Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Постановка свистящих звуков




Серия

«Мир вашего ребенка»

Г. В. Ханьшева

ПРАКТИКУМ ПО ЛОГОПЕДИИ

КОРРЕКЦИЯ

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Ростов-на-Дону

«ФЕНИКС»

2005

Количество детей с речевой патологией имеет тен­денцию к увеличению. Речевые нарушения негативно вли­яют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребенка в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

Актуальность проблемы стимулирует постоянный по­иск новых идей и технологий, позволяющих оптимизи­ровать коррекционную логопедическую работу.

Все больше внимания уделяется психологически ори­ентированному обучению, когда весь коррекционный про­цесс планируется «от ребенка», а не «от дефекта» и в программе учитывается не только структура дефекта, но и психологические особенности ребенка, предпочитаемые им стили общения, каналы получения информации и спо­собы действий.

Уже не является дискуссионным тот факт, что дети с разными учебными стилями отличаются и характером восприятия информации, и типом общения, и предпочи­таемыми видами деятельности, что индивидуум постига­ет мир, прежде всего в той репрезентативной системе, которая у него более всего развита. Если первичная реп­резентативная система визуальна, мир познается в кар­тинах, и оптический канал поступления информации наи­более адекватен (если этой системой является кинестетика — в ощущениях, если аудирование — в звуках).

При сложившейся системе педагогического воздействия дети-аудиальщики находятся в значительно лучшем по­ложении, т. к. общение и коррекционное воздействие носят преимущественно аудиальный характер. Дети визуального типа чаще всего не могут развивать в себе на­выки восприятия материала на слух в сроки, соответству­ющие средневозрастным нормам.

Кроме того, детям-логопатам свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и памяти. Еще одним фактором, накладывающим существенный отпечаток на методику коррекционной работы, является нарушение пропреоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляци­онного аппарата. Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их движений, они затрудняются по под­ражанию воспроизвести и сохранить артикуляционный уклад. Это, в свою очередь, задерживает развитие арти­куляционного праксиса, вызывает трудности при выпол­нении артикуляционных упражнений, формировании ста­тики и, особенно, динамики звука.

Специальное обучение по формированию двигательных программ и развитию кинестетического чувства позволя­ет ребенку осознанно относиться к процессу выработки различных артикуляционных укладов и осуществлять «подстройку» нормированной артикуляции к особеннос­тям строения артикуляционного аппарата до получения нормированного звука.

Результативность коррекционной работы зависит и от личностной включенности ребенка в педагогический про­цесс, осознанности выполняемых действий. Добиться чет­кого осознания ребенком предъявляемых требований бы­вает достаточно проблематично — объяснения взрослого не всегда правильно воспринимаются и понимаются ре­бенком. Для преодоления трудностей такого рода на по­мощь ребенку могут прийти зрительные опоры — симво­лические схемы — рисунки, позволяющие разгрузить аудиоканал и перевести часть передаваемой информации в зрительное поле.

Применение в коррекционной работе наглядных зри­тельных опор наиболее актуально при артикуляторно-фонематической, артикуляторно-фонетической дислалии, дизартрии, ринолалии и различных формах алалии, т.е. в тех случаях, когда страдает двигательное звено речево­го акта и формирование артикуляционной базы звуков идет особенно сложно.

Исследования, проведенные в русле теории поэтапно­го формирования умственных действий, показали, что процесс формирования у ребенка новых действий и при­емов деятельности протекает по-разному, в зависимости от того, на какой стадии развития мышления находится ребенок (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое). Стадия развития интеллекта определяет, в каком высшем для данного ребенка плане мыслитель­ной деятельности оказывается возможным давать ему схе­мы ориентировочной основы действий (ООД). Мышление детей дошкольного и младшего школьного возраста пре­имущественно наглядно-образное, и, следовательно, наи­более логично составление схемы ООД в наглядном плане. Качество схемы ООД (полнота и правильность указания в ней цели, системы ориентиров, последовательности выпол­нения действий, возможности контроля) во многом опре­деляет качество полученного навыка.

Зрительные опоры могут широко использоваться на всех этапах коррекционной работы. В течение 5 лет авто­ром была апробирована система использования зритель­ных схем, позволяющих конкретизировать требования к выполнению артикуляционных упражнений, произноше­нию звука и т. д., поэтапно продвигать ребенка к преодо­лению свойственных ему трудностей. Количество зритель­ных опор определяется индивидуально, но требования к их качеству постоянны, в них должна отражаться сущ­ность, центральное звено формируемого действия.

Схемы рисуются логопедом на карточках или в инди­видуальной тетради только в случае затруднений. К уп­ражнениям, не представляющим трудности, рисуется символ, связанный с названием и позволяющий соблюдать очередность. Использование минимального количества схем позволяет максимально сосредоточить внимание на наиболее проблемных позициях.

Наиболее распространенными нарушениями при ди­зартрии являются недостаточный подъем кончика язы­ка, нарушенная скорость в образовании смычки, непра­вильные структуры, используемые в контакте, недоста­точное или чрезмерное напряжение и неправильное на­правление воздушного потока.

При подборе комплекса упражнений необходимо про­вести кинетический анализ дефектных звуков и артику­ляционной моторики, что позволит определить моторный механизм нарушенного звукопроизношения и обосновать программу коррекционной работы.

При составлении комплекса артикуляционной гимна­стики логопед должен представлять цели выполнения каждого упражнения и давать ребенку четкие, лаконич­ные инструкции в доступной форме. Необходимо также обозначить последовательность действий, точки и спосо­бы контроля за правильностью выполнения упражнений, а также специфические требования {степень напряжен­ности, длительность удержания позиции, темп движений и т. д.).

После выработки умения принимать и удерживать за­данную артикуляционную позицию можно переходить от статических упражнений (удержание позы) к упражне­ниям, направленным на развитие координации речевых движений. Возможен и другой вариант, когда изолиро­ванное произвольное движение (например, подъем языка вверх) недоступно, но сохранно в непроизвольном двига­тельном акте (облизывание верхней губы). В этом случае выработка произвольного статического положения идет от доступного движения через замедление темпа и при­влечения для контроля визуального канала.

Перестройка отношения к собственной артикуляции, направление внимания ребенка на моторный компонент, который ранее им не осознавался, позволяет сформиро­вать осознанное отношение к статике и динамике звука.

Ребенка-логопата можно и нужно специально обучать созданию двигательных программ, умению анализировать и контролировать артикуляцию и коартикуляцию (совме­стные движения и взаимные приспособления языка и губ при звукопроизношении).

В силу особенностей дефекта выполнение артикуляци­онных упражнений вызывает серьезные трудности, кро­потливое и поэтапное преодоление которых просто необ­ходимо, т. к. несоблюдение требований к выполнению упражнений резко снижает результативность коррекци­онной работы.

Количество упражнений, число повторений и продол­жительность занятий определяются логопедом с учетом структуры дефекта. При необходимости диапазон отраба­тываемых позиций и зрительных опор может быть суще­ственно расширен.

Рассмотрим наиболее актуальные артикуляционные упражнения и применяемые зрительные опоры для пре­одоления характерных ошибок при их выполнении.

 Упражнение1. «Окошко» (рис. 1.1)

Цель: научить удерживать рот широко открытым. Активизировать круговую мышцу рта и подвижность вер­хней губы. Научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию на счет до 5.

Методические указания: следить, чтобы губы были растянуты, зубы должны быть видны, корень языка опу­щен, язык располагается в полости рта симметрично (рис. 1.2)

При достижении 1-й цели возможны трудности: не­возможность широко открывать рот вследствие спаечно­го процесса в области небных дужек, слабость жевательных мышц и невозможность удержания рта открытым. В случае возникновения указанных трудностей необходи­мы дополнительные упражнения для жевательных мышц, пока не появится возможность широко открывать рот.

Трудности достижения 2-й цели связаны в основном с малой подвижностью верхней губы, а также с трудностя­ми удержания в поле активного внимания двух позиций: удержание рта открытым, поднимание верхней губы. Чтобы зафиксировать внимание ребенка на двух позици­ях, добавляется рисунок (рис 1.3). Стрелки показывают направление приложения усилий. Точка с цифрами — «замри» - удержи позицию на счет до 5. Размеры рисун­ка и стрелок можно увеличивать в зависимости от уси­лий ребенка.

Достижение 3-й цели возможно после освоения пози­ции 1 и после (или вместо) освоения позиции 2.

Чтобы исключить напоминания и словесные указания (если положение языка у нижних зубов в принципе воз­можно), предлагается образ «язычок спит» (рис. 1.4), при девиации языка акцент делается на совпадение средней линии языка и щелки между первыми нижними резцами (рис. 1.5).

Упражнение 2. «Ниточка» (рис. 2.1)

Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение плотно сжимать губы.

Ход выполнения упражнения: рот закрыть, с силой сжать губы.

Методические указания: 1) следить, чтобы губы не вытягивались вперед; 2) зубы сжаты, не прикусывать губы зубами; 3) положение сжатых губ должно быть симмет­ричным (рис. 2.2).

Сосредоточить внимание ребенка на методических указаниях данного упражнения помогут следующие схе­матические обозначения. Точки фиксируют внимание на положении губ в улыбке, стрелки обозначают направле­ние усилий, цифры — удержание позиции на счет до 5 (рис. 2.3).

Если при сжимании губ их положение становится асим­метричным, необходимо дополнить схему и дать ребенку ориентиры для определения и контроля симметрии (рис. 2.4).

Если симметричное положение губ невозможно, при­меняют механическую помощь — удержание пальцами более подвижного угла рта и оттягивание противополож­ного. При сохранении трудностей необходимо расширить комплекс мимических упражнений.

В том случае, когда при сжимании губ ребенок размы­кает зубы, перенося тем самым часть нагрузки на жева­тельные мышцы, необходимо выполнять упражнение в два этапа.

1. Губы в улыбке слегка разомкнуть и убедиться в том, что зубы сжаты. Рукой зафиксировать положение нижней челюсти (рис. 2.5).

2. Плотно сжать губы, продолжая контролировать ру­кой отсутствие движений нижней челюсти (рис. 2.6).

После того, как ребенок научится выполнять упраж­нения 1 и 2 с соблюдением всех методических указаний, можно переходить от удержания позиций к поочередно­му выполнению названных упражнений.

 Упражнение 3. «Заборчик» (рис. 3.1)

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыб­ке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Ход выполнения упражнения: верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет до 5 (рис. 3.2).

Методические указания: 1) следить, чтобы при улыб­ке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы; 2) если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его опускать нижнюю губу; 3) нижняя челюсть неподвижна; 4) улыбка симметричная.

Направление усилий обозначается стрелками, удержа­ние позиции — точкой и цифрами (рис. 3.3).

При асимметричном оскале: временно осуществлять механическую помощь пальцами, расширить комплекс мимических упражнений, ввести ориентиры для контро­ля симметричности (соотношение углов рта и глаз, со­впадение середины губы, носа и щелки между резцами) (рис. 3.4).

 Упражнение 4. «Трубочка» (рис. 4.1)

Цель: выработать движение губ вперед.

Ход выполнения упражнения: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5 (рис. 4.2).

Методические указания: следить, чтобы при вытяги­вании губ вперед не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты.

Направление усилий обозначается стрелками, удержа­ние позиции — точкой и цифрами (рис. 4.3).

Если при вытягивании губ ребенок размыкает челюс­ти, необходимо выполнять упражнение в два этапа.

1.Проверить смычку зубов визуально, слегка приотк­рыв губы. Рукой зафиксировать положение ниж­ней челюсти (рис. 4.4).

2. Вытянуть губы вперед, контролируя рукой отсут­ствие движений нижней челюсти (рис. 4.5).

В том случае, когда произвольное вытягивание губ вперед отсутствует, необходимо проверить наличие непро­извольного вытягивания губ (в большинстве случаев со­хранного). Можно предложить ребенку удержать губами трубочку, карандаш, дотянуться до конфеты.

После освоения упражнений 3 и 4 с соблюдением всех методических указаний рекомендуется переходить к их поочередному выполнению.

Упражнение 5. «Лопатка» (рис. 5.1)

Цель: выработать умение удерживать напряженный язык в распластанном положении.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть рот, положить широкий передний край напряженного языка на нижние зубы. Удерживать поло­жение на счет до 5 (рис. 5.2).

Методические указания: 1) губы растянуть в улыб­ку; 2) следить, чтобы нижняя губа не поддерживала язык; 3) боковые края языка должны касаться углов рта; 4) язык широкий, тонкий, напряженный; 5) следить, что­бы язык не отклонялся в сторону.

Если ребенку не удается сделать язык широким, мож­но похлопать по языку шпателем или предложить ребен­ку, слегка высунув язык изо рта, похлопать по нему гу­бами. Визуально зафиксировать распластанное положе­ние языка (рис. 5.3). Затем можно переходить к освое­нию удержания языка в распластанном положении на нижней губе. Когда удержание распластанного языка на нижней губе станет доступно, немного приподнять шпа­телем язык так, чтобы стали видны нижние зубы, и по­просить ребенка самостоятельно удерживать язык в та­ком положении (рис. 5.4). Точка с цифрами - удержание позиции на счет до 5.

При отклонении языка в сторону предлагаются ориен­тиры для контроля симметрии (рис. 5.5).

Актуальность данного упражнения связана с тем, что напряженный широкий язык, смыкающийся с коренны­ми зубами, входит в артикуляционный уклад подавляю­щего большинства звуков.

Упражнение 6. «Иголочка» (рис. 6.1)

Цель: вырабатывать умение удерживать язык узким.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык просунуть меж­ду зубами. Удерживать на счет до 5 (рис. 6.2).

Методические указания: 1) губы растянуты в улыбку без напряжения; 2) язык не загибается и не касается губ; 3) следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.

Если язык не выходит из полости рта, стрелкой на схеме обозначить направление движения (рис. 6.3).

Если одновременно с движением языка вперед проис­ходит вытягивание губ, обратить внимание ребенка на растянутое положение губ, на первых этапах использо­вать механическую помощь — удерживать углы рта паль­цами (рис. 6.4).

При девиации языка в сторону ввести ориентиры для контроля симметрии (рис. 6.5).

Упражнение 7. «Маятник» (рис. 7.1)

Цель: развивать подвижность языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажив зубы. Узкий язык просунуть между резца­ми. Поворачивать язык вправо и влево к уголкам губ (рис. 7.2).

Методические указания: 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвиж­ной; 2) движения языка должны быть симметричными; 3) язык не загибается и не касается губ.

Внимание ребенка необходимо обратить на симметрич­ность усилий и фиксацию центральной позиции языка (рис.7.3). Упражнение выполняется под счет. Контроли­руются равномерность и точность усилий (раз — язык впе­ред, два — вправо, три - вперед, четыре - влево).

Если при боковых движениях язык опускается на ниж­нюю губу (или загибается на верхнюю), вернуться к уп­ражнению № 6 (рис. 6.2).

Для исключения возникающих боковых движений нижней челюсти, а, иногда, и поворотов головы, внима­ние ребенка необходимо обратить на недопустимость этого и предложить контролировать отсутствие движения челюсти рукой (рис. 7.4). На первых этапах — удержание подбородка рукой.

При совместных боковых движениях языка и губ, на первых этапах — удержание углов рта пальцами, затем — контроль за положением углов рта (рис. 7.5).

Упражнение 8. «Качели» (рис. 8.1)

Цель: вырабатывать умение поднимать язык вверх. Развивать точность и активность кончика языка, умение бистро менять положение языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на ниж­нюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз. На счет «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу) (рис. 8.2, рис. 8.3).

Методические указания: 1) следить, чтобы работал, только язык, а нижняя челюсть и губы оставались непод­вижными; 2) язык должен оставаться широким; 3) сле­дить, чтобы при подъеме языка вверх нижняя губа не поддерживала язык.

Внимание ребенка обращается на симметричное поло­жение языка, на недопустимость девиации, предлагают­ся точки контроля за соблюдением симметрии (рис. 8.4).

Если подъем языка вверх (или активное загибание кончика языка вниз) недоступен, рекомендуется приме­нение механической помощи. При сужении языка вер­нуться к выполнению упражнения № 5.

Когда умение поднимать и опускать широкий язык будет сформировано, переходят к поочередной смене по­ложений языка сначала в медленном, затем в среднем темпе. Контролируются равномерность и точность дви­жений (рис. 8.5).

Упражнение 9. «Маленькие качели» (рис. 9.1)

Цель: увеличить подвижность, развивать точность и активность кончика языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, слегка при­открыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу. Выполнять мелкие движения передним краем языка вверх-вниз (рис. 9.2., 9.3).

Методические указания: 1) язык остается широким; 2) нижняя челюсть неподвижна; 3) активно работает толь­ко кончик языка.

При невозможности выполнять мелкие движения кон­чиком языка используется механическая помощь. Возмо­жен переход к указанному упражнению от упражнения № 8 через постепенное втягивание языка в полость рта.

Упражнение 10. «Вкусное варенье» (рис. 10.1)

Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука «III».

Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону (рис. 10.2).

Методические указания: 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подса­живала» язык наверх; 2) язык должен быть широким, а его боковые края касаться углов рта; 3) если упражнение не получается, вернуться к упражнению № 5. Как только язык станет распластанным, шпателем поднять его на­верх и завернуть на верхнюю губу.

Необходимо обратить внимание ребенка на активные движения широкого языка. Широкий передний край языка полностью накрывает верхнюю губу, плотно прижи­маясь к ней, боковые края языка смыкаются с углами рта, таким образом, язык принимает форму чашечки (рис. 10.3).

Положение языка симметричное, предлагаются ори­ентиры для контроля симметрии (рис. 10.4).

Напряженное загнутое положение кончика языка со­храняется при движении языка по губе и при втягива­нии в полость рта.

Упражнение 11. «Кошка лакает молоко» (рис. 11.1)

Цель: вырабатывать умение быстро менять положения языка, активизировать боковые края и кончик языка.

Ход выполнения упражнения: рот полуоткрыт, губы улыбаются. На счет «раз широкий язык загнуть к под­бородку, на счет «два» приподнять передний и боковые края языка, чтобы язык принял форму чашечки. На счет «три» — не теряя положения чашечки, втянуть язык в полость рта (рис. 11.2, 11.3).

Методические указания: 1) следить, чтобы нижняя челюсть и губы оставались неподвижными, работает толь­ко язык; 2) следить, чтобы форма чашечки сохранялась и в полости рта; 3) следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.

Выполнение указанного упражнения предъявляет до­статочно высокие требования к развитию коартикуляции, поэтому переходить к его освоению рекомендуется, толь­ко убедившись в доступности выполнения его элементов (удержание губ в полуулыбке, движение языка вверх и т. д.). Как правило, выполнение упражнения не вызывает затруднений после отработки упражнений № 9 и № 10.

При совместных движениях языка и нижней челюсти рекомендуется на первых этапах удержание подбородка рукой, а затем контроль рукой за отсутствием движений (рис. 11.4).

При сохраняющейся девиации необходимо уделить больше внимания упражнениям, развивающим боковые движения языка, а также предложить ребенку усилить волевой контроль симметричного положения языка и предложить ориентиры для контроля, аналогично рисун­кам 9.4, 8.3.

Упражнение 12. «Катушка» (рис.12.1)

Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать силу и точность движений кончика языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком широкого языка с силой упереться в ниж­ние зубы. Удерживать в заданном положении на счет до 5. Выполнять мелкие движения выгнутым языком впе­ред-назад, не отрывая языка от зубов (рис. 12.2, 12.3).

Методические указания: 1) следить, чтобы язык оста­вался широким, боковые края касались коренных зубов;

2) контролировать симметричное положение языка;

3) контролировать наличие желобка, идущего по средней линии языка.

Настоящее упражнение является базовым для поста­новки свистящих звуков. Важно отработать умение удер­живать кончик языка за нижними зубами и смычку между боковыми краями языка и зубами.

При девиации в качестве ориентиров для соблюдения симметрии предлагается щелка между первыми резцами и средняя линия языка.

На первых этапах освоения позиции допускается удер­жание языка в заданном положении зубами.

При совершении выгнутым языком движений необхо­димо обратить внимание ребенка на поддержание плот­ной смычки кончика языка с резцами.

При отсутствии желобка слегка нажать на язык зон­дом №1, стимулируя тем самым напряжение и прогиба­ние языка по средней линии (рис 12.4.)

Упражнение 13. «Барабанчик» (рис. 13.1)

Цель: укреплять мышцы кончика языка. Вырабаты­вать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, много­кратно и отчетливо произнося звук «д». Сначала звук произносить медленно, затем ускоренно (рис. 13.2).

Методические указания: 1) рот должен быть все вре­мя открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык; 2) следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим; 3) кончик языка не должен заворачиваться; 4) звук «д» нужно про­износить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Выполнение данного упражнения становится доступ­ным, когда у ребенка сформируется умение выполнять его элементы (удерживать рот в полуулыбке, рот полуот­крытым, широкий язык за верхними зубами). Если коартикуляционные навыки ребенка развиты недостаточно, необходимо разложить данное действие на отдельные опе­рации и обратить внимание ребенка на обязательный кон­троль всех позиций одновременно.

1. Губы улыбаются.

2. Зубы разомкнуты на расстояние одного пальца. Если удержание раствора зубов вызывает затруднения, на первых этапах можно рекомендовать использо­вать механическую помощь — прикусывать корен­ными зубами карандаш.

3. Широкий язык поднят за верхние зубы и выполня­ет мелкие удары (рис. 13.3).

Внимание ребенка необходимо обратить на симметрич­ное положение языка в полости рта и предложить ориен­тиры для контроля симметрии (рис. 13.4), а также на максимально мелкие движения языка. Необходимо стре­миться к тому, чтобы основная масса языка была непод­вижна, боковые края прижаты к коренным зубам, а дви­гался только кончик языка.

Наличие толчка выдыхаемого воздуха контролирует­ся тактильно или поднесением ко рту полоски бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет от­клоняться (рис. 13.5).

Данное упражнение является базовым для постановки звука «Р».

Упражнение 14. «Блинчик» (рис. 14.1)

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы язы­ка, удерживать его широким, распластанным.

Ход выполнения упражнения: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепы­вая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удержи­вать широкий язык в спокойном положении и при от­крытом рте под счет от одного до пяти-десяти (рис. 14.2).

Методические указания: 1) нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; 2) язык дол­жен быть широким, края языка касаются углов рта, рис. 14.3; 3) похлопывать язык губами несколько раз на од­ном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух; 4) язык расположен в полости рта симметрично (рис. 14.4).

Одновременно это упражнение способствует выработ­ке направленной воздушной струи.

Упражнение 15. «Почистим зубы» (рис. 15.1)

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из сторо­ны в сторону, потом снизу вверх (рис. 15.2).

Методические указания: 1) губы неподвижны, нахо­дятся в положении улыбки; 2) следить, чтобы язык дви­гался у десен, а не скользил по верхнему краю зубов; 3) следить, чтобы при движении снизу вверх язык был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Наиболее распространены следующие трудности: совме­стные боковые движения языка и нижней челюсти, девиация языка, размашистые, неточные движения языка.

При наличии дополнительных движений нижней че­люсти внимание ребенка необходимо обратить на недопу­стимость этого и предложить контролировать отсутствие подвижности рукой (рис. 15.3). После предварительного ощупывания руками зафиксировать точки начала и окон­чания движения — от десны до верхнего края нижних резцов (рис. 15.3). На первых этапах при «выскакива­нии» языка из-за зубов рекомендуется придерживать кон­чик языка пальцем.

В дополнение к рассмотренным рисункам и схемам широко используются различные символы: стрелки раз­ного размера и конфигурации для фиксации внимания на направлении и объёме движения, прилагаемом уси­лии; волнистые линии для обозначения плавности, дли­тельности движения или выдоха; пунктирные линии для обозначения дискретности; точки как знак остановки и удержания позиции (рис 16.1).

Применение таких дополнительных средств позволяет активизировать внимание и максимально точно направ­лять усилия на наиболее проблемные движения, детально отрабатывать элементы сложных моторных актов, по­могает подвести ребенка к осознанию необходимости четкого артикулирования.

Освоение приведенных выше артикуляционных упраж­нений способствует достижению основной цели подгото­вительного этапа коррекции звукопроизношения — совер­шенствованию артикуляционной моторики (увеличению объема, точности произвольных движений, улучшению динамических характеристик).

Для успешной постановки и автоматизации звуков также необходим определенный уровень развития фоне­матического слуха - ребенка необходимо научить слу­шать и слышать звуки, определять наличие и, по воз­можности, место звука в слове, различать оппозицион­ные звуки. Работа по совершенствованию фонематичес­кого слуха продолжается на всех этапах коррекции зву­копроизношения.

По завершении подготовительного этапа создаются условия для успешной постановки звуков.

Постановка свистящих звуков

После отработки всех артикуляционных позиций, не­обходимых для произношения свистящих, переходят к формированию статики звука «С», являющегося базовым для всей группы свистящих, схематично изображая ос­новные компоненты ООД.

1. Цель — звук «С». Речевой звук связывают со зри­тельным образом: струя пара, выходящая из чайника (рис.С-1).

2. Положение органов артикуляции (рис. С-2):

а) губы слегка растянуты в улыбку;

б) зубы раскрыты на 1—2 мм;

в) кончик языка упирается в нижние резцы, боко­вые края прижаты к коренным зубам, вдоль язы­ка по средней линии образуется желобок.

Целью проводимых на данном этапе упражнений яв­ляется формирование умения одновременно выполнять и контролировать правильность выполнения всех указан­ных позиций

После отработки статики переходят к динамике зву­ка. Предлагаются символы для контроля качества дей­ствий: наличие холодной воздушной струи, направлен­ной вниз (рис. С-3), совпадение полученного и нормиро­ванного звука.

Зрительно контролируется положение языка у ниж­них зубов. Тактильно — ощущение холодной воздушной струи, направленной вниз. Аудиально — совпадение по­лученного и нормированного звука.

3. При необходимости вводятся дополнительные зри­тельные опоры:

а) если имеется девиация языка, рисунок дается под другим углом, позволяющим фиксировать сре­динное положение языка, предлагаются ориен­тиры для контроля симметрии (рис. С-3);

б) при носовой утечке воздуха с ребенком обсужда­ется функция мягкого неба и предлагаются сле­дующие образы: полости рта и носа разделены дверцей (мягким небом). Если дверца закрыта, звуки и выдох направляются в рот, а если двер­ца открыта, - в нос. Желательно связать образы со звучанием: изо рта звуки вылетают яркие, сильные, а изо рта выползают грустные, слабые. Наблюдение за работой мягкого неба осуществ­ляется перед зеркалом. Если ребенок принимает указанные образы, ему предлагаются следующие рисунки-схемы (рис. С-5).

После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается, в каком именно звене была допущена ошиб­ка, и проблемная операция находится на схеме. Напри­мер, слишком плотно сомкнуты зубы, язык отклонился в сторону, пропал желобок и т. д.

Такая последовательность действий и наглядность по­зволяют ребенку разложить сложное движение на отдель­ные составляющие — операции — и осуществлять целе­направленную подстройку к нормированной артикуляции.

Звук «3» (рис. 3-1) ставится аналогично звуку «С», характеризуется дополнительной фонацией голосовых связок. Артикуляционный профиль звука (рис. 3-2).

Мягкие звуки «Сь», «Зь» характеризуются большим напряжением языка и большим выгибанием переднесредней части языка по направлению к твердому небу.

Постановка звука «Ц»

Звук «Ц» - аффрикат, состоит из звуков «Т» и «С». Постановка звука производится на базе хорошо отрабо­танного звука «С» и требует тонко дифференцированного движения передней части языка.

Компоненты ООД.

1. Цель — звук «Ц». Речевой звук связывается со зри­тельным образом (рис. Ц-1). Артикуляционный профиль звука рис. Ц-2.

2. Положение органов артикуляции рис Ц-3:

а) губы в улыбке;

б) зубы сближены;

в) кончик широкого языка опущен и упирается в нижние зубы, боковые края прижаты к корен­ным зубам;

г) передняя часть спинки языка смыкается с небом у альвеол;

д) воздух выдыхается толчком в момент образова­ния желобка, проходящего по средней линии языка, и размыкания языка с небом.

Зрительно контролируется положение широкого выгну­того языка за нижними зубами, тактильно толчок выды­хаемой холодной воздушной струи (рис. Ц-4), аудиально -совпадение полученного и нормированного звука «Ц».

3. Наиболее распространенные ошибки:

а) отсутствие смычки передней части языка с аль­веолами, слышится звук, близкий к «С». Обра­тить внимание на более крутое, по сравнению со звуком «С», изгибание языка (указанное на ар­тикуляционном профиле);

б) слишком плотная смычка передней части языка с альвеолами, и отсутствие желобка в момент выдоха (рис. Ц-5). Зондом №1 осуществить раз­мыкание в момент выдоха.

Постановка шипящих

После отработки всех артикуляционных позиций, не­обходимых для постановки шипящих, переходят к фор­мированию статики звука «Ш», являющегося базовым для всей группы шипящих.

Основные компоненты ООД изображаются схематично.

1. Цель — звук «Ш». Речевой звук связывают со зри­тельным образом: шелест листьев на дереве, шипение гуся или змеи (по выбору ребенка) (рис. Ш-1). Артикуляцион­ный профиль звука (рис. Ш-2).

2. Положение органов артикуляции (рис. Ш-3):

а) губы в полуулыбке (характерное для нормиро­ванной артикуляции положение губ рупором на этапе постановки не используется для предотв­ращения участия щек в образовании звука);

б) рот приоткрыт, зубы разомкнуты на 3—5 мм;

в) широкий язык поднят к альвеолам за верхними зубами, но не прижат, боковые края языка при­легают к верхним коренным зубам.

3. После отработки статики переходят к динамике звука.

Зрительно контролируется положение широкого язы­ка, поднятого за верхние зубы.

Тактильно — наличие теплой воздушной струи, направ­ленной по средней линии. Температура и направление воздушной струи контролируются поднесением ладони к губам.

Аудиально — совпадение полученного и нормированного звука.

После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука (сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным взрослым, а затем с опорой на слуховую память). Если имеется рас­хождение с нормированным звучанием, с ребенком об­суждается, в каком именно звене была допущена ошиб­ка, и находят на схеме проблемную операцию.

Наиболее распространенные ошибки: неправильная работа губ, сжимание зубов, плотное смыкание языка с альвеолами и пропускание воздушной струи через прови­сающий боковой край, сужение языка, слишком слабый выдох или направление воздушной струи в нос.

Во всех случаях возникновения затруднений необхо­димо вернуться на этап выработки статики звука и убе­диться, что удержание позиции ребенку доступно и про­блемы возникают только в динамике. Если статика звука недоступна, необходимо вернуться к артикуляционным упражнениям, возможно, расширив их спектр с учетом конкретных затруднений или к артикуляционному мас­сажу.

Если проблемы возникают только в момент произнесе­ния звука, на схеме совместно с ребенком находится про­блемная позиция и создаются дополнительные зритель­ные опоры, позволяющие актуализировать недостатки артикулем, и способы контроля за их правильным вы­полнением:

а) при слишком слабом выдохе предлагается тактиль­ный контроль силы воздушной струи (рис. Ш-4);

б) при девиации языка предлагаются ориентиры для контроля симметрии (рис. Ш-5);

в) при сужении языка (рис. Ш-6).

Звук «Ж>> ставится на базе звука «Ш» включением голоса (рис. Ж-1). Артикуляционный профиль звука (рис. Ж-2).

Звук «Щ» (рис. Щ-1), как правило, удается вызвать по подражанию или с механической помощью, припод­няв зондом снизу переднесреднюю часть языка ближе к небу. Для сравнения ребенку предъявляются артикуля­ционные профили звуков «Ш» — «Щ» (рис. Щ-2).

Звук «Ч» (рис. 4-1) — аффрикат, состоящий из зву­ков «Ть» и «Щ». Если доступна нормированная артику­ляция указанных звуков, то постановка, как правило, не вызывает затруднений. Ребенку предлагается усиленно произносить звук «Ть», несколько оттянув язык назад, (от верхних резцов к альвеолам), а затем протянуть звук.

Основная трудность — моментальная смена положений передней части языка и удержание смычки между корен­ными зубами и боковыми краями языка. В осмыслении этой позиции ребенку может помочь артикуляционный профиль, на котором подчеркивается мгновенная смена взрывного элемента фрикативным (рис. 4-2).

На начальном этапе постановки звука можно прижать края языка к коренным зубам средним и указательным пальцами.

Постановка звука «Л»

Наиболее распространенной и результативной являет­ся межзубная постановка звука «JI». Впоследствии, на этапе автоматизации звука осуществляется перевод язы­ка в зазубное положение.

Компоненты ООД.

1. Цель: звук «Л». Речевой звук связывают со зри­тельным образом — летящий в небе самолет (рис. Л-1). Артикуляционный профиль (рис. Л-2).

2. Положение органов артикуляции (рис. Л-3):

а) губы в полуулыбке;

б) кончик языка зажат зубами;

в) язык узкий, между боковыми краями языка и коренными зубами (с одной или с двух сторон) образуется щель, по которой проходит воздух.

Зрительно контролируется положение языка, аудиально — совпадение полученного и нормированного звука, кинестетически — наличие слабой, чуть теплой воздуш­ной струи.

3. Наиболее распространены ошибки:

а) язык оттягивается в глубь рта, слышится звук, близкий к «Ы». Внимание ребенка акцентирует­ся на положении языка между зубами (рис. Л-4);

б) отсутствие плотной смычки. На схеме стрелкой обозначается направление усилия (вперед), пред­лагается не только удерживать язык на зубах, но и упереться в зубы (рис. Л-5);

в) неправильное положение губ, когда зубно-язычная артикуляция заменяется губно-губной или губно-зубной. Схема фиксирует внимание на по­ложении губ (рис. Л-6). Возможно временное удержание губ в правильной позиции пальцами или зондом. Удержание губ в улыбке необходимо только на этапе постановки звука. В дальней­шем при нормированной артикуляции звука «Л» губы нейтральны и принимают положение сле­дующего гласного;

г) неправильный выдох — форсированный (слышится звук, близкий к «Ф», образованный при участии щек) или носовой (слышится звук близкий к «Н»). Внимание ребенка обращается на участие мягкого нёба, ротовой выдох и плавную воздуш­ную струю с участием голоса (рис. Л-7). Так­тильно контролируется отсутствие носовой утеч­ки и «взрывной» воздушной струи. Воздушная струя очень слабая, устойчивая, чуть теплая (рис. Л-8).

Звук «Ль» является звуком раннего онтогенеза, и его произношение нарушается значительно реже. Часто звук «Ль» появляется спонтанно в процессе работы над звуком «Л» или вызывается по подражанию. Артикуляция мягко­го звука «Ль» отличается от твердого «Л» подъемом переднесредней части спинки языка по направлению к твердо­му небу и некоторым продвижением вперед всей массы язы­ка. Артикуляционный профиль звука (рис. Ль-1).

Постановка звука «Р»

Приступать к постановке звука «Р» рекомендуется после отработки ряда позиций, необходимых для произ­ношения звука: умение открывать рот не менее чем на 2 пальца и удерживать эту позицию, удерживать язык в положении «ковшика», свободный подъем языка вверх, дифференцированная подвижность кончика языка при фиксированном положении боковых краев.

Компоненты ООД.

1. Цель — звук «Р». Речевой звук связывают со зри­тельным образом по выбору ребенка — трактор и т. п. (рис. Р-1). Артикуляционный профиль (рис. Р-2).

2. Положение органов артикуляции (рис. Р-3):

а) губы в полуулыбке;

б) зубы приоткрыты на 1—2 пальца;

в) широкий язык поднят к альвеолам;

г) боковые края языка плотно прижаты к корен­ным зубам для обеспечения сильной воздушной струи (рис. Р-4);

д) под воздействием сильной воздушной струи кон­чик языка начинает вибрировать (рис. Р-5).

Зрительно контролируются положение языка за верх­ними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно — теплая прерывистая струя. Аудиально - наличие рокочу­щего звука.

1. Наиболее распространенные ошибки:

а) при выдохе язык сужается. Внимание ребенка необходимо зафиксировать на обязательном удер­жании смычки боковых краев языка и корен­ных зубов (рис. Р-б);

б) при выдохе язык опускается, воздушная струя проходит свободно, не вызывая вибраций. Ребен­ку предлагается «привязать» язык к альвеолам или поддержать язык снизу пальцем или зондом (рис. Р-7);

в) слишком слабая воздушная струя. Необходимо от­работать силу выдоха специальными упражнени­ями и осуществлять контроль усилий (рис. Р-8).

При возникновении каких-либо других затруднений необходимо провести кинетический анализ ошибок и объяснить ребенку способы их преодоления.

ЗВУК «Рь» (рис. Рь-1) ставится или по подражанию на базе звука «Р» через его слияние с гласными второго ряда, или путем продвижения вибрирующего кончика языка от альвеол к самым резцам. Изменение положения языка обсуждается с ребенком, сравниваются артикуля­ционные профили звуков «Р» — «Рь» (рис. Рь-2).

Инструкция по работе с карточками

Внимательно прочитайте название, цель, ход выпол­нения, методические указания к выполнению упражне­ния.

Из приложения возьмите (вырежьте) карточки, пер­вая цифра на номере которых соответствует номеру уп­ражнения. Разложите карточки таким образом, чтобы они не были видны ребенку.

Предъявляйте ребенку карточки так, как указано в методических указаниях по выполнению упражнения.

Дальнейшее предъявление карточек зависит от труд­ностей, с которыми сталкивается ребенок в каждом кон­кретном случае. Помните, что карточки предъявляются ребенку только в том случае, когда возникают трудности и ошибки при выполнении упражнения или формирова­нии артикуляционного уклада звука.

Одновременно в зрительном поле ребенка может нахо­диться 2—3, максимум 4 карточки. По мере преодоления трудностей количество карточек, которые предъявляют­ся ребенку, сокращается.

На карточках можно дорисовать (или наложить сверху) дополнительные сигнальные обозначения: стрелки — для указания направления движения или усилий, восклица­тельный знак — символ особого внимания, точку (кру­жок) или точку с цифрами, как знак удержания позиции при выполнении статических упражнений.

Заключение

Особую роль применение предложенных приемов при­обретает в условиях поликлиники, когда значительная часть работы должна проводиться родителями дома.

Проведенный логопедом кинетический анализ наруше­ния звукопроизношения и моторной недостаточности по­зволяет разработать ООД (ориентировочную основу дей­ствий) для каждого упражнения артикуляционной гим­настики. Использование системы зрительных опор воо­ружает родителей и ребенка дополнительными средства­ми контроля за соблюдением требований, способствуя таким образом повышению эффективности упражнений.

Кроме зрительных, рекомендуется использовать кине­стетические средства — ощупывание ребенком своих ор­ганов артикуляции руками, осуществление при помощи пальцев пассивных и пассивно-активных движений язы­ком и губами, имитация артикуляционных укладов кис­тями рук.

Приведенный перечень упражнений, рисунков и схем может быть существенно изменен и расширен в зависи­мости от индивидуальных особенностей.

Изложение требований в доступной форме, фиксация целей и наиболее сложных элементов в зрительных обра­зах являются хорошим средством обеспечения взаимопо­нимания и преемственности в работе всех участников коррекционного процесса и способствуют повышению его результативности.

 

Содержание

Упражнение 1. «Окошко».........................................................3

Упражнение 2. «Ниточка».........................................................4

Упражнение 3. «Заборчик».......................................................4

Упражнение 4. «Трубочка»..................................................... .4

Упражнение 5. «Лопатка»....................................................... 5

Упражнение 6. «Иголочка»..................................................... 5

Упражнение 7. «Маятник»....................................................... 5

Упражнение 8. «Качели»......................................................... 5

Упражнение 9. «Маленькие качели».......................................6

Упражнение 10. «Вкусное варенье»....................................... 6

Упражнение 11. «Кошка лакает молоко»............................... 6

Упражнение 12. «Катушка»..................................................... 7

Упражнение 13. «Барабанчик»............................................... 7

Упражнение 14. «Блинчик»....................................:................ 7

Упражнение 15. «Почистим зубы».......................................... 8

Постановка свистящих звуков.............................................8

Постановка звука «Ц».............................................................9

Постановка шипящих...............................................................9

Постановка звука «Л».............................................................10

Постановка звука «Р».............................................................11

Инструкция по работе с карточками......................................11

Заключение.............................................................................. 12

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 423.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...