Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Вопрос 5 географическое распределение потоков мирового экспорта на современном этапе
Вопрос 1
Современное значение международной торговли. Место торговых связей в системе МЭО. МТ имеет значение для экономики страны и бизнеса Для экономики страны: 1. Участие страны в МТ способствует углублению специализации. 2. За счет МТ можно повысить массовость производства 4. Поступления от экспорта – значимый источник накопления капитала. 5. Расширение экспорта позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, что способствует росту производительности труда и доходов. МТ для бизнеса: 3. Внешняя торговля способствует снижению издержек
4. Внешняя торговля повышает прибыльность бизнеса. 6. Внешняя торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию.
Вопрос 2
Международная торговля. Её основные показатели и тенденции развития. Внешняя торговля всех стран в совокупности образует международную торговлю, в основе которой лежит международное разделение труда. В теории мировая торговля характеризуется такими основными показателями: Внешнеторговый оборот стран, представляющий собой сумму экспорта и импорта; Современные тенденции развития мировой торговли: 1. Динамика международной торговли характеризуется высокими темпами развития 2. При общем росте внешней торговли ее динамика в отдельных страна и регионах различна 3. Внешняя торговля растет более быстрыми темпами, чем общие темпы внутрихозяйственного развития стран 4. Выросли экспортная и импортная квоты многих стран 5. Географическая конфигурация мировой торговли в послевоенный период характеризуется ассиметрично Доля развитых стран в мировом экспорте 70-75%, развивающихся - 20%, бывшие социалистические страны - 10%. Ведущая роль в международной торговли - США, ЕС, Япония. 48.1% товарооборота - "большая семерка" Тенденции роста неодинаково проявляются во всех регионах развивающегося мира: o Растет доля в мировом экспорте НИС Юго-Восточной Азии: по совокупному объему внешней торговли Южная Корея, Тайвань, Индонезия, Малайзия o Возрастает доля Китая : o Имеет тенденцию к снижению роли стран Африки
Вопрос 3
Динамика развития международной торговли. Со второй половины XX века мировая торговля развивается высокими темпами. В период 1950—1998 гг. мировой экспорт вырос в 16 раз. По оценке западных специалистов период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. На современном этапе международная торговля играет важную роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества: • внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста; • зависимость стран от международного товарообмена значительно повысилась. Основные факторы, влияющие на рост международной торговли: • развитие международного разделения труда и интернационализация производства; • НТР; • деятельность транснациональных корпораций ТНК; Торговля товарами: Характерные особенности современного этапа развития МТ товарами. Ускорение развития МТТ после II мировой войны (За 40 лет до войны экспорт вырос в 3 раза, за 40 лет после войны – в 37 раз).Рост экспортной квоты, свидетельствующий о возрастающем вовлечении стран в мировую экономику, т.к. экспортная квота показывает какая доля всей произведенной продукции реализуется на мировом рынке. У некоторых стран этот показатель превышает общемировой (17%) – например, Германия, Франция, Великобритания. Вопрос 4
Товарная структура товарооборота в современной международной торговле. Товарная структура представляет собой соотношение товарных групп в мировом экспорте С 1960 г. товарная структура претерпела изменения в связи со след. тенденциями: - снизилась доля сырья, топлива и продовольствия, выросла доля готовых изделий и полуфабрикатов (72,5%), в том числе: 1. Машины, оборудование и средства транспорта (37,2%); 2. Офисное и телекоммуникационное оборудование (12,6%); 3. Автомобили (9%) Доля сырья, топлива и продовольствия в мировом экспорте снизилась с 44% в 60е гг. до 25% в настоящее время. Удельный вес продовольствия – 8,4%; сырья – 3,4%; топлива – 13,8%. Особенности динамики товарной структуры МТ: • 75% составляет продукция обрабатывающей промышленности; • 8% составляют продовольственные товары; • 12% составляет минеральное сырье и топливо. В последние годы на мировом рынке отмечается тенденция роста доли в мировом экспорте текстильной продукции и готовой продукции обрабатывающей промышленности до 77%. Общий рост экспорта машин и оборудования и химической продукции увеличился за первую половину 90-х гг. в 1,6 раза, а общий объем мирового экспорта – в 1,4 раза. В результате укрепляется тенденция к повышению в МТТ наукоемких, технически сложных изделий. Объем экспорта минерального топлива за последние 10 лет сократился более чем в 2,5 раза, что во многом объясняется политической нестабильностью в регионе его основной добычи (Ближнего Востока) и значительными колебаниями мировых цен. Незначительно, но устойчиво сокращается доля продовольственных товаров в мировом экспорте, что свидетельствует о стремлении стран к продовольственной самообеспеченности. На основании вышеизложенного можно выделить тенденции, характерные для развития МТТ и МТУ на современном этапе. Новые тенденции связаны прежде всего с НТП, изменением объекта торговли, субъектов товарного обращения и его организационно-экономических форм. Среди них: • - быстрое обновление товарной номенклатуры МТ, которое отражается в появлении на мировых рынках большого числа принципиально новых товаров, преимущественно продукции новых отраслей, сферы высоких технологий; • - рост обмена узлами, деталями, компонентами; • - относительное падение значения торговли сырьем и топливом; • - приоритетное присутствие ТНК, для которых внутрифирменная передача оборудования, комплектующих, а также информации, технологии, финансов выступает в форме международной продажи товаров и услуг;
Вопрос 5 географическое распределение потоков мирового экспорта на современном этапе
Географическое распределение потоков мирового товарооборота на современном этапе. Географическое направление международной торговли - система распределения товарных потоков между отдельными странами и их группами. Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли, это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке (промышленно развитые страны - 70-75% МТ, развивающиеся - 20%, бывшие соцстраны - 10%). Географическая конфигурация МТ (>70% экспорта): - Промышленно развитые страны > 70% экспорта, 75% импорта (США, ЕС, Япония > 60% экспорта и импорта; «Большая 7» 50% мирового товарооборота). В середине 80г. - лидер Западная Германия, США, Япония. В 90г. США занимает 1 место. - Развивающиеся страны (тенденции роста в MТ) 70r -22%, 90г. – 32%. - Высокий удельный вес новых индустриальных стран - Юго-Восточная Азия (Ю.Корея, Сянган, Индонезия, Таиланд, Индонезия, Малайзия). Растет доля Китая (сегодня он входит в 10 крупнейших торговых держав мира). 4. Тенденция снижения роли Африканских стран в МТ (кроме ЮАР) и стран Латинской Америки (кроме НИС). 10 ведущих мировых экспортеров: США, Германия, Япония. Поскольку в экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, большинство развивающихся стран представляют для них сравнительно меньший интерес как рынки сбыта такой продукции. Сложная техника часто бывает не нужна развивающимся странам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда же она им просто не по карману. Свои позиции на мировом рынке экспортеры из Азии усиливают в основном за счет стран Западной Европы.
Вопрос 6
Конкуренция в международной торговле и ее содержание. Конкуренция в международной торговле и ее содержание. Ценовая конкуренция. Группы ценовых стратегий фирм: 1. Пионерские (применяются для реализации новых и принципиально новых товаров). Виды: • снятие сливок (установление максимально высоких цен на товар, используя его рыночную новизну и высокие технико-экономические характеристики) Цели: получение быстрой прибыли для максимально возможного покрытия расходов на создание и внедрение производства нового продукта и страховки на случай падения в дальнейшем спроса на него или появления сильных конкурентов. • Что рынок вынесет. Установление максимально высокой цены, но на таком уровне, чтобы оставался текущий объем продаж. • Постепенное проникновение - установление низкой цены на внешнем рынке. Цель: расширение объема продаж и завоевание значительной доли рынка для достижения высокой рентабельности через эффект экономии за счет масштаба производства. • Жизненный цикл товара. Предусмотрительное сочетание возможностей стратегий снятие сливок и постепенное проникновение. 2. Стандартные – применяются при реализации уже известных товаров. Виды: • Первоклассный импорт продукта. Проводится фирмами, выпускающими продукцию в техническом и качественном отношении более высокого класса. Высокие расходы на рекламу продукта. • Целевая доля рынка. Низкая конкуренция и жесткая экономия фирмой. За счет более низкого уровня цен, чем у конкурентов фирма стремится завоевать и расширить долю рынка. • Целевой объем продаж. За счет снижения цены расширение объема продаж. • Входной билет на зарубежный рынок. Продукция, не имеющая преимуществ в технико-экономических характеристиках по сравнению с конкурентами. • Договорные цены с правительством. Заключается в ориентации на крупные заказы, выдаваемые государственными ведомствами зарубежных стран с установлением фиксированных договорных цен. 3. Адаптационные - при реализации устаревшего товара. Виды: • Конкурентная. Применяется в условиях, когда поставщик не имеет преимуществ перед конкурентами в технико-экономических показателях продукции. Цель: Удержаться на рынке и получить приемлемую прибыль. Обычно проводят компании-имитаторы. • Проб и ошибок. Экспериментирование с ценами. Демпинг – распространение продуктов одной страны на рынке другой, по цене нижи нормальной, если это причиняет или угрожает причинить значительный вред производству, основанному одной из стран участниц или существенно замедляет создание национальной продукции. Неценовые факторы. Связаны с улучшением потребительских свойств товара: • Конкуренция качества ( важнейший элемент неценовой конкуренции). • Техническое обслуживание. Приобретает все большее значение в современных условиях, так как все большая часть продукции становится все более технически сложной. Существенное значение имеет снабжение запасными частями. • Система продажи. В целях расширения своих продаж фирмы предлагают не только основные товары, но и сопутствующие
Вопрос 7
Рейтинг конкурентоспособности стран в международной торговле на современном этапе. Конкурентоспособность - способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены. Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы: товары, предприятия,отрасли,регионы . 1. Рейтинг глобальной конкурентоспособности ВЭФВ отчете ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности и Индекс конкурентоспособности бизнеса. С помощью этих индексов можно измерить способность экономики достичь и поддерживать стабильный экономич рост. А) Индекс глобальной конкурентоспособности (2011) составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», « Б) Индекс конкурентоспособности бизнеса (2011) составлен из 2 слагаемых: «качество нац бизнес-климата», «оценка операций и стратегий компании» Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2010-2011 возглавила Швейцария, которая в прошлогоднем рейтинге также занимала первое.Далее идут Швеция и Сингапур — второе и третье места, соответственно. Соединенные Штаты за минувший год опустились на две и ныне занимают четвертое место. Снижение позиций США авторы исследования объясняют ослаблением финансовых рынков и уменьшением макроэкономической стабильности. Экономический кризис нанес ощутимый удар по позициям России в рейтинге ВЭФ еще в прошлом году, когда страна опустилась с 51 на 63 место, потеряв сразу 12 позиций. В нынешнем списке Россия осталась, как и в прошлом году, на 63 строчке рейтинга. В докладе отмечается, что такому равновесию способствовали «незначительное ухудшение макроэкономической стабильности в некоторой мере было сбалансировано улучшениями в других сферах, особенно сфере инфраструктуры, здравоохранения и образования, а также в технологическом уровне». В то же время у экспертов вызывает опасения, что «конкурентоспособность страны страдает из-за неэффективной антимонопольной политики и серьезных ограничений в сфере торговли, включая внешнеэкон неэффективной антимонопольной политики и серьезных ограничений в сфере торговли, включая внешнеэкономическую деятельность и жесткое регулирование иностранного участия». В связи с этим, конкурентоспособность России в ключевой сфере —2. Рейтинг междун конкуренции IMD (2010). по 4-м основным направлениям: состояние экономики, состояние деловой среды, эффективность правительства, состояние инфраструктуры. Помимо основного рейтинга (табл.1), эксперты IMD приводят отдельное ранжирование стран с населением меньше и больше 20 млн человек, Лидеры рейтинга .Впервые за последние десятилетия в рейтинге IMD США уступили пальму первенства Сингапуру (1-е место) и Гонконгу (2), сразу опустившись на третью позицию. Благодаря сохраняющемуся высокому спросу в Азии, в первую десятку также вошли Австралия (5), Тайвань (8) и Малайзия (10). В 2008 г Россия занимала 47 место, в 2009 г – 49 место. Сильные стороны России: низкий гос долг, эффективность фискальной политики, объем резервов, дешевые энерготарифы для компаний. Слабые стороны: бюджетный дефицит, сокращение сборов налогов, зависимость от внеш финансирования и сырьевого сектора. В рейтинге экономич перспектив Россия заняла 55 место.
|