Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогическая инноватика как сфера науки. Функции и основные свойства педагогических инноваций; источники создания педагогических новшеств.




Педагогическая инновация – новвоведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Объект ПИ-процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образования.

Предмет ПИ-совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательной реальности.

 

5. Исторические прецеденты инноваций в образовании. Функции и основные свойства педагогических инноваций.

6. Нововведения в образовании, их научное обоснование. Типология нововведений в образовании.

7. Направления инноваций в деятельности современного преподавателя высшей школы. Инновационные проекты в вузе.

Инновацио́нныйпрое́кт— проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности. Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.Классификация инновационных проектов:Инновационные проекты различаются по уровню научно-технической значимости:- Модернизационный, когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются (расширение размерных рядов и гаммы изделий; установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля);- Новаторский(улучшающие инновации), когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств, например, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);- Опережающий (базисные инновации), когда конструкция основана на опережающих технических решениях (введение герметических кабин в самолетостроении, турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся);- Пионерный (базисные инновации), когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции (композитные материалы, первые радиоприемники, электронные часы, персональные компьютеры, ракеты, атомные станции, биотехнологии).Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.

 

Виды инновационных проектов по основным типам:

- По предметносодержательной структуре и по характеру инновационной деятельности проекты подразделяются на:исследовательские;научно-технические;связанные с модернизацией и обновлением производственного аппарата;

проекты системного обновления предприятия.- По уровню решения инновационные проекты подразделяются на:

международные;республиканские;региональные;отраслевые;отдельного предприятия.- По характеру целей проекта подразделяются на:конечные - отражают цели, решения проблемы в целом;промежуточные.- По периоду реализации подразделяются на:долгосрочные (более 5 лет);среднесрочные (до 5 лет);краткосрочные (1-2 года).- По типу инноваций подразделяются на:новый продукт;новый метод производства;новыйрынок;новый источник сырья;новая структура управления.- По виду удовлетворяемых потребностей, могут быть ориентированы на удовлетворение существующих потребностей или на создание новых потребностей;- По типу инноваций, могут быть:ведение нового или усовершенствованного продукта;создание нового рынка;освоение нового источника сырья или полуфабрикатов;

реорганизация структуры управления.

С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:

- Монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

- Мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;

- Мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.

Таким образом, инновационный проект представляет собой сложную систему процессов, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и стадиям. Инновационные проекты могут носить разный характер и отличаться по ряду классификационных признаков.

 

8. Структура педагогической инновационной деятельности, виды инновационной деятельности и их сущность.

Различают несколько видов инноваций:техническиепоявляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.Инновационная деятельность включает:
• выявление проблем предприятия; • осуществление инновационного процесса; • организацию инновационной деятельности.

 

9. Вариативные подходы к последовательности этапов инновационной деятельности в образовании.

10. Вариативные подходы к выделению уровней инновационной деятельности. Уровни становления новаций в области образования.

11. Основные источники определения современных педагогических проблем. Этнопедагогические проблемы в современном образовании и инновационные способы их решения.

12. Основные источники определения современных педагогических проблем. Проблема интеграции межпредметных, межнаучных связей и инновационные способы их решения.

13. Основные источники определения современных педагогических проблем. Проблематика инклюзивного образования.

14. Мониторинг качества в инновационном обучении. Технологии создания фонда оценочных средств.

15. Новые подходы к контрольно-оценочному компоненту образовательного процесса. Проблема тестирования в педагогической инноватике.

16. Индивидуальная образовательная траектория и ее психолого-педагогическое обеспечение. Тьюторство и консалтинг в образовании.

17. Особенности педагогического общения в системе инновационного образования.

18. Инновационные методы обучения. Современные модификации обучения в сотрудничестве.

19. Современные модификации метода проектов.

Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для обучающегося проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Существует множество подходов к классификации проектов:

1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:

o информационный

o исследовательский

o практико-ориентированный

o ролевой

o творческий

 

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
Практико-ориентированный проектнацелен на решение социальныхзадач, отражающих интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни?
Ролевой проект. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного

искусства, видеофильмы и т.д. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Устное народное творчество в нашей жизни».

2. По форме:

· видеофильм

· рекламный ролик

· журнальный репортаж

· инсценировка

· интервью с известным человеком

· телепрограмма

· мультимедийный продукт

· стенгазета

3. По профилю знаний:

· монопроекты – в рамках одного учебного проекта

· межпредметные – в рамках двух или более предметам

4. По числу участников:

· личностные

· парные

· групповые

5. По характеру контактов:

· внутриклассными

· внутришкольными

· региональными

· международными

6. По продолжительности:

· минипроекты –в течение 1 урока

· краткосрочные –в течение 1-5 уроков

· среднесрочные –1-2месяцев

· долгосрочные – до 1года

Методика организации проекта предполагает несколько этапов:

· планирование работы над проектом (определение темы проекта, его цели и задач)

· поисковый этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний);

· этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков);

· презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников).

· защита проектов (проходит в форме презентации с использованием компьютера и мультимедийного проектора)

Проектная деятельность способствует повышению качества образования, результативности учебного процесса.

В методике преподавания профессиональных дисциплин проектная деятельность занимает особое место, так как способствует развитию исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; воспитывает способность к обучению и рассуждению. На уроках теоретического обучения, а также во внеурочной деятельности; при написании курсовой работы; я использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося ,а обучающийся методом проекта может реализовать свои мечты: открыть ресторан, изобрести фирменные блюда, провести анализ спроса и предложения продукции общественного питания; то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД. Уроки с применением проектной деятельности являются увлекательными, яркими, запоминающимися.

Следует отметить, что занятия проектной деятельностью активизирует познавательный интерес обучающихся, расширяет их кругозор, развивает навыки самостоятельной работы: умение выявлять и формулировать проблему, находить и отбирать необходимую информацию, применять её для решения поставленных задач. Проект развивает у обучающихся «командный дух», коммуникабельность, умение сотрудничать, способствует повышению личной уверенности каждого участника. Учебная деятельность приобретает поисковый и творческий характер.Сегодня проектная деятельность обучающихся - неотъемлемый атрибут их жизни. Обучение с применением метода проектов помогает учителю раскрыть творческий потенциал своих обучающихся. Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов отвечает требованиям современного образования, поскольку он является и практико-ориентированным, и личностно-ориентированным. Он позволяет индивидуализировать учебный процесс.

 

 

20. Современные модификации кейс-метода.

21. Педагогическая характеристика инноваций в методике воспитания. Специфика реализация инновационных методов в современном воспитании.

22. Дистанционное образование и глобальный рынок образовательных услуг. Сущность дистанционных образовательных технологий. Инновации в дистанционном образовании.

23. Моделирование учебных занятий с использованием информационных средств обучения.

24. Новые подходы к организации самостоятельной работы (самообразовательной деятельности) студентов.

25. Современные модификации игровых, тренинговых технологий в образовательном процессе.

26. Авторские методики и авторские школы в отечественной и мировой образовательной практике. Современные инновационные учебные заведения.

27. Технологии интерактивного обучения. Технологии модерации.

28. Новые подходы к организации и активизации учебно-исследовательской работы (научно-исследовательской деятельности) студентов.

29. Особенности управления персоналом в условиях инновационной деятельности. Мотивация инновационной деятельности.

30. Анализ эффективности и качества инновационной деятельности в образовании. Система показателей эффективности инновационной деятельности.

31. Освоение и внедрение инновационного опыта в образовании. Конфликты участников инновационного образовательного процесса. Способы разрешения конфликтов.

32. Инновационный самоменеджмент преподавателя высшей школы. Критерии эффективности инновационной деятельности преподавателя высшей школы.

33. Модель поведения администратора, внедряющего инновации. Позиция руководителя в инновационном процессе.

34. Методы стимулирования инновационной деятельности и инновационной восприимчивости организации как коллективного субъекта.

35. Понятие инновационного климата и факторы, его определяющие. Инновационный лидер и его индивидуальные особенности.

36. Характеристики инновационной команды. Факторы, определяющие эффективность коллективного (инновационного) педагогического творчества.

37. Управление рисками в инновационной деятельности. Анализ особенностей принятия решений в управлении инновациями.

38. Нововведение (инновация) как объект управления. Планирование, организация и ресурсное обеспечение инновационной деятельности в образовательной организации.

 

Аналитическое задание (задачи, ситуационные задания, кейсы, проблемные ситуации и т.д.):

1.Разработайте план организации научно-исследовательской инновационной работы в современной образовательной организации (вид, тип образовательной организации по выбору обучающегося).

2. Какие теоретические методы Вы будете использовать для анализа передового инновационного педагогического опыта. Подберите примеры.

3.Проведите сравнительно-сопоставительный анализ процессов реформирования, модернизации, инновационных преобразований в образовательной сфере (привести примеры каждого вида процесса в образовательной сфере).

4.Разработайте типологию инновационных процессов в учреждении высшего профессионального образования в соответствии с их предметом, уровнем, направленностью.

5. На основе знаний этапов создания инновационного проекта разработайте содержание программы развития инновационного образовательного учреждения.

6. Разработайте конспект семинарского занятия с применением кейc-технологии.

7. Разработайте конспект семинарского занятия с применением эвристических технологий обучения в вузе.

8. Разработайте и обоснуйте несколько (не менее 2-х) вариантов программ наблюдений (включая протоколы наблюдений) для исследования на тему «Оценка деловых, профессиональных и личных качеств педагогического персонала, руководителей инновационной образовательной организации», «Готовность педагогического персонала к инновационной деятельности».

9. Проведите сравнительный анализ наиболее часто применяемых технологий профессионального обучения в реалиях учебного процесса отечественных и зарубежных вузов.

10. Разработайте конспект семинарского занятия с применением кейc-технологии.

11. Разработайте конспект семинарского занятия с применением эвристических технологий обучения в вузе.

12. Предложите Ваше видение путей, способов индивидуализации обучения, дифференциации подготовки различных категорий студентов в рамках единого образовательного процесса вуза.

13. Составьте базовый глоссарий учебной дисциплины «Инновация в образовании».

14. Прочитайте материал о различных моделях обучения, выделенных и обоснованных психологом М.А. Холодной. По какой модели вы хотели бы обучаться в качестве студента (магистранта)? По какой модели вы хотели бы работать в качестве преподавателя вуза?

Приведем краткую характеристику моделей обучения, выделенных и обоснованных психологом М.А. Холодной с учетом психологических механизмов умственного развития обучающихся:

- «свободная модель» (в максимальной мере учитывается внутренняя инициатива обучаемого);

- «личностная модель» (основной целью реализации модели является общее развитие обучаемого, в том числе развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей; обучение ведется на высоком уровне сложности, однако при этом создаются условия для проявления индивидуальности слабых и сильных учеников);

- «развивающая модель» (в центре внимания оказывается перестройка учебной деятельности обучаемого как на уровне содержания, так и на уровне формы ее организации, с тем, чтобы обеспечить появление новых качеств: теоретического мышления, рефлексии, самостоятельности в решении разнообразных учебных задач и т.д.);

- «активизирующая модель» (направлена на повышение уровня познавательной активности обучающихся за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потребности и интеллектуальные чувства);

- «формирующая модель» (предполагает, что интеллектуального развития обучаемого необходимо осуществлять целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений с учетом индивидуально-типологических особенностей учеников);

- «обогащающая модель» (представляет собой систему обучения, целью которой является актуализация и наращивание индивидуального ментального интеллектуального опыта учащихся на основе психологических механизмов интеллектуального развития личности. Основой данной педагогической технологии являются обучающие задания, которые характеризуются неопределенностью исходных данных, многовариантностью методов решения).

15. Разработайте и обоснуйте примерные варианты анкет (не менее 2-х) для проведения анкетирования сотрудников образовательной организации по темам «Оценка деловых, профессиональных и личных качеств педагогического персонала, руководителей инновационной образовательной организации», «Готовность педагогического персонала к инновационной деятельности».

16. Существует множество подходов к определению структуры процесса обучения в вузе. Приведем один из вариантов:

1 этап (компонент) обучения - получение информации, постановка учебной задачи перед студентами и изложение новых знаний или самостоятельная работа студентов по их приобретению (40% учебного времени).

2 этап (компонент) - освоение информации, закрепление и применение знаний, умений и навыков на практике (40% учебного времени).

3 этап (компонент) - контроль усвоения информации (5–10% учеб. времени). 4 этап - коррекция процесса усвоения знаний и формирования умений применять их на практике (10–15% учеб. времени).

Разработайте свою авторскую (оригинальную) структуру процесса обучения в вузе, основываясь на Вашем студенческом опыте,ИЛИ модифицируйте выше приведенную структуру.

17. Проанализируйте содержание ФГОС третьего поколения по выбранному вами направлению профессиональной подготовки бакалавров (или магистров). Какие бы содержательные моменты Вы в него еще включили бы, а какие удалили бы. Обоснуйте ответ.

18.Преподаватель вуза для качественного выполнения своей профессиональной деятельности должен в совершенстве владеть технологиями визуализации учебной информации, а также инфотелекоммуникационными и мультимедиатехнологиями. Перечислите и конкретизируйте дидактические, психолого-педагогические, эргономические требования к применению в учебном процессе вуза выше названных технологий. Приведите пример наиболее удачного использования данных технологий или в Вашей стажерской деятельности, или в работе Вашего старшего коллеги и др. Каково Ваше личное отношение к дистанционным формам профессионального образования










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 464.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...