Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЗАНЯТИЕ №3. ТЕМА: СТАТУС И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ФИЛОСОФИЯ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ для студентов ДФО.
В соответствии с учебной программой преподавание философии преследует такие цели, как: — формирование современного мировоззрения и интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеях и принципах деятельности; — овладение основами мировой и отечественной философской культуры; — формирование способности к креативному и критическому мышлению в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности, овладение современным стилем научно-практического и рационально-ориентированного мышления; — умение молодого специалиста четко формулировать свою социально- политическую и смысложизненную позицию и философски обосновывать их. В результате усвоения дисциплины студент должен знать: — основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений; — ключевые идеи и категории философского анализа; — основные принципы философской концепции бытия; — фундаментальные компоненты философской теории человека; — основные ценности современной культуры; — социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности, в том числе профессиональной; — основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования; — основные закономерности функционирования и развития общества, их особенности в современном мире; —смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения. Студент должен уметь: —формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего философского мировоззрения; — применять философские идеи и категории в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций; — характеризовать ведущие идеи философской картины мира, транслировать и популяризировать их; — понимать и объяснять различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия; — осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности; - определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности; - применять идеи гносеологии и основные методологические регулятивы научного поиска в анализе социальных и профессиональных проблем; - формулировать и аргументировать свою идеологическую и социально- политическую позицию, определять роль своей общественной и профессиональной деятельности в функционировании и развитии основных сфер общества; - оценивать перспективы развития важнейших социальных проблем и возможности инновационной деятельности в сфере избранной профессии по их оптимальному решению. ЗАНЯТИЕ № 1. ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ Вопросы 1. Мировоззрение как особый способ ориентации человеческого существа. Сущность мировоззрения, его структура, типы и уровни. 2. Исторические типы мировоззрения. Мифология и религия как исторически первые типы мировоззрения. 3. Философия как мировоззрение. Наука ли философия? 4. Человек и его отношение к миру как главная проблема философии. Основные разделы философского знания. 5. Функции философии. Ключевые понятия: философия, картина мира, мировоззрение, миф, антропоморфизм, религия, наука, категории, универсалии, онтология, гносеология, антропология, аксиология, праксиология. Бытие человека в мире возможно преимущественно в виде рационального действия субъекта, предполагающего ответы на вопросы: «зачем?», «почему?», «с какой целью?», «что должно быть в результате?» и многие другие. Человек может успешно действовать и существовать только в объясненном, понятном ему мире. Именно из этой потребности и берут свое начало вопросы о смысле и сущности бытия, мироздания, связи мира и человека, смысла человеческой жизни и др., которые мы называем «смысложизненными» или мировоззренческими. Можно сказать, что образ человеческого существования задается его мировоззрением, которое и формируется как совокупность ответов на базовые вопросы, касающиеся основ человеческого присутствия в мире. Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места человека в нем'. Необходимо понимать, что мышление человека, его познавательные способности развиваются вместе с ним, и когда-то мышление человека было по-детски простым. На семинаре следует продемонстрировать, какие ответы на мировоззренческие вопросы предлагают миф, религия, философия и наука как основные типы мировоззрения. Это поможет наиболее полно уяснить разницу между ними, проникнуть в структуру мировоззрения, подступить к проблемам категориального мышления и организации философского знания. Когда появляется философия как тип теоретического мировоззрения? Ответ на этот вопрос в рамках данной темы предполагает не указание страны и календарной даты, а формулирование условий, при которых на основе мифа и религии возникает особая форма общественного сознания и познания. Отправной точкой рассуждений следует сделать мысль о том, что для возникновения философии необходима некая критическая масса соответствующего материала, являющегося основой философского мышления, подобно тому как для цепной реакции необходима критическая масса урана. Таким материалом являются философские категории, представляющие собой рациональную экспликацию универсалий культуры. Универсалии культуры — это фундаментальные мировоззренческие структуры и образования, с помощью которых выражаются свойственные данной культуре наиболее общие представления об основных сторонах человеческой жизнедеятельности. Эти структуры обнаруживаются во всех проявлениях культуры — искусстве, мифологии, религии, производстве, нравственности, языке и т.д. Пространство, время, свойство, качество, мера, форма, содержание, причинность, случайность, прекрасное, справедливость и т.д. — так или иначе эти универсальные категории присутствуют в любой культуре, хотя по содержанию могут и отличаться. Эти категории универсальны еще и в том смысле, что с их помощью описываются все объекты и процессы, входящие в сферу человеческого опыта. Философия появляется в момент, когда человеческий разум оказывается способным переводить универсалии в область рациональных категорий и понятий и оперировать ими в процессе логического абстрактного мышления. Дискуссия 1. Отголоски мифа в современном общественном и индивидуальном сознании. 2. Основные элементы религиозного мировоззрения. 3. Начало греческой философии в творчестве Диогена Лаэртского. 4. Проблемное поле философии. 5. Философия и наука: исторический опыт взаимодействия. Литература 1. Библер, В.С. Быть философом / В.С. Библер // Архэ. - М., 1996. - Вып. 2.-С. 11-24. 2. Виндельбанд, В. Что такое философия. Избранное. Дух и история / В. Виндельбанд. -М„ 1995. - С. 22 - 58. 3. Мир философии: книга для чтения: в 2 ч. / сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. - М., 1991. 4. Путь в философию: антология / под ред. И.С. Вдовиной, А.Б. Зыковой, М.С. Козловой [и др.]. - М.: Гуманитарная академия, 2001. - 445 с. 5. Философия: учеб.-методич. комплекс / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. A. И. Зеленкова. - Минск: БГУ, 2003. - 333 с. 6. Философия: учеб.пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. B. К. Лукашевича. - Минск: БГЭУ, 2001. - 431 с. 7. Философский энциклопедический словарь / под ред. С.С. Аверинцева [и др.]. -М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с. 8. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с. 9. Маритен, Ж. Философ в мире / Ж. Маритен. - М.: Высшая школа, 1994.- 192 с. 10. Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия? / X. Ортега-и-Гассет. - М.: Наука, 1991.-408 с. 11. Философия: учеб.пособие / В.С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я.С. Яскевич. - Минск: РИВШ, 2007. - 623 с. 12. Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. -Минск: БГЭУ, 2001.-431 с. 13. Хайдеггер, М. Что такое философия? / М. Хайдеггер // Вопросы философии. - 1993.-№ 8. - С. 113-123. ЗАНЯТИЕ №2. ТЕМА: ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ И ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Вопросы 1.Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии, ее становление и основные школы. Философия буддизма. 2.Рационально-практическая направленность древнекитайской философии. 3.Проблема «единого» в античной философии. 4.Классический период: нравственная философия Сократа, концепция эйдосов в учениях Платона и Аристотеля. 5.Смысл человеческой жизни в философии эллинистического и римского периодов.
Ключевые понятия: брахман, атман, сансара, мокша, карма, каста, дхарма, нирвана, дао, ци, у-вэй, гармония, космос, хаос, архэ, гомеомерия, атом, бытие, логос, эйдос, метемпсихоз, телеология, политик, эпикуреизм, гедонизм, стоицизм, атараксия. Философия древних цивилизаций в совокупности различных философских школ, учений и концепций имеет ряд общих типологических черт, что позволяет объединить в рамках одного занятия изучение философии античности и философии Востока. Сравнительное изучение также дает возможность глубже понять различие западного и восточного стилей мышления. При изучении философии Востока необходимо учитывать, что «восточная философия имеет не только логико-дискурсивный, но и доктринально- догматический уровень, то есть совокупность догматических положений, вытекающую из рефлексии о мире, а также уровень практический, то есть методики регуляции сознания»'. Для индийской философии, например, характерно стремление к окончательному освобождению (мокша) человека от череды перевоплощений (сансара) и действия закона морального воздаяния (карма) либо в варианте слияния с Брахманом (ведическая традиция), либо ухода в нирвану (буддийская традиция). Студенту следует ответить на вопрос, почему буддизм, возникнув в Индии, не закрепился в ее культуре и был исторгнут в культурное пространство Юго-Восточной и Восточной Азии. Китайская философия ориентирована на достижение гармонии «здесь и сейчас» в рамках текущего человеческого существования. Даосизм, конфуцианство, легизм, моизм можно рассматривать как различные стратегии достижения этой гармонии. При этом для даосской школы ключевым является принцип «у-вэй», который переводится как «недеяние», хотя при этом отвергает только то действие, которое противоречит общему потокудао. Понять сущность конфуцианства помогает анализ ритуала и семейной морали как основных инструментов достижения социальной гармонии, в то время как школа легизма отводила эту роль праву, а моизм полагал главными факторами достижения гармонии всеобщую любовь и взаимную выгоду. При характеристике античной философии необходимо проанализировать социально-экономические предпосылки античного типа философствования (торговля, полисная демократия, риторика). Античная философия на первом этапе своего развития космоцен-трична, поскольку именно упорядоченная рациональная и гармоничная организация космоса будоражит мысль первых античных мудрецов. Главная проблема этого периода — поиск единого первоначала (архэ) всего существующего. Космическая гармония в многообразии обусловлена наличием сущностного единства этого мира, и поскольку мир материален, то и архэ изначально (в рамках милетской школы) признавалось материальной субстанцией (вода, воздух, апейрон). Дальнейшее развитие этих идей осуществляется в рамках учений Гераклита Эфес-ского об огне, Эмпедокла о четырех первоэлементах, Анаксагора о неразрушимых «семенах вещей» -гомеомериях. Заканчивается эта линия развития античной философии одним из величайших прозрений в истории философии - учением Левкиппа и Демокрита об атомарном устройстве материи, времени и пространства. Учения Пифагора, усматривавшего архэ в числе (а ведь число — это идеальное образование), Гераклита, выдвинувшего идею Логоса, и Анаксагора, предложившего идею вселенского Разума (Нус), легли в основу идей Платона и Аристотеля. Перейти к классическому этапу в развитии греческой философии, минуя фигуру Сократа, нельзя. Студенту необходимо ясно представлять, в чем суть диалектического метода Сократа и почему Диоген Лаэртский назвал его учение «нравственной философией». При анализе концепций Платона и Аристотеля следует установить и осмыслить первые попытки систематической философии, предлагающей единое видение глубокой взаимной связи устройства мироздания, должного общественного устройства, надлежащей человеческой жизни и правильного познания. При анализе философии эллинистического и римского периодов необходимо сосредоточиться на ее морально-ориентированном характере. Желательно также уяснить, какие достижения поздней античной философии (прежде всего стоицизма и неоплатонизма) были усвоены христианской традицией. Вопросы к философским текстам: 1. Учение о «благородном муже» («цзюнь-цзы») и принципах управления государством в трактате Конфуция «Лунь юй». 2. Образ философии в диалоге Платона «Пир». 3. Идеальная модель государства в диалоге Платона «Государство». 4. Аристотель о предмете философии и ее предназначении в трактате «Метафизика». 5. Учение о высшем благе и добродетели в труде Аристотеля «Никомахова этика». Литература 1. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М.: Высшая школа, 2001.-400 с. 2. Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля. - Харьков: Изд-во «Фолио», 1999. - 832 с. 3. История философии: учебник / Ч.С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С. Кирвеля. - Минск: Новое знание, 2001. - 728 с. 4. Лаэртский, Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Д. Лаэртский; пер. с др.-греч. М.Л. Гаспарова. - М., 1979. - 620 с. 5. Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия / А.Е. Лукьянов. - М.: Инсан, 1992. - 208 с. 6. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / науч. ред. М.С. Ковалева [и др.]. -М.: Мысль, 2001 -2002.-4 т. 7. Платон. Собр. соч. в 4 т. / Платон. - М„ 1993. - Т. 2: Пир. - С. 108- 122. 8. Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В .К. Лукашевича. - Минск: БГЭУ, 2001. - 431 с. ЗАНЯТИЕ №3. ТЕМА: СТАТУС И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Вопросы 1. Христианский взгляд на мир. 2. «Отцы церкви» и патристика. Августин Блаженный. 3. Систематизация средневековой схоластики в творчестве Фомы Аквинского. 4. Натурфилософия и пантеизм эпохи Возрождения. 5. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения. Ключевые понятия:теоцентризм, монотеизм, креационизм, провиденциализм, эсхатологизм, патристика, схоластика, гуманизм, антропоцентризм, пантеизм, гилозоизм, утопия. Возникновение и распространение христианства порождает новый тип философствования, опирающийся на фундаментальные идеи библейских книг Ветхого и Нового Завета. Христианская философия средневекового Запада предельнотеоцентрична.При подготовке к семинарскому занятию студенту необходимо ответить на следующие вопросы: 1) Чем христианское понимание Бога отличается от античного? 2) Чем христианская картина мира отличается от картины мира античности или Востока? 3) Каково место человека в этой картине мира, какова его природа? 4) Чем отличается христианская сотерология от подобного учения в буддизме? 5) Какова роль личности Христа в спасении человека? Отвечая на эти вопросы, следует помнить, что положение философии в средневековой европейской культуре определялось отношением веры и разума в теологических доктринах. При подготовке студенту следует обратить внимание на варианты решения этой проблемы. В ряде источников европейское средневековье рассматривается в основном как «темные века» с точки зрения развития культуры вообще и философского мышления в частности. Это обусловлено тем, что роль философии в конечном счете сводилась к систематизации и защите религиозной идеологии. Однако следует отметить, что именно в рамках христианской европейской философии впервые возникает проблема познавательных возможностей человека. В силу греховности, несовершенства человеческой природы не каждый человек может найти истину, поэтому мыслитель всегда должен сверять свои интеллектуальные находки с истинами Библии и творениями «отцов церкви», которые в силу святости своей жизни были способны противостоять греху. Отсюда и вытекает важность патристики для становления христианской философии. При подготовке необходимо ознакомиться с основными представителями патристики, основной акцент сделав на жизнь и творчество Августина Блаженного. С IX по XIV вв. в европейской философии господствует схоластика (необходимо знать периодизацию схоластики и основных представителей каждого этапа). В этот период в познавательный аппарат средневековой философии включается наследие Аристотеля, отсюда и особый интерес к логике. При изучении средневековой схоластики следует более подробно остановиться на философии Фомы Аквинского и его доказательствах бытия Бога как примере схоластического типа философствования и силлогического стиля мышления и доказательства. Можно поразмышлять над вопросом, почему именно философия Фомы Аквинского была признана католической церковью в качестве рациональной основы христианской теологии. Важно понимать, что переход от средневекового стиля мышления к эпохе Возрождения не мог произойти скачкообразно, поэтому необходимо выделить тех философов, чьи идеи явились переходом к новому стилю мышления: И. Дунса Скотта, Р. Бэкона и У. Оккама. Охарактеризовав особенности вклада каждого из них в сокровищницу философской мысли, следует подробнее остановиться на принципе экономии мышления, получившего название «бритва Оккама», и показать, как применение данного принципа способствовало формированию нового стиля философствования. В свою очередь, философию Возрождения также следует рассматривать как некий переход к Новому времени в философии, науке и культуре. Основными понятиями философии Возрождения являются гуманизм и антропоцентризм. Практика показывает, что нередко студенты воспринимают эти понятия как синонимы, поэтому следует обратиться к справочной и дополнительной литературе для того, чтобы уточнить значение этих нетождественных понятий. Одной из черт нового мироощущения также является индивидуализм. Анализ этого понятия можно проводить, отталкиваясь от значения латинского «individuus» («неделимый»). При изучении эпохи Возрождения целесообразно выделять такие направления, как 1) натурфилософия (Н. Кузанский, Д. Бруно, Парацельс) и ее связь с принципами пантеизма и гилозоизма, 2) эмпирикоориентированное естествознание (Н. Коперник, Г. Галилей) в их связи с принципами физической однородности Вселенной; 3) политическая философия и утопические теории (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла); 4) рационалистический гуманизм (Э. Роттердамский, Т. Мор). Вопросы к философским текстам: 1. Проблема темпоральности в сочинении Аврелия Августина «Исповедь». 2. Проблема соотношения знания и веры в сочинении Фомы Аквинского «Сумма теологии». 3. Проблема соотношения власти и морали в трактате Н. Макиавелли «Государь». Дискуссия 1. «В начале было Слово...»: Логос античности и Христос как воплощенный Логос. 2. Основы христианской догматики. 3. Богословие и философия: где проходит граница? 4. Августин и его «Исповедь»: путь от римлянина Аврелия к христианину Блаженному. 5. Средневековая схоластика как тип философствования. 6. Эпоха Возрождения: расширение жизненного мира европейского человека. 7. Реформация как религиозный аналог Возрождения и ее роль в становлении нового мироощущения. 8. Естествознание и его роль в развитии философии в эпоху Возрождения. 9. Первые утопии и причины их возникновения. 10. Политическая философия Н. Макиавелли. 11. Религиозно-рационалистический гуманизм Э. Роттердамского. Литература a. Августин, Аврелий. Исповедь. Абеляр, П. История моих бедствий. — М„ 1992.-335 с. b. Западная философия: итоги тысячелетия / сост. В. М. Мамиашвили. — Екатеринбург: деловая кн. - Бишкек: Одиссей, 1997. — Т. 1. -654 с. c. История западноевропейской философии: учеб.пособие / под. ред. Н.В. Мотрошиловой. - М.: ИФРАН, 1998. - 203 с. d. История философии: учебник / Ч.С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С. Кирвеля. - Минск: Новое знание, 2001. - 728 с. e. Коплстон, Ф.Ч. История средневековой философии / Ф.Ч. Коплстон; пер. с англ. И. Борисовой. - М.: Энигма, 1997. - 500 с. f. Лейн, Т. Христианские мыслители / Т. Лейн. — СПб.: Мирт, 1997. — 352 с. g. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. — М.: Мысль, 1982. — 624 с. h. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии / Г.Г. Майоров.-М„ 1979.-432 с. i. Философия: учеб.пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. - Минск: БГЭУ, 2001.-431 с. j. Философский энциклопедический словарь / под ред. С.С. Аверинце-ва [и др.]. -М.: Советская энциклопедия, 1989.-815 с. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 159. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |