Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Российская модель менеджмента.




Омский филиал Финуниверситета

Кафедра «Экономика и менеджмент»

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Основы менеджмента»

Российская модель менеджмента.

 

Выполнила студентка группы 1Ф3

Котова Анастасия Сергеевна

 

Проверил преподаватель

__________________________________

уч. степень, должность

.

Дорошенко Е.В

 

Дата поступления работы на кафедру «___»____________2018г. Оценка ___________________ __________ количество баллов, зачтено/не зачтено       подпись
  «___» ________________ 2018 г.

 

 

Омск 2018


Содержание

 

1. Введение…………………………………………………………………

2. Российская модель менеджмента: сущность………………………….

3. Основные черты и особенности российского менеджмента…………

4. Базовые принципы российского типа управления…………………….

5. Перспективы русской модели управления……………………………

6. Заключение……………………………………………………………..


 

Введение

 

 

По мере становления российского бизнеса и его интеграции в глобальную экономику все острее встает вопрос о национальной специфике российского менеджмента. Этим вопросом интересуются как зарубежные, так и российские специалисты, правда, причины их интереса к данной проблеме сильно рознятся. Иностранцы обычно хотят понять, какие методы менеджмента и как должны применяться для построения эффективного бизнеса в России. Россияне, как правило, интересуются вопросом в его общей постановке: чем наш стиль менеджмента отличен от западного или японского и не в этих ли отличиях кроется причина нашего отставания от развитых в экономическом отношении стран.

Основная особенность российского менеджмента - это высокая скорость протекания социально-экономических, политических и других процессов, которые определяют среду существования российского менеджмента; комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России; культурной средой, особенностью общественного сознания и т.п. Благодаря воздействию факторов внутренней и внешней среды российский менеджмент приобрел специфические черты.

Целью моей работы является разобраться в понимании российского менеджмента, определить его характерные черты и особенности.

 

 

Российская модель менеджмента: сущность.

 

При построении менеджмента в организации обязательно необходимо учитывать региональную специфику, менталитет и культурные особенности и традиции. Российская модель менеджмента сочетает в себе отдельные черты основных мировых моделей менеджмента, но со своими специфическими чертами. Российская модель менеджмента формировалась в кризисный период, в период нестабильной экономической ситуации и основной задачей менеджмента в это время было - выжить, не уйти с рынка. Или же наоборот, создать такую организацию, которая позволит получить максимальную прибыль в минимальные сроки.[1]

Современный российский менеджмент сформировался в условиях перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной в сжатые сроки. Он в значительной мере унаследовал черты прежней административно-командной системы, и. И это вполне естественно. Многие современные организации, использующие новые организационно-правовые формы, созданы были на основе прежних советских предприятий, многие ключевые посты в них занимают менеджеры, воспитанные в советское время. Вместе с тем организации - хозяйствующие субъекты уже несколько десятилетий функционируют в условиях рыночной, хотя пока весьма неэффективной, российской экономики и обрели некото­рые важнейшие черты, характерные для субъектов рыночных от­ношений.

Творчество является самой яркой отличительной чертой наших руководителей. Если технократическая цивилизация Запада оценивает человека с точки зрения его знаний и умений, то в России с ее гуманитарным взглядом на мир, преобладает "чисто человеческая" оценка. Гуманитарный тип культуры дает менеджеру огромные преимущества в плане гибкости, ведь ему требуется гораздо меньше специальных методик, программ и бюджетов, чтобы погрузиться в любую культурную среду.

Существенное влияние на формирование российского менеджмента оказали и продолжают оказывать следующие социально-экономические факторы:[2]

· экономическая нестабильность в стране: повышающийся уровень инфляции и безработицы, связанные с мировым экономическим кризисом;

· ресурсно-сырьевая направленность экономики и зависимость государственного бюджета от конъюнктуры рынка (нефтедолларов);

· неразвитость рыночных институтов: собственности, отношений, инфраструктуры рынка, информационной среды;

· несовершенная и нестабильная законодательная и нормативная база функционирования хозяйствующих субъектов;

· низкий уровень демократизации общества, неразвитость демократических институтов;

· высокий уровень криминализации экономики и преступности, коррумпированность власти;

· сложная система и высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов;

· общее технологическое отставание и неразвитость инновационной среды;

· деградация производственного, научно-технического и кадрового потенциала;

· низкий средний уровень оплаты труда работников и, как следствие, благосостояния российских граждан и платежеспособности населения;

· значительная поляризация уровней доходов разных категорий и групп населения;

· неблагоприятная демографическая ситуация;

· низкий уровень индекса развития че­ловеческого потенциала (ИРЧП) в России;

· низкая производительность труда, экономическая эффективность деятельности многих организаций и российской экономики в целом;

· низкие качество и конкурентоспособность отечествен­ных товаров и услуг;

· невысокий профессиональный уровень работников органов государственного управления всех уровней и местного самоуправления;

· наличие значительных диспропорций в уровнях разви­тия регионов и муниципальных образований.

Основные черты и особенности российского менеджмента.

К основным чертам и особенностям российского менеджмента можно отнести:[3]

1. Разнообразие форм ведения бизнеса. На территории Российской федерации существуют как новые технологичные и инновационные предприятия, так и предприятия, действующие со времен Советского союза.

2. Региональная специфика ведения бизнеса. При построении моделей менеджмента необходимо учитывать региональные специфику, как экономики, так и культуры, и традиций.

3. Авторитарный стиль менеджмента.

4. Своеобразный подход к организационной структуре в компании. Нижний уровень менеджмента практически не имеет необходимой степени самостоятельности в принятии решений. Высший менеджмент готовит определенные инструкции для остальных уровней менеджмента. Делегирование полномочий рассматривается как передача четкого набора функций и требования их исполнения. Однако менеджмент в современных организациях старается упорядочить организационную структуру.

5. Сильное влияние государственной политики на бизнес и государственного регулирования экономики.

6. Многие специалисты среди черт российского менеджмента выделяют отсутствие западной модели тайм менеджмента.

7. Эмоциональность ведения бизнеса. Для западной модели характерен прагматичный подход. Бизнес и ничего личного. В российской модели менеджмента наоборот преобладают личные мотивы. Менеджмент должен быть вовлечен в жизнь сотрудников.

8. Негативным аспектом ведения бизнеса в России и построения моделей менеджмента является определенный уровень коррупции, приемлемый для российского общества.

9. Очень ценится наличие образования и профессиональной подготовки менеджеров.

10. Неготовность высшего менеджмента предприятий к самостоятельности его подразделений и наделению их некоторой степенью независимости.

11. Менеджменту необходимо постоянно приспосабливаться к происходящим изменениям, как во внешней среде, так и во внутренней среде организации. Эффективность организации обусловлено ее способностью к адаптации к таким изменениям. Применение ситуативного подхода к управлению. Четкая взаимосвязь всех функций менеджмента.

12. Построение долгосрочных и среднесрочных планов, а также планов по освоению бюджетных средств. Желание участвовать в проектах, финансируемых из бюджетов разных уровней.

13. Появляются черты, характерные для западных моделей управления. Формирование стратегии и миссии компании, понимание необходимости целеполагания.

14. Использование социальных и личных связей в интересах бизнеса.

15. Отсутствие корпоративной культуры и корпоративных ценностей.

Особенности российского менеджмента проявляются в четырех факторах: во-первых, приоритетах в проблематике, акцентах внимания и усилий, во-вторых, в инфраструктуре менеджмента, социально-экономических и политических условиях его осуществления, в-третьих, в комплексе факторов, затрудняющих или благоприятствующих укреплению менеджмента в России, в-четвертых, в культурной среде, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в одночасье и не нужно изменять, ибо оно имеет свои преимущества.


Базовые принципы российского типа управления.

 

Для создания национальной модели менеджмента в России необходимо прежде всего определиться с принципами, которые должны быть положены в основу ее создания. Представляется, что базовы­ми принципами российского типа управления являются следующие.

1. Использование в управлении концепции государственного регулирования экономики, основные положения которой были сформулированы Дж.М. Кейнсом еще в 1936 г. Немаловажную роль в этом процессе должно сыграть стратегическое управление, введенное в обиход на стыке 1960—70-х гг.

Ключевой особенностью российской модели менеджмента должна стать ее специфическая стратегия, а именно усиление государственного регулирования экономики, тесно сосуществующего с конкуренцией в условиях рыночных отношений.

Российская модель менеджмента должна ориентировать отечественные фирмы на учет постоянных изменений как во внешней среде, так и внутри организации, на использование всех возможностей для выживания и увеличения своей роли в изменяющемся мире не на текущий момент, а в длительной перспективе.

Эту стратегию отличает гибкость и способность к адаптации Она требует государственного воздействия и регулирования сверху, которое выполняет роль стратегического ориентира. Государственное регулирование предполагает наличие жесткой конкуренции в экономике, исключающей возможность роста монополий. В результате между государством и частным бизнесом устанавливаются паритетные отношения, направленные на повышение международной конкурентоспособности страны.

2. Свобода выбора концепций для создания оптимальной модели управления в России, не отвергая при этом сложившихся традиционных методов управления. По такому пути шли многие передовые капиталистические страны и, в частности, Япония. Руководители японских предприятий осуществляли свои задачи, сначала применяя традиционные методы управления к новым условиям, а затем с помощью усвоенных ими теорий и методов американского менеджмента. Они пытались не только творчески применить американский опыт к новым условиям, но и извлечь полезные уроки, воспринять новые идеи и таким образом найти свой, японский, путь развития. В результате основные черты японской системы управления определяет рад концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений.

Процесс перехода крупных японских компаний к новой модели управления трудом наметился еще в конце 70-х — начале 80-х годов XX в. Это нашло свое выражение в вынужденном отказе все большего числа предприятий от традиционной системы пожизненного найма и замене ее другими, более гибкими формами занятости.

3. Управление на основе постоянных нововведений. Важнейшей составной частью менеджмента становятся инновации — процесс постоянного обновления во всех сферах предпринимательства. Инновации включают в себя не только технические и технологические разработки, но и все изменения, способствующие улучшению деятельности фирмы (новые товары, новые услуги, новые благоприятные условия для клиентов, включая цены, и т.д.).

Инновационный процесс — совершенствование сбалансированности различных сфер деятельности предприятия при контроле за рентабельностью каждого звена. Все нововведения проводятся на основе систематического, комплексного анализа различных сторон работы фирмы, главное в этом — сравнивать полученные результаты не с уже достигнутыми, а с тем потенциалом (емкостью) рынка, который имеется в данное время. Цель такого анализа — определить, насколько полно использует фирма возможности рынка в каждом периоде.

4. Отказ от чрезмерной централизации власти в отечественных фирмах и приобретение возможностей менеджеров высшего уровня гибко реагировать на быстро меняющуюся внешнюю ситуацию. Конечно, маловероятно, что большинство наших крупных предприятий сможет быстро внедрить западный опыт управления незави­симыми подразделениями. Во многом это связано с неготовностью высшего менеджмента предприятий к децентрализации управления и отсутствием необходимого количества подготовленных менеджеров среднего звена, удовлетворяющих этим требованиям. Но в связи с постепенной заменой руководителей крупных и средних предприятий на более молодых и менее консервативных, а также с увеличением числа и укрупнением новых коммерческих структур изучение дан­ного опыта представляет значительный интерес.

 

5. Использование в качестве менеджеров крупных компаний специалистов, имеющих негативный опыт собственного бизнеса, но не утративших предпринимательского интереса. Большинство этих специалистов начинали с ваучерной приватизации, с челночного бизнеса — скупка в регионах, продажа в центре. Позже «челноки» стали объединяться в организации, создавая предприятия, которые превратились в активных операторов рынка кооперативных ценных бумаг и всевозможных долговых обязательств. Однако не имея серьезных собственных капиталов, а также прочных связей с крупными инвесторами, с уменьшением спекулятивной привлекательности операций на этом рынке подобные фирмы перестали быть высокорентабельными. Владельцам пришлось их ликвидировать, а самим искать работу в крупных финансовых структурах, где они заняли должности, например, начальника отдела ценных бумаг, ведущего специалиста и пр.

6. Выработка стратегии управления, ориентированной на постоянные изменения как во внешней среде, так и внутри фирмы; выделение в качестве основного ресурса выживания человеческих ресурсов, их интеллектуального потенциала и постоянно развивающихся технологий.

7. Создание системы социальной защиты населения, проведение ее под лозунгом «благосостояние для всех». Такая политика требует разного подхода к сильным и слабым. От сильных требуется проявление самостоятельности и мастерства для достижения успехов в работе и жизни. По отношению к слабым необходимо проявлять милосердие, защиту и поддержку, не унижая и не оскорбляя их человеческое достоинство. Только при этих условиях может быть обеспечена поддержка всем населением главных целей социально-экономического развития страны на перспективу, а также баланс социально-трудовых интересов общества, известный как социальное партнерство.

8. Введение индикативного планирования, предусматривающего разработку долгосрочных прогнозов, среднесрочных планов социально-экономического развития страны, годовых планов использования госбюджета. При этом планы являются не набором предписывающих указаний, а обозначением наиболее предпочтительного и наиболее стратегически оправданного развития экономики. Так, благодаря использованию индикативного планирования ФРГ в послевоенные годы сумела не только восстановить разрушенное войной хозяйство, но и войти в число наиболее развитых, передовых стран мира.

9. Совершенствование методов мотивации и управления персоналом, которые остаются в настоящее время самой актуальной и неразрешенной проблемой. Снижение эффективности управленческих работников происходит под воздействием недооценки их роли со стороны государственных органов управления. За последнее время обострилась проблема кадрового потенциала менеджеров-профессионалов, способных управлять организациями и экономикой страны в рыночных условиях. Одной из причин сложившегося положения является неэффективная система мотивации, действующая на предприятиях и в организациях.

10. Повышение конкурентоспособности продукции и предприятий на рынке, что является главным критерием оценки эффективности системы управления. Конкурентоспособность компании на мировом рынке обеспечивается прежде всего конкурентоспособностью ее продукции на внутреннем рынке. Японские компании благодаря внедрению принципов комплексного управления и контроля за качеством одержали на многих мировых рынках лидирующее положение по продаже технологически сложной продукции.


Перспективы русской модели управления

 

Россия не единственная страна, пытавшаяся (да и сейчас пытающаяся) сознательно заменить свою систему управления на более подходящую. Пока что никому в мире это не удавалось. Напротив, на протяжении всей второй половины XX века можно проследить, как самые разные страны, даже те, кто столетиями ждал своей очереди на право встать на ступеньку эскалатора, именуемого прогрессом, в конце концов находили способ успешно использовать свои национальные управленческие системы для развития рыночной экономики и соответствующих ей социальных и политических институтов.[4]

Традиционный для России путь преодоления отставания — проведение модернизации по западным образцам с помощью государственной мобилизации ресурсов общества и перераспределения их на решающие направления — в нынешних условиях уже не срабатывает. Первая причина, по которой подобная модернизация недостижима, — сложное устройство современного общества. Одно дело мобилизовывать ресурсы, представленные тем или иным количеством голов скота, призывников и фиксированной подати с каждой десятины земли, и совсем другое — пытаться учесть и мобилизовать спрятанные в балансах многообразные активы реальных и подставных фирм, а также неучтенные доходы физических лиц.

 

 


 

Заключение

 

Понимание российского менеджмента имеет большое значение для современной практики развития управления в нашей стране. Увлечение зарубежными теориями менеджмента не должно приводить в прямому переносу идей американского менеджмента в Россию. Это были бы малоэффективные усилия. Знать, понимать и учитывать специфику России при использовании опыта и концепций зарубежного управления - это значит полнее реализовывать идеи менеджмента.

Россия переходит к новым экономическим отношениям. Отечественный бизнес интегрируется в мировое хозяйство. Эффективный менеджмент выступает одним из важных факторов конкурентоспособности российских фирм, финансово-промышленных групп и, в перспективе, – транснациональных корпораций. Соответственно актуальным оказывается осмысление как международных стандартов менеджмента, так и специфики его национальных проявлений.


[1]http://management-rus.ru/osnovi/rossijskaja-model-menedzhmenta.php

[2]https://studwood.ru/821454/menedzhment/rossiyskaya_model_upravleniya

[3]http://management-rus.ru/osnovi/rossijskaja-model-menedzhmenta.php

 

[4]https://works.doklad.ru/view/lFysVgIfVzs.html










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...