Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Атаман Василий Петрович Орлов 1796–1801 гг. Оренбургский поход казаков




 

В 1796 г. Иловайский умер. Вновь вступивший на русский престол Павел I хотел назначить атаманом заслуженного боевого генерал-лейтенанта Федора Петровича Денисова, впоследствии первого графа из донских казаков (с 1799 г.), но последний отказался от такой чести, ссылаясь на свою старость и малограмотность, и просил государя предоставить эту должность своему зятю, генералу Орлову. Царь уважил эту просьбу, и Орлов назначен был войсковым атаманом. Первым распоряжением Павла Петровича относительно в. Дон. было искоренение всех нововведений кн. Потемкина, т. е. уничтожение войскового гражданского правительства и восстановление прежней войсковой канцелярии{458}.

В канцелярии по-прежнему стали заседать атаман и наличные старшины. Все бумаги адресовались уже на имя войскового атамана и войска Донского.

Ко времени вступления в атаманство Орлова, дела по станичному самоуправлению пришли в полное расстройство; там царил полный хаос, при наличии засилья старшин, жалованных уже не кругом, а царской властью или войсковыми атаманами. Причиной этой неурядицы были нововведения в управлении войском Донским, начиная с Петра I и кончая реформами князя Потемкина. Словом, Дон был выбит из самобытной своей колеи и направлен по чуждому ему руслу, руководимый усмотрением «жалованных» старшин. Еще в 1721 г. войсковою грамотою повелевалось станицам «выборных станичных годовых атаманов почитать и во всем быть им послушными», между тем по старому казачьему праву сами атаманы должны были быть послушными станичному кругу, или сбору, т. е. являться простыми исполнителями его постановлений. В 1743 г. упоминаются уже выборные старики, которые впоследствии стали именоваться «подписными». Название это им присвоено от того, что при объявлении распоряжений о неприеме и сыске беглых от станичных атаманов и лучших выборных граждан станицы отбирались подписки, «сказки». От них же требовались подписки и в объявлении и исполнении войсковых грамот, касающихся нарядов на службу, укрепления станиц на случай набегов татар и проч., а в 1792–5 гг. о переселении на Кубань и о выдаче ослушников. Вот почему станицы Есауловская до Пятиизбянской в 1792 году и сменили своих атаманов и подписных стариков, как давших подписки в исполнении распоряжений войскового правительства о переселении, и выбрали других, своих единомышленников. Кроме того, с половины XVIII в. для сыска и высылки беглых из других губерний все войско было разделено на несколько участков (округов), во главе которых были поставлены назначенные войсковым атаманом старшины; чрез этих же старшин войсковое правительство стало объявлять станицам свои распоряжения. К концу того же века из канцелярий «старшин по сыску беглых» образовались «окружные сыскные начальства». Орлов обратил особенное внимание на положение станичных дел, неладившихся после экзекуций князя Щербатова и приказов наказного атамана Мартынова, назначившего во многих «мятежных» станицах своих, по своему выбору, атаманов и судей{459}.

В наказе станицам атаман Орлов старался восстановить везде старое выборное начало. Он советовал выбирать атаманов из людей «расторопных и добрых в поведении. «Ради пособия им во всегдашних словесных судопроизводствах» выбрать из среды своей, четырех или более, степенных стариков, называвшихся раньше «подписными»; на их обязанности должно лежать немедленное, вместе с атаманом, исполнение распоряжений сыскных начальств и словесное разбирательство спорных дел. Дела же, подлежащия решению общаго станичнаго сбора, должны откладываться до праздничных дней. Все тяжебный дела на сумму не свыше 50 руб. должны быть решаемы в станицах. Недовольные решением станицы могут переносить свои дела в сыскныя начальства. Ведению атаманов и стариков подлежали дела по мелким кражам, семейным ссорам, буйству, дракам и проч. Более крупныя дела переносились на станичный сбор, присуждавший к штрафам, розгам, забиванию в колодки и выселению. Атаман Орлов особенно возстал против присуждения «напивания пойлом », ибо сие введение было весьма подло и не сообразно с должным порядком».

Искреннее желание этого атамана было, чтобы «донские граждане между собою блюли старинную простоту и убегали от тяжебных дел и ябед»{460}.

В правление войском Орлова (1798 г.) в пределы Дона, теснимые киргизами, с разрешения правительства, прикочевали из-за Волги дербетовские калмыки, в числе 3724 кибитки, 9525 душ. мужского пола. Им дозволено было отправлять службу наравне с казаками. Для учреждения порядка между ними образовано особое правление{461}. Но это не понравилось калмыкам, и они в начале 1800 г. ушли в астраханские степи. Никакие меры не помогли возвратить их обратно. По повелению Павла Петровича калмыки эти оставлены на жительстве в малом Дербете. Кроме них в войске Донском остались, причисленные в казачество разновременно, калмыки так называемые «базовые», которых в то время считалось 2262 души мужского пола.

Но самым важным событием для войска Донского конца XVIII в., положившим неизгладимый отпечаток на жизнь казачества в продолжение всего прошлого века и перевернувшим все древние его устои и традиции, — было появление на Дону жалованного донского дворянства, разделившего все боевое казачество на две неравные части; меньшая — дворян помещиков и большая — рядовых казаков.

И все это случилось по проискам и усиленным домогательствам небольшой кучки корыстных себялюбцев, испорченных растлевающим началом и политикой рабовладельческой России. За великие вековые заслуги всей массы боевого казачества, «Всевеликого войска Донского», сокрушившего могущество Оттоманской империи и ставшего твердой ногой на границах тогдашней России по Кубани, Тереку, Уралу и дебрям далекой Сибири до Амура, маленькая группа людей, случайно выплывших на поверхность народной массы, при поддержке русских самодержцев, получила неисчислимые выгоды в ущерб всему казачьему населению старого Дона, захватила лучшие казачьи земли и населила их закабаленным в рабство крестьянством, следуя примеру русских помещиков.

Со времени обложения подушной податью (с 1763 г.) малороссийские черкасы, приписанные к станицам и жившие в хуторах, поселках и приселках, хотя и считались свободными землепашцами, но тем не менее были ограничены в некоторых правах, как например: они не имели голоса в станичных делах, не могли отлучаться без ведома станицы, и даже войсковою грамотой 1776 г. было воспрещено выдавать за них в замужество казачьих вдов и дочерей и жениться на беглых крестьянских женках{462}.

Указом сената 1 февраля 1775 г. повелено брать рекрут из донских малороссиян наравне с поселянами казенного ведомства.

В 1796 г. и для донских крестьян наступил свой «Юрьев день», запоздавший против московского на 200 лет{463}. Указом Павла Петровича, данным 12 декабря, «в видах водворения порядка и утверждения в вечную собственность владельца, повелевалось, чтобы в губерниях Екатеринославской, Воронежской, Таврической и Кавказской области, а также и на Дону — каждый из поселян остался в том месте и звании, как он по нынешней ревизии (5-й) записан будет». Хотя этим актом и не устанавливалось полное крепостное право, т. к. донские землевладельцы, старшины и военные чины не пользовались еще правом российского дворянства, тем не менее многие из них увидели себя потомственными обладателями нескольких сот и даже тысяч крестьянских душ. Это количество некоторые старались увеличить покупкою крепостных в других губерниях и на ближайших ярмарках. И вот, страстно желая явиться в роли настоящих дворян-помещиков, донские выборные и жалованные чиновники, считавшиеся до того «за уряд» исходатайствовали у Павла Петровича сравнение своих чинов-званий с чинами регулярных войск. 1798 г. 22 сентября последовал высочайший указ, данный чрез Военную коллегию, такого содержания: «Взирая всегда с удовольствием на ревность и службу войска Донского, в знак признательности и благоволения нашего к оному, для уравнения чиновников, в войске оном служащих, признавать их чинами по следующей табели, сохраняя им по службе прежнее их звание: войсковых старшин — маиорами, есаулов — ротмистрами, сотников — поручиками, хорунжих — корнетами. Квартирмистры же (коих полагается в каждый полк по одному) равняются с квартирмистрами регулярных войск»{464}.

Само собою разумеется, что жалованные раньше царскою властью генеральскими, бригадирскими и полковничьими чинами остались при своих армейских чинах, равных с регулярными.

Донскими полками обыкновенно всегда командовали старшины, носившие звание, когда они были в походе, полковников. Приведенным указом они признавались маиорами. Вот почему в то время на Дону и сложилась между казаками забавная поговорка: «нашего полковника пожаловали майором».

К концу этого века за донскими помещиками числилось уже крестьян до 70 тыс., а по 6 ревизии 1811 г. 76 857 душ.

И вся эта масса крестьянского населения поселена была на войсковых и юртовых казачьих землях, перешедших потом донскому дворянству в потомственную собственность, без ведома и согласия всего Войска. Впрочем, согласия-то его, с упразднением Войскового Круга, никто и не спрашивал.

 

Класс донских помещиков быстро стал увеличиваться. Дон раздвоился. Вместо единого, нераздельного казачьего сословия (казачество к тому времени было сведено уже в сословие), где все были равны, все от рожденья братья, вдруг из общей массы, поголовно служившей «не за страх, а за совесть, с травы да воды» русским царям, явилось новое донское дворянство с правами и привилегиями, с этим сословием сопряженными, оставив в стороне многотысячное рядовое казачество с его угасающими традициями «о братстве и равенстве» и поголовной, как и прежде, военной службой.

 

* * *

 

Создавая донское дворянство, Павел I в то же время стал очень подозрительно относиться к донским генералам, жалованным Екатериной II.

Взаимная неприязнь, существовавшая между матерью и сыном при жизни первой, всем известна. Екатерина от всей души ненавидела и презирала Павла и даже хотела оставить престол внуку своему Александру; в свою очередь Павел платил ей тем же. До 42 лет он жил уединенно вдали от двора, в подаренных ему Екатериной имениях в Гатчине и Павловске.

Ко времени вступления на престол, 42 лет, он был уже изломанным, раздражительным и озлобленным человеком. В семейной жизни был деспот и мучитель. Льстец Кутайсов и фаворитка Нелидова еще имели на него некоторое влияние; ко всем остальным был болезненно подозрителен и жесток. К преобразованиям Екатерины относился отрицательно. Все его мероприятия имели одну цель — уничтожить излишнее влияние на ход управления высшего дворянства и восстановить блеск самодержавия. Фавориты и орлы Екатерины, в том числе и Суворов, подверглись опале или гонению. Прусская муштра и прусская форма одежды с буклями, пудрой и косами были его идеалом в военном деле.

Первый из видных донцов, прославившийся своими военными подвигами, подвергся гонению ген. — майор Матвей Иванович Платов. В персидской войне, начатой Екатериной под конец своей жизни, Платов, будучи походным атаманом донских полков, одной геройской атакой выручил главнокомандующего, Валериана Зубова, брата фаворита Платона Зубова, из очень затруднительного положения. О Платове заговорили как о выдающемся полководце. 6 ноября 1796 г. на престол вступил Павел. Дела круто изменились. Зубовы были удалены. В одну из ночей Платов был арестован и с фельдъегерем отвезен сначала в Кострому, а потом в Петербург и замурован в один из сырых казематов Петропавловской крепости, где он пробыл 3½года. Как это случилось и за что был арестован Платов, никто в Черкаске не знал; даже не знал и сам Платов. Весной 1800 г. удалены со службы ген. от кавалерии Дмитрий Ив. Иловайский и сын его ген.-м. Павел Иловайский. В г. Черкаск прибыв, ген. Кноринг производит о них следствие и в апреле препроводил их «с сенатскими курьерами неизвестно куда». 29 мая того же года по указу Павла исключен из службы г.-м. Дмитр. Евдок. Греков. 11 июля взят с фельдъегерем стар. Ив. Ник. Мешков. 5-го августа в Черкаск прибыли генерал Репин и его адъютант Кожин. При них были, по высочайшему повелению, казнены, по старому московскому обычаю, на черном эшафоте (с палачом и топором) войсков. старш. Ив. Афан. Апонасов и три гвардейских казака Луганской станицы Попов, Колесников и Козмин, а также наказан кнутом гвардии поручик Петр Осип. Грузинов, а потом 5 сентяб. того же 1800 г. понес жестокое наказание родной брат его, полковн. Евграф Осип. Грузинов. Также был сооружен эшафот, поставлены в строй, наголо шашки, атаманский и «артиллерийский» полки, приведен из тюрьмы арестант, прочитан царский указ и палач дал несчастному Грузинову более 400 ударов кнутом, отчего он в тот же день в тюрьме скончался{465}. Никто не мог дать положительного ответа о причине удаления со службы, наказании и казни перечисленных выше лиц. Болезненно подозрительный Павел, которого именуют некоторые историки «неразгаданным монархом», был в сущности самый опасный «маниак»; везде и всюду он искал крамолу и при помощи своих шпионов, которые на Руси не переводились, старался утвердить свой «священный трон».

Казалось, вернулась та страшная эпоха московской Руси, когда господствовало всем известное «слово и дело», когда каждый не только простой обыватель, но даже стоящий во главе управления не мог поручиться, что с ним будет сегодня, завтра… Все притихло. Лучшие люди уходили от дел и укрывались в глуши деревень; даже знаменитый Суворов, герой Измаила, подвергся опале и пел на клиросе вместе с дьяком в своей деревенской церкви. Таким характером государя пользовались для своих низких целей всякие проходимцы и, вместо успокоения, еще больше разжигали его страсти. Все государство было охвачено паникой.

И вот в этот-то период времени войску Донскому суждено было вынести новое испытание, испить новую чашу терпения и покорности.

Политический горизонт Европы в то время был заволочен тучами и туманом. Лучшие государственные головы терялись и не знали, чего держаться. Лишь один гениальный Наполеон знал, куда идет, и кружил головы всех европейских дворов. Против Франции составлялись коалиции европейских государств. Во главе их стояла Англия. Павел поддерживал ее сторону. Суворов, «завинтив свой измаильский штык», разил французов вместе с казаками в Италии{466}. Двуличная союзница России — Австрия во главе с Тугутом и гофкригсратом устроили ему там такие препятствия, что этот мудрый и опытный полководец почитал отозвание свое с арены громких побед за счастье и вскоре после того в 1800 г. умер. Завистливый Павел не приказал воздать праху его даже самых обыкновенных воинских почестей, достойных фельдмаршала, генералиссимуса и князя Италийского.

Павел порвал союз с коварной Австрией, а потом и с Англией. Главная причина разрыва с последней была — захват англичанами в сентябре 1800 года остр. Мальты, принадлежавшего ордену Мальтийских рыцарей — иоаннитов, великим магистром которого в то время состоял Павел Петрович. На требование этого «странного» магистра, носившего даже облачение и все знаки ордена, англичане, боясь, чтобы остров не попал в руки Наполеона, отказали. Раздраженный этим, Павел заключил союз с Наполеоном, старавшимся подорвать торговое значение Англии «континентальной системой», закрыв для торговли с ней все европейские порты. План Наполеона был гениален, и если бы он был доведен до конца, то Англия потерпела бы в своих торговых предприятиях окончательное крушение. Гений Наполеона, поддержанный могуществом России, мог это сделать. Нужно было уязвить Англию в Индии, сосредоточив ее богатства и могущества, и никто, кроме России, не мог ему быть в этом деле лучшим помощником. Для похода по среднеазиатским степям надобно было легкое конное войско, и нигде его не было столь много и такого хорошего качества, как в России. Это были донские казаки. Это была первая часть дела, задуманного Наполеоном. Вслед за казаками сам Наполеон намеревался провести чрез Россию полмиллиона своей победоносной армии до Волги, оттуда морем до Астрабада, а там караванным путем до Индии.

Павел пришел в восторг от этого шага и 12 января 1801 г. дал на Дон указ «собрать все войско Донское на сборныя места» и три рескрипта на имя атамана Орлова, два от 12 и один от 13-го января, в которых открывал ему цель похода и маршрут следования войск{467}.

Вскоре на Дон прибыл исхудалый и постаревший М. И. Платов, выпущенный из темницы по совету приближенных царя, как пригодный для выполнения задуманного предприятия генерал, которого любят и слушают казаки. Он получил от царя подробные словесные инструкции о предстоящем походе.

Получив царские рескрипты, Орлов приказом по войску предписал готовиться к походу всем наличным офицерам, урядникам, полковым писарям и казакам. Словом, всем, способным носить оружие, «до последняго», о дву конь и с запасами провианта на 1½ месяца. Казаки обязаны брать с собою ружья и дротики, «не оставляя их отнюдь дома». К этому поголовному ополчению привлечены были и все донские калмыки, в числе 510 челов., сборный пункт которым была назначена с л об. генерала Мартынова на Салу. Для казаков сборные места были определены в следующих станицах: Качалинская, Усть-Медведицкая, на р. Медведице и Бузулуке. Дело приготовления к походу «по секретной экспедиции» шло очень быстро. 20 февраля Орлов доносил уже Павлу, что 22 507 чел. готовы к походу.

Никто не знал цели этих секретных приготовлений, кроме атамана Орлова, Платова и некоторых приближенных, которым поручено было заготовить по дороге от Дона до Оренбурга провиант и фураж для лошадей, и тех, которым приказано осмотреть и изучать дороги, а в Оренбурге добыть «языков» и переводчиков, знающих среднеазиатские языки. Есаулу Денежникову атаман поручил узнать:

1) «Начиная от Оренбурга, какая есть удобнее к проходу войск дорога чрез степи киргис-кайсаков, до р. Сарасу, земли каракалпаков и узбеков до Хивы, а оттоль до Бухарин и далее до Индии. Есть ли по дороге сей реки, какой оныя широты»… и т. д., словом, узнать все, что требуется для прохода войск.

В своих рескриптах Павел Петрович (в первом) писал Орлову:

 

«Англичане приготовляются сделать нападение флотом и войском на меня и на союзников моих датчан и шведов. Я готов их принять, но нужно их самих атаковать и там, где удар им может быть чувствительный и где меньше ожидают. Заведение их в Индии самое лучшее для сего, подите с артиллерией чрез Бухару и Хиву на реку Индус. Приготовьте все к походу. Пошлите своих лазутчиков приготовить и осмотреть дороги; все богатство Индии будет вам за сию экспедицию наградою. Таковое предприятие увенчает вас всех славою, заслужит по мере заслуги мое особое благоволение, приобрест богозжи и торговлю и поразит неприятеля в его сердце. Здесь прилагаю карты, сколько у меня их есть. Бог вас благослови. Есмь ваш благосклонный Павел ».

 

Во втором рескрипте: «цель вся сие разорить и угнетенных владельцев (Индии) освободить и землю привесть России в ту же зависимость, в какой она была у англичан, и торг обратить к нам».

В третьем: «…Мимоходом утвердите Бухарию, чтобы китайцам не досталась. В Хиве вы освободите столько-то тысяч наших пленных подданных… Если бы нужна была пехота, то в след за вами, а не инако будет можно. Но лучше, кабы вы то одни собою сделали ».

Государственный казначей Державин по повелению государя, на эту экспедицию отпустил Орлову 1 670 285 руб., «кои должны быть возвращены из добычи той экспедиции ».

16 февраля атаман выехал из Черкаска на сборные места, а 28 февраля, получив от Павла рескрипт с объявлением «благоволения за исправность и готовность», двинулся в поход. За командированием 4 полков на Кавказскую линию и оставлением на сборных пунктах «на случай» до 500 чел., в поход выступило: офицеров 510, казаков 20 497, артиллеристов 501 и калмыков 510, всего 22 016 чел. На Дону остались лишь израненные и больные, старики, женщины и дети. Все войско, состоявшее из 41 полка и 2-х рот артиллерии, было разделено на 4 части. Одной из передовых колонн, 13 полков, командовал генер. Платов; второй, 8 полков, ген.-м. Бузин; 3-й — 10 полков, ген.-м. Боков 1-й и 4-й — 10 полков, Денисов 6-й. Первая половина состояла под непосредственным распоряжением самого атамана. При нем находилась вся артиллерия, с полковн. Карповым, и войсковые землемеры. Артиллерия состояла из 12 единорогов, с 960 гранатами, 120 ядрами и 360 картечами и 12 пушек с 1080 ядрами и 360 картечами.

Суровая зима 1801 г., степное бездорожье, река Волга, на которой при мартовской оттепели от тяжести артиллерии и массы людей проваливался лед, так что местами из крыг льда приходилось наводить искусственные мосты, неурожай хлеба и трав у степных заволжских жителей — все это создавало такие затруднения этому легендарному походу, которые могут преодолеть только казаки, а никакая другая армия в мире. Колонны шли наугад, определяя путь по солнцу и часто не по тем дорогам, где заготовлен был для них фураж. Люди и лошади, которых было более 40 тыс., голодали. Колонны шли от 30 до 40 вер. в день. Ночлеги в этой безлюдной степи были или на сырой земле, или на жестоком морозе. Оренбургский губернатор Бахметев сообщил Орлову, что несмотря на все усердие есаула Денежникова узнать и проведать о дорогах на Бухару и Хиву, поручение его осталось без исполнения. Даже «если бы он пробыл здесь (в Оренбурге) и еще месяц, то достаточного сведения не получил бы». Следовательно, Орлову самому приходилось открывать дороги в неведомые восточные страны и вести по ним на верную гибель все войско Донское, исполняя приказ безумного русского венценосца, гнавшего курьера за курьером и настаивавшего на скорейшем выполнении задуманного даже не им, а хитрым Наполеоном плана.

Безумство и невежество Павла не имели границ. На присланной им Орлову карте дорога от Оренбурга до Бухары и Хивы и далее на Индию была проведена одной тоненькой черточкой, а что на пути под этой черточкой таилось, никто в России не знал и не ведал. Необозримые безводные среднеазиатские степи, непроходимые горы Гинду-Куша, хищные племена Бухары и Хивы, текинцев, каракалпаков, киргизов и узбеков, с которыми едва справилась Россия в 70-х годах прошлого столетия, в затуманенной и невежественной голове Павла не вмещались. А донские полки шли и шли ускоренным маршем, сделав в три недели по страшному бездорожью около 700 верст. Вот уже их передовые отряды на вершинах р. Иргиза. Далеко родной Дон, далеко течет он, милый, светлыми струями омывая зеленые берега. Куда и зачем они идут, думали казаки, и при воспоминании о родимых станицах, где остались их старики, жены и сироты дети, уныло свешивали свои буйные головы.

23 марта в селении Мечетном, ныне Вольского уезда Саратовской губ., атаман получил высочайший манифест о смерти Павла и о восшествии 12 марта на престол Александра I, а также рескрипт на его имя о возвращении донских полков на Дон{468}. Это было накануне Светлого Христова Воскресения. Атаман собрал круг и сказал: «Жалует вас, детушки, Бог и государь родительскими домами». Громкое ура покрыло широкие заволжские степи. В первый день Пасхи атаман и бывшие с ним полки слушали обедню в селе Мечетном в старообрядческом мужском монастыре, а вечерню в старообрядческом же женском Успенском.

25 марта донцы двинулись в обратный путь. Радость их не имела границ.

9 апреля некоторые полки были уже на Дону. Другие пришли 17. Артиллерия — 25-го. Казаки были распущены по домам.

В этом страшном и трудном походе потерь в людях не было, хотя много было больных и ослабевших. Удивительна выносливость казаков. Убыль в лошадях была весьма незначительна.

Поход этот и теперь живет в памяти народной и известен под именем «восточного».

Этим походом и закончился страшный и кровавый для донского казачества XVIII век. Много оно послужило для чести и славы России; много получило за свои геройские подвиги похвальных грамот, знамен и бунчуков, но еще больше потерпело от самовластия и несправедливости ее неблагодарных и недальновидных венценосцев.

 

 

Комментарии

 

1 А. Вельтман (Дон. Москва, 1866) слово «дейтш» производит от славянского племени даков или дациан, живших в IV в. по среднему Дунаю, а потом постепенно поднявшихся в его верховья и в VIII в. смешавшихся с жившими там германцами, обновив это полудикое племя и дав им некоторую культуру, заимствованную от греков. В это же время у немцев появилось и название их укрепленных мест — замков — бург , от греческого «пургос» — башня.

Название немец у нас принято производить от слова немой, т. е. не умеющий говорить по-славянски, не-умец. Основанием к этому послужило древнее греческое название иностранцев непиос (nepios), от на — нет и эпос — речь, т. е. неговорящий, бессловесный, замененное впоследствии словом варвар. Это едва ли верно. «Немец» или «неемец» произошло от славянских слов «не» и «имать», т. е. неимеющий, бездомный, грабящий других и главным образом славян. Об этом грабительстве свидетельствует и вся история Дейтшланда. Следовательно, название народа «дейтш» впервые появилось в истории только в VIII в. нашей эры.

Латинские названия германцы (germanus) и Германия немцам (кимврам и тевтонам) искони не были известны. Их так называли римляне (Цезарь, Тацит, Страбон и др.) в смысле нации (natio), в отличие от племен (gentes), т. е. союзом, братовщиной (Тацит). И действительно, германцы, разделяясь на многие независимые племена, во время войны всегда соединялись в один общий союз, в одну духовно сплоченную массу, братовщину.

 

2 Близ Иркутска и теперь еще видна крепость-острог, построенная казаками, сподвижниками Ермака, в 1622 г. из гигантских стволов лиственницы.

 

3 Даже позднейшие историки, А. Филимонов в «Очерках Дона» в пятидесятых годах прошлого столетия и В. Ф. Соловьев в своей брошюре «Особенности говора Донских казаков» в 1900 г. писали, что казаки, несмотря на то, что стоят за Русь, что полки их оберегают ее окраины и что все имеют рвение постоять за Царя, сами себя не считают русскими; что если любому казаку предложить вопрос: «разве ты не русский?» Он всегда с гордостью ответит: «Нет, я казак!» (Филимонов и Соловьев не были казаками).

 

4 У киргизов есть особый род, который исключительно носит название «казак», подобно тому, как есть другие роды «кипчак», «чайман» и др. Эти киргизы называют себя не «кайсак», как многие пишут, а «кхазак». Это потомки омагометаненных и смешанных с другими восточными народностями древних казаков. Среди них часто попадаются лица с чисто арийским красивым профилем и веселым взглядом. В языке киргиз-кхасаков встречается много очень характерных слов и выражений, свойственных говору Донских казаков прежних веков, как то: кублюк — кубилек (женский наряд из шелковой материи ярких цветов на Дону), чекмень — кафтан, казан — котел, тумак — шапка с верхом, шальбары — шаровары, юрт, мерин, башка, таган, чугун, серьги, чулги — чулки, кун — выкуп, чекан — оружие, тала — тальник, камыс — камыш, чушка — свинья, карга, беркут, драфа, сазан, уран — ура, карбуз — арбуз, каун — дыня, тыква, бахча, канжар — кинжал, чумичка, малахай и др. Многие лингвисты склонны думать, что эти и многие другие слова заимствованы русскими и в частности казаками от татар и киргизов. Это неверно. Славянский язык настолько богат словами, что, как увидим ниже, не нуждался в этом заимствовании и многие тысячи своих названий навязал всем соседним народам востока и запада. Сталенберг и Рубруквис отличают киргизов татарского историка Абул-Газа от киргиз-кайсаков и называют последних кергезы или черкесы — казаки, вернее — черкасские казаки, что, как увидим ниже, очень правдоподобно.

 

5 2-е издание Области, войска Донск. Статистического комитета, 1903.

 

6 Черкес или серкеш в буквальном переводе означает «головорез». — Авт .

 

7 По-словацки гусь-самец называется гусер, по-сербски — гуссар, по-чешски — hauser, husák, по-польски — gensior, по-древнеэтрусски — гас, по-осетински — газ.

 

8 Казаки называли себя «черкасами», а не черкесами. Это ошибка историка. — Авт .

 

9 Напротив, в степи могли бежать только с сильным и свободным духом люди, а не негодные и испорченные управлением. Последние остаются на своих старых местах и с покорностью переносят гнет и унижения. Ведь все американские колонии основаны беглецами, бежавшими от гнета метрополий.

 

10 О том, что черные клобуки назывались черкасами, говорят Воскресенская и Киевская летописи: «И сконя свою дружину пойде, пойма с собою Вячеслав ль полк весь и вся черные клобуки, еже зовутся черкасы».

 

11 Слова: ар, эр, ир на всех древних языках арийского корня означают понятие «муж». Отсюда древнерусское «бойар» (бояр) — боевой муж и санскритское агуа (ария) — благородный. Персы называют себя «ирами», осетины «ирон», а страну свою — «ирани-станом». Древнее ассиро-вавилонское и персидское cap (наше царь), санскритское сир и сарапе — господин, французское сер и английское сир имеют один и тот же общий корень ар, эр и ир.

 

12 Слово «аз» или «ас», аза, ази, азен — священное для всех арийцев: оно означает бога, господина, царя или народного героя. Неркун-аз у литовцев и азы у древних скандинавов почитались как божества. Ассир-вахдам — даю или желаю добра, господин, по-санскритски. Здесь слова «ас» и «сир» (саране) означают понятие — владыко, господин.

 

13 Неандертский череп найден в пещере Н-ой долины в 1857 г.

 

14 Труды III Археолог, съезда в Киеве 1874 г. Известия Имп. Общ. любителей естествознания, антропол. и этнограф. Москва, 1860, т. XXXV, ч. I.

 

15 По преданию, древних греков научили добывать и обрабатывать железо «халибы», арийское племя, жившее на берегах Понта. Именем этого народа греки и называли сталь.

 

16 Дагестан — гора языков, по словам арабских писателей. И теперь в этой местности, что ни гора, ущелье, то отдельный язык, наречие, говор, мало понятный соседям. Среди этих народов издревле живут отдельными аулами евреи, занимаясь скотоводством, земледелием и торговлей; евреи эти заимствовали от древних персов их язык, а от местных жителей нравы и обычаи, оставшись верными религии праотцов.

 

17 Кабардинцы или Кабары, по Константину Багрянородному (X в. по Р.Х.) были одно из казарских племен; часть этого племени, после междоусобной войны, ушла к Уграм и, соединившись с ними, представляла в их войске самую храбрую отборную конницу. Впоследствии конница эта стала называться хусары или гусары, т. е. казары.

 

18 Днестр по-осетински — Дон-стир, большая река. Днепр — Дон-бире (воды много), полноводная река.

 

19 Страбон говорит, что древним грекам известно было только нижнее течение Дуная под именем Истера или Истра.

 

20 Птолемей (II в.) и Аммиан Марцеллин (IV в.). По-мордовски Волга также называется Ра.

 

21 Донье, низовье, дно. Dunen — низовья Рейна.

 

22 Р. Темза или Тамиза, на которой расположен г. Лондон, в древности называлась Лоно-дон, т. е. широкий дон.

 

23 Юмал — Бог у эстонцев.

 

24 Плиний, V, 29.

 

25 Славянское название «немец», венгерское «nemet» (сноска 1) означает «неемец», от слав, глагола «не имать», неимеющий, бездомник. Граф от greifen — грабить. (Вспомнить историю появления графов.) Haben — хапать, как и латинское capio — беру, хватаю.

 

26 История войны и владычества русских на Кавказе. Дубровин. 1835.

 

27 Базельское издание «Записок», 1556.

 

28 Географическое развитие дельты р. Дона в связи с ее заселением. В. В. Богачев.

 

29 Русские древности в памятниках искусства. И. Толстой и Н. Кондаков, Вып. 1. СПб. 1889.

 

30 Страбон, VII, 4, 4.

 

31 О погребальных обычаях языческих славян. Исследование А. Котляревского. Москва, 1868.

 

32 Старейшинами.

 

33 У казаков и теперь в употреблении есть орудие, вроде большого долота с рукоятью, для рубки льда, называемое «семенем», а для вытаскивания крыг из полыньи и рыбы — «ганчей».

 

34 По исследованиям геолога В. В. Богачева, дельта Дона выдвигается на ¾ версты в столетие. За 19½ веков она выдвинулась в море приблизительно на 15 верст. Следовательно, против нынешней Елизаветовской станицы, где был древний г. Танаида, ширина дельты действительно была около 8–14 верст и море подходило к самому городу.

 

35 Геродот. I–IV и VI. Юст. 1, 8. XI, 1. Стр. VII и XI. Плин. Ест. Ист. и др.

 

36 Овидий. Понт. посл., III, 2, 39.

 

37 Греческое название этого народа историки переводят как Ясиги, Яциги, Азиги, Языги и Зыхи, Зихи, Зиги, а иногда и Сиги, даже Циги, Цинги и Цихи. Это не совсем верно. В греческих подлинниках после начальной буквы А стоит дзета, произносимая как ДЗ. Правильное произношение этого названия по-русски будет с начальной А — Адзиги или Адиги, каковым именем и теперь себя называют нынешние черкесы, испорченным под тюрским влиянием: эдыге, ыдыге и адыгэ. Без начальной А — Дзиги или Чиги. Азовские Яциги двигались на запад вместе с роксоланами. Часть их, оставшаяся в Венгрии, и до сего времени существует под именами ящагов и русияков. Место между Пестом и Гевесом и теперь называется Ящаг. Там вырыт лет 60 назад золотой кубок с древнеславянскою надписью:

 

Булд жупан теси луге:

Тойги бу Таул жупан,

Тагрогитциги танси.

 

В переводе на русский язык:

 

Был жупан тише луга:

То был Таул — жупан,

Тагрогицигов утаивший (укрывший).

 

По Птолемею в том месте действительно сидели Тагры и, как видно из приведенной надписи, яциги, которых Таул — жупан (гетман, князь) укрыл в горах от полчищ Траяна, громившего славянские племена по этому пути.

 

38 Классен. Материалы для истории славяно-руссов. Выпуск II. 1854 г.

 

39 Во многих местностях России, как и среди донских крестьян, часто в употреблении слово «волына» — вольность, неподчинение властям, бунт. Волынить — своевольничать, на детском языке — играть.

 

40 О северном князе Роша или Роса говорит прор. Иезекииль, гл. 38 ст. 2 и 3 и гл. 39 ст. 1. О нашествии с севера Скифов, народа древнего и сильного, говорит прор. Иеремия в гл. IV, ст. 5–29 и гл. V ст. 15–17.

 

41 Византийский ученый X в. Свидас и некоторые другие пишут «Скуфис о Рос», т. е. Скифы или Россы. Эратосфен (III в. до Р.Х.) утверждает, что страна и народ Рось названы были скифами от других народов.

 

42 По Гейгеру и Гримму, у Оракийцев рожь называлась брицей (briza). В некоторых местностях Малороссии рожь и теперь называется брицей; на Дону брицей называют траву — пырей гребенчатый из породы злаковых.

 

43 Мара, мор, мёр, умер — имеют один и тот же корень. У донских казаков низовых станиц и малороссов есть бранное выражение: «Мара тебя возьми», т. е. смерть. У древних ассирийцев, вавилонян и персов «а» и «е» произносились безразлично, вернее, имели средний звук: Беел — Баал или Ваал, Мардук или Мардух — дух мертвых, главный бог Вавилона. Осетинское балта, литовское — балтос, белый. Персидско-вавилонское набу — небо. Валтасар — белый царь. Сар — сер, т. е. царь, господин.

 

44 История Норвегии, I. 175. Торфей.

 

45 Сварог или сварожич — бог огня (от санскритского сварга — небо, т. е. небович). Дитмар, епископ мерзебургский (975–1018 г.). VI, 17. Pertz «Scriptores», p. 812. Сравнить: славянский Сварог, индусский Сварга, сын царицы массагетов Тамирисы, воевавшей с Киром, — Сваргапис, царь агафирсов (скифского племени) тоже Сварганис, от Сварог — бог огня и апи — земля, у скифов по Геродоту. По раскопкам в Этрурии (Италия), у этрусков земля также называлась ани . У египтян бык апис олицетворял силу земли. Серапис — бог, царь земли.

 

46 Празднование Купалы и теперь совершается со многими обрядностями в Пруссии, Померании и других немецких землях как пережиток славянского язычества, унаследованный от своих онемеченных предков — славян. «Весенняя обрядовая песня на западе и у славян». Е. В. Аничков, СПб., 1903, ч. I.

 

47 Финны шведов и норвежцев называют Руосси или Руоци, по старой привычке, по господству на тех берегах древних Руссов.

 

48 Д. Иловайский в «Розысканиях о начале Руси», стр. 126–140, в достаточной мере объяснил, что названия днепровских порогов, приведенные Конст. Багрянородн., имеют славянские корни и только записаны на двух наречиях — славянском и русском.

 

49 Геродот. VII, 64. Одежда саков состояла из подпоясанных кафтанов с рукавами, на голове высокие, остроконечные шапки, наподобие нашего башлыка, из плотного войлока, названные Геродотом «кирбасии »; на ногах широкие штаны и сапоги. Оружие: туземные луки, короткие мечи и секиры — сакары или сагары, от сак — сечь, рубить и ары или иры — мужи, воины.

 

50 Страбон. XI, 8. 4.

 

51 Геродот. I. 201, 215. Юст. I. 8. Стр. XI. Ра, Ара и Арас — Волга по Птолемею (II в.), Агафемеру (III в.), Аммиану, Марцеллину (IV в. по Р.Х.) и др. Массагеты, массака еврейских пророков, состоит из трех корней: ма — великий на семитических языках, сак и геты > от геть — идти вперед, смотреть. Сравнить санскр. tchit — умственное развитие и арм. gitenal — знать (см. гл. VI «Геты — Руссы»). Ной по-еврейски Hoax и Маноах — Великий Ной, это библейская транскрипция родоначальника всех народов — Ману.

 

52 Диодор Сицилийский. II, 34. На правом берегу Терека, близ станции Котляревской Влад. жел. д., на земле Бороковского аула, есть остатки древнего городища — крепости, возвышающейся над долиной Терека сажен на 20 30. Крепость имеет вид усеченной пирамиды со сторонами у основания около ½ версты. Часть крепости смыл Терек. Наверху видны развалины башни из широких, с квадратным основанием кирпичей. У обрыва к Тереку виден толстый слой человеческих костей, пепел, каменные орудия, выше находят бронзовые и железные вещи, сабельные клинки, пряжки, бляхи и проч. Не это ли была столица Зарины Росканака?

 

53 Одежда и вооружение саков-скифов прекрасно изображены на вазах, найденных в могильниках — Куль-Обском, близ Керчи, в 1831 г. и Чертомлыцком, близ мест. Никополя, на Днепре, в 1862–1863 гг. Одежда: шапка в виде башлыка из войлока, меха (овчины) и толстой материи, какие носят и теперь малороссы, — капелюхи; кожаная куртка, короткий полушубок, вышитый узорами по борту и полам; кожаные штаны навыпуск, со штрипками или убранные в голенища сапог, причем голенища обвязывались ремнем; на штанах вышитые лампасы в один и два ряда. Лица суровые, но красивые, с прямыми хрящеватыми носами и широкими бородами. Волосы носили длинные.

 

54 Исследования Талака о «Ведах». Веды от славянского слова ведать, знать. Риг, рига, литовское риге — склад, складочное место товаров на древнерусском языке. Гора Риге при устьях Западной Двины, Ригино городище на С. Донце, старинная крепость Рига на Дону, близ Переволоки, тоже означают складочные места.

 

55 Манифест Дария. Сенковский, т. VI. В древнеперсидском языке буква д произносилась мягко, как дт, а также как ць, чь и кь. Адем — аць — ем— аз есм, ым — мы. В персидском языке часто встречаются перестановки букв, как и в славянских наречиях, например у сербов и черногорцев: свуд — всюду, сви — все и др.

 

56 История царей. Эль-Табари. (Жил с 839 по 923 г.)

 

57 История Табаристана. Мухамед Хассан.

 

58 Русские древности в памятниках искусства. Толстой и Кондаков. 1889. Выпуск I и II.

 

59 Известия о Россах по византийским историкам с 306 до 1452 г. по Р.Х. Стр. 135 и 136. Ив. Штриттер. Изд. 1771 г.

 

60 Библиотека иностранных писателей о России. В. Семенов. 1836, т. I.

 

61 История о Донском войске. А. Попов. Изд. 1814 г., стр. 60. История Попова о Черкасах составлена по цитатам римских историков I и II вв. по Р.Х.

 

62 Розыскания о начале Руси, Иловайский, стр. 332.

 

63 Записки Одесского Общества. Т. V.

 

64 Прокопий Кесарийский (VI в.) и др. греческие историки говорят, что Готы раньше назывались Гетами, а также скифами, савроматами, меланхленами, аланами и др. именами; что под именем Готов народ этот стал известен римлянам только при имп. Траяне, 106 г. по Р.Х., во время его войн.

 

65 Памятники письменности славян до Р.Х. Вып. I, II и III. Егор Классен. 1854 г. и 1861 г.

 

66 Элизе Реклю. Древняя История. Гл. X.

 

67 Сборник сведений о Кавказе. Т. II. Н. Зейдлиц. Тифлис, 1872. Осетинское беттер , древнеперсидское пида , греческое патрос , латинское патер , сайванское (индусское) патра, пати , скифское Папай , наше папа, батя, тятя и тата, татарское (заимствованное ими у арийцев) ата имеют один и тот же общий корень.

 

68 В Трое поклонялись богу Азу Илою (этрусская надпись — таб. IV, № 2 у Моммзена. Илион и Илея Геродота, лежавшая при устьях Днепра, с левой его стороны (кн. IV. 9, 18 и 79), где впоследствии в IX, X и последующих веках было Белобережье, упоминаемое в договорах Игоря и Святослава с греками, имеют между собою много общего и означают свободную, священную землю. Анахарсис, скифский мудрец, в Илейской роще совершал празднество матери богов — Мотри (Геродот).

 

69 От бога Шивы или Сивы произошли названия залива Азовского моря Сиваш и колония греков Севастополь или Севаста на восточном побережье Черного моря.

 

70 Век Людовика XIV считается во Франции самым нечистоплотным; в это время в Париже было только две бани.

 

71 Альма Тадема. Новое искусство. Четыре тысячи лет тому назад. Изд. 1906 г.

 

72 Результаты раскопок экспедиции Лео Фробениуса 1904–1912 гг. — «Африка заговорила».

 

73 Иорнанд, историк VI в., готского предводителя называет Эрманариком, т. е. Эрман-рик. Riek, произносимое как «рик», означало не царя и не короля, а просто предводителя, атамана или гетмана. Многие историки делают ошибку, говоря: король Эрманарик, король Гелперик; в переводе это значит: король Эрман — гетман, король Гельпе — гетман и т. д.

 

74 Готланд — от гот или гет и ланд — площадь, местность, страна, по-немецки. Германисты с полной уверенностью утверждают, что ланд чисто немецкое слово, но это неверно. В русских говорах и даже очень древних слово это также имеет определенное значение: а-лань — пастбищное место, сенокос, во многих губерниях России; от этого аланы — скотоводы; по-алане (поляне) — жители равнины, поля. Лан на Дону означает полосу пахотной земли. Теперь спрашивается, кто же и у кого заимствовал это слово: германцы ли, обитатели лесов, знавшие одну грабительскую войну, у земледельцев-славян или славяне у германцев. Мы думаем, что ответ здесь ясен.

 

75 Сага Тенера о Фритьофе Смелом, Едда Семунда и Едда Снорре говорят, что и Геты переселились с юга на север в I в. по Р.Х.

 

76 По исследованию американского профессора-антрополога Гульда, характерными признаками природных воинов — конников и моряков являются короткое туловище, высокие, развитые в голенях ноги, длинные руки, ноги и шея. «Физическое развитие человеческих рас». Проф. Ранке. 1902.

 

77 Всемирная история. Ч. III, кн. V.

 

78 Теория Нибура о монгольстве скифов давно уже опровергнута. Уокерт доказал, что скифы были племя арийское. Далее него в том же направлении пошел Бергман (1828 г.), потом Куно (1871 г.), который в скифах видит славяно-литовскую семью исключительно. Из славянских ученых мнение это подтверждают: Коллонтай, Потоцкий, Шафарик, Венелин, Надеждин, Чертков, Воланский, Классен и многие другие. Известный наш археолог Самоквасов в раскопках юго-востока России не нашел присутствия монгольской расы.

 

79 Варяги от славянского глагола варяти , предварять, предупреждать, идти вперед. Варяю по-кирилловски — разъезжаю. Так называлась наемная морская и речная стража для охраны торговых караванов от нападения морских пиратов или викингов.

 

80 Саками назывались все южные скифы , нападавшие на Переднюю Азию. (Страбон. XI. 8. 4.) Оружие саков называлось сакар — секира, от сечь, рубить. От этого слова, по всей вероятности, произошло и название сечи или сичи запорожской, а также и слово сичевики , как называли себя запорожцы. Сечь — стан саков. Сак на татарском языке означает осторожный. Сакал — борода. Слова эти заимствованы у славян, масаков, массагетов.

 

81 История Неба. Фламмарион.

 

82 Элизе Реклю. Древняя История. Гл. IV. Финикия. Летописи и памятники древних народов. Египет. История фараонов. Бругш. Перевод. И. К. Властова. СПб, 1880.

 

83 Элизе Реклю. Древняя История. Гл. X. Рим.

 

84 Там же. Гл. IV. Названия городов Гета, Сакелага и других упоминаются: в Книге Судей, гл. 11, ст. 21; гл. 14, ст. 19; в Первой Кн. Царств, гл. 27, ст. 2, 3 и 6; во Второй Кн. Царств, гл. 21, ст. 2. Имена царя г. Гета Анхуса, у которого укрылся Давид от гонения Саула, и отца троянского героя Энея — Анхиса — тождественны.

 

85 Первая Кн. Царств, гл. 17, ст. 42. Голиаф был гет и происходил из г. Гета. (Там же, ст. 4). Вооружение Голиафа: медный шлем, чешуйчатая броня, медные наколенники, медный щит, меч и железное копье, ничего общего не имеет с вооружением халдеев, евреев, египтян и других южных народов; это вооружение древних Гетов-Руссов. (Там же, ст. 5–7).

 

86 Первая Кн. Царств, гл. 17, ст. 12.

 

87 Вторая Кн. Царств, гл. 11, ст. 3, глава 12, ст. 24.

 

88 Там же. Гл. 3, ст. 3; гл. 13, ст. 37. В 1812 г. в развалинах Тамада Бурхардт открыл на базальтовых глыбах драгоценные надписи, признанные в настоящее время за гетские. (Древняя История. Элезе Реклю. Гл. IV.) В долине р. Оронта, между гг. Гамадом (Homath) и Кадешем 3500 лет тому назад Геты сходились лицом к лицу с египетскими армиями, отстаивая свою и всех соседних народов свободу от завоевательных стремлений фараонов.

 

89 Там же. Гл. 14, ст. 27. Еванг. от Матфея, гл. 1, ст. 7.

 

90 Вторая Кн. Царств, гл. 15, ст. 18–22.

 

91 Евреи и вообще семиты произносили ш вместо с. Книга Судей, гл. 12, ст. 6.

 

92 Кн. прор. Иезекииля, глава 38, ст. 1–4; гл. 39, ст. 1–4.

Магог от Ма — великий и гог — масса. Гог и Магог означали у евреев скифов. Иероним, объясн. к Езек., гл. 38, ст. 1. Иосиф. Древ. I, 6, 3.

 

93 Амазонки — безгрудые. По сказанию древних писателей, амазонки (женщины-воины) у новорожденных мальчиков изувечивали ноги и руки и таким образом делали их не способными к войне; у девочек же они выжигали правую грудь, чтобы она не мешала им впоследствии владеть оружием. От этого обычая амазонки и получили свое название.

 

94 К. Ф. Беккер. Древняя История, ч. III, кн. V. Аммиан Марцеллин. XXXI, 2, 21.

 

95 Бер. Трактат о Микрокефалах, т. II, № 6. СПб., 1860.

 

96 Неужели же Гунны были страшней арабов, татар, калмыков и негров, которых никто из европейцев никогда не боялся?

 

97 См. сказание Константина Багрянородного, гл. V.

 

98 Озеро и город Ван и Эриван в Армении и теперь сохранили древние свои названия. Венедами или Вендами назывались славяне, жившие в первых веках нашей эры по берегам Балтийского моря от Эльбы до Вислы и на юге до Богемии. К племени Вендов принадлежали: оботриты, бильцы или вильцы, укры, гевеллы, ретарии или ретры (в Ретии, северной горной Италии), лужичане, сербы (сорабы) и др. Теперь этим именем называются остатки славянского поселения в Ширевальде, на притоках Шире, в 50 мил. южнее Берлина.

 

99 «Славянские Древности». Т. I, кн. 2–94.

 

100 Византийские историки говорят о двойственности гуннского народа, называя его то Вархуниты (Менандр), то Вар-Хунн (Симоката), из чего надо полагать, что господствующим сословием у славян-гуннов был народ Вар или кавказские Авары.

 

101 Приск (V в.) говорит о движении Аваров. Менандр (VI в.) говорит о Вархонитах, а Ософилакт Симокатта (VII в.) о народе Bap-Хуни, двинувшемся в Наннонию. Варун Авесты, у индусов, по толкованию некоторых, — бог воды и бурных морей. Вардан по Птолемею — Кубань. Днепр у гуннов назывался Вар, собственно нижнее его течение, пороги. По Констан. Багрянород. та же река у печенегов наз. Варух или Варуч. Название это печенегами усвоено у туземцев. Если Варун — бог кипящих морей, Вардан — буйная кипящая река, как и Днепр (Вар) у порогов, то из этого следует вывод, что народ Вар-Хунни то же, что буйные, непокойные гунны. На Дону и теперь в каждой станице буйные речки называются Варгунками. Дон в отличие от Вардана назывался Тихий Дон.

 

102 Гунями на Дону называют старые одежды, лохмотья; в горной Галиции и в Карпатах у гуцулов под гунями разумеют верхнюю нарядную одежду.

 

103 Суроги — жители берегов Сурожского или Каспийского моря.

 

104 Казаки армянами назывались кушанк, кушачи или кушаки. «История Георгия Монаха», ч. 1-я.

 

105 Список библ. Кольберта; Арты, изданные Лаббе в XVII в. Акты соборов. Т. I. Собор Никейский. На акт этого Собора исследователями мало обращено внимания, а между тем в нем говорится о Малой и Великой Скифиях, в которых водворилось уже христианство.

 

106 По морской карте de Fréduce d'Ancone, Maura Zichia лежит на южной стороне Кубанского лимана (Mauro lago), за ней Alba ZichiА.

 

107 Codini de officiis. Парижское издание, т. I, стр. 379 и след.

 

108 Кала или кел — крепость, неприступное место по-персидски. От этого русское скала и скель в просторечье. Ас-Кала — крепость народа Ас, как себя на своем языке именовали аланы, хазары и азовские Саки или Казаки.

 

109 Донские дела. Кн. 1-я, стр. 543 и 913.

 

110 Theoph. Ed. Bon. 691 и 775.

 

111 L. Cahun «Турки и Монголы». Париж. 1896, стр. 73.

 

112 Моисей Хоренский в переводе Эмина, стр. 134.

 

113 Чтен. Общ. Истор. 1848, № 7.

 

114 В русском языке есть слова не персидские, а общие всем древнеарийским языкам. Кроме того, в языке славян и литовцев есть слова халдейские, относящиеся к культу религии. Финикийский Ваал есть вавилонский Баал или Беел — белый. Балтос, балта по-литовски также означает белый. Набу или небо — божество у вавилонян. Валтасар — Бел-сар-уцур (по клинообразным письменам) — Белый царь Мардук, бог Вавилона — бог или дух смерти. Map, мара (от корня мер) — смерть. Сарматы, по Страбону, бросаясь в бой, кричали: мара! мара! т. е. смерть! смерть! На Дону старухи часто бранятся: мара тебя возьми! В подобных словах буквы а и е заменяют одна другую. Все означенные слова занесены в Халдею древними культурными арийскими народами — аккадийцами и шумерами, а на Иранское плоскогорье и в Пидию Саками и Гетами-Руссами.

 

115 Абул-Касум в «Книге путей и государств» (2-я половина IX в.) говорит: «Купцы русские — они же суть племени из славян — вывозят меха из дальних концов Славонии к Румскому (Черному) морю, и царь Рума (Византии) берет с них десятину. А если желают, то ходят на кораблях по р. Славонии (Волге), проходят по заливу хазарской столицы… Ходят по морю Джурджана (Каспийскому)… Провозят товары на верблюдах в Багдад».

 

116 Ак по-татарски — белый, а слово белый в то время означало свободный, никому не подвластный. Белополис гуннского периода, Белые-Вежи на Дону, Донце, Остере, в низовьях Днепра и при устьях Буга означали «свободные города». Все они были построены народом «Аз », Черкасами или казаками, Аз-Саками.

 

117 Название Бабская от «баб» — ворота, путь. Слово это очень древнее; оно встречается еще в языке халдейском, а потом арабском. Вавилон или Бабилон — широкие ворота.

Схематичный план местоположения Бабского или Золотовского городища мною представлен в Донской музей. — Авт .

 

118 История Польши. Летописное сказание о Малой России. Ригельман. 1785–86 г., 1847, стр. 10.

 

119 В татарский язык из славяно-русского перешли следующие слова: ата — отец, русское тата, тати, атя, адя, батя. Бабай — дед, скифское (по Геродоту) папай — бог, отец, сербское бабо — дед, русское баба, бабка. Казакый — поддевки, казакин. Эшляпа — шляпа. Тасьма — тесьма, платна — полотно. Жей — шов (шей), рубец. Сырга — серьга. Блязек — браслет, на Дону бязялики и базелики, от греческого базилеус — царь, царские украшения. Баламык — болтушка. Май — масло. Гарчится — горчица. Крянь — хрен. Бяльсян — бальзам. Арыш — рожь. Богдай — пшеница (Бог дай). Соло — овес (солод). Карбыз — арбуз. Бакча — баштан, огород. Кябестя — капуста. Мяк — мак. Кабак — тыква, на Дону также кабак. Кауын — дыня, кавун; по-малороссийски кавун — арбуз. Патиус — поднос. Чайнек — чайник. Чынаяк — чайная. Тярилькя — тарелка. Каравать — кровать. Скамея — скамейка. Эшкаф — шкаф. Учак — очаг. Пумала — помело. Ухуат — ухват. Чуйые — чугун, на Дону — чугин. Лакан — лохань. Таклы — мялка (от толкать, толочь). Клять — клеть. Кыйма — забор (кайма). Амбар — амбар. Землянкя — землянка. Тяже — тяж (тянуть). Дуга — дуга, от слова тугой. Эшлея — шлея. Невреб — погреб. Ат — лошадь, конь. Ат збруйы — сбруя. Авень — овин. Кзау — кузов. Салам — солома. Начилькя — носилки. Пудавка — пудовка. Алаша — мерин, лошадь. Кяжя — коза. Ана — мать. Ана каз — гусь, осетин, газ, этрусское гас. Ата каз — гусак. Ана куркя — индейка. Ата курка — индюк. Куке — кукушка. Ала карга — ворона, на Дону также карга. Кара карга — грач. Чал — седой. (На Дону чалый — лошадь серо-гнедая.) Сак — осторожный. Яуз — злой, язвительный. Пуль — пуля. Ядря — дробь. Алтын — золото. Золотая монета — алтын тянькя (золотая деньга). Кляша — клещи. Стан — станок. Струк — струг (стружить) и многие другие.

 

120 «Бат» или пат, а от этого наше батя и батюшка, персидское пида, индусское пати, греческое патрос, латинское патер — слова чисто арийские. Название гази , от ази, аз и ас, связывается с народом «аз», Азами-Саками берегов Азовского моря.

 

121 Родина народов арийской расы, где она была и отчего покинута. А. П. Чайковский. M., 1914.

 

122 Конст. Багрянородный. L. II. С. 44, р. 376, 377, 378.

 

123 Царями Констант, и Романом под предводительством Патрикия Космы было отправлено в Италию семь русских кораблей — Ρώς καράβια.

 

124 Ρουσικα καράβια. Конст. Багрянородный.

 

125 Завоевание России монголами. Ф. Сурин (Масальский). 1904 г. Русский вестник № 12.

 

126 Из ханских чиновников-христиан, по русским летописям, известны баскаки , т. е. свободные баски, из Бактрианы, расположенной по северозападным склонам Гиндукуша и Паропамиза, потомки древних арийцев. «Ак» по-татарски — белый, а в переносном смысле — свободный, каковые эпитеты в том же смысле часто употреблялись и у славян: белопашец, белый царь, белая земля, белбог, Белое море и др. Для обозначения рабства и закабаленности прибавлялся эпитет черный или кара — чернопашец, черносошец, кара-киргизы, Кара-Китай и др.

 

127 История Японии. Япония, ее история, правительство и внутреннее устройство. В. Диксон, СПб, 1871, стр. 89 и 90. Генеалогия татарских ханов. Абул-Гази. «Библ. вост. историков», т. III, 1854 г.

 

128 Живописная история древней и новой России. Рамбо. M., 1898, стр. 127. Всеобщая история. Лависс и Рамбо, т. II, изд. 1897, стр. 879.

 

129 Завоевание России монголами. Ф. Сурин (Масальский).

 

130 а) Поволжье, Приуралье и лечебные степи.

б) Поездки по Казанской губ. и к болгарским развалинам.

в) Поездки к волжским столицам, близ г. Царева и Селитренного.

г) История Кипчатской или Золотой орды. Масальский.

 

131 Баядур, Багадур, Батырь — испорченные древнеславянские; богатырь — от бог (древнеперсидское баг) и тырь, стырь — славянский бог, иначе называемый Стрибог.

 

132 Пахимер. Т. I, р. 235, 236, 160. Ρουσοι .

 

133 Погодин. Т. V, § III. Половцы.

 

134 Рубруквис, стр. 74, 99, 105 и 119. Плано Карпини. Собрание путешествий к татарам. Языков. СПб., 1825.

 

135 Живописная История древней и новой России. А. Рамбо. Москва, 1898, стр. 127.

 

136 История Крестовых походов. Куглер. СПб., изд. 1895 г., стр. 429, 440.

 

137 Об этом, помимо греческих, говорят и русские историки XVIII в. Татищев и Болтин.

 

138 Никифор Григора. Т. I, 20 и 21. Георг. Пахимер. Т. I, 235 и 236.

 

139 В гимнах Риг-Веды очень часто встречается термин «Асур, Асуры», связанный всегда с орошением страны арийцев — Арии. Этим именем называли каких-то полубогов, то благодетельных, которым поклонялись, то вредоносных, которых страшились, то каких-то титанов, с которыми нередко боролось высшее божество. Ни один из комментаторов Риг-Веды не определил ясно, какую роль играли Асуры в Арии. После постигших страну бедствий арийцы выселились в Индию и на запад, в Переднюю и Малую Азию под именем Асуров или народа Ас и Индов, т. е. поречан. Например: Инду куш или Индукох — дающий реки; 15-й выселок из Арианы по Авесте (фарг. I, § 75) занял Хепта-Хенду, а по Риг-Веде Сента-Синду, т. е. семь рек; Асур или Асы, пришедшие с востока, построили Ниневию (Кн. Бытия, гл. 10, ст. 11 и гл. XI, ст. 2). Арийцы, переселившиеся из Арианы в Европу, заняли восточные берега Черного моря, собственно дельту Гипаниса или Купаниса — Кубани, и стали известны у древних историков под именем Синдов или Индов, т. е. поречан, и Асов, Сер-асов или Черкасов, Ас-саков или Кас-саков — Казаков. О высокой цивилизации этого народа свидетельствуют Геродот, Страбон и другие древние историки и географы. Страбон в VII книге своей географии говорит нам об Аспургах (Ас и пургос — башня по-гречески, т. е. об Асах, имеющих укрепленные города), как о сильном и храбром народе, принадлежавшем к сарматскому роду, покорившем Босфорское царство, т. е. все Приазовье до самого Кавказа, около начала нашей эры, и таким образом положившем начало новой сарматской династии босфорских царей. Владычество этой династии длилось до 337 г. по Р.Х., т. е. до образования Гуннской монархии. Из царей этой династии известны, судя по найденным при раскопках монетам: несколько Савроматов и Рескупорисов (6 или 7) (Рес, Рас, Рос), Чиг и др. 10-й выселок из Арианы (Авеста, Венд ид ах, фаргард I) основал город Хара-Каити, по другим комментаторам — Герехет или Керекет (Сер-Гет), полный чистоты, похожий на стан, окруженный полями, но там злой дух ввел сожжение трупов. (Сжигать трупы в Ариане считалось великим грехом, между тем как обычай этот был принят у славян.) Страбон (XI, 2. 1) говорит о Керкетах (Сер-Гетах), живших на восточных берегах Понта в соседстве с Чигами. 13-й выселок основал город Чехру сильную или Чиг-Ару, но там люди также ввели сожжение трупов. Другие переводчики говорят об основании Шакры или Сакры и Сак-ары. Известный исследователь Авесты де-Гарле говорит, что Саки-ары раньше занимали Парфию и Хоросан, где ныне Шарук, а потом подвинулись дальше на запад, и, как мы видели выше, часть их осела в Приазовье под общим именем Сарматов, с подразделением на Асов, Чигов, Гетов и др.

Авеста говорит (Вендидах, фаргард I, § 60–62), что центр Арии, Раю, населяли три племени Расов. Эти три племени вполне ясно указывают на выселение из Арианы трехплеменной группы русских славян: новгородской, киевской и азовской. О трехплеменной Руси говорят и арабские историки X в. Истархи и Хаукал: Куяве (Киев), Славии (Новгород) и Артании (Ар-Тана), т. е. Руси Азовской и Тмутараканской, жившей, по словам арабских же историков Ибн-Даста и Мукедеси, на лесистом и болотистом острове, под которым надо разуметь устье Кубани.

Связь славянского мира с Арией, для которой написана была Авеста, видна еще и в том, что в славянском быту крепко держатся и высоко ценятся такие моральные качества личных и общественных отношений людей между собою, которые уже давным-давно прямо узаконены в Авесте и по преемственной традиции соблюдаются в русском мире до сих пор, — это обещание , верность данному слову (по Авесте оралъ ) и еще более рукобитье , т. е. поданная в обеспечение обещания рука. Другие виды обещаний или сделок обеспечивались мелким и крупным скотом и землей. Личная совесть, скот и земля — вот факторы сделок. Условных ценностей не было. Во всем этом виден наш древне-славянский мир.

 

140 См. сноску 4.

 

141 Ипатьевская летопись под 1117 г.

 

142 Там же, под 1146 г.

 

143 Там же, под 1149, 1150 и 1160 гг.

 

144 Лаврентьевская летопись под 1169 г.

 

145 Ипатьевская летопись под 1162 г.

 

146 Татищев. Российская История. Ригельман. Летописное сказание о Малой России. Стр. 10. Маркевич. История Малороссии, т. I, стр. 7 и 8 Синопсис Российский.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...