Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Философские идеи эпохи Ренессанса.




Авторы

 

     Т.П. Короткая, доктор философских наук, профессор (темы 1, 2, 3, 4);

     Я.С. Яскевич, доктор философских наук, профессор (темы 5, 6, 7, 8);

В.К. Лукашевич, доктор философских наук, профессор (Введение, темы 9, 10);

М.В. Зубко,кандидат философских наук, доцент (темы 11, 12, 13, 14, Заключение).

 

Пояснительная записка

В соответствии с требованиями Типовой учебной программы «Философия» для высших учебных заведений, изучив данную дисциплину, выпускник должен знать:

- основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;

- ключевые идеи и категории философского анализа;

- основные принципы философской концепции бытия;

- фундаментальные компоненты философской теории человека;

- основные ценности современной культуры;

- социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности (в том числе профессиональной);

- основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;

- основные закономерности функционирования и развития общества, их особенности в современном мире;

- смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.

выпускник должен уметь:

- формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего философского мировоззрения;

- применять философские идеи и категории в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;

- характеризовать ведущие идеи философской картины мира, транслировать и популяризировать их;

- уметь понять и объяснить различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия;

- осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности;

- определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности;

- применять идеи гносеологии и основные методологические регулятивы научного поиска в анализе социальных и профессиональных проблем;

- формулировать и аргументировать свою идеологическую и социально-политическую позицию, определять роль своей общественной и профессиональной деятельности в функционировании и развитии основных сфер общества;

- оценивать перспективы развития важнейших социальных проблем и возможности инновационной деятельности в сфере избранной профессии по их оптимальному решению.

На достижение этих результатов направлен лекционный курс, семинарские занятия и самостоятельная работа студентов. Разработанные кафедрой философии БГЭУ планы семинарских занятий ориентированы, с одной стороны, на закрепление и конкретизацию лекционного материала, прежде всего проблемного характера; с другой – на обеспечение адекватных установок для самостоятельной работы студентов. Перечни вопросов, тематика рефератов и рекомендуемая литература составлены на основе действующей типовой программы по дисциплине «Философия». Вместе с тем в соответствии с решением Совета БГЭУ запланирован дополнительный объем учебных часов по разделу «Теория познания и философия науки» для более детального изучения структуры научного исследования, с тем, чтобы полученные знания и выработанные умения студенты впоследствии могли продуктивно использовать в своей научно-исследовательской работе.

 

 

Примерный тематический план курса

№ п/п ТЕМЫ Кол-во часов
  Введение. Философия и жизненный мир человека.  
1. Философия как социокультурный феномен. 2
2. Исторические типы классической философии. 6
3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии. 6
4. Философская мысль в России и Беларуси. 2
5. Метафизика и онтология. 2
6. Философия природы. 2
7. Проблема человека в философии и науке. 2
8. Сознание человека как предмет философского анализа. 2
9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа. 2
10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус. 6
11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии. 1
12. Основные проблемы политической философии. 1
13. Философские проблемы социальной динамики. 4
14. Философия культуры. 1
  Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI столетия. 1
  ВСЕГО: 40

 

Раздел I.Философия в исторической динамике культуры

Тема 1. Философия как социокультурный феномен.

1. Понятие философии. Философия как универсальное мировоззрение.

2. Структура философии.

3. Проблема начала философии: основные концепции.

4. Значение и образ философии в истории культуры.

 

Литература

 

1. Бибихин А. Язык философии. – М.: 1993.

2. Вайнштейн Э.С. Стержень спирали. Опыт неформальной философии. – М.: 1991.

3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: 1992.

4. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. – М.: 1991.

5. Заблуждающийся разум? – М.: 1990.

6. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопр. философии. -- 1993. №8.

7. Философский энциклопедический словарь. – М.: 1989.

8. История философии: энциклопедия. – Мн.: 2002.

9. Виндельбанд В. Что такое философия? Виндельбанд В.// Избранное: дух и история. – М.: 1995.

10. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. – М.: 1972.

11. Чанышев А.Н. начало философии. – М.: 1992.

12. Франкфорт Г., Уилсон Дж., Якобсен Г.В. В преддверии философии. Духовные искании древнего человека. – М.: 1994.

 

Темы рефератов

 

1. Место и роль философского мировоззрения в системе культуры.

 

Литература

 

—  Гильдебранд Д. Что такое философия. – СПб.: 1997.

— Заблуждающийся разум? – М.: 1990.

— Исторические типы философии. – М.: 1995.

— Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: 1992.

— Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. – М.: 1991.

— Философия и ее место в культуре. – Новосибирск: 1990.

 

2. Философия и наука.

Литература

 

— Заблуждающийся разум? – М.: 1990.

— Мировоззренческие структуры в научном познании. – Мн.: 1993.

— Перминов В.Я. Философия как метод // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. -- 1997. №5.

— Философия. Наука. Человек: конфликт или гармония? – СПб.: 1993.

 

3. Философия и религия.

 

Литература

- Современная буржуазная философия и религия. – М.: 1997.

- Наука и богословие. Антропологическая перспектива. – М.: 2004.

- Философия и ценностные формы сознания. – М.: 1978.

- Пивоваров Д.В. Философия религии. – М. – Екатеринбург.: 2006.

 

Тема 2. Исторические типы классической философии

 

Философская мысль Древнего Востока

1. Специфика философской традиции Древней Индии: принципы, идеи, категории.

2. Человек и универсум, проблема самосовершенствования. Понятие ахимсы и философия ненасилия.

3. Проблемное поле и основные школы древнекитайской философии. Рационально-практическая направленность философии Древнего Китая.

 

Литература

 

1. Древнеиндийская философия. – М.: 1972.

2. Древнекитайская философия. В 2 т. – М.: 1994.

3. Далай-Лама. Мир тибетского буддизма. – СПб.: 1996.

4. Китайская философия. Энциклопедический словарь. – М.: 1994.

5. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия – М.: 1992.

6. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. – М.: 1995.

7. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. – СПб.: 1994.

8. Степанян Т.Т. Восточная философия. Тексты. – М.: 1997.

9. Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. – СПб.: 2004.

10. Этика и ритуал в традиционном Китае. – М.: 1998.

 

Темы рефератов

 

Философия буддизма.

Литература

 

— Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. – М.: 1994.

— Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. – СПб.: 1994. Т.1.

— Судзуки Д. Основы Дзэн-Буддизма. – Бишкек: 1993.

— Тибетская книга мертвых. – М.: 2006.

— Торчинов Е.А. Введение в буддологию. – СПб.: 2000.

 

Своеобразие философствования даосских мудрецов.

 

Литература

 

- Антология даосской философии. - М.: 1994.

— Лукьянов А.Е. Лао-цзы (философия раннего даосизма). – М.: 1991.

— Лукьянов А.Е. Дао «Книги Перемен». – М.: 1993.

— Торчинов Е.А. Даосизм. – М.: 1993.

 

3. Веды: философское прочтение.

 

Литература

1. Гусева И.Р. Индуизм и мифы Древней Индии. – М.: 2005.

2. Жоль К.К. Индуизм в истории Индии. – М.: 2005.

3. Кейпер Р.Б. Труды по ведийской мифологии. – М.: 1986.

4. Ригведа. Избранные гимны. – М.: 1972.

5. Шохин В.К. Школы индийской философии. Период формирования. – М.: 2004.

 

Древнегреческая философия.

 

1. Ранняя греческая философия: идея первоначала.

2. Платон и Аристотель – вершины античной философии.

3. Проблема человека в эллинистический период.

 

Литература

1. Адо П. Что такое античная философия? – М.: 1999.

2. Антологиямировой философии. – В 4-х т.– М.: 1969. – Т. 1. Ч. 1.

3. Вернан Ж-П. Происхождение древнегреческой мысли. – М.: 1988.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. – М.: 1979.

5. Лосев А.Ф. История античной философии. – М.: 1989.

6. Фрагменты ранних греческих философов.– М.: 1989. Ч.1.

7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: 1991.

 

 

Темы рефератов

1. Специфика античной натурфилософии.

 

Литература

— Вернан Ж-П. Происхождение древнегреческой мысли. – М.: 1988.

— Лосев А.Ф. История античной философии. – М.: 1989.

— Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: 1991.

 

2.Учение Платона.

 

Литература

 – Адо П. Что такое античная философия? – М.: 1999.

 –  Антологиямировой философии. – В 4-х т.– М.: 1969. – Т. 1. Ч. 1.

 –  Васильева Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии. – М.: 2002.

 –  Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: 1999.

 –  Лосев А.Ф. История античной философии. – М.: 1989.

 –  Платон. Пир. – Соч.  – М.: 1970. Т.2.

Философия Аристотеля.

 

Литература

 

 – Аристотель. Вторая аналитика. Соч.– М.: 1978. Т. 2.

 – Адо П. Что такое античная философия? – М.: 1999.

 –  Антологиямировой философии. – В 4-х т.– М.: 1969. – Т. 1. Ч. 1.

 – Васильева Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии. – М.: 2002.

 –  Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: 1999.

 – Лосев А.Ф. История античной философии. – М.: 1989.

 

 

Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Философские идеи эпохи Ренессанса.

1. Формирование христианской традиции «отцами церкви». Бог и человек, время и вечность, история и общество в концепции А. Августина.

2.Схоластическая философия Ф. Аквинского. Проблема веры и разума, способы рационального постижения бытия Бога. Реализм и номинализм.

3. Культурная специфика эпохи Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм Ренессанса.

4.Возрожденческая натурфилософия и пантеизм.

5.Политическая философия Ренессанса.

Литература

 

1. Августин (Аврелий). Исповедь. Августин (Аврелий) // История моих бедствий /П. Абеляр. – М.: 1992.

2. Антология мировой философии. В 4 т.– М.: 1969. – Т.1. Ч.2.

3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М.: 1980.

4. Лейн Т. Христианские мыслители. – СПб.: 1997.

5. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.  – М.: 1982.

6. Рассел Б. История западной философии. В 2 т. –– М.: 1993. Т.1

7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т.– СПб.: 1997. – Т.2. Средневековье.

8. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: 1979.

9. Соколов В.В. Европейская философия ХУ-ХУП вв. – М.: 1984.

10. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. – М.: 1985

11. Штекль А. История средневековой философии. – СПб.: 1996.

 

Темы рефератов

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...