Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание и порядок таможенного оформления ввозимых товаров. Условный выпуск.




Общие положения таможенного оформления содержатся в разделе II “Таможенные процедуры” подраздел 1. “Таможенное оформление” глава 8 “Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению” ТК РФ. К основным положениям таможенного оформления относятся:

- порядок производства таможенного оформления;

- начало и завершение таможенного оформления;

- разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций;

- место и время производства таможенного оформления товаров;

- документы и сведения, необходимые для таможенного оформления;

- присутствие заинтересованных лиц и их представителей при производстве таможенного оформления;

- язык, на котором производится таможенное оформление;

- таможенное оформление и контроль иных государственных органов;

- первоочередной порядок таможенного оформления;

- специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц;

- выпуск товаров;

- условный выпуск товаров;

- выпуск товаров в случае возбуждения дела об административном правонарушении.

Таможенное оформление представляет собой действия должностных лиц таможенных органов, осуществляемые в установленной последовательности и направленные на обеспечение соблюдения действующего законодательства и установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенное оформление производится одновременно с таможенным контролем и включает в себя также соблюдение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при помещении товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.[1]

Целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. В процессе его проведения осуществляется таможенный контроль: выбор его форм определяется установленными требованиями и достаточностью отдельных форм в каждом конкретном случае.

Таможенное оформление и таможенный контроль возложены на отделы таможенного оформления и таможенного контроля таможен (ОТО и ТК) и таможенных постов (ТП) в местах их расположения и иных местах, определяемых законодательством о таможенном деле и нормативными актами ГТК РФ о местах таможенного оформления.

В соответствии со статьей 62 ТК РФ таможенное оформление производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов. По запросу заинтересованного лица таможенное оформление может совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов.

ГТК России в соответствии со ст. 125 ТК РФ может установить места декларирования отдельных категорий товаров, например, таможенное оформление энергоносителей, производится только Центральной Энергетической таможней, подакцизных товаров акцизными таможнями и др.

Таможенное оформление начинается:

- при ввозе - в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации или документов в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется таможенная перевозка;

- при вывозе в момент представления таможенному органу таможенной декларации либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Таможенное оформление, включая заполнение таможенных документов для таможенных целей, производится на русском языке, но при определенных условиях таможенные органы могут принимать и использовать документы, составленные на иностранных языках, которыми владеют должностными лица таможенных органов.

Документы, необходимые для таможенного оформления товара, предъявляются в таможенный орган, проводящий таможенное оформление. В их число обязательно должны входить:

- таможенная декларация;

- для лицензируемых товаров – лицензия;

- для товаров, подлежащих контролю различных государственных органов, - разрешения этих органов;

- платежные документы, подтверждающие уплату таможенных платежей, либо документы, содержащие гарантии их уплаты в установленном порядке;

- транспортные документы;

- ксерокопия паспорта сделки, оформленного участниками ВЭД в уполномоченном банке.

Наряду с перечисленными, для оформления могут потребоваться дополнительные документы, необходимые для проверки заявленных сведений, подтверждения вывоза товаров, ведения таможенной статистики и т.д. Окончательный перечень требуемых документов и сроки их предъявления определяются должностным лицом таможенного органа, производящего оформление товара. ГТД должна быть предъявлена не позднее, чем через 15 дней после представления товара таможенному органу. С момента принятия ГТД таможенным органом до окончательного выпуска товара в пункте пропуска на таможенной границе товар находится под таможенным контролем.

При процедуре таможенного оформления имеют право присутствовать лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители. Это право может стать обязанностью, если таможенный орган потребует присутствия указанных лиц.[2]

Основное таможенное оформление товаров и транспортных средств включает следующие этапы:

- прием, регистрация и учет таможенных деклараций;

- контроль за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД России и страны происхождения, а также за соблюдением запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу (статьи 13, 66 Таможенного кодекса Российской Федерации);

- валютный контроль и контроль таможенной стоимости;

- контроль таможенных платежей;

- таможенный досмотр (осмотр) и выпуск.

На этапе приема, регистрации и учета таможенных деклараций проводится:

- проверка соблюдения условий, необходимых для принятия таможенной декларации, в том числе проверка соблюдения порядка проведения предварительных операций;

- прием таможенной декларации и других документов, подлежащих обязательному представлению таможенному органу, а также электронной копии таможенной декларации;

- регистрация таможенной декларации;

- общая проверка таможенной декларации и ее электронной копии на соответствие правилам заполнения согласно заявленному режиму, а также соответствия сведений в электронной копии таможенной декларации сведениям на бумажном носителе, как в процессе приема таможенной декларации, так и после выпуска товаров и транспортных средств;

- сбор таможенных деклараций и прилагаемых к ним документов после завершения таможенного оформления и передача их в соответствующие структурные подразделения таможенного органа;

- учет таможенных деклараций, по которым таможенное оформление не завершено.

Сотрудник таможенного органа, осуществлявший первый этап, после завершения проверки таможенной декларации и ее электронной копии на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой “1” делает запись “Проверено”, проставляет дату, время окончания проверки, подпись, оттиск личной номерной печати (ЛНП) и передает декларацию для дальнейшего оформления.

На этапе контроля за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД России и страны происхождения, а также за соблюдением запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу (статьи 13, 66 Таможенного кодекса Российской Федерации) проводится:

- контроль за достоверностью и достаточностью сведений, заявленных в таможенной декларации для целей идентификации товара, а также классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России;[3]

- контроль за достоверностью и достаточностью сведений, заявленных в таможенной декларации для определения страны происхождения товара и предоставления соответствующих тарифных льгот и преференций;

- проверка документов и сведений, подтверждающих происхождение товаров и предоставление в связи с этим тарифных льгот и преференций, в случаях, отнесенных к компетенции ТП (ОТО и ТК);

- контроль за достоверностью и полнотой сведений, заявленных в таможенной декларации, в целях соблюдения лицом, перемещающим товары, запретов и ограничений;

- проверка полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в реестр ГТК России;

- проверка наличия и правильности заполнения разрешений, лицензий, сертификатов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также сведений, подтверждающих прохождение ветеринарного, фитосанитарного и иных видов государственного контроля;

- контроль за соблюдением условий помещения товаров под соответствующий таможенный режим (за исключением определения таможенной стоимости и уплаты таможенных платежей).

Сотрудник таможенного органа после завершения контроля на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой “2” делает запись “Проверено”, проставляет дату, время окончания проверки, подпись, оттиск ЛНП и передает декларацию для дальнейшего оформления.

На этапе валютного контроля и контроля таможенной стоимости проводится:

- проверка наличия всех документов, необходимых для целей валютного контроля;

- проверка соответствия условий внешнеторговых договоров и иных документов, на основании которых производится таможенное оформление, требованиям валютного законодательства Российской Федерации;

- проверка соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в документах, представленных для осуществления валютного контроля;

- проверка правильности выбора декларантом метода оценки товаров в таможенных целях;

- проверка правильности заявления таможенной стоимости товаров в соответствии с выбранным методом определения таможенной стоимости и документами, ее подтверждающими, а также анализ документов, предъявленных декларантом для подтверждения заявленной им таможенной стоимости товаров, относительно их достоверности и достаточности, а также всех составляющих таможенной стоимости;

- корректировка таможенной стоимости и таможенных платежей в ходе таможенного оформления в случаях, отнесенных правовыми актами ГТК России к компетенции ТП (ОТО и ТК), и внесение соответствующих изменений в электронные копии таможенной декларации и декларации таможенной стоимости.

Сотрудник таможенного органа после завершения контроля на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой “3” делает запись “Проверено”, проставляет дату, время окончания проверки, подпись, оттиск ЛНП и передает декларацию для дальнейшего оформления.

На этапе контроля таможенных платежей проводится проверка:

- наличия у лица, ответственного за уплату таможенных платежей, задолженности по уплате таможенных платежей, процентов за использованную отсрочку или за рассрочку уплаты таможенных платежей по ранее произведенным поставкам, суммам штрафов при совершенных нарушениях таможенных правил, пеням за просрочку уплаты таможенных платежей;

- соблюдения декларантом установленных сроков подачи таможенной декларации (в случае нарушения сроков подачи таможенной декларации производится начисление пеней за просрочку уплаты таможенных платежей);

- обоснованности заявленных тарифных и налоговых льгот и преференций, документов, определяющих заявленные льготы либо устанавливающих особый порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, наличие соответствующих подтверждений подразделений таможенного органа, осуществляющего контроль и учет таможенных платежей;

- соблюдения условий заявленного таможенного режима по уплате таможенных платежей либо обеспечения их уплаты;

- правильности исчисления таможенных платежей с составлением документа контроля таможенных платежей;[4]

- правильности уплаты таможенных платежей, в том числе заполнения реквизитов платежного документа об уплате таможенных платежей и наличия выписки банка плательщика из лицевого счета плательщика с отражением произведенного платежа, а также соответствие сумм, указанных в платежных документах по видам таможенных платежей, суммам, указанным в документе контроля;

- фактического поступления денежных средств на счет таможенного органа (через специализированное подразделение таможенного органа, осуществляющее контроль и учет таможенных платежей), если денежные средства должны были уже поступить на счета таможенного органа к моменту таможенного оформления, в случае их непоступления таможенная декларация остается на данном этапе.

Сотрудник таможенного органа также производит начисление пеней за просрочку уплаты таможенных платежей в случае отсутствия подтверждения специализированного подразделения таможенного органа, осуществляющего контроль и учет таможенных платежей, о поступлении денежных средств, которые должны были уже поступить на счета таможенного органа к моменту таможенного оформления.

Сотрудник таможенного органа после завершения контроля на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой “4” делает запись “Проверено”, проставляет дату, время окончания проверки, подпись, оттиск ЛНП и передает декларацию для дальнейшего оформления.

На этапе досмотра и выпуска проводится:

- проверка прохождения предыдущих этапов таможенного оформления и контроля;

- принятие решения о таможенном досмотре путем выдачи поручения по форме, устанавливаемой нормативными правовыми актами;

- таможенный досмотр и фиксирование его результатов в акте таможенного досмотра по форме, устанавливаемой нормативными правовыми актами;

- завершение таможенного оформления путем принятия решения о выпуске товаров и транспортных средств либо о невозможности их выпуска.

Решение о необходимости таможенного досмотра может быть принято и на предыдущих этапах таможенного оформления. В этом случае соответствующий сотрудник на оборотной стороне таможенной декларации делает запись “С досмотром”, указывая краткое обоснование такого решения, и информирует об этом сотрудника, ответственного за выпуск, который и дает поручение на досмотр.[5]

Таможенный досмотр проводят сотрудники отдела (отделения) таможенного досмотра ТП (ОТО и ТК), не участвующие в документальном контроле, за исключением случаев, предусмотренных правовыми актами ГТК России, либо случая принятия разового решения начальником ТП (ОТО и ТК).

После завершения таможенного досмотра документы и сведения, подтверждающие результаты досмотра, передаются сотруднику, ответственному за выпуск.

Решение о выпуске принимает начальник ТП (ОТО и ТК) либо сотрудник, им уполномоченный. Решение подтверждается путем проставления штампа “Выпуск разрешен” на таможенной декларации, а также на транспортном документе с указанием в его правом верхнем углу номера таможенной декларации. Штамп и номер заверяют оттиском ЛНП.

После выпуска таможенная декларация и прилагаемые к ней документы передаются на этап приема, регистрации и учета таможенных деклараций.

В случае проведения таможенного досмотра на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой “5” сотрудник, осуществлявший выпуск товара, делает запись “Досмотрено” с указанием результатов досмотра, названия и номера акта таможенного досмотра, ставит дату, подпись и оттиск ЛНП.

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенное оформление производится в упрощенном виде и приоритетном порядке.

Случаи и условия применения упрощенного порядка таможенного оформления определяются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

ГТК России может установить специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для лиц. Требования для данных лиц установлены ст.68 п.1 ТК РФ.

Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК союза) и Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" используется термин "условный выпуск товаров" (статьи 200 ТК союза, 222 Федерального закона), содержание которого требует своего анализа, поскольку условный выпуск налагает дополнительные обязанности на декларанта.
Условный выпуск товаров можно рассматривать как совокупность норм, регулирующих в определенных случаях правовое положение товаров.
Условный выпуск необходимо связывать с правами и обязанностями декларанта и таможенных органов, а также с порядком выполнения определенных таможенных операций.
Условный выпуск товаров прошел свои этапы появления и развития в таможенном законодательстве. В Таможенном кодексе Российской Федерации в редакции 1993 г. условный выпуск товаров отсутствовал, в то же время применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов допускалось достаточно широко, соответственно возникали вопросы о правовом статусе товаров и осуществлении таможенного контроля при предоставлении льгот.
Таможенный кодекс Российской Федерации в редакции 2003 г. содержал статью 151, в которой раскрывались содержание условного выпуска и его случаи с отнесением условно выпущенных товаров к статусу иностранных товаров.
По существу положения указанной статьи мало чем отличаются от статьи 200 ТК союза, за исключением того, что к условно выпущенным товарам статья 151 относила товары, заявленные к выпуску для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлялась отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов, либо если на счета таможенных органов не поступили суммы таможенных пошлин, налогов, что не нашло отражения в ТК союза и ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Действительно, достаточно трудно отнести товары, заявленные к выпуску для внутреннего потребления, к иностранным товарам только потому, что на счета таможенного органа не поступили денежные средства, хотя они уже списаны со счета декларанта в банке или уплачиваются с рассрочкой. Таким образом, ТК союза внес уточнения в понимание того, какие товары следует относить к условно выпущенным, что не говорит о том, что формулировка статьи 200 ТК союза в дальнейшем не претерпит дополнений или изменений.
Содержание условного выпуска товаров раскрывается в статье 200 ТК союза, которая предусматривает три основания для отнесения товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, к условно выпущенным. Это товары, в отношении которых:
1) предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами;
2) ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 ТК союза, после выпуска товаров;
3) государством - членом Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом.
Правовое положение условно выпущенных товаров раскрывается в пункте 2 рассматриваемой статьи. Условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных пошлин, налогов, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.
Условно выпущенные товары, ограниченные к использованию и распоряжению в связи с дополнительным представлением документов, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, - запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.
Условно выпущенные товары, в отношении которых применяются ставки ввозных таможенных пошлин в меньшем размере, чем установленные Единым таможенным тарифом, могут использоваться только в пределах территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществлен их выпуск.
Предоставление льгот по уплате таможенных пошлин, налогов предусматривается международными соглашениями, Налоговым кодексом Российской Федерации. Так, Соглашение от 25 января 2008 г. "О едином таможенно-тарифном регулировании" (Бюллетень международных договоров. 2010. N 10) предусматривает освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины при ввозе транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов, багажа и пассажиров; продукции морского промысла судов государств - членов Таможенного союза, а также судов, арендованных юридическими и физическими лицами государств - членов Таможенного союза; товары, предназначенные для гуманитарной помощи или в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий и т.д.

Решением от 27 ноября 2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" от ввозной таможенной пошлины освобожден ввоз моторных транспортных средств товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, произведенных хозяйствующими субъектами государств - участников Таможенного союза с применением понятия "промышленная сборка" при выполнении определенных критериев и т.д. (Российская газета. N 227. 2009).

Статья 150 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе таких товаров, как товары, ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации"; технологическое оборудование (в том числе комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и ряда других товаров.
Основное требование, которое предъявляется к условно выпущенным товарам, заключается в том, что такие товары могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, т.е. иное использование товаров рассматривается как нарушение льготного режима. Так, указанным выше решением Комиссии Таможенного союза освобожден от уплаты ввозной таможенной пошлины ввоз авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов иностранного производства, т.е. перечисленные товары могут использоваться только при обслуживании указанной авиатехники с учетом ее предназначения и национальной принадлежности.
В тех случаях, когда условный выпуск товаров осуществлен без представления документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 ТК союза, т.е. в отсутствие лицензий, сертификатов, разрешений и иных документов, необходимых для выпуска товаров, такие товары запрещаются к передаче третьим лицам или использоваться в любой форме.
Третья категория товаров, в отношении которых допускается условный выпуск в связи с применением ставок ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок, установленных Единым таможенным тарифом, может использоваться только в пределах территории государства - участника Таможенного союза, таможенным органом которого осуществлен их выпуск.
Правовое положение условно выпущенных товаров сводится к тому, что такие товары сохраняют статус иностранных товаров и поэтому продолжают находиться под таможенным контролем.
Важное значение имеет период времени нахождения товара в статусе условно выпущенного, особенно это относится к товарам, которые могут использоваться длительное время, например основные средства.
Условно выпущенные товары предполагают определенные сроки, в течение которых они находятся под таможенным контролем и могут использоваться с ограничениями.
Товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК союза, считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств - членов Таможенного союза.
Условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза после:
- прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов – в отношении товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК союза;
- представления документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 ТК союза – в отношении товаров, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 200 ТК союза;
- уплаты ввозных таможенных пошлин в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров, - в отношении товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 200 ТК союза.

Прекращение обязанности по уплате сумм таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты рассматриваются в статье 211 ТК союза, в соответствии с пунктом 2 которой обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта:
1) в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, - в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 ТК союза;
2) в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами:
- по истечении пяти лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если не установлен иной срок действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами, при условии, что в этот период не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленный подпунктом 2 пункта 3 статьи 211 ТК союза;
- по истечении иного установленного срока действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами при условии, что в этот период не наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов, установленный подпунктом 2 пункта 3 статьи 211 ТК союза;
- при помещении таких товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в течение пяти лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления либо в течение иного установленного срока действия льготы - с момента представления таможенному органу документа, подтверждающего принятие товаров в собственность государства либо его уничтожение;
- в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 ТК союза, наступивших в течение пяти лет либо в течение иного установленного срока действия льготы со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;
- при помещении условно выпущенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта при условии, что до такого помещения не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленный подпунктом 2 пункта 3 статьи 211 ТК союза.
Международными договорами и (или) решениями Комиссии Таможенного союза могут быть установлены иные обстоятельства, при которых условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза.
Для приобретения статуса товаров Таможенного союза условно выпущенные товары не подлежат повторному помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, т.е. подача декларации не требуется.
Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов либо представления документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 ТК союза, в случаях, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 5 статьи 200 ТК союза, определяется законодательством государств - членов Таможенного союза.
Так, порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных в Российской Федерации под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, выпущенных условно, установлен статьей 119 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в соответствии с которой уплата может производиться декларантом (его правопреемником) или иным лицом, у которого эти товары находятся в законном владении. Уплата сумм таможенных пошлин, налогов производится на основании заявления указанных лиц, поданного в таможенный орган, производивший условный выпуск товаров, с указанием номера таможенной декларации, по которой осуществлялся условный выпуск товаров, и реквизитов платежного документа, по которому произведена уплата таможенных пошлин, налогов.
Порядок представления документов после выпуска товаров установлен статьей 219 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Порядок предусматривает письменное обращение декларанта в таможенный орган; письменное разрешение таможенного органа о представлении документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товаров; обязательство в письменной форме декларанта о представлении документов в установленный срок.
Международными договорами государства - члена Таможенного союза или законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть установлены иные случаи и порядок отнесения товаров к условно выпущенным.
Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в статье 222 дополнительно перечисляет товары, относимые к условно выпущенным. К ним относятся:
1) компоненты товара, ввозимого отдельными товарными партиями в течение установленного периода времени в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде;
2) товары, помещенные под таможенные процедуры таможенного склада (в том числе без фактического размещения товаров на таможенном складе), беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), реэкспорта, таможенного транзита, уничтожения, под специальную таможенную процедуру, применяемую к товарам, ввозимым в Российскую Федерацию;
3) иные товары в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Компоненты товара, указанные в пункте 1 части 1 рассматриваемой статьи, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, и считаются условно выпущенными до момента принятия таможенным органом решения о выпуске товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Товары, указанные в пункте 2 части 1 указанной статьи, считаются условно выпущенными до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза, фактического уничтожения или вывоза из Российской Федерации за пределы Таможенного союза либо отказа в пользу государства.
Обращает на себя внимание, что ТК союза к условно выпущенным относит товары, помещенные только под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в то же время допускается, что международными договорами государства - участника Таможенного союза или законодательством государств - участников союза могут быть установлены иные случаи и порядок отнесения товаров к условно выпущенным.
Представляется, что отнесение к условно выпущенным товаров, помещенных только под процедуру выпуска для внутреннего потребления, является обоснованным. Условный выпуск предполагает использование товаров с учетом каких-то требований, которые вытекают из предоставленных льгот по уплате таможенных пошлин, налогов. Льготы вызывают обязанности по целевому использованию товаров, что и является условием для выпуска товара.
Условный выпуск можно рассматривать как подвид процедуры выпуска для внутреннего потребления. Требуется ли при условном выпуске в указанной процедуре отнесение товара к иностранному? Представляется, что в этом нет необходимости.
Отнесение условно выпущенного товара к иностранному объясняется прежде всего возможностью дальнейшего таможенного контроля целевого использования такого товара. В связи с этим возникает вопрос: только ли в отношении иностранного товара осуществляется таможенный контроль?
Статья 96 ТК союза определяет товары, находящиеся под таможенным контролем. Товары Таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, и до пересечения таможенной границы. В соответствии со статьей 192 ТК союза по письменному обращению декларанта таможенная декларация на товары Таможенного союза может быть отозвана до фактического убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза, в том числе после принятия решения о выпуске товаров.
Статья 99 ТК союза предусматривает осуществление таможенного контроля после выпуска товаров, каких-либо ограничений по таможенным процедурам в указанной статье не содержится, т.е. таможенный контроль проводится после выпуска товаров, помещенных под все процедуры, установленные ТК союза. Более того, таможенный контроль проводится после выпуска товаров в течение трех лет. Законодательством государств - участников союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать пяти лет. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ограничивает срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров тремя годами (статья 164).
Обращает на себя внимание формулировка нормы, содержащейся в абзаце 1 статьи 99 ТК союза: "...таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем", т.е. контроль осуществляется после окончания контроля. Вряд ли такую формулу можно признать удачной.
Таможенный контроль проводится и при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства союза (статья 100 ТК союза), т.е. и в отношении товаров союза.
Как уже указывалось, ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" расширяет перечень товаров с отнесением их к условно выпущенным, в частности, к ним относятся товары, помещенные под таможенные процедуры таможенного склада, в том числе без фактического размещения товаров на таможенном складе, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), реэкспорта, таможенного транзита, уничтожения, под специальную таможенную процедуру, применяемую к товарам, ввозимым в Российскую Федерацию. Имеются ли основания для отнесения перечисленных товаров к условно выпущенным?
Выпуск товаров - это действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК союза помещению под таможенные процедуры. Таким образом, выпуск необходимо рассматривать во взаимосвязи с условиями определенной таможенной процедуры, под которую помещаются товары.
Условный выпуск товаров предполагает разрешение заинтересованным лицам использовать товары, выполняя условия выбранной процедуры, под которую помещен товар, с учетом каких-то дополнительных обстоятельств, например предоставление льготы по уплате ввозной пошлины, налогов. Льгота представляет собой облегчение кому-нибудь, предоставляемое как исключение из общих правил. Процедура выпуска для внутреннего потребления в ряде случаев допускает предоставление такой льготы, которая рассматривается как предоставление государством каких-либо преимуществ субъектам хозяйствования, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.

Предоставление льготы объясняется ее использованием как элемента комплексного способа осуществления таможенного регулирования при совершении отдельных видов экономической деятельности и предусматривающих использование особого порядка применения таможенных инструментов регулирования (например, освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов). Экономические условия потребовали совершенствования традиционных таможенных процедур, а также расширения их перечня и применения в их рамках новых приемов, лучше приспособленных к некоторым специфическим потребностям экономики.
Предоставленная льгота выступает как исключение из общего правила. Содержатся ли такие исключения в процедурах, перечисленных в статье 222 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"? Указанные процедуры содержат общие условия и требования без каких-либо исключений. Следует обратить внимание на то, что рассматриваемые процедуры не изменяют статус ввезенных товаров. В процедуре таможенного склада иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока; в процедуре беспошлинной торговли иностранные товары реализуются под таможенным контролем, в процедурах переработки на таможенной территории или для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), реэкспорта, таможенного транзита, уничтожения речь также идет об иностранных товарах. Условный выпуск товаров связывается с приданием им статуса иностранного товара, но товар остается иностранным согласно содержанию процедуры. Условный выпуск товара при таком положении говорит, что товар становится еще раз иностранным?
Расширение круга процедур, предполагающих условный выпуск товаров, приводит к определенным противоречиям. Так, в соответствии со статьей 213 ТК союза товары, помещенные под процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории союза, утрачивают статус товаров союза. Утрата статуса товара союза связывается с вывозом их с таможенной территории союза. Данный вывод подтверждается положением, содержащимся в статье 285 ТК союза, согласно которому товары, помещенные под процедуру временного вывоза и фактически вывезенные с территории союза, утрачивают статус товаров союза.
В то же время статья 234 ТК союза допускает хранение на таможенном складе товаров союза, помещенных под процедуру экспорта. Тогда следует понимать, что помещение на таможенный склад таких товаров меняет их статус на иностранный до вывоза их с таможенной территории союза.
Анализ положений, регулирующих условный выпуск товаров, показывает, что необходима дальнейшая работа по обоснованию такого выпуска товаров.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...