Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История развития информационных технологий.




Человечество в своём развитии прошло путь длиной в несколько десятков тысячелетий. Всё это время человек учился преобразовывать энергию и материальные объекты путём регистрации и накопления информационных образов. Первая информационная технология заключалась в передаче знаний устно по наследству. Появились хранители знаний – жрецы, священники. Доступ к знаниям и информации был ограничен, поэтому знания не могли существенно влиять на производственный процесс. Появление первого печатного станка и книгопечатания в 1445 году произвело первую информационную революцию, которая длилась 500 лет. Знания стали тиражироваться и влиять на производство.

Историю развития компьютеров можно считать начавшейся в XVII веке, когда в 1642 году знаменитый учёный Блез Паскаль изобрёл машину для сложения и вычитания больших чисел. Но первый компьютер был построен только в 1949 году английским исследователем Морисом Уилксом.

С момента появления первой ЭВМ информационная технология прошла ряд этапов.

I этап продолжался до начала 60-х годов. Создавались и эксплуатировались ЭВМ первого и второго поколения (ламповые полупроводниковые). Основным критерием создания информационных технологий являлась экономия машинных ресурсов. Цель — максимальная загрузка оборудования. Характерные черты этого этапа: программирование в машинных кодах, появление блок-схем, программирование в символьных адресах, разработка библиотек стандартных программ, автокодов, машинно-ориентированных языков. Был разработан операторный метод, который послужил основой для разработки алгоритмических языков (Алгол, Кобол, Фортран) и управляющих программ. Появились управляющие программы реального времени и пакетный режим работы программ. Управляющие программы реального времени следили за появлением сигнала прерывания, приходившего по каналам связи и сразу же включали программу его обработки. В пакетном режиме программы, обрабатываемые ими данные и управляющая информация, объединялись в задание, задания объединялись в пакет.

II этап развития информационных технологий длился до начала 80-х годов. Он начался с появлением мини-ЭВМ на больших интегральных схемах. Основным критерием создания информационных технологий стала экономия труда программиста. Цель – разработка инструментальных средств программиста. Появились операционные системы второго поколения, работающие в трех режимах: реального времени, разделения времени и в пакетном режиме. Системы разделения времени позволили пользователю работать в диалоговом режиме, т. к. ему выделялся квант времени, в течение которого он имел доступ ко всем ресурсам системы. Появились языки высокого уровня (Pascal , C + и др.), пакеты прикладных программ, системы управления базами данных (СУБД), системы автоматизации проектирования (САПР), диалоговые средства общения с ЭВМ, новые технологии проектирования (структурное и модульное). Появились глобальные сети ЭВМ. Совокупность научных методов и технологических приёмов, ориентированных на обработку данных, стали называться информатикой.

III этап развития ИТ продолжался до начала 90-х годов. Он начался с появлением персонального компьютера. ПК – это инструмент, позволяющий формализовать и сделать широкодоступными для автоматизации многие процессы человеческой деятельности. Отсюда критерий – создание информационных технологий для формализации знаний. Цель – внедрение ИТ во все сферы человеческой деятельности. Широкое распространение получили диалоговые операционные системы, автоматизированные рабочие места (АРМ), экспертные системы, базы знаний, локальные вычислительные сети, гибкие автоматизированные производства.

распределённая обработка данных. Появление ПК произвело вторую информационную революцию.

IV этап развития ИТ –1990-1995 годы. В этот период разрабатываются информационные технологии для автоформализации знаний, цель – информатизация общества. Информация становиться становится стратегическим ресурсом. Появились машины с параллельной обработкой данных. Появились портативные ЭВМ, графические ОС (Windows 95, OS-2) новые технологии: объектно-ориентированные, гипертекст, мультимедиа и др. Идёт формирование баз знаний по всем отраслям человеческой деятельности. Происходит информатизация общества. Информатизация общества – это совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Телекоммуникация становиться средством общения между людьми. Идёт формирование баз знаний по всем отраслям человеческой деятельности. Развивается процесс информатизации общества. Информатизация общества – это совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных.

Vэтап - с 1995 г. Глобализация. Появление IP-протоколов для мобильных телефонов (VoIP и др.) распахнуло дверь для включения их в сеть интернет и развития электронного мобильного бизнеса. Критерий - доступ к информационным ресурсам каждому члену общества. Цель — глобализация общества. Появляются технологии проведения видеоконференций, управления знаниями и новациями, видеопочта, технологии реинжениринга для перепроектирования и модернизации устаревших систем. Реинжениринг обусловил переход к автоматизации бизнес-процессов, происходящих в организациях. Отличие автоматизации задач от автоматизации бизнес-процессов состоит в том, что бизнес-процессы включают в себя не только технологический алгоритм решения задачи, но и распределение ответственности в процессе принятия решений, элементы контроля и культуры персонала. Это приводит к появлению интегрированных интеллектуальных информационных систем: систем поддержки принятия решений и аналитических комплексов. Информационные технологии проникают в приборы, устройства, во все сферы жизни человека.

Эволюция информационных технологий неразрывно связана с развитием человеческого общества. ИТ являются продуктом развития производственных и общественных отношений и одновременно – катализатором, ускоряющим процесс развития человеческого общества.

 

 19. Понятие, структура, составляющие, назначение социально-экономической информации (СЭИ). Способы организации СЭИ в информационных системах.

ТЕРМИН ИНФОРМАЦИЯ происходит от латинского слова information — разъяснение, изложение. Во второй половине XX века на фоне бурного развития средств связи и телекоммуникаций, возникновения и внедрения в различные сферы жизни электронно-вычислительной техники появились новые, расширенные трактовки понятия информация.

Информацию в вероятностно-статистическом (или энтропийном) подходе стали трактовать как уменьшение степени неопределенности знания о каком-либо объекте, системе, процессе или явлении, или изменение неопределенности состояния самого объекта, системы, явления, процесса (автор амер матем К. Э. Шеннон).

В философском смысле информация - отражение реального мира; это сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте. Таким образом, понятие информация связывается с определенным объектом, свойства которого она отражает. Особенности, к-е приближают инф-ю к материальному миру: можно получить, записать, передать, стереть, не может возникнуть из ничего. Особенности, отличающие информацию от реального мира: при передаче информации из одной системы в другую количество ее в передающей системе не уменьшается, хотя в принимающей системе оно, как правило, увеличивается; независимость информации от ее носителя. Информация о любом материальном объекте м\б получена путем наблюдения, натурного или вычислительного эксперимента или путем логического вывода. Доопытная инф-я – априорная, послеопытная в рез-те эксперимента – апостериорная.

Чтобы в материальном мире происходили обмен информацией, ее преобразование и передача, должны быть носитель информации, передатчик, канал связи, приемник и получатель информации. Среда передачи объединяет источник и получателя информации в информационную систему.

Информация имеет свойство относительности. Одна и та же информация для одного получателя имеет глубокий смысл и обладает чрезвычайной ценностью, а для другого — является либо давно уже известной, либо бесполезной. При оценке информации различают такие ее аспекты, как cинтаксический, семантический и прагматический.

Синтаксический аспект связан со способом представления информации вне зависимости от ее смысловых и потребительских качеств. На синтаксическом уровне рассматриваются формы представления информации для ее передачи и хранения (Сообщение), часто называют данными.

Семантический аспект передает смысловое содержание информации и соотносит ее с ранее имевшейся информацией. Смысловые связи между словами или другими элементами языка отражает тезаурус — словарь.

Прагматический аспект определяет возможность достижения поставленной цели с учетом полученной информации.

Ценность, или полезность, информации состоит в возможности дать дополнительную свободу действий ее потребителю, что обусловлено самой сущностью и главным назначением информации — способностью снимать (снижать) неопределенность ситуации, в которой оказался или может оказаться субъект.

К важнейшим свойствам информации, имеющим значение для развития постиндустриального общества, специалисты относят следующие:

•   информация не исчезает в процессе потребления и, следовательно, может быть использована многократно;

•   информация сравнительно быстро устаревает, т. е. подвержена моральному износу;

•   ценность информации в высшей степени субъективна, а потому ее ликвидность крайне ограничена;

•   в процессе потребления информация неделима — ее невозможно ни недоиспользовать, ни сверх меры употребить, для принятия решения необходим вполне определенный ее объем;

•   информация всегда абстрактна — для того чтобы ею обмениваться, необходимо постоянно заниматься ее кодированием (шифровкой) и декодированием, т. е. совершать переход от образов к определенному коду (письму, чертежу, электрическому сигналу) и обратно;

•   потребление информации требует определенных навыков и усилий (обусловлено предыдущим свойством): чем сложнее информация, тем большим интеллектом должен обладать ее потребитель; усвоение многих видов информации требует специальных знаний, поэтому ее трудно присвоить;

•   производство информации всегда должно быть адресным (следствие предыдущего и третьего свойств), иначе оно бессмысленно, как бессмысленно, к примеру, звуковое послание глухому;

•   стоимость производимой информации не зависит от масштабов ее использования;

•   содержание информационного продукта всегда важнее, чем его материальный носитель.

Следует подчеркнуть, что любая информация (деловая, коммерческая, профессиональная и т. д.) всегда одновременно обладает в той или иной степени ВСЕМИ вышеуказанными свойствами, в то время как продукты материального производства — ЛИШЬ ОТДЕЛЬНЫМИ из них, причем эпизодически.

Понятие информации является основополагающим в определении информационного обеспечения любой деятельности. При изучении экономических информационных систем предметом рассмотрения будет экономическая информация.

Экономическая информация представляет собой совокупность различных сведений экономического характера, которые можно фиксировать, передавать, обрабатывать, хранить и использовать в процессе планирования, учета, анализа и т.п.

Для экономической информации характерны: большие объемы; многократное повторение цикла (месяц, квартал, год, т.д.); многообразие источников и потребителей; большое количество логических операций при ее обработке.

Основными свойствами экономической информации являются: Адекватность — степень соответствия информации, полученной потребителем, тому, что автор вложил в ее содержание (то есть в данные). Достоверность — соответствие информации объективной реальности. Полнота информации — достаточность для принятия решения. Актуальность — степень соответствия информации текущему моменту времени. Доступность — мера возможности получить ту или иную информацию. Объективность и субъективность. Более объективной считается та информация, в которую методы не вносят свой субъективный элемент.

Понятие «Данных» - признаки, или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, a только хранятся. Информацией являются использованные данные. Можно выделить неструктурированную(текст, фото) и структурированнуюанкета, график) форму представления данных.

Способы сбора, анализа и обработки структурированных и неструктурированных данных существенно различаются. Наиболее развитыми в настоящее время, с точки зрения задач обработки и анализа информации, являются программные средства обработки структурированных данных, т. к. структуризацию можно считать первичной и наиболее трудно формализируемой и алгоритмизируемой обработкой.

Экономическую информацию можно классифицировать по следующим направлениям.

По месту возникновения информация делится на входную, выходную, внутреннюю и внешнюю. По стадии обработки информация может быть первичной, вторичной, промежуточной, результатной. По способу отображения информация подразделяется на текстовую и графическую. По признаку стабильности информация может быть переменной (текущей) и постоянной (условно-постоянной). По признаку насыщенности информация подразделяется на недостаточную, достаточную, избыточную, полезную и бесполезную. По функциям управления экономическая информация подразделяется на плановую, учетную, нормативно-справочную и аналитическую. По отношению к информационным системам (ИС) информация подразделяется на входную и выходную (рис.1).

Учетная информация как категория экономической информации обладает всеми свойствами, характерными для экономической информации: большие объемы и разнообразие, многократное повторение циклов получения и преобразования, значительный удельный вес и сложность логических операций при относительной простоте арифметической обработки; массовый характер вычислений, выполняемых по типовым алгоритмам; сжатие информации при продвижении наверх; многообразие ее источников и потребителей; длительное хранение некоторых видов учетной информации.

Учетная информация имеет сложную иерархическую структуру, которая представлена: реквизитами, показателями, документами. Реквизиты — элементарные информационные единицы, которые не поддаются дальнейшему делению. реквизиты — основания характеризуют количественную сторону объекта, реквизиты-признаки характеризуют качественную сторону описываемого процесса или объекта. Над реквизитами-основаниями выполняются арифметические операции, а над реквизитами-признаками — логические. Из них формируются более сложные структуры — составные единицы информации (СЕИ), которые образуют документы. Показатель — составная единица информации, которая включает один реквизит-основание и один или несколько реквизитов-признаков.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...