Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 8.Сознание и познание.




Философия

Программа дисциплины

(Стандарт ПД.ГСЭ)

 

Екатеринбург

2006


Утверждаю

Проректор

____________ В.П. Прокопьев

(подпись)

__________

(дата)

 

Программа дисциплины «Философия» составлена в соответствии с требованиями федерального/национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

дипломированного специалиста по специальности «химия»

бакалавра, магистра по направлению «химия»

по циклу «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Семестр 4

Общая трудоемкость дисциплины 72ч., в том числе:

Лекций 36ч

Семинаров 36ч

Практических работ ___________

 

Контрольные мероприятия:

Рефераты _______________

Коллоквиумы ___________

Контрольные работы_____               

Другие _________________

 

Составитель:

Бакеева Е.В., доктор философских наук, профессор кафедры онтологии и теории познания философского факультета УрГУ

 

 

 

 

Рекомендовано к печати протоколом заседания

кафедры онтологии и теории познания

от _______ № ______.

        (дата)

 

Согласовано:

Зам. председателя

Гуманитарного совета Б.Б. Багиров

_________________

       (подпись)

 

         (дата)

(С) Уральский государственный университет

(С) Бакеева Е.В., 2011.


I.    Введение

Цель курса – дать студентам представление о предмете философии, ее роли в жизни человека и общества, об основных философских проблемах и понятиях.

Задачи курса:

- сформировать представление о философии как о способе самопонимания и самосозидания человека;

-познакомить студентов с основными этапами истории европейской философии и с основными направлениями современной философии;

-способствовать овладению слушателями основной философской терминологией.

В качестве основы для дисциплины «Философия» могут выступать общеобразовательные дисциплины, изучаемые в течение первых трех семестров обучения по специальности «Химия» («История России», «Математика», «Физика»). В свою очередь, курс философии может использоваться как основа для изучения таких общеобразовательных дисциплин, как «Психология и педагогика», «Социология», а также курса «История и методология химии».

В результате изучения курса «Философия» студенты должны приобрести необходимый минимум знаний об основных философских школах и направлениях мировой и отечественной философии, иметь представление об основной философской проблематике и способах ее осмысления, усвоить навыки самостоятельного и творческого мышления.

Методическая новизна курса заключается прежде всего в опоре на философские первоисточники в работе по формированию способности слушателей к рефлексивному и нестандартному мышлению, а также в активном использовании диалогового метода осмысления философских проблем.

 

II. Содержание курса

 

Тема 1. Предмет и основные функции философии.

Предмет философии как проблема. Философия в ее отличии от мифа, религии, науки, идеологии. Философия и мировоззрение. Социокультурные функции философии и ее личностный смысл. Роль философии в современном мире. Знание и мудрость, знание и понимание. Философия как «техника понимания» ( М.К.Мамардашвили).

 



Тема 2. Структура философского знания.

Неделимость и целостность философского акта. Метафизика как «первая философия». Проблема классификации философских дисциплин. Онтология и метафизика. Гносеология как учение о познании. Философия истории и социальная философия : общность и различие. Философское учение о человеке и его место в системе философского знания.

 

Тема 3. Античная философия.

Представления о всеобщем единстве в древнегреческой мифологии и философии. Поиски архэ как осмысление единства мира. Древнегреческие философы о диалектике как об искусстве родо-видового деления вещей. Хаос и космос, предел и беспредельное как формообразующие «мыслеобразы» древнегреческой культуры. Категории меры, числа и идеи в пифагорейско-платоновской традиции. Представления древнегреческих мыслителей о космической справедливости и судьбе. Онтологическое понимание истины, добра и красоты. Связь представлений о добродетели в античной культуре с категориями эйдоса и идеи. Этический рационализм.

 

Тема 4. Средневековая европейская философия.

Христианские идеи творения и боговоплощения как основа средневековой европейской философии. Понятие трансцендентного и апофатическое богословие. Соотношение веры и знания в средневековом мышлении, роль авторитетного знания в средневековой европейской культуре. Особенности средневековой картины мира. Средневековые христианские мыслители о времени и вечности. Телеологизм и открытие линейного времени. Категории субстанции, материи и формы в средневековой философии. Проблема соотношения общего и единичного в контексте спора реализма и номинализма. Зло как небытие. Идея предопределения и проблема свободы воли в средневековой философии.

 

Тема 5. Философия Нового времени.

«Гносеологический поворот» в философии Нового времени. Оформление субъект-объектной оппозиции и проблема достоверного знания. Природа как объект познания и преобразования. Эмпиризм и рационализм. Ф.Бэкон : опыт и индукция. Р.Декарт: «когито» и учение о двух субстанциях. Ньютоновская картина мира , механицизм и представления об абсолютном пространстве и времени. Категории материи и идеи как выражение субъект-объектного противостояния. Линейный детерминизм и принцип развития. Идея прогресса. Активная роль познающего субъекта. Автономия нравственного субъекта и проблема свободы (И.Кант). Формирование понятий естественных прав человека, гражданского общества и правового государства в философии Нового времени.

 

Тема 6. Неклассическая философия : особенности и основные направления.

Подрыв представлений о самодостаточности трансцендентального субъекта в творчестве КМаркса и З.Фрейда. Ф.Ницше о преодолении метафизики. Влияние творчества Ницше на проблематику философии ХХ века. Переосмысление соотношения философского и научного знания в философии позитивизма. Экзистенциальная философия как альтернатива технократическому сознанию. Отчужденное знание и проблема свободы. «Лингвистический поворот» в философии ХХ века. Философия как критика языка. Язык как «дом бытия» (М.Хайдеггер). Слово как поступок ( М.М.Бахтин). Особенности переосмысления основных философских категорий в неклассической философии.

 

Тема 7. Учение о бытии.

Роль вопроса о бытии в человеческом мышлении. Бытие как Сверхсущее. Диалектика бытия и иного, бытия и небытия в античной философии. «Бытие и мысль- одно» (Парменид). Бытие как чистый акт и активность субъекта. Совпадение бытия и ничто (Гегель). Соотношение категорий бытия, сущего, существования. Основные концепции детерминизма, понятия материи , движения и развития. Философские концепции пространства и времени. Отказ от субстанциалистской трактовки бытия в современной философии и науке. Категория события и переосмысление времени.

 

Тема 8.Сознание и познание.

Представления о душе в античной и средневековой философии. Открытие сознания как первичного феномена в философии Нового времени. Сознание и рефлексия в философии Р.Декарта. Анализ сознания в трудах представителей немецкой классической философии. Сознание как функция общественно-исторической практики( К.Маркс). Сознание и бессознательное. Феноменологический подход к сознанию. Проблематичность философского анализа познания. Вера и знание. Проблема истины, основные философские концепции истины. Виды познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Уровни познания. Особенности научного познания, его уровни, формы методы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...