Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

По репертуару Б. Гребенщикова




Дорожная карта (пошаговая деятельность)

 выполнения домашнего задания

 

I. Реферирование статей. Забываем правильно оформлять библиографическое описание статей.

    

  *Приложение 1 и 2 помогут разобраться в том, как решает тему поэта и поэзии ( в формуле «поэтический восторг») Ломоносов и каким был тот мотивно-образный ряд, который сопровождал изображение идеального монарха в одах Ломоносова.

   

*Эта работа – Успенский Б. А., Живов В. М. Царь и Бог: Семиотические аспекты сакрализации монарха в России // Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 1. М., 1994. С. 110 – 218 (о Ломоносове: 176–180) – даст представление о том, почему в XVIII веке происходит сакрализация монарха и ему придаются богоподобные черты, следовательно – получить дополнительный ответ на вопрос об идеальном монархе.

   

 *Эта работа – Живов В. М.Язык оды и церковнославянский панегирик // Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. М., 1996. С. 243–264 – даст представление о связи оды со святоотеческой (религиозной) литературой.

 

II. Письменные выводы на основании отреферированных работ

 

*Своими словами, ориентируясь на тексты работ, коротко ответить на вопросы: что такое «поэтический восторг» в русской оде и русской поэзии, как представлен в оде идеальный монарх. Сформулированные ответы помогут приступить к анализу поэтических текстов М. В. Ломоносова.

 

 

III. Анализ поэтического текста и основные его принципы

*Результаты анализа можно представить в виде таблицы, но можно и в другой форме – любой, вам подходящей.

 

*Открываем сборник произведений Ломоносова с одами и кладем перед собой три листа-черновика (по количеству освещаемых вопросов).

    

* Читаем оды Ломоносова (не менее трех) и выписываем на черновики те мотивы и короткие цитаты к ним, которые и составляют образ, например, «поэтического восторга». 

Примечание: Запомните, что мотивы – это мельчайшая смысловая единица художественного текста, участвующая в построении общего смысла и явленная (в литературе) с л о в е с н о. В других искусствах – иначе. Проще говоря: есть слово, есть мотив, нет слова – ничего придумывать за Ломоносова не надо, он сказал то, что сказал.

 

* Читаем текст первой же оды 1739 года, например, и видим:

 

Восторг внезапный ум пленил,

Ведет на верх горы высокой,

Где ветр в лесах шуметь забыл;

В долине тишинаглубокой.

Внимая нечто, ключ молчит,

И выписываем пока на черновик то, что представлено в левой колонке таблицы, т. е. короткие цитаты и мотивы. Когда их наберется по десятку на всех трех листах, делаем комментарии, т. е. расшифровываем смысл мотивов. Пример дан по словарю В. И. Даля, остальное – самостоятельно. Для мотива «верха» дан источник, которым можно пользоваться и дальше.

 

Точно так же оформляется материал по образу монарха, основные данные для него – в Приложении 2. Например: У Ломоносова – «Надежда россов и покров», выписывает «покров» и ищем, какой смысл имеет этот концепт в русской культурной традиции. Проще всего это сделать, поискав в Интернете «праздник Покрова», «икона Покрова Божьей Матери». В других случаях то же. Например, «радость»: смотрим богородичные иконы, например, на сайте «Библиотекарь.RU», находим там – «Радость всех радостей», «Всех скорбящих радость», «О тебе радуется…» и др. (обо всех этих иконах есть материал в Википедии), делаем вывод о том, что значит «радость» у Ломоносова в применении к монарху.

Можно найти и в литургических текстах, но это сложнее. Например: Тропарь, глас 2-й «Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим».   

 

    Образ «поэтического восторга»  
Цитаты и мотивы Комментарии
Ода 1739 г. «Восторг внезапный ум пленил» – мотив ‘восторга’     «Ведет наверх горы высокой» – мотив ‘верха’     «ключ молчит» – мотив ‘молчания’   «в долине тишина…» – мотив ‘тишины’   «Восторг – состояние восторженного, благое исступление, восхищение, забытие самого себя, временное отрешение духа от мира и сует его, воспарение духа, временное преобладание его, восходящее иногда до ясновидение» (В. И. Даль)   [смотрим статью «Верх и низ» в «Мифах народов мира», том 1, делаем выводы и обобщаем в таблице]     Здесь можно заглянуть, например, в стихотворения В. Жуковского «Невыразимое» и Ф. Тютчева «Silentium!». Эти тексты помогают понять, что значат тишина и молчания в культурной традиции.
Ода … г. ………………………………… ………………………………………………………………..
Ода … г. ……………………………………. ………………………………………………………………
     

 

 

  Образ России  
Цитаты и мотивы Комментарии
Ода 1739 г. «Россия как прекрасный крин / Цветет … » - мотив «цветения», ориентированный на символику «лилии» (цк.-сл. крин)   и т.д. [смотрим статьи «Рай», «Растения» в «Мифах народов мира», том 2, делаем выводы и обобщаем в таблице] Для того, чтобы был более понятен мотив «цветения» или «цветов» смотрим приложенные материалы     и т.д.
Ода 1746 г. «Россию сам господь блюдет» …….???
Ода … г. …………………………. ……………………………………………….
     

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ и ПРИМЕРЫ

 

«Райский сад. Мария со святыми в саду», неизв. художник, 1410 г. (Институт Штедель, Франкфурт-на-Майне). Обратите внимание на то, что «рай» знаменуется цветами и цветением, а его центр – Богоматерь.

 

 

Русское изображение райского сада – фрагмент иконы «Вертоград заключенный» Н. Половца (1670-е гг.) [Вертоград – это сад]

 

 

Икона «Вертоград заключенный» (полное изображение). Обращаем внимание на то, каким образом иконописец дал знать своим зрителям, что это именно рай (цветы и цветение)

 

 

Картина замечательного художника-символиста и музыканта М. Чурлёниса «Рай», написанная в Петербурге в 1909 г. Золото и цветы – знаки сакрального пространства.

 

+ Отрывок из стихотворения 1972 г. «Рай» А. Волхонского, знакомого

по репертуару Б. Гребенщикова

 

Над небом голубым

Есть город золотой

С прозрачными воротами

И с яркою стеной

 

А в городе том сад

Все травыда цветы

Гуляют там животные

Невиданной красы

 

 

Икона «Всех скорбящих радость» («имя» иконы, так оно понимается в православии, поможет вдуматься в смысл русского культурного концепта «радость»)

 

Икона «Древо государства Российского» (Симон Ушаков, 1668 г.). Обратите внимание, какую роль в изображении государства имеет Богородица

(обратите внимание на то, как Богородица становится своеобразным центром государства).

Примечание: В честь Владимирской иконы Божией Матери Симон Ушаков написал уникальную икону, на которой Владимирская изображена как главная святыня и средоточие всей Руси. Икона словно вырастает из дерева, которое поливают князь Иван Калита и св. митрополит Петр, а в ветвях, в медальонах, изображены русские святые.

За стенами Московского Кремля изображен Успенский собор, из которого и произрастает древо. В центре, среди его ветвей и цветов, — медальон с образом Владимирской иконы Богоматери. У подножия Успенского собора – Иван Калита и митрополит Петр. По сторонам от них – здравствующая царская семья: государь Алексей Михайлович, его супруга Мария Ильинична, сыновья Алексей и Федор. От древа, произросшего в центре Московского государства, идут побеги в виде виноградных лоз с листьями, цветами роз и гроздьями плодов. Главными же его плодами являются святые русской земли, изображенные в двадцати медальонах со свитками-молениями в руках. Общая композиция произведения восходит к сербским изображениям родословной правителей Неманичей, которая, в свою очередь, опирается на иконографию родословной Христа, называемую «Древо Иессеево». Но если в этих двух схемах дерево с многочисленными ветвями было прежде всего древом генеалогическим, то в иконе Симона Ушакова оно символизирует духовные подвиги изображенных. Их родство состоит в том, что все они — святые Русской земли. Московское царство, а точнее, Кремль, его духовный и политический центр, символизирует устроенный Господом вертоград.

 

Икона «Покров Божьей Матери» (XV в.)

Об идее Покрова на Руси можно посмотреть в Википедии (ст. «Покров Пресвятой Богородицы»).

 

Древнейший храм в честь Покрова Богоматери «Покров на Нерли» (XII в.).

 

 

 

Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − так звучит его каноническое полное название, − был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. Собор строился по повеление Ивана Грозного и связан с грандиозным для истории России событием – покорением Казанского царства, последним остатком Золотой Орды.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...