Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 5.1. Организация налогового контроля
1. Формы осуществления налогового контроля. 2. Ответственность за налоговые правонарушения.
1 Налоговый контроль — система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий. Налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения. В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и иные уполномоченные государственные органы.
Налоговые органы и их должностные лица обязаны в том числе (ст.82 НК): - действовать в строгом соответствии с законодательством; - корректно и внимательно относиться к плательщика, не унижать их чести и достоинства; - осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, вести учет плательщиков в Государственном реестре плательщиков; - давать письменные разъяснения плательщикам по вопросам применения актов налогового законодательства, - в порядке, установленном законодательством, проводить проверки; - соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках; Налоговые органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеютправо (ст.81 НК) в том числе: 1. получать от плательщика необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) документы, информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика; 2. вызывать в налоговые органы плательщиков, их представителей в отношении которых проводится проверка; 3. вносить представления (предложения) о ликвидации организаций и прекращении деятельности ИП; 4. в целях погашения задолженности по пеням, административным взысканиям в соответствии с законодательными актами; Формы налогового контроля: - учет плательщиков (иных обязанных лиц); - проверка (камеральная, выездная: дополнительная и встречная); - осмотр движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, объектов налогообложения и др. В зависимости от времени осуществления контроля можно выделить 3 формы налогового контроля: предварительный; текущий; последующий. Основным видом налогового контроля является проверка. Налоговая проверка может быть камеральной и выездной, плановой и внеплановой. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, а также документов о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового органа. Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете плательщиком (иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических сумм налогов, сборов (пошлин) с отраженными плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, представлявшихся в налоговый орган в течение периода, подвергающегося проверке. Выездные налоговые проверки могут быть: комплексными; рейдовыми; тематическими; встречными. По итогам налоговой проверки должностными лицами налоговых органов составляются акт или справка.
При проведении налоговыми органами проверок используются методы:
Документальная проверка включает:
Сплошная проверка включает анализ всех взаимосвязанных финансово–хозяйственных операций и документов, которыми оформлялись эти операции. Выборочная проверка включает анализ части документов. При этом используется экономический анализ показателей, характеризующих различные стороны хозяйственной деятельности плательщика, с целью выявления отклонений взаимосвязанных показателей с последующим выявлением причин их образования. В ходе экономического анализа отдельные записи бухгалтерского (налогового) учета сверяются с взаимосвязанными первичными документами, выявляются неверно отраженные (не отраженные) в учете факты финансово-хозяйственной деятельности, выясняются причины ошибок и искажений, осуществляется проверка соблюдения плательщиком правил учета хозяйственных операций.
Способы осуществления налоговыми органами проверок:
2 Ответственность за нарушение налогового законодательства
За совершение налоговых правонарушений (невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на плательщика обязанностей) предусматриваются следующие виды ответственности юридических лиц (ЮЛ), их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей (ИП) и иных физических лиц: административная, уголовная и уплата пеней. Уголовная ответственность в отношении должностных лиц наступает, если в результате налогового правонарушения нанесен ущерб организациям, гражданам или государству в размерах, превышающих 1000 базовых величин. Меры административной ответственности предусмотрены Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП РБ). Различаются они в зависимости от вида нарушений и их повторяемости, типа плательщика, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Налоговые органы имеют право налагать арест на имущество плательщиков с целью обеспечения взыскания в судебном порядке примененных к ним штрафов. Достаточное основание для ареста имущества – наличие не исполненного в установленный срок налогового обязательства, неуплаченных штрафов и пеней. Меры административной ответственности – это штрафы с должностных лиц компаний и с физических лиц за нарушение налогового законодательства; Меры экономической ответственности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение налогового законодательства регламентируются Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Административная ответственность наступает за совершение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом одного из следующих налоговых правонарушений: 1) нарушение срока представления налоговой декларации (расчета); 2) неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа в установленный срок; 3) неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), совершённая путём занижения, сокрытия налоговой базы; 4) невыполнение или выполнение не в полном объёме налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора; 5) нарушение срока постановки на учёт в налоговом органе; 6) нарушение правил учёта объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета; 7) осуществление деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе; Согласно КоАП РБ за допущенные административные правонарушения налагается административное взыскание в виде штрафа, величина которого может быть определена в базовых величинах и (или) в процентах. Например, неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины) плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом влекут наложение штрафа на ИП в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 2 базовых величин (БВ), а на ЮЛ – в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ. Нарушения и размер экономических санкций: Кодекс РБ об административных правонарушенях В случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством плательщик обязан уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога, сбора (пошлины). Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины) с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 163. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |