Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правила использования знаков и знаковых систем в общении.




Поскольку обмен информацией происходит с помощью различных знаков и знаковых систем, то важное требование и необходимость во время налаживания контакта и создания совместного коммуникативного поля - понять их.

Все наша жизнь проходит в мире знаков: звонок будильника утром - сигнал того, что пора вставать, на улице красный свет светофора - знак запрета переходить улицу, зеленый - знак разрешения и т. п. При помощи знаков мы общаемся: на пути к университету встречаем приятеля, жмем руку - знак уважения. В вербальной коммуникации знаковой системой является язык (национальный язык, профессиональное вещание, молодежный жаргон и т.п.), в невербальной - такие знаковые системы, как оптико-кинетическая, проксемика, паралингвистика и др. В общении вся эта палитра знаков переплетается, группируется, формируется и, в конечном счете, влияет на его результат. В психологической литературе приводится немало рекомендаций относительно эффективного применения вербальной и невербальной коммуникации. Назовем некоторые из них.

Одним из важнейших правил коммуникации является требование учитывать особенности партнера по общению (его культурно-образовательные, национальные, возрастные, психологические и профессиональные качества) и проявлять уважение к нему, что даст возможность в процессе обмена информацией оценить уровень профессионализма собеседника, общий уровень интеллекта. Вместе с тем это требование предполагает отношение к партнеру как к ценности, которая может проявляться в подчеркивания его значимости. Например, вербальное проявление этого требования может выглядеть таким образом: «Мы обратились именно к вам за советом, ведь ваш профессионализм ...».

Особенно в этом контексте следует выделить требование, которое касается профессиональных особенностей собеседника, прежде всего речь идет о том, что необходимо говорить на языке партнера. Другими словами, с профессионалом нужно говорить языком профессионала, а с непрофессионалами - доступным для него языке.

Важное требование эффективной коммуникации - умение того, кто вступает в разговор, объективно оценивать свои личностно-деловые качества, научную компетенцию в тех проблемах, которые вынесены для обсуждения. Здесь следует не переоценивать и не снижать своей подготовки. В зависимости от характера разговора следует выбирать и тон коммуникативного общения. Необходимо при этом также знать собственные прихоти и следить, чтобы они не повлияли на объективность оценки того, что вы услышите в ответ.

Следующее правило можно сформулировать как демонстрация общности. Это может быть общность интересов, целей, взглядов, индивидуальных особенностей. Совместные индивидуальные особенности могут быть как положительные, так и отрицательные. Самой главной считается демонстрация профессиональной общности. Еще одно правило касается проявления интереса к проблемам собеседника. Такой интерес должен быть явным и проявляться в том, чтобы внимательно выслушать суть проблемы, поставить вопрос в ходе беседы.

Целую группу советов и правил можно объединить общим названием «технологический инструментарий риторики». К этой группе относятся:

• доступность и логичность изложения своего мнения;

• умение слушать и слышать того, кто говорит;

• четкое и краткое формулирование собственного мнения с учетом темпа речи (не стоит говорить быстрее, чем говорит большинство людей, ведь собеседник должен успеть осмыслить информацию отправителя);

• способность смело отстаивать свои взгляды;

• способность прислушиваться к взглядам другой стороны, не говорить лишь о том, чего хочется вам;

• умение иллюстрировать решающие моменты, приводить примеры из реальной жизни, использовать экспрессивностью языка;

• умение не реагировать на эмоции партнера по общению, сдерживать свои эмоции;

• способность правильно задавать вопросы, проявлять активность в обсуждении проблемы;

• способность придерживаться внешней привлекательности, доброжелательного взгляда, элегантной манере общения, всего того, что охватывает понятие «эффект визуального имиджа»;

• умение применять «эффект первых фраз» (речь идет об энергичном начале разговора);

• способность распознавать, что именно влечет за собой потерю определенной части информации (в частности, «эффект дисперсии» - рассеивание информации по мере ее удаленности от отправителя);

• умение не оправдываться, а быть активным, уверенным, готовым воспринимать нападки;

• навыки умелого пользования против недобросовестных приемов во время разговора: использовать замечания с положительной целью, пропускать некоторые из них «мимо ушей», просить партнера говорить спокойно, применять юмор и т.д.;

• умение отвечать оппоненту и, конечно, способность вовремя остановиться.

Другую группу техник объединяют под общим названием «техники выравнивания напряжения . Известно, что напряженность в ходе разговора может создаваться постепенно. А может так случиться, что у собеседников еще до начала беседы были напряженные отношения. Поэтому в зависимости от вида напряжения меняется и способ его снятия. С целью снятия напряжения партнеру предоставляется возможность выговориться. Важной является вербализация эмоционального состояния как своего собственного, так и партнера. Иначе говоря, это - грамотный способ замены неконструктивных замечаний. При условии, когда напряжение достигает точки кипения, эффективным приемом является перенос разговора с абстрактной плоскости на уровень конкретных предложений. Снимает напряжение применение позиции «на равных», которая одновременно связана с подчеркиванием значимости партнера и проявлением уважения к нему.

Следующие советы и рекомендации касаются, собственно, невербальной коммуникации, которая дополняет речь, взаимодействует в контексте с вербальной коммуникацией и предоставляет общению определенные нюансы.

Язык мимики и жестов человека - это индикаторы его внутреннего душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний. Мы постоянно находимся в какой-либо позе, которую можно определенным образом истолковать. Наблюдение за собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых человеком в неформальной сфере. Вместе с тем знание и умелое использование невербальной коммуникации в отношениях также может способствовать их улучшению, налаживанию контактов.

Психологи подчеркивают значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации. На сегодня уже такая отрасль исследований, как кинестетика, которая непосредственно имеет дело с общей моторикой различных частей тела. Особенно ее знания помогают избежать неудобных ситуаций, которые возможны во время общения. Конечно, есть разница в интерпретации разными национальными культурами таких типичных жестов, как жест «О'кей» или кружок, образованный пальцами рук, поднятый вверх большой палец и V-образный жест пальцами. Недоразумения могут возникнуть и в связи с проявлением частоты и силы жестикуляция, отличной у представителей разных культур.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса - проксемика - имеет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Экспериментальными исследованиями доказано, что, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к собеседнику. Вместе с тем незнание преимуществ определенных пространственных форм организации общения может повлиять на переговорный процесс, равно как и незнание особенностей, в частности, расстояния, на которой партнеры разговаривают друг с другом, поскольку у представителей разных народов является неодинаковой. В свое время основоположник проксемики («пространственной психологии») Э. Холл исследовал формы пространственной организации общения, в частности зафиксировал нормы приближения собеседника к партнеру, свойственные американской культуре: интимный пространство (0-45 см), персональный пространство (45-120 см), социальный пространство (120-400 см), публичное пространство (400-750 см).

Каждая из приведенных здесь систем коммуникации имеет свою знаковую систему, которую рассматривают как определенный код. А любая информация должна кодироваться так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участникам общения. Применительно вербальной коммуникации система кодификации более или менее известна, а вот в случае невербальной коммуникации очень важно в каждой ситуации определить, что можно считать кодом. Другими словами, чтобы полностью достичь общего смысла в обмене информацией, необходимо, чтобы участники коммуникативного процесса понимали значение знаков, кода, которые используются.

Сколько бы техник вы не знали, следует помнить одно из важнейших правил общения - обмен информацией относится к сложному, изящному искусству, которое требует хорошо развитой интуиции. Вы можете точно по требованиям исполнить все, чему вас научили, а результат общения оставляет желать лучшего. Почему? Зачастую причина кроется в формальном заучивании рекомендаций и правил общения, без учета социальной ситуации общения, конкретного коммуникативного процесса, особенностей участников взаимодействия. Никакие техники не помогут там, где субъекты общения или кто-то один из них ставят целью самопрезентацию, а не создание диалога для достижения цели.

Важно также учитывать в процессе обмена информацией последствия коммуникации. Речь идет о том, что информация является ценным ресурсом, она может повышать или защищать статус того, кто ею владеет, влиять на распределение власти между участниками коммуникативного процесса. Именно поэтому наделенные властью индивиды пытаются удержать информацию, управлять ею, стимулируя определенные виды информации и сдерживая другие. Конечно, рассмотренные здесь правила не исчерпывают всего разнообразия техник и рекомендаций, однако все советы можно объединить такой закономерностью: любое средство имеет вес и эффективность, если оно не механически применяется и исполняется, а адекватно конкретной ситуации, учитывая социокультурный и этнопсихологический контекст коммуникации.

И хотя есть такие универсальные техники и правила, которые обычно невозможно изменить (например, проявление уважения к партнеру, отношение к нему как к высшей ценности), в то же время важно помнить, что одинаковых ситуаций общения не бывает. Иногда человек действует вне правил, а его поведение в общении является эффективным.

Некоторые ученые склонны рассматривать знак как одностороннюю сущность, только в плане выражения, формы (В.М. Солнцев, А.А. Ветров и др.). Австрийский ученый-пози­тивист Р. Карнап развил логико-математическое направление в семиотике.

    Типологии знаков строятся на разных осно­ваниях. В соответствии с пониманием общей теории знака. Ч. Пирс различает три типа знаков:

1)      иконический, действие которого основано на фак­тическом подобии означающего и означаемого (рисунок чело­века и сам человек),

2)      индекс, действие которого основано на реальной смежности означающего и Означаемого (дым является индексом огня, бледность лица — индексом недомогания или страха),

3)      и символ, действие которого основано на условной, установленной "по соглашению" связи означающего и означа­емого (кивок головой, как правило, обозначает утвердительный ответ, но у болгар это движение обозначает отрицательный ответ). Символ, скорее всего, обозначает не отдельный предмет или вещь, а род вещи.

   Самым простым знаком является иконический; сам по себе он не может передавать информацию и принадлежит прошлому опыту. Индекс по своей природе существует в настоящем опыте и способен передавать информацию. Ни иконические знаки, ни индексы не могут утверждать что-либо. Лишь символы благодаря своему общему значению, способны образовать суждение и, следовательно, могут воздействовать на мысли и поведение партнера, программируя таким образом будущее (действие, реакцию и т.п.).

       Важнейшая функция социальной коммуникации - прагматическую. Знак актуализирует содержание в со­отнесенности с подобными себе элементами и в том случае, если он представляет социально установленную (принятую, понятную в данном коллективе) интерпретацию содержания. Или иначе - знак имеет большое значение для реализации целей коммуникации.

  Пражская лингвисти­ческая школа занималась теоретической разработкой проблемы социальной обуслов­ленности знака. Здесь знак рассматривается как со­циальную сущность, служащую посредником между членами данного сообщества и обеспечивающую понимание только на основе всей системы значимостей, принятой данным сообщес­твом. Изучением социальных проблем в их сим­волическом представлении занимается символический интеракционнзм. В современной науке вопросы социальной обусловленности знака изучаются как в гносеологическом, так и в общемето­дологическом плане, главным образом в области языка, теории прозы и поэтики, различных видов искусства.

  Социологами социальный знак рассматривается как символ, который может быть реализован в предмете, слове, жесте, действии или образе, В социальной психологии к символам относят различные условные знаки, например, эмблемы, ордена, значки, кольца, сообщающие информацию о социальном статусе индивида, о его принадлежности к какому-нибудь движению, организации или группе. Знак, составленный из слова и обозначающий определенные предметы или вещи, может функционировать как социальный символ, и в этой функции он. отражает социальные ценности общества. Социальная ин­терпретация знака в различных обществах может не совпадать ( например, понимание автомобиля как социального символа с нашем и американском обществах).

       В качестве социальных символов могут выступают жесты или действия, которые "сигнализируют", сообщают информацию о социальном статусе или социальных ролях коммуникантов. Социальными символами становятся даже рационально не осознаваемые, но важные для общества события, например, рождение и смерть. В повседневной деятельности человека в качестве символов выступают высшие социальные ценности общества, такие как свобода, истина, справедливость, добро, любовь.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 900.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...