Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика изучения темы «общее знакомство с орг-мом человека». Наглядные пособия по анатомии, физиологии и гигиене человека.




Методика изучения различных систем орг-зма человека на примере изучения темы «Опорно-двигательная с-ма».

Тема урока:Опорно-двигательная с-ма .Цели урока: изучить состав и ф-ции опорно-двигательной с-мы, хим-кий состав и св-ва костей.

Задачи урока:1.Образовательные-сформировать знания об опорно-двигательной с-ме человека, о ф-циях, о строении и св-вах костей, их хим-ком составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину.2.Развивающие-развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление. 3.ВоспитательныеВоспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.Оборудование:Таблицы,учебник.Тип урока:комбинированый. Ход урока: I этап урока. Организация начала (3 мин) -отметить отсуствующих,НА ДОСКЕ:число, месяц, тема:Опорно-двигательная с-ма. II этап урока. (25 мин.)Объяснение нового материала. Вопрос к классу? 1.Скажите, что нам помогает двигаться, прыгать, бегать, танцевать? (Опорно-двигательная система).2.Из чего же состоит опорно-двигательный аппарат? ( Скелет и мышцы).

Кости скелета отличаются размерами, формой и строением.Всего в скелете человека 204-208 костей. Наружная поверх-ть кости одета надкостницейоболочкой из соединительной ткани, содержащей кровеносные сосуды и особые клеточные элементы, служащие для питания, роста и восстановления кости.Различают трубчатые, губчатые, плоские и смешанные кости.Трубчатые костиимеют вытянутую, трубчатую среднюю часть, называемую диафизом. Внутри диафиза имеется костно-мозговая полость с жёлтым костным мозгом. На каждом конце длинной кости нах-сяэпифиз, заполненный губчатым вещ-вом с красным костным мозгом. Между диафизом и эпифизом располагается метафиз.В период роста кости здесь находится хрящ, который позже замещается костью. Длинные трубчатые кости составляют в основном скелет конечностей. Плоские кости состоят из тонкого слоя губчатого вещ-ва, покрытого снаружи компактным. Они различны по происхождению: лопатка и тазовая кость развиваются из хряща, а плоские кости крыши черепа — из соединительной ткани.Губчатые кости, состоят из губчатого вещ-ва, покрытого снаружи тонким слоем компактного вещ-ва.Такие кости расположены там, где необходима одновремено большая прочность и высокая подвижность.Смешанные кости (позвонки, кости основания черепа и др.) состоят из нескольких частей, имеющих различное строение и ф-му.Они также выполняют ф-ции опоры и защиты.Ф-ции скелета. 1.Опорная ф-ция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться. 2.Двигательная-осущ-ет перемещение тела и его частей в пространстве. 3.Защитная-кости скелета защищают органы от травм.Хим-кий состав кости.В состав живой кости взрослого входит воды 50%, жира 15,75%, неорг-ких вещ-в 21,85%. Неорг-кие вещ-ва представлены различными солями. Больше всего содержится фосфата извести-60%, карбоната извести-5,9%, сульфата магния-1,4%.

Рост костей.Костьпредст-ет собой живое образование в котором происходят процесы роста и обмена в-в.В толщину кость растет за счет деления клеток внутрен. Слоя надкостницы. Рост костей в длину осущ-ся за счет пластинок роста, которые расположены ближе к концамкостей.Здесь хрящевая ткань непрерывно растет и замещается костной тканью. Если эта прослойка хряща окостеневает то рост кости прекращается.Соединение костей скелета.В скелете человека сущ-ет 3 типа соединения костей: неподвижное (непрерывное), полуподвижное (полупрерывное) и подвижное (прерывное, или сустав).Неподвижныесоед-ниякостей осущ-ся посредством швов или путем срастания костей.Эти соединения обеспечивают надежную защиту и опору для внутрен. органов и мозга. В полуподвижных соединениях кости связаны между собой небольшими хрящевыми дисками.Эти соединения смягчают толчки и удары.Подвижныепредст-ют собой подвижные соединения костей.Благодаря особеностям конструкции они обеспечивают подвижность костей в различных плоскостях.III этап урока.(15 мин.)Закрепление:Давайте ответим на вопросы в конце параграфа.1.Какое строение имеют трубчатые кости.2.Какие виды соединений костей вы знаете. 3.За счет чего кость растет в длину и толщину.IV этап урока. (2 мин.)Д/з-параграф-18,пользуясь учебником составить табл.,по соединениям костей.

 

Методика изучения темы «общее знакомство с орг-мом человека». Наглядные пособия по анатомии, физиологии и гигиене человека.

Тема урока:«Общее знакомство с орг-мом человека». Цели урока:познакомить учащихся с общим строениеморг-ма, с-ми органов.Задачи урока:1.Образовательные-сформировать знания об орг-ме, с-ме органов,об их ф-циях, строении.2.Развивающие-развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление. 3.Воспитательные-воспитывать чувство ответственности за свое здоровье. Оборудование:таблицы,учебник.Тип урока:комбинированый. Ход урока: I этап урока. Организация начала (3 мин) -отметить отсуствующих,НА ДОСКЕ:число, месяц, тема: Общее знакомство с орг-мом человека.II этап урока. (25 мин.)Объяснение нового материала.Орган—это часть тела организма со свойственной ему определенной ф-мой, строением и ф-цией. Примерами органов явл-ся сердце, легкие, почки, желудок, головной и спинной мозг и др. В состав органа входят разные виды тканей.Органы, сходные по общему строению, ф-циям и развитию, объединяются в с-мы органов человека. Различают опорно-двигат., пищевар., кровен., дыхат., выделит., полов. и нервн. с-мы. 1. С-ма органов движения-обеспечивает передвижение орг-ма в пространстве и уч-ет в образовании полостей тела (грудной, брюшной), в которых располагаются внутренние органы. Эта с-маобр-еттакже полости, в которых нах-ся головной и спинной мозг. 2.С-ма органов пищеварения-осущ-етмех-кую и хим-кую переработку поступающей в организм пищи, а также всасывание во внутрен. среду орг-ма пит-ных вещ-в. 3.С-ма органов дыхания-обеспечивает газовый обмен, т.е. доставку О2 из внешней среды в кровь и выведение из орг-ма СО2, одного из конечных продуктов обмена вещ-в. 4.С-мамочевых органов-выводит из крови и орг-ма продукты обмена вещ-в (мочевину и др.). 5. С-му половых органов-поддерживает жизнь вида, т.е. несет специальную ф-цию размножения. 6.Сердечно-сосудистая с-ма,состоящая из кровеносной и лимфатической с-тем, доставляет пит-ные вещ-ва и СО2 к органам и тканям, удаляет из них продукты обмена вещ-в, а также обеспечивает транспортировку этих продуктов к выделительным органам (почкам, коже), а СО2 - к легким.7.С-ма органов внутрен. секреции-осущ-ет при помощи гормонов регуляцию жизнед-тиорг-ма. 8.Нервная с-ма-объединяет все части орг-ма в единое целое и уравновешивает его деят-ть соответственно меняющимся условиям внешней среды.

Все с-мы органов тесно взаим-ют и образуют целостный человеческий организм— динамическую с-му, находящуюся в тесном контакте с окруж. средой. Существование орг-ма было бы невозможным, если бы тот не реагировал на дефицит воды и пищи, изменения параметров окруж. среды (температуры, конц-ции О2 и СО2). Поведение человека направлено на удовлетворение биологич. и соц-ных потребностей, на защиту от вредоносных воздействий среды, приспособление к ним. Из собственного жизненного опыта вы знаете, что пробежка на лыжах, игра в футбол и др. физические нагрузки приводят к возрастанию сердцебиений, потоотделению, изменению хар-ра дыхания. Спустя непродолжительное время после нагрузки все описанные изменения исчезают. Организм возвращается к прежнему исходному состоянию — экономному функционированию всех систем жизнеобеспечения. Из вышеперечисленногоследует, что наш организм явл-ся единым целым. Его с-мы взаимосвязаны и создают оптимальные условия для жизнед-ти составляющих его клеток. Нашорг-зм состоит из большого числа разнообразных по ф-ме, размерам и ф-циям клеток. Несмотря на высокую специализацию все они имеют общий принцип строения (цитоплазма, плазматическая мембрана, ядро, органоиды) и обладают основными св-ми живого (обмен веществ и энергии, возбудимость, раздражимость, секреция, проводимость, деление и др).Плазматическая мембрана способствует отделению клеточного содержимого от внешней среды и регулирует поступление, а также выведение из клетки различных вещ-в. Ядро и органоиды обеспечивают жизненные ф-ции клетки. Сходные по строению, ф-циям и происхождению клетки формируют ткани. По хар-рудеят-ти все ткани подразделяются на 4 группы: мышечную, нервную, ткани внутренней среды и эпителиальную.Из тканей образованы органы — анатомически обособленные части организма. III этап урока.(15 мин.)Закрепление:Ответить на вопросы в конце параграфа.1.Что такое орган.2.Что такое с-ма органов.3.Какие с-мы органов вы знаете, охарактеризуйте каждую из них.IV этап урока. (2 мин.)Д/з-параграф-4.


 

45.Методический анализ тем «Кровь.Кровообращение».Методика изучения цито- и гистологических понятий.Тема урока:»Кровь.Кровообращение. Цели урока:раскрыть понятие кровь, кровообращение, причины движения крови. Особенности строения органов кровообращения в связи с их ф-ми, закрепить знания учащихся о большом и малом кругах кровообращения.Задачи:1. Формировать у учащихся новые анатомо-физические понятия: о внутренней среде орг-ма, составе крови, об относительном постоянстве состава крови, о большом и малом кругах кровообращения.2. Развивать у учащихся общебиологические понятия о клеточном строении, взаимсвязи строения и ф-ции (кровяных клеток, сосудов).3. Продолжать формировать умение работать с учебником и микроскопом.Оборудование.Таблицы:Схема кровообращения».«Кровеносная с-ма» ,набор карточек для взаимопроверки в парах.Тип урока:комбинированый.I этап урока. Организация начала(3 мин) -отметить отсуствующих,НА ДОСКЕ:число, месяц, тема:Кровь.Кровообращение.II этап урока. (6 мин.).Актуализация знаний.1.Вспомните, какие типы кровеносных систем возникали в процессе эволюции? (замкнутая и незамкнутая);2.В чем разница между замкнутой и незамкнутой кровен-ми с-ми? (незамкнутая кровеносная с-ма - сосуды прерываются щелевидными пространствами; замкнутая кровеносная с-ма - кровь движется только по сосудам).III этап урока( 25 мин.).Объяснение нового материала.Кровь — внутренняя среда орг-ма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и эритроцитов и тромбоцитов. У взрослого человека форменные элементы крови составляют около 40—50 %, а плазма — 50—60 %. Отношение форменных элементов крови к ее общему объему наз-сягематокритным числом. Кровь также подразделяется на периферическую (находящуюся в русле сосудов) и кровь, находящуюся в кроветворных органах и сердце. Плазма крови содержит воду и растворённые в ней вещ-ва — белки и др. соединения. Основными белками плазмы явл-сяальбумины, глобулины и фибриноген. Форменные элементы крови представлены эритроцитами, тромбоцитами и лейкоцитами:Эритроциты (красные кровяные тельца) — самые многочисленные из форменных элементов. Зрелые эритроциты не содержат ядра и имеют ф-му двояковогнутых дисков. Циркулируют 120 дней и разрушаются в печени и селезёнке.Тромбоциты (кровяные пластинки) предст-ют собой ограниченные клеточной мембраной фрагменты цитоплазмы гигантских клеток костного мозга (мегакариоцитов). Совместно с белками плазмы крови (например, фибриногеном) они обеспечивают свёртывание крови.Лейкоциты(белые клетки крови) явл-ся частью иммунной с-мыорг-ма. Главная ф-ция лейкоцитов — защита от чужеродных тел и соединений. Кровь выполняет в орг-меразличныеф-ции:Транспортная — передвижение крови; Защитная — обеспечение клеточной и гуморальной защиты от чужеродных агентов;Гомеостатическая — поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды орг-ма).Кровообраще́ние — циркуляция крови по орг-му. Кровь приводится в движение сокращениями сердца и циркулирует по сосудам. Кровь снабжает ткани орг-ма О2, питат-ми вещ-ми, гормонами и доставляет продукты обмена вещ-в к органам их выделения.Различаютмалый (через лёгкие) и большой(через органы и ткани) круги кровообращения. По малому кругу кровь циркулирует через лёгкие. Движение крови по этому кругу нач-ся с сокращения правого предсердия, после чего кровь поступает в правый желудочек сердца, сокращение которого толкает кровь в легочный ствол. Затем кровь через лёгочные вены возвращается из лёгких в левое предсердие.

Большой круг снабжает насыщенной кислородом кровью органы и ткани. Левое предсердие сокращается одновременно с правым и толкает кровь в левый желудочек. Из левого желудочка кровь поступает в аорту. Т. о., кровь движется по большому кругу от левого желудочка до правого предсердия, а затем по малому кругу кровообращения от правого желудочка до левого предсердия. Движение крови по сосудам осущ-ся, благодаря разности давлений междуартериальной с-мой и венозной. IV этап урока.(10 мин.).Закрепление.Карточка 1.(для I варианта). Вставьте пропущенные слова.Малый круг кровообращения начинается в __желудочке. Из __кровь по легочным артериям поступает в __.В малом круге кровообращения по артериям течет __кровь, по венам __кровь.Карточка 2. (для II варианта).Большой круг кровообращения – это путь крови из __через __в ___.По артериям большого круга течет ___ кровь, по венам - __кровь.Учащиеся обмениваются карточками и оценивают друг друга:«5» - полностью справился с заданием;«4» - выполнил задание с 2 ошибками;«3» - выполнил задание с 3 ошибками;«2» - не справился с заданием, много ошибок.V этап урока .Д/з(1 мин.) параграф 23.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 106.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...