Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.




РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

 

 «Ум – хорошо организованная система знаний,

способность видеть мир в действенности и многообразии».

К.Д.Ушинский

    Умственное развитие (УР) ребенка – важнейшая составная часть его общего психического развития. «Психическое развитие человека – это становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов» (В.В.Давыдов).

Следовательно, УР ребенка зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения – репродуктивную или продуктивную.

    Ядром УР является развитие умственных способностей ребенка, т.е. тех психологических качеств, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их применения для решения новых задач.

    С понятием умственных способностей тесно связано понятие «математические способности» - это такие специфические особенности мыслительного процесса как

· Нешаблонность, неординарность

· Умение варьировать способы решения познавательных проблем

· Легкость перехода от одного пути решения к другому

· Умение выходить за пределы привычного способа деятельности и находить новые пути решения проблемы

· Умение проникать в сущность каждого изучаемого факта

· Умение видеть их взаимосвязи с др.фактами

· Выявлять специфические особенности в изучаемом материале

· Способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком, не упуская деталей.

Т.е. математическое мышление характеризуется гибкостью, глубиной и целенаправленностью.

Т.обр., приведенный анализ категории «математическое мышление» показывает, что она обусловлена:

1. наличием специальных знаний

2. развитием сенсорных способностей

3. развитием интеллектуальных способностей

 

УР как процесс и уровень включает в себя три компонента:

 

1. Накопление системы знаний и умений.

    В д/в дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величинах, форме, временных и пространственных отношениях.

    Важнейшую роль в развитии математических представлений играет обучение измерению как начальному способу познания количественной характеристике окружающего.

    Одно из основных понятий математики – множество. Дети учатся устанавливать отношения между множествами (равенство, неравенство по количеству, независимость от пространственных характеристик, подчинение, пересечение, объединение, соподчинение и др.).  На этой основе формируются понятия «число» и «натуральный ряд».

    Дети знакомятся с рядом математических зависимостей:

- между количеством и числом

- между количественным и порядковым значением числа

- между компонентами измерительной деятельности

- между компонентами арифметических действий

- между количеством и величиной

- между количеством углов и названием геометрических фигур и др.

 

    Особое внимание уделяется овладению практическими действиями: приложение, наложение, построение упорядоченных рядов, измерение, счет, вычисление, графические построения, умение пользоваться измерительными приборами, моделирование и др. При этом сами действия изменяются:

А) наложение – приложение – счет – вычисление

Б) счет с перекладыванием – счет с дотрагиванием – счет «глазами»

В) практическое сопоставление – сравнение «на глаз» - измерение условной меркой – измерение общепринятыми эталонами – установление зависимостей между единицами измерения – выполнение арифметических действий с именованными числами

Г) сенсорное обследование геом.фигур – анализ свойств геом.фигур – решение задач геом.характера – измерение периметра и площади

 

2. Освоение логических операций мышления, которые включаются в процесс овладения математическим содержанием.

Л.С.Выготский: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».

Анализ и синтез – выделение элементов данного объекта, его признаков и свойств и соединение различных свойств в единое целое. В мыслительной деятельности человека они дополняют друг друга.

Способность к аналитико-синтетической деятельности предполагает не только умение выделять и соединять свойства, но и включать их в новые связи, видеть их новые функции. Например:

Ø Как по-разному назвать квадрат? Прямоугольник? Многоугольник?

Ø Что ты знаешь о числе «5»?

Ø Сколько треугольников в рисунке?

 


Ø Из каких геом. фигур составлена картинка?











Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 123.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...