Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Отмена крепостного права и развитие капитализма в России во второй половине XIX в.




Тема 1. Образование Древнерусского раннефеодального государства. Русь в IX-XIII вв.

1. Образование Киевской Руси. Особенности общественного строя. Основные социальные слои, их социально-политические функции.

2. Принятие христианства и его культурно-историческое значение.

3. Византийско-древнерусские связи. Значение договоров и торговых отношений Руси с Византией.

4. Характер взаимоотношений Древней Руси со степняками-кочевниками. Борьба русских княжеств и земель за независимость в XIII в. Монгольское нашествие.

Примерные темы для докладов:

1. В чем заключается несостоятельность «норманнской теории»?

2. Как Русь приняла христианство?

3. Особенности и значение культуры Киевской Руси?

Методические указания

1. Охарактеризуйте основные гипотезы происхождения восточных славян, Древнерусского государства и слова «Русь».

2. Что представляет собой социальная структура Древнерусского государства? Какие существуют основные социальные слои, в чем заключаются их социально-политические функции?

3. Раскройте значение принятия христианства на Руси.

4. Выявите динамику развития византийско-древнерусских связей.

5. Опишите характер взаимоотношений Древней Руси со степняками-кочевниками.

6. В чем выразилось влияние монгольского ига на культуру Руси?

7. Представьте различные мнения о последствиях монгольского ига для русских земель.

8. Какую роль играла экспансия с Запада и в чем значение отражения Русью агрессии со стороны крестоносцев?

9. Определите положение Руси на геополитическом пространстве Европы и выявите влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси.

10.Раскройте значение политической деятельности русских князей для развития государства.

 

Тема 2. Образование и развитие Русского централизованного государства XIV-XVII вв.

1. Свержение ордынского ига. Особенности образования централизованного государства.

2. Политический строй в стране в конце ХV – начале ХVП веков. Укрепление самодержавия.

3. Вступление на престол Ивана IУ. Складывание сословно-представительной монархии и реформы 50-х годов.

4. Социально-экономический и политический кризис конца ХV – начала ХVП веков.

 

1.Роль Московских князей в объединении страны.

2. Государственная деятельность Ивана III. 

2.Личность Ивана Грозного

3.Главные особенности Российского централизованного государства

4.Значение вхождения Башкортостана и других восточных территорий в состав России

 

Методические указания

1. Как монголо-татарское нашествие, а затем ордынское иго сказались на экономическом укладе, политической системе, социальной структуре общества, культуре, нравах и национальном характере зависимого народа. Определите формы политической и экономической зависимости Руси от Золотой Орды.

2. Каковы предпосылки создания единого государства?

3. Роль, влияние и авторитет православной церкви в борьбе за объединение земель в единое централизованное государство.

4.В чем состоят политические, экономические, духовные предпосылки возвышения Москвы?

5.Вторая половина ХV - первая четверть ХVI вв. Деятельность Великого князя Ивана III и его сына Василия III.

6.Под влиянием каких факторов складывался сословный строй в России? Как создавалась особая служилая система? Что такое вотчина и поместье? Отметьте их отличия.

    7.Эпоха Ивана IV Грозного. Деятельность Избранной рады. Создание центрального аппарата управления; принятие нового свода законов; церковная реформа; реформа налогово-финансовой системы; реформа местного управления и отмена системы кормлений; военная реформа и ограничение местничества. Как эти реформы способствовали оформлению централизованного государства? Как складывалась самодержавная монархия? Опричнина Ивана Грозного.

8.Сущность внешнеполитической деятельности царя Ивана Грозного. Какое из направлений (западное или восточное) оказалось более успешным? Рассмотрите результаты Ливонской войны, ее роль и место в истории России ХVI в.

 

Тема 3. Складывание абсолютизма. Российская империя в конце XVII- XVIII вв.

1. Северная война: предпосылки, этапы, итоги. Дипломатия Петра I. Оформление абсолютной монархии.

2. Россия и европейские державы после Петра I. Семилетняя война.

3. Эпоха дворцовых переворотов. «Просвещенный абсолютизм» второй половины ХУШ века. Екатерина П.

4. Внешняя политика России в годы правления Екатерины II

Примерные темы для докладов:

1. Предпосылки Петровских реформ

2. Петр I как человек и государственный деятель

3. Соратники Петра I

4. Новая столица России

5. Главные итоги, историческое значение и уроки Петровских реформ

       7. Екатерина II как государственный деятель

 

Методические указания

1.Сущность и последствия петровских преобразований первой четверти XVIII века. Роль Петра I в укреплении абсолютизма в России. Какие реформы способствовали этому? Почему в России утвердился абсолютистский строй? Какова сущность российского абсолютизма?

2.Вторая половина XVIII века. Черты капиталистического уклада в экономике. Укрепление абсолютистского строя. Крепостничество как тормоз прогрессивного развития государства.

    3. Деятельность Екатерины II. Как государыня укрепляла свою власть в России? Почему Екатерину II называют "просвещенным" монархом? В чем проявился ее “просвещенный абсолютизм”? Основные цели и направления внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности России. Какие преобразования происходили в сфере внешней торговли России? Какова была политика правительства в отношении частного предпринимательства?

 

Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в первой половине XIX в.

1. Эволюция государственной системы. Проект реформ М.М. Сперанского.

2. Формирование капиталистического способа производства.

3. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии и Венский конгресс.

4. Особенности развития общественной мысли. Движение декабристов.

5. Культура России в конце XVIII - начале XIX веков.

 

Примерные темы для докладов:

1. Александр I как государственный деятель

2. Российское военное искусство в конце XVIII - начале XIX веков.

3. Особенности Отечественной войны 1812 года.

4. Декабристы в отечественной истории

5. Феномен А.С.Пушкина

Методические указания

       1. Международное положение России в начале XIX века. В чем причины Отечественной войны 1812 г.? Какие последствия она имела? Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг.? "Священный союз" и какова была роль в нем России? 

2.Проекты реформ Александра I. Реформаторскую деятельность Александра I в начале царствования. Роль М.М. Сперанского в подготовке и проведении реформ? Внутреннюю политику Александра I после Отечественной войны 1812 года.

3.Истоки декабризма в России. Роль и значение заграничных походов русской армии в формировании тайных обществ декабристов? Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. в Петербурге, его последствия и значение.

Тема 5. Отмена крепостного права и развитие капитализма в России во второй половине XIX в.

1. Кризис феодально-крепостнического строя. Отмена крепостного права.

2. Буржуазные реформы 60-70-х годов и их историческое значение.

3. Революционно-демократическое и народническое движение. Рабочее движение и начало распространения марксизма.

Примерные темы для докладов:

1. Причины и предпосылки либеральных реформ второй половины ХIХ в.

2. Александр II как государственный деятель

3. Уроки либеральных реформ второй половины ХIХ в.

4. Особенности революционного движения в России

5. Национальный вопрос в конце ХIХ- начале ХХ века

6. Аграрный вопрос в конце ХIХ- начале ХХ века

7. Главные достижения культуры России во второй половине ХIХ – начале ХХ в.

Методические указания

1. Раскрыть понятия "капитализм", "индустриальное общество", "классовое самосознание".

2. Причины либеральных реформ 60 - 70-х гг. в России. Почему Александр II решил освободить крестьян от крепостной зависимости? Причины отмены крепостного права в 1861 г.? Условия и ограниченность крестьянской реформы? Значение крестьянской реформы для дальнейшего развития России? 

    3.Сущность земской, городской, судебной, финансовой, военной и университетской реформ? Какую роль сыграли реформы в модернизации страны? В чем состояла их непоследовательность? Какова судьба реформ Александра II? Какие силы противодействовали их проведению? В чем ценность исторического опыта реформ 1860- начала 1870-х гг.?

 4. Общественное движение во второй половине XIХ в.? Каковы идейные основы народничества? С чем связан кризис народничества 80-х годов? Какие методы использовали народники для достижения своих целей? Что объединяло и что разделяло революционных и либеральных народников? Лидеры народничества.

5. Начало распространения марксизма в России. Роль Г.В. Плеханова, В.И. Ленина. Какую роль в истории России сыграла марксистская идеология?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 116.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...