Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗАНЯТИЕ №3. ТЕМА: СТАТУС И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ




ФИЛОСОФИЯ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ для студентов ДФО.

В соответствии с учебной программой преподавание философии пресле­дует такие цели, как:

— формирование современного мировоззрения и интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеях и принципах деятельности;

— овладение основами мировой и отечественной философской культуры;

— формирование способности к креативному и критическому мышлению в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности, овладе­ние современным стилем научно-практического и рационально-ориентированного мышления;

— умение молодого специалиста четко формулировать свою социально- политическую и смысложизненную позицию и философски обосновывать их.

В результате усвоения дисциплины студент должен знать:

— основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;

— ключевые идеи и категории философского анализа;

— основные принципы философской концепции бытия;

— фундаментальные компоненты философской теории человека;

— основные ценности современной культуры;

— социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности, в том числе профессиональной;

— основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельно­сти, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;

— основные закономерности функционирования и развития общества, их особенности в современном мире;

—смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.

Студент должен уметь:

—формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего философского мировоззрения;

— применять философские идеи и категории в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;

— характеризовать ведущие идеи философской картины мира, трансли­ровать и популяризировать их;

— понимать и объяснять различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия;

— осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и ар­гументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональ­ной деятельности;

- определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности;

- применять идеи гносеологии и основные методологические регулятивы научного поиска в анализе социальных и профессиональных проблем;

- формулировать и аргументировать свою идеологическую и социально- политическую позицию, определять роль своей общественной и профессио­нальной деятельности в функционировании и развитии основных сфер обще­ства;

- оценивать перспективы развития важнейших социальных проблем и возможности инновационной деятельности в сфере избранной профессии по их оптимальному решению.

ЗАНЯТИЕ № 1. ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Вопросы

1. Мировоззрение как особый способ ориентации человеческого сущест­ва. Сущность мировоззрения, его структура, типы и уровни.

2. Исторические типы мировоззрения. Мифология и религия как исторически первые типы мировоззрения.

3. Философия как мировоззрение. Наука ли философия?

4. Человек и его отношение к миру как главная проблема философии. Основные разделы философского знания.

5. Функции философии.

Ключевые понятия: философия, картина мира, мировоззре­ние, миф, антропоморфизм, религия, наука, категории, универсалии, он­тология, гносеология, антропология, аксиология, праксиология.

Бытие человека в мире возможно преимущественно в виде рационально­го действия субъекта, предполагающего ответы на вопросы: «зачем?», «по­чему?», «с какой целью?», «что должно быть в результате?» и многие другие. Человек может успешно действовать и существовать только в объясненном, понятном ему мире. Именно из этой потребности и берут свое начало вопро­сы о смысле и сущности бытия, мироздания, связи мира и человека, смысла человеческой жизни и др., которые мы называем «смысложизненными» или мировоззренческими. Можно сказать, что образ человеческого существова­ния задается его мировоззрением, которое и формируется как совокупность ответов на базовые вопросы, касающиеся основ человеческого присутствия в мире.

Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеж­дения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места человека в нем'.

Необходимо понимать, что мышление человека, его познавательные способности развиваются вместе с ним, и когда-то мышление человека было по-детски простым. На семинаре следует продемонстрировать, какие ответы на мировоззренческие вопросы предлагают миф, религия, философия и наука как основные типы мировоззрения. Это поможет наиболее полно уяснить разницу между ними, проникнуть в структуру мировоззрения, подступить к проблемам категориального мышления и организации философского знания.

Когда появляется философия как тип теоретического мировоззрения? Ответ на этот вопрос в рамках данной темы предполагает не указание страны и календарной даты, а формулирование условий, при которых на основе ми­фа и религии возникает особая форма общественного сознания и познания.

Отправной точкой рассуждений следует сделать мысль о том, что для возникнове­ния философии необходима некая критическая масса соответствующего материала, являющегося основой философского мышления, подобно тому как для цепной ре­акции необходима критическая масса урана. Таким материалом являются философ­ские категории, представляющие собой рациональную экспликацию универсалий культуры. Универсалии культуры — это фундаментальные мировоззренческие структуры и образования, с помощью которых выражаются свойственные данной культуре наиболее общие представления об основных сторонах человеческой жиз­недеятельности. Эти структуры обнаруживаются во всех проявлениях культуры — искусстве, мифологии, религии, производстве, нравственности, языке и т.д. Про­странство, время, свойство, качество, мера, форма, содержание, причинность, слу­чайность, прекрасное, справедливость и т.д. — так или иначе эти универсальные ка­тегории присутствуют в любой культуре, хотя по содержанию могут и отличаться. Эти категории универсальны еще и в том смысле, что с их помощью описываются все объекты и процессы, входящие в сферу человеческого опыта. Философия появ­ляется в момент, когда человеческий разум оказывается способным переводить универсалии в область рациональных категорий и понятий и оперировать ими в процессе логического абстрактного мышления.

Дискуссия

1. Отголоски мифа в современном общественном и индивидуальном сознании.

2. Основные элементы религиозного мировоззрения.

3. Начало греческой философии в творчестве Диогена Лаэртского.

4. Проблемное поле философии.

5. Философия и наука: исторический опыт взаимодействия.

Литература

1. Библер, В.С. Быть философом / В.С. Библер // Архэ. - М., 1996. - Вып. 2.-С. 11-24.

2. Виндельбанд, В. Что такое философия. Избранное. Дух и история / В. Виндельбанд. -М„ 1995. - С. 22 - 58.

3. Мир философии: книга для чтения: в 2 ч. / сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. - М., 1991.

4. Путь в философию: антология / под ред. И.С. Вдовиной, А.Б. Зыковой, М.С. Козловой [и др.]. - М.: Гуманитарная академия, 2001. - 445 с.

5. Философия: учеб.-методич. комплекс / А.И. Зеленков [и др.]; под ред.

A. И. Зеленкова. - Минск: БГУ, 2003. - 333 с.

6. Философия: учеб.пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред.

B. К. Лукашевича. - Минск: БГЭУ, 2001. - 431 с.

7. Философский энциклопедический словарь / под ред. С.С. Аверинцева [и др.]. -М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.

8. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

9. Маритен, Ж. Философ в мире / Ж. Маритен. - М.: Высшая школа, 1994.- 192 с.

10. Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия? / X. Ортега-и-Гассет. - М.: Наука, 1991.-408 с.

11. Философия: учеб.пособие / В.С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я.С. Яскевич. - Минск: РИВШ, 2007. - 623 с.

12. Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. -Минск: БГЭУ, 2001.-431 с.

13. Хайдеггер, М. Что такое философия? / М. Хайдеггер // Вопросы фило­софии. - 1993.-№ 8. - С. 113-123.

 ЗАНЯТИЕ №2. ТЕМА: ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ И ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Вопросы

1.Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии, ее становление и основные школы. Философия буддизма.

2.Рационально-практическая направленность древнекитайской филосо­фии.

3.Проблема «единого» в античной философии.

4.Классический период: нравственная философия Сократа, концепция эйдосов в учениях Платона и Аристотеля.

5.Смысл человеческой жизни в философии эллинистического и римско­го периодов.

 

Ключевые понятия: брахман, атман, сансара, мокша, карма, каста, дхарма, нирвана, дао, ци, у-вэй, гармония, космос, хаос, архэ, гомеомерия, атом, бытие, логос, эйдос, метемпсихоз, телеология, политик, эпикуреизм, гедонизм, стоицизм, атараксия.

Философия древних цивилизаций в совокупности различных философ­ских школ, учений и концепций имеет ряд общих типологических черт, что позволяет объединить в рамках одного занятия изучение философии антич­ности и философии Востока. Сравнительное изучение также дает возмож­ность глубже понять различие западного и восточного стилей мышления.

При изучении философии Востока необходимо учитывать, что «восточ­ная философия имеет не только логико-дискурсивный, но и доктринально- догматический уровень, то есть совокупность догматических положений, вытекающую из рефлексии о мире, а также уровень практический, то есть методики регуляции сознания»'. Для индийской философии, например, ха­рактерно стремление к окончательному освобождению (мокша) человека от череды перевоплощений (сансара) и действия закона морального воздаяния (карма) либо в варианте слияния с Брахманом (ведическая традиция), либо ухода в нирвану (буддийская традиция).

Студенту следует ответить на вопрос, почему буддизм, возникнув в Ин­дии, не закрепился в ее культуре и был исторгнут в культурное пространство Юго-Восточной и Восточной Азии.

Китайская философия ориентирована на достижение гармонии «здесь и сейчас» в рамках текущего человеческого существования. Даосизм, конфуцианство, легизм, моизм можно рассматривать как раз­личные стратегии достижения этой гармонии. При этом для даосской школы ключевым является принцип «у-вэй», который переводится как «недеяние», хотя при этом отвергает только то действие, которое про­тиворечит общему потокудао. Понять сущность конфуцианства помо­гает анализ ритуала и семейной морали как основных инструментов достижения социальной гармонии, в то время как школа легизма отво­дила эту роль праву, а моизм полагал главными факторами достижения гармонии всеобщую любовь и взаимную выгоду.

При характеристике античной философии необходимо проанализиро­вать социально-экономические предпосылки античного типа философствова­ния (торговля, полисная демократия, риторика).

Античная философия на первом этапе своего развития космоцен-трична, поскольку именно упорядоченная рациональная и гармоничная организация космоса будоражит мысль первых античных мудрецов. Главная проблема этого периода — поиск единого первоначала (архэ) всего существующего. Космическая гармония в многообразии обуслов­лена наличием сущностного единства этого мира, и поскольку мир ма­териален, то и архэ изначально (в рамках милетской школы) признава­лось материальной субстанцией (вода, воздух, апейрон). Дальнейшее развитие этих идей осуществляется в рамках учений Гераклита Эфес-ского об огне, Эмпедокла о четырех первоэлементах, Анаксагора о не­разрушимых «семенах вещей» -гомеомериях. Заканчивается эта линия развития античной философии одним из величайших прозрений в исто­рии философии - учением Левкиппа и Демокрита об атомарном устрой­стве материи, времени и пространства.

Учения Пифагора, усматривавшего архэ в числе (а ведь число — это иде­альное образование), Гераклита, выдвинувшего идею Логоса, и Анаксагора, предложившего идею вселенского Разума (Нус), легли в основу идей Плато­на и Аристотеля.

Перейти к классическому этапу в развитии греческой философии, минуя фигуру Сократа, нельзя. Студенту необходимо ясно представлять, в чем суть диалектического метода Сократа и почему Диоген Лаэртский назвал его уче­ние «нравственной философией».

При анализе концепций Платона и Аристотеля следует установить и ос­мыслить первые попытки систематической философии, предлагающей еди­ное видение глубокой взаимной связи устройства мироздания, должного об­щественного устройства, надлежащей человеческой жизни и правильного по­знания.

При анализе философии эллинистического и римского периодов необ­ходимо сосредоточиться на ее морально-ориентированном характере. Жела­тельно также уяснить, какие достижения поздней античной философии (пре­жде всего стоицизма и неоплатонизма) были усвоены христианской тради­цией.

Вопросы к философским текстам:

1. Учение о «благородном муже» («цзюнь-цзы») и принципах управления государством в трактате Конфуция «Лунь юй».

2. Образ философии в диалоге Платона «Пир».

3. Идеальная модель государства в диалоге Платона «Государство».

4. Аристотель о предмете философии и ее предназначении в трактате «Метафизика».

5. Учение о высшем благе и добродетели в труде Аристотеля «Никомахова этика».

Литература

1. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М.: Высшая школа, 2001.-400 с.

2. Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля. - Харьков: Изд-во «Фолио», 1999. - 832 с.

3. История философии: учебник / Ч.С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С. Кирвеля. - Минск: Новое знание, 2001. - 728 с.

4. Лаэртский, Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Д. Лаэртский; пер. с др.-греч. М.Л. Гаспарова. - М., 1979. - 620 с.

5. Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия / А.Е. Лукьянов. - М.: Инсан, 1992. - 208 с.

6. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / науч. ред. М.С. Ковалева [и др.]. -М.: Мысль, 2001 -2002.-4 т.

7. Платон. Собр. соч. в 4 т. / Платон. - М„ 1993. - Т. 2: Пир. - С. 108- 122.

8. Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В .К. Лукашевича. - Минск: БГЭУ, 2001. - 431 с.

ЗАНЯТИЕ №3. ТЕМА: СТАТУС И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Вопросы

1. Христианский взгляд на мир.

2. «Отцы церкви» и патристика. Августин Блаженный.

3. Систематизация средневековой схоластики в творчестве Фомы Аквинского.

4. Натурфилософия и пантеизм эпохи Возрождения.

5. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения.

Ключевые понятия:теоцентризм, монотеизм, креационизм, прови­денциализм, эсхатологизм, патристика, схоластика, гуманизм, антропо­центризм, пантеизм, гилозоизм, утопия.

Возникновение и распространение христианства порождает новый тип философствования, опирающийся на фундаментальные идеи библейских книг Ветхого и Нового Завета. Христианская философия средневекового За­пада предельнотеоцентрична.При подготовке к семинарскому занятию студенту необходимо ответить на следующие вопросы: 1) Чем христианское понимание Бога отличается от античного? 2) Чем христианская картина мира отличается от картины мира античности или Востока? 3) Каково место чело­века в этой картине мира, какова его природа? 4) Чем отличается христиан­ская сотерология от подобного учения в буддизме? 5) Какова роль личности Христа в спасении человека? Отвечая на эти вопросы, следует помнить, что положение философии в средневековой европейской культуре определялось отношением веры и разума в теологических доктринах. При подготовке сту­денту следует обратить внимание на варианты решения этой проблемы.

В ряде источников европейское средневековье рассматривается в основ­ном как «темные века» с точки зрения развития культуры вообще и философ­ского мышления в частности. Это обусловлено тем, что роль философии в конечном счете сводилась к систематизации и защите религиозной идеоло­гии. Однако следует отметить, что именно в рамках христианской европей­ской философии впервые возникает проблема познавательных возможностей человека.

В силу греховности, несовершенства человеческой природы не каждый человек может найти истину, поэтому мыслитель всегда должен сверять свои интеллектуальные находки с истинами Библии и творениями «отцов церкви», которые в силу святости своей жизни были способны противостоять греху. Отсюда и вытекает важность патристики для становления христианской фи­лософии. При подготовке необходимо ознакомиться с основными представи­телями патристики, основной акцент сделав на жизнь и творчество Августи­на Блаженного.

С IX по XIV вв. в европейской философии господствует схоластика (не­обходимо знать периодизацию схоластики и основных представителей каж­дого этапа). В этот период в познавательный аппарат средневековой филосо­фии включается наследие Аристотеля, отсюда и особый интерес к логике. При изучении средневековой схоластики следует более подробно остано­виться на философии Фомы Аквинского и его доказательствах бытия Бога как примере схоластического типа философствования и силлогического сти­ля мышления и доказательства. Можно поразмышлять над вопросом, почему именно философия Фомы Аквинского была признана католической церковью в качестве рациональной основы христианской теологии.

Важно понимать, что переход от средневекового стиля мышления к эпо­хе Возрождения не мог произойти скачкообразно, поэтому необходимо вы­делить тех философов, чьи идеи явились переходом к новому стилю мышле­ния: И. Дунса Скотта, Р. Бэкона и У. Оккама. Охарактеризовав особенности вклада каждого из них в сокровищницу философской мысли, следует под­робнее остановиться на принципе экономии мышления, получившего назва­ние «бритва Оккама», и показать, как применение данного принципа способ­ствовало формированию нового стиля философствования.

В свою очередь, философию Возрождения также следует рассматривать как некий переход к Новому времени в философии, науке и культуре. Основ­ными понятиями философии Возрождения являются гуманизм и антропо­центризм. Практика показывает, что нередко студенты воспринимают эти понятия как синонимы, поэтому следует обратиться к справочной и дополни­тельной литературе для того, чтобы уточнить значение этих нетождествен­ных понятий. Одной из черт нового мироощущения также является индиви­дуализм. Анализ этого понятия можно проводить, отталкиваясь от значения латинского «individuus» («неделимый»).

При изучении эпохи Возрождения целесообразно выделять такие на­правления, как 1) натурфилософия (Н. Кузанский, Д. Бруно, Парацельс) и ее связь с принципами пантеизма и гилозоизма, 2) эмпирикоориентированное естествознание (Н. Коперник, Г. Галилей) в их связи с принципами физиче­ской однородности Вселенной; 3) политическая философия и утопические теории (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла); 4) рационалистический гу­манизм (Э. Роттердамский, Т. Мор).

Вопросы к философским текстам:

1. Проблема темпоральности в сочинении Аврелия Августина «Исповедь».

2. Проблема соотношения знания и веры в сочинении Фомы Аквинского «Сумма теологии».

3. Проблема соотношения власти и морали в трактате Н. Макиавелли «Государь».

Дискуссия

1. «В начале было Слово...»: Логос античности и Христос как вопло­щенный Логос.

2. Основы христианской догматики.

3. Богословие и философия: где проходит граница?

4. Августин и его «Исповедь»: путь от римлянина Аврелия к христиани­ну Блаженному.

5. Средневековая схоластика как тип философствования.

6. Эпоха Возрождения: расширение жизненного мира европейского че­ловека.

7. Реформация как религиозный аналог Возрождения и ее роль в станов­лении нового мироощущения.

8. Естествознание и его роль в развитии философии в эпоху Возрожде­ния.

9. Первые утопии и причины их возникновения.

10. Политическая философия Н. Макиавелли.

11. Религиозно-рационалистический гуманизм Э. Роттердамского.

Литература

a. Августин, Аврелий. Исповедь. Абеляр, П. История моих бедствий. — М„ 1992.-335 с.

b. Западная философия: итоги тысячелетия / сост. В. М. Мамиашвили. — Екатеринбург: деловая кн. - Бишкек: Одиссей, 1997. — Т. 1. -654 с.

c. История западноевропейской философии: учеб.пособие / под. ред. Н.В. Мотрошиловой. - М.: ИФРАН, 1998. - 203 с.

d. История философии: учебник / Ч.С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С. Кирвеля. - Минск: Новое знание, 2001. - 728 с.

e. Коплстон, Ф.Ч. История средневековой философии / Ф.Ч. Коплстон; пер. с англ. И. Борисовой. - М.: Энигма, 1997. - 500 с.

f. Лейн, Т. Христианские мыслители / Т. Лейн. — СПб.: Мирт, 1997. — 352 с.

g. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. — М.: Мысль, 1982. — 624 с.

h. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии / Г.Г. Майо­ров.-М„ 1979.-432 с.

i. Философия: учеб.пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. - Минск: БГЭУ, 2001.-431 с.

j. Философский энциклопедический словарь / под ред. С.С. Аверинце-ва [и др.]. -М.: Советская энциклопедия, 1989.-815 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...