Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тест ЕГЭ. Александр I. Внутренняя политика.




1.       Что из названного относилось к итогам царствования Павла I?

          1)      установление нового порядка престолонаследия

          2)      переход к политике «просвещенного абсолютизма»

          3)      получение Россией выхода в Черное море

          4)      увеличение территории России в результате разделов Речи Посполитой

2.       С деятельностью М.М. Сперанского связано основание в России

          1)      Московского университета

          2)      земств

          3)      министерств

          4)      Тайной канцелярии

3.       Какое мероприятие было проведено в начале царствования Александра I?

          1)      запрет ввоза иностранных книг

          2)      ужесточение цензуры

          3)      освобождение всех крестьян от крепостной зависимости

          4)      учреждение министерств

4.       Павла I на российском престоле сменил император

          1)      Николай I

          2)      Александр I

          3)      Николай II

          4)      Александр II

5.       Секуляризация – это

          1)      политика оказания экономической помощи предпринимателям

          2)      активное государственное вмешательство в хозяйственную жизнь

          3)      политика государства, направленная на поддержку отечественного производства

          4)      обращение государством церковной собственности в государственную

6.       Какое из приведенных ниже понятий характерно для царствования Павла I?

          1)      урочные лета

          2)      трехдневная барщина

          3)      заповедные лета

          4)      вольные хлебопашцы

7.       Военные поселения были основаны в России в

          1)      середине XVIII в.

          2)      первой четверти XIX в.

          3)      середине XIX в.

          4)      конце XIX в.

8.       В первой половине XIX в. натуральная, а также денежная повинность крепостных крестьян в пользу помещиков называлась

          1)      рекрутчиной

          2)      барщиной

          3)      оброком

          4)      полюдьем

9.       Какой документ был издан в 1803 г.?

          1)      указ о «вольных (свободных) хлебопашцах»

          2)      указ о единонаследии

          3)      Жалованная грамота дворянству и городам

          4)      циркуляр «о кухаркиных детях»

10.     Как назывался государственный орган власти, учрежденный в годы царствования Александра I, выполнявший совещательные функции и состоявший из министров и других высших сановников, назначаемых императором?

          1)      Сенат

          2)      Верховный Тайный Совет

          3)      Синод

          4)      Государственный Совет

11.     Основанные в первой половине XIX в. центральные правительственные учреждения, ведавшие различными отраслями хозяйства, назывались

          1)      коллегиями

          2)      приказами

          3)      земствами

          4)      министерствами

12.     Кто из названных деятелей был доверенным лицом Александра I, проводником его внутренней политики в 1815 – 1825 гг.?

          1)      С.Ю. Витте

          2)     К.П. Победоносцев

          3)      П.А. Столыпин

          4)      А.А. Аракчеев

13.     Прочтите отрывок из записок современника и укажите дату события,

о котором идет речь.

«<Александр> дал свое согласие принудить императора к отречению от короны, но с непременным условием щадить отца и не нанести ему никакого оскорбления… Но люди знатной породы… прокрались, как подлые разбойники…, в комнату безоружного, спящего <императора>… и умертвили его…».

          1)      1801 г.

          2)      1812 г.

          3)      1821 г.

          4)      1825 г.

14.     Прочтите отрывок из записок современника и укажите фамилию государственного деятеля.

«Сельское житье его было мучительно для несчастных крестьян, между которыми завел он дисциплину совершено военную. Ни покоя, ни малейшей свободы, ни веселия, плясок и песней не знали жители села Грузина… И эта каторга должна была служить ему образцом изобретенных им военных поселений».

          1)      К.П. Победоносцев

          2)      А.Х. Бенкендорф

          3)      П.Д. Киселев

          4)      А.А. Аракчеев

15.     Прочтите отрывок из официального документа, подписанного Александром I, и укажите, кому этот документ был адресован.

«Отличные познания и усердие Ваше к распространению российских изящных письмен и словесности, паче же труды, употребляемые Вами в изысканиях и составлении отечественной нашей истории, обращают на Вас особенное наше внимание. В ознаменование оного и в вящее поощрение многотрудных ваших в сем роде упражнений признали Мы за благо пожаловать вас кавалером ордена Св. Равноапостольного князя Владимира…».

          1)      Н.М. Карамзину

          2)      М.М. Сперанскому

          3)      А.А. Аракчееву

          4)      Н.Н. Новосильцеву

16.     Годы правления Александра I характеризуются

          1)      проведением столыпинской аграрной реформы

          2)      отменой выкупных платежей

          3)      введением суда присяжных заседателей

          4)      изданием указа о «вольных хлебопашцах»

17.     Прочтите отрывок из литературного произведения и укажите, как в первой половине XIX в. назывались населенные пункты, о которых идет речь.

«Все работы земледельческие – тоже по правилам: мужики по ротам расписаны, острижены, обриты, одеты в мундиры; и в мундирах под звук барабана, выходят пахать; под команду капрала идут за сохою, вытянувшись, как будто маршируют, маршируют и на гумнах, где происходят каждый день военные учения… Одинаковые розовые домики, белые тумбочки, зеленые мостики, прямые канавы, прямые просеки; и везде мужики в мундирах, за сохой марширующие…».

          1)      военные поселения

          2)      посады

          3)      казачьи станицы

          4)      гарнизоны

18.     Что характеризовало политику Александра I в Царстве Польском?

          1)      дарование Конституции

          2)      подавление революционных выступлений в Варшаве

          3)      упразднение Сейма

          4)      передача Царству Польскому территории Белоруссии, правобережной Украины

19.     Что из названного характеризовало экономическое положение России в первой половине XIX в.?

          1)      завершение промышленного переворота

          2)      аграрный характер экономики

          3)      возникновение первых мануфактур

          4)      отсутствие железной дороги

20.     Что из названного характеризует внутреннюю политику Павла I?

          1)      отмена урочных лет

          2)      введение урочных лет

          3)      отмена выкупных платежей

          4)      принятие указа о трехдневной барщине

21.     В первой четверти XIX в. с понятием “аракчеевщина” современники связывали

          1)      разработку проектов, ограничивавших власть царя

          2)      ослабление цензурного гнета, распространение иностранных книг

          3)      возвращение из ссылки тех, кто попал в опалу при Павле I

          4)      создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии

22.     Какое мероприятие было проведено в начале царствования Александра I?

          1)      запрет ввоза иностранных книг

          2)      создание III отделения императорской канцелярии

          3)      отмена крепостного права в России

          4)      учреждение министерств

 

23.     Как называлась особая форма организации войск, созданная в России в 1810-х гг. с целью уменьшения военных расходов и существовавшая до 1857 г.?

          1)      военные поселения

          2)      казацкое войско

          3)      гвардейские полки

          4)      народное ополчение

24.     Что из перечисленного способствовало возникновению заговора против Павла I?

          1)      ограничение прав и привилегий дворянства

          2)      ликвидация Верховного Тайного совета

          3)      введение патриаршества

          4)      упразднение Сената

25.     Отмена крепостной зависимости крестьян в прибалтийских губерниях произошла при

          1)      Екатерине II

          2)      Александре I

          3)      Александре III

          4)      Николае II

26.     Прочтите отрывок из сочинения М.Е. Салтыкова-Щедрина и напишите, как в XIX в. называлась повинность, о которой идет речь.

«Помещик всецело овладел <крестьянином> в свою пользу и дает ему управляться у себя лишь урывками. По праздникам (а в будни только по ночам) мужики и бабы вольны управляться у себя, а затем, пока <крепостные крестьяне> томятся на полях помещика, мальчики и девочки работают дома легкую работу: сушат сено, вяжут снопы… Почти нет той минуты в сутках, чтобы в <помещичьих> полях не кипела работа; три часа в течение дня и немногим более в течение ночи – вот все, что остается крестьянину для отдыха».

27.     Какие из перечисленных ниже характеристик относились к положению крепостных крестьян в первой половине XIX в.?

А)      ограничение крестьян в передвижении

Б)       занятие крестьян торговлей с разрешения помещиков

В)      необходимость выплаты крестьянами пожилого

Г)       подворное обложение крестьян

Д)      освобождение крестьян от рекрутской повинности

Е)       телесные наказания крестьян

28.     Какие из перечисленных преобразований свидетельствовали об «охранительных» тенденциях в годы царствования Александра I?

А)      учреждение военных поселений

Б)       дарование конституции Царству Польскому

В)      отказ от проекта реформ М.М. Сперанского

Г)       объявление амнистии для пострадавших при Павле I

Д)      основание Лицея

Е)       ужесточение цензуры в последние годы царствования

29.     Прочтите отрывок из воспоминаний писателя, журналиста Н.И. Греча и назовите императора, о детстве которого идет речь в документе.

«Прекрасный младенец и отрок... сделался предметом неусыпных и нежных попечений Екатерины. Она составила для него план воспитания, писала и печатала учебные книги, сказки, истории, отыскивая ему лучших наставников... Она... пригласила швейцарца Лагарпа. Выбор был самый несчастный!... Такой человек не годился в воспитатели наследнику самодержавного престола».

30.     Прочтите отрывок, относящихся к XIX веку, о первом появлении нового императора в Зимнем Дворце и назовите императора, об обстоятельствах воцарения которого говорится в отрывке.

«Он шел медленно..., глаза заплаканы... Поступь и осанка его изображали человека, удрученного неожиданным ударом рока. Казалось, лицо его выражало одну тяжелую мысль: «Они все воспользовались моей молодостью, неопытностью, я был обманут, не знал, что, исторгая скипетр из рук самодержца, неминуемо подвергал его жизнь опасности».

31.     Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и назовите имя государя.

«Преобладающее значение дворянства в местном самоуправлении держалось на тех привилегиях, какие утверждены были за этим сословием в губернских учреждениях 1775 г. и в Жалованной грамоте 1785 г. Он отменил эту грамоту, как и одновременно изданную грамоту городам, в их самых существенных частях и принялся теснить дворянское и городское самоуправление.

Он пытался заменить дворянское выборное коронным чиновничеством, ограничив право дворян замещать выборами известные губернские должности. Этим обозначился основной мотив и в дальнейшем движении управления – торжество бюрократии, канцелярии…

Наконец, (он) отменил важнейшее личное преимущество, которым пользовались привилегированные сословия по жалованным грамотам, – свободу от телесных наказаний».

32.     Какие из перечисленных ниже событий, явлений, понятий были связаны с понятием «аракчеевщина»?

А)      военные поселения

Б)       временщик

В)      учреждение Государственного совета

Г)       вольноотпущенные крестьяне

Д)      ужесточение цензуры

Е)       учреждение Государственной думы

 

33.     Расположите фамилии исторических лиц в хронологическом порядке их деятельности.

А)      патриарх Никон

Б)       М.М. Сперанский

В)      А.Д. Меншиков

Г)       А.М. Курбский

34.     Прочтите отрывок из воспоминаний фрейлины Р.С. Эдлинг и назовите императора, внука императрицы, о которой пишет фрейлина.

«Екатерина вовсе не была жестокою матерью, как хотели ее нам изобразить; но она отлично знала сего сына, предвидела пагубное его царствование и желала предотвратить беду, заставив его отречься от престола и уступить его [внуку]. Ее не остановили бы затруднения, которыми мог сопровождаться столь смелый шаг, и она поспешила женить внука, едва достигшего 16-летнего возраста. Павел I вступил на престол, на котором не мог долго оставаться».

35.     Расположите следующие термины в хронологической последовательности их появления.

А)      Уложенная комиссия

Б)       Верховный Тайный совет

В)      Негласный комитет

Г)       Земский собор

36.     Расположите исторических личностей в хронологическом порядке их деятельности.

А)      патриарх Никон

Б)       М. Сперанский

В)      М. Ломоносов

Г)       Сергий Радонежский

37.     Прочтите отрывок из сочинения и укажите, чье царствование характеризует историк.

«Я не разделяю довольно обычного пренебрежения к значению этого кратковременного царствования… это царствование органически связано как протест – с прошедшим царствованием матери, а как первый неудачный опыт новой политики, как назидательный урок для преемников – с будущим.

38.     Какие из перечисленных событий произошли в годы царствования Александра I?

А)      учреждение Государственного совета

Б)       завоевание Бухарского ханства

В)      основание Царскосельского лицея

Г)       учреждение министерств

Д)      строительство первой в России железной дороги

Е)       отмена выкупных платежей

39.     Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, с правлением которого связано проведение указанных мероприятий.

«За это время Сперанский, по поручению <императора> составил план общей политической реформы, которая охватила весь строй политических и гражданских отношений. Законодательство, суд, администрация (от волости до высших учреждений), крепостное состояние – ничего не было забыто в этом плане. Император одобрил план и решил постепенно приводить его в исполнение. Реформа Государственного совета, реформа министерств, реформа Сената…»

40. Заполните пропуски

Отец правителя Правитель Сын правителя
Александр Невский Даниил Александрович __________(А)
Иван III __________(Б) Иван IV Грозный
Михаил Романов __________(В) __________(Г)
__________(Д) Павел I __________(Е)

Пропущенные элементы:

1) Ва­си­лий III

2) Алек­сандр II

3) Пётр III

4) Алек­сей Михайлович

5) Алек­сандр I

6) Иван III

7) Иван Калита

8) Пётр I

9) Дмит­рий Донской

41. Установите соответствие между правителями Российского государства и их современниками.

ПРАВИТЕЛИ   СОВРЕМЕННИКИ
A) царь Иван IV Б) царь Алексей Михайлович B) император Пётр I Г) император Павел I   1) А. М. Курбский 2) А. Д. Меншиков 3) Н. И. Панин 4) А. Я. Ордин-Нащокин 5) П. А. Столыпин

42. Заполните пу­стые ячей­ки таблицы, ис­поль­зуя приведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных элементов: для каж­до­го пропуска, обо­зна­чен­но­го буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Правители Годы правления (царствования) Термины, появление которых связано с царствованием
Виктория ____________ (А) ____________ (Б)
____________ (В) 1762–1796 гг. "пугачёвщина"
император Алек­сандр I 1801–1825 гг. ____________ (Г)
____________ (Д) ____________ (Е) ассамблеи

 

Пропущенные элементы:

1) Пётр I

2) 1796–1801 гг.

3) чартистское движение

4) Алек­сей Михайлович

5) 1682–1725 гг.

6) воль­ные хлебопашцы

7) 1819-1901 гг.

8) Ека­те­ри­на II

9) бояре

43. Заполните пу­стые ячей­ки таблицы, ис­поль­зуя приведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных элементов: для каж­до­го пропуска, обо­зна­чен­но­го буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

 

Десятилетие Монарх Акт, изданный монархом
1080-е гг. ____________ (А) ____________ (Б)
____________ (В) Екатерина II Жалованная грамота дворянству
1750-е гг. Елизавета Петровна ____________ (Г)
____________ (Д) ____________ (Е) Закон о престолонаследии

 

Пропущенные элементы:

1) указ о воль­ных хлебопашцах

2) 1780-е гг.

3) книга Страшного суда

4) Павел I

5) указ об от­ме­не внут­рен­них таможен

6) 1790-е гг.

7) Вильгельм Завоеватель

8) Ека­те­ри­на II

9) 1770-е гг.

44. Установите соответствие между именами современников. Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов и каких-либо символов (не более четырех цифр).

ИМЕНА   ИМЕНА
А) царь Алексей Михайлович Б) император Петр I В) царь Иван IV Г) император Павел I   1) А. Курбский 2) Ф. Лефорт 3) А. Суворов 4) А. Ордин-Нащокин 5) С. Уваров

45. Какое из перечисленных событий произошло позже всех других?

1) основание Санкт – Петербурга 2) созыв Уложенной комиссии 3) церковный раскол 4) начало царствования Павла I

46. Русский полководец, автор книги «Наука побеждать»

1) А.В. Суворов               2) М.И. Кутузов                 3) П.А. Румянцев                 4) С.Ф. Апраксин

47. Одной из причин заговора против Павла I можно назвать

1) опалу А. Суворова                                                   2) проект отмены крепостного права

3) пропрусскую внешнюю политику                          4) ликвидацию ряда привилегий дворянства

48. Расположите документы XVIII в. в хронологическом порядке их издания

А) указ «О секуляризации церковных земель»     

Б) «Грамота вольности городам»      

В) «Манифест вольности дворянской»   

Г) Указ о трехдневной барщине

49. Установите соответствие между датами и событиями

Даты События
А) 1783 г. Б) 1773 г. В) 1796 г.    Г) 1795 г.                                                                                                                                                                        1) начало правления Павла I 2) 3-й раздел Речи Посполитой 3) созыв Уложенной комиссии 4) присоединение Крыма к России 5) начало пугачевского бунта

50. Установите соответствие между именами современников

Даты События
А) Екатерина II Б) Анна Иоанновна В) Павел I    Г) Елизавета Петровна 1) А. Аракчеев 2) П. Салтыков 3) Ф. Апраксин 4) Е. Воронцова – Дашкова 5) Э.И. Бирон

51. Установите соответствие между названиями войн, походов XVIII века и географическими названиями пунктов,

около которых состоялись сражения, относящиеся к этим событиям.

Название войны, военного похода Географические названия
А) Семилетняя война Б) Итальянский и швейцарские походы В) русско – турецкая война 1787 – 1791 г.г. Г) русско – турецкая война 1768 – 1774 г.г. 1) Сен – Готард, Чертов мост 2) Фокшаны, Рымник 3) Гросс – Егерсдорф, Кунерсдорф 4) Гренгам, Гангут 5) Чесма, Кагул

52. Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквой, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

 

Правитель Годы правления Современник правителя
император Петр I 1682−1725 гг. __________(А)
__________(Б) __________(В) Дрейк
императрица Ели­за­ве­та Петровна __________(Г) М. Ломоносов
__________(Д) 1801−1825 гг. __________(Е)

Пропущенные элементы:

1) Ели­за­ве­та I Тюдор

2) им­пе­ра­тор Александр I

3) А. Д. Меншиков

4) М. М. Сперанский

5) 1558−1603 гг.

6) 1741−1761 гг.

7) 1762−1796 гг.

8) А. И. Желябов

9) 1613−1645 гг.

53.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже перечне данные.

 

Правитель Документ, принятый в годы его правления Содержание документа
__________________(А) Манифест о вольности дворянства освобождение дворян от государственной службы
__________________(Б) Наказ Уложенной комиссии _____________________(В)
Пётр I ___________________(Г) порядок прохождения государственной службы
__________________(Д) ___________________(Е) рекомендация помещикам ограничить крестьянские повинности

 

Пропущенные элементы:

1) Пётр III

2) уравнение правового положения вотчины и поместья

3) Указ «о вольных хлебопашцах»

4) рекомендации к разработке российского законодательства

5) Табель о рангах

6) Павел I

7) Николай I

8) Манифест о трёхдневной барщине

9) Екатерина II

54. Прочтите отрывок из записок писателя, журналиста Н.И. Греча и назовите императора, о детстве которого идет речь в

документе.

           «Прекрасный младенец и отрок … сделался предметом неусыпных и нежных попечений Екатерины. Она составила для него план воспитания, писала и печатала учебные книги, сказки, истории, отыскивая ему лучших наставников … Она … пригласила швейцарца Лагарпа. Выбор был самый несчастный! .. Такой человек не годился в воспитатели наследнику самодержавного престола».

55. Какие из перечисленных ниже положений были связаны с понятием «аракчеевщина»?

А) замена коллегий министерствами      

Б) учреждение военных поселений       

В) издание указа «о вольных хлебопашцах»

Г) открытие Царскосельского лицея

Д) усиление цензурных запретов         

Е) ужесточение дисциплины в армии

56. Ниже приведён перечень понятий, терминов. Все они, за исключением одного, относятся к преобразованиям Александра I. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.

«Вольные хлебопашцы», Негласный комитет, Государственный совет, земства, военные поселения.

57. Прочтите отрывок из официального документа XIX в. и укажите его название.

           «Если кто из помещиков пожелает отпустить благопри­обретенных или родовых крестьян своих по одиночке или целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу: то сделав с ними уело- вия, какие по обоюдному согласию признаются лучши­ми, имеет представить их в прошении своем...». Данный документ получил название указ о «вольных _________ ».

58. Расположите следующие события, связанные с про­ведением военных реформ в России, в хронологической последовательности.         Запишите буквы, которыми обозна­чены события, в правильной последовательности в таб­лицу.

А) формирование Петром I «потешных полков»

Б) создание стрелецкого войска

 В) начало рекрутских наборов в армию

 Г) создание военных поселений

59. Расположите в хронологической последовательности сле­дующие события.

   A) открытие Московского университета

Б) первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского

  B) открытие первого русского музея — Кунсткамеры
  Г) поход Ермака в Сибирь

60. О развитии капитализма в России начала XIX в. сви­детельствуют признаки

А) усиление крепостного права

Б) мелкотоварное крестьянское производство

В) использование труда наемных рабочих на мануфакту­рах

Г) выращивание новых сельскохозяйственных культур

Д) начало промышленного переворота

Е) возникновение монополий

61.     Ниже приведены две точки зрения на правление императора Павла I:

1. Политика Павла I была продиктована лишь его неприязнью к матери – Екатерине II, четкого плана действий у него не было.

2. Политика Павла I была последовательна и имела целью укрепление основ социально-экономической жизни и политического строя России.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

62.     Сравните политику Екатерины II и Александра I в крестьянском вопросе.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

63.     Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

За четыре года своего правления Павел I сумел восстановить против себя не только придворную аристократию, но и широкие слои дворянства.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот.

К каким переменам во внутренней политике России в первые годы царствования Александра I привел дворцовый переворот? Приведите примеры не менее трех событий, относящихся к переменам во внутренней политике России.

Что предопределило эти перемены? Укажите не менее двух положений.

 

64.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы

  В 1796 г. скончалась императрица Екатерина Великая, и на престол взошел ее сын Павел.

  Какие изменения во внутренней и внешней политике были проведены Павлом I?   (Назовите не менее трех положений.)   Перечислите факторы, которые повлияли на отход Павла от екатерининской политики. (Укажите не менее трех факторов.)

 

Из закона о порядке наследования престола

(5 апреля 1797 г.)

«Мы, Павел, наследник, цесаревич и великий князь, и мы, супруга его, Мария, великая княгиня … по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей Акт наш общий, который по любви к отечеству избираем наследником, по праву естественному, после смерти моей, Павла, сына нашего большего, Александра, а по нем всё его мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына…

По пресечении последнего мужского поколения сыновей моих наследство остаётся в сём роде, но в женском поколении последнее царствовавшего, как в ближайшем престолу, дабы избегнуть затруднений при переходе от рода в род, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужское лицо женскому; однако здесь применить единожды навсегда, что не теряет никогда права то женское лицо, от которого право непосредственно пришло…

Положив правила наследства, должен объяснить причины оных. Они суть следующие: дабы государство не было без наследника. Дабы наследник был назначен всегда законом самим. Дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать. Дабы сохранить право родов в наследовании, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род».

65. Какой порядок наследования престола действовал в Российской империи до принятия данного закона и кем он был определен?

66. В чём император видит преимущества вновь принятого закона по сравнению с прежним порядком наследования престола?

67. Чем было обусловлено принятие данного закона 1797 года? В чём его суть?    Укажите в общей сложности не менее трёх положений.

68. Ниже приведены две точки зрения на значение Семилетней войны.

1. Семилетняя война не отвечала национальным интересам России.

2. Семилетняя война укрепляла позиции России как европейской державы.

Приведите аргументы, подтверждающие каждую точку зрения.

69. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

       «Дней Александровых прекрасное начало» в сознании современников было связано с надеждами на решение 

основных вопросов русской жизни.

Назовите основные вопросы русской жизни того времени. Кто и как пытался решить эти вопросы?

Приведите примеры, свидетельствующие о попытках решения каждого из них.

70. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.

     В 1806-1807 гг. Александру стала очевидна необходимость выработки целостной программы преобразований. Автором такой программы и ближайшим советником императора стал М.М. Сперанский – выходец из семьи сельского священника, достигший вершин государственной карьеры благодаря трудолюбию и необычайным способностям. Сперанский по поручению царя подготовил проект реформ, носивший название «Введение к уложению государственных законов».

В чем суть проекта М.М. Сперанского? Укажите не менее трех положений.

Почему же этот проект, вначале поддержанный императором, не был реализован? Назовите не менее трех причин.

71. Ниже приведены две оценки второго периода правления императора Александра I:

1. Второй период правления императора Александра I был откровенно консервативный, а так как руководство внутренней политикой император поручил А.А. Аракчееву, являющемуся в глазах общественного мнения воплощением реакции, то эту эпоху характеризуют как «аракчеевщина».

2. Несмотря на нарастание консервативных тенденций в последнее десятилетие царствования Александра I,

этот период нельзя назвать реакционным, поскольку налицо были попытки возвращения к либеральной политике.

Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждую точку зрения.

 

Из письма Н.М. Карамзина П.А. Вяземскому.

«… Двадцать пять лет мы, невинные и неподлые, жили мирно, не боясь ни тайной канцелярии, ни Сибири: скажем ему спасибо. Могущество России также при нём не упало. В душе его было что – то ангельское. Если он, как человек, не был лучше всех нас, то и мы вместе не лучше его. Кто умел так прощать и не мстить за личные оскорбления? Любя Россию, желаю, чтобы будущие государи её уподобились ему в великодушии и во многих прекрасных свойствах».

72. Назовите имя императора, о котором пишет Н.М. Карамзин.

Укажите годы его царствования.

73. Используя текст источника и знания курса истории, назовите не менее трёх итогов деятельности указанного императора    в области внутренней политики.

74. Какую оценку внешнеполитической деятельности императора даёт автор?

Приведите не менее двух примеров, подтверждающих оценку Н.М. Карамзина.

 

 


Из письма Н.М. Карамзина П.А. Вяземскому.

«Слабой стороной русской армии была невежественность части офицерского и даже генеральского состава, хотя, конечно, не следует забывать и группы передового офицерства, из которой вышли и некоторые будущие декабристы. В 1810 г. Россия отказалась от старой, фридриховской военной системы и ввела французскую систему, но последствия этой перемены едва ли могли за два года сказаться решающим образом.

Другой слабой стороной была варварски жестокая, истинно палочная и шпицрутенная дисциплина, основанная на принципе: двух забей, третьего выучи. Аракчеевский принцип, всецело поддерживаемый царем, принцип плацпарадов и превращения полка в какой – то кордебалет, с вытягиванием носков ит.п., уже вытеснял (но ещё не вполне успел вытеснить к 1812 году) суворовскую традицию – подготовки солдата к войне, а не к «высочайшим» смотрам.

Третьей слабой стороной было неистовое хищничество: не только воровство разных «комиссионеров» и прочих интендантских чинов, но казнокрадство не всех, конечно, но многих полковых, ротных, батальонных и всяких прочих командиров, наживавшихся на солдатском довольствии, кравших солдатский паек.

Тяжка, вообще говоря, была участь солдата, так тяжка, что бывали случаи самоубийств солдат именно по окончании войн, так как на войне легче приходилось иной раз, чем во время мира; увечья и смерть в бою казались краше, чем выбивание челюстей и смерть при проведении сквозь строй в мирное время. На войне зверство начальников не проявлялось так, как во время мира.

Конечно, нельзя рисовать всё исключительно черной краской: офицеры не все были ворами и зверями, и среди них были такие, которые хорошо относились к солдатам, были и генералы, обожаемые солдатами…

И ещё два обстоятельства не следует упускать из вида: ещё Герцен настойчиво утверждал, что офицерство и генералитет при Александре были в среднем все – таки более гуманны к солдату, чем в николаевские времена, после декабрьского восстания, а помимо всего в грозную годину, о которой тут идет речь, даже палач Аракчеев временно присмирел».

 

20. Период правления какого самодержца описывается в мемуарах?

Назовите хронологические рамки его правления.

 

21. Какую российскую проблему называет автор мемуаров?

Какое нововведение в армии тесно связано с именем Аракчеева? Когда оно было введено?

 

22. Используя знания из курса истории, объясните, какие цели это нововведение преследовало. Назовите не менее трёх целей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 458.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...