Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДИКА «Ответные ассоциации»




Методика предназначена для оценки мышления, для выявления «аффективных комплексов», подвижности или инертности нервных процессов и т. д.

В действительности сфера применения этой методики очень ограничена. Она может иметь вспомогательное значение при исследовании легкости или затрудненности ассоциаций, выявлении преобладания содержательных или выхолощенных связей.

До начала эксперимента следует приготовить слова ‑ отдельные имена существительные, не имеющие между собой никакой связи.

При достаточном умении пользоваться секундомером следует с его помощью отмечать время каждой реакции. Можно, однако, заменить секундомер следующей простой регистрацией: произнеся слово, экспериментатор ритмично ставит точки. Если испытуемый медлит с ответом, точек будет поставлено много; если он отвечает немедленно, не будет поставлено ни одной точки.

Задаваемые слова пишутся столбиком, а против оставляется место для ответа.

Инструкция: «Я буду вам говорить слова, а вы отвечайте мне на каждое слово любым другим, первым пришедшим в голову словом. Старайтесь отвечать быстрее, не раздумывая, одним каким угодно словом. Понятно?». И сразу же опыт начинается. Если испытуемый пытается отвечать целыми фразами, экспериментатор останавливает его, напоминает, что нужно называть отдельные слова. Если после одного напоминания он продолжает отвечать фразами, экспериментатор продолжает  опыт и записывает все, что испытуемый говорит.

 

ФОРМА ПРОТОКОЛА

Слова Время, с Ответ
     

Пример:

Чернила  
Брат  
Трава  
Ящик  
Клюква  
Тигр  
Скамья  
Гребенка  
Самовар  
Солома  
Книга  
Булавка  
Огонь  
Зонтик  
Собака  
Медведь  
Часы  
Усы  
Ножницы  
Звонок  
Календарь  

 

В протоколе регистрируются латентный период реакции ( » 1,5 секунд в норме) и качественные характеристики ответов.

Выделяют:

1) высшие словесные реакции

· общеконкретные (чашка-блюдце);

· индивидуально-конкретные (чашка - голубая);

· абстрактные (чашка- посуда);

2) примитивные словесные реакции

· созвучные (близкие по звучанию слову-раздражителю);

· экстрасигнальные (не имеющие отношения к раздражителю);

· междометные («гм», «ну», «ой» и т.д.);

· персеверирующие ( повторение одного и того же ответа на ррррр);

· эхолалические (буквально воспроизводящие слово-раздражитель);

· атактические (не имеющие какого-либо раздражителя в окружающей среде).

 

МЕТОДИКА «ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ»

Этот вариант ассоциативного эксперимента предназначен для выявления произвольности и дифференцированности ассоциаций испытуемых. В отличие от так называемого свободного варианта, т.е. такого, при котором предлагается отвечать любым, первым пришедшим на ум словом, в этой методике ассоциации регламентированы условиями. Длительно продолжающийся опыт должен выявить устойчивость произвольного направления ассоциаций.

Для проведения опыта нужен бланк (типографски отпечатанный или даже переписанный экспериментатором от руки) со словами.

Выбор этих слов, каждое из которых представляет в сущности задачу, не так уж прост, и лучше пользоваться проверенными вариантами.

Отвечать  можно устно или письменно. Учитывается время выполнения по секундомеру.

Инструкция очень проста: «Вот ряд слов. К каждому слову нужно придумать слово противоположного значения. Вот, например: «...» ‑ и экспериментатор вместе с испытуемым разбирает 2‑3 примера.

При оценке результатов обращают внимание на соответствие речевой реакции условиям задания. Так, иногда вместо антонимов называют синонимы, либо вообще слова, не связанные со словами-раздражителями (атактические речевые реакции). Существенное значение имеет величина латентного периода: явное удлинение его при абстрактном характере слова-раздражителя свидетельствует о некоторой недостаточности уровня обобщения. Анализируется дифференцированность и точность ответных реакций, возможность подобрать к одному слову несколько антонимов. Характерный признак обеднения словарного запаса при интеллектуальной недостаточности- образование антонима прибавлением к заданному слову частицы «не» (красивый - не красивый , скупой – не скупой, победа – не победа). По увеличению латентного периода и ухудшению качества ответных реакций к концу исследования можно судить о повышенной истощаемости обследуемого.

 

Бланк для проведения эксперимента

Против каждого из данных слов напишите слово противоположного значения

 

1. Тупой 24. Беречь
2. Тонкий 25. Разрешать
3. Грязный 26. Скупой
4. Исчезновение 27. Починять
5. Чужой 28. Порицание
6. Низ 29. Голод
7. Крупный 30. Забывать
8. Враг 31. Легко
9. Младший 32. Победа
10. Отталкивать 33. Бодрость
11. Удаление 34. Просторно
12. Высокий 35. Приказывать
13. Внешний 36. Исключительный
14. Твердый 37. Мирить
15. Сухой 38. Неуклюжий
16. Красивый 39. Разрушать
17. Исправление 40. Суживать
18. Множить 41.Спешить
19. Громкий 42. Горе
20. Спокойствие 43. Спор
21. Сходство 44. Наступление
22. Меньшинство 45. Истина
23. Поднимать 46. Скрытность

 

Протокол аналогичен протоколу методики «Ответные ассоциации»



Методы диагностики ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ

ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА

Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры недостает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

Всерии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В- построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С- построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D- построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Еоснована на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 734.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...