Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политико-правовые взгляды Сократа(2-й период: расцвет ППУ)
Предмет и методы ИППУ Предмет ИППУ (по учебнику 1997г.) – теоретически оформленные в доктрину взгляды на государство, право, политику. Предмет ИППУ (по Нерсесянцу) – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. ИППУ ориентирована на изучение закономерностей исторических процессов возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике. Главное в науке – познание закономерностей. Закономерность – это объективно обусловленная объективно необходимая тенденция. Объективный закон – результат проявления связей между сущностями, связи повторяющиеся, устойчивые и выражается в объективных тенденциях. Изначальная задача науки – ответить на вопрос «что это такое?» Предмет ИППУ – история концептуальных идей и теорий о государстве и праве, закономерностях возникновения и развития учений о праве и государстве. Значение ИППУ Учебная дисциплина ¨ вооружает знаниями по важным объектам познания: праву, политике; ¨ формирует высокий уровень политической и правовой культуры будущего юриста. Правовая культура – квинтэссенция культуры вообще; ¨ ИППУ – школа познания права и государства, т.к. она олицетворяет учения всех выдающихся мыслителей, оно сопровождается методами познания того или иного мыслителя; ¨ ИППУ – предпосылка для развития современной науки о праве и государстве; ¨ ИППУ способствует повышению эффективности деятельности государства и реализации права на данном этапе развития общества. МЕТОДЫ: · исторический метод, позволяющий понять и оценить учение в историческом контексте, с учетом специфических условий данной эпохи; · сравнительный метод, позволяющий сравнивать однотипные политико-правовые явления, и при их сравнении можно выявить сходство или различие между ними, дать оценку этим теориям; · системный анализ, позволяет изучать проблемы политики, государства, права, их отдельных явлений с позиции их системности, взаимосвязи; · структурный метод позволяет анализировать составные части учения и их связи. Наряду с этими методами часто выделяют: хронологический, проблемно-теоретический, портретный и страноведческий. В качестве специфического метода называют и контекстный метод исследования. Он ориентирует на рассмотрение каждого учения в контексте обстоятельств личной жизни мыслителя, каждое учение и направление мысли – в контексте социально-политических и иных условий жизни страны в тот или иной период ее развития.
Политико-правовая мысль Древнего Египта ППМ обусловлена возникновением государства и права. В 4 тыс. до н.э. появляются политические и правовые идеи. Наиболее характерным источником этих идей являются «Поучения Птахотепа». Птахотеп – видный представитель египетской знати, являлся главой администрации царя Айсэсса. Птахотеп, как и другие мыслители, не разграничивал понятия общество и государство. Всё, что он относил к взаимоотношениям между людьми, относил к праву. Позиция Птахотепа является теологической (теократической). Позиции государства и права обосновываются с божественных позиций. Все люди божественным волеизъявлением делятся на 2 группы – низших и высших. Высший – ценный, благородный; низший – плохой. Благополучие низших зависит от доброй воли высших, следовательно, они должны быть покорными, смиренными, почтительно относиться к высшим. Подчинение одних другим – важный принцип общества, государства, права. Во взаимоотношениях между свободными людьми должен действовать принцип Ка (стремление к счастью), которому противоречит навязчивость. Поэтому поведение должно быть добродетельным и справедливым, что утверждает естественное равенство всех свободных. Общество представляет собой пирамиду: 1)Боги-покровители – вершине; 2) Фараон – божий избранник, которому беспрекословно подчиняются все чиновники; 3) Жрецы – находятся в зависимости от фараона; 4) Рабовладельческая знать; 5) Землевладельцы и ремесленники – зависят от знати, обслуживают её; 6) Рабы Все ступени объединены в образе богини Маат (правосудие). Это придаёт структуре общества не только божественность, но и справедливость, гармонию. Порядок на земле обеспечивает фараон, ведущий войну против анархии, несправедливости, обмана, богохульства. Птахотеп говорит: «Чтобы порядок был устойчивый, отец каждой семьи по достижении критического возраста должен завещать детям те устои жизни, которые услышал от своего отца».
Конфуцианство и легизм Конфуциа́нство IV в. до н.э. — этико-философское учение, разработанное Конфуцием. Конфуцианство стало главной идеологией Китая. Это учением о стремление к стабильности и порядку. Конфуций увлекался музыкой и древними ритуалами,через них человек должен достигать гармонию с Вселенной. Философу удалось основать собственную школу и стать педагогам истории Китая. Конфуций выделял в своей философии пять основных типов взаимоотношений между людьми, которые плотно взаимосвязаны между собой: 1. Почтение между детьми и родителями; 2. Доброе и благожелательное отношение между детьми: старшие мягко наставляют младших, младшие благодарно помогают старшим; 3. Уважительное отношение мужа к своей жене и почитание женой своего мужа; 4. Доброта в отношениях молодых людей к более зрелым членам общества и благосклонное наставничество старших над младшими; 5. Уважительное отношение правителей к своим подчиненным и почитание подчиненными своего правителя. Только после правильного воспитания людей в стране будет порядок во всем. Следует чувствовать душу народа при принятии управленческих мер. Конфуций умело использовал в своем учении культ предков, чтимый китайцами многие века. Легендарные предки становились образом для подражания. Основателями легизма были Шан Ян. Легисты выступали за то, чтобы управлять обществом путём государственного насилия, опирающегося на законы. Легизм– философия сильной государственной власти. Основные положения легизма:-обладает изначально злой природой; -движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы; -интересы отдельных индивидов взаимопротивоположны; -чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения; -государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся; основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием; законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться для всех; государство – главный механизм общества и, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан. Различие этих философских концепций в том, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм же выше всего ставил силу закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа. («Когда народ много знает им трудно управлять»).
Политико-правовые взгляды Сократа(2-й период: расцвет ППУ) Сократ (470-399 г.г. до н.э.) – одна из интереснейших и популярных фигур в духовной жизни человечества.Родоначальник субъективного идеализма.в своём учении поднимается до самого высокого уровня обобщения. Считал высшим для достижения истины диалог равноправных. Считал, что основой государства и права является справедливость, выраженная в правом, установленным в полисе (т.е. требования естественных законов). Разумная природа предопределяет издание разумных законов- признаёт существование естественного и позитивного права. Естественные законы могут устанавливать аристократы - выступал за аристократическую форму правления. С. обосновывал вопрос компетентности правителей («править должны знающие»"Цари и правители, - подчеркивает он, не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править").Считал, что лучше плохой закон, чем никакого. Закон=справедливость. Законы должны безукоризненно исполняться. Резко отрицательно относился Сократ к тирании как режиму беззакония, произвола и насилия. Подчеркивая недолговечность тирании, он отмечал, что тиран, казнящий неугодных ему здравомыслящих и дельных граждан, непременно будет в скором времени наказан и сам. Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании. Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам. Сократ ничего не писал, он ограничивался устным изложением своих взглядов. О нем и его учении известно главным образом из произведений его учеников – Ксенофонта и Платона. Исходным пунктом философии Сократа было скептическое положение: «Я знаю, что я ничего не знаю». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 242. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |