Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тактико – технические характеристики




Введение

Появление атомных подводных лодок вооруженных баллистическими ракетами, потребовало противолодочной обороны вынесения рубежей обнаружения и уничтожения подводных лодок — ракетоносителей на расстояние, превышающее дальность пуска их ракет.

Одним из направлений развития противолодочной обороны стало создание дальних противолодочных самолетных комплексов, оснащенных средствами обнаружения и уничтожения подводных лодок. В данном реферате будет рассмотрена надежность самолета Ту – 142 и его модификаций, так как это один из лучших самолетов противолодочной обороны.

Несмотря на то, что этот самолет был разработан в 60-х годах, модернизация частей и систем самолета позволяет ему и в настоящее время хорошо справляться с поставленной задачей.

 

 

Основная часть

История создания

Ту–142 — советский и российский дальний противолодочный самолёт (ДПЛС). Изначально предназначался для обнаружения и уничтожения ПЛАРБ противника в районах патрулирования. Фактически в ВМФ применяется для дальней океанской разведки, визуальной или радиотехнической, для дежурства в системе поисково-спасательной службы, и только потом, для поиска и слежения за ПЛАРБ (после окончания "холодной войны").

В 1959 году в состав ВМС США вошла головная подводная лодка атомная с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) «Джордж Вашингтон», в следующем году она поступила к боевому патрулированию. К 1963 году было построено пять таких ПЛАРБ. В 1964—1967 годах они были модернизированы, а в боевой состав ВМС вошли ещё 5 ПЛАРБ типа «Этен Аллен» и 9 типа «Лафайет». Находясь в районах боевого патрулирования, эти ПЛАРБ могли нанести ядерные удары по военно-политическим центрам СССР, причём эти удары в те годы не смогла бы отразить никакая система ПРО.

В 1962 году научно–исследовательские организации МО СССР подготовили справку, из которой следовало, что в данной ситуации наиболее приемлемым средством противодействия ПЛАРБ являются ДПЛС с боевым радиусом в два раза большим, чем у Ил-38.

Для сокращения сроков новый самолёт было решено разрабатывать на базе Ту-95РЦ, с установкой противолодочного комплекса с Ил-38. 8 февраля 1963 года вышло Постановление Совмина СССР № 246-86 о разработке ДПЛС Ту-142 с ППС «Беркут». Тактико-технические требования к нему главнокомандующие ВВС и ВМФ утвердили 20 апреля, а эскизный проект — 9 октября 1963 года. На испытания комплекс требовалось предъявить в начале 1966 года. Однако сроки готовности машины несколько раз срывались, переносились и вновь нарушались. 17 января 1968 года на заседании Военно-промышленной комиссии при Совете министров (ВПК) было принято решение подготовить для заводских и совместных испытаний в 1968 году три Ту-142, а во втором квартале 1968 года предъявить самолёт на государственные испытания (ГСИ).

Первый полёт опытный Ту-142 № 4200 выполнил 18 июня 1968 года (экипаж И. К. Ведерникова), второй опытный образец № 4201 взлетел 3 сентября, а третий № 4202 31 октября того же года. Однако предъявить машину на ГСИ удалось лишь в 1970 году, а пройти испытания лишь в 1972 году после того как было снято требование обеспечить базирования ДПЛС на грунтовых аэродромах и появилась возможность установить более лёгкое шасси и винты АВ-60К с лучшим КПД на крейсерских режимах полёта. Кроме того, простой перенос комплекса "Беркут-38" самолёта Ил-38 не получился и пришлось адаптировать систему к новому борту, в частности модифицировать БЦВМ "Пламя-263" (На Ту-142 она получила название "Пламя-264").

Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 853—292 «О принятии на вооружение ДПЛС Ту-142 с ППС „Беркут“» вышло 14 декабря 1972 года. На создание самолёта потребовалось 9 лет и 10 месяцев.

Сравнительно большое сходство конструкций Ту-142 и Ту-95РЦ обусловило размещение производства машины на заводе № 18 в городе Куйбышеве (там выпускался   Ту-95РЦ). К 1972 году в авиацию ВМФ с завода поступило 12 самолётов. А всего в Куйбышеве изготовили 18 Ту-142 (изделие "ВП"), включая первые три № 4200, 4201, 4202. В процессе производства и испытаний конструкция развивалась и последние три машины существенно отличались от самолётов первой серии, а также между собой.

Из-за неприспособленности Таганрогского завода для производства машин такого класса, возникла необходимость в модернизации производства, например были построены новые цеха и большая взлётно-посадочная полоса.

В итоге первый Ту-142 завод № 86 выпустил в 1975 году. Последний самолёт Ту-142М3 покинул сборочный цех в 1994 году. Всего в 1968—1994 годах на заводах № 18 и № 86 было изготовлено около 100 экземпляров Ту-142 различных модификаций.

Модификации

Ту – 142 предназначен дляборьбы с подводными лодками всех типов над акваторией Мирового океана, создавая и контроли­руя в течение продолжительного времени противолодочные рубежи большой протяженности на удалении 5000 км от ба­зового аэродрома (см. рис.1).

Создан на базе самолета Ту-95РЦ в 1963 г., на вооружение авиации ВМС принят в 1972 г. В последующем были разрабо­таны модификации: Ту-142МЗ, Ту-142МЭ (экспортный), Ту-142МР (для обеспечения связи с подводными лодками в погруженном состоянии).

Бортовое оборудование обеспечивает автоматический и полуавтоматический полеты, радиогидроакустический и магнитометрический поиск подводных лодок, длительное слеже­ние за ними и их уничтожение. Ту-142 оснащен поисково-прицельной системой «Беркут», в состав которой входят мощ­ная РЛС кругового обзора, датчик магнитных аномалий, боль­шое количество сбрасываемых активных и пассивных гидро­акустических буев, газовый анализатор.

Рисунок 1 Ту-142.

Ту-142МК и Ту-142МЗ имеют противолодочный комплекс «Коршун», который способен обнаруживал малошумные атом­ные подводные лодки, более точный навигационно-прицельный комплекс, автоматизированную систему радиосвязи (см. рис.2).

Рисунок 2 Ту-142МЗ.

Ту-142МР оснащен буксируемой антенной большой протя­женности, позволяющей поддерживать связь с подводными лодками в погруженном состоянии(см. рис. 3).

Рисунок 3 Ту-142МР.

Комплекс вооружения включает размещенные внутри фю­зеляжа противолодочные ракеты и бомбы. На двух подкрыльных узлах могут подвешиваться 8 ПКР Х-35. Оборонительное вооружение состоит из двух пушек ГШ-23 в кормовой уста­новке и комплекса радиопротиводействия.

Ту-142МЭ Экспортная модификация для Индии на базе Ту-142М (МК). Произведены доработки двигателей и систем самолёта для эксплуатации в тропическом климате. Поставлено 8 машин (см. рис.4). [1]

Рисунок 4 Ту-142МЭ.

 

Тактико – технические характеристики

                          

Вооружение

Средства поиска - радиогидробуи системы "Беркут" - РГБ-1, РГБ-2 (Ту-142 и Ту-142МЗ); радиогидробуи системы "Коршун" (Ту-142М и Ту-142МЗ) - РГБ-15, РГБ-16, РГБ-25,РГБ-26 (более совершенный аналог 25-го), РГБ-36 (только Ту-142МЗ), РГБ-55А, РГБ-75 и другие, общим количеством до 400 штук.

Взрывные сбрасываемые источники звука (ВИЗ-ы): одиночный МГАБ-ОЗ, ленточный МГАБ-ЛЗ и спиральный МГАБ-СЗ. Средства поражения – торпеды АТ-1, АТ-1М, АТ-2, АТ-2М, УМГТ-1, противолодочные авиационные ракеты АПР-1, АПР-2, АПР-3.

Противолодочные бомбы типа ПЛАБ-50 «Ласточка», ПЛАБ-250 «Скворец», практические бомбы УПЛАБ.

Морские мины типа РМ-1, РМ-2, УДМ.

Спасательные контейнеры типа КАС.

Для обороны применяется стрелково-пушечная кормовая установка с двумя пушками АМ-23 или ГШ-23Л, а также комплекс средств радиопротиводействия и система отстрела тепловых ловушек ЛТЦ и полуволновых диполей ДО. [2]

Конструкция

Самолет Ту-142 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом большого удлинения (угол стреловидности по 1/4 хорд составляет 35°). На верхней поверхности каждой консоли крыла установлены три аэродинамических гребня, крыло, как и стреловидное оперение, оборудовано антиобледенительной системой, фюзеляж типа полумонокок имеет круглое поперечное сечение, по длине он разделен на две герметичные кабины, отсек радиоэлектронного оборудования и вооружения. В передней гермокабине располагается основная часть экипажа, здесь оборудованы рабочие места летчиков, бортинженера и операторов радиоэлектронной аппаратуры. Для отдыха членов экипажа во время длительных патрульных полетов оборудован отсек отдыха со спальными местами, имеется также химический туалет и небольшой камбуз с плитой для разогрева пищи. В задней гермокабине находится стрелок кормовой пушечной установки, вооруженной двумя пушками ГШ-23.

Силовая установка

Силовая установка включает четыре турбовинтовых двигателя НК-12МВ (На             Ту-142МЗ — НК-12МП), с суммарной мощностью 4x11,19 МВт / 4x15 тыс. л.с, с двухрядными соосно вращающимися винтами противоположного вращения АВ-60К. Двигатель крепится на нулевом шпангоуте мотогондолы с помощью виброгасящих демпферов. Отличие модификации МП от MB заключается в установке более современных генераторов тока и воздушных винтов с более совершенной противообледенительной системой лопастей.

Каждый двигатель имеет собственную замкнутую маслосистему с 205—210 литрами масла МН-7,5У (или маслосмеси, состоящей из 75 % масла МС-20 или МК-22 и 25 % МК-8П). В масляный бак, выполненный из маслостойкой резины и размещённый в полукруглом контейнере, являющийся частью конструкции нижнего капота, помещается до 135 литров от общего количества масла. Температурный режим поддерживается автоматическим масляно-воздушным радиатором. В связи с довольно большим расходом масла двигателями нижняя поверхность крыла за выхлопными трубами, гондолы шасси и основные стойки постоянно покрыты жирной чёрной копотью.

Запуск двигателей НК-12МВ производится поочерёдно от аэродромного источника постоянного тока с напряжением 27 вольт. НК-12МП возможно запускать парно.

Боевое применение

В СССР самолёты Ту-142 разных модификаций дислоцировались: гарнизон Кипелово (Вологодская область) – 35 противолодочная дивизия ВВС Северного флота, 49 машин и 310 ОПЛАП ВВС Тихоокеанского флота, Каменный Ручей (авиабаза) (Хабаровский край), 24 машины. Несколько самолётов имелось на аэродроме Кульбакино 33 ЦБП и П Морской авиации (г. Николаев) и на аэродроме исследовательского центра (ГАНИЦ) Кировское в Крыму. В дальнейшем пара Ту-142М эксплуатировалась на аэродроме Веретье 444 ЦБП и П МА г. Остров.

Четыре самолёта на ротационной основе были в составе 169 гв. смешанного авиаполка ВВС ТОФ на базе ПМТО Камрань (Cam Ranh) в Демократической республике Вьетнам.

Североморцы периодически работали с аэродромов Кубы - аэропорта г. Гаваны имени Хосе Марти ( Aeropuerto Internacional José Martí ) и авиабазы Сан-Антонио (San Antonio de los Baсos). На последнем были построены стоянки и технические помещения, очевидно, для перспективного размещения до эскадрильи Ту-142М.

Самолёты с аэродрома Кипелово работали в Норвежском и Баренцевом морях, Северной Атлантике, Саргассовом море (с Кубы). Самолёты с Каменного Ручья контролировали Охотское и Японские моря и северную часть Тихого океана. Самолёты с Камрани большей частью летали в Южно-Китайском море, в районе Филиппинских островов.

В ВС РФ самолёты продолжают эксплуатироваться, по одной эскадрилье на СФ и на ТОФ.

Экспорт Ту-142 в Индию.

Катастрофы

Катастрофа Ту-142 на аэр. Североморск-1

Тип происшествия: катастрофа
Дата: 06 августа 1976 г.
Страна: СССР
Место происшествия: а/д Североморск-1
Тип ВС: Ту-142
Принадлежность: Министерство обороны СССР
Подразделение: ВВС СФ, 76 оплап (Кипелово)

Описание: Экипаж выполнял контрольный полет по кругу днем в ПМУ, целью которого была проверка летных навыков кандидатов на должность командиров кораблей. Через 15 минут после взлета из-за возникших технических неполадок экипаж принял решение о посадке. Касание ВПП произошло на скорости Vпр=280 км/ч, на 30-40 км/ч превышающей допустимую. После пробега 740 м самолет резко развернулся вправо и сошел с ВПП. После пробега по грунту 450 м Ту-142 упал в глубокий котлован, заполненный водой. Фюзеляж раскололся пополам позади центроплана. Кабина пилотов оказалась под водой. Два члена экипажа сумели выбраться из затопленной кабины, еще двое находились в корме и не пострадали.

Катастрофа Ту-142 над Охотским морем

Тип происшествия: катастрофа
Дата: 20 апреля 1984 г.
Страна: СССР
Место происшествия: центральная часть Охотского моря
Тип ВС: Ту-142
Принадлежность: Министерство обороны СССР
Подразделение: ВВС ТОФ, 310 оплап (Монгохто)

Описание: Экипаж выполнял тренировочный полет по маршруту на максимальную продолжительность в боевом порядке пары. Через 1 час 15 минут после взлета во время горизонтального полета на высоте 7 200 м на скорости 730 км/ч по информации ведомого экипажа самолет п-ка Зубкова перешел на снижение с появлением выхлопа черного шлейфа дыма из района правой плоскости с последующим возникновением через 1 мин. очага огня с переходом самолета в правую нисходящую спираль с возрастанием крена до 60 – 70 град. Самолет столкнулся с водной поверхностью и взорвался.

 

   Катастрофа Ту-142М3 ВВС ТОФ в районе Монгохто

Тип происшествия: катастрофа
Дата: 06 ноября 2009 г.
Время: 21:17
Страна: Россия
Место происшествия: Хабаровский край, Татарский пролив, 10 км от мыса Датта
Тип ВС: Ту-142М3
Регистрация ВС: 55
Принадлежность: Министерство обороны РФ
Подразделение: ВВС ТОФ, 568 огсап (Монгохто)

Описание: Во время третьего разворота самолет по неизвестным причинам потерял управление и упал в Татарский пролив. [3]

Комиссия службы безопасности полетов Вооруженных сил России рассматривает три версии катастрофы Ту-142.

В качестве основных версий катастрофы Ту-142 в Хабаровском крае называют: отказ техники, человеческий фактор и воздействие внешней среды.   

Исходя из данных о катастрофах, можно выявить две причины возникновения происшествия: отказ техники и человеческий фактор. Для предотвращения таких ситуаций следует произвести более тщательную подготовку летного состава и проводить мероприятия по предотвращению разрушения элементов самолета и его частей (агрегатов).

 





















Заключение

Рассмотренный самолет надежен, за период с момента его выпуска и по сей день случившихся с ним катастроф очень мало. Ту-142  благодаря грамотному проектированию, правильной эксплуатации, надежными узлами и агрегатами является лучшим противолодочным самолетом ВВС РФ. Для улучшения боевой готовности, надежности и эффективность, необходимо разрабатывать более новые образцы бортового радиоэлектронного оборудования и комплексов управления оружием, а также совершенствование конструкции ЛА и его узлов и агрегатов. Так как летательный аппарат имеет свой ресурс, необходимо, опираясь на имеющийся опыт, создавать более совершенные самолеты такого назначения.

 

Список литературы

  1. Военная авиация Мн.: ООО «Попурри», 2003. с.234-235
  2. http://ru.wikipedia.org
  3. Журнал "Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра ..." выпуск 53, 12/99
  4. http://war.airdisaster.ru

 

Оглавление

Введение. 2

1. Основная часть. 3

1.1 История создания. 3

1.2 Модификации. 4

1.3 Тактико – технические характеристики. 7

1.5 Вооружение. 7

1.5 Конструкция. 8

1.6 Силовая установка. 8

1.7 Боевое применение. 9

1.8 Катастрофы.. 9

Заключение. 13

Список литературы.. 14

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...