Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Коммуникационные каналы и их разновидности.
Коммуникационный канал – это реальная или воображаемая линия связи, по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту. Наличие связи – необходимое условие всякой коммуникационной деятельности, в какой бы форме она ни осуществлялась. Коммуникационный канал предоставляет коммуниканту и реципиенту средства для создания и восприятия сообщения, т.е. знаки, языки, коды, материальные носители сообщений, технические устройства. Коммуникационная деятельность суть деятельность духовная, но для ее реализации нужны материально-технические средства, в качестве которых выступают коммуникационные каналы. Т.е., коммуникационные каналы – материальная сторона социальной коммуникации. Развитие человечества от первобытного варварства до постиндустриальной цивилизации сопровождалось постоянным увеличением количества коммуникационных каналов, благодаря дополнению естественных каналов, образовавшихся в ходе антропогенеза, каналами искусственными, сознательно созданными людьми. Естественные коммуникационные каналы – это каналы, использующие врожденные, естественно присущие хомо сапиенс средства для передачи смысловых сообщений в физическом пространстве. Таких каналов два: невербальный (несловесный) и вербальный (словесный). Невербальный канал – древнейший из коммуникационных каналов, возникший в ходе биологической эволюции задолго до появления человека. Он представляет собой наследие зоокоммуникации, свойственной высшим животным. Содержание зоокоммуникации - демонстрация переживаемых эмоциональных состояний – гнев, боль, страх и т.д. Животными используются звуковые сигналы, позы, движения, напоминающие жесты, например, щенок виляет хвостом, когда он доволен, прижимает уши и оскаливает клыки, когда притворяется сердитым. Невербальный канал активно используется в процессе микрокоммуникации между людьми. Вербальный канал доступен только роду человеческому, обладающему речевой способностью, способностью пользоваться естественным языком. Подчеркнем, что речевая способность – отличительный признак хомо сапиенс, для реализации этой способности потребовались нейрофизиологические и анатомические преобразования в телесности пралюдей: образование асимметрии головного мозга, выделение центров управления говорением и пониманием речи («речевые зоны» в мозгу), развитие артикуляционного аппарата, грациализация челюстей и т.п. Домашние животные не могут говорить именно потому, что они не имеют природных предпосылок для этого. Поэтому вербальный канал, подобно невербальному каналу, правомерно считать естественным. Потребность в искусственных коммуникационных каналах возникает тогда, когда коммуникант и реципиент лишены непосредственного контакта, не могут ни видеть, ни слышать друг друга, и в то же время существуют социально-культурные смыслы, нуждающиеся в передаче в социальном времени и пространстве. Для удовлетворения этой первичной коммуникационной потребности использовались два искусственных канала: •канал иконических документов – графические (на кости, на камне, на дереве) и живописных (одноцветные или многоцветные на стенах пещер) изображения; •канал символьных документов – амулеты, украшения, талисманы, статуэтки, имеющие сокровенный магический смысл, а также языческие идолы и вообще изображения богов. Исходные каналы дали толчок для появления новых искусственных каналов, которые по своему источнику делятся на две группы: художественные, возникшие в сфере искусства, и технические, возникшие в сфере техники. Художественные коммуникационные каналы: Музыка и танец, Поэзия и риторика; Театр; Графика и живопись; Скульптура и архитектура. Конечно, важнейшим событием для развития цивилизации было изобретение письменности, т.е. открытие еще одного документного канала. XX век стал свидетелем второй технической революции, плодами которой явились фототелеграф и телевидение, видеозапись и компьютерная связь, электронная почта, выросшая в конце 90-х годов в глобальную коммуникационную систему Интернет. Вторая техническая революция знаменовала появление нового рода социальной коммуникации – электронной коммуникации. Становление электронной коммуникации еще не завершено. Многообещающи возможности мультимедиа, ведутся эксперименты по распознаванию текстов и изображений, по речевому вводу и выводу информации в компьютерных системах. Можно сказать, что мы находимся на пороге синтеза всех известных нам родов коммуникации: устной, документной, электронной. Разновидности коммуникационных каналов. В зависимости от материально-технического оснащения, т.е. от применяемых каналов, различаются рода социальной коммуникации, подобно «родам войск». Род коммуникации – совокупность родственных коммуникационных каналов. Их три: 1.Устная коммуникация, использующая, как правило, одновременно и в неразрывном единстве естественные невербальные и вербальные каналы; ее эмоционально-эстетическое воздействие может быть усилено за счет использования таких художественных каналов, как музыка, танец, поэзия, риторика. К устной коммуникации относятся путешествия с познавательными целями - экспедиции, туризм. 2.Документная коммуникация,применяющая искусственно созданные документы, первоначально – иконические и символьные, а впоследствии письменность, печать и различные технические средства для передачи смыслов во времени и пространстве. 3.Электронная коммуникация, основанная на космической радиосвязи, микроэлектронной и компьютерной технике, оптических устройствах записи. Все три рода взаимодействуют друг с другом, образуя смешенные, гибридные коммуникационные каналы, которые появляются благодаря использованию различных технических средств в устной и документной коммуникации.
Документная коммуникации. Функции документов. Основными институтами документной коммуникации, существующими в наше время, являются: архивы,библиографические службы,издательства и типографии,книжная торговля,реферативные службы. Основными документными каналамиявляются: •каналы опубликованных документов, предназначенных для широкого общественного пользования и размноженных с этой целью полиграфическими средствами; •каналы неопубликованных документов, представляющих собой рукописи, машинописи, графику, живопись. Выделяют два уровня документной коммуникации: –первично-документный уровень, на котором представлены опубликованные документы общественного пользования с соответствующими каналами; этот уровень – область библиотечной, архивной, музейной деятельности; –вторично-документный или документографический уровень – область библиографической деятельности, использующей рукописные библиографические материалы, издания, базы машиночитаемых данных. Таким образом, библиография в наши дни имеет дело с тремя документными каналами: канал рукописей, канал полиграфический и канал машиночитаемых документов. Функции документов Документам, подобно языку и речи, присущи сущностные и прикладные функции. Социальное назначение определяет те сущностные функции, которые должны выполнить документы. 1. Социальное назначение документовпроявляется в трех функциях: 1.а. Социально-временная – фиксирование и сохранение во времени духовных творческих достижений членов общества; 1.б. Социально-пространственная – функция распространения в социальном пространстве актуальных смыслов (знаний, эмоций, стимулов); 1.в. Ценностно-ориентационная функция - нет документов, созданных их авторами без глубинного замысла, без определенной цели. 2. Потребительские требования обусловливают использование документа индивидуальными читателями; 2.а. Содержательность – бессмысленный набор знаков не может считаться документом; документ должен быть осмыслен, т.е. служить источником знаний, эмоций, стимулов; 2.б. Понимаемость – если содержание текста не может быть воспринято (прочитано), то такой текст – не документ, ибо нельзя расшифровать его содержание; 2.в. Вещественность – изображение, не имеющее стабильной, осязаемой формы не воспринимается людьми в качестве документа. 3. Социальный прагматизм заключается в использовании сущностных функций документов для решения актуальных общественных задач: 3.а. Образовательная - распространение знаний, этических норм, идеалов, убеждений, обеспечивающих социализацию личности; 3.б. Идеологическая – суггестивная популяризация каких-либо политических, религиозных, субкультурных доктрин; 3.в. Вспомогательная – содействие развитию специальных коммуникаций, обслуживающих профессиональные потребности социальных институтов; 3.г. Бюрократическая – поскольку бюрократия зиждется на документных потоках и немыслима без них, поддержку бюрократических систем можно считать одной из востребованных функций документации; 3.д. Художественно-эстетическая – функция формирования и развитие художественной литературы как особого, словесного вида искусства, а также изобразительного искусства, основанного на иконических документах. 3.е. Товарная функция обусловлена тем, что все вообще документы являются продуктом труда, обладают рыночной стоимостью и могут функционировать как товар. 3.ж. Мемориальная функция – отдельные документы приобретают особую социальную ценность, вплоть до музейных экспонатов, если они непосредственно связаны с тем или иным историческим лицом, событием. 4. Реальное использование – это фактическое функционирование документов в духовной жизни отдельных людей: 4.а. Познавательная функция – играет центральную роль в образовании и самообразовании; 4.б. Гедонистическая функция свойственна произведениям художественной литературы и изобразительного искусства, выступающим в качестве источников эстетического наслаждения, положительных эмоций; 4.в. Библиофильская функция – книги могут быть предметом страстного собирательства, коллекционирования; 4.г.Представительская функция – книжные собрания в доме – свидетельство образованности, начитанности, культурности хозяина; 4.д.Функция личных реликвий выполняется документами, так или иначе связанными с биографией данного индивида. Сюда относятся семейные альбомы, подарки с автографами, дипломы, ордена и другие знаки отличия. 4.е.Функция самовыражения автора; 4.ж.Инструментальная функция – создание документов по профессиональной обязанности, ради честолюбия, славы, заработка или других меркантильных расчетов. Устная коммуникация. Свойства и ситуативная обусловленность устноречевой коммуникации Устноречевая коммуникация характеризуется довольно слаб подготовленностью, необратимостью, связью с конкретным нем и условиями протекания, автоматизмом в употреблении вых (языковых) средств и способов изложения информации. Задача устноречевой коммуникации во всех ситуациях одинаква добиться того, чтобы в сознании слушателя ... Говорение как вид устноречевой коммуникации Говорение устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем говорения является динамичная, спонтанная, инициативная (твор- 1 ческая) речь. Для осуществления говорения необходимы определенные предпосылки условия говорения: наличие коммуникативно-речевой ... Слушание как вид коммуникации Слушание, как и говорение, относится к видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение в любых сферах и ситуациях коммуникации. Это значит, что эффективная коммуникация возможна лишь в том случае, когда достигается полное взаимопонимание. Если в процессе говорения не обращать ... Умение говорить Формирование умений в устноречевой деятельности тесно связано с развитием определенных психологических и речевых механиз-мов. Осознание предмета коммуникации, смыслового содержания общения возможно при наличии ряда умений: а осознавать исходный замысел продуцируемого или воспринимаемого высказывания: если говорящий не представляет, ... Умение слушать Общение это улица с двусторонним движением. Чтобы общаться, человек должен выражать свои идеи, свои мысли и свои чувства собеседникам, но в то же время он должен дать возможность и собеседнику выразить свои мысли, свои желания и настроения, ... Обратная связь в говорении и слушании Речевая коммуникация как процесс, как деятельность предполагает взаимодействие разных видов этой деятельности в зависимости от Целеустановки и условий протекания (реализации). Как правило, устная речевая коммуникация двунаправлена. дый из ее участников становится то инициатором (говорящим), реципиентом (слушающим) ... Применение умений говорения и слушания Умения говорить и слушать это искусство. Для того чтобы го: стичь, нужно приложить немало усилий. Чем больше усилий ю тит учащийся, студент на овладение навыками и умениями говония и слушания, тем больший эффект он получит в будущее Чтобы ответить на прос, надо учитывать, что осмысление воспринятого содержания информации • адекватнее замыслу говорящего, чем лучше понимают, чувствуют друг друга ссбеи ники, чем более точно они соотносят предмет сообщения и его форму с услсаия беседы, личными характеристиками говорящего, наличием определенных гоь восприятии и т.д. Скорость речи нормального человека — 100—150 слов в мш воспринимаем мы на слух свыше 500 слов в минуту. Это, с стороны, помогает опережающему прогнозированию и анализу* занного, а с другой — уводит от внимательного, сосредоточение приема слов собеседника. Чтобы не сделать поспешного вывод стоит посчитать, прежде чем отреагировать на слова говоря цег задать уточняющий вопрос. Хорошие слушатели быстрее привлекают интересного со6ес< ника. Слушающий, поставивший цель сосредоточить внимание: самом важном в получаемой информации, должен предварите решить, что для него важнее: узнать факты, узнать мнение собес ника по одному вопросу или по многим вопросам, просто оц«ш его эмоциональное состояние для продолжения разговора. Пставим примеры формулировок уточняющих вопросов, которв помогают решить эту проблему. Чтобы уточнить ситуацию, можно, например, спрсо когда именно вы начинаете работу над этим планом? Сколько>че век задействовано в этом проекте? Каковы размеры ассигнов шк Насколько правильными были ответы студентов на вопросы аш ты? и др. Чтобы узнать мнение, можно спросить: как вы дукае этот план выполним? Будет ли выполнен график работ? Хватит, этой суммы, чтобы реализовать замысел? Ответы были искренни? Зачастую однозначно понять и принять услышанное мешает личие в речи говорящего таких слов, как большинство, высокое кс ство, много, скоро, существенный и т.д. Слушающему нужно во ц уточнять, что говорящий подразумевает под ними, чтобы не ней зился смысл сообщения. Зная, что говорящий весьма часто употребляет в речи неточные, двусиыс ные формулировки, стоит заранее спланировать возможные вопросы к гово|ЯЩв Считается, что беседа в стиле «вопрос — ответ» способствует, а не препятствует Но, формулируя вопросы, надо говорить с ним «на одном языке», дать ему »озм« ность высказаться до конца, не перебивая его. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 388. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |