Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5.1. Организация налогового контроля




1. Формы осуществления налогового контроля.

2. Ответственность за налоговые правонарушения.

 

1 Налоговый контроль — система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий.

Налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и иные уполномоченные государственные органы.

 


 

Налоговые органы и их должностные лица обязаны в том числе (ст.82 НК):

- действовать в строгом соответствии с законодательством;

- корректно и внимательно относиться к плательщика, не унижать их чести и достоинства;

- осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, вести учет плательщиков в Государственном реестре плательщиков;

- давать письменные разъяснения плательщикам по вопросам применения актов налогового законодательства,

- в порядке, установленном законодательством, проводить проверки;

- соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках;

Налоговые органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеютправо (ст.81 НК) в том числе:

1. получать от плательщика необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) документы, информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика;

2. вызывать в налоговые органы плательщиков, их представителей в отношении которых проводится проверка;

3. вносить представления (предложения) о ликвидации организаций и прекращении деятельности ИП;

4. в целях погашения задолженности по пеням, административным взысканиям в соответствии с законодательными актами;

Формы налогового контроля:

- учет плательщиков (иных обязанных лиц);

- проверка (камеральная, выездная: дополнительная и встречная);

- осмотр движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, объектов налогообложения и др.

В зависимости от времени осуществления контроля можно выделить 3 формы налогового контроля: предварительный; текущий; последующий.

Основным видом налогового контроля является проверка.

Налоговая проверка может быть камеральной и выездной, плановой и внеплановой.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, а также документов о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете плательщиком (иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических сумм налогов, сборов (пошлин) с отраженными плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, представлявшихся в налоговый орган в течение периода, подвергающегося проверке.

Выездные налоговые проверки могут быть: комплексными; рейдовыми; тематическими; встречными.

По итогам налоговой проверки должностными лицами налоговых органов составляются акт или справка.

 

При проведении налоговыми органами проверок используются методы:

  • документальной;
  • фактической;
  • сплошной;
  • выборочной проверки.

 

Документальная проверка включает:

  • изучение действующей системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;
  • исследование документов в целях установления соблюдения требований законодательства по совершенным хозяйственным и финансовым операциям;
  • анализ первичных учетных и расчетных документов с целью определения их подлинности, принадлежности и соответствия установленным требованиям;
  • сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);
  • соотнесение записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого плательщика и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от других организаций и физических лиц;
  • сличение имеющихся у проверяемого плательщика выписок банка по текущим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомление с документами, послужившими основанием для производства таких записей;
  • оценка заключенных сделок требованиям законодательства Республики Беларусь по форме, содержанию и исполнению.

 

Сплошная проверка включает анализ всех взаимосвязанных финансово–хозяйственных операций и документов, которыми оформлялись эти операции.

Выборочная проверка включает анализ части документов. При этом используется экономический анализ показателей, характеризующих различные стороны хозяйственной деятельности плательщика, с целью выявления отклонений взаимосвязанных показателей с последующим выявлением причин их образования. В ходе экономического анализа отдельные записи бухгалтерского (налогового) учета сверяются с взаимосвязанными первичными документами, выявляются неверно отраженные (не отраженные) в учете факты финансово-хозяйственной деятельности, выясняются причины ошибок и искажений, осуществляется проверка соблюдения плательщиком правил учета хозяйственных операций.

 

Способы осуществления налоговыми органами проверок:

  • проведение встречных проверок;
  • осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений и иных объектов плательщика;
  • проведение личного досмотра;
  • контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в том числе реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);
  • назначение инвентаризации имущества плательщика;
  • контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг);
  • иные определенные законодательными актами способы.

2 Ответственность за нарушение налого­вого законодательства

                      

 За совершение налоговых правонарушений (невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на плательщика обязанностей) предусматриваются следующие виды ответственности юридических лиц (ЮЛ), их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей (ИП) и иных физических лиц: административная, уголовная и уплата пеней. Уголовная ответственность в отношении должностных лиц наступает, если в результате налогового правонарушения нанесен ущерб организациям, гражданам или государству в размерах, превышающих 1000 базовых величин. Меры административной ответственности предусмотрены Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП РБ). Различаются они в зависимости от вида нарушений и их повторяемости, типа плательщика, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Налоговые органы имеют право налагать арест на имущество плательщиков с целью обеспечения взыскания в судебном порядке примененных к ним штрафов. Достаточное основание для ареста имущества – наличие не исполненного в установленный срок налогового обязательства, неуплаченных штрафов и пеней.

Меры административной ответственностиэто штрафы с должностных лиц компаний и с физических лиц за нарушение налогового законодательства;

Меры экономической ответственности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение налогового законодательства регламентируются Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Административная ответственность наступает за совершение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом одного из следующих налоговых правонарушений:

1) нарушение срока представления налоговой декларации (расчета);

2) неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа в установленный срок;

3) неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), совершённая путём занижения, сокрытия налоговой базы;

4) невыполнение или выполнение не в полном объёме налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора;

5) нарушение срока постановки на учёт в налоговом органе;

6) нарушение правил учёта объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета;

7) осуществление деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе;

Согласно КоАП РБ за допущенные административные правонарушения налагается административное взыскание в виде штрафа, величина которого может быть определена в базовых величинах и (или) в процентах. Например, неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины) плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом влекут наложение штрафа на ИП в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 2 базовых величин (БВ), а на ЮЛ – в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ. 

Нарушения и размер экономических санкций: Кодекс РБ об административных правонарушенях

В случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством плательщик обязан уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога, сбора (пошлины). Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины) с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...