(составлен на основании письма Министерства образования и науки РФ «О совершенствовании деятельности Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной деятельности» от 10.02.2015 ВК-268/07)
Возраст
| Методика
| Применение
|
Дошкольники
|
Познавательное развитие, развитие основных психических функций
|
0-1 год
| Скрининг-диагностика психического развития ребенка
1 года жизни Э. Фрухт
|
Психическое развитие детей
|
2-7 лет
| Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А. Стребелевой (диагностический ящик)
| Изучение уровня познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста
|
| Мюнхенская функциональная
диагностика развития
| Оценка общего психомоторного развития детей раннего возраста
|
3-4 года
| Экспресс-методика психологической диагностики детей 3-4 лет при поступлении в детский сад (Белопольская Н. Л.)
| Исследование интеллекта и поведения
|
6 лет - 60 лет
| Тест «Прогрессивные матрицы
Равена»
| Уровень невербального
интеллектуального развития
|
6-60 лет
| Тест интеллекта Векслера WISG (адаптация Ю. А. Панасюка)
| Уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей; потенциал обучаемости; уровня сохранности интеллекта
|
6-7 лет
| Методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей
детей (МЭДИС) Е. И. Щеблановой, И. С. Авериной, Е. Н. Задориной.
| Уровень интеллектуальных
способностей: общая
осведомленность, понимание
количественных и качественных соотношений, уровень логического мышления, уровень математических способностей
|
3-12 лет
| Комплект диагностических
материалов «Лилия» О. Н. Усанова, изд. НПЦ «Коррекция»
| Диагностика нарушений
психического развития у детей
|
3-12 лет
| Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер
| Уровень развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей
|
6-7 лет
| Тест школьной зрелости П. Кеэса в адаптации А. Г. Лидерса и В.Г. Колесникова
| Уровень развития восприятия, логического и пространственного мышления
|
4,5 - 8 лет
| Методика опосредованного запоминания (по А. Н. Леонтьеву) (стандартный набор изображений)
| Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка позволяет оценить различные характеристики мышления, в частности критичность, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность
мыслительных процессов
|
6-17 лет
| Тест Тулуз-Пьерона
| Исследование особенностей
внимания, психомоторного темпа
|
5-9 лет
| Методика Пьерона-Рузера
| Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка
|
с 5 лет
| Таблицы Шульте
| Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка
|
с 5 лет
| Красно-черные таблицы Горбова
| Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка
|
с 6 лет
| Методика диагностики уровня саморегуляции ребенка в интеллектуальной деятельности.
У.В. Ульенкова
| Изучение индивидуально-типических особенностей общей обучаемости
|
4-11 лет
|
Методика для исследования уровня сформированности понятийного мышления Выготского-Сахарова
| Оценка и исследование понятийного развития ребенка — уровня и особенностей сформированности абстрактных обобщений и выделение ведущего классификационного признака
|
6,5 - 7 лет
| «Перцептивное моделирование»
Л.А. Венгер
| Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями
|
Дошкольник
и
| Методика «Последовательность
событий» (модифицированная
методика А.Н. Берштейна)
| Исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению
|
5-18 лет
| Тест Е. Торренса
| Уровень развития творческого (креативного) мышления, отдельные творческие способности — беглость, гибкость, оригинальность
|
от 5 до 17 лет
| Креативные тесты Вильямса
| Предназначены для комплексной диагностики креативности у детей и подростков и оценивает, как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики
|
5-10 лет
| Методика «Карта одаренности» Хаана
и Каффа
| Диагностика одаренности
|
от 2,5 до 12 лет
|
Диагностический комплект
Н.Я. Семаго, М.М. Семаго
| Исследование особенностей развития познавательной сферы детей, углубленная оценка психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер, операциональных характеристик деятельности и межличностных
отношений детей дошкольного и младшего школьного возраста
|
Дошкольники и младшие школьники
| Психодиагностический комплекс методик для определения уровня познавательной деятельности Л.И. Переслени
| Позволяет определить особенности познавательного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, соотношение в уровне развития познавательных и регуляторных функций, степень готовности к школьному обучению
|
с 6,5-10 лет с трудностями усвоения программы общеобразо-
вательной школы
| Методика исследования прогностической деятельности («Угадайка») Л.И. Переслени и В.Л. Подопед
| Диагностика отклонений в умственном развитии, выявление психологической структуры интеллектуального дефекта
|
3-7 лет
| «Эксперсс-диагностика в детском саду». Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко
| Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста: уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы
|
Старший
дошкольный
и младший
школьный
возраст
| Сапожки. Н.И. Гуткина
| Исследует обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения
|
Старший дошкольный и младший школьный возраст
| Методика «Домик». Н.И. Гуткина
| Позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
|
Старший дошкольный и младший школьный возраст
| Аналогии. Н.И. Гуткина
| Предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления
|
Старшие дошкольники и учащиеся 1-2 кл.
| Психологическая технология
оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) Л.А. Ясюковой. Часть 1
| Определение готовности к школе, прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе
|
Дошкольный и младший школьный возраст
| Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека
| Исследование готовности детей к обучению в школе
|
6-7 лет
| Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению. Н.И. Гуткина
| Позволяет определить степень готовности ребенка к школьному обучению
|
с 5 лет
| Психологические рисуночные тесты (рисунок человека, рисунок
Несуществующего животного,
рисунок семьи). А. . Венгер
| Позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, личностные особенности, межличностные отношения, диагностировать психические заболевания.
|
3-8 лет
| Методика «Исключение предметов
(4-й лишний)». Белопольская Н. Л.
| Изучение особенностей мышления детей и взрослых, уровня развития и качественных характеристик процессов обобщения наглядного материала
|
3-8 лет
| Методика образного мышления (МОМ). Белопольская Н.Л.
| Диагностика интеллектуальной
деятельности ребенка
|
3-8 лет
|
Методика «Понимание смысла сюжетных картинок».
Белопольская Н. Л.
| Для исследования процесса понимания детьми дошкольного возраста явного и скрытого смысла сюжета
|
3-8 лет
| Методика «Разрезные картинки». Белопольская Н.Л.
| Исследование целостного восприятия, возможности создавать и узнавать предметы
|
6-7 лет
| Экспресс-методика для проверки навыков чтения, счета и письма при поступлении в школу. Н.Л. Белопольская
| Исследование навыков чтения, письма и счета
|
6-7 лет
| Графический диктант. Д.Б. Эльконин
| Исследование ориентации в пространстве, определение умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого
|
Особенности личностного развития
|
3,5 - 7 лет
| Тест тревожности. Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен
| Изучение тревожности в типичных для ребенка жизненных ситуациях
|
Дошкольник, младшие школьники
| Карта наблюдения Д. Стотта
| Изучение эмоциональной и поведенческой сферы
|
6-10 лет
| Методика самооценки «Дерево» Д.Лампен, в адаптац.
Л.П. Пономаренко
| Изучение самооценки дошкольников и младших школьников
|
6 — 7 лет
|
«Лесенка» В. Г. Щур
(модиф. А.М.Прихожан)
| Выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой
|
с 6,5 лет
| Определение эмоционального уровня самооценки (А. В. Захарова)
| Выявление эмоционального уровня самооценки, социальной заинтересованности, сложности Я- концепции
|
6,5 - 7 лет
| Методика выявления характера атрибуции успеха /неуспеха (индивидуальная беседа)
| Выявление адекватности понимания учащимся причин успеха / неуспеха в деятельности
|
5-12 лет
| Тест Рене Жиля в адаптации
И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой
| Изучение личности ребенка и особенностей отношения его к близким людям
|
с 6 лет
| Моральные дилеммы (задачи Пиаже)
| Исследование развития действий нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации норм
|
от 2,5 до 12 лет
| Контурный CAT М. М.Семаго
| Определение динамических факторов, обуславливающих реакции ребенка в группе, в школе или детском саду, дома
|
от 2,5 до 12 лет
| Метаморфозы. Н. Я. Семаго
| Выявление особенностей эмоциональной сферы ребенка, позволяет опредметить проблемные зоны, выявить специфичный для ребенка тип аффективного реагирования (экстра- или интропунитивный), особенности межличностных отношений, представить характер и специфику психологических защит
|
от 2,5 до 12 лет
| Методика исследования субъективной оценки межличностных отношений ребенка (COMOP) Н. Я. Семаго
| Исследование субъективного
представления ребенка о его
взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий
|
5-7 лет
| Методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан)
| Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения
|
6-7 лет
| Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой,
А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина)
| Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения
|
Старший дошкольный и младший школьный возраст
| Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
| Исследование мотивационной сферы
|
от 4 до 11 лет
| Цветовая диагностика эмоций
ребенка. О.А. Орехова
| Диагностика личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций
|
Дошкольный
возраст
| Методика Ореховой О. А. «Домики»
| Диагностика степени
дифференцированности - обобщённости эмоциональной сферы; духовных ценностей; деятельностных ориентаций, в том числе уровня сформированности эстетических и познавательных потребностей; предпочтений видов деятельности (методика является первой профессиограммой детей дошкольного возраста); личностных отношений и вариантов личностного развития.
|
Дошкольный
возраст
|
Тест «Страхи в домиках»
(модификация М.А. Панфиловой)
| Выявление страхов у детей и определение их характер. В ходе индивидуальной беседы, выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови.
|
4- 12 лет
| Методика исследования детского самосознания. Н. Л. Белопольская
| Исследование уровня
сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста
|
3-7 лет
| Методика изучения понимания
эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.
Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина
| Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке
|
Дошкольный
возраст
| «Тест конфликтов» (Г.А. Волкова,
А.Ю. Панасюк)
| Исследование эмоционального благополучия в дошкольном учреждении
|
16-30 мес.
| Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста М-СНАТ
| М-СНАТ создан для проведения скринингового обследования на нарушения аутистического спектра (НАС)
|
Речевое развитие
|
6-7 лет
| Методика Т.А. Фотековой «Пересказ прослушанного текста»
| Определение уровня речевого
развития детей
|
5-6 лет
|
Лексико-грамматические конструкции. А.В. Семенович
| Комплексная диагностика и коррекции психоречевых нарушений у дошкольников со сложной структурой дефекта (общее недоразвитие речи, осложненное гиперактивностью)
|
2-4 года
| Стимульный материал для
логопедического обследования детей 2-4 лет. Громова О. Е.,
Соломатина Г. Н.
| Предназначен для проведения обследования звуковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза
|
Старший дошкольный и младший школьный возраст
| Диагностический комплекс для
обследования речи. Иншакова О.Б.
| Позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка
|
Старший дошкольный и младший школьный возраст
| Диагностический комплекс для
обследования речи. Иншакова О.Б.
| Позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка
|
5-6 и 6-7 лет
| Диагностический материал для
психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет Р. А. Кирьянова
| Обследования детей с тяжелыми нарушениями речи, исследования речевых и неречевых функций.
|
с 4 до 8 лет
| Методика «Логопедическое
обследование детей». В.М. Акименко
| Диагностика речевого развития детей
|
Дошкольный и младший школьный возраст
| «Методика обследования нарушений речи у детей». Г.А. Волкова
| Позволяет исследовать различные стороны речевой деятельности /фонетическую, лексическую, грамматическую, фонематические процессы, понимание речи/, а также неречевые расстройства в структуре дефекта
|
5 лет 3 мес. - 7лет 2 мес.
| Диагностико - коррекционная программа X. Бройера и М. Войффен
| Исследование речевого развития детей
|
Школьники
|
Познавательное развитие, развитие основных психических функций
|
Младшие
школьники
| Выбор по аналогии.
Н.И. Поливанова, И.В. Ривина
| Выявление способности ребенка выделять закономерность отношения между элементами внутри системы и переносить её на другую систему по аналогии с первой. Выявляет аналитический компонент в структуре системного мышления.
|
Младшие
школьники
| Повороты фигур. Классификация. Н.И. Поливанова, И.В. Ривина
| Определение сформированности у ребёнка умения производить
мысленные операции поворота с простыми геометрическими
элементами. Методика выявляет образный компонент в структуре системного мышления.
|
Младшие
школьники
| Дополни набор. Н.И. Поливанова, И.В. Ривина
| Методика разработана для оценки такого аналитического компонента мышления, как умение ребёнка выделять, анализировать и соотносить существенные признаки наглядных объектов
|
С 7 лет
| Методика «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия)
| Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения
|
8-11 лет
|
Нейропсихологическая батарея
Лурия - Небраска
| Исследование нейропсихологического функционирования, включая
моторные, осязательные и визуальные навыки; слуховые способности;
экспрессивную речь и понимание речи; чтение, письмо и арифметические навыки; ориентировку в пространстве,
а также память и интеллект
|
7-14 лет
| Методика совмещение признаков Когана
| Исследование умственной
работоспособности. Диагностика устойчивости, переключения,
распределения и объема внимания
|
Младшие
школьники
| «Полянки». А.Л. Венгер
| Диагностика уровня сформированности наглядно-образного мышления
|
Младший
школьный
возраст
| Изучение словесно-логического
мышления Э.Ф. Замбацявичене
| Исследование уровня развития и особенностей понятийного
мышления, сформированности
важнейших логических операций
|
5-18 лет
| Рисуночный тест Р. Силвер
| Проверка уровня понимания
Пространственных горизонтальновертикальных и перспективных
отношений, отношений формы и расстояния между объектами.
|
С 7 лет
| Фигура Тейлора, Рея-Остеррица
| Исследование сформированности пространственных представлений, моторной координации
|
7-9 лет
| Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет. Замбицявичене Э.Ф.
| Определение уровня умственного развития детей
|
10-11 лет
| Групповой интеллектуальный тест (ГИТ). (адапт. М. К. Акимовой,
Е. М. Борисовой, В. Т. Козловой,
Г. П. Логиновой)
| Уровень интеллектуального развития учащихся
|
13-16 лет
| Школьный тест умственного развития (ШТУР) М. К. Акимова,
Е. М. Борисова, В. Т. Козлова,
Г. П. Логинова и др.
| Уровень умственного развития школьников и абитуриентов, соответствие социальнопсихологическому нормативу
|
16-17 лет
| АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития) К. М. Гуревич,
М.К. Акимова и др.
| Уровень умственного развития школьников и абитуриентов, соответствие социальнопсихологическому нормативу
|
13 - 60 лет
| Тест структуры интеллекта
Р. Амтхауэра
| Уровень развития вербального
и невербального интеллекта: лексического запаса, общей осведомленности, способности к абстрагированию, способности к обобщению, математических способностей, комбинаторного мышления, пространственного воображения, способности к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации
|
от 15 до 60 лет
(имеющих образование не ниже среднего)
| Интеллектуальные тесты Айзенка (вербальный, числовой, пространственный)
| Оценка интеллектуальных
способностей, нестандартности
мышления, типа мышления, оценка памяти, уровня развития, внимания.
|
Подростки
| Тест «Креативность» Н. Вишнякова
| Позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный
профиль
|
8 - 11 кл.
| Опросник кретивностиРензулли
| Для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению
|
8 - 10 кл.
| Универсальный интеллектуальный
тест (УИТ СПЧ-М).
| Предназначен для измерения
интеллекта старшеклассников
|
12-15 лет
| Подростковый интеллектуальный тест ПИТ СПЧ
| Определение уровня интеллектуального развития (общих умственных способностей), и структурных особенностей
интеллекта.
|
7 - 11 кл.
| Методика изучения физико- математических способностей. Самойлова-Ясюкова
| Изучение физико-математических
способностей старшеклассников
|
Младший
школьный
возраст
| Стандартизированная методика исследования навыков чтения СМИНЧ А. Н. Корнев
| Установление уровня
сформированности навыка чтения, вычисляются коэффициенты техники чтения (КТЧ) и определяется их соответствие интеллектуальному
развитию обследуемого ребенка
|
Младшие
подростки
| Тест «Нарисуй человека» Ф. Гудинаф
| Измерение уровня интеллектуального развития детей и подростков
|
7-8 лет
| Диагностико-прогностический скрининг на начальных этапах обучения (Е.А. Екжанова)
| Диагностика уровня развития перцептивно-двигательных навыков, фонематического слуха, внимания, сформированности навыков самоконтроля, планирования и организации произвольной деятельности. Данные обследования позволяют оценить готовность детей к успешному обучению в начальной общеобразовательной школе и их возможности самостоятельного овладения сложной постоянно меняющейся окружающей действительностью
|
3-6 классы
| Психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) Методика Л.А. Ясюковой. Часть 2.
| Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе
|
Особенности личностного развития
|
С 8 лет
| Многофакторный личностный
опросник Р. Кеттелла
| Диагностика особенностей личности человека
|
7- 14 лет
| Тест школьной тревожности
Филлипса
| Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой
|
|
|
|
6-9 лет
| Прихожан А. М. Проективная
методика для диагностики школьной тревожности (на основании методики Amen E.W., Renison N.)
| Для диагностики школьной
тревожности
|
7-12 лет
| Шкала явной тревожности для детей (CMAS) (адаптация А. М. Прихожан)
| Изучение тревожности как относительно устойчивого
образования
|
с 1 кл.
| Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бук
| Изучение аффективной сферы личности, ее потребностей, уровень психосексуального развития
|
8-10 лет
| Методика «Кто прав?»
(Г.А. Цукерман и др.)
| Выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера)
|
6,5 - 8 лет
| Задание «Рукавички»
(Г.А. Цукерман)
| Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и
осуществления
сотрудничества
|
с 9 лет
| Тест «Социальный интеллект»
Дж. Гилфорда
| Диагностика способностей
в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения
|
10 -16 лет
| Методика диагностики эмоционального отношения
к учению (модифиц. опросник Ч.Д.Спилбергера,
выполненный А.Д. Андреевой)
| Изучение эмоционального отношения
к учению
|
4- 11 кл.
| Методика изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой
| Изучение отношения к учебным предметам, выявление
предпочитаемых учебных предметов, причин предпочтительного
отношения к ним, изучение мотивов учения
|
Школьный
возраст
| Методика для диагностики
учебной мотивации школьников (методика М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой)
| Изучение мотивов: мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия, аффилиации, престижа, избегания неудачи, содержание учения, процесс учения, коммуникативные, творческой
самореализации, достижения успеха
|
7-12 лет
| Сказочный проективный тест
(К. Колакоглоу)
| Оценка личностной динамики
ребенка, личностных черт в их взаимосвязи
|
9-11 лет
| Тест диагностики мотивации
достижения у детей (МД-решетка Шмальта) (Афанасьева Н.В.)
| Тест позволяет получить данные о выраженности мотивации достижения ребенка в различных сферах деятельности
|
С 10 лет
| Цветовой тест отношений.
А. М. Эткинд
| Изучение эмоциональных компонентов отношений личности, выявление эмоционального отношения школьников к учителю, одноклассникам
|
12 лети старше
| Шкала социально-психологической адаптированности (СПА) К. Роджерс, Р. Даймондом,
адапт. Т.В. Снегиревой
| Диагностика состояний школьной адаптации - дезадаптации, особенностей представления
школьника о себе
|
1-11 кл.
| Опросник «Саморегуляция» для педагогов А.К. Осницкий
| Определение уровня сформированности регуляции у школьников
|
с 10 лет
| Метод мотивационной индукции Ж.Нюттена
| Изучение структуры мотивационносмысловой сферы школьников, временную перспективу будущего
|
5 -11 кл.
| Тест аксиологической
направленности школьников А.В.Капцов
| Диагностика ценностной сферы
|
с 16 лет
| Многошкальная опросная методика В. И. Моросановой «Стиль
саморегуляции поведения» (ССПМ)
| Диагностика развития
индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля: показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности
|
с 14 лет
| Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
| Определение уровня состояния агрессии и враждебности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины (угрызения совести)
|
12 -16 лет
| Шкала «Я-концепции»Е. Пирс, Д.Харрис адаптация А.М. Прихожан
| Изучение общего уровня
самоотношения подростка,
отношения к себе в следующих сферах: поведение, интеллект, ситуация в школе, внешность, тревожность, общение, удовлетворенность жизненной ситуацией,
положение в семье,
уверенность в себе
|
10-16 лет
| Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан
| Определение уровня личностной тревожности
|
4-13 лет
| Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (модификация
Н.В. Тарабриной)
| Исследование реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
|
с 15 лет
| Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Взрослый вариант (модификация
Н.В. Тарабриной)
| Определения степени агрессивности подростка и взрослого человека, как тенденции враждебно реагировать на большинство высказываний, действий, поступков. Также методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности и удовлетворению потребностей личности.
|
Подростки и взрослые
| «Тест юмористических фраз» (ТЮФ) А.Г. Шмелев.
| Определение наиболее напряженных и фрустрированных потребностей человека - источник его нервно- психического неблагополучия
|
7-17 лет
| Определение мотивов учебной
деятельности (М.Р. Гинзбург)
| Изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива
|
16 до 55 лет
| «Личностный опросник ММР1»
| Для углубленной диагностики психологических особенностей личности взрослых людей.
|
Старшие
школьники
| Методика «Личностная агрессивность и конфликтность». Ильин Е. П.,
Ковалев П. А.
| Выявление в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности
|
Подростки (младшие и старшие)
| Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (в адаптации
Н. В. Гришиной)
| Методика предназначена для определения способов реагирования
на конфликтные ситуации
|
Подростки (младшие и старшие)
| Патохарактерологический диагностический опросник по
А. Е. Личко (ПДО)
| Изучение акцентуированности (заострённости) некоторых черт характера
|
Подростки (младшие и старшие)
| «Уровень субъективного контроля» Д.Роттера (в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда)
| Изучение сформированного у испытуемого уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями
|
Подростки (младшие и старшие)
| Тест «Субъективное время» — классическая психофизиологическая проба
| Исследование субъективного
восприятия времени человеком
|
9 - 11 кл.
| «Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков» (МПДО) С.И. Подмазина
| Применяется с целью выявления личностных особенностей подростков
|
7-15 лет
| «Подростковый личностный
опросник» (Junior EPQ) Г. Айзенк
| Предназначен для определения типа личности (экстраверт, интроверт, амбиверт)
|
Подростки
| Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
А.Н. Орел
| Позволяет оценить склонность подростков к двигательной расторможенности, патологическому фантазированию и хобби, половым девиациям, дисморфобии
|
5 - 11 кл.
| Выявление суицидального риска у детей. А. А. Кучер, В. П. Костюкевич
| Выявление признаков суицидального поведения
|
старше 10 лет и
взрослыми
| Тест Сонди. Диагностика эмоционального состояния, влечений и потребностей
| Диагностика содержания и структуры человеческих побуждений, оценка эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности различных заболеваний, профессиональных, сексуальных и криминальных предпочтений
|
Средний и старший школьный возраст
| Модифицированная анкета мотивации «Анкета для определения школьной мотивации» Н.Г. Лускановой
| Диагностика школьной мотивации для учащихся среднего старшего звена. Модифицированный текст анкеты содержит вопрос об
отношении ребёнка к классному руководителю.
Данная анкета может быть
использована для скрининговой оценки уровня школьной мотивации
|
| Графическая методика «Кактус».
М.А. Панфилова
| Изучение состояния эмоциональной сферы, наличия агрессивности, ее направленности, интенсивности
|
| Графическая методика «Человек под дождем». Е. Романова и Т. Сытько
| Диагностика способности человека преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, диагностика личностных резервов и особенностей защитных механизмов
|
7-11 лет
| Тест «Рука». Э. Вагнер
| Диагностика агрессивности.
В варианте теста для детей до 11 лет могут быть выделены следующие основные оценочные категории:
Активность; Пассивность; Тревожность; Агрессивность; Директивность; Коммуникация; Демонстративность; Зависимость; Физическая дефицитарность (ущербность).
|
Подростки,
взрослые
| Половозрастная идентификация. Методика исследования самосознания подростков и взрослых (ПВИ-ПВ).
Н. Л. Белопольская
| Метод позволяет диагностировать нарушения формирования самосознания
|
Школьный
возраст
| Психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) Методика Л. А.Ясюковой. Часть 2.
| Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников
|
Межличностные отношения
|
4 - 11 кл.
| Социометрия
| Изучение особенностей
социометрической (эмоциональной) структуры малой социальной группы
|
3-10 лет
| Детский Апперцептивный тест (CAT) (Л. Беллак);
| Выявление ведущих потребностей и мотивов, особенностей восприятия и отношения ребенка к родителям, особенностей взаимоотношений
ребенка с сиблингами, содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих
потребностей ребенка, особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов, агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации, динамические и
структурные особенности поведения ребенка среди сверстников.
|
подростки
| «Подростки о родителях»
(модификация «ADOR» Шафера)
| Изучение установок, поведения и методов воспитания детей родителями так, как видят их дети в подростковом возрасте
|
с 12 лет
| Диагностика семейной адаптации и сплоченности (тест Д. Олсона, адапт. М. Перре)
| Оценивает уровень семейной сплоченности и уровень семейной адаптации
|
с 12 лет
| Тест интеллектуального потенциала (ТИП)
| Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны — родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей.
|
Школьный
возраст
| Незаконченные предложения (диагностический комплекс проективного интервью В. Михала)
| Диагностика отношений ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также выявление целей, ценностей,
конфликтов и значимых переживаний.
|
Профессиональная направленность
| Профессиональная направленность
| Профессиональная направленность
|
9 - 11 кл.
| Активизирующий опросник
«Перекресток» Н. С. Пряжников
| Формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив
|
9 - 11 кл.
| Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда (Голланда)
| Исследование профессиональных
интересов и предпочтений человека
|
Старшие ШКОЛЬНИКИ
| «Карта интересов». А. Е. Голомшток, в модиф. О. Г. Филимоновой
| Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности.
|
Старшие
школьники
| «Матрица выбора профессии».
Г. В. Резапкина
| Изучение профессиональной
направленности
|
Старшие
школьники
| Ориентационный опросник «Диагностика направленности
личности» В. М. Басса
(ОпросникСмекала-Кучера)
| Определение направленности личности в профессиональной сфере. Исследование особенностей личности
|
Старшие
школьники
| Профориентационная диагностика: «Ориентир» (от института «Иматон»),
| Диагностика профессиональных
склонностей и представлений
о профессиональных способностях
молодежи и взрослых людей
|
С
подростково
го возраста
| Дифференциально-диагностический опросник (ДДО). Е. А. Климов
| Выявление склонности (предрасположенности) человека к определенньм типам профессий
|
с 12 лет
| Тест механической понятливости Д. Беннета
| Выявление технических способностей
|
Старшие
школьники
| Анкета «Ориентация» А. Н. Степанов, И. Л. Соломин, С. В. Калугин
| Позволяет выявить профессиональные склонности и представления о собственных профессиональных способностях учащихся старших классов, а также взрослого населения
|
Старшие
школьники
| Опросник «Определение
профессиональных склонностей»
(методика Л. Йовайши в
модификации Г. Резапкиной)
| Диагностика профессиональных
склонностей респондентов
|
9- 11 кл.
| Опросник профессиональной готовности (ОПТ)
(автор Кабардова Л. Н.)
| Определение предпочтительной сферы профессиональной деятельности (по классификации Б. А. Климова), обоснованность или необоснованность профессионального плана консультируемого
|
Речевое развитие
|
с 7 кл.
| Методика Эббенгауза «Заполнение пропущенных в тексте слов»
| Выявление развития речи, продуктивности ассоциаций, проверка критичности мышления
|
Младший
школьный
возраст
| Оценка способа чтения с помощью теста оперативных единиц чтения ТОПЕЧ А. Н. Корнев
| Определение типа слогов, с
тренировки которых необходимо начинать работу, и слоговой
сложности слов, доступных ребенку для чтения на данном этапе
|
Младший
школьный
возраст
| Диагностика развития письменной речи Корнева
| Проверка уровня сформированности навыка письма
|
Младший
школьный
возраст
| Т.А. Фотекова. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников
| Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей
|
|
|
|
|
|
|