Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: «Роль семьи и школы в развитии морального самосознания обучающихся»




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

 

План проведения:

1. Доклад по теме педсовета (отв. заместитель директора по ВР Ю.Л.Пластинина).

2. Выступление из опыта работы с родителями (отв. классный руководитель Овчинникова Л.М.).

3. Выступление представителя Совета родителей по теме педсовета (отв. Смешная Е.В.).

4. «Образовательное событие как инструмент оценивания образовательных результатов обучающихся» - «День морали» (9 открытых мероприятий в начальной школе, среднем и старшем звеньях).

 

«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»

Л. Кассиль

 

1. Добрый день, уважаемые коллеги!Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Именно поэтому сегодня на педагогическом совете мы рассмотрим роль семьи и школы в развитии морального самосознания обучающихся.

Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений, при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство.

 

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.В связи с этим, вопросы морально-нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.

Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

• Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и духовной составляющей личности.

 • Во-вторых, в современном мире подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

 • В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

• В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

 

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья – это главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальнойгруппой.

Все мы знаем, что первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

А.С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Семья формирует личность ребенка в целом, а вторичные группы (школа, производство, государство) воздействуют на ребенка в определенных аспектах через семью.

Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней жизни ребенка уделяют ему должное внимание, формируют в нем какие-то творческие способности и интересы, то в будущем они будут для ребенка авторитетом.Когда ребенок приходит в школу к воспитательному процессу присоединяются педагоги. И ребенок будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут союзниками.

 

Совместная деятельность родителей и педагогов позволит нам лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях понять его индивидуальные особенности и направить формирование его личности в правильное русло.

 

Семья, кстати, может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что в идеале, никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребенку лучше, не любят его так и не заботятся о нем столько. И вместе с тем никто другой не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые воспитала семья.А если изо дня в день он наблюдает в семье негатив, пьянство, хамство и грубость, обман и безразличие, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы не старалась школа и педагоги – помочь такому ребенку жить по законам добра очень трудно.

До 14 лет они дети верят словам, а потом начинают верить делам. В тех семьях, где существуют традиции, уважение старших, не прерывается связь поколений, где существует совместный труд и совместный отдых, дети вырастают сознательными и социально активными. Именно на такие семьи опираются классные руководители в своей непростой воспитательной работе. Только совместная деятельность семьи и школы по патриотическому и гражданскому воспитанию, может дать результаты.

В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением, обучающихся касаются не только старшего школьного возраста, но и подростков. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.

Сегодняшний школьник так не похож на школьника даже десятилетней давности. Он в семь лет уже отлично владеет компьютером и с удовольствием учит этому своих бабушек, дедушек, а иногда и родителей. Пожалуй, как никогда сегодняшний ребенок способен осознавать свою индивидуальность, неповторимость, но часто этогипертрофированное «Я» не выдерживает конкуренции, столкнувшись с его взрослеющим миром. (Гипертрофированное «Я»- чрезмерное преувеличение –когда мнит себя вершителем судеб человеческих, минимум Бонапарт, а сам из себя мышь серая).

Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для родителей?

В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.

Во вторую очередь, только в тесном взаимодействии педагогов с семьей, общественностью, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта можно формировать у детей морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни через процесс воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д.

Важным источником морально-нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения обучающихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.

Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки и спортивные секции, творческие группы при подготовке и проведении КТД, различного рода школьные соревнования, конкурсы и другие мероприятия.

 

Система воспитательных влияний, сложившаяся в нашем лицеи, осуществляется на уроках и во внеурочное время. Она дает обучающимся установку на правильный образ жизни в лицее и вне ее, формирует устойчивые привычки в поведении, отношении к людям, способствует успешному построению модели собственной жизнедеятельности. При этом одни виды деятельности обучающиеся осуществляют с максимальной самостоятельностью, другие – при педагогически целесообразном участии и поддержке педагогов.

Мероприятия имеют воспитательную ценность, так как при их подготовке и проведении учитываются следующие цели и задачи:

 -формирование познавательных интересов обучающихся;

 -защита их прав и интересов;

 -обеспечение единства воспитательных усилий семьи, лицея, общественности;

 - выработка у обучающихся навыков культуры поведения, этикета, вежливости, уважения к старшим, своим товарищам;

-создание условий для непрерывного воспитания и образования обучающихся, обеспечивающих развитие творческих способностей к познавательной деятельности;

 -создание условий для развития творчества обучающихся через работу кружков;

-воспитание чувства гражданственности и формирование гражданской позиции школьников;

 -совершенствование спортивно-оздоровительной работы;

 - воспитание у ребенка стремления к культурной жизни, правде, добру, красоте;

-использование в работе методов педагогики сотрудничества.

Проведенные мероприятия также показывают, что обучающиеся любят свой лицей, с уважением относятся к педагогам, многие классы активно участвуют в классных и общешкольных делах, ценят доброжелательное отношение и взаимоподдержку, как со стороны сверстников, так и со стороны педагогического коллектива. Активность школьников лучших ученических коллективов в подготовке и проведении дел достаточно высока, что говорит о заинтересованности в организации общешкольной жизни, желании внести посильный вклад как в дела класса, так и лицея в целом.

Участвуя в школьных делах, в различных акциях, школьники учатся оценивать явления общественной жизни, у них развивается способность видеть смысл в общественно значимых делах, поступать в соответствии с целями и интересами нашего общества.

Отдельно хочется сказать несколько слов о классных руководителях – ведь зачастую для школьников они становятся самыми близкими людьми. Чтобы помочь подросткам усвоить добрые и нравственные привычки, прививать им навыки вежливости, такта и искусства общения, культуру поведения, воспитать чувство почтительности и чуткости к маленьким детям и пожилым людям, инвалидам, пробудить заботу и внимание к близким, классные руководители используют разнообразную тематику и формы деятельности: беседы, лекции, анкетирование, дискуссии, часы общенияи т.д.

В школе подросткам предоставлена возможность для самоутверждения, саморазвития в различных областях через социально-приемлемые формы.

Этому способствует работа объединений по интересам для школьников всех возрастных групп по следующим направлениям:

-физкультурно-спортивное;

-научно-техническое;

-художественно-эстетическое;

-психолого-педагогическое;

-социально-ориентированное.

Одним из важнейших принципов реализации программы воспитательной работы является опора на инициативу и творчество обучающихся. Этот принцип реализуется в форме ученического самоуправления. Самоуправление играет важную роль в формировании нравственных качеств личности обучающихся. Если ученик чувствует себя причастным к интересному и полезному делу, а не простым исполнителем чужих замыслов, идеи этого дела быстрее захватывают его, приобретают личностный смысл, становятся убеждениями.

В ходе нашей с вами работы мы получаем воспитанного человека, а воспитанный человек- это гражданин, любящий свою страну, малую родины, отчий дом, уважающий окружающих людей, который умеет считаться с чужим мнением, толерантный, способный конструктивно мыслить, быть позитивно настроенным. Это человек дела, креативный и активный, который ощущает себя полноценным человеком, умеющим многое. Главное не быть равнодушным, ибо это серость и скука.

Уровень морально-нравственного воспитания обучающихся зависит от слаженной воспитательной деятельности всего нашего педагогического коллектива.

Свое выступление хотелось бы закончить словами, В.А. Сухомлинского и реальной историей из нашей с вами жизни: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, по-умному, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку.Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие.

Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги.

Представьте себе, это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни. Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы. Расскажите эту историю своим детям, уважаемые коллеги.

 

2. Выступление из опыта работы с родителями (отв. классный руководитель Овчинникова Л.М.).

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую лицеем по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации, поэтому опытные классные руководители готовы поделиться опытом своей работы.

Выступление классного руководителя «Из опыта работы с родителями».

 

3. Выступление представителя Совета родителей по теме педсовета (отв. Смешная Е.В.).

 

Уважаемые коллеги! Проблема, вынесенная нами сегодня на общее обсуждение педагогического совета, актуальна и своевременна, она является стержневой в развитии и становлении личности, определяет гуманистическую направленность всего воспитательного процесса. Она актуальна, современна и в социальном плане и в плане дальнейшего развития лицея.

 

Решение педсовета:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...