Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация, специфика.




Понятие и предмет конституционного права как отрасли права


Конституционное право — одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы. В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

· 1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

· 2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:

· 3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

· 4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.


Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, специфика, субъекты,

 

Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Отличия связаны с их содержанием и составом субъектов, они характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием. Но все они возникают в основном в процессе осуществления государственной власти и реализации прав и свобод человека. Носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера, которыми, как правило, не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности (ст. 10 Конституции РФ). Эти отношения представляют собой индивидуальные связи м/у субъектами КП, созданием которых являются права и обязанности субъектов КП, реализующиеся в поведении этих субъектов.

Виды:

· 1.конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

· 2.правоотношения общего характера, в которых четко не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

· 3.правовые состояния. Их специфическая черта – четкая определенность субъектов правоотношения.

· 4.постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные возникают в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением оно прекращается.

· 5.материальные и процессуальные. В первых – реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения, во вторых – реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в КПН, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

 

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

1) конституционно-правовые отношения имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

2) конституционно-правовым отношениям свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений;

3) конституционно-правовые отношения характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.

Народ выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента Российской Федерации.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются и государства - Российская Федерация и республики. К участникам конституционных правоотношений относятся и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Кроме перечисленных субъектами конституционно-правовых отношений являются органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.

Если сказать обобщенно, то субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы данной отрасли права возлагают определенные обязанности и которым предоставляют права.

ВОПРОС № 2

Наименование отрасли

1. Используемые современной юриспруденцией наименования отраслей (подотраслей, межотраслевых нормативных комплексов) выражают предмет соответствующего регулирования (в терминах национального языка) и обычно лишь «сообщаются» читателям изданий учебного профиля. Впрочем, надо иметь в виду, что наименования отраслей содержат в себе и моменты историко-традиционные, что особенно характерно, например, для гражданского права.

Между тем вокруг наименования отрасли права, которой посвящены настоящие лекции, в отечественной юриспруденции сложилась особенная ситуация. В одном из новейших изданий вопрос о названии отрасли даже отнесен к числу «проблемных». Это, конечно, преувеличение, но, тем не менее, требует ряда разъяснений.

Система конституционного права – совокупность норм конституционного права, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает: 1) нормы; 2) институты.

Методынауки конституционного права: 1) исторический; 2) сравнительно-правовой; 3) системный; 4) статистический; 5) конкретно-социологический и др.

Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация, специфика.

Конституционно-правовые нормы — установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения.

Классификация конституционно-правовых норм:

по содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений, а, следовательно, по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту):

нормы, регулирующие основы конституционного строя;

норму, регулирующие основы правового статуса человека и гражданина;

нормы, регулирующие федеративное устройство;

нормы, регулирующие органы государства, органы местного самоуправления.

по юридической силе:

нормы, закрепленные в Конституции РФ;

нормы, закрепленные в ФКЗ;

нормы, закрепленные в федеральном законе;

нормы, закрепленные в остальных нормативных правовых актах, не противоречащих Конституции РФ.

по территории действия:

нормы, действующие на всей территории РФ;

нормы, действующие на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется МСУ (муниципальные образования).

по характеру предписания:

Управомочивающие нормы — закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы, например, нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (статьи 71, 72, 73, 83 — 90, 102, 103 Конституции РФ). В качестве управомочивающих могут также рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи.

Обязывающие нормы — закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме.

Запрещающие нормы — содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных («запрещается», «не допускается», «не вправе»).

по степени определенности предписаний:

Императивные нормы — в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Например, часть 4, статьи 111 Конституции РФ: 1. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Госдумы. 2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Госдумой. 3. Госдума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. 4. После 3хкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Госдумой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Госдуму и назначает новые выборы.

Диспозитивные нормы — предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Например, ч. 3, статьи 117 Конституции РФ: 1. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. 2. Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. 3. Госдума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. После выражения Госдумой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Госдумы. В случае если Госдума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Госдуму. 4. Председатель Правительства РФ может поставить перед Госдумой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Госдума в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Госдумы и назначении новых выборов. 5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

по назначению в механизме правового регулирования:

Материальные нормы — предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений;

Процессуальные (процедурные) нормы — определяют формы, в которых материальные нормы д.б. реализованы. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных правовых актов и так далее. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Госдумы. Много процедурных норм в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов.

ВОПРОС №3

Источник права — это внешняя форма выражения правовьіх норм. В соответствии с этим источниками конституционного права являются различные формы выражения конституционно-правовых норм. Они, как и источники других отраслей права, являются в основном результатом нормотворческой деятельности государственных органов — парламента, главы государства, правительства, региональных органов власти и др.

К источникам конституционного права относятся такие законы Российской Федерации, как Закон о гражданстве, Закон о статусе депутата Государственной думы, Федерального собрания и др.

Виды

В качестве источников выступают и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной думой, Правительством. Это указы и прочие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления Правительства.

 

Источником отрасли являются регламенты Палат Федерального собрания, положения о различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

 

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России, Декларация прав и свобод человека и гражданина.

ВОПРОС № 4

Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая в свою очередь входит в систему общественных наук.

Правовые явления изучаются различными юридическими науками. Для каждой из них характерен своеобразный подход к изучаемому объекту; в каждой из них различны степень абстрактности, уровень познания на основе исторического анализа, метод изучения; у каждой из юридических наук свой особый предмет. С учетом этих факторов различают следующие юридические науки: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые, прикладные.

Наука конституционного права относится к отраслевым наукам, основной отличительный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Эти науки составляют наиболее многочисленную часть в системе юридических наук, равную числу отраслей права.

Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права, т.е. она раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

Наука конституционного права изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Вот почему в предмет этой науки входят и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

Предметом изучения науки конституционного права является вся сфера общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию. На основе анализа общественных отношений наука должна давать теоретические обоснования пределов их правового регулирования, с тем чтобы оно не было чрезмерным, не оправдываемым потребностями жизни, или слишком узким, оставляющим без правового воздействия те общественные отношения, которые требуют этого воздействия.

Система науки конституционного права в своей основе соответствует системе одноименной отрасли, однако является более широкой, ибо наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а изучает и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.

Конкретный перечень проблем, исследуемых в том или ином разделе науки, не является раз и навсегда данным. С развитием государства, общества, изменением общественно-социальных условий возникают новые концепции, требующие своего теоретического обоснования, перестают быть актуальными старые.

Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие исходные основы научного познания.

К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения о проблемах, значимых для конституционно-правовой науки. Они очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественного развития. Их критическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является предпосылкой обогащения науки достижениями всего мирового опыта развития цивилизации.

Источниками науки конституционного права являются и нормативные правовые акты (в том числе и ранее действовавшие), содержащие конституционно-правовые нормы, прежде всего Конституция РФ. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в нормативных правовых актах концепции, понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

 

ВОПРОС № 5

Сущность Конституции — баланс основных социальных интересов, представленных в обществе; проявление плюрализма, политического компромисса.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том. На каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям Конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Конституция РФ (от латинского constitutio — устанавливаю, утверждаю) — основной закон Российского государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы конституционного строя, организацию государственной власти.

Конституция РФ — это закон, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемый на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — круг регулируемых нормами основного закона общественных отношений. В зависимости от характера проникновения государства в различные сферы общественных отношений принято различать следующие модели конституционного регулирования: 1. Либеральная модель. Присуща всем конституциям первого поколения, предметом регулирования которых являлось: закрепление прав и свобод личности (в основном гражданских и политических); организация государственной власти (структура, статус, полномочия высших органов государства, их взаимоотношения); государственно-территориальное устройство страны. 2. Этатистская модель. Связана с неоправданным расширением круга отношений, регулируемых нормами основного закона. Присуща всем советским конституциям и конституциям, принятым после Второй мировой войны в социалистических странах. 3. Либерально-этатистская модель. Характеризуется сочетанием двух предыдущих моделей и связана с возросшей ролью современного государства в экономике, социальной сфере, международных отношениях, в обеспечении научно-технического прогресса, предотвращении социального и экологического кризисов и др. Такую модель приемлют конституции второго поколения

ВИДЫ КОНСТИТУЦИЙ

 

ПО ПОРЯДКУ ПРИНЯТИЯ

•   октроированные

•   неоктроированные

ПО ФОРМЕ

•   писаные

•   неписаные

ПО ПОРЯДКУ ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК

•   гибкие

•   жесткие

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НОРМ

•   реальные

•   фиктивные

 

ВОПРОС №6

 

Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юридические свойства:

1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

2. Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.

3. Центральное место во всей правовой системе. Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.

4. Особая охрана Конституции. В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.

5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 — 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.

ВОПРОС №7

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ

 

Основные черты характеризуют конституцию как специфическую реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения. Являясь концентрированным политическим выражением состоя ния общества, уровня его развития, конституция регулирует осново полагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах.

ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ

 

Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее функции: политическую, правовую и гуманистичес кую.

 

Политическая функция Конституции РФ заключается прежде всего в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического плюрализма. Предоставляя политическим силам равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насильст венное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание со циальной, расовой, национальной и религиозной розни.

 

Конституция не допускает вмешательства общественных объеди нений в деятельность органов государства и тем более создание по литических организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и государственные органы не должны вмешиваться в деятель ность общественных формирований.

 

Следующая функция Конституции РФ - правовая. Она заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исход ными и определяющими для различных отраслей права. Конституция как бы стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее право вое регулирование общественных отношений с помощью системы взаи

 

мосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения конституции как государственный суверенитет, права и свободы че ловека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и т. д. Целевое назначение Конституции Российской Федерации выражается и в ее гуманистической функции. Она состоит в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объяв ляются составной частью правовой системы государства общепризнан ные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованно го существования.

Структура Конституции РФ

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

Структура конституции:

Первый раздел состоит из 9 глав:

1 глава «Основы конституционного строя»;

2 глава «Права и свободы человека и гражданина» — посвящена статусу индивида. Здесь говорится об обязанностях и гарантиях статуса индивида;

3 глава «Федеративное устройство»;

4 глава «Президент РФ»;

5 глава «Федеральное собрание»;

6 глава «Правительство РФ»;

7 глава «Судебная власть» — не надо было включать сюда статью о прокуратуре, поскольку она не входит в состав судебной власти, наиболее подходящее название в таком случае «Правосудие и прокурорский надзор»;

8 глава «Местное самоуправление»;

9 глава «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Второй раздел закрепляет:

1. порядок вступления конституции в действие;

2. соотношение конституции и ранее принятых источников права;

3. процесс реформирования органов государственной власти и реформирования законодательства.

По сути, положения второго раздела можно было принять как конституционный закон «О введении конституции в действие», поскольку некоторые его положения были актуальны лишь на момент принятия конституции, и сейчас они не действуют.

ВОПРОС №8

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 129.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...