Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституция Украины » Функции, принципы и юридические собственности Конституции Украины




Роль конституции в обществе проявляется в ее функциях, под которыми следует понимать общественное назначение Конституции и способы реализации ее конституционных норм. Вопрос о функции Конституции являются спорными. Разные ученые выделяют разное их количество.

Для конституции характерны следующие основные функции. Политическая функция, которая означает, что Конституция закрепляет основы конституционного строя, политического режима, провозглашает народовластия, определяет направления развития общества. Она признает и закрепляет политическое многообразие, многопартийность, предоставляя различным политическим силам равные возможности в получении государственной власти. Конституция одновременно запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, создание военных формирований.Юридическая функция связана с тем, что Конституция является Основным Законом государства, основой системы национального права. Она устанавливает основополагающие правовые предписания, которые являются определяющими для других отраслей права. Поскольку нормы Конституции имеют высшую юридическую силу, она обеспечивает упорядоченность и необходимое правовое регулирование общественных отношений с помощью взаимосвязанных и внутренне подчиненных нормативных актов государства. Учредительная функция заключается в том, что Конституция устанавливает основных политико-правовые институты государства и общества, определяет основы правового статуса граждан, систему органов государственной власти, органов местного самоуправления и т.п. Идеологическая функция проявляется в том, что Конституция закрепляет основополагающие ценности (демократия, суверенитет народа, права человека и гражданина и др.), выполняет важную роль в отношении государственных и самоуправленческие институтов, граждан и должностных лиц, ориентирует их на исполнение законов, почитание закрепленных в нем ценностей. Ограничительная функция заключается в том, что конституционные нормы создают основу и определяют границы деятельности государственных органов, сдерживают узурпации и монополизации власти определенными властными структурами государственной власти. Внешнеполитическая функция находит свое проявление в том, что другие государства и народы по смыслу Конституции могут судить об уровне демократизма государства. Конституция - это своеобразный «паспорт» государства, ее конституционного строя.

Чрезвычайно важные принципы государственного строительства отражены в принципах Конституции, которые являются определяющими принципами, главными идеями, закрепляющие закономерности развития экономической, политической и социальной систем общества, правовой статус человека и гражданина и которые должны приниматься во внимание при создании текущего отраслевого законодательства. Конституционные принципы определяют сущность Конституции, ее содержание, а также основы всех отраслей национального права. Принципы имеют нормативный характер, они обязательны для выполнения.

Основными являются следующие принципы Конституции Украины: народовластие; государственного суверенитета; приоритет прав и свобод человека и гражданина; унитаризм; разделения власти; демократического, социального, правового государства; верховенство права; политического, экономического и идеологического плюрализма; законность; свобода личности и ее развития; равноправие всех граждан независимо от национальности и других обстоятельств; сочетание форм прямой и представительной демократии.

 

Внесение изменений в конституцию украины

Принятие в 1996 году Конституции Украины стало значительным этапом в становлении украинского государства как гаранта прав и свобод граждан, обеспечения демократических и правовых основ развития общества. В то же время радикальные преобразования, которые произошли в социально-экономической жизни Украины в течение последних лет, их дальнейшее углубление требуют совершенствования всех институтов государства, в том числе и Конституции Украины.

Подтверждением этого стали результаты Всеукраинского референдума, который состоялся 16 апреля 2000 года. На нем народ Украины засвидетельствовал свою волю и высказался за внесение изменений в отдельные положения Конституции, направленные на усовершенствование государственного строя Украины, повышение эффективности и демократичности функционирования механизмов власти. Необходимость этих изменений была признана в Декларации о совершенствовании государственной региональной политики, которая была подписана между Президентом Украины и Союзом лидеров местных и региональных властей еще 27 сентября 1999 года.

Опыт разработки Концепции государственной региональной политики, начало работы Конституционной комиссии позволяет нам утверждать, что те проблемы, с которыми Украина столкнулась на пути реформирования своей экономики, социального и политического строя в значительной степени является следствием несовершенства отдельных положений ныне действующей Конституции.

Тяжело спокойно наблюдать за попытками отдельных политических сил и деятелей сопротивляться объективно назревшим потребностям проведения конституционной реформы, или стараниями направить конституционный процесс в деструктивное русло.

Учитывая, что конституционный процесс переходит в свою решающую фазу, что от его результатов зависит судьба Украины и возможность ее продвижения в мировое сообщество цивилизованных наций, благосостояние и благополучие ее граждан, мы, члены Союза лидеров местных и региональных властей — главы местных государственных администраций, руководители органов местного самоуправления различного территориального уровня, народные депутаты Украины, избранные в мажоритарных избирательных округах, депутаты местных советов, считаем своим долгом заявить о своем отношении к содержанию и механизмам реализации инициируемых народом конституционных изменений.

Опыт ежедневного общения с общественностью сел, местечек, городов и регионов, опыт работы в представительных и исполнительных органах всех уровней власти позволил нам выработать целостный и взвешенный подход к вопросу внесения изменений в действующую Конституцию. Этот подход базируется на таких принципах:

— КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПРОЦЕССА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ (внесение первоочередных изменений и дополнений в Конституцию Украины должно осуществляться в порядке, предусмотренном действующей редакцией раздела ХIII Конституции. В дальнейшем целесообразно привести порядок изменения Конституции Украины в соответствие с ее политико-правовой сущностью: все изменения к Конституции должен утверждать народ Украины — единственный источник власти нашего государства. Реализация этого принципиального положения нуждается в проведении Всеукраинского референдума с целью утверждения изменений к разделу ХIII Конституции Украины, которым определяется порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию);

— КОМПЛЕКСНОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ (ИЗМЕНЕНИЯ и дополнения не могут быть ограничены только изменением структуры парламента Украины и должны быть направлены на реформирование всех уровней территориальной организации власти, что обеспечит реализацию основных положений Концепции государственной региональной политики и позволит провести должное реформирование административно-территориального строя Украины);

— ОДНОВРЕМЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ ВСЕХ ИЗМЕНЕНИЙ (нельзя допустить фрагментарного изменения Конституции Украины, внесения в нее изменений перманентно, частями, что может привести к размытости связей между различными уровнями и звеньями власти и, как результат, к ослаблению управляемости в государстве и ее отдельных регионах);

— МИНИМАЛЬНОЙ ДОСТАТОЧНОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ (изменения и дополнения по своему объему и содержанию не должны касаться основ конституционного строя, нарушать установленную стабильность. Необходимо, чтобы они были достаточны для обеспечения становления новой эффективной системы организации власти и проведения назревших социально-экономических реформ).

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ К КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ ПО СВОЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ДОЛЖНЫ ПРЕДУСМАТРИВАТЬ:

1) создание двухпалатного парламента Украины. Определение компетенции палат (Народной Рады и Совета регионов) на основе распределения между ними полномочий существующей Верховной Рады Украины с условием сохранения ныне действующей президентско-парламентской формы правления;

2) установление таких принципов формирования Совета регионов и форм ее работы, которые бы обеспечили ее связь с органами регионального и местного самоуправления, реальный учет интересов населения регионов и территориальных общин при осуществлении законодательной власти;

3) разведение выборов в палаты парламента сроком на один год, что обеспечит непрерывность и преемственность законодательной власти, а также разведение выборов в Народную Раду и местные выборы сроком на шесть месяцев (это даст возможность избрать Совет регионов через год после избрания Народной Рады);

4) реформирование регионального (областного) уровня власти на основе четкого разграничения полномочий между субъектами местного самоуправления и соответствующими местными государственными администрациями;

5) формирование самодостаточных территориальных общин, т.е. таких, которые владели бы финансовыми, материальными, демографическими и другими ресурсами, достаточными для выполнения задач и функций местного самоуправления в полном объеме и на высоком качественном уровне;

6) введение трех уровней местного самоуправления: регионального (область, город-регион), местного (городской округ, район) и низового (село, местечко) и четкого разграничения полномочий между этими уровнями. При этом базовым должен быть определенный местный уровень, который состоит из самодостаточных территориальных общин — городской округ (на базе города областного значения или города районного значения), район (на базе сельского района);

7) создание административных судов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 143.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...