Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос №3: Диагностические признаки и категории (диагностические факторы). Соотношение диагностических признаков и категорий. Психодиагностический вывод.
Психологическая диагностика как теоретическая и практическая сфера психологической науки.
Психодиагностика – греч. «диа» - различать, «гностика» - знание, познание. Диагностика исп-ся в медицине, технике, педагогике, психологии. В истории психодиагностики выделяют 2 мощных направления : количественный и качественный подход (отчетливо видны уже в 20в.). Количественный – вся современная тестология. Слово «тест» ввел Гальтон. Качественная базируется на клинических методах(беседа, наблюдение, клиническая беседа). Термин «психодиагностика» появляется в 1921г. благодаря Г.Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Постепенно термин начинает распределяться и на другие методики и не только на принципы их использования но и на правила разработки. Психодиагностика- область психологической науки и одновременно важнейшая сфера психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуально психологических особенностей человека. Практические сферы применения диагностики: 1.Расстановка кадров, профотбор, профориентация 2.Оптимизация обучения и воспитания 3.Прогнозирование социального поведения 4.Консультативная практика 5.Судебно-психологическая экспертиза 6.Помощь в расследовании преступления 7.Графологическая экспертиза 8.Медицина 9.Прогнозирование психологических последствий изменения окружающей среды. 10.Диагностика личности и межличностных отношений. Этапы психологической работы: 1.Диагностика (сбор информации, выбор адекватных технологий воздействия) 2.Работа (коррекция, консультирование) 3. Вторичная диагностика(уточнения воздействия, выбор при необходимости дальнейших технологий воздействия) Психодиагностика как теоретическая дисциплина: Задается перечислением 3 сфер: 1.Предметные области психологической науки(общая и диф. психология) 2.Дифференциальная психометрика(фундамент) – занимается научной разработкой психодиагностических методик и их систематическим обоснованием. 3.Практические сферы применения психодиагностики
Вопрос №2 (по Шмелеву). Прогнозирование как основная задача психодиагностики. В практической работе психодиагностика предпринимается не ради получения информации о психических свойствах как таковых, а ради прогноза определенного социально значимого поведения — критериального поведения и соответствующего критериального показателя. Что такое «КРИТЕРИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»? В учебной деятельности критериальное поведение — это успешное обучение, а КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ — это элементарная успеваемость учащегося. Мы предпринимаем диагностику способностей учащихся для того, чтобы спрогнозировать их успеваемость. Когда нас интересует моральная воспитанность школьника или наличие определенных противоправных тенденций в развитии личности, то в качестве критериального поведения выступает соблюдение моральных и дисциплинарных норм в школе, дома, во дворе, а в юридическом смысле — элементарное законопослушное поведение. На производстве критериальный показатель — это производительность труда. В сфере здравоохранения — это общий уровень физического здоровья (работоспособность). Когда возможно успешное прогнозирование? Когда измеренное нами психическое свойство находится в причинных отношениях с критериальным поведением, то есть буквально служит причиной появления этого поведения. Тогда на основе информации об этом свойстве мы можем предупреждать нежелательное поведение и стараться изменить условия обучения и развития ребенка так, чтобы, воздействуя на психическое свойство в желательном направлении, вызвать желательное поведение. На данный момент существуют 2 точки зрения: 1. Прогнозирование возможно. Этой точки зрения придерживался Курт Левин. Он говорил, что поведение – функция двух переменных (персона-личность (P) и социальная ситуация (U). Раймон Кэттелл (ВИДИМО) тоже придерживался данной позиции. 2 точка зрения: прогнозирование в принципе невозможно.
Вопрос №3: Диагностические признаки и категории (диагностические факторы). Соотношение диагностических признаков и категорий. Психодиагностический вывод. Признаки - внешненаблюдаемые и регистрируемые симптомы. Категории – скрытые, латентные, непосредственно не наблюдаемые переменные. Если они измеряются количественно, то к ним применимо понятие «фактор». К- категория, П - признак П1 П2 П3
К1 К2 Соотношение между признаками и категориями неоднозначное. Диагностический вывод – это переход от внешненаблюдаемых симптомов к уровню скрытых категорий (повышенная температура тела человека в медицине, в гневе люди ведут себя по-разному: одни - краснеют (дают остроаффективную реакцию), а другие –бледнеют). То есть симптомы могут быть разными.
Например, мы имеем тот или иной поступок ребенка. Поступок ребенка – П. Категории: мотив – страх наказания (К1) или склонность к обману (К2). П |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 254. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |