Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вам, кто пока не знает, что такое                         




УМК «Литература. 9 класс» Т. Ф. Курдюмовой

Предмет: Литература, история, музыка

Тип урока (занятия): интегрированный урок к изучению памятника древнерусской литературы  «Слово о полку Игореве»

Цели и задачи:

Учебный аспект — ознакомление с литературным и музыкальным наследием19- 20 века: с поэзией и музыкой патриотической направленности; формирование умений и навыков понимания классических музыкальных произведений и выразительного чтения поэтических текстов; формирование представления о величии, славе и подвиге русского народа в разные времена истории государства Российского ;

Развивающий аспект — развитие умений выявления главного, логичного изложения; развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, восприятие, воображение).

Воспитательный аспект – воспитание чувства прекрасного (на основе художественных текстов), воспитание личностных качеств (трудолюбие, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и другим), воспитание патриотизма и любви к Отечеству и культурному наследию.

Используемое оборудование:компьютер, проектор, документ-камера

Используемые ЦОР: 

·  аудио - и грамзаписи, 

· Презентация   

· подборка книг,

 

Цели:

· Совершенствовать умение анализировать лирическое и музыкальное произведение.

· Развить самостоятельность и умение вести рассказ, выступать перед одноклассниками.

· Совершенствовать навыки устной монологической речи.

· Формировать эстетический вкус (при оформлении работ и их созерцании), чувство прекрасного.

· Прививать интерес к предметам литературы, музыки, истории и информатики.

· Расширить кругозор учащихся, дав новую информацию

· Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

 

Вид урока: метапредметный урок.

Форма урока: общественный смотр знаний, лекция – диалог.

Предварительная работа:

Учащиеся делятся на три группы, каждая из которых подбирает материал по одному из авторов, обрабатывает материал, составляет литературно-музыкальную и иллюстрационную композицию, проводит словарную работу (опера, ария, дума…)

 

 

                                                                                Эпиграф:

Вам, кому еще нет и шестнадцати,

Вам, кто пока не знает, что такое                         

                                         война…

Посвящается! Чтобы помнили!

                                                                                          Чтобы помнили!

                                                                                     Роберт Рождественский.

 

Урок Компьютер
I. Музыкальная заставка: звучит песня “Поклонимся великим тем годам”. II. Слова учителя: Мы не случайно начинаем сегодня урок с этих проникновенных строк русского поэта конца 20 века о войне. Вы уже знаете, что в этом году отмечается шестьдесят восьмая годовщина победы нашей армии, страны над фашистской Германией. 68 лет назад ваши прадеды совершили великие подвиги, освободившие мир от фашизма. Но не только в годы Великой Отечественной войны сражались россияне за свою родину. В течение веков Русь вынуждена была обороняться от натиска врагов: степных кочевников, половцев, шведов, поляков, турок, французов…, врагов, которые стремились подчинить своей власти русский народ, захватить  русские земли. Всем миром испокон веков поднималась Русь, и помять народная об этой борьбе не могла не сохранить великие имена и события.   ?: Вы много читали, и поэтому знаете о войнах и героях прошлого. Давайте вспомним, в каких произведениях музыки и литературы нашла отражение тема войны… Поле Куликово, Полтавское, Бородинское. Поля, овеянные славой русского оружия, родившие свободу и могущество нашей земли. Дома вы провели большую творческую и исследовательскую работу, готовясь к занятию «Величие, слава и подвиг русского народа в музыке и литературе 19 – 20 веков». Наш урок посвящен народному подвигу, нашедшему отражение, как в музыке, так и в литературе. Одним из первых и ярких памятников Древней Руси, первой патриотической песнью, в которой лежат истоки русского, российского патриотизма, является памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». ( Слушаем сообщение ученика, делаем выписки, составляем развернутый план). Сообщение ученика: «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы 12-го века рассказывающий о походе на половцев князя Игоря Новгород-Северского. Русь находилась в состоянии раздробленности и была легкой добычей для врага. Князья перед лицом грозной опасности, договорившись о совместных действиях, провели сражение и отбросили половцев вглубь причерноморских степей. Князь Игорь, не принимавший участия в этой битве, решил провести собственный бой «добиваясь личной славы и чести». Но был разбит превосходящими силами половцев и даже взят в плен. Осмелевшие кочевники, по словам летописца, «отворили ворота» и стали вновь нападать на Русь, предавая ее огню и мечу.   ?: Определите основную идею произведения.   Сообщение ученика: Автор «Слова…» неизвестен. Произведение было найдено в Спасском монастыре Ярославля в 90-е годы 18 века. Это было его вторым рождением на свет. Переведенное с древнерусского языка В.А. Жуковским, оно стало очень популярным. Поэтический язык, разнообразная интонация, широта жизненных явлений привлекали внимание великих современников великого поэта. До сих пор не сходит со сцены оперы великого русского композитора А.П. Бородина «Князь Игорь», написанная на сюжет «Слова…».   Слово учителя: «Слово о полку…» - удивительное произведение еще и тем, что оно переводилось с древнерусского языка многими авторами 19 и 20-го века. Один из самых поздних переводов молодого современного  поэта Валерия Колесникова   Чтение отрывка из «Слова…»:   Звучит ария из оперы «Князь Игорь». ?: Каким вы представили князя Игоря, слушая арию, его характер? Как передает музыка настроение героя? С чем это связано? Какие инструменты использует композитор для его создания? (Мужественный сильный голос, твердый решительный характер, но герой страдает. Музыка печальная, но можорно-героическая, смычковые инструменты создают это настроение. III. Слово учителя: Патриотические чувства поднимали народ на борьбу с врагом. Любовь к родине всегда была присуща нашим соотечественникам. Защита родной страны считалась делом святым. Почему? Скажите, каково лексическое значение слова Родина? (1. Родная сторона.  2. Место рождения.  3. Синонимы: родина, отчизна, отечество.  4. Однокоренные слова: род, родители, родиться, родня, родной, родственник, родинка, родник, природа.)   Таким образом, защита своего рода, своей природы, земли – матушки, уверенность в победе – вот что лежит в основе характера героя другой исторической эпохи, героя 17 века, нашедшего отражение и в музыке, и в литературе, знаменитого крестьянина Ивана Сусанина.   ?: Что вы узнали об этом герое?   Сообщение ученика: В литературе этот образ нашел свое отражение в творчестве Кондратия Федоровича Рылеева – человека неукротимой ненависти к несправедливости, постоянной готовности к самопожертвованию, руководителя восстания 1985 года, одного из ярких поэтов-декабристов. Революционный пафос его стихов пронизывает все его творчество, вдохновляет на борьбу за свободу. Размышляя о настоящем, мечтая о будущем, Рылеев обращался к историческому прошлому русского народа. Его привлекали патриотические образы предков, героические подвиги. Он написал цикл исторических произведений, называемых думами, которые пробуждали интерес и сочувствие к сильным и мужественным людям, совершившим подвиги во имя родины и народа. В думе «Иван Сусанин» поэт рассказывает о подвиге крестьянина патриота бросившего вызов смерти, погибшего за царя и Отечество. ?: Где находил героев для своих произведений Рылеев? (В историческом прошлом Руси.)   ?: Что такое дума как литературный жанр? Что лежит в ее основе? (Песнь об исторических событиях и народных героях.) Сообщение ученика: Дума «Иван Сусанин» получила высокую оценку современников. М. И. Глинка, вдохновленный ею, создал оперу «Жизнь за царя», арию из которой мы предлагаем вам послушать. Ария Ивана Сусанина, в которой он прощается с жизнью.   Звучит ария.   ?: Что в большей степени проявилось в музыке: трагизм или героизм ситуации? Почему? (Трагизм, так как герой понимает, что погибнет, но он не думает о том, что совершает подвиг, не ощущает себя героем.)   Чтение отрывка из думы Рылеева К.Ф. «Иван Сусанин». ?: Основная поэтическая тема отрывка? (Спасти Отечество, царя ценою своей жизни.) ?: На основании каких образов развивается художественный смысл стихотворения? (Иван Сусанин, враги и природа.) ?: Каким вы представили лирического героя? ?: Какова роль пейзажа? (Природа на стороне героя. Это непроходимая чаща. Чем дальше движется отряд, тем грознее, глуше становится вокруг. Ворон – предвестник беды. Вдруг исчезла тропинка. Все мертво, глухо, дико, настороженно, тревожно. Мы ее видим и слышим. Она словно понимает, что нужно Ивану Сусанину – поглотить врагов.) ?: Художественно-выразительные средства, которыми автор раскрывает образ героев? (Эпитеты: правое дело, тревожное ухо, дебристая стена; метафоры: стоят дуб и береза, сосны и ели сплели стену; перифраз: седой вожатый – Иван Сусанин; анафора: то скроется, то засветит, лишь снег, лишь ворон; оксюморон: радостно гибнет; повтор: снег чистый чистейшая кровь.) ?: Какова роль повтора? (Картина смерти вырисовывается более образно и ярко, то есть становится еще больнее, жалость переполняет сердце.) ?:Синтаксис и морфология? (Прямая речь приближает героя к простым людям, обилие восклицательных предложений придает торжественный, величественный характер данной трагической ситуации; обилие глаголов создают постоянное движение, все находится в действии, даже мертвый, глухой лес действует – впускает, но не выпускает.) ?: Стиль произведения? (Былинный.) Давайте допишем определение думы. (Песнь, напоминающая по своему содержанию русские былины.)   IV. Звучит музыка Д.Д. Шостаковича «Седьмая симфония». Слово учителя: Как хорошо, что человек наделен памятью.   С чего начинается память – с берез? С речного песочка? С дождя на дороге? А если с убийства! А если со слез! А если с воздушной тревоги! А если с визжащей пилы в облаках, Со взрослых, в пыли распростертых! А если с недетского знания,                                           Как Живое становится мертвым! И в пять,           И в пятнадцать,                                     И в двадцать пять лет Войной начинается память.     У: Война… Произносишь это слово, и страшные картины встают в нашем воображении. ВО война длилась 1418 дней и ночей. Ее не вычеркнуть из памяти тем, кому довелось сражаться, жить в те страшные годы, ее не вычеркнуть и из нашей памяти. Сообщение ученика: Мы слушаем «Седьмую симфонию» Д.Д. Шостаковича. В судьбу композитора, как и всего советского народа, ворвалась война, застав его в Ленинграде, городе, скоро оказавшемся в блокадном кольце. 900 долгих дней и ночей нечеловеческих усилий ленинградцев, борьбы за жизнь являются примером неизмеримой стойкости и мужества, их беззаветной любви к родине. Защита города, жизнь в нем была их полем сражения. Премьера «Седьмой симфонии» состоялась 9 августа 1942 года в Ленинграде. В этот вечер на город обрушился невиданный артиллерийский обстрел, но в зале филармонии не было свободных мест. А музыканты приходили из окопов, из опустошенных блокадой жилищ, опухшие от голода, чтобы исполнить эту удивительную музыку. Услышав «Седьмую симфонию» Ольга Берггольц, ленинградская поэтесса, также как и Шостакович переживающая блокаду писала о нем: «Этот человек сильнее Гитлера». Музыка транслировалась по радио, которое работало в городе, и немцы, стоящие на подступах к Ленинграду и тоже слушавшие наше радио, прекратили обстрел. Один из иностранных журналистов признался потом: «Никакой враг не победит тот народ, который мог написать такую музыку».   Звучит отрывок из симфонии «Нашествие врага». Сообщение ученика: В этой музыке можно услышать все: и торжествующий печатный шаг захватчиков, лихо прошедших через всю Европу и вступивших на нашу землю, и напор мощной техники, несущей смерть и разрушение. Но сквозь этот щемящий русскую душу визг радости остро ощущается боль и страдание, слышно, как стонет земля, истоптанная чужими сапогами, изъезженная гусеницами танков, изрытая снарядами, пропитанная родной кровью. Мужеству простых ленинградцев, стариков, детей, женщин, подвигу красноармейцев посвящает композитор свою симфонию. Сообщение ученика: О том, как тяжело и трагично складывались судьбы ленинградцев написано много художественной и документальной литературы. Один пример: дневник девочки, Тани Савичевой, который она вела с момента окружения города. Каждый месяц в семье Савичевых кто-то умирал. Последняя запись гласит; «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня». Но и Таня, вывезенная из города по ледяной «дороге жизни», умерла. Врачи не сумели спасти изголодавшегося ребенка. Ей было столько же, сколько нам. Чтение стихотворение Ольги Берггольц: Здесь лежат ленинградцы Мужчины, женщины, дети… Слово учителя: Эти строки Ольги Берггольц высечены золотом на надгробных плитах Пискаревского мемориального братского кладбища, где над сотнями могил нет крестов и нет имен, а стоят только даты – годы, страшные блокадные годы: 1941, 1942, 1943. Они погибли, но не встали на колени и не сдали города!   Почему никогда и никакой враг не мог победить наш народ, что помогало выходить победителями (пусть даже посмертно) из самых трудных ситуаций? 1. Патриотизм – высокое духовное начало. 2. Русский народ всегда был освободителем. 3. Он защищал свою Родину, дом, родных, землю. 4. Любовь родных, поддержка близких, надежный тыл – помогали победе. 5. Высокое чувство долга перед Отечеством.   Слово учителя: Все эти качества, черты характера русского народа – защитника находят свое отражение и в музыке и в литературе.   Музыкальная заставка: «Отчего так в России березы шумят..». Вам, кому еще нет и шестнадцати, Вам, кто пока не знает, что такое война… Посвящается! Чтобы помнили!                     Чтобы помнили!                                                     Роберт Рождественский.   Прекрасное слово Мир! Вы наше будущее, мы доверяем этот мир вам, вам его хранить, защищать и делать его счастливым.   Чтение стихов о мире. Итог урока: Оценка работы учащихся. Задание на дом: творческая работа по темам на выбор. 1. Тема народного подвига в музыке и литературе. 2. «С чего начинается Родина?». 3.«Реликвии войны в архиве моей семьи».                                                                                                             Приложение 1 Сочинение ученицы на тему «Реликвии войны в архиве моей семьи».     Есть у меня прабабушка Елена. Она живет с моей бабушкой Галей. Я часто прихожу к ним в гости.     Однажды я увидела маленький железный сундучок, почти шкатулку. Он оказался заперт. Мне стало очень любопытно, и я спросила прабабушку, что в нем находится. “Медали, оставшиеся с Великой Отечественной войны” - ответила старушка. Когда она открыла ларец, я увидела не только сверкающие награды, но и какой - то холщовый мешочек. Заглянув в него, я обнаружила землю. “Бабушка! У тебя здесь грязь скопилась!” - воскликнула я. Прабабушка Елена улыбнулась, а потом погрустнела. “Это не грязь, внученька, а земля с могилки твоего прадеда Василия. Погиб он в сражении на Курской дуге. А воевали мы вместе. Так и пришлось мне одной День Победы встречать. Но я за него отомстила фашистам. И дочку вырастила - твою бабу Галю. Теперь вот только земля и осталась”, - закончила свой рассказ прабабушка.     Я держала в руках землю и думала, что с ней делать. Но выбрасывать ее ни в коем случае нельзя. Это я знала точно. И вдруг меня осенило: -Бабушка! Можно я высыплю эту землю в цветочный горшок, и цветок посажу самый, как мне кажется, мужской - кактус. - Конечно! - согласилась старушка.      Теперь наш кактус Василек стоит на полке, растет и хорошеет с каждым днем.     Я верю, что однажды он зацветет синими цветочками, синими, как глаза моего прадеда Василия.   Слайд 1 Тема урока   Слайд Пейзажные картины полей   Слайд Тема, иллюстрации «Слово о полку Игореве»   Слайд Призыв к объединению.     Слайд Портрет В.А.Жуковского     Слайд Портреты князя Игоря   Опера «Князь И.» - писалась 18 лет. Ария – муз. Партия для 1 голоса.   Слайд  картины природы     Портрет К.Ф.Рылеева   Слайд Определение жанра думы   Слайд Портрет М.И.Глинки     Слайд  изображение И.Сусанина   Иллюстра- ции времен жизни И. Сусанина     Слайд средства выразительности   Слайд Пейзажные зарисовки   Слайд Военные картины     Слайд Портрет Композитора   Слайд Картины блокадного Ленинграда   Слайд Портрет Т.Савичевой, дневник     Слайд Портрет О. Бергольц     Слайд термины     Слайд Портрет Р.Рождественского «Отчего так в России березы шумят..».                










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 115.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...