Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типология социальных коммуникаций по критерию соотношения источника и получателя.




3 вида массового набора: 1. Межличностный; 2. Организация; 3. массовый.

 

  личность группа организация масса
личность интер-персональные и межличностные ком-ии коммуникативно-личная организац-ая ком-ия масс-ая ком-ия
группа группо-личностная межгрупповая ок мк
организация ок ок ок мк
масса мк мк мк мк

 

10. Типология социальных коммуникаций по критерию соотношения источника и получателя.

3 вида массового набора: 1. Межличностный; 2. Организация; 3. массовый.

 

  личность группа организация масса
личность интер-персональные и межличностные ком-ии коммуникативно-личная организац-ая ком-ия масс-ая ком-ия
группа группо-личностная межгрупповая ок мк
организация ок ок мк ок
масса мк мк мк мк

 

11.

11. Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям.По типу сообщения: 1.когнетивные (содерж. информацию), эмотивные (вызывающие эмоцию, формирует мнение), конативные (побуждающие к действию моболиз.)2. информативные, ритуальные (фактические). По каналу: 1.межличностные – организационные – массовые. 2.Неопосредованные– опосредован.(естественные и искусственные). (Организация. – знаковый посредн. – целевая аудитория.). По эффекту:1. эффективные - неэффективные, 2. конструктивные – деструктивные(разрыв сложной коммуникации).Дополнительная классификация. 1.По хар-ру обратной связи: односторонняя (от орг. к общ), двусторонняя (от орг. к общ. и от общ. к орг.). По рез-там ком-ии как для источника, так и для получателя: ассиметричные(эффект получает только источник), симметричные (обе стороны). По регулярности: регулярные, нерегулярные. По обществ. сферам действия:: культ., эконом. и т.д. По сферам: деловая, бытовая. По намерениям источника: интенц., неинтенц.(ненамеренная).

 

11. Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям.По типу сообщения: 1.когнетивные (содерж. информацию), эмотивные (вызывающие эмоцию, формирует мнение), конативные (побуждающие к действию моболиз.)2. информативные, ритуальные (фактические). По каналу: 1.межличностные – организационные – массовые. 2.Неопосредованные– опосредован.(естественные и искусственные). (Организация. – знаковый посредн. – целевая аудитория.). По эффекту:1. эффективные - неэффективные, 2. конструктивные – деструктивные(разрыв сложной коммуникации).Дополнительная классификация. 1.По хар-ру обратной связи: односторонняя (от орг. к общ), двусторонняя (от орг. к общ. и от общ. к орг.). По рез-там ком-ии как для источника, так и для получателя: ассиметричные(эффект получает только источник), симметричные (обе стороны). По регулярности: регулярные, нерегулярные. По обществ. сферам действия:: культ., эконом. и т.д. По сферам: деловая, бытовая. По намерениям источника: интенц., неинтенц.(ненамеренная).

 

12.

12. Модель социальной коммуникации Шеннона-Вивера.Математическая модель Вивера. 1949г. Клод Шеннон и Уоррен Вивер. Модель точного и квантифицированного исследования ком-ии, процессов передачи инф-ии. В этой модели можно точно иссл-ть точность передачи инф-ии и выявить факторы, увеличивающие/уменьшающие точность. Модель включает пять элементов: источник информации, сообщение, канал передачи и получателя, расположенные в линейной последовательности (линейная модель). Источник  (S)+((E)Энтропия – некий набор сообщений)) – кодирование, шум источника – передатчик – сигнал, шум канала – канал – декодер. приёмник – шум получателя – преобраз. сигнал получателя (R2). Источник выбирает послание из набора доступных ему возможных посланий. Это послание посредством передатчика трансформируется в сигнал, кот. по каналу отправл. к приёмнику, приёмник преобраз. переданный сигнал в послание и доставляет его получателю. Любое искажение информации называется шумами. Шум источника + шум получателя = семантический. Семантический шум – это неправ. использование языка/иных символов (иностранцы), это субъективная интерпретация языковых или иных символов. Механический шум – шум канала, кот. связан с технич. потерями инф-ии из-за несовершенства канала, технич. проблем при кодировании и декодировании. Пространство инф. выборов (Е), по Ш. и В., это энтропия – кол-венная хар-ка меры неопределённости, понятие обратное «информации». Любое сообщение может быть измерено по равному кол-ву содержащейся в нём инф-ии = (по Ш. и В.) объёму неопределённости, кот. это сообщение снижает у получателя. Достоинства и недостатки* модели: 1.данная модель впервые разделили приёмника и получателя, источника и передатчика и дала возможность более строго описать процесс перемещения инф. в ком. взаим-ии. 2. модель даёт матем. формулы для оценки качества ком-ии и потери инф-ии. 3. предложена универсальная классификация ком. шумов. 4. сформулирована важная теорема об избыточности сообщения. 1.*модель имеет преимущественно кол-венный хар-р, в ней не учтены содержат. аспекты взаим-ий. 2. не предусмотрно обратной связи.

 

12. Модель социальной коммуникации Шеннона-Вивера.Математическая модель Вивера. 1949г. Клод Шеннон и Уоррен Вивер. Модель точного и квантифицированного исследования ком-ии, процессов передачи инф-ии. В этой модели можно точно иссл-ть точность передачи инф-ии и выявить факторы, увеличивающие/уменьшающие точность. Модель включает пять элементов: источник информации, сообщение, канал передачи и получателя, расположенные в линейной последовательности (линейная модель). Источник (S)+((E)Энтропия – некий набор сообщений)) – кодирование, шум источника – передатчик – сигнал, шум канала – канал – декодер. приёмник – шум получателя – преобраз. сигнал получателя (R2). Источник выбирает послание из набора доступных ему возможных посланий. Это послание посредством передатчика трансформируется в сигнал, кот. по каналу отправл. к приёмнику, приёмник преобраз. переданный сигнал в послание и доставляет его получателю. Любое искажение информации называется шумами. Шум источника + шум получателя = семантический. Семантический шум – это неправ. использование языка/иных символов (иностранцы), это субъективная интерпретация языковых или иных символов. Механический шум – шум канала, кот. связан с технич. потерями инф-ии из-за несовершенства канала, технич. проблем при кодировании и декодировании. Пространство инф. выборов (Е), по Ш. и В., это энтропия – кол-венная хар-ка меры неопределённости, понятие обратное «информации». Любое сообщение может быть измерено по равному кол-ву содержащейся в нём инф-ии = (по Ш. и В.) объёму неопределённости, кот. это сообщение снижает у получателя. Достоинства и недостатки* модели: 1.данная модель впервые разделили приёмника и получателя, источника и передатчика и дала возможность более строго описать процесс перемещения инф. в ком. взаим-ии. 2. модель даёт матем. формулы для оценки качества ком-ии и потери инф-ии. 3. предложена универсальная классификация ком. шумов. 4. сформулирована важная теорема об избыточности сообщения. 1.*модель имеет преимущественно кол-венный хар-р, в ней не учтены содержат. аспекты взаим-ий. 2. не предусмотрно обратной связи.

 

13.

13. Модель социальной коммуникации Вестли-Маклина. Модель массовой коммуникации. Описывает разные уровни ком-х взаимодействий: как МЛК(межличностную), так и групповую ком-ю и даже МК 9массовую коммуникацию). Данная модель показывает, какими обр. субъект В, получатель или аудитория может удовлетворить свою потребность в ориентации относительно внешнего для него объективного мира (О1, О2, О3…ОN)(короче, потребность в информации). Большинство этих способов является социальной коммуникативной целью субъекта В явл. выработка аттитюда(обусловленная когнитивно, эмоционально окрашенная предрасположенность к какому-либо объекту или ситуации, предшествующему ситуации; своеобразная установка на определённый объект) по отн-ю к какому-либо объекту внешнего мира. Объект Oj, рассмотрение способов удовлетворения В в инф. о нём:1) в том случае, если Oj доступен прямому взаим-ю с В, последнему ком-ия не нужна, он прямо ориент-ся относит. объекта по дуге Ojb. Когда эта дуга разорвана (субъект не способен прямо наблюдать объект, а потребность сущ-ет) он вынужден вступать в ком-ию с др. субъектами. 2) Ком-ия с субъектом А, кот. прямо взаимодейств. с объектом Oj. А получил инф-ю по линии Oja и передал её В по дуге Ojab – выстраивается ком-ия в рамках треугольника Ньюкомба Ojab, при этом работают все условия модели Ньюкомба. 3) Когда дуга Ojab разорвана (очевидцев найти не возможно) возникает особой опосредованный вариант удовлетворения потребности В – появление проф. ком. посредник субъекта С; он появляется в ком. процессах и начинает выполнять значимую соц. роль только когда возникает масс. знач. потребность в удовлетворении субъекта В. субъект С – инф. посредник, субъект кот. находится между миром событий О и аудиторией В. Медиа, тот субъект, существующий между ними. Создатели этой модели не считали аудиторию субъекта В исключительно зависимым объектом: В активна, обладает возможностью обратного влияния как на медиа С, так и на очевидца А. Эта возможность влияния отображена через обратные дуги Fbc, Fba и дополн. дугу Fca.

13. Модель социальной коммуникации Вестли-Маклина. Модель массовой коммуникации. Описывает разные уровни ком-х взаимодействий: как МЛК(межличностную), так и групповую ком-ю и даже МК 9массовую коммуникацию). Данная модель показывает, какими обр. субъект В, получатель или аудитория может удовлетворить свою потребность в ориентации относительно внешнего для него объективного мира (О1, О2, О3…ОN)(короче, потребность в информации). Большинство этих способов является социальной коммуникативной целью субъекта В явл. выработка аттитюда(обусловленная когнитивно, эмоционально окрашенная предрасположенность к какому-либо объекту или ситуации, предшествующему ситуации; своеобразная установка на определённый объект) по отн-ю к какому-либо объекту внешнего мира. Объект Oj, рассмотрение способов удовлетворения В в инф. о нём:1) в том случае, если Oj доступен прямому взаим-ю с В, последнему ком-ия не нужна, он прямо ориент-ся относит. объекта по дуге Ojb. Когда эта дуга разорвана (субъект не способен прямо наблюдать объект, а потребность сущ-ет) он вынужден вступать в ком-ию с др. субъектами. 2) Ком-ия с субъектом А, кот. прямо взаимодейств. с объектом Oj. А получил инф-ю по линии Oja и передал её В по дуге Ojab – выстраивается ком-ия в рамках треугольника Ньюкомба Ojab, при этом работают все условия модели Ньюкомба. 3) Когда дуга Ojab разорвана (очевидцев найти не возможно) возникает особой опосредованный вариант удовлетворения потребности В – появление проф. ком. посредник субъекта С; он появляется в ком. процессах и начинает выполнять значимую соц. роль только когда возникает масс. знач. потребность в удовлетворении субъекта В. субъект С – инф. посредник, субъект кот. находится между миром событий О и аудиторией В. Медиа, тот субъект, существующий между ними. Создатели этой модели не считали аудиторию субъекта В исключительно зависимым объектом: В активна, обладает возможностью обратного влияния как на медиа С, так и на очевидца А. Эта возможность влияния отображена через обратные дуги Fbc, Fba и дополн. дугу Fca.

 

14.

14. Модель социальной коммуникации Ньюкомба.Соц. – психологич. модель ком-ий Теодора Ньюкомба (ABX – модель) (Н.).  : Условия и последствие ком-ий как психологич. процесса, взаимодействия в элементарной ком. ситуации (сит., в кот. 2 субъекта А и В вступают в ком-ию по поводу внешнего для них объекта X). Ньюкомб предположил, что одним из базовых психологич. мотивов, побуждающих вступать в ком-ию явл. выработком ориентации по отношению к новому объекту и др. к др. Потребность в ориентации явл. одной из важнейших психолог. потребностей человека, неудовлетворение ведёт к стрессу. Хар-ка ком. действий субъекта: Н. предложил воспользоваться в рамках соц.-психологоич. понятием аттитюд – обусловленная когнетивно, эмоц. окрашенная предрасположенность к какому-либо объекту или ситуации, предшествующему ситуации; своеоб. установка на определённый объект ( 1. Позитивная полярность – симпатия и стремление к объекту; 2. Негативная полярность – антипатия, избегание). Люб. элементарная ком. ситуация имеет базовое стремление к симметрии (совпадение направленностей аттитюдов по отнош. к объекту). Согласно Н., общая направленность к симметрии способна породить огранич. набор психологич. последствий ком-ии. Основн. психологич. последствия элементарной ком-ии: 1) автоматич. симметрия – до начала ком-ии имеют место позитивные и межсубъектные аттитюды АВ и ВА, а объектные ат. АХ и ВХ совпадают по направленности. 2) объектные ат. АХ и ВХ до начала ком-ии не совпадают. 3) достижение мнимой симметрии (псевдосимметрия). Эффект ком-ии, при кот. объектные ат. АХ и ВХ не изменяются, но один из субъектов или оба конструируют для себя вообр-ый эф. ком-ии, кот. закляч-ся в том, что партнёр среагировал на аргументы и хотя бы частично изменил свой объектный аттитюд.) Такого рода эф. ком-ии позволяет субъектам сохранить позитивные межличностные отнош. и защитить свой внутр. психологич. мир. 4) достижение негативной симметрии – ат. объектов сохраняются (АХ и ВХ), межсубъектные – меняются в противоположн. сторону (АВ и ВА). 5) несимметричн. исход ком-ии – достижение толерантного согласия о несовпадении позиций при сохран. позитивных межсуб. ат-ов. Основн. достоинства модели Ньюкомба: 1) детальное описание всех возможных психологич. эффектов ком. взаим-я. 2) применимость для разных уровней ком-ии. Недостатки: В ней описываются скорее эф-ты ком-ии. чем реальные механизмы перемещения информ.

 

14. Модель социальной коммуникации Ньюкомба.Соц. – психологич. модель ком0ий Теодора Ньюкомба (ABX – модель) (Н.).  : Условия и последствие ком-ий как психологич. процесса, взаимодействия в элементарной ком. ситуации (сит., в кот. 2 субъекта А и В вступают в ком-ию по поводу внешнего для них объекта X). Ньюкомб предположил, что одним из базовых психологич. мотивов, побуждающих вступать в ком-ию явл. выработком ориентации по отношению к новому объекту и др. к др. Потребность в ориентации явл. одной из важнейших психолог. потребностей человека, неудовлетворение ведёт к стрессу. Хар-ка ком. действий субъекта: Н. предложил воспользоваться в рамках соц.-психологоич. понятием аттитюд – обусловленная когнетивно, эмоц. окрашенная предрасположенность к какому-либо объекту или ситуации, предшествующему ситуации; своеоб. установка на определённый объект ( 1. Позитивная полярность – симпатия и стремление к объекту; 2. Негативная полярность – антипатия, избегание). Люб. элементарная ком. ситуация имеет базовое стремление к симметрии (совпадение направленностей аттитюдов по отнош. к объекту). Согласно Н., общая направленность к симметрии способна породить огранич. набор психологич. последствий ком-ии. Основн. психологич. последствия элементарной ком-ии: 1) автоматич. симметрия – до начала ком-ии имеют место позитивные и межсубъектные аттитюды АВ и ВА, а объектные ат. АХ и ВХ совпадают по направленности. 2) объектные ат. АХ и ВХ до начала ком-ии не совпадают. 3) достижение мнимой симметрии (псевдосимметрия). Эффект ком-ии, при кот. объектные ат. АХ и ВХ не изменяются, но один из субъектов или оба конструируют для себя вообр-ый эф. ком-ии, кот. закляч-ся в том, что партнёр среагировал на аргументы и хотя бы частично изменил свой объектный аттитюд.) Такого рода эф. ком-ии позволяет субъектам сохранить позитивные межличностные отнош. и защитить свой внутр. психологич. мир. 4) достижение негативной симметрии – ат. объектов сохраняются (АХ и ВХ), межсубъектные – меняются в противоположн. сторону (АВ и ВА). 5) несимметричн. исход ком-ии – достижение толерантного согласия о несовпадении позиций при сохран. позитивных межсуб. ат-ов. Основн. достоинства модели Ньюкомба: 1) детальное описание всех возможных психологич. эффектов ком. взаим-я. 2) применимость для разных уровней ком-ии. Недостатки: В ней описываются скорее эф-ты ком-ии. чем реальные механизмы перемещения информ.

 

15.
15. Трансакционная модель социальной коммуникации.
Модель предложена техасской школой ком-ий (Алексисом Теном) и модифицирована СПб школой ком-ий. Модель показывает каким образом Инф. взаимодействие. S1 вступает в ком-ию с R2 по поводу некот. внешнего объекта О. На отбор объекта и хар-р ком-ии влияют два базовых параметра субъекта S1 - цели А1 и культура С1. Ком-ия носит целесообразный хар-р. Цели А1 – то, что S1 хочет получить в результ. ком-ии Е1 (эффект ком-ии). Культура С1 – набор ценностей языковых и символьных средств, кот. владеет S1. Культура влияет как на отбор сообщений, так и на процессы восприятия и кодирования. Отобранное сообщение кодируется cod1 преобразуется в M1 по входу Ch1 поступает на вход получателя R1. Сообщение декодируется DC1 и наступает эффект ком-ии Е1. Ком-ия прекращ. STOP, если: 1. Пропускная способность канала недостаточна. 2. Когда получатель не способен декодировать сообщение. Помимо эффекта Е1 (измен. сознания или поведения R2) результатом ком-ии м.б. встречное ком. взаим-е, оно аналогично прямому, оно изображено в верхн. половине схемы. Важным элементом модели явл. шумы: N1, N4 – семантические шумы источника. N5, N2 – механич. шумы канала, N3, N6 – семантические шумы канала. Заслуги модели: анализ качества ком-ии и факторов потери инф-ии. Безупречно-чёткая ком-ия – ком-ия, в кот. объём и смысл отправленного сообщения эквивалентны объёму и смыслу полученного. 1. Правильное/не правильное использование языка и селиктивное (избирательное) восприятие, обусловленное культурой. 2. получателя –> селиктивное внимание; селиктивное восприятие; селиктивное запоминание. Не ко всем сообщениям получатель внимателен. Общая хар-ка модели: 1) рассматривает ком-ию как систему элементов (какая, получатель, источник, сообщение) и видов поведения (кодирования, декодирования, целеполагания). 2) все сообщения носят ярко-выраженный целенаправленный хар-р. 3) ком-ия инициируется источником, чтобы получить какую-то реакцию у получателя. 4) ком-ия носит трансакционный хар-р – источник и получатель попеременно меняются ролями. 5) изменение любого элемента ведёт к изменению всей ком. системы. 6) ком-ия носит субъективный хар-р; восприятие, кодирование, декодирование во многом зависят от культуры источника и получателя.

 

 

15. Трансакционная модель социальной коммуникации.Модель предложена техасской школой ком-ий (Алексисом Теном) и модифицирована СПб школой ком-ий. Модель показывает каким образом Инф. взаимодействие. S1 вступает в ком-ию с R2 по поводу некот. внешнего объекта О. На отбор объекта и хар-р ком-ии влияют два базовых параметра субъекта S1 - цели А1 и культура С1. Ком-ия носит целесообразный хар-р. Цели А1 – то, что S1 хочет получить в результ. ком-ии Е1 (эффект ком-ии). Культура С1 – набор ценностей языковых и символьных средств, кот. владеет S1. Культура влияет как на отбор сообщений, так и на процессы восприятия и кодирования. Отобранное сообщение кодируется cod1 преобразуется в M1 по входу Ch1 поступает на вход получателя R1. Сообщение декодируется DC1 и наступает эффект ком-ии Е1. Ком-ия прекращ. STOP, если: 1. Пропускная способность канала недостаточна. 2. Когда получатель не способен декодировать сообщение. Помимо эффекта Е1 (измен. сознания или поведения R2) результатом ком-ии м.б. встречное ком. взаим-е, оно аналогично прямому, оно изображено в верхн. половине схемы. Важным элементом модели явл. шумы: N1, N4 – семантические шумы источника. N5, N2 – механич. шумы канала, N3, N6 – семантические шумы канала. Заслуги модели: анализ качества ком-ии и факторов потери инф-ии. Безупречно-чёткая ком-ия – ком-ия, в кот. объём и смысл отправленного сообщения эквивалентны объёму и смыслу полученного. 1. Правильное/не правильное использование языка и селиктивное (избирательное) восприятие, обусловленное культурой. 2. получателя –> селиктивное внимание; селиктивное восприятие; селиктивное запоминание. Не ко всем сообщениям получатель внимателен. Общая хар-ка модели: 1) рассматривает ком-ию как систему элементов (какая, получатель, источник, сообщение) и видов поведения (кодирования, декодирования, целеполагания). 2) все сообщения носят ярко-выраженный целенаправленный хар-р. 3) ком-ия инициируется источником, чтобы получить какую-то реакцию у получателя. 4) ком-ия носит трансакционный хар-р – источник и получатель попеременно меняются ролями. 5) изменение любого элемента ведёт к изменению всей ком. системы. 6) ком-ия носит субъективный хар-р; восприятие, кодирование, декодирование во многом зависят от культуры источника и получателя.

 

 

16.

16. Понятие и типология коммуникативных шумов в различных моделях коммуникации.Любое искажение информации называется шумами. Шум источника + шум получателя = семантический. Семантический шум – это неправ. использование языка/иных символов (иностранцы), это субъективная интерпретация языковых или иных символов. Механический шум – шум канала, кот. связан с технич. потерями инф-ии из-за несовершенства канала, технич. проблем при кодировании и декодировании (модель Шеннона и Вивера).Важным элементом трансакционной модели явл. шумы:1. источника и получателя – семантические шумы (интер-шум; семантика характеризует отношение знака к своему объекту). 2. канала – механический (шум, как помеха).

16. Понятие и типология коммуникативных шумов в различных моделях коммуникации.Любое искажение информации называется шумами. Шум источника + шум получателя = семантический. Семантический шум – это неправ. использование языка/иных символов (иностранцы), это субъективная интерпретация языковых или иных символов. Механический шум – шум канала, кот. связан с технич. потерями инф-ии из-за несовершенства канала, технич. проблем при кодировании и декодировании (модель Шеннона и Вивера).Важным элементом трансакционной модели явл. шумы:1. источника и получателя – семантические шумы (интер-шум; семантика характеризует отношение знака к своему объекту). 2. канала – механический (шум, как помеха).

17.

17. Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации.Специальные научные методы ТК, опирающиеся на 2 специальных подхода: 1. процессно-информациооный (где ком-ия – процесс получения информации); 2. семиотический < Семиотика – это наука о знаках; Семиотика или семиология является наукой о значащих формах, средствах выражения значения. > (где коммуникация – особое знаковое взаимодействие). Семиотический подход – взаим-е людей, опосредованное знаками, знаковыми системами, языками, кодами. Ком-ия – процесс рождения и понимания смысла. Особенности семиотической модели: 1) центральная категория – категория сема или знака. 2) большое внимание уделяется реципиенту (получатель), тексту, процессу декодирования, источник опущен. 3) семиотич. модели не линейны, отражают не шаги и этапы прохождения инф-ии, а отношения, возникающие в течении движения смысла. 4. Большое внимание при интерпретации сообщения уделяется культурному (индивидуальному, коллективному) контексту взаимодействия. Предмет семиотич. подхода: а) процесс знакового опосредования, инф. взаим-я. б) ком. средства его реализации. в) каналы, по кот. передаётся сообщение. г) процесс восприятия (декодирования). Семиотика – теоритич. фундамент семиотич. подхода; комплекс научн. дисциплин, исследующих природу, ф-ции, виды знаков и знак. систем, св-ва знаков, знаковую деятельность человека. (Знаковая система – естественные языки, формальные: математики и логики, искусственные языки, системы сигнализаций в природе и обществе, языки изобразит. искусства, музыки, театра).

17. Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации.Специальные научные методы ТК, опирающиеся на 2 специальных подхода: 1. процессно-информациооный (где ком-ия – процесс получения информации); 2. семиотический < Семиотика – это наука о знаках; Семиотика или семиология является наукой о значащих формах, средствах выражения значения. > (где коммуникация – особое знаковое взаимодействие). Семиотический подход – взаим-е людей, опосредованное знаками, знаковыми системами, языками, кодами. Ком-ия – процесс рождения и понимания смысла. Особенности семиотической модели: 1) центральная категория – категория сема или знака. 2) большое внимание уделяется реципиенту (получатель), тексту, процессу декодирования, источник опущен. 3) семиотич. модели не линейны, отражают не шаги и этапы прохождения инф-ии, а отношения, возникающие в течении движения смысла. 4. Большое внимание при интерпретации сообщения уделяется культурному (индивидуальному, коллективному) контексту взаимодействия. Предмет семиотич. подхода: а) процесс знакового опосредования, инф. взаим-я. б) ком. средства его реализации. в) каналы, по кот. передаётся сообщение. г) процесс восприятия (декодирования). Семиотика – теоритич. фундамент семиотич. подхода; комплекс научн. дисциплин, исследующих природу, ф-ции, виды знаков и знак. систем, св-ва знаков, знаковую деятельность человека. (Знаковая система – естественные языки, формальные: математики и логики, искусственные языки, системы сигнализаций в природе и обществе, языки изобразит. искусства, музыки, театра).

 

 

18.

18. Понятие и структура знака. Модели Фреге, и де Соссюра.Соссюр. Провёл строгое разграничение между речью (продукт языка при индивидуальной верб-й ком-ии)., языком, как взаимосвяз. знаковой системой и собств. речевой деят-ти как деят-ти по преобразованию языка в речь. Язык – универсален, а речь – индивидуальна. Обращение к сущности языкового знака, Соссюр фокусирует своё внимание на взаимодействии знаков и знаков. систем др. с другом. Языковой знак – двуединая сущность, единство означаемого, смысла связ. в сознании пользователя с этим знаком и означающего, той формы, в кот-й сущ-т и проявл. знак. Для знаков верб-й комм-ии, для слов они функционир. как соц. понятия и аккустич. образа/графической формы. Знак: означающее (веществ. носитель значения) – означаемое (само значение, смысл). Форма, в кот. сущ. знак, согласно Сосюру, это его знакообозначение, название, имя. Это обозначение носит конвинциальный хар-р. (Т.е. когда-то люди – пользователи знака догов. о том, что данному знач. соотв. данное обознач). Любой знак носит конвинц. хар-р, он социален. По отношению к любому обозначению само содержание знака, т.е. психическое конструктирование, соотв в едн. пользователь обозн. знака в лингвистике называется понятием, а в логике – концептом.

Фреге. Развивает теорию Пирса. 20в. Употребляя знак, человек интересуется не знаком как таковым, а в первую очередь его смыслом или значением. Концепт (десигнат) – это общее представление о всём классе денотатов (Денотат в логике – объект, репрезентируемый знаком) данного знака, сложившихся в сознании субъекта знаковой деятельности. Модель Фреге демонстрирует зависимость знака с одной стороны от конкретного объекта действительности, кот. он обозначает, а с другой стороны от обобщённого представления обо всём классе таких объектов, существующего в културе.

 

 

18. Понятие и структура знака. Модели Фреге, и де Соссюра.Соссюр. Провёл строгое разграничение между речью (продукт языка при индивидуальной верб-й ком-ии)., языком, как взаимосвяз. знаковой системой и собств. речевой деят-ти как деят-ти по преобразованию языка в речь. Язык – универсален, а речь – индивидуальна. Обращение к сущности языкового знака, Соссюр фокусирует своё внимание на взаимодействии знаков и знаков. систем др. с другом. Языковой знак – двуединая сущность, единство означаемого, смысла связ. в сознании пользователя с этим знаком и означающего, той формы, в кот-й сущ-т и проявл. знак. Для знаков верб-й комм-ии, для слов они функционир. как соц. понятия и аккустич. образа/графической формы. Знак: означающее (веществ. носитель значения) – означаемое (само значение, смысл). Форма, в кот. сущ. знак, согласно Сосюру, это его знакообозначение, название, имя. Это обозначение носит конвинциальный хар-р. (Т.е. когда-то люди – пользователи знака догов. о том, что данному знач. соотв. данное обознач). Любой знак носит конвинц. хар-р, он социален. По отношению к любому обозначению само содержание знака, т.е. психическое конструктирование, соотв в едн. пользователь обозн. знака в лингвистике называется понятием, а в логике – концептом. Фреге. Развивает теорию Пирса. 20в. Употребляя знак, человек интересуется не знаком как таковым, а в первую очередь его смыслом или значением. Концепт (десигнат) – это общее представление о всём классе денотатов (Денотат в логике – объект, репрезентируемый знаком) данного знака, сложившихся в сознании субъекта знаковой деятельности. Модель Фреге демонстрирует зависимость знака с одной стороны от конкретного объекта действительности, кот. он обозначает, а с другой стороны от обобщённого представления обо всём классе таких объектов, существующего в културе.

 

19.

19. Понятие и структура знака. Модель Огдена – Ричардса.Знак – это чувственное восприятие явления, изображение, звук, текст, которое представляет/замещает в ком. процессах другие явления, св-ва, отношения. 20 в. – теоретический кризис, связанный с понятием значения и смысла. В связи с этим они предложили собств. модель знака, продолжая модель Фреге. Значение значения. Исследование влияния языка на мышление и научный символизм. Отличие: знак – единство плана содержания и плана выражения (он отделён от имени больше чем имя). Модель отраж. выражение знака как комбинацию 3х категорий: 1. данный в ощущения объект окружающего мира. Денотат знака/ деферент слова, имени. 2. психич. представление. Понятие или концепт/смысл. 3. принятое в человеч. обществе наименование объекта: имя, слово, выражение, символ. Данная модель – теоритич. основание для семиотич. рекл. творчества.

19. Понятие и структура знака. Модель Огдена – Ричардса.Знак – это чувственное восприятие явления, изображение, звук, текст, которое представляет/замещает в ком. процессах другие явления, св-ва, отношения. 20 в. – теоретический кризис, связанный с понятием значения и смысла. В связи с этим они предложили собств. модель знака, продолжая модель Фреге. Значение значения. Исследование влияния языка на мышление и научный символизм. Отличие: знак – единство плана содержания и плана выражения (он отделён от имени больше чем имя). Модель отраж. выражение знака как комбинацию 3х категорий: 1. данный в ощущения объект окружающего мира. Денотат знака/ деферент слова, имени. 2. психич. представление. Понятие или концепт/смысл. 3. принятое в человеч. обществе наименование объекта: имя, слово, выражение, символ. Данная модель – теоритич. основание для семиотич. рекл. творчества.

 

20.

20. Понятие и структура знака. Модель Пирса.Чарльз Пирс, анализируя знаковую деят-ть человека, решил, что реципиент не просто обрабатывает информацию, а порождает собственное понимание сообщения. Это связано с культурой, опытом и знаковыми особенностями человека, т. е. его знаковой системой. Знак по Пирсу – это нечто, представляющее что-то перед кем-то в некотором отношении. Объект О – тот объект, кот. в отношениях между людьми представляется знаком. В логике он называется денотатом (Денотат в логике – объект, репрезентируемый знаком), реже – референтом, в лингвистике – денотатом. Знак О (объективный знак) – это некот. принятое в данном общ-ве или сообщ-ве обозначение объекта О. Как только конвенция по отношению знака О достигнута, этот знак приобретает объективный хар-р для всех им пользующихся. S – это субъект, а знак S – это так называемый субъективный знак субъекта S для обозначения объекта О. Знак S образуется в результате взаим-я субъекта S прямо с объектом О, а с другой стороны опосредованно через объективный знак О. В результате этого взаимодействующий знак S может отличаться от знака О. Знак S – это нечто. представляющее что-то (объект О) перед кем-то (субъект S) в некотором отношении (знак О). Знаки О определяют поведение. Каждый человек взаимодействует с двумя реальностями – реальностью объектов О и реальностью знаков О. Принимая решение, человек сравнивает мир обектов и мир знаков. Чтобы манипулировать аудиторией нужно разрывать связь S с объектом О.

 

 

20. Понятие и структура знака. Модель Пирса.Чарльз Пирс, анализируя знаковую деят-ть человека, решил, что реципиент не просто обрабатывает информацию, а порождает собственное понимание сообщения. Это связано с культурой, опытом и знаковыми особенностями человека, т. е. его знаковой системой. Знак по Пирсу – это несто, представляющее что-то перед кем-то в некотором отношении. Объект О – тот объект, кот. в отношениях между людьми представляется знаком. В логике он называется денотатом (Денотат в логике – объект, репрезентируемый знаком), реже – референтом, в лингвистике – денотатом. Знак О (объективный знак) – это некот. принятое в данном общ-ве или сообщ-ве обозначение объекта О. Как только конвенция по отношению знака О достигнута, этот знак приобретает объективный хар-р для всех им пользующихся. S – это субъект, а знак S – это так называемый субъективный знак субъекта S для обозначения объекта О. Знак S образуется в результате взаим-я субъекта S прямо с объектом О, а с другой стороны опосредованно через объективный знак О. В результате этого взаимодействующий знак S может отличаться от знака О. Знак S – это нечто. представляющее что-то (объект О) перед кем-то (субъект S) в некотором отношении (знак О). Знаки О определяют поведение. Каждый человек взаимодействует с двумя реальностями – реальностью объектов О и реальностью знаков О. Принимая решение, человек сравнивает мир обектов и мир знаков. Чтобы манипулировать аудиторией разрывать связь S с объектом О.

 

 

21.

21. Основные подходы к определению знака. Функции знаков. Смысловое и экспрессивное значение знака.В семиотике 2 базовых подхода к определению знака: структурно–лингвистический (де Соссюр, Фреге, Оуэн, Ричардс); логико-прагматический (Пирс, Ч. Моррис, Грайс). Стркутурно – лингв. направление: концепция знаков Ф. де Соссюр. Соссюр рассматривал знак как билатеральное (двустороннее) психическое образование, соединяющее понятие (означаемое) и акустический образ (означающее). Это двустороннее образование создается не для индивида, а лишь для коллектива. Фреге. Развивает теорию Пирса. 20в. Употребляя знак, человек интересуется не знаком как таковым, а в первую очередь его смыслом или значением.Огден и Ричардс.Знак – это чувственное восприятие явления, изображение, звук, текст, которое представляет/замещает в ком. процессах другие явления, св-ва, отношения. Грайс. Для языковых систем предмет синтактики – прагматика и синтаксис языков. Синтактика – изуч. способы согласов., сочет. знаков, ведущие в конечном счёте к образов. знаковых выражений/систем. Пирс.Знак по Пирсу – это нечто, представляющее что-то перед кем-то в некотором отношении. Моррис. Процесс возникновения и функционирования знаковой системы имеет 3 уровня: семантика (отн-я между знаками и предметным миром. Задача – передать верное значение объекта, используя адекватное обозначение/ имя), синтактика (изуч. способы согласования, сочетания знаков, ведущих в конечном итоге к образ. знаковых выражений. Законы формирования и функционирования текста), прагматика (напр. на отношения между людьми, пользователями знаков и собств. знаковыми системами. (Человек – знак – ситуация). Язык в полном семиотическом значении представляет собой любой межличностный набор знаковых ср-в, употребление которых задаётся синтаксич., семантич. и прагматич. правилам. В составе языка лежат 3 элемента знаков, ф-ии, принадлежат каждому языковому знаку: 1. ф-ия номинации 2. ф-ия предикации/привести названное в соответствии с другими названныим 3. ф-ия локации/локализ., позиционирование, названное в пространстве, времени и структуре взаимод. объектов. Смысловое значение: знач. служти длч выделения его предметного значения, для создания образа предмета, обзн. знаком. Возможны знаки имеющие смысловое, но неим. предметного знач. (русалка, кентавр). Возможны ситуации существующих знаков с явным предметным знач. и отсутств. смыслового знач. (знаки – чел. имена, фамилии). Экспрессивное значение знака – выражаются с помощью этого знака чувства, желания человека, используещего знак в данном контексте, ситуации.

 

21. Основные подходы к определению знака. Функции знаков. Смысловое и экспрессивное значение знака.В семиотике 2 базовых подхода к определению знака: структурно–лингвистический (де Соссюр, Фреге, Оуэн, Ричардс); логико-прагматический (Пирс, Ч. Моррис, Грайс). Стркутурно – лингв. направление: концепция знаков Ф. де Соссюр. Соссюр рассматривал знак как билатеральное (двустороннее) психическое образование, соединяющее понятие (означаемое) и акустический образ (означающее). Это двустороннее образование создается не для индивида, а лишь для коллектива. Фреге. Развивает теорию Пирса. 20в. Употребляя знак, человек интересуется не знаком как таковым, а в первую очередь его смыслом или значением.Огден и Ричардс.Знак – это чувственное восприятие явления, изображение, звук, текст, которое представляет/замещает в ком. процессах другие явления, св-ва, отношения. Грайс. Для языковых систем предмет синтактики – прагматика и синтаксис языков. Синтактика – изуч. способы согласов., сочет. знаков, ведущие в конечном счёте к образов. знаковых выражений/систем. Пирс.Знак по Пирсу – это нечто, представляющее что-то перед кем-то в некотором отношении. Моррис. Процесс возникновения и функционирования знаковой системы имеет 3 уровня: семантика (отн-я между знаками и предметным миром. Задача – передать верное значение объекта, используя адекватное обозначение/ имя), синтактика (изуч. способы согласования, сочетания знаков, ведущих в конечном итоге к образ. знаковых выражений. Законы формирования и функционирования текста), прагматика (напр. на отношения между людьми, пользователями знаков и собств. знаковыми системами. (Человек – знак – ситуация). Язык в полном семиотическом значении представляет собой любой межличностный набор знаковых ср-в, употребление которых задаётся синтаксич., семантич. и прагматич. правилам. В составе языка лежат 3 элемента знаков, ф-ии, принадлежат каждому языковому знаку: 1. ф-ия номинации 2. ф-ия предикации/привести названное в соответствии с другими названныим 3. ф-ия локации/локализ., позиционирование, названное в пространстве, времени и структуре взаимод. объектов. Смысловое значение: знач. служти длч выделения его предметного значения, для создания образа предмета, обзн. знаком. Возможны знаки имеющие смысловое, но неим. предметного знач. (русалка, кентавр). Возможны ситуации существующих знаков с явным предметным знач. и отсутств. смыслового знач. (знаки – чел. имена, фамилии). Экспрессивное значение знака – выражаются с помощью этого знака чувства, желания человека, используещего знак в данном контексте, ситуации.

 

22.

22. Свойства и характеристика знаков.1. св-ва принципиальной арбитрарности знаков. (Смысл: 1. сущ-ет некот. объективная трансцендентальное отношение между планом содерж. и планом выраж. знака. Знак – явл. природы, обозначение – ест.-научн. открытие нек. з-нов природы. 2. Знак релятивен (относителен), конвенциален. Он – рез-т произв. Договорённости между людьми. В совр. доминирует 2я теория. Из неё следует, что знак арбитрарен, возникает на основании произв. семантич. отношений. В основе образлв. Знака – любая из сторон плана содержания.). 2. св-ва (принцип) системно – ист. обусл. знаков (Закономерности возникновения, изменения любого знака опред. 2мя группами обстоятельств: а) знак – эл-т знаковой системы, в кот. он существует. Законы этой системы опред. собств. динамика этого знака. (Jeep=джип). б) Динамика знака обусл. исторически. Его развитие и трансформация связ. с изменением объект. Реальности, кот. этот знак признан отражать. (пример: исторические праздники) 3. св-ва ассиметрич. дуализма знаков (План содержания и план выражения, образ.знак, соедин. В качестве знаковыражени лишь историч. огранич. Краткий период. В условии отн-й планы автономны и имеют каждый свою собств. историч. динамику. (пример: знак свастики)). 4. св-ва огранич. семиотич. системы (Наблюдатель наход. внутри языка, замкнутом или отн. замкнутой семиотической системы, рассматривает сложившиеся в нём отношения между планами содерж. и планами выраж. как объективные, пост., заданные. Язык, как скемиот. Система для тех субъектов, кот. им пользуются, есть элемент внешней объективной среды существ. Если же наблюд. наход. вне семиот. системы, для него правила условий и условностей этой системы станов. заметными, он видит на 1 семиотич. уровень больше. То, что внутри системы явл. высшим семиот. уровнем для субъекта вне системы выступает в качестве промежут . семиотического уровня. (пример с зел. Очками в Изумрудном городе). 5. Принцип многоуровневости семиозиса. Семиозис – это процесс, в рез-те которого нечто начин. функционировать в качестве знака (Процесс формирования знака никогда не носит окончат. хар-ра. Связь между означаемым и означающим в стр-ре знака тоже не носит окончат. хар-ра. План выр-я – лишь форма знакв. Однако по мере развитие семиотич. систем новые этапы семиозиса происходят не на основании мира фактов, реальных вещей, а на основании знакового мира. Врезте знак, образ. На предыдущ. этапе сем.ю может стать означаемым нового означающего. Для обозн. одного и того же предмета сущ.несколько знаков и сам факт выбора одного из них представляет собой сеиотич. процесс. Это факт образования нового знака, нового семиотич. уровня. Именно так возникает семиотика. (происходит формирование вторичной аналогичной семиотической системы).                           

 

22. 22. Свойства и характеристика знаков.1. св-ва принципиальной арбитрарности знаков. (Смысл: 1. сущ-ет некот. объективная трансцендентальное отношение между планом содерж. и планом выраж. знака. Знак – явл. природы, обозначение – ест.-научн. открытие нек. з-нов природы. 2. Знак релятивен (относителен), конвенциален. Он – рез-т произв. Договорённости между людьми. В совр. доминирует 2я теория. Из неё следует, что знак арбитрарен, возникает на основании произв. семантич. отношений. В основе образлв. Знака – любая из сторон плана содержания.). 2. св-ва (принцип) системно – ист. обусл. знаков (Закономерности возникновения, изменения любого знака опред. 2мя группами обстоятельств: а) знак – эл-т знаковой системы, в кот. он существует. Законы этой системы опред. собств. динамика этого знака. (Jeep=джип). б) Динамика знака обусл. исторически. Его развитие и трансформация связ. с изменением объект. Реальности, кот. этот знак признан отражать. (пример: исторические праздники) 3. св-ва ассиметрич. дуализма знаков (План содержания и план выражения, образ.знак, соедин. В качестве знаковыражени лишь историч. огранич. Краткий период. В условии отн-й планы автономны и имеют каждый свою собств. историч. динамику. (пример: знак свастики)). 4. св-ва огранич. семиотич. системы (Наблюдатель наход. внутри языка, замкнутом или отн. замкнутой семиотической системы, рассматривает сложившиеся в нём отношения между планами содерж. и планами выраж. как объективные, пост., заданные. Язык, как скемиот. Система для тех субъектов, кот. им пользуются, есть элемент внешней объективной среды существ. Если же наблюд. наход. вне семиот. системы, для него правила условий и условностей этой системы станов. заметными, он видит на 1 семиотич. уровень больше. То, что внутри системы явл. высшим семиот. уровнем для субъекта вне системы выступает в качестве промежут . семиотического уровня. (пример с зел. Очками в Изумрудном городе). 5. Принцип многоуровневости семиозиса. Семиозис – это процесс, в рез-те которого нечто начин. функционировать в качестве знака (Процесс формирования знака никогда не носит окончат. хар-ра. Связь между означаемым и означающим в стр-ре знака тоже не носит окончат. хар-ра. План выр-я – лишь форма знакв. Однако по мере развитие семиотич. систем новые этапы семиозиса происходят не на основании мира фактов, реальных вещей, а на основании знакового мира. Врезте знак, образ. На предыдущ. этапе сем.ю может стать означаемым нового означающего. Для обозн. одного и того же предмета сущ.несколько знаков и сам факт выбора одного из них представляет собой сеиотич. процесс. Это факт образования нового знака, нового семиотич. уровня. Именно так возникает семиотика. (происходит формирование вторичной аналогичной семиотической системы).                           

 

23.

23. Понятие и структура семиозиса.Семиозис (от греч. semeiosis) – термин, принятый в семиотике, и обозначающий «процесс интерпретации знака», или процесс порождения значения. Известно, что этим термином пользовались древнегреческие физиологи, в частности Гален из Пергама (139 - 199 н.э.) для постановки диагноза: семиозис означал интерпретацию симптомов. Древние греки включали в семиозис (1) то, что выступает как знак; (2) то, на что указывает знак или к чему он отсылает (десигнат); (3) воздействие, в силу которого данный предмет оказывается для интерпретатора знаком (интерпретанта).

Один из основоположников современной семиотики американский философ Ч.С.Пирс применял понятие «семиозиса» для характеристики триадической природы элементарного знакового отношения «объект-знак-интерпретанта». Для Пирса именно понятие семиозиса было центральным понятием его семиотической теории. По мысли Пирса, знак не функционирует как знак до тех пор, пока он не осмысливается как таковой. Иначе говоря, знаки должны быть интерпретированы, чтобы быть знаками. Осуществляется это знание благодаря интерпретанте. Интерпретанта - это перевод, истолкование, концептуализация отношения знак/ объект в последующем знаке (например, определенная реакция человека на воспринимаемый знак; объяснение значения данного слова с помощью других слов и т.д.). Каждый знак способен порождать интерпретанту, и этот процесс фактически бесконечен. Пирс постулирует необходимость бесконечности этого процесса следующим образом. Если предположить гипотетическое существование самой последней, самой сложной, исчерпывающей и завершающей интерпретанты данного объекта, то эта интерпретанта может быть ни чем иным как самим объектом, целиком явленным нашему сознанию. Но такой объект, а равно и такой знак - как физически тождественные друг другу - не возможны и не существуют. Стало быть, процесс интерпретации безграничен. На этом постулате основана идея Пирса о неограниченном семиозисе. Семиозис - это динамический процесс интерпретации знака, единственно возможный способ его функционирования. Семиозис - это деятельность знака по производству своей интерпретанты. Идея семиозиса выражает самую суть отношений между знаком и внешним миром - объект репрезентации существует, но он удален и недосягаем, будучи словно “спрятан” в череде семиотических медиаций. Однако, познание этого объекта возможно лишь через исследование порожденных им знаков. У.Моррис определял семиозис как «процесс, в котором нечто функционирует как знак». Он также выделял три измерения семиозиса (которые зачастую рассматриваются как различные сферы семиотического анализа): 1) семантика характеризует отношение знака к своему объекту; 2) синтактика - включает отношения знаков друг к другу; 3) прагматика – исследует отношения между знаками и теми, кто ими пользуется (интерпретаторы).

 

 

23. Понятие и структура семиозиса.Семиозис (от греч. semeiosis) – термин, принятый в семиотике, и обозначающий «процесс интерпретации знака», или процесс порождения значения. Известно, что этим термином пользовались древнегреческие физиологи, в частности Гален из Пергама (139 - 199 н.э.) для постановки диагноза: семиозис означал интерпретацию симптомов. Древние греки включали в семиозис (1) то, что выступает как знак; (2) то, на что указывает знак или к чему он отсылает (десигнат); (3) воздействие, в силу которого данный предмет оказывается для интерпретатора знаком (интерпретанта). Один из основоположников современной семиотики американский философ Ч.С.Пирс применял понятие «семиозиса» для характеристики триадической природы элементарного знакового отношения «объект-знак-интерпретанта». Для Пирса именно понятие семиозиса было центральным понятием его семиотической теории. По мысли Пирса, знак не функционирует как знак до тех пор, пока он не осмысливается как таковой. Иначе говоря, знаки должны быть интерпретированы, чтобы быть знаками. Осуществляется это знание благодаря интерпретанте. Интерпретанта - это перевод, истолкование, концептуализация отношения знак/ объект в последующем знаке (например, определенная реакция человека на воспринимаемый знак; объяснение значения данного слова с помощью других слов и т.д.). Каждый знак способен порождать интерпретанту, и этот процесс фактически бесконечен. Пирс постулирует необходимость бесконечности этого процесса следующим образом. Если предположить гипотетическое существование самой последней, самой сложной, исчерпывающей и завершающей интерпретанты данного объекта, то эта интерпретанта может быть ни чем иным как самим объектом, целиком явленным нашему сознанию. Но такой объект, а равно и такой знак - как физически тождественные друг другу - не возможны и не существуют. Стало быть, процесс интерпретации безграничен. На этом постулате основана идея Пирса о неограниченном семиозисе. Семиозис - это динамический процесс интерпретации знака, единственно возможный способ его функционирования. Семиозис - это деятельность знака по производству своей интерпретанты. Идея семиозиса выражает самую суть отношений между знаком и внешним миром - объект репрезентации существует, но он удален и недосягаем, будучи словно “спрятан” в череде семиотических медиаций. Однако, познание этого объекта возможно лишь через исследование порожденных им знаков. У.Моррис определял семиозис как «процесс, в котором нечто функционирует как знак». Он также выделял три измерения семиозиса (которые зачастую рассматриваются как различные сферы семиотического анализа): 1) семантика характеризует отношение знака к своему объекту; 2) синтактика - включает отношения знаков друг к другу; 3) прагматика – исследует отношения между знаками и теми, кто ими пользуется (интерпретаторы).

 

24.

24. Прагматика. Концепция эффективной коммуникации Грайса.Для языковых систем предмет синтактики – прагматика и синтаксис языков. Синтактика – изуч. способы согласов., сочет. знаков, ведущие в конечном счёте к образов. Знаковых выражений/систем. Парадигма – напр. на отн-я между людьми, пользоват. Знаков и собств. знаковыми системами. Взаимодействие по линии: человек – знак – ситуация. Модель Пола Грайса. (прагматическая модель эффективной комм-ии). Грайс развив. модель Мориса и сосредотачивает внимание на прагм. измерении семиозиса. Его предложение - собств. решение задачи об эффективной прагматике комм-ии: совокупность 4х правил (условий) эффективной комм-ии. Формула Грайса: Вклад в композицию (прежде всего в вербальную) болжен быть необходим и достаточен по кол-ву, адекватен по качеству, роливатен по втруктуре исп. ср-вам.). Лучшая форма PR – атаки: "мы не мешаем оппоненту, не ругаем его. Мы хвалим его, помогаем ему, но ему всё хуже и хуже от этой помощи." Этот принцип Грайс развернул в 4 категории эффект. прагм. комм-ии: 1. количество 2. качество, 3. релевантность, 4. спопоб ком-ии. 1. Вклад в комм-ию, чтобы она была эффективной, должен бытии необходимым о достаточным. Он не может быть не более и не менее информативным, чем этого треб. цель ком-ра и ситуация взаимодействия. Особ. этой категории важна для преод. Избыточности инф-го вклада. 2. Правда и тоько правда. Для достижения эффективности комм-ии не следует говорить того, что вы считаете ложью, но для док-ва чего нет дост. оснований. 3. Данная категория формируется из след. принципа: для эффективной комм-ии стр-рное содержание эл-в сообщ-я должно соответствовать целям ситуации и комм-ии. 4. Согл. Грайса форма, способ комм-ии, средства исп. в рамках комм-ий должны быть адекватны партнёру по взаимод. его возможн-м, ожиданию, культуре, эмоциям. Для эффективной комм-ии необходимо избегать двусмысленности, многословия, амбивалентных формулировок, непонятных слов, усложнённых конструкций и т.д.

24. Прагматика. Концепция эффективной коммуникации Грайса.Для языковых систем предмет синтактики – прагматика и синтаксис языков. Синтактика – изуч. способы согласов., сочет. знаков, ведущие в конечном счёте к образов. Знаковых выражений/систем. Парадигма – напр. на отн-я между людьми, пользоват. знаков и собств. знаковыми системами. Взаимодействие по линии: человек – знак – ситуация. Модель Пола Грайса. (прагматическая модель эффективной комм-ии). Грайс развив. модель Мориса и сосредотачивает внимание на прагм. измерении семиозиса. Его предложение - собств. решение задачи об эффективной прагматике комм-ии: совокупность 4х правил (условий) эффективной комм-ии. Формула Грайса: Вклад в композицию (прежде всего в вербальную) должен быть необходим и достаточен по кол-ву, адекватен по качеству, релевантен по структуре исп. ср-вам.). Лучшая форма PR – атаки: "мы не мешаем оппоненту, не ругаем его. Мы хвалим его, помогаем ему, но ему всё хуже и хуже от этой помощи." Этот принцип Грайс развернул в 4 категории эффект. прагм. комм-ии: 1. количество 2. качество, 3. релевантность, 4. способ ком-ии. 1. Вклад в комм-ию, чтобы она была эффективной, должен бытии необходимым о достаточным. Он не может быть не более и не менее информативным, чем этого треб. цель ком-ра и ситуация взаимодействия. Особ. этой категории важна для преод. избыточности инф-го вклада. 2. Правда и только правда. Для достижения эффективности комм-ии не следует говорить того, что вы считаете ложью, но для док-ва чего нет дост. оснований. 3. Данная категория формируется из след. принципа: для эффективной комм-ии структурное содержание эл-в сообщ-я должно соответствовать целям ситуации и комм-ии. 4. Согл. Грайса форма, способ комм-ии, средства исп. в рамках комм-ий должны быть адекватны партнёру по взаимод. его возможн-м, ожиданию, культуре, эмоциям. Для эффективной комм-ии необходимо избегать двусмысленности, многословия, амбивалентных формулировок, непонятных слов, усложнённых конструкций и т.д.

25.

25. Типология знаков Пирса. Парадигма и синтагма.И. Пирс – простейшая типология кодов. В основании – хар-р соотв. между планом содерж. И планом выражения в знаке. 3 типа знаков:1. знаки – индексы, символы 2. иконические знаки 3. знаки – символы, подлинные ком-е знаки. Знаки –индексы – имеют внутр. смысловую связь между планом содерж. и планом выраж. (дым – знак огня, t0  - знак болезни, облака и .т.п.) 2. иконические знаки – мат. предметы, тексты, воспроизводящие внешний вид, внутр. устройство, содерж. объекта и используемые в процессах познания и ком-ии. (глобус, карта, икона и т.п.). 3. знаки – символы (ист. коммуникативные знаки) такие формы соотв. между планом содержания и планом выраж., кот. устанав. конвенциально и не существуют в рамках отсутствия подобной конвенции. (красный крест, обручальное кольцо, череп с костями и т.п.). Разделение знаков и кодов на 2 типа: парадигму и синтагму. Это правила организации знаков. Парадигма – некая совокупность знаков, отвеч. Следующим хар-кам: 1. знаки имеют общий признак 2. ни один из знаков не повт. все ост. В науковедении парадигма – совокупность целостных, внутренне не противоречивых и последовательных концептуальных оснований какой-либо теории. Синтагма – осмысленная последовательность элементов парадигмы. (числа для парадигмы цифр). Чтобы выстроить ком. форму взаимодействия согласно Маррису нужно решить послед-но следующие задачи: 1. выбрать базовую парадигму 2. из её Эл-в сформулировать синтагму, совокупн. синтагм.

25. Типология знаков Пирса. Парадигма и синтагма.И. Пирс – простейшая типология кодов. В основании – хар-р соотв. между планом содерж. И планом выражения в знаке. 3 типа знаков:1. знаки – индексы, символы 2. иконические знаки 3. знаки – символы, подлинные ком-е знаки. Знаки –индексы – имеют внутр. смысловую связь между планом содерж. и планом выраж. (дым – знак огня, t0  - знак болезни, облака и .т.п.) 2. иконические знаки – мат. предметы, тексты, воспроизводящие внешний вид, внутр. устройство, содерж. объекта и используемые в процессах познания и ком-ии. (глобус, карта, икона и т.п.). 3. знаки – символы (ист. коммуникативные знаки) такие формы соотв. между планом содержания и планом выраж., кот. устанав. конвенциально и не существуют в рамках отсутствия подобной конвенции. (красный крест, обручальное кольцо, череп с костями и т.п.). Разделение знаков и кодов на 2 типа: парадигму и синтагму. Это правила организации знаков. Парадигма – некая совокупность знаков, отвеч. Следующим хар-кам: 1. знаки имеют общий признак 2. ни один из знаков не повт. все ост. В науковедении парадигма – совокупность целостных, внутренне не противоречивых и последовательных концептуальных оснований какой-либо теории. Синтагма – осмысленная последовательность элементов парадигмы. (числа для парадигмы цифр). Чтобы выстроить ком. форму взаимодействия согласно Маррису нужно решить послед-но следующие задачи: 1. выбрать базовую парадигму 2. из её Эл-в сформулировать синтагму, совокупн. синтагм.

26.

26. Определение и основные критерии информационного общества Динамика общества и развитие средств коммуникации.2 осн-х подхода к процессу ист. развития: формационный (Маркс) и цивилизационный (Тойби, Данилевский, Тофлер, Бэлл). Стадии развития общества.Тип общества: в доиндустриализме – аграрный, индустр-м – промышленный, постиндустр. – информативно – коммуникативное. Тип комм-ии: доиндустр. – устная, межличностная, инд. – письменная, корпоративная, пост. = электронная, глобальная. Основной эл-т системы: до – крестьяне, инд. – рабочиё, пост – человек, работающий с информацией. Производств. организация: до – семья, во время – завод, фабрика, пост – информационно - сервисные службы. Движущая сила энергии: до – естественная, во время – искусственная, пост – информационная. Информац. общество – этот термин появ. в сер 60х годов 20в. Впервые – доклад японских исследователей. (1966г). Обилие хор., качеств. информации. Осн-е черты инф. общества: глобальный характер инф-ии, кот. прорывает национальные и госуд. границы, рост возможностей сбора, хранения, передачи инф-ии, доступа к ней; рост влияния инф-ии на разные сферы жизни; рост числа занятых в информац. сфере; - расширение демократии, децентрализация общества. 3 признака инф-го общества: 1. инф. становится товаром 2. более 50% населения занято в инф-й индустрии 3. достаточная развитость техн. инфраструктуры. В 1989-90гг в России разраб. Концепция информации общества. 1994 – 95 – концепция формир. единого информ. пространства. 1995 – закон 2об информации, нформатизации и защите инф-ии". Единое инф-е пространство – совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования информ. и телекомм. сетей и систем, функционирующих на основе взаимосвяз. принципов и по общим правилам в целях обеспечения информац. взаимодействия организаций и граждан, удовлетворения их потребностей в инф-х услугах. Плюсы инф-го общества: новые техн. ср-ва экономят время, усилия и деньги; рецентрализация, демократизация общества. Минусы: опасность формирования 2-классового общества, где власть в руках людей, имеющих доступ к инф-ии; развитие технич. ср-в порождает новые виды преступлений; новые виды зависимости. Логические коды – связаны с преобр. в знаков. системы феноменов науки, логики, феноменов чётких однозначных структур. Эстетич. коды – условные, для кодирования эмоц. окраш. неоднознач. феноменов, связанных с внутр. миром людей. Условные – открытые, динамичные, способные к изменению, к обогащению новыми смыслами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...