Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зиновьев Илья Викторович. Основы журналистской деятельности (информационные жанры на ТВ и радио).




Отчётность: допуск: посещение + досье на выпуск новостей на радио 3-5 новостей до 15 марта (посмотреть сайт кафедрыmm408.jimdo.com, раздел «Учеба»)+ тест «жанры на телевидении» в начале апреля,
Литература: учебник «Тележурналистика» под ред. Кузнецова, Цвика, Юровского, учебник «Радиожурналистика» 2000г., Шерель. +дополнит. Лебедева «Жанры радиожурналистики» 2012г.

Тема № 1. 14.02. 2013. Особенности радиовещания.

1895г. А.С. Попов изобрёл радио.
1) Радиовещание открыло нов. Возм-ти для передачи сообщения массовой аудитории.
2) Логика материала, система аргументации должны строиться по законам звучащей речи.

Восприятие радиопрограмм
1) Выразительные средства: звучащее слово, музыка, шумы, монтаж.
- Звучащее слово: речь обладает звуковыми выразит-ми сред-ми.
- Интонация- главное средство, создающее своеобразие речи, передаёт смысл и несёт эмоции.
- Развитие речи: знать голос, работать над развитием речи.
- Работа воображения: восприятие речевой инф-ии обогащается работой воображения. (по голосу представляются картинки, внешний вид людей и тд)
- Музыка: вид иск-ва, отражающий действит-ть в звуковых худож-х образах и активно воздействует на психику человека. Музыка в большей степени воздействует на эмоции слушателя. Музыка используется для: 1. Разбивок между информац-ми блоками в одной передаче, 2. Муз-й «шапки» программы, предназначенной для узнавания программ, 3. Звуковой декорацией, помогающей представить место действия. Необходимо отслеживать громкость музыки, должна быть в 10 раз тише голоса. 4. Звуковой фон(отлич-ся от декорации), 5. Создание звукового образа, 6. Передача атмосферы, помогающей жур-ту описать состояние героя и ситуацию.
- Шумы: под шумами понимаются звуки естеств-ой или искусств-й природы, противопоставленные речи и музыке. Неразборчивая речь(т.е. накладывание речи на речь), шум толпы, обывки муз фраз – шумы. Правило: никогда не включать на одинаковой громкости два разн.языка. Функции шумов:1.звуковаяхар-ка ситуации, действия, 2. Звуковой фон, оттеняют наиболее характерн. Детали, 3. Приобретают символику в литературн. контексте используется для образной хар-ки.
чтобы работать с шумами нужно иметь натренированный слух.
- Монтаж: это- 1.сборка, установка сооружений, 2. Подбор и соединение отдельн.частей чего-либо для создания единства, законченного произведения.
Внешние связи –вёрстка. При составлении композиция программы новостей учит-сявнешн связи. Внутренние связи – учитываются при составлении монтажа.
Назначение монтажа: сокращение текста, композиц-е перемещение фрагментов записей, уплотнение времени, исполльзованиевыразит.сред-в виде фона, декораций, создание временных и пространственных планов, использование контраста с помощью выр.ср-в.
Виды монтажа: 1. Ассоциативный монтаж, 2. Параллельный монтаж. Это необходимо для движения сюжета. При монтаже использ-ся: сила звучания, пауза, наложение одного выр. ср-ва на другое.
Журналист должен знать возможности звукового материала, особ-тииспольз-я музыки и шумов.
Назначение информационных жанров – оперативно сообщать о важных событиях.
Основа события – факт.
Факт – действительное событие, явление, твёрдо устоявшееся знание, данное в опыте, служащее для какого-то заключения, вывода, являющееся проверкой предположений; действительность, реальность; то, что реально существует.

Факт журналистики:
Факт – актуальные значимые сведения, имевшие место в действительности и представляющие общественный интерес.

Основу информационных жанров составляют сообщения о фактах, высказанных в разных формах

28.02.2013.

Тема:Информационные службы.

Главные направления работы информационных служб.
Радио – одно из самых быстрых СМИ.
программность вещания
Информационные выпуски – основа радиопрограммы. Информационные выпуски составляют основу программы дня. Задача корреспондента редакции новостей – донести факт.

Характеристики новостей:
- оперативность,
- актуальность
- компетентность
- доходчивость

Звуковое оформление: новостной выпуск имеет своё звуковое оформление

Виды выпусков новостей:
- общие (разбиты по темам, заканчиваются спортом)
- тематические (Отдельные области)
- специальные (посвящаются крупным события гос-ва или мирового уровня. Информация подробная.
- экстренные (ЧП, политика)

Информ.Политика: Отбор, монтаж и подача новостей

Радисообщение – в основе лежит соц. значимый факт. Подобно заметке: где?что?когда?кто?как?

ОПЕРАТИВНОСТЬ!

Источники: 1) гос.власть, 2)пресс0слуюбы, 3) сеть собственных корреспондентов, 4) инф.агент, 5) пресса, 6) другая радиостанция, 7)ТВ, 8)Инст.

Хар-ки радиосообщений: оперативность, конкретность, собыйтийность, актуальность, новизна, достоверность.

Виды:
1) Хроникальные (лаконизм -10-15с)
2) развернутое (30-40 сек+ описание важных деталей+пояснения и примеры)
3) озвученное (+другой голос)
4) дополненное небольш. Комментарием
5) информ. Радиовыступление

Структура радиосообщения:
- первая фаза – должна привлечь внимание, отразить значимость события
- повторы – гл.мысль,факт,имена, географ названия, повтор в начале и в конце
- языковой стиль, интонация звучащего голоса –важное значение.
Язык простой, доступный, ясный. Стиль лаконичный, предельный, краткий, ориентирован на разговорный вариант

Цифры: округление, проценты даются в сравнении

Сокращения пояснять и расшифровывать!

Техницизмы – избегать или пояснять. Чтение перед эфирам.

Радиоинтервью– один из самых характерных для вещания жанров, наиболее распространен, метод журналистской работы.
Разновидность: специфика – корреспондент записывает материал с последующим монтажом.
Структура: вступление, осн часть, заключение.
Отличие от беседы: разные жанры, различ-ся роль журналиста. В беседе ж-т высказывает свою точку зрения.
Длительность – (от 2 до 8 минут)
Разновидности:
- протокольное ( что где когда)
- диалог (классика)
- инф.анкета (одинаковые разным людям)
- пресс-конф-я
Узнаём общее мнение
Подготовка: интервью требует Д.З.
Избегать нагромождения вопросов
Темы речи: постраиваться под темы речи собеседника. 80/90 слов в минуту.

Подготовка техники- !
Монтаж позволяет убрать лишнее
Необходимые качества:
- коммуникабельность
- умение завоевать доверие
- способность ориентироваться в речевой ситуации

Радиорепортаж.
Чаще всего посвящён актуальн.общественно-значимым событиям. Репортёр – участник события.
Разновидности:
- фиксированный
- прямой
Репортаж объединяет в себе элементы других жанров. Должна присутствовать атмосферасобытия. Перходн жанр от информационного к аналитическому .
Звуковая деталь – шумы, речь,
Шум – универсальная звуковая декорация

Радиоотчет –
тут репортёр не явл-ся участником события. Это рассказ о том, что было.
Цель: дать слушателям представление о содержании, развитии события. Всегда требует монтажа – отбора материалов! Допустимы комментарии и мнения.

Тема:Этапы развития ТВ.

- Экспериментальный – 1890-1930 – изобретательный инженер
- Организованное регулярное телевещания 195-60 г . стандарты близки к сегодняшним
- Институанизация ТВ – 1960 – 70г. –превращается ТВ в главное СМИ и господ-во в эфире.
- Использование новых технологий – 1980-90г. (многоканальность, спутник, кабельное ТВ)

«Телевидение» - ввёл в Париже петербургский радиоинженер К.Д. Герский.
физик Д.К. Максвеил, Ч.Р. Герц – колебания
А.С. Попов, Г. Маркони – изобрели радио.
Киноаппарат – фран. Луи Жан
П.И. Бахметьев
Пауль Нипков (ДИСК Нипкова – основа цифрового ТВ)
Б.Л. Розинг в 1907г.
Электронное ТВ – ограниченные зоны приёма при высоте антенны передатчика 120 м.
2ая пол.50ых – сооружение тв кабельных линий, быстро растет сеть линий
60ые – спутниковая трансляция разв-ся («Экран»)
1950ые – фирма «Ампекс» А.М. Понтовтехн видео-магнитных изображений.
СССР 1960ые – использ-е видеомагнитной записи
1950е – телеприёмники распр-ся «КВН-49».

Телевидение и общество
ТВ имеетсоц функции. Функции ТВ характерна совокупностью его обяз-ей и выполеннием их задач, способ жизнедеят-ти в общ-ве.
С понятием «функция» связана определенная «цель».
Всякая передача была определена для воздействия на аудит-ю.  Для достиж-я цели, использовали методы – четко продуманные совокупность практических приёмов.
Функция – управленческая (соц педагогическая)
Цель – перевести общ конфликт в дискуссию
Метод – опрос люде       й, репортаж,
Критерии разв-я вещания (ВВС):
- георг универсальность
- нацменьш-ва
- забота об общности в духе нации
- отстранениее от интересов частных лиц и правит-ва
- стремление повысить кач-во программ чтобы расширить аудит-ю
- предоставление свободы творч работникам

Информация функция:
- спос-ть удовлетворить инф потребности индивда, общ-ва, гос-ва
- распр инф быстрее конкурентов
- инт выпуски

Вёрстка: сначала наиболее важн факты – новости медицины, культуры, науки – спорт – «организованный» репортаж – (неоперативные новости) – снятые врасплох новости.

Культурно- просветительская функция:
- тв передача приобщает зрителя к культуре, просвещает его
- ведущие воспринимаются как эталон
- приобщение зрителя к культуре, стимулирование развития народного творч-ва.

Интегративная (сплочение):
- поддержка нормального функционирования того общ-ва, на кот распр-ся влияние
- выявление общих для аудит-ии ценностей..
- обсуждение путей решения общих проблем
-противодействие опасных тенденций
- обсуждение путей решения общих проблем
Чем крупнее и разнообразнее, тем внимательнее.
(национальн, религозн, социальнпсихологич, возрастные)

Интерактивная ф-я реализ-ся всеми разделами вещания.

Управленческая функция: (соц-педагогич)
- воспит
- вовлечение в сист административного воздействия на население, пропаганда опред-х образов жизни
- в разнгос-ах по разному.
Информация должна быть беспристрастна и независима
Обратная связь – ср-во контроля за действиями властей

Организаторская:
- тв – инициаторы общ акций
- тв ставит острые вопросы перед властью
- журн ограничен законодательно

Образовательная:
- трансляция обучающих передач
- программы системны, периодичны, связаны с учебными программами.

Рекреативная:
- реализация через передачи развлекат - го направления, нацелен на восстановление сил человека
Развлекат продукция созд-ся спец-но телекомпаниями.

 

Изобразительно – выразительные ср-ва ТВ.
кажд вид тв-ва имеет свой худ.специф.язык. Свместимостьтехнич приёмов и изобразит выразит срв с помощью которой творец воплощает свой замысел.
Образный язык экрана создает кинематогров
Осн. Понятия: кадр, план, ракурс, монтаж
Кадр – часть прост-ва вырезанная рамкой экрана
Изобразит части пр-ва, заключены в рамку экрана, видимое в кажд данный момент, наз-ся кадром.
- часть фильма, снятуюю они «взглядом камеры»
-пространственная и временная хар-ка.

План:
- масштаб изобра-я содержащегося в кадре
- степень крупнизобр-й зависит от дистанции и фрон расстояния объектива

Виды планов:
- дальний (чел + обстановка)
- общий (чел во весь рост)
- средний (чел до колен)
- крупный (голова)
- детальный (нос) – сверхкрупный

Ракурс:
- связан с углом
- любой угол, обращённый оптической осью объектива и плоскостью предмета (в том числе и прямой)
Совр оптика передаёт объём фигуры, искажая линии при фронтальной съёмке («рыбий глаз»)

Поток кадров  - непрерывный (живой кадр) – важн особ-ть экрана

Монтаж–расстановка кадров в опред. Порядке (в 20в)
Операция –
склеивание киноплёнке
Превращение монтажа в творч процесс – Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пузовкин, ДзигаВертов)

Разновидности монтажа с точки зрения снятого материала.
- Междукадровый (снятый с различн точек зрения-1 кадр Сокуров «Русски ковчег»)
- Внутрикадовый (изменение содержания кадра)

Съёмка движущейся камеры.
Осн виды съёмки: панорамирование, проезд траектории
Панорамирование – съёмка камерой, поворачивающейся вокруг вертикали горизонтальной оси (плож-е в каре измен-ся)
Проезд – передвиж-е камеры, когда угол между оптической осью объектива и плоскостью предмета остаётся во время съёмки неизменным.
Разновидн. Проезда – отъезд и наезд (вместо реального наезда) иногда оптический – смена угаизобр-я – зум)

Траекторная съемка – сочетание проездов с панорамированием
Съёмка движущейся камерой создает эффект внутреннего монтажа
Важна для прошлого телеэфира.
Междукадровый монтаж изменяет содержания кадра в завис-ти от точки зрения.

Виды монтажа с т.з.технической творческой сложности
Техн.монтаж
- процесс маханического соединения кадров (склейка)
Для созд видеоархива
В видеофильм – 25 кадров в секунду, а в новостях – 24. (?)

Конструктивный монтаж– процесосмысленногосоед-я кадров. Исп-ся в хроникальных сюжетах: репортаж, интервью. Цель:послед-ть происходящего должна быть соблюдена – череда логических кадров
такая длина, чтобы зритель понял содержание
С помощью конструктивн монтажа снимает время и простр-во

Художественный монтаж – образная связь между кадрами.
Конструктивный монтаж – составная часть худ. Монтажа
Технический монтаж – основа обоих.
Худ монтаж не прсто воспроизводит, а объясняет реальность.

Разновидность худ-го монтажа:
- Параллельный – соед один кадр в другой, которые сняты в разн месте, в разн время (стыковка)
- Ассоциативный – создаёт у зрителя ассоциацию с чем-то, чего нет на экране.

 

































































































































































Телевизионный сценарий

Сценарий – литературная запись изобразительных и звуковых решение будущего экранного сообщения.

Номерной сценарий – взгляд на сценарий как перечисление кадров.

Формы записи сценария:

1) Новостной – краткий, в две колонки (слева – видеоряд, справа – текст, авторский комментарий)

2) Литературный – подробный, в котором автор выражает свою мысль с помощью создания образов и выстроенной композицией сюжета.

Требованию к сценарию:
Сценарий должен:

- быть написан правильным литературным языком,
- ярко и точно выражать мысли автора,
- включать описания мест действия
- включать характеристики героев
- описывать общую атмосферу и настроение
- описывать основные детали

 

Мастерство сценариста состоит намечает только основное направление передачи, выбирает манеру съёмки.
Сама съёмка на плечах режиссёра, оператора.

 

Журналисту может быть предложена тема редакцией, может предложить идею сам.

 

Стадии работы над сценарием:

1) Первое знакомство с жизнью объекта и героев

3) Конкретизация темы

4) Написание заявки

5) Выезд на объект (иногда повторный)

6) Написание сценария.

Литературная форма написания сценария включает в себя завязку:
Завязка à развитие действия à кульминация à развязка

Послесценарная работа –создание авторского комментария, текста.

Заявка – это форма краткого изложения творческого замысла передачи, фильма

Она решает следующие задачи:
- конкретизирует смысл
- помогает вступить в контакт с редакцией
- служит основанием для заключения договора на сценарий, т к является юридич док-ом.

 












Жанры ТВ – журналистики










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 153.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...