Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АНТИЧНОСТЬ Гераклит, Демокрит.




МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности самому себе, а также обусловление этими взглядами основных жизненных позиций людей, их убеждений, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм) ценностные ориентации. Мировоз-ие бывает индивидуальное, общ., групповое. В мировоз-ии выделяют два уровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.-эмоц.мировоз.- это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретич.уровень-интеллектуальный аспект мировоз-я(действительность через призму законов).

В каждую историческую эпоху люди имеют определенное мировоззрение - предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы, нормы жизнедеятельности, то есть общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. При этом в реальной жизни мировоззрение формируется и живет в сознании отдельных конкретных людей. И каждый человек имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы.

В мировоззрение входят знания - повседневные, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху у народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Кроме знаний, в мировоззрение входят ценности - отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Это и идеалы, и понятия добра и зла, понятия прекрасного и безобразного и т.д. В мировоззрение входят разум и чувства, а также воля, убеждения. Кроме того, в мировоззрение входит и сомнение. Сомнение - обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология – образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.

Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологич.сознание сущ-ет и сейчас. Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет,чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть.

Другая мировоззренческая форма, существовавшая уже на ранних стадиях человеческой истории – религия. Эти формы мировоззрения носили духовно-практический характер и были связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, а также с недостаточным развитием его познавательного аппарата. По мере развития человеческого общества, совершенствования познавательного аппарата стала возможной новая форма освоения мировоззренческих проблем, носящая не только духовно-практический, но и теоретический характер. Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философия – это теоретический уровень мировоззрения.

М. бывают: 1) обыденными (житейскими); 2) религиозными -идеологическими; 3) философскими. М. зависит от ориентации личности, которая зависит от исторических условий, социальных изменений. В реальной действительности М. имеет не только общие, т.н. типичные черты для данного времени, но преломляется в индивидуальных вариантах. Существуют исторические типы М. (феод., буржуазное общество), социальных классов, национальностей и т.д. + каждый человек может обладать индивидуальным М. В структуру М. входят: 1) обобщенные знания о мире и месте в нем человека 2) ценностные ориентации; 3) убеждения (отражает готовность субъекта действ опред образом). Исторически первой формой М. является мифология, позже возникает религия. С помощью религии человек пытался получить целостное представления о мире. Философия как форма М. унаследовала от мифологии и религии стремление осознать целостность мира, осмыслить отношение человека к природе. Ее возникновение представляет также зачатки конкретного научного знания (математики, астроном и др). Ф ( в отличии от мифолог М) – это миропонимание основано на позиции разума, интеллекта. Логический анализ и обобщение на основе наблюдений, выводы и док-ва характерны для Ф. Мудрость при этом основывается на рациональном постижении мира. Философы древнего времени анализировали проблемы жизни, смерти, смысла жизни. Философы размышляют о природе (Лукреций «о природе вещей»), разуме (Кант «критика чистого разума»), человека и мира (Шопенгауэр « Мир как воля и представление») Следовательно Философия это форма общественного сознания, учения о всеобщих формах бытия, познания, наука, изучающая наиболее общие законы развития природы общества и мышления.

 

АНТИЧНОСТЬ Гераклит, Демокрит.

Древнегреч. Ф. возникла в ионийских городах зап. Побережья Мал. Азии, основ. Греками. Наиболее развиты был г. Милей, где и возникла первая школа – милейская. Первые представления милейской школы (Фалес, Анаксимен) основывались на мировоззрения Гомера и Гесиода, но они пытались построить рационально-философскую картину природы. Для их взглядов характерны поиски первоначального бытия, которое было представлено как единое в-во, которое поражает и лежит в основе всех явлений и при этом находится в вечном движении.

Гераклит (520-460 л. до н.э.) продолжил линию стихийного материализма милейских философов и развил ее, наивную диалектику, в своем произведении «О природе». Труд отличался трудностью восприятия из-за сложности изложения. Г. еще при жизни прозвали «темным». В одном учении Г. содержится соединение противоречивых тенденций: отрицание постоянства бытия и допущение существования изменчивого первоначала мира – огня. Основные тезисы учения: «Все течет и ничто не пребывает», «в ту же реку дважды не войдешь», «даже солнце каждый день новое». Первоначало бытия огонь, из которого все произошло и в который все возвращается. Следовательно утверждение изменчивости бытия. Устойчивы лишь пути бывания: «путь к верху» и «путь к низу», причем оба едины. Повсюду соединение и борьба противоположностей и в тоже время мировоззрение – гармония. «Вечный круговращающийся огонь (есть Бог), судьба же – логос (разум), создающий сущее из противоположных стремлений. Следовательно логос – это необходимость, всеобщий закон, созидающий сущее из «противоположного движения» Г. проявил себя не только материалистом, но и стихийным диалектиком, т. к. выдвинул тезис о всеобщем характере изменений в действительности, о борьбе противоположностей как основе развития.

Вершиной античного материализма стала философская система Демокрита ( 460-370 гг. до н.э.), разработавшего атомистическую философия. Согласно учению существуют 2 первоначала – атомы (бытие) и пустота (небытие). В учении впервые сформулировано существование пустоты как таковой. В пустоте существуют атомы – мельчайшие, неделимые, недоступные чувственному восприятию частицы материи, которые отличаются по форме величине и положению. Атомы вечны, постоянны неизменны. Бесконечное количество их движется в пустоте, соединяются между собой, образуют множество тел, а также «рождающихся и умирающих миров». В космологии Д. существует понятие вихря атомов – кругообразного движения частиц, в котором более круглые накапливаются в центре, а малые легкие вытесняются к периферии. Так возникли земля и небо. Вселенная бесконечна и бесконечно количество существующих миров, которые возникают не повелению Бога, а в силу действия естественных законов природы, т.е. по необходимости. Д отождествляет причинность с необходимостью и отрицал случайность, считая ее результатом незнания. На основе атомистической теории Д решает и антропологич. проблемы. Человек – скопление атомов. Душа состоит из мелких, подвижных огненных атомов. Д. впервые пытался объяснить духовные явления с материальных позиций. Атомная концепция Д оказала огромное влияние на ход развития философии и науки, являясь ориентиром в работе естествоиспытателей.

 

ПЛАТОН.

ПЛАТОН (427-347 гг до НЭ)– представитель объективного идеализма. Существует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей – тот мир, с которым человек контактирует постоянно. Материальные предметы крайне несовершенны, они возникают и исчезают. Мир идей совершенен, любая вещь - слабая копия идеи. Идея абсолютна, неизменна, совершенна. Мир идей определяет мир вещей. Идея Платона - идеальное государство. Основа – труд рабов. Аристократическая республика, правят философы, охраняют воины, материальные блага производят ремесленники. Единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность презираются, так как ведут к порче людей и социальным возмущениям.

Платон определяет беспредельное, как все то, о чем можно сказать "больше" или "меньше". Именно из-за того, что более или менее является главным признаком беспредельного, Платон и называет "беспредельное" неопределенной двоицей: Определить что то, значит остановить это бесконечное колебание "более-менее", т.е. установить одно значение - предел. Предел, будучи соотнесенным с беспредельным, вносит в него некоторую меру, создает мерное отношение. Число - это единство предел и беспредельного, т.е. идеальное образования, возникшие в результате связи противоположностей. Важным моментом в обосновании числа является положение о логической неделимости единицы - поскольку сама единица мыслиться, как логическое начало, Платон впервые вводит понятие геометрического пространства, до него античная философия не определяла сознательного пространства от его наполнения.

В иерархии математических наук первой первый Платон считает арифметику, затем геометрию, стереометрию и этот ряд дополняется астрономией. Платон считал, что природные элементы можно познать ровно настолько, сколько в них математики.

Платон первый создал концепцию объективного идеализма. Мир идей, понятий, первичен по отношению к миру вещей. Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Материальное бытие создается Творцом, разум и творческое умение, которого формирует материальный мир. Творец создал физический мир по идеальным образцам - идеям. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине кот идея блага.

П утверждает, что последними эл-тами всех вещей явл неделимые треугольники или геометрические бестелесные атомы. П считал, что человек, как телесное существо, смертен. Чел душа независима от тела и бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по П, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой того идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие пораждает лишь мнения о вещах.

Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами (разумный(мудрый, обладает знанием идей, ценит правду, справедливость, умеренность во всем – философы), аффектный(мужественный, отважный, подчинен долгу – воины), вожделенный(преобладает телесно-физический мир, следовательно занятия физич. трудом - земледельцы и ремесленники).). Победа разумной части над страстями и вожделениями возм при соотв воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями прибл к совершенству то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб граждан. В уч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей классиф частей души. Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому П разработал план общежития, основанного на устранении - личной собственности, а также учение о общности жен и гос воспитании детей. Частная собств и семья - подрывают условия общества.

 

АРИСОТЕЛЬ.

Древнегреческий философ и ученый Аристотель выделял: логику — науку о правильном мышлении, психологию — науку о душе, физику — науку о природе, метафизику (собственно философию) - учение о первопричинах, самых общих началах бытия. При этом он называл философию «госпожой наук». Именно к древнегреческой философской традиции следует отнести и начала выделения человека из других "вещей" окружающего мира. Человек становится специальным "предметом" философствования. Протагор высказал это в своем знаменитом тезисе "Человек есть мерой всех вещей - существование существующих и несуществование несуществующих". Это разрешает говорить про человекомерность предмета философии.

Аристотель (384-322) Был слушателем "Академии" Платона до смерти основателя в теч. 20 лет. Критиковал платонизм: сущность вещей в самих вещах, а не в идеях. Создатель самой обширной науч. системы из существ. в античности. О предмете фил.: если предметом физики явл. материальные сущности, то фил. имеет право на самостоятельное существование, если в ней есть эл-ты нематериальных причин, сверхчувств., неподвижные, вечные сущности. Это наиболее божественная наука в 2 смыслах: 1.Владеть ею пристало скорее богу, чем человеку. 2.Ее предметом являются божественные предметы. Поэтому А. называет свою фил. теологией, учением о боге. Дал определение понятиям сущего и сущности. Сейчас: Сущее- то, что существует, что можно наблюдать. Сущность- то, что нельзя ощутить, а только понять как внутр. связи (Солн. затм. - сущее, понимание его - сущность). Основа любого бытия - проматерия, перводвиг. всего - бог. Материя то, из чего вещь возникла.

Ар-ль делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя– это первичный материал, потенция вещей.Форма придает материи актуальное состояние, т.е превращает ее из возможности в действительность. Т о, Ар-ль понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Ар-лю – это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. Наивысшая сущность – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего космоса.

Вещь существует независимо от идеи, материя первична. Материя - сама по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо иным св-вом сущего. Такая материя включает и проматерию из провеществ (вода, воздух, земля, огонь).

Аристотель выделяет 4 вида причин бытия:1) Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. 2)Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть. 3)Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей. 4)Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы “Почему?” и “Для чего?”. Ар-ль всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное.

Познание: 1-чувств -овладение единичным 2-рацион-овлад. общим. Путь познания; ощущ.- предст.- опыт- искусство- наука Об об-ве и гос-ве: "политика". Человек - обществ. сущ-во. Рабовладение - естественное состояние организации общества. С рождением каждому определено быть или рабом или рабовладельцем. Общество свободных людей. 1. Очень богаты - противоественный способ приобретения богатства - плохо. 2.Средний класс 3. Крайне бедные. Формы гос-ва: хорошие (монархия, аристокр.), плохие (тирания, олигаргия, демокр.) Задача- предотвращение чрезмерного накопления богатства.

Душа присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животное и человек. Растительна душа ведает функциями питания роста и размножения – общими для живых существ. Разумной душой обладает лишь человек. Разумная душа - такая часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Отличие чел-ка от животного – это способность к интелектуальной жизни.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...