее проанализируйте социально-экономические идеи ученых Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, В.И. Верховин, Р.В. Радаев, Г.Н. Соколова, Г.Г. Силласте. Литература
ВАРИАНТ 8.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Освещение первого вопроса целесообразно начать с анализа причин перехода России к рыночным отношениям и этапов их формирования. Переход к рынку сопряжен с обострением проблем в российском обществе. Охарактеризуйте наиболее крупные из них: безработица, снижение жизненного уровня населения, престижа общественно значимого труда, в том числе высокопрофессионального, а также снижение качества и безопасности жизни и другие проблемы. Проиллюстрируйте это на материалах последних социологических исследований. Наряду с негативными последствиями перехода к рынку выделите и положительные последствия. Излагая второй вопрос, охарактеризуйте существующие разные подходы к определению социальной политики в целом, приведите ее определение. Назовите субъект и объект социальной политики. Раскройте взаимосвязь социальной политики с экономической политикой. Какие существуют экономические и политические ограничения в реализации социальной политики, каковы способы их разрешения. В третьем вопросе надо не только назвать причины интеграции социологии в финансово-банковскую сферу, но и кратко их охарактеризовать. Литература
ВАРИАНТ 9.СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 1. Понятие «социальная структура общества» и ее элементы 2. Социальные статус и роли и их виды 3. Социальные интересы различных групп в обществе В первом вопросе целесообразно сначала определить понятие «социальная структура общества». Привести несколько подходов к определению социальной структуры. Назовите типы социальных структур и раскройте социальную структуру каждого типа (рабовладельческую, феодальную, классовую), охарактеризуйте сущность и особенности социально-демографической подструктур, социально-профессиональной, социально-территориальной, национальной подструктуры российского общества, а также частных подструктур общества: организационно-управленческая, социально-отраслевая структура. Сформулируйте выводы, указав, в чем значение изучения социальной структуры общества. Во втором вопросе приведите определения понятий «социальный статус», «социальная роль», охарактеризуйте виды статусов, раскройте понятия «статусный набор», «ролевой набор». В третьем вопросе следует привести определение понятия «социальные интересы» и проиллюстрировать на примере отдельных социальных групп современного общества. Литература
ВАРИАНТ 10.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА 1. Понятие «социальная стратификация общества». Причины социальной стратификации. Типы стратификационных систем. 2. Западные социологические теории социальной стратификации. 3. Социальная эксклюзия как социальное явление Излагая первый вопрос, раскройте, в чем суть структурирования общества, дайте определение понятия стратификация, что такое социальная стратификация, что она отражает и каковы ее причины. Перечислите критерии, используемые для расположения страт. Во втором вопросе охарактеризуйте западные социологические теории социальной стратификации: марксистская, концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, французского социолога А. Турена, американского социолога Л. Уорнера. Покажите, как рассматривают различные концепции стратификации проблему неравенства, каков их взгляд на размещение слоев в иерархическом подчинении. В третьем вопросе следует не только привести социологическое определение понятия «социальная эксклюзия», но объяснить его социологический смысл. Литература
ВАРИАНТ 11.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Освещение первого вопроса целесообразно начать с анализа причин перехода России к рыночным отношениям и этапов их формирования. Переход к рынку сопряжен с формированием новой социально-экономической стратификации. Покажите, в каких условиях идет данный процесс, охарактеризуйте проблемы и последствия этого процесса. Излагая второй вопрос, охарактеризуйте существующие разные подходы к обоснованию модели стратификации современного российского общества. Назовите и охарактеризуйте социальные слои в современной России, которые выделяет академик Т.И. Заславская и другие исследователи, приведите критерии выделения социальных слоев. В третьем вопросе следует привести социологическое определение понятия качество жизни и проанализировать его критерии. Литература
ВАРИАНТ 12.СРЕДНИЙ КЛАСС И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ 1. Понятие «средний класс» и основные критерии принадлежности к нему. 2. Структура среднего класса и его ценности. Роль среднего класса в обществе 3. Специалисты финансово-банковской сферы как представители среднего класса Раскрывая первый вопрос темы, следует проанализировать, где возникла и как трансформировалась эта категория в социологии в различные периоды развития общества. Обозначить основные критерии принадлежности к среднему классу в западной социологии. Обоснуйте утверждение, что любое общество (социальная общность) неизбежно воспроизводит социальное неравенство, которое является одним из важнейших факторов функционирования и развития социальной системы. Во втором вопросе необходимо рассмотреть основные признаки среднего класса в современной России, привлекая для углубленного анализа работу Т.И. Заславской «Социальная трансформация российского общества». Покажите, какие критерии положены в основу анализа среднего класса в России известным социологом. Проанализируйте, почему уровень бедности в современной России приобретает массовый характер, но бедные отказываются относить себя к этой категории. Рассмотрите роль маргинальности в социальной структуре общества. Покажите роль среднего класса в обществе и какие надежды связываются с его развитием. В третьем вопросе охарактеризуйте социальную группу специалистов финансово-банковской сферы. Можно ли эту группу отнести к среднему классу, обоснуйте свое мнение. Литература
ВАРИАНТ 13. НОВЫЕ КЛАССЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Изложение первого вопроса целесообразно начать с общей характеристики структуры современного российского общества, сравнить ее со структурой советского общества и современного западного, назвать новые социально-экономические группы и классы, которые появились в современной России, привести их краткую характеристику и критерии их выделения. Во втором вопросе проанализируйте социальную группу специалистов финансово-банковского сектора как страты российской экономической интеллигенции с позиций критериев социальной стратификации, ценностных ориентаций и поведенческих установок. Литература
ВАРИАНТ 14. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 1. Сущность и виды предпринимательства 2. Социологический подход к изучению предпринимательской деятельности 3. Социологический портрет предпринимателя России Изложение первого вопроса целесообразно начать с общей характеристики структуры современного российского общества, сравнить ее со структурой советского общества и современного западного, назвать новые социально-экономические группы и классы, которые появились в современной России, привести их краткую характеристику и критерии их выделения. Поясните, когда и кем впервые был введен термин «предпринимательство», приведите позицию А. Смита на предпринимательские качества человека. Охарактеризуйте виды предпринимательства, в том числе в России. Содержание и функции предпринимательства, предпринимательского поведения (Н. Кондратьев, П. Шумпетер, Ф. Хайек, Л. Мизес). Освещение второго вопроса начните с характеристики феномена предпринимательства как социального явления и социально-экономического процесса в условиях плюрализма форм собственности в России, предпринимательская деятельность - как форма активного экономического поведения. Раскройте введенное в науку Т.И. Заславской понятие «Бизнес-слой», проанализируйте его структуру, из каких социальных групп формировался предпринимательский слой, какие позиции в социальной стратификации занимают предприниматели. Ценностные ориентации и поведенческие установки предпринимателей. Криминализация общества и экономики как прямая угроза развитию предпринимательства в России. Социологическое изучение рисков предпринимательской деятельности. В третьем вопросе на основе исследований социологов проанализируйте социологический портрет предпринимателя России, раскройте его ценностные ориентации и поведенческие установки. Литература
ВАРИАНТ 15.СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА 1. Социальная мобильность: понятие, типы, виды, основные каналы. 2. Профессиональная мобильность в сфере экономики и финансов 3. Проанализируйте суждение: «Социальные барьеры — это социальные фильтры, отбраковывающие засоренную воду и пропускающие наверх общества, где принимаются жизненно важные для него решения, чистую воду. Так должно быть в идеале. Но фильтры часто ломаются: титулы и должности покупают, аттестаты об образовании подделывают; капиталы воруют; семейное положение не учитывают». Приведите ваши соображения о том, в каком обществе - закрытом или открытом - чаще ломаются фильтры. Ответ обоснуйте. В первом вопросе целесообразно отметить связь теории социальной структуры общества с проблемой социальной мобильности. Затем дать определение социальной мобильности, указать, когда и кем из ученых это понятие сформулировано и введено в социологию. Здесь же надо привести классификацию мобильности, выделить типы и виды, подкрепить ее примерами. Особо подчеркните важность вертикальной мобильности, раскройте ее сущность и значение. Охарактеризуйте основные факторы социальной мобильности. Отвечая на второй вопрос, проанализируйте основные показатели социальной мобильности, которые используются для количественной оценки процессов мобильности, такие как «скорость» и «интенсивность» социальной мобильности. Раскройте, что понимается под скоростью мобильности, подкрепив примером, а также под интенсивностью мобильности и тоже дайте пример. Подчеркните, от чего зависит интенсивность социальной мобильности, для каких обществ характерна интенсивная социальная мобильность. По выражению П.А. Сорокина, в обществе «много отверстий и лифтов для подъема и спуска». Приведите свои соображения, можно ли считать верным утверждение: чем больше социальная мобильность, тем демократичнее общество. Покажите, что означает безграничная мобильность и недостаточная мобильность. Социальная мобильность - это естественный социальный процесс. Покажите, какую роль в жизни общества играет социальная мобильность. Литература 1. Социология: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 3‑е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004; М.: Проспект, 2010. 2. Адорно Т. Введение в социологию. — М.: Праксис, 2010. 3. Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 2005. 4. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.М. Общая социология: учебное пособие / под ред. З.Т. Голенковой. — М.: Гардарики, 2005. 5. Козырев Г.И. Социология: учебное пособие. — 2‑е изд., перераб. и доп. — М.: ИД «Форум», 2010. 6. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в диалектически меняющемся мире. — М.: МГИМО-Университет, 2007. 7. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2007. 8. Луман М. Социальные системы. — М.: Наука, 2007. 9. Радаев В., Шкаратан О. Социальная стратификация: учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 1996. 10. Сорокин П.А. Система социологии. — М.: Астрель, 2008. 11. Уорд Л.Ф. Очерки социологии. — М.: Либроком, 2009. 12. Штомпка А. Социология. — М.: Логос, 2008. 13. Яковлев А.М. Социальная структура общества. — М.: Экзамен, 2002. ВАРИАНТ 16.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО СПЕЦИФИКА
В первом вопросе раскройте структуру, функции экономического поведения, рассмотрите этот феномен как способ реализации экономических интересов, приведите его определение в экономической и социологической интерпретации. Во втором вопросе охарактеризуйте модели экономического поведения и их эволюцию в экономических и социологических теориях. Приведите классификацию экономического поведения в современном российском обществе: производственное, предпринимательское, инвестиционное, потребительское и др., охарактеризуйте типы поведения. В третьем вопросе проанализируйте эконоцид как форму социальной и экономической дезадаптации Литература
ВАРИАНТ 17. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Освещая первый вопрос, подчеркните, что «экономическое сознание» и «экономическая культура» являются составными элементами экономического поведения, приведите определения данных понятий, раскройте их сущность. Охарактеризуйте формы экономического сознания: массовая, групповая, индивидуальная. Во втором вопросе проанализируйте функции экономической культуры, ценностные ориентации в сфере экономики, назовите виды экономической культуры, раскройте сущность предпринимательской, сберегательной, потребительской культуры, а также культуры ролевых групп в экономике. В третьем вопросе раскройте сущность маргинализации, приведите и охарактеризуйте виды маргинальности. Литература
4. Экономическая социология: учебное пособие для вузов / под ред. В.И. Верховина. М., 2006. 5. Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология: монография. М., 2002. 6. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 7. Борисова Л.Г., Солодова Г.С., Фадеева О.П., Харченко И.И. Неформальный сектор: экономическое поведение детей и взрослых / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2001. 8. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: очерки теории / отв. ред. А.Г. Аганбегян. Новосибирск, 1991. 9. Парсонс Т. Структура социального действия / Т. Парсонс О структуре социального действия. М., 2000. 10. Соколова Г.Н. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. Мн., 1998. 11. Авакян А. А. Экономическая культура как регулятор экономического поведения http://www.teoria-practica.ru/-1-2013/sociology/avakyan.pdf ВАРИАНТ 18. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ФИНАНСОВО-БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ 1. Сущность, характеристика и функции конфликтов. 2. Трудовой конфликт как форма столкновения экономических интересов. 3. Способы разрешения социальных конфликтов В первом вопросе дайте определение понятия «социальный конфликт», раскройте его природу как общественного явления. Обратите внимание на разработку теории социального конфликта известными исследователями этого направления - Г. Зиммелем, Г. Дарендорфом, Л. Козером, К.Э. Боулдингом, К. Марксом. Назовите причины, функции и субъекты социальных конфликтов. Социальный конфликт в своем развитии проходит определенные этапы, выделите их и охарактеризуйте. Назовите типы социальных конфликтов, охарактеризуйте их, определите формы проявления этих типов конфликтов. Специфика конфликтов в экономической сфере. Конфликт интересов и особенности его проявления на макро- и микроуровнях развития экономики и финансов (в сферах труда и производства, в трудовых коллективах, на финансовых рынках, в сфере налогообложения, страховых услуг и т. д.). Структура экономического конфликта. Субъекты социально–экономических конфликтов в условиях современной России. Во втором вопросе рассмотрите трудовые конфликты в условиях перехода экономики на рыночные принципы функционирования. Виды трудовых конфликтов. Конфликтогенные зоны в сфере труда и их нейтрализация. Возможности социологического замера уровней напряженности в трудовых коллективах. Институт социального партнерства как способ неконфронтационного регулирования трудовых отношений в условиях рыночной экономики. Социальная напряженность в обществе и факторы ее обуславливающие. Конфликтогенез и его социальная диагностика. Социальные последствия экономических конфликтов. Раскрывая третий вопрос, сформулируйте условия, при которых возможно разрешение социальных конфликтов, назовите меры, способствующие разрешению конфликтов. Изложите методы разрешения конфликтов. Покажите, какова роль насилия в конфликте. Приведите примеры форм конфликтов и методы их разрешения из современной истории России в финансово-банковской сфере. Литература
ВАРИАНТ 19. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ЭКОНОМИКИ
Раскрывая первый вопрос, изложите кратко историю формирования общественного мнения. Дайте определение понятия «общественное мнение». Приведите понимание этой проблемы Г.В. Гегелем, Г. Тардом, В.М. Хвостовым. Раскройте сущность, содержание общественного мнения. Назовите признаки, характеризующие общественное мнение. Что является объектом общественного мнения? Что такое субъект общественного мнения? Что означает в строгом смысле «общественное мнение»? Дайте определение понятия «выразитель общественного мнения». Изложите понимание термина «мнение общества», в каких случаях он употребляется. В чем подвижность мнения, изложите причины и источники формирования общественного мнения. Назовите формы, в которых может выступать общественное мнение. Функции общественного мнения. Во втором вопросе раскройте специфику изучения общественного мнения в финансово-банковской сфере деятельности. Методы изучения: мониторинговые опросы, экспресс-опросы, замеры рейтингов влияния, престижа финансовых институтов и их лидеров, экономической элиты. Определение уровней риска: финансового, кредитного, политического, страхового. Проведение социологических исследований общественного мнения в финансово-банковской сфере и внедрение их результатов в практику. Сращивание крупного капитала и средств массовой информации. Использование СМИ финансово-банковской олигархией для лоббирования своих интересов. Регулятивные функции государства в использовании средств массовой информации и в управлении ими. В третьем вопросе охарактеризуйте суть манипулирования общественным мнением. Назовите средства и механизмы манипулирования общественным мнением. Литература
ВАРИАНТ 20. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ
Чтобы раскрыть содержание первого вопроса, необходимо сказать, что такое социологическая информация, каким требованиям она должна отвечать, что такое социологическое исследование. Дайте определение методу опроса, назовите его разновидности и укажите области его применения. Обратите внимание на достоинства и недостатки этого метода. Раскрывая методику опроса, особый акцент следует сделать наиболее распространенном его виде – анкетировании. Рассмотрите структуру анкеты, укажите виды и типы вопросов и ответов на них, а также способы их кодирования. Какими требованиями необходимо руководствоваться при составлении анкеты. Охарактеризуйте метод интервью и раскройте его виды. Укажите положительные и отрицательные стороны этого метода. Дайте характеристику методу «экспертный опрос», в чем заключаются его особенности. Раскройте специфику интернет-опроса, технологии его проведения. Отметьте его достоинства и недостатки, охарактеризуйте правила проведения этого вида опроса. Во втором вопросе дайте определение документа в социологии, классификацию документов по форме изложения и способу фиксации, когда и каким образом применяется метод анализа документов. Особое внимание уделите специфике контент-анализа, остановитесь на общих требованиях к проведению традиционного способа и контент-анализа. Для выполнения третьего задания необходимо ознакомиться в библиотеке с выпусками журнала «Социологические исследования» № 12 (декабрь каждого из указанных лет), проанализировать заголовки статей, выделить из них публикации по экономической социологии, систематизировать по годам и составить краткую аннотацию. Литература
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 110. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |