Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.
РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
«Ум – хорошо организованная система знаний, способность видеть мир в действенности и многообразии». К.Д.Ушинский Умственное развитие (УР) ребенка – важнейшая составная часть его общего психического развития. «Психическое развитие человека – это становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов» (В.В.Давыдов). Следовательно, УР ребенка зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения – репродуктивную или продуктивную. Ядром УР является развитие умственных способностей ребенка, т.е. тех психологических качеств, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их применения для решения новых задач. С понятием умственных способностей тесно связано понятие «математические способности» - это такие специфические особенности мыслительного процесса как · Нешаблонность, неординарность · Умение варьировать способы решения познавательных проблем · Легкость перехода от одного пути решения к другому · Умение выходить за пределы привычного способа деятельности и находить новые пути решения проблемы · Умение проникать в сущность каждого изучаемого факта · Умение видеть их взаимосвязи с др.фактами · Выявлять специфические особенности в изучаемом материале · Способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком, не упуская деталей. Т.е. математическое мышление характеризуется гибкостью, глубиной и целенаправленностью. Т.обр., приведенный анализ категории «математическое мышление» показывает, что она обусловлена: 1. наличием специальных знаний 2. развитием сенсорных способностей 3. развитием интеллектуальных способностей
УР как процесс и уровень включает в себя три компонента:
1. Накопление системы знаний и умений. В д/в дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величинах, форме, временных и пространственных отношениях. Важнейшую роль в развитии математических представлений играет обучение измерению как начальному способу познания количественной характеристике окружающего. Одно из основных понятий математики – множество. Дети учатся устанавливать отношения между множествами (равенство, неравенство по количеству, независимость от пространственных характеристик, подчинение, пересечение, объединение, соподчинение и др.). На этой основе формируются понятия «число» и «натуральный ряд». Дети знакомятся с рядом математических зависимостей: - между количеством и числом - между количественным и порядковым значением числа - между компонентами измерительной деятельности - между компонентами арифметических действий - между количеством и величиной - между количеством углов и названием геометрических фигур и др.
Особое внимание уделяется овладению практическими действиями: приложение, наложение, построение упорядоченных рядов, измерение, счет, вычисление, графические построения, умение пользоваться измерительными приборами, моделирование и др. При этом сами действия изменяются: А) наложение – приложение – счет – вычисление Б) счет с перекладыванием – счет с дотрагиванием – счет «глазами» В) практическое сопоставление – сравнение «на глаз» - измерение условной меркой – измерение общепринятыми эталонами – установление зависимостей между единицами измерения – выполнение арифметических действий с именованными числами Г) сенсорное обследование геом.фигур – анализ свойств геом.фигур – решение задач геом.характера – измерение периметра и площади
2. Освоение логических операций мышления, которые включаются в процесс овладения математическим содержанием. Л.С.Выготский: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Анализ и синтез – выделение элементов данного объекта, его признаков и свойств и соединение различных свойств в единое целое. В мыслительной деятельности человека они дополняют друг друга. Способность к аналитико-синтетической деятельности предполагает не только умение выделять и соединять свойства, но и включать их в новые связи, видеть их новые функции. Например: Ø Как по-разному назвать квадрат? Прямоугольник? Многоугольник? Ø Что ты знаешь о числе «5»? Ø Сколько треугольников в рисунке? Ø Из каких геом. фигур составлена картинка? |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 123. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |