Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разъяснение основных постулатов веры




Автор: имам Ибн Джарир ат-Табари, да помилует его Аллах

Комментарии и примечания: шейх 'Али ибн 'Абду-ль-'Азиз ибн 'Али аш-Шибль и шейх 'Абду-ль-'Азиз ибн Баз

Содержание

Краткие биографические сведения об ИмамеИбн Джарире ат-Табари

Вступление и изложение причин, побудивших имама ат-Табари написать данное послание жителям Амуля в Табаристане

Пути познания, благодаря которым можно постичь суть религиозных положений. Что допустимо не знать из религии, а что – недопустимо, и в каких случаях ошибка стремящегося найти истину, может быть оправдана, а в каких - нет.

Глава о том, кто заслуживает того, чтобы о нем можно было сказать: «Он познал Аллаха должным образом, несовместимым с тем, чтобы его называли неверным»

Глава о том, что из атрибутов Создателя можно постичь знанием лишь благодаря сообщениям извне, а не при помощи рационального познания

Глава о том, что проистекает из основ познания абсолютной единственности Аллаха, Его имен и атрибутов, не знать которые, как мы упоминали, непозволительно никому

Глава о первом разногласии. По вопросу о Халифате и назначении правителя (имама) мусульман

Глава о втором разногласии. По вопросу о том, что является неоспоримым доводом Аллаха, не позволяющим уйти Его созданиям от ответственности

Глава о третьем разногласии. По вопросу о деяниях рабов Аллаха

Глава о четвертом разногласии. По вопросу осовершающих тяжкие грехи и о том, каков их статус

Глава о пятом разногласии. О мурджиизме и определении понятия "вера"

Глава о шестом разногласии. Увеличение и уменьшение веры

Глава о разногласии по вопросу Корана

Глава о разногласии по вопросу, о наказании в могиле

Глава о разногласии по вопросу лицезрения Аллаха

Краткие биографические сведения об Имаме Ибн Джарире ат-Табари

 

С именем Аллаха Милостивейшего, Милующего!

 

Полное имя и почетные титулы имама:

Абу Джа’фар Мухаммад ибн Джарир ибн Йазид ат-Табари аль-Амули. Имел множество различных почетных званий и титулов, будучи удостоенным их вполне заслуженно, в качестве свидетельства о глубине его познаний и понимания. Вот лишь неполный список его титулов: имам, муджтахид (ученый достигший высокого уровня самостоятельных суждений), муфассир (толкователь Корана), мухаддис (хадисовед), хафиз (знаток), факых (ученый, разбирающийся в тонкостях исламской юриспруденции), муаррих (историк), ‘алляма (выдающийся ученый), мукри (преподаватель правильного чтения Корана), сика (авторитет, достойный доверия), сабит (достоверный передатчик).

 

Кунья (прозвище) имама:

Общепризнанное, среди историков и ученых-биографов, прозвище имама - Абу Джа‘фар (отец Джа’фара), так он постоянно называл себя сам. Однако следует отметить, что помимо этого его называли Ибн Джарир (сын Джарира), относя его к своему отцу, а также ат-Табари с привязкой к месту его рождения – Табаристану.

 

Рождение и молодость имама:

Родился имам в селении Амуль, что в Табаристане, в конце 224 г.х. (839 г.г.) Там же он провел свое детство и юношество. Его отец был состоятельным человеком и все расходы на обучение и содержание сына взял на себя, чтобы тот полностью посвятил себя шариатским наукам и не отвлекался от знаний в поисках хлеба насущного. Такое решение его отец принял после того, как однажды во сне увидел, что его сын Мухаммад ибн Джарир шествует впереди самого пророка, да благословит его Аллах и приветствует, держа в своих руках мешок, доверху наполненный камнями, и бросая их впереди него. Этот сон ему истолковали как указание на то, что если его сын вырастет, то станет искренним служителем этой религии, и будет защищать шариат пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от разного рода искажений. Именно это послужило причиной того, что наш имам занялся глубоким изучением религии в ранние годы своей жизни. Так, в семь лет он полностью выучил Коран, в восемь – стал руководить коллективной молитвой людей, а в девять – начал записывать хадисы, собирая их у шейхов Табаристана и его окрестностей, таких как Рэй и его провинции. Благодаря этому, он овладел крепким фундаментом для будущих знаний, приобрел закалку, и продолжил выбранный им путь, соперничая в постижении шариатских наук со своими сверстниками. И надо сказать, что многие в его время засвидетельствовали, что он опередил их в знаниях, отдавая дань его памяти и усердию в учебе, которые, с малых лет, сделали его одним из самых любимых учеников своих шейхов. Вот, что рассказывал об этих годах своей юности сам имам: «Мы посещали Мухаммада ибн Ахмада ад-Дауляби, и изучали у него историю, а жил он в одном из селений Рэя, затем мы возвращались обратно, несясь сломя голову, как сумасшедшие, чтобы успеть на урок Мухаммада ибн Хумейда ар-Рази по записи хадисов». Говорят, что от Мухаммада ибн Хумейда ар-Рази он записал более ста тысяч хадисов, параллельно изучив у него тафсир, а знания фикха взял у факиха земель Рэя – Абу Мукатиля. И всем этим ему удалось овладеть, не покидая пределов своей родины, будучи молодым юношей шестнадцати лет от роду, совсем недавно отметившим свое совершеннолетие. Далее молодой Ибн Джарир, с давних пор мечтавший во что бы то ни стало встретиться с имамом Ахмадом ибн Ханбалем, отправляется для этой цели в Ирак - за поиском новых знаний на чужбине. Все поездки имама, а также его пребывание в других странах спонсировались его отцом, который периодически отправлял ему деньги для того, чтобы тот полностью посвятил себя знанию, и не отвлекался ни на что иное, помимо него. Так, имам ат-Табари рассказывал: «Однажды деньги отца, предназначенные на мое содержание, задержались, и я был вынужден оторвать рукава своей рубахи и продать их, чтобы выручить хоть какие-то средства». См. «Табакат аш-Шафи’йя» (3/120). Перед своей смертью его отец завещал ему сельхозугодия, часть доходов с которых на протяжении всего года прежде посылал ему сам.

 

Путешествия на пути знаний:

Как только имам овладел основами шариатских наук у себя на родине, он отправился в путешествия на поиски знаний за ее пределами. Надо сказать, что поездки и личные встречи с виднейшими шейхами, при которых люди могли получать знания из уст в уста, являлись отличительной чертой всех ученых того времени. В нашем случае, необходимость этого была обусловлена также и тем, что имам ат-Табари жил в эпоху, в которой фиксация хадисов и устная передача их от шейха к ученику все еще продолжалась, а их многие письменные сборники еще не были составлены. Как мы уже говорили ранее, сначала имам начал свои поездки с селений Рэя, а затем отправился в Ирак для встречи с имамом Ахмадом ибн Ханбалем. Однако ему так и не удалось это сделать, так как, когда ему оставалось совсем немного, чтобы осуществить эту свою давнюю мечту, пришло известие о кончине имама Ахмада. Тем не менее, это не повлияло на решимость имама ат-Табари и он продолжил свой путь в Ирак, где в Багдаде, Басре и Куфе встретился с другими известными учеными и хафизами того времени. Среди которых, в частности, были Мухаммад ибн Башшар (более известный как Бандар), Исма’ил ибн Мухаммад ас-Судди, Ханнад ибн ас-Саррий, Мухаммад ибн аль-Мусанна, Мухаммад ибн ‘Абдуль-А’ля ас-Сан’ани, Ахмад ибн Муни’, Я’куб ибн Ибрахим ад-Даураки, Мухаммад ибн аль-‘Аля аль-Хамдани (он же - Абу Курайб), Аль-Хасан ибн Мухаммад ибн аз-За’фарани.

Затем он отправился в Шам, где в Бейруте встретился с знатоком Корана Аль-‘Аббасом ибн аль-Уалидом аль-Бейрути, переняв от него знания по способу чтения Корана (кыраат) жителей Шама.

В 253 г.х. (867г.г.) он отправился в Египет, но дойдя до Фустата, опять вернулся на земли Шама. В 256 г.х. (870г.г.) он предпринял еще одну попытку путешествия в Египет, и в этот раз добравшись до Каира, изучил там фикх шафиитского мазхаба у Ар-Раби’а ибн Сулеймана аль-Муради и Исма’ила ибн Ибрахима аль-Музани. Там же он повстречался с известным историком Мухаммадом ибн ‘Абдуль-Хакамом, а также Йунусом ибн ‘Абдуль-А’ля ас-Садафи, Ибн ас-Сираджем аль-Адибом и др. Кроме этого в Египте ему посчастливилось получать знания от соратников ‘Абдуллаха ибн Уахба аль-Кураши аль-Фихри - ученика имама Малика.

Затем он вернулся в Багдад, а оттуда к себе на родину в Табаристан. Затем совершил еще две поездки в Багдад, где, в конце концов, обосновался и жил вплоть до своей смерти в 310 г.х. (922г.г.)

Хатыб аль-Багдади в «Тарих аль-Багдад», со слов аль-‘Аббаса аль-Бакри, описывает интересный случай, произошедший с имамом ат-Табари в одном из его путешествий: «Как-то раз в Египте, в одной поездке встретились Мухаммад ибн Джарир, Мухаммад ибн Хузейма, Мухаммад ибн Наср аль-Маруази и Мухаммад ибн Харун ар-Руяни. В путешествии они сильно потратились, и у них не осталось никаких съестных припасов, из-за чего их стало мучить чувство голода. Вечером они собрались в доме, в котором остановились, и приняли решение, что тот из них на кого падет жребий, должен будет выйти к людям с протянутой рукой, и просить у них еду для своих товарищей. Жребий пал на Ибн Хузейму и он сказал остальным: «Дайте мне время для совершения двух ракатов истихары». Когда он приступил к молитве, а они остались сидеть при свете свечей, к ним в дверь постучался посланец местного губернатора. Они открыли и он сказал: «Кто из вас Мухаммад ибн Наср?» - ему указали: «Вот он!» Тогда гонец вынул кошель с пятьюдесятью динарами и протянул ему. Затем он сказал: «А кто из вас Мухаммад ибн Джарир?» - и когда ему указали на него, он также вручил ему кошель с пятьюдесятью динарами. Затем он таким же образом дал по пятьдесят динаров Ибн Хузейме и ар-Руяни, после чего сказал: «Вчера днем, когда амир отдыхал, ему приснился сон о том, что некие люди, каждого из которых зовут Мухаммад, страдают от голода так, что сгибаются пополам. Поэтому-то он и послал эти кошельки вам. И он заклинает вас Аллахом, если данный приказ будет выполнен, чтобы вы послали одного из вас к нему».

После приведения этой истории будет уместным отметить, что на протяжении всей истории исламской общины ее ученые, в массе своей, были людьми неимущими и бедными.

 

Наиболее значимые шейхи от которых имам получил свои знания:

Имам ат-Табари встретился со многими учеными своего времени, и воспринял знания от такого, поистине, огромного количества шейхов, перечислить каждого из которых поименно будет делом далеко непростым. Имам аз-Захаби, да помилует его Аллах, после того как упомянул самых важных из его учителей, сказал: «…помимо упомянутых шейхов, он обучался также у такого количества людей, которые числом своим могли бы составить не одну общину».

Мы последуем примеру имама аз-Захаби и упомянем лишь наиболее известных и весомых из его шейхов:

1) Мухаммад ибн Хумейд ар-Рази ат-Тамими Абу ‘Абдулла (умер в 248 г.х.- 862 г.г.) – это один из первых его шейхов в Рэе. У него он изучал хадисы и тафсир.

2) ‘Имран ибн Муса ал-Лейси аль-Басри, более известный как аль-Каззаз (умер в 240 г.х.- 854 г.г.)

3) Абу Хаммам аль-Уалид ибн Шаджа’ ас-Сакуни (умер в 243 г.х.- 857 г.г.)

4) Ахмад ибн аль-Муни’ аль-Багауи аль-Багдади Абу Джа’фар (умер в 244 г.х.- 858 г.г.) – составитель известного сборника хадисов «Муснад аль-Багауи».

5) Мухаммад ибн аль-‘Аля аль-Хамдани Абу Курайб аль-Куфи (умер в 247 г.х.- 861 г.г.) Выдающийся Хафиз города Куфы. От него имам ат-Табари перенял около ста тысяч хадисов. Несмотря на свою высокую ученую степень Абу Курайб был человек своенравным и даже несколько грубым. Так, имам ат-Табари рассказывал об одном занятном инциденте, произошедшем между ним и этим шейхом: «Однажды я вместе с другими людьми, изучающими хадисы, пришел к дому Абу Курайба, и стал ждать его выхода. Однако вместо того, чтобы выйти Абу Курайб принялся наблюдать за нами из окна. Ученики же, желая войти в дом, начали шуметь и громко звать его. Тогда он спросил нас: «Кто из вас выучил все, что записал с моих слов?» - присутствовавшие начали расспрашивать об этом друг друга, пока не дошли до меня и не спросили: «Ты выучил все, что записывал от него?» И я ответил: «Да». Тогда они сказали Абу Курайбу: «Спроси вот этого» - и я принялся рассказывать: «Поведал нам такой-то, в таком-то месте, в такой-то день…» Абу Курайб продолжал расспрашивать меня до тех пор, пока не проникся уважением ко мне, а когда закончил, сказал: «Вот ты-то и заходи ко мне». Я вошел, и он удостоил меня беседы с ним».

6) Ханнад ибн ас-Сарий ат-Тамими аль-Куфи (умер в 243 г.х.- 857 г.г.)

7) Мухаммад ибн ‘Абдуль-Малик ибн Абу аш-Шауариб аль-Басри аль-Умауи (умер в 244 г.х.- 858 г.г.)

8) Мухаммад ибн Башшар аль-‘Абди аль-Басри (умер в 252 г.х.- 866 г.г.)

9) Имам хафиз Я‘куб ибн Ибрахим ад-Даураки (умер в 252 г.х.- 866 г.г.)

10) Бишр ибн Му’аз аль-‘Акади аль-Басри (умер в 245 г.х.- 859 г.г.)

11) Мухаммад ибн ‘Абду аль-А’ля ас-Сан’ани аль-Басри (умер в 245 г.х.- 859 г.г.)

Все перечисленные выше шейхи являются хафизами (знатоками) хадиса и помещены в один ряд не случайно. Дело в том, что все они были современниками имама Ахмада и находились с ним в одном временном звене передатчиков хадисов, а соответственно от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, их отделяла самая короткая цепочка, и имам ат-Табари успел застать их живыми.

12) Ар-Раби’ ибн Сулейман аль-Азди (умер в 256 г.х.- 870 г.г.). Имам ат-Табари встретился с ним в Египте, изучал у него фикх и высказывания имама аш-Шафии.

13) Аль-Хасан ибн Мухаммад ибн аз-За’фарани аль-Багдади аш-Шафи’и (умер в 260 г.х.- 874 г.г.) – изучал у него фикх шафиитского мазхаба.

14) Исма’ил ибн Яхья аль-Музани (умер в 264 г.х.- 878 г.г.) – ученик имама аш-Шафи’и.

15) Мухаммад ибн ‘Абдулла ибн ‘Абдуль-Хакам аль-Малики (умер в 268 г.х.- 881 г.г.) – историк. Являлся одним из тех, кого за правильные вероубеждения изгнали из Египта, во время смуты еретиков по вопросу о «сотворенности Корана». Однако, несмотря на это, он сумел выстоять перед лицом этой напасти и не поддался на призыв раскольников, а спустя какое-то время даже вернулся в Египет.

16) Йунус ибн ‘Абдуль-А’ля ас-Садафи (умер в 264 г.х.- 878 г.г.) – изучал у него шафиитский мазхаб, а также передачи хадисов со слов имама аш-Шафи’и.

17) Сулейман ибн ‘Абдур-Рахман ибн Халляд ат-Тальхи (умер в 252 г.х.- 866 г.г.) – у него он изучил различные способы чтения (кыраат) Корана.

18) ‘Али ибн Сирадж аль-Мисри Абу аль-Хасан (умер в 308 г.х.- 920 г.г.). Имам изучал у него тонкости грамматики арабского языка и литературу.

19) Ахмад ибн Яхья Са’ляб аль-Куфи – у него он также изучал грамматику и литературу.

20) Абу Мукатиль – у него в Рэе имам ат-Табари изучил фикх ханафитского мазхаба. В итоге он овладел знаниям фикха трех мазхабов распространенных в его время, наряду с фикхом захиритов, который он изучал у основателя их мазхаба Дауда ибн ‘Али аль-Асбахани аз-Захири (умер в 270 г.х.- 883 г.г.)

21) Шейх аль-‘Аббас ибн аль-Уалид аль-Бейрути. – у него, как мы уже упоминали выше, имам изучал способ чтения (кыраат) Корана жителей Шама.

 

Наиболее известные из учеников имама ат-Табари:

Как мы уже сказали, имам ат-Табари, да помилует его Аллах, начал получать знания еще в раннем возрасте, успел застать многих крупных ученых и обучаться у них и овладел самыми короткими цепочками преданий, отделяющих его от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. По причине этого, а также того, что сам он прожил достаточно долгую жизнь (около восьмидесяти шести лет) – многие искатели знаний его времени стремились обучаться у него, дабы перенять все то, что он взял от величайших ученых этой общины. Среди наиболее известных и оставивших след в истории исламской общины его учеников можно выделить следующих:

1) Абу Шу’айб ‘Абдулла ибн аль-Хасан аль-Харрани (умер в 295 г.х. – 908 г.г.) – был старше имама ат-Табари и изучал у него только хадисы. Из его произведений на сегодняшний день уцелела лишь небольшая рукопись о пользах, извлекаемых из некоторых хадисов, переданных им. Она хранится в библиотеке государственного университета эр-Рияда.

2) Имам хафиз Абу аль-Касим Сулейман ибн Ахмад ат-Табарани (умер в 360 г.х. – 971 г.г.) – автор известных сборников хадисов «Му’джам аль-Кабир», «Му’джам аль-Аусат», «Му’джам ас-Сагир», а также других своих произведений. Являлся крупным специалистом науки об отводе и признании надежности передатчиков хадисов (джарх уа та’диль). Изучал у имама хадис и тафсир.

3) Шейх аль-Кады Абу Бакр Ахмад ибн Камиль (умер в 350 г.х. – 961 г.г.) – являлся судьей города Куфы, автор различных произведений в области фикха, таких как «Шурут аль-Кабир» и «Джами’ аль-Фикх», а также в области истории и различных способов чтения (кыраат) Корана. В вопросах фикха придерживался мазхаба своего учителя, и даже написал книгу, посвященную его биографии.

4) Имам Абу Ахмад ‘Абдулла ибн ‘Ади (умер в 365 г.х. – 976 г.г.) – автор книг «Аль-Камиль фи ду’афаи ар-риджаль» и «’Иляль аль-Хадис».

5) Аль-Кады Абу аль-Фарадж аль-Му’афа ибн Закария ан-Нахрауани, более известный как Ибн Таррар (умер в 365 г.х. – 1000 г.г.) – был одним из известнейших ученых своего времени, отличался феноменальной памятью и умом. Самый выдающийся из учеников имам ат-Табари в знании его книг наизусть. Так, наизусть он знал весь мазхаб своего учителя и даже написал комментарии к его книгам «Аль-Хафиф» и «Ахкаму шараи’ аль-Ислям». Автор толкования Корана «Аль-Баян аль-муджиз ‘ан ’улюм аль-Куран аль-Му’джиз» в шести томах.

Помимо этих, у имама ат-Табари были множество других учеников, которые хоть и не были столь заметны, как предыдущие, однако благодаря обучению у самого ат-Табари, снискали известность и почет среди людей.

Ученые-биографы, упоминали о том, насколько трепетным и заботливым был имам ат-Табари к своим ученикам. Он часто посещал их, когда они болели, утешал и помогал бедным из их числа, а также оказывал им многие благодеяния, за что заслужил их любовь и уважение. Ученики имама ат-Табари отдавали должное не только его знаниям и памяти, но также его нравам, благовоспитанности и великодушию. Порой имам из-за отъезда кого-либо из своих учеников переносил уроки до тех пор, пока этот ученик не возвращался, чтобы не получилось так, что из-за своего отсутствия тот упустит что-либо из знаний. Так он делал, когда приступал с группой своих учеников к изучению какой-то определенной книги, что же касается передачи и записи хадисов, то уроки по ним он не приостанавливал. Также он часто советовался со своими учениками по поводу объема текста, который они записывали от него под диктовку, видя, что многие неспособны его осилить.

Одним из свидетельств его заботы о своих учениках может служить история, которую передают некоторые биографы. Однажды на одном из собраний имама ат-Табари его ученик аль-Кады ибн Камиль подвергся оскорблению со стороны других его учеников, из-за чего надолго покинул его уроки. Когда же имам ат-Табари сумел встретиться с ним, то стал просить у него прощения и оправдываться, словно это он оскорбил его, и делал это до тех пор, пока тот не забыл об обиде и не вернулся к занятиям.

Распорядок дня имама ат-Табари, как описывают его современники, был следующим: он завтракал, затем одевал льняную рубаху с короткими рукавами, умащенную сандалом и розовым маслом, и ложился спать. Затем он вставал, совершал омовение и приступал к полуденной молитве, после чего вплоть до наступления времени следующей молитвы посвящал время работе над своим книгами и сочинениями. После совершения послеполуденной молитвы он садился со своими учениками и диктовал им под запись новый материал, а также занимался закреплением пройденного и разъяснением того, что им было неясно, и так до наступления времени закатной молитвы. После закатной молитвы и вплоть до наступления вечерней, он давал уроки по фикху, а после совершения намаза возвращался к себе домой. Ночное время он посвящал чтению своей дневной нормы Корана, сну и прочим своим делам.

 

Память имама, его сообразительность и внешний вид:

Имам ат-Табари был высокого роста, имел стройное телосложение, смуглую кожу и широко посаженные большие глаза. У него была густая черная борода с незначительной проседью и черные волосы. Незадолго до своей смерти, в год, когда скончался его шейх Дауд аз-Захири, он потерял зрение. Он был разборчив в пище, не любил финики и мед. Страдал хроническим плевритом, который время от времени обострялся.

Имам ат-Табари был известен тем, что имел некоторые знания по медицине и когда заболевал, лечил себя сам. Рассказывают как однажды, во время его болезни, визирь ‘Али ибн ‘Иса направил к нему врача, и когда тот пришел к нему, имам стал описывать ему свой недуг, рассказывать какие лекарства он принял, а также какие меры собирается предпринять еще. Выслушав его, врач сказал: «У меня нечего добавить к тому, что ты сам прописал себе и клянусь Аллахом, если бы ты был из числа нашей общины[1], я непременно был бы твоим последователем».

Что касается памяти и ума имама ат-Табари, то это не нуждаются в особых похвалах, поскольку общеизвестно, что они были совершенны. О многом говорит история с его шейхом Абу Курайбом, которую мы приводили выше, а также то, что в свои семь лет он выучил Коран наизусть. В дополнение к этому можно привести также и то, что его шейх Абу аль-Хасан ‘Али ибн Сирадж аль-Мисри не знал никого, кто бы помимо ат-Табари знал наизусть поэму Тырмаха Ибн Хакима «ад-Диуан»[2]. Мало того что имам ат-Табари знал ее наизусть, так он еще и записал шейху эту поэму с разъяснением значений редких и малопонятных слов, которые в ней встречаются. Уместным будет привести и слова самого имама ат-Табари о своих феноменальных способностях. Так, он рассказывал: «Однажды я попросил у своего друга книгу о стихотворных размерах и метрике «аль-‘Уруд» известного знатока арабского языка и связанных с ним наук имама Халиля ибн Ахмада аль-Фарахиди. Он принес мне ее, и я прочитал ее за ночь. И если вечером я ничего не смыслил в стихотворных размерах, то уже утром я стал специалистом в этом вопросе».

Примеров подобных ему в последующих поколениях этой общины было не так уж и много и одним из них был шейх аль-Ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах.

 

Убеждения имама:

Имам Мухаммад ибн Джарир ат-Табари является одним из величайших ученых последователей Сунны и единой общины (Ахлю Сунна уа-ль-джама'а), следующих вероубеждениям и пути первых поколений мусульман (саляф салих) в вопросах божественной единственности и исключительности Аллаха (таухид), а также других основах правильных вероубеждений. Он во всем следовал мазхабу ученых-последователей хадиса (ахль аль-хадис), которые являются спасшейся и победоносной общиной. Неизвестно, чтобы он в чем-то противоречил им и его тафсир Корана «Джами’ аль-Баян», служит лучшим тому подтверждением.

Стоит отметить, что некоторые его современники обвиняли его в кое-каких заблуждениях, однако все это было далеко от истины, как писал об этом имам аз-Захаби, да помилует его Аллах, сказавший: «Имам ат-Табари относился к числу мужей, отличавшихся своим совершенством. Были те, кто порочил его, обвиняя в некоторой склонности к шиизму, однако мы не видели от него ничего кроме блага. Так некоторые из них передавали от него, что во время омовения, вместо мытья ног, он разрешал протирать их (подобно шиитам), однако мы ни разу не встречали этих слов в его книгах». См. «Сияр А’лям ан-Нубаля» (14/277).

Также имам аз-Захаби писал: «Сын Абу Дауда и его сторонники выступили против Ибн Джарира, причислив его к «новшеству ляфза». В ответ на это он составил прекрасный и известный нам труд, посвященный вероубеждениям, в котором разъяснил свою полную непричастность к тому, что несправедливо говорили о нем, заставляя его страдать от этого». См. «Мизан аль-И’тидаль» (2/435).

Речь идет о его книге «Сарих ас-Сунна»[3], в которой он кратко изложил свои убеждения и подтвердил, что является последователем ученых первых поколений Ислама (саляф салих). Шейх аль-Ислам ибн Таймия писал: «В книге «Сарих ас-Сунна» Абу Джа’фар ат-Табари описал известный мазхаб последователей Сунны по вопросу Корана, лицезрения Аллаха, веры, предопределения, сподвижников и прочего». (См. «Маджму’ аль-Фатауа» 6/187)

 

Набожность имама и его образцовое исповедание религии:

Отличительной чертой ученых Ислама, в любую эпоху, являлось их строгое соблюдение законоположений религии, которые они познали из первоисточников, и в этом отношении имам ат-Табари, да помилует его Аллах, не был исключением.

Он всегда добросовестно выполнял все свои религиозные обязанности, даже если это давалось ему нелегко. Его соратник Абу Бакр ад-Динауари рассказывал: «Это было в понедельник, в тот день, когда он скончался. Ибн Джарир попросил принести ему воды, чтобы совершить омовение для полуденной молитвы или же для того, чтобы просто обновить его. Тогда люди стали говорить ему: «Отложи полуденную молитву до наступления времени послеполуденной и соверши их вместе, ведь Аллах, Пречист Он, сделал послабление для больных и людей, имеющих веские основания для совмещения молитв, о чем говорится в хадисе Ибн ‘Аббаса, Абу Хурайры и др.» Однако имам, да помилует его Аллах, отказался, и обе молитвы совершил отдельно – каждую в свое время, в самом совершенном и прекрасном виде. После чего, к концу этого дня, он скончался».

Имам ат-Табари был из числа ученых, которые за всю свою жизнь так ни разу и не женились. Он часто говорил о себе следующее: «Я никогда не снимал своих штанов ни для запретного, ни для дозволенного».

Имам ат-Табари обладал красивым и проникновенным голосом, из-за чего, в месяц Рамадан, ему поручали руководить молитвой-тарауих и виднейшие ученые его времени приходили для того, чтобы послушать его прекрасное чтение Корана. Абу ‘Али ат-Тумари рассказывал: «Во время Рамадана, я ходил в мечеть вместе с Абу Бакром ибн Муджахидом[4] для совершения там молитвы тарауих под его руководством. Как-то раз, в одну из последних десяти ночей Рамадана, он вышел из своего дома и пошел по направлению к своей мечети, однако дойдя до нее, прошел мимо, и продолжал идти пока не дошел до мечети Ибн Джарира, находившейся в конце «Базара аль-‘Аташ». Дойдя до нее, он встал рядом с ее входом, а в это время Ибн Джарир читал суру «ар-Рахман». Шейх долго слушал его чтение, затем повернулся и пошел обратно. Все это время, находясь вместе с ним, я спросил его: «Учитель, ты заставил людей ждать тебя только для того, чтобы послушать его чтение?!» - на что он ответил: «Перестань, о Абу ‘Али. Вот уж не думал я, что Аллах создал человека, способного так прекрасно читать Коран!»

Одним из свидетельств набожности и богобоязненности имама может служить история произошедшая с ним и халифом того времени Аль-Муктафи биЛлях (289-295 г.х.), который однажды сказал своему визирю Аль-Хасану ибн ‘Аббасу: «Я хочу потратить средства в качестве благотворительности, на которые была бы составлена книга, со всеми достоверными и правильными высказываниями ученых, чтобы положить конец разногласиям». Ему сказали: «Это не под силу никому кроме Ибн Джарира». Тогда он велел привести к нему Ибн Джарира, которому и было поручено составить для них эту книгу. Когда работа была завершена, халиф распорядился выдать ему вознаграждение в виде денег, которых бы хватило на целый год безбедной жизни, но имам отказался от них. Тогда халиф стал настаивать на том, чтобы он взял плату, либо попросил о выполнении какого-либо своего желания. И имам сказал: «Да. У меня есть одно желание. Я прошу правителя верующих о том, чтобы он отправил к моему жилищу стражу, которая бы не пускала ко мне попрошаек, приходящих за подаянием каждую пятницу». После этих слов халиф и его губернаторы прониклись уважением к имаму, да помилует его Аллах, и выполнили его просьбу.

Также рассказывают, как однажды визирь Аль-‘Аббас ибн аль-Хасан послал имаму ат-Табари письмо с просьбой составить для него краткий сборник по вопросам фикха, в ответ на которую имам написал свой труд «Аль-Хафиф фи ахками Шараи’ аль-Ислям». Он отправил этот труд визирю, тот прочитал его, и, будучи изумлен написанным, отправил имаму тысячу динаров в качестве подарка. Однако имам, да помилует его Аллах, отказался принять их. Когда визирь узнал об этом, он попросил, чтобы имам взял их и раздал в качестве подаяния тому, кому считает нужным. Однако имам сказал: «Они и без меня знают тех, кто заслуживает их подарков».

 

Смелость и отвага имама на пути открытого призыва к истине:

Имам ат-Табари жил во времена великих смут, в условиях разгула и массового распространения среди людей взглядов таких заблуждений сект, как джахмиты, му’тазилиты, рафидиты, хариджиты и прочие приверженцы нововведений. Однако он не обращал внимания на их силу и многочисленность, а также возможные угрозы с их стороны, и продолжал открыто разъяснять истину, указывая на их ошибки и опровергая их в своих книгах.

Так, имам аз-Захаби, описывая его, сказал: «Мухаммад ибн Джарир был из числа тех, кого не пугали порицания и упреки, и это не смотря на то, какие серьезные обиды и гадости ему пришлось стерпеть со стороны невежд, завистников и еретиков».

В своих кружках, посвященных знанию, имам ат-Табари не делил учеников по принципу знатности и достатка и относился ко всем одинаково, чем бы это ему ни грозило. Ибн ‘Асакир приводит со слов ‘Усмана ад-Динауари (ученика имама ат-Табари) одну занимательную историю, лишний раз иллюстрирующую исключительную смелость и правдолюбие его учителя. Так ‘Усман рассказывал: «Однажды я присутствовал на уроке Мухаммада ибн Джарира ат-Табари, на котором в числе пришедших был и сын визиря Аль-Фадль ибн Джа’фар ибн аль-Фурат. Когда дошла очередь чтения до одного из учеников, этот ученик пропустил ее, а на вопрос Ибн Джарира: «Почему ты не читаешь?» - указал в сторону сына визиря, дав понять, что он уступает свою очередь ему. Тогда ат-Табари сказал: «Если подошла твоя очередь, то пусть тебя не заботят ни Тигр, ни Евфрат»[5]. Рассказав эту историю, ад-Динауари сказал: «Эти слова являются показателем его тонкого чувства юмора, красноречия и отсутствия особого внимания к сыновьям «хозяев жизни»».

Имам ат-Табари был стойким в истине и отважным на пути ее отстаивания, даже если люди были не согласны с ней, олицетворяя собой живой пример наставления пророка, да благословит его Аллах и приветствует, завещавшего искать довольство Аллаха, а не людей.

Сообщается, что однажды Му’авия написал письмо матери правоверных ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, чтобы она написала для него завещание, и в ответ ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, написала: «Мир тебе! Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если кто-то будет искать довольства Аллаха тем, что вызовет гнев людей, то Аллах избавит его от трудностей с людьми. А кто будет искать довольство людей тем, что влечет гнев Аллаха, то Аллах вверит его людям». И мир тебе». (Ат-Тирмизи/2414.Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «ас-Сильсиля ас-Сахиха»/2311, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагир»/6097)

 

Труды и произведения имама:

Всю свою жизнь, начиная с раннего детства и заканчивая глубокой старостью, имам ат-Табари посвятил поиску, фиксации и распространению знаний, о чем свидетельствует поистине бесчисленное количество различных книг и произведений, которые он оставил после себя.

Хатыб аль-Багдади в своем «Тарихе» писал: «Я слышал, как ‘Али ибн ‘УбайдуЛлах ас-Симсими говорил: «Поистине, имам ат-Табари занимался своими сочинениями на протяжении сорока лет, записывая ежедневно по сорок страниц. И если подсчитать, то получится, что за все это время он написал больше чем пятьсот восемьдесят тысяч страниц».

Нечто подобное передавал и Абу Мухаммад аль-Фиргани, рассказывая о биографии своего учителя - имама ат-Табари. Так он писал: «Некоторые ученики ат-Табари решили распределить количество страниц из всех написанных им книг по годам его жизни, начиная с момента его совершеннолетия и вплоть до его смерти. И получилось, что на каждый прожитый им день пришлось по четырнадцать страниц. Поистине никто из созданных не способен на такое за исключением тех, кому оказал Свою поддержку и заботу Сам Создатель!»

Итак, учитывая колоссальное количество всех книг имама, мы упомянем лишь самые значимые и фундаментальные его труды:

1) «Джами’ аль-Баян фи тафсир аль-Куръан» («Полное собрание разъяснений толкования Корана»). Является самым большим тафсиром последователей Сунны и Единой общины (Ахлю ас-Сунна уа аль-Джама’а), и состит из двадцати шести томов.

2) «Тарих ат-Табари» («История ат-Табари»), также называемая «Тарих ар-Русуль уа аль-Мулюк» («История пророков и царей»).

3) «Тахзиб аль-Асар уа тафсыль Ма’ани ас-сабит ‘ан расулиЛляхи мин аль-Ахбар» («Исправление преданий и подробное изложение смыслов, извлекаемых из достоверных сообщений от посланника Аллаха») – сборник хадисов.

4) «Ихтиляф аль-фукаха» («Разногласия факихов»), также называемая «Ихтиляф ‘уляма аль-Амсар фи Ахками Шараи‘ аль-Ислям» («Разногласия ученых из разных уголков земли относительно законоположений Ислама»).

5) «Ихтияр мин акауиль аль-Фукаха» («Отборное из высказываний факихов»).

6) «Адаб ан-Нуфус аль-Джайида уа аль-Ахляк ан-Нафиса» («Манеры превосходных душ и ценные нравы) также называемая «Адаб ан-Нафс аш-Шарифа уа аль-Ахляк аль-Хамида» («Манеры благородной души и достойные нравы») или просто «Аль-Адаб» («Правила приличия»).

7) «Адаб аль-Кудат» («Нормы поведения судей»).

8) «Адаб аль-Манасик» («Порядок совершения обрядов Хаджа») или просто «Аль-Манасик» (Обряды Хаджа»).

9) «Басит аль-Каули фи Шараи’ аль-Ислям» («Простое изложение законоположений Ислама»).

10) «Табсыр фи ма’алим ад-Дин» («Разъяснение основных постулатов веры»).

11) «Аль-Хафиф фи Ахками Шараи’ аль-Ислям» («Облегченное изложение законоположений Ислама») – сокращенная версия книги «Лятыф аль-каули фи Ахками Шараи’ аль-Ислям» («Изящное исследование по законоположениям Ислама»).

12) «Зайль аль-музайяль» («Приложенное дополнение») – эта книга посвящена биографиям передатчиков хадисов со времен сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и вплоть до эпохи, в которой жил имам ат-Табари. Имам аз-Захаби называл ее «Тарих ар-Риджаль» («Хроника передатчиков»).

13) «Ар-Радду ‘аля зи-ль-Асфар» («Ответ буквоеду[6]»)

14) «Ар-Радду ‘аля Ибн ‘Абдуль-Хакам ‘аля Малик» («Ответ Ибн ‘Абдуль-Хакаму[7]»)

15) «Ар-Радду ‘аля аль-Хуркусыйя» («Опровержение хуркусытов[8]»). По всей видимости, эта и есть та книга, которую имам ат-Табари упоминает в этом послании под названием «Китаб ахль аль-Багй» («Книга о мятежниках»). В ней он описывает законоположения связанные с хариджитами; детали, связанные с назначением правителя мусульман; условия, которым он должен отвечать; выход против него и т.п.

16) «Сарих ас-Сунна» («Ясная Сунна») известная также как «Шарх ас-Сунна» («Разъяснение Сунны») и «’Акыда Ибн Джарир» («Акыда Ибн Джарира»). В этом произведении имам ат-Табари ясно изложил свои взгляды по вопросам вероучения, подтвердив, что является истинным наследником первых поколений мусульман (саляф). Ученые последователей Сунны часто приводили цитаты из этой его книги в своих сочинениях, указывая, таким образом, на ее ценность и важность.

17) «Фадаиль Аби Бакр уа ‘Умар» («Похвальные качества Абу Бакра и ‘Умара»). Причиной написания данного труда стала распространившаяся в землях Табаристана ругань в адрес этих величайших сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о чем имам ат-Табари узнал после своего возвращения из путешествий в поисках знаний. Он написал данную книгу и стал зачитывать ее на своих собраниях. Когда об этом прознал местный губернатор, он потребовал, чтобы имам ат-Табари незамедлительно явился к нему, однако имам бежал в Багдад и оставался там вплоть до своей смерти.

18) «Фадаиль аль-‘Аббас ибн ‘Абдуль-Мутталиб» («Похвальные качества ‘Аббаса ибн ‘Абдуль-Мутталиба»). Говорят, что имам ат-Табари составил эту книгу в ответ на просьбу династии аббасидов в Ираке написать книгу о достоинствах дяди пророка, да благословит его Аллах и приветствует, аль-‘Аббаса.

19) «Фадаиль ‘Али ибн Абу Талиб» («Похвальные качества ‘Али ибн Абу Талиба»), называемая также «Ахадис Гадир Хум» («Хадисы о водоеме Хум»[9]). Причиной побудившей имама ат-Табари написать данную книгу стало то, что некоторые шейхи Багдада сочли хадисы «Гадир Хума» ложью, сказав: «’Али вообще находился в Йемене, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обращался с проповедью у водоема Хум[10]…». Когда эти слова дошли до имама ат-Табари, он взялся за составление книги о похвальных качествах ‘Али, в которой упомянул об этом хадисе со всеми его путями передач, словами ученых о нем и т.д. Ибн Касир писал, что это была большая двух томная книга.

20) «Китаб фи ‘ибарат ар-Руъя» («Книга о толковании снов»).

21) «Аль-Кыраат уа танзиль аль-Куръан» («Способы чтения Корана и его ниспослание»).

22) «Аль-Мустаршид» («Ищущий руководство») – книга о вопросах вероучения и спорах по ним между различными сектами.

 

Смерть имама:

Имам ат-Табари, да смилуется над ним Аллах, умер в 310 г.х., в месяце Шаууаль.

Проститься с имамом пришло так много людей, что сосчитать их всех не удалось бы никому, кроме Аллаха. На погребальную молитву имама ат-Табари собрались все жители Багдада и его окрестностей, и долго не покидали его могилу даже после погребения, продолжая возносить за него свои молитвы.

Истинны слова ученых последователей Сунны, с которыми они обращались к приверженцам нововведений: «Нас рассудит день наших похорон». Ибо день похорон для людей, это либо день утраты праведных, либо день избавления от нечестивцев, и количество пришедших проститься с умершим является самым точным показателем того, кем являлся умерший.

 

_______________________

[1] - Вероятно, под общиной он имел в виду врачей в целом, хотя не исключено также, что он был христианином.

[2] - Одна из самых длинных поэм на арабском языке.

[3] - Также она известна под названиями «Шарх ас-Сунна» и «’Акыда Ибн Джарир».

[4] - Имам, знаток Корана, хадисовед, специалист по арабской грамматике Ахмад ибн Муса ибн аль-‘Аббас ибн Муджахид аль-Багдади, (245-324г.х.)

[5] - На арабском название реки Евфрат звучит как «аль-Фурат» и ат-Табари упомянул в своих словах названия этих рек, дав понять собеседнику, чтобы он не обращал внимания на сына визиря Аль-Фадля ибн Джа’фара ибн аль-Фурата и не боялся его.

[6] - Имеется в виду шейх имама ат-Табари – Дауд ибн ‘Али аль-Асбахани, основатель захиритского мазхаба.

[7] - Имеется в виду один из египетских шейхов имама ат-Табари, у которого он изучал маликитский мазхаб.

[8] - Хуркусыты – одна из хариджитских сект последователей Хуркуса ибн Зухайра ас-Са’ди, который участвовал в «Битве при Сыффине» на стороне ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, но затем восстал против него и был убит в сражении при Нахраване. Хуркус являлся представителем первых хариджитов-мухаккимитов.

[9] - Так называемый «Хадис Гадир Хум» - один из важнейших доводов, который приводят шииты для доказательства преимущественного права ‘Али на халифат. Гадир Хум – местечко между Меккой и Мединой, близ Рабига.

[10] - Тогда как в этих хадисах упоминается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, в это время находился вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

 

 

Вступление и изложение причин, побудивших имама ат-Табари написать данное послание жителям Амуля в Табаристане

 

С именем Аллаха Милостивейшего, Милующего и да благословит Аллах нашего господина Мухаммада и его семью

Хвала Аллаху, Который не прекращает оказывать Своим творениям благодеяния, посылая им Своим милости одну за другой; довел до них Свои неоспоримые доводы в безупречном виде, разъяснив все обстоятельно, на основании явных доказательств и ясно изложенных аятов аль-Фуркана[11] «…дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание». («Сад», 29)

Да благословит и приветствует Аллах премного господина избранных и печать всех пророков Мухаммада, а также его семейство.

А затем:

Это послание я адресую вам, о жители Амуля из Табаристана из числа носителей преданий о пути и обычаях мухаджиров, ансаров и последовавших за ними во благе, в ответ на ваши просьбы разъяснить вам верную дорогу в том, о чем община Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, начала спорить после его смерти. В их разногласиях о своем вероисповедании, в которые они впали, несмотря на то, что все они верят в одного Единственного Господа, да будет возвышено Его упоминание, признают одного и того же пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и молятся в одну сторону.

Так вы говорите: «Умножилось следование прихотям в религии, и расплодились повсюду разные взгляды. Люди начали вешать друг на друга различные оскорбительные ярлыки и разделились, впав во взаимную ненависть и вражду, тогда, как Всевышний Аллах велел им быть сплоченными и запретил раскол. Так Он, Величественно имя Его, в ясно изложенных аятах Своего Писания сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами! Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, – быть может, вы последуете прямым путем. Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими. Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения». («Семейство ‘Имрана», 102-105)

Также Всевышний Аллах сказал: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и ‘Исе: «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее». («Совет», 13)

Еще вы говорите: «Вот низведенное Писание Аллаха, откровение Которого ясно изложено, приказывает нам быть едиными и запрещает впадать в разногласия. Однако, известные вам группы в нашей общине, нарушили это требование, и стали обвинять друг друга в неверии, заявляя о полной непричастности к своим оппонентам. Каждая группа приводит доводы в поддержку своих убеждений, и проклинает тех, кто не согласен с ними, несмотря на то, что истина не с ними. Особенно эта проблема остра и актуальна в эти дни и в этом нашем селении, ибо его жители в качестве источников, заслуживающих того, чтобы брать от них основы вероисповедания, избирают наиболее невежественных из них. Относительно правоприменения положений дозволенного и запретного и других законов Ислама их устраивают взгляды и знания наиглупейших и наинижайших из них. Те, кого они считают достойным наставничества и указания им верного пути, сами не знают, в каком направлении он находится. Причем чувство этого тупика и растерянности в этих наставниках тем глубже, чем больше времени они посвящают себя их наставничеству. А что касается тех, кто идут вслед за ними в желании обрести истину, то они суть заблудшие, ибо сменяются года и эпохи, а они до сих пор блуждают во мраке такого «наставничества», будучи не в силах отличить истину ото лжи, и верное от ошибочного».

 

Краткое изложение просьбы жителей Амуля:

Итак, вы просите меня указать вам на истинный путь среди всего этого и разъяснить его посредством ясных и кратких речей, а также очевидных доводов. Дабы разъяснение это стало для вас руководством в тех вопросах, относительно которых спорили ушедшие, и опорой, которой бы вы держались в желании распознать правильное от ложного в их разногласиях относительно новых, доселе неизвестных аспектов вероучения.[12]

 

Ужасные последствия, к которым приводят погружение в вопрос «имени (исм)» и «объекта, названного этим именем» (мусамма), без должного понимания и знаний:

Надо сказать, что изложенное вами в вашей просьбе, совпадает с тем, о чем я догадывался и сам, изучая ваше положение, и я находил его именно таким, каким вы его описали. Ибо мне доподлинно известен тот факт, что в сравнении с другими селениями, ваши земли постигло особенно тяжкое бедствие в виде распространения авторитета рувайбида[13], превознесения лидеров нечестия и откровенных слов неверия, которые неприкрыто провозглашаются среди вас. Массы простолюда стали склоняться к этим заблудшим и люди перестали внимать вашим призывам поступить с ними так, как того заслуживают подобные им, а именно казнить их, а затем распять их обезображенные трупы, выставив на всеобщее обозрение. Дело дошло до того, что, по словам некоторых из них, это теперь они жаждут покончить с вами, а их дерзость подталкивает их на такие открытые проявления неверия, какие не исповедовали ни иудеи, ни христиане, ни огнепоклонники, ни язычники, ни зиндики[14], ни дуалисты[15], ни кто-либо иной из числа неверных. А именно, что один из них, как мне рассказали, написал своей рукой на земле имя Аллаха, потом написал его на доске (или же произнес его вслух), а затем сказал: «Вот это слово, сказанное мной, и есть мой Господь, которому я поклоняюсь, а эта надпись, написанная моими руками – мой Творец, создавший меня». При этом он, наивно полагал, что доводом правомочности и правильности его слов служит высказывание Абу Зур’и ар-Рази[16] и Абу Хатима ар-Рази[17], сказавших: «Имя и есть тот объект, который им назван». Очевидно, что этот глупец совершенно не понимает о чем идет речь под понятием «имя» и не знает, что такое «объект, названный этим именем». Равно как не знает он и то, что имели в виду те, кто говорил, что «имя и есть тот объект, который им назван», или «имя не есть объект, который им назван» или «имя – это и ни объект, который им назван, ни что-либо другое».[18] Эта его выходка не что иное, как свидетельство его крайней тупости и незрячести. Пречист Аллах, как же чудовищно и непростительно заблуждение этих людей, полагающих, что стоит им пожелать, как они могут сотворить Господа своими руками и языками, а затем уничтожить Его, когда и как им вздумается! Как же сильно они просчитались и заблудились, возведя на Аллаха эту кощунственную ложь![19]

А вообще, да смилуется над вами Аллах, не удивительно, что эти люди, склонились и приняли сие, поражающее своим неверием, святотатство. Ибо еще прежде они унаследовали от своих отцов веру в пророчество Синди Рашаника[20], объявившего дозволенным прелюбодеяния, разрешив внебрачные половые связи со свободными женщинами и чужими наложницами. Также это люди, которые считают своим имамом человека, который утверждает, что грех прелюбодеяния снимается с того, кто совершил его с женщиной, получив согласие на это от ее мужа.

Однако если в какой-то местности, в силу дремучего невежества и слепоты народа ее населяющего, распространены заблуждения, подобные тем о которых мы упомянули, и их не казнят за такое кощунство, то лучше пусть они будут оправданы своим незнанием, будучи теми, чьи грехи не записываются, и останутся скитаться в своем беззаконии слепо. Тем не менее, я все-таки составил данную книгу, разъяснив в ней то, что счел необходимым, дабы она послужила напоминанием для тех разумных из вас, у кого есть сердце, кто прислушивается к назиданиям и способен понять. И пусть каждый из вас, а также других, кто станет читать эту книгу, глубоко поразмыслит над ней и проникнется ее содержимым. Пусть внемлет тому, к чему она побуждает и отречется от слепого следования за невежественными лидерами и проповедниками заблуждений.

Со своей стороны, я приложил максимум усилий для того, чтобы эта книга стала искренним наставлением для вас и всех мусульман. И я надеюсь, что Аллах окажет мне Свое содействие и позволит безошибочно изложить знания о Его абсолютной единственности (таухид), Его справедливости (‘адль) и законоположениях Его религии (шараи’). Также я надеюсь, что Он окажет мне свою помощь в том, что приблизит меня к тому, чтобы удостоиться любви Его, ибо поистине Он Слышащий, Близкий!

И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада!

 

_______________________

[11] - Фуркан – дословно «Различение» (один из эпитетов Корана).

[12] - В своей книге «Сарих ас-Сунна» имам ат-Табари писал: «После смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в каждую эпоху не прекращали появляться новые вопросы, становившиеся вызовами современности, с которыми незнающие обращались к знающим. А те, в свою очередь, благодаря тем знаниям, которые даровал им Аллах, и почету, которым Он превознес их над другими, отводили от них неясность по этим вопросам, делая это либо при помощи преданий, либо при помощи умозаключений».

[13] - Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, наступят для людей такие времена, когда будут верить лжецам и перестанут верить правдивым; когда будут доверять изменникам и подозревать в измене тех, кто заслуживает доверия; и когда слово будет за рувайбида». Его спросили: «А кто такие рувайбида?» - и он ответил: «Глупцы, которые будет говорить о всеобщих делах». (Ахмад 2/291, Ибн Маджах/4036.Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим).

[14] - Слово зиндик является заимствованным с персидского и смысл его, как писал шейх аль-Ислам ибн Таймийя, заключается в следующем: «Зиндик – это тот, кто скрывает в себе какое-либо неверие, даже если и не являет его людям или, если являет, то не целиком, а лишь частично. К зиндикам относятся батыниты, карамиты, дайсаниты, и обожествляющие ‘Али, да будет доволен им Аллах». (См. «Джами’ ар-Расаиль» 1/87 в главе: «Кем был Халлядж: сиддиком или зиндиком?»; там же 1/204 в главе: «Ответ на заявления Ибн ‘Араби о наличие веры у Фараона»; «Маджму’ аль-Фатауа» 35/108-119)

[15] - Одна из многочисленных сект огнепоклонников прошлого. Дуалисты утверждали, что миром правят два бога: бог-свет и бог-тьма. Шейх аль-Ислам ибн Таймийя писал: «Что касается огнепоклонников-дуалистов, то это самые радикальные из всех верящих в существование двух богов. Они единогласны в том, что их бог-свет является положительным существом и творит лишь благое, а бог-тьма – отрицательным и творит зло. Однако в вопросе происхождения бога-тьмы их взгляды разнятся. Так одни утверждают, что он явился результатом скверных мыслей бога-света, а другие – что он существовал вечно, так же, как и бог-свет». См. «Даръ ат-Та’аруд аль-‘Акли уа ан-Накли» 9/36).

[16] - Абу Зур’а ‘УбайдуЛлах ибн ‘Абдуль-Карим ар-Рази (194-264 г.х.) – имам, мухаддис, знаток хадиса. Хафиз Ибн Хаджар писал о нем: «Он был прославленным имамом, и знатоком, достойным доверия. Хадисы от него передавали Муслим и все авторы «Сунанов» за исключением Абу Дауда». (См. «Сияр аль-А’лям ан-Нубаля» 13/65-85; «Тарих Багдад» 10/336-337; «Тахзиб аль-Камаль»/883-885; «Табакат аль-Ханабиля» 1/199-203).

[17] - Абу Хатим Мухаммад ибн Идрис ар-Рази аль-Ханзали (195-277 г.х.) – знаток хадиса, ученый критического разбора цепочек передач, имам науки «Джарх уа ат-Та’диль». Хадисы от него передавали Ан-Насаи, Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджах. Был известен своими множественными путешествиями в поисках хадисов. Его сын ‘Абду ар-Рахман ар-Рази является одним из величайших ученых исламской общины. (См. «Сияр аль-А’лям ан-Нубаля» 13/247-263; «Тарих Багдад» 2/73-77; «Тахзиб аль-Камаль»/1164; «Табакат аль-Ханабиля» 1/284-286).

[18] - Этот вопрос, получивший широкое распространение в ученой среде, впервые был вынесен на обсуждение приверженцами рационалистической теологии (мутакаллимами). Результатом углубления в него явилось то, что люди стали доводить его до абсурда и трансформировать в ужасные мутированные формы заблуждения, свидетелем которого и стал имам ат-Табари. Что же касается первых поколений ученых мусульман (саляф), то они вообще воздерживались от комментариев по этому вопросу. Так однажды Имама Ибрахима аль-Харби спросили о его мнении об этом вопросе, однако он не стал погружаться в рассуждения о нем, сославшись на то, что признанные имамы, достойные следования за ними, ничего не говорили об этом. А конкретно он сказал следующее: «Я прожил долгих семьдесят лет и ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь говорил об этом…»

Если же попытаться разобраться в этих вопросах, то следует понимать, что разница в их понимании будет напрямую зависеть от смысла, которые вкладываются в каждом отдельном случае в такие понятия как «имя (исм)», «объект, который назван этим именем (мусамма)», а также их комбинации как «имя и есть объект, который им назван», или «имя не есть объект, который им назван» или «имя – это и ни объект, которым он назван, ни что-либо иное». У Шейх аль-Исляма Ибн Таймии в «Аль-Фатауа» (6/185-212) есть слова, посвященные разбору важного правила, на основе которого и следует понимать эти утверждения. Среди прочего там он объясняет следующее: «Для того, чтобы правильно понять человека, необходимо разобраться и выяснить, какой смысл он вкладывает в выражение типа «имя и есть объект, который им назван» или «...не есть объект, который им назван» или «имя это ни то, и ни другое». Так, существует несколько вариантов их понимания:

1 - «Имя и есть объект, который им назван» - это когда конкретное имя используется для обозначения конкретного объекта, им описанного. Как, например, в словах Всевышнего: «Славь имя Господа твоего Всевышнего».. Т.е. в данном случае прославляемым является сам объект, описанный этим именем, другими словами Сам Аллах, Пречист Он и Возвышен. Или в словах: «…создал небеса и землю…» , т.е. создал конкретные объекты, описанные этим именем, а не просто их названия. Именно в этом ключе и стоит понимать слова Абу Зур’и ар-Рази и Абу Хатима ар-Рази.

2 - «Имя не есть объект, который им назван» - как, например, в словах Всевышнего из суры «Марьям»: «О Закария! Воистину, Мы радуем тебя вестью о мальчике, имя которому Яхья. Мы не создавали прежде никого с таким именем». В данном случае имя Яхья – это слово, состоящее из букв «Я», «хь» и «я». Т. е. в данном конкретном аяте это всего лишь его имя, а не сам Яхья. Другими словами «имя не есть объект, который им назван».

3 - «Имя – это и ни объект который им назван, ни что-либо иное» - подобное утверждение справедливо лишь тогда, когда под каким то именем (названием) имеется в виду нечто абстрактное и воображаемое, не имеющее конкретного образа во внешней реальности».

Подробнее об этом можно также прочесть в «’Акыде ат-Тахауийя»/стр. 127.

[19] - В книге «Сарих ас-Сунна» имам ат-Табари писал: «Что касается вопроса «имя есть объект, который им назван, или же это что-то другое?», то это один из примеров новоявленной дурости, о которой нет никаких сведений в сохранившихся преданиях или высказываниях имамов. Погружаться в разговоры об этом – постыдно, а молчать напротив - похвально и красиво. Достаточно для человека в этой теме ограничиться словами Аллаха, великая слава Ему, сказавшего: «Скажи: «Зовете ли вы Его Аллахом или зовете Милостивейшим, как бы вы ни называли Его, у Него наилучшие имена». (Перенес ночью, 110). А также словами Всевышнего: «У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их». И достаточно ему знать, что Господь его тот, Который «…вознесся на Трон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле, и то, что между ними, и то, что под грунтом. Если даже ты будешь говорить громко, Ему все равно известно тайное и сокрытое. Аллах – Тот, кроме Которого нет иного божества и у Которого самые прекрасные имена». (Преграды, 180)».

[20] - Не ясно кого именно имел в виду имам ат-Табари в этих словах. В исторических источниках не встречается человек с таким именем. Единственное что удалось найти это то, что Рашаник - это одна из суданских равнин. (См. «Лисан аль-‘Араб»/раздел «رشق»).

Возможно, речь идет о Синди ибн Шахиле, упоминаемом в книге рафидита аль-Кумми «Аль-Алькаб», где сказано: «Проклятый Синди ибн Шахиль. Он пленил Мусу ибн Джа’фара аль-Казыма и заточил его в темницу. Синди ибн Шахиль умер, будучи сброшенным своим же конем в воду, в которой захлебнулся и пошел на дно». (См. «Аль-Алькаб» 3/93).

Если говорить о том, кто подходил по описанию под этого Синди Рашаника, то стоит отметить, что в период правления аббасидов на территории халифата в разное время появлялся целый ряд лжепророков. Были среди них и такие, кто наряду с объявлением себя пророком претендовали на власть, а также заявляли о дозволении прелюбодеяния и прочих запретных деяний, как далее пишет имам ат-Табари. Однако никого из них не звали Синди Рашаник. Вообще под это описание подходят двое:

1) Абу Мансур аль-‘Иджли аль-Куфи. Был казнен Йусуфом ибн ‘Умаром ас-Сакафи на закате правления омейядов.

2) Абу аль-Хаттаб Мухаммад ибн Абу Зейнаб аль-Асади аль-Куфи. Был казнен в период правления аббасидского халифа Аль-Мансура.

(См. «Макалят аль-Ислямийин» 1/75-78; «Аль-Миляль уа ан-Нихаль» 1/179; «Аль-Фасль» 4/184-186)

 

 

Пути познания, благодаря которым можно постичь суть религиозных положений. Что допустимо не знать из религии, а что – недопустимо, и в каких случаях ошибка стремящегося найти истину, может быть оправдана, а в каких - нет.

 

Знайте, да смилуется над вами Аллах, что любая информация, будь то в религиозных или мирских вопросах, постигается человеком лишь двумя путями:

1) Либо благодаря прямому познанию - своими органами чувств[21].

2) Либо благодаря познанию рациональному, когда человек приходит к некой мысли через анализ информации, полученной им органами чувств.

А все вопросы религии, от принятия или непринятия которой будет зависеть участь рабов Аллаха, в свою очередь, также делятся на два вида:

1) Знания об абсолютной единственности Аллаха и Его справедливости

2) И знания о Его законах, которые Он установил для Своих созданий - а именно о том, что дозволено, что запрещено и о прочих законоположениях.

Что касается единственности Аллаха и Его справедливости, то суть этого знания может быть познана рационально. А что касается Его законов, то часть их познается напрямую благодаря слуху, а часть на основе анализа услышанного.

Теперь, что касается познанного рационально. Оно тоже подразделяется на два вида:

1) Те вопросы, ошибка в которых человеку простительна - когда, даже несмотря на свою ошибку, он удостаивается награды за свое усердие и исследование в стремлении познать истину. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Тому, кто усердно стремился к истине и познал ее - полагается две награды, а тому, кто также усердно стремился к ней, но ошибся – одна»[22]. Однако оправдана подобная ошибка будет лишь в том случае, когда доказательства по исследуемому вопросу различны и противоречивы, а способы указания на него исходят из абсолютно разных основ. Дело в том, что если в каком-то вопросе существуют несколько несогласующихся между собой доказательств, то необходимо суметь отличить те, указания которых верные, от тех, в которых содержится некий изъян. А именно в этом, как раз-таки, и не могут разобраться многие стремящиеся к истине, впадая в путаницу и неясность.

2) И те вопросы, ошибка в которых непростительна любому разумному дееспособному человеку (мукалляфу), достигшему возраста ответственности за выполнение обязательного и воздержания от запретного. То, незнание чего позволяет судить о человеке, как о неверном (кафир), так как доказательства, указывающие на истину в этих вопросах - одни, согласуются между собой, абсолютно доступны и очевидны для органов чувств человека.

 

Разговор о том, когда знание некоторых вопросов становится обязательным, и каков метод познания, применимый в их случае, а также о том, незнание чего недопустимо в принципе:

Однако следует отметить, что знания постигаемые путем прямого чувственного познания не становятся обязательными для мукалляфа, пока они не попадут в поле органов его чувств, поскольку до этих пор он будет просто не в состоянии узнать о них. А раз так, то и возлагать на него ответственность и обязывать деяниями в соответствии с этим знанием – недопустимо. Таким образом, человека, до которого не дошло известие о том, что Всевышний Аллах послал посланника, который повелел людям ежедневно совершать пятикратную молитву, нельзя наказывать за то, что он ее не совершает[23]. Все потому, что постичь это веление невозможно никак иначе, кроме как при помощи слуха, и тот, кто не слышал о нем, и до кого оно не дошло, тот соответственно ничем не обязывается. Обязывается этим лишь тот, для кого установлен довод, не позволяющий уйти от ответственности за неисполнение этого веления.

Если говорить конкретно о том, что нельзя не знать мукалляфу по причине наличия согласованных доказательств, которые указывают лишь на одно, и что не скрыто от органов чувств человека, то это знание об абсолютной единственности Всевышнего Аллаха, знание о Его именах и качествах, и Его справедливости. Это так потому, что любой человек, достигший возраста ответственности за свои деяния, из числа здравых и не ограниченных как-либо иначе людей, не может не иметь ясных и нерушимых доказательств, указывающих на единство его Господа, великая слава Ему, и разъясняющих ему непреложную истинность сего. Именно поэтому Аллах не принимает в этих вопросах оправдание тех, кто пребывает в состоянии, которое можно охарактеризовать как незнание и прочие его синонимы. И того, кто умер на этом своем невежестве, того Аллах помещает на одну ступень с теми, кто сознательно противился Ему и поступал вопреки тому, что знал о Нем и Его Господстве. Аллах приравнивает таких друг к другу как в их мирском статусе со всеми вытекающими из этого следствиями, так и в наказании, которое постигнет их в мире будущем. Так Аллах, великая слава Ему, сказал: «Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо? Это – те, которые не уверовали в знамения своего Господа и во встречу с Ним. Тщетны будут их деяния, и в День воскресения Мы не определим для них никакого веса». («Пещера», 103-105)

В данном аяте Всевышний Аллах, проводит знак равенства между теми, кто совершает неугодное Ему, полагая, что они напротив творят то, чем Он доволен, и теми, кто является Его врагами, противящимися Ему, отвергающими Его господство, несмотря на свое знание о том, что Он их Господь. Он не делает различий между ними как с точки зрения того, кем их следует называть в этом мире, так и с точки зрения того, какого наказания и участи они удостоятся в мире будущем. Все потому, что, как мы говорили ранее, усердно стремящийся к истине, однако допускающий ошибку в таких вопросах как Единство Аллаха, Его справедливость или Его имена и атрибуты, находится в абсолютно равном положении с тем, кто упорствует в этой ошибке сознательно. Ибо доказательства этих вопросов лежат в абсолютно доступной плоскости для органов чувств человека, согласуются между собой и указывают лишь на одно. Следовательно, раз Великий и Всемогущий Аллах одинаково не принимает оправдания за отклонение в этих вопросах у обеих этих групп, то и с точки зрения наказания, а также участи, ожидающих их, надлежит проводить между ними знак равенства.[24]

И совершенно отличается от этого решение о том, как относиться к незнанию человека в вопросах законоположений религии (шараи’).[25] Поскольку, как мы тоже говорили об этом ранее, если Аллах не предоставил довод человеку об обязательности какого-либо религиозного законоположения, не позволяющий ему уйти от ответственности за его несоблюдение, то человек этот, не имея никаких указаний на обязательность оного, никак не сможет узнать о его обязательности для себя. А коли это так, то и назвать такого человека законообязанным нельзя. Соответственно, пока он не стал законообязанным, он не будет ослушником Аллаха за несовершение им обязательного деяния ради Него, равно как не будет он и нарушающим веление своего Господа, заслуживая наказания. Ибо такие понятия как повиновение (та’а) и ослушание (ма’сыя) возможно применить только относительно исполнения или нарушения веления, вступившего в силу.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 141.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...