Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Уникальность и специфичность города как объекта изучения




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По дисциплине

«Социология города»

Направление подготовки:

Государственное и муниципальное управление

 

Профиль подготовки:

Муниципальное управление

 

Квалификация (степень) выпускника -бакалавр

Цели освоения дисциплины

 

Целями освоения дисциплины «Социология города»являются:

- формирование научных представлений о городе как социальной системе, об основных социальных структурах и процессах в городской среде, о проблемах и тенденциях развития современного города, методах их научного изучения;

- развитие критического социологического взгляда на городскую среду и умения применять социологические теории к анализу городской повседневности.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

По учебному плану бакалавриата Самарской академии государственного и муниципального управления по направлению 081100.62 "Государственное и муниципальное управление", по профилю "Муниципальное управление" «Социология города» является для студентов обязательной дисциплиной вариативной части профессионального цикла - Б3.В.10.

Содержание учебного курса

Тема 1. Город как объект комплексного изучения

 Состояние урбанистики. Характерные черты урбанистики: 1) многоаспектность проблематики, 2) дискуссионный характер высказываемых точек зрения, субъективность оценок, интерпретаций городской жизни вообще, отдельных её феноменов в частности; влияние личностные особенности познающего субъекта. Проблема конвенционального языка урбанистики. Основные проблемы социологии города.

Обзор основных предметных областей изучения города. Территориально-поселенческий ракурс. Город как концентрированное поселение людей, занятых несельскохозяйственной деятельностью. Типология городов по производственным функциям и размерам. Экономический ракурс. Город как производственно-экономическая система. Типология городов по: 1) производственно-экономическим функциям, 2) рангу территориального статуса и зоне влияния. Градостроительный ракурс. Город как система социально-функционального расселения: места работы, жилья, развлечения и т.п. Город как искусственная среда обитания – совокупность архитектурно-инженерной инфраструктуры. Исторический ракурс. Город как пространство политической и культурной жизни, как пространство зарождения нового социально-политического, а в дальнейшем и экономического строя. История города как история борьбы буржуазных слоёв с феодальным строем. Психологическийракурс. Город как “встреча” объективной и субъективной реальности: “восприятие”, “образ”, “архетип” города. Семиотический ракурс. Город как “текст”, как континуум сообществ и городских субкультур. Анализ городской жизни и городских отношений через понятия тезаурс, семантическая ситуация, коммуникация, текст как продукт коммуникативно-семиотической деятельности. Философско-методологическийракурс. Системный анализ городских процессов. Системный подход в проектировании городской среды. Социологический ракурс. Город как социально-отношенческий феномен. Интегративные возможности социологической методологии изучения города.

Тема 2. Специфика города как объекта изучения и управления. Макросоциологические теории развития городов

Общество – город – индивид. Исследование города в тесной связи с демографическими, технологическими и политическими условиями, характеризующими общество в целом. Исследование поведения горожан в контексте условий жизни в конкретном обществе и конкретном городе. Проблема дефиниции города. Теоретические подходы к городу как объекту изучения: макро- и микросоциологический. Проблема объединения макро- и микросоциологических уровней в социологии города. Возможности исследования города на макро- и микросоциологическом уровне.

Эффект контекста и контекстуальные гипотезы в социологии города. Примеры контекстуальных гипотез в социологических исследованиях города (жилой дом, жилой квартал/микрорайон, городской район как единица административно-территориального деления города).

Развитие города как комплексный процесс. Проблема научного объяснения отдельных элементов данного процесса.

Уровни социологического анализа этапов развития города: экономика (промышленное производство, международные экономические связи, структура занятости по отраслям экономики и т. д.), демография (рождаемость, смертность, миграция возрастная структура и т. д.), технология (технология в производственной сфере и в сфере коммуникаций, техническое развитие в ходе истории и т. д.).

Методологические проблемы, возникающие при анализе развития городов. Фазовые модели развития городов. Традиционная модель роста У. Томаса, модель Ван ден Берга, модель Раста.

Связь между моделями развития городов и моделями городской структуры: концентрической, секторальной, полицентрической.

 

Тема 3. Уникальность и специфичность города как объекта изучения

Задача интеграции накопленные знания о городе на базе междисциплинарного синтеза. Основные дискуссионные проблемы: 1) Генезис города: почему города возникли, развиваются и в каком направлении идёт развитие? 2) Сущность развития города: что считать развитием, какова его база, основное содержание и показатели? 3) Механизмы развития города: в пространстве какого типа отношений формируется городская среда?

Основания частнонаучных определений города: 1) территориально-поселенческое – город как общность совместно проживающих людей, 2) структурно-функциональное – город как система функциональных групп. Недостатки частнонаучных подходов изучения города.

Задачи теоретического синтеза наук о городе: 1) синтез количественных и качественных методов изучения процессов функционирования и развития городского организма; 2) преодоление традиционных гносеологических дихотомий познания: “чувственное – рациональное”, “образ – логическая схема”, “генерализация – индивидуализация”, “структура – действие”.

Соотношение социальной структуры населения города и субкультурной интенциональности городских сообществ.

Тема 4. Методологические принципы изучения города

Принципы историзма в изучении города. Город как точка изменений социокультурного пространства, “увеличительная линза” социокультурных инноваций. Принципы синергетики (самоорганизации) в изучении города. Существование параллельных временных измерений (хронотоп города). Принцип антропологизма (антроптный принцип). Горожане – их потребности, интересы, ценности, цели, особенности их личности и поведения как гносеологический фокус (точкой концентрации исследовательских интересов) социологии города.

Город как системный организм

Парадигмы системного подхода: 1) объектно-структурная, 2) синергетическая. Система как объект, как структурно-функциональная конструкция и система как саморазвивающаяся синкретическая целостность. Основания различения указанных парадигм. Различение статической и динамической стороны организации системы. Различение целей и методов системного анализа. Различение исследовательских задач. Недостатки традиционной объектно-структурнй парадигмы. Некоторые свойства города как синергетической системы (урбанистский вариант “порядка из хаоса”).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 398.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...