Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы, структура и задачи психологии




Лекция 1

Психология как наука в современном мире

Понятие о предмете психологии. Психика, ее свойства и хапрактеристики. Функции психики.

Человек живет и действует в окружающей его социальной среде. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные образы действительности, создает планы и программы действий, сличает результаты своей деятельности с исходными намерениями, переживает эмоциональные состояния и корректирует допускаемые ошибки.

    Все это является психической деятельностью человека, а наука, изучающая психическую деятельность, называется психологией.

    Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психика– свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Психика человека – это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все, что составляет субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

В свете системного подхода психика – это многоуровневая, самоорганизующаяся, динамическая и открытая система, которая отличается рядом специфических свойств и характеристик.

1. Активный и избирательный характер отражения явлений действительности, их отношений и взаимосвязей, позволяющий человеку не только ориентироваться в окружающем мире, но и познавать его. Это свойство проявляется в чувствительности, как общей способности к ощущению и произвольная направленность на внеположное другое.

2. «Опережающий» характер психического отражения, который проявляется в антиципации, т.е. прогностическом характере информационных процессов, а также в построении временной перспективы, планированию и организации деятельности во времени.

3. Способность преобразования внешних воздействий в целостную информацию о мире.

4. Активный и целенаправленный характер адаптации к окружающему миру.

5. Опосредованность высших психических функций опытом социального взаимодействия и знаковыми системами.

6. Способность к сложным формам организации и самоорганизации – сознанию и самосознанию, предполагающих активное отражение не только внешнего мира, но и собственных внутренних состояний и процессов (рефлексия), а также самодетерминацию, т.е. активное целеполагание и самоопределение.

7. Ценностный и смыслообразующий характер высших форм отражения психики, который проявляется в регуляции психической активности посредством значений, смыслов и ценностных ориентаций, а также в способности к реализации базовых ценностей культуры и к творчеству.

Основные функции психики представлены в схеме (рис.1):

 

Рисунок 1. Основные функции психики человека

 

 

Принципы, структура и задачи психологии

Психология как наука имеет ряд научный принципов:

- Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики;

- Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться;

- Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально;

- Принцип развития; Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.

- Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений;

- Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного явления;

- Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития;

- Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей;

- Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.

    Задачи психологической науки заключаются в установлении законов:

- человеческого ощущения и восприятия;

- регуляции процессов внимания и памяти;

- протекания логического мышления;

- формирования сложных потребностей и личности, рассматривая их как продукт общественной истории.

 

    Психология имеет большое значение не только для решения ряда основных теоретических вопросов о психологической жизни и сознательной деятельности человека, но и чисто практическое значение.

 В настоящее время основным вопросом общественной жизни становится управление поведением человека на научных основах и учет человеческого фактора в промышленности и общественных отношениях. Следовательно, прикладные разделы психологии становятся важными для жизни людей. Это такие разделы как инженерная психология и психология труда. С одной стороны, создаваемая техника должна быть приспособлена к возможностям человека, необходимо обеспечить такие условия, при которых управление системами проходило бы в оптимальном варианте и могло бы осуществляться с наименьшим количеством ошибок. С другой стороны, современная индустрия ставит вопросы подбора людей, наиболее подходящих к условиям тех или иных форм работы, создание условий, которые обеспечивали бы оптимальные возможности сохранения внимания и минимального истощения человека.

    Еще один раздел прикладной психологии – педагогическая психология, которая должна обеспечить научное обоснование программ и методов обучения, установить круг тех понятий, которые доступны детям соответствующего возраста, и те способы подачи материала, которые обеспечат его наилучшее усвоение. Важнейшей задачей этого раздела психологии является анализ психологических особенностей детей, своевременное распознавание тех причин, которые приводят к неуспеваемости различных групп детей, и диагностика различных форм неуспеваемости.

    Третьей сферой практического применения психологии является медицина. Она оказывает существенную помощь в решении двух важнейших вопросов – диагностики природы заболевания и восстановления нарушенных функций. Особое место психология занимает в специальных отраслях медицины – неврологии и психиатрии.

    Следует, наконец, упомянуть еще одну область практического применения психологии – судебную психологию.Современное преступление оставляет следы не только во внешней обстановке, но и в психике преступника, поэтому существуют объективные психологические методы, с помощью которых эти следы могут быть обнаружены. Психология разработала научный подход к двум важным разделам судебно-следственной практики: анализу свидетельских показаний и психологической диагностике причастия к преступлению.

    В последние годы всё более востребованной становится еще одна область психологии – терапевтическая и консультативная психология. В век глобальной урбанизации и технократии человек зачастую становится беззащитным перед проблемами, имеющими для него личностный смысл: взаимоотношения с людьми, семейные проблемы, личные кризисы. Не все вопросы подобного характера можно обсудить с близкими или с самим собой и тогда на помощь могут прийти специалисты, которые помогут найти пути выхода из сложившейся жизненной ситуации.

Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории развития человеческого общества.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 113.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...