Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 2. Повествование как функционально-смысловой тип речи




 

Повествование, наряду с описанием, является одним из типов монологической речи. Г. Солганик в учебном пособии «Стилистика текста» приводит в качестве образца самого краткого повествования в мировой литературе знаменитый рассказ Цезаря, ставший афоризмом: «еПришел, увидел, победил». Он ярко, сжато передает суть повествования, смысловую и языковую – это рассказ о том, что произошло, случилось. Главным языковым средством такого рассказа являются глаголы прошедшего времени совершенного вида.

Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия. Чаще всего это действия, объективно происходившие в прошлом. Предложения в повествовательных текстах не описывают действия, а повествуют о них. Поэтому главными языковыми средствами, организующими повествование, являются глагольные формы, которые, тесно переплетаясь, создают видо-временной рисунок повествования.

В повествовании чаще всего используются глаголы прошедшего времени совершенного вида, которые выражают последовательность действия, смену одного цельного, завершенного действия другим, что характерно как раз для повествования в противоположность описанию.

Например:

«Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул:

«Купаться!», – и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню» (Л. Толстой. Акула).

Сравним с другим текстом, в котором использовано прошедшее время несовершенного вида:

«В тумане то и дело показывались, пролетая, какие-то птички, но я не мог определить, какие это. Птички на лету пищали, но за гулом речи я не мог понять их писка. Они садились вдали от реки на группу стоявших возле деревьев» (М. Пришвин. Времена года).

Все глаголы в этом отрывке употреблены в форме прошедшего времени несовершенного вида, которая показывает действие в его течении, указывает на длительность в прошлом. Такую форму широко используют для описаний и характеристик, отнесенных к прошлому; она не выражает развития событий, их последовательности, что, как отмечено выше, характеризует повествование как тип речи.

В повествование могут быть включены и глаголы настоящего времени, которые, соседствуя с формами прошедшего времени, используются как экспрессивный прием речи. Такое настоящее время употребляется в повествовании о прошлых событиях для придания рассказу живости: слушатели как бы переносятся в прошлое и становятся непосредственными наблюдателями развивающихся событий. Это настоящее время получило название настоящего исторического, или живописного настоящего.

Приведем отрывок из книги Ш. Султанова и К. Султановой «Омар Хайям», изданной в серии «Жизнь замечательных людей».

 

Омар Хайям стал известен европейскому читателю сравнительно недавно. Одна из первых работ Хайяма с небольшим предисловием об авторе вышла в Париже в 1851 году и называлась «Алгебра Омара Альхайями». Книга содержала арабский текст и французский перевод алгебраического трактата.

Второе рождение Хайяма и начало его победного шествия сначала по Европе, а затем по всему миру следует отнести к 1859 году: именно тогда в Англии выходит в свет книга стихов «Рубайят Омара Хайяма» в вольном переводе Эдварда Фицджеральда. Сборник завоевывает такое признание, что уже через считанные месяцы становится библиографической редкостью. В своих страстных письмах к возлюбленной молодые люди приводят рубаи Хайяма. Входит в моду обычай говорить о жизненных разочарованиях хайямовскими четверостишиями.

 

Весь этот текст повествует о прошедших событиях, что отражено в первом абзаце через формы прошедшего времени. А во втором абзаце использованы формы настоящего времени, оживляющие повествование, вносящие в текст экспрессию: выходит, завоевывает, становится, приводит, входит.

Приведенный анализ показывает возможность употребления в повествовании, в отличие от описания, разных временных форм в одном, даже небольшом отрывке, что можно отнести к заметным языковым особенностям повествования как типа речи.

Например:

«В прошлом году я закончил школу. В настоящее время являюсь студентом филологического факультета. Закончив вуз, я буду работать учителем казахского языка и литературы».

Следует отметить и другие языковые особенности повествования:

1) часто глаголы-сказуемые со значением последовательных действий относятся к одному и тому же лицу, в особенности в официально-деловых текстах: родился, воспитывался, рос, учился, поступил, закончил, стал работать;

2) могут быть использованы обстоятельственные слова, устанавливающие последовательность действий: потом, затем, после того, в конце концов и др.;

3) действие может детализироваться, расчленяться на составные части через различные зависимые слова, указывающие на время и место действия: в прошлом году, в 1987 году, в настоящее время; в Алматы, в университете, на филологическом факультете.

 Для повествования характерна цепная связь как распространенный способ соединения предложений в частях текста. Основная композиция расширенного повествования предполагает три части, связанные между собой:

1) экспозиция к повествованию (начало события);

2) средняя часть повествования (его развитие);

3) заключение (конец события).

Повествование как тип монологической речи используется во всех функциональных стилях речи: официально-деловом, научном, публицистическом, разговорном, в художественной речи.

 

Контрольные вопросы и задания

Текст 1.

Абай (Ибрагим) Кунанбаев – великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры на основе просвещенного, либерального ислама.

Абай родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области (по-нынешнему административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, ага-султана Каркалинского окружного приказа. Семья Абая была потомственно аристократической: и дед (Оскенбай), и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роде в качестве правителей и баев. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать (Улжан) и бабушка (Зере) были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно его мать заменила имя «Ибрай», данное отцом, ласкательным «Абай», что означает «осмотрительный, вдумчивый». Под этим именем он прожил свою жизнь и под ним же вошел в историю.

Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С тринадцати лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, интриги, и постепенно он испытал разочарование ко всей административно-политической деятельности, что и привело к тому, что в возрасте двадцати восьми лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Но только к сорока годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности поставив под стихотворением «Лето» свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джанатасову Кокпаю).

На протяжении двадцати лет чрезвычайно разносторонне расцветает гений Абая, он завоевывает необычайный авторитет, огромную и доселе в степи не встречавшуюся популярность.

(А. Касымжанов. «Портреты: Штрихи истории степи»)

 

Задания к тексту.

1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы, которые раскрывают основные особенности повествования биографического типа:

· Когда и где родился Абай?

· Когда и где он начал учиться, какое получил образование?

· Кем были его родители?

· Каковы главные события его жизни?

· Что следует считать главным делом его жизни?

2. Дополните письменно биографию Абая сведениями, известными вам из

других источников. Устно проведите беседу на тему «Что мы знаем о жизни и творчестве Абая».

3. Проанализируйте видо-временную связь глаголов в тексте. Объясните 

их роль в создании различных глагольных форм повествования. Выделите глаголы со значением последовательности действия.

4. Найдите в тексте обстоятельственные слова со значением времени и

места. Определите, какими частями речи выражены данные обстоятельства.

5. Напишите автобиографию или биографию своих родителей, указывая: где и когда родились, какое получили образование, кем работали и т.д. При этом соблюдайте необходимую композицию повествования, включающую соответствующие временные формы и обстоятельственные слова.

 

Текст 2.

Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки родился в городе Фараб на Сыр-Дарье при впадении в нее реки Арысь в 870 году. Он происходит из семьи знатного тюркского военачальника. Бассейн Сыр-Дарьи сыграл в истории своего региона такую же роль, как Нил для Египта, Тигр и Евфрат для Месопотамии. Позже Фараб стал именоваться Отраром, развалины которого находятся на территории Южно-Казахстанской области. На карте культурного развития Отрар отмечен как родина целой плеяды выдающихся ученых, поэтов, мыслителей, среди которых по праву выделяется Абу Наср аль-Фараби. Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина и право – таков перечень интересов ученого. Видимо, еще в молодые годы Фараби покинул родной город и побывал почти во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом: в Бухаре, Мерве, Хорране, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Многие годы жизни он провел в Багдаде, являвшемся политическим и культурным центром арабского халифата.

Задания к тексту

1. Продолжите биографию Абу Наср аль-Фараби, опираясь на следующие слова и словосочетания: пополняет свои знания, входит в контакт, внес вклад, проявлял независимость, отстаивал свои убеждения.

2. Ответьте на вопросы. В ответах используйте глаголы и глагольные сочетания, показывающие последовательность событий.

§ Когда и где родился аль-Фараби?

§ Где он учился?

§ В каких городах побывал?

§ Где Фараби провел большую часть своей жизни?

§ Каков был круг его интересов?

§ Почему аль-Фараби называют реформатором науки?

§ Где и когда он умер?

3. Подготовьте и запишите эпизод из жизни писателя, ученого или общественного деятеля, следуя требованиям повествования как типа монологической речи. Особое внимание обратите на употребление форм времени и вида глаголов при передаче последовательности действий.

 

Текст 3.

Успешное изучение русского языка нерусскими теснейшим образом связано с сопоставительным исследованием разносистемных языков, например, русского (флективного) и казахского (агглютинативного).

Сопоставление двух языков имеют большое значение не только для их практического изучения (оно заставляет вникать в самые тонкие оттенки родного языка), но и для развития теории этих языков, способствует более глубокому анализу лингвистических явлений сопоставляемых языков.

«Для сравнения двух языковых систем теоретически безразлично, принадлежат они или не принадлежат к одной и той же исторической семье языков», – писал Шарль Балли. И в современном теоретическом языкознании, на наш взгляд, не случайно уделяется большое внимание изучению грамматического строя разносистемных языков. Особенно актуальны такие исследования в синхронном плане, так как они неизбежно обращаются к проблемам, которые возникают «на грани двух языков», независимо от предшествующей эволюции.

В настоящей работе делается попытка охарактеризовать систему некоторых грамматических категорий глаголов русского языка и путем сопоставления с соответствующей системой категорий глагола казахского языка выявить структурно-типологические параллели и различия между этими разносистемными языками».

(Х. Сайкиев. Грамматические категории глагола

в русском и казахских языках)

 

Задания к тексту.

1. Докажите, что данный текст относится к научному повествованию. Назовите основные языковые средства, использованные в этом тексте.

2. Объясните лингвистические термины, встретившиеся в тексте: разносистемные языки, агглютинативный язык, флективный язык, историческая семья языков, грамматические категории, синхронный план, эволюция языков, структурно-типологические параллели.

Текст 4.

Темными зимними вечерами, сидя у домашнего очага, мы слушали рассказ взрослых о прошлом своего аула. По их словам, когда-то семьи наших предков были разобщены, точно зерна рассыпанного проса, каждая семья кочевала сама по себе по ущелью Джунгара, и до других ей не было дела. Но в конце двадцатых годов, вняв совету мудрых людей, наши предки собрались воедино – осели на одном месте и создали колхоз. В рассказах взрослых правда переплеталась с легендой. И нам в свои годы очень трудно было разобраться, где выдумка, а где быль…

Места, где мы живем, издавна славились яблоневыми садами, и потому-то, что тут видимо-невидимо диких яблонь, наш аул так и называют Яблоневым. А до того как здесь осели наши прадеды и деды, в лесах пиршествовали медведи, большие любители дичков.

(С. Муратбеков)

Задания к тексту.

1.Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Какой тип речи создал

автор? Какие средства языка он использовал?

       2. Выпишите глаголы из текста. Укажите, в форме какого вида и времени они использованы? При анализе используйте известные вам сведения по употреблению глагольных форм в повествовании.

       3. Подберите отрывок из художественного произведения. Перепишите его и подчеркните в нем слова, которые являются обстоятельствами в предложении. Свяжите анализ обстоятельственных слов с глаголами в тексте. Сделайте вывод, к какому типу речи относится анализируемый текст.

       4. Какой из зачинов может быть началом повествовательного текста:

- «Какое необыкновенное лето!»

- «Удивительный случай произошел со мной летом».

Выбрав зачин повествовательного текста, напишите сочинение.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...