Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возникновение экологических представлений о мире




Лекция. Человек как часть природы и общества

Человек как часть живой природы

Природа:все, что нас окружает (кроме сделанного человеком).

Типичные события - природные и социальные явления (феномены).

 

Признаки живой природы(органический мир): рождение, дыхание, питание (обмен веществ), рост и развитие, движение, размножение, смерть. Человек – это часть живой природы.

Современная система органического мира:империя – надцарство – царство - подцарство – тип (отдел) – класс – отряд (порядок) – семейство – род- вид

 

Человеческое тело состоит из тех же химических элементов, из которых состоят все природные тела. Доказательство естественного происхождения человека.

 

Чем человек отличается от растений, от грибов, от животных? - человек умеет говорить, мыслить, трудиться, регулировать  поведение.

Связь живой и неживой природы:солнечные лучи дают необходимое тепло для жизни растений и животных.Растения получает питание из почвы, потребляют углекислый газ и вырабатывают кислород. Животные вырабатывают углекислый газ, который потребляют растения.

Круговорот воды в природе:

Понятие о биогеоценозах и биосфере.

Исторически сложившаяся совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов называется биоценозом. Ввел Карл Мёбиус (1877).

 Это однородное жизненное пространство, динамическая,  саморегулирующееся система.

Биомасса Земли 2,5 трлн. тонн. Люди составляют 350 млн. тонн живого веса (100 млн. сухой биомассы).

Биомасса Земли увеличивается от полюсов к экватору.  В истории Земли биомасса Земли неуклонно снижается.

Международный день биоразнообразия – 22 мая(ООН, с 2001). Конве́нция о биологи́ческом разнообра́зии (1992)

 

Био(гео)ценоз (экосистема) Экосистемы суши. Морские экосистемы. Пресноводные экосистемы. Биом.
Компоненты Автотрофы (продуценты - производители). Гетеротрофы (консументы (потребители) и редуценты (разрушители)).
Виды биоценозов: Естественные и искусственные.  Зооценоз. Фитоценоз. Биоценоз. Агроценоз.
Структура Пространственная (ярусность и мозаичность (ареал), трофическая (питание). Биотоп. Экологические ниши.
Биота Биомасса. Биоразнообразие.
Абиота Микроклимат. Абиотические (физические) факторы.  Биотоп (местообитание).
Функционирование Круговорот воды. Круговорот кислорода, углерода, азота, фосфора, серы. Биогенный круговорот (круговорот жизни). Сукцессия (смена). Деградация экосистемы. Эволюция экосистемы. Продуктивность. Устойчивость. Способность к саморегуляции.
Загрязнение Загрязнение пресных вод. Загрязнение океанов. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв.

 

 

Идея биосферы (Ж.Б.Ламарк, Франция). Термин «биосфера» - Э. Зюсс (Австрия, 1875). Учение о биосфере (В.В.Вернадский).

Возраст биосферы 3,8 млрд. лет.  Верхняя граница в атмосфере: 15—20 км. Нижняя граница в литосфере: 3,5—7,5 км.  Граница в гидросфере: на глубине 10—11 км.

 

Общественная природа человека

Человек способен существовать в окружающем мире,  преобразовывать его,  взаимодействовать с другими существами;  творить, передавать информацию;  испытывать эмоции, желания, чувства, реализуемые в произведениях искусства, культуре, традициях.

 Регуляция поведения.

Социальная изоляция. Социальные связи. Искусственная биосфера.

 

 

Возникновение экологических представлений о мире

Человек познает окружающим мир с помощью органов чувств (рецепторов): зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Орган чувств (рецептор) + проводящие пути + участок мозга = анализатор(зрительный, слуховой).

Изучение окружающего мира человеком – процесс одновременно индивидуальный (в онтогенезе) и исторический (в филогенезе).

 

Получение экологических представлений с помощью органов чувств (опытный, эмпирический),  с помощью сказок (мифологический), с помощью веры (религиозный), с помощью мета-знания (философия), с помощью науки (научный)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...