Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11-12-13 (6 часов)




Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

 

 

Кафедра журналистики

 

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

по дисциплине

Основы теории литературы

Направление подготовки: 031300 Журналистика

Профиль подготовки: общий

Формы обучения: очная

 

Тула 2012 г.

Сборник методических указаний к практическим занятиям составлен канд. филол. наук, доцентом Рудомазиной Т.Б. и обсужден на заседании кафедры журналистики гуманитарного  факультета

протокол № ___ от "___"______________ 200_ г.

Зав. кафедрой________________Б.А. Играев

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1-4 (8 часов)

             

ТЕМА: ЯЗЫК ПРОИЗВЕДЕНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ (ФОНЕТИЧЕСКИЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ, СИНТАКСИЧЕСКИЙ УРОВНИ)

I. Поэтический язык. Слово как материал литературы.

1) В чем отличие «материала», из которого создается художественный образ в литературе, от материала, из которого создается образ в музыке, изобразительном искусстве, архитектуре и пр.?

 2) Каковы функции СЛОВА?

3) В чем отличие поэтического языка? Почему его образность, его метафоричность не является избыточностью?

 

II. Язык как материал литературы. Художественный текст как сложно построенный смысл.

1) В чем специфика материала для создания образности в литературе?

2) Объясните каждый элемент определения: «Язык – коммуникативная семиотическая система».

  3) Как соотносятся понятийные пары «ЯЗЫК – РЕЧЬ» и «ИНВАРИАНТ – ВАРИАНТ»?

  4) Что такое «вторичные моделирующие системы»и как они соотносятся с языком? Можно ли назвать художественную речь вторичной моделирующей системой?

   5) Что структурализм (структурный анализ) вкладывает в понятия «прием» и «минус-прием»?

  6) Справедлив ли тезис: проза – явление более сложное эстетически, в сравнении со стихотворной речью? Почему?

   

III. Художественная речь: фонетика, лексика, синтаксис

А) Номинативная и лексико-экспрессивная функции речи.

Б) Иносказательная изобразительность и выразительность. Тропы.

В) Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи.

 

Дайте определения следующих понятий и приведите примеры из художественной литературы:

архаизм, славянизм, историзм, неологизм, диалектизм, жаргонизм;

троп, метонимия (виды), синекдоха, метафора (виды), ирония как троп, сравнение, олицетворение, параллелизм (прямой и отрицательный), развернутое сравнение, образ-символ, образ-аллегория,, гипербола, литота; эпитет как разновидность тропа (метафорический, метонимический эпитет);

эллипсис, повтор, антитеза, инверсия, градация, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, риторические фигуры;

аллитерация, ассонанс, звукоподражание.

Найдите и выпишите собственные примеры (из поэтических текстов) каждого из средств художественной изобразительности и выразительности.

 

Письменное задание:

Проанализируйте лексическую организацию следующих стихотворений:

1. К.Н. Батюшков «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы».

2. М.А. Кузмин «Мы плакали, когда луна рождалась».

3. Ф.И. Тютчев «Как океан объемлет шар земной».

4. Выбранное студентом стихотворение.

Основная литература:

1. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2007.

 

Дополнительная литература:

2. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996.

3. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. - М., 2004

4. Литературный энциклопедический словарь. Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. – М., 1987.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5-6-7 (5 часов)

ТЕМА: РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ; ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ. СОДЕРЖАНИЕ: ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ И ЖАНРЫ; ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЖАНРОВО-РОДОВОГО ЧЛЕНЕНИЯ

 

1. Происхождение литературных родов.

2. Критерии родового деления литературы:

1) по Сократу;

2) по Аристотелю;

3) по Гегелю;

4) по Белинскому;

5) по Веселовскому.

3. Основополагающие черты эпоса, лирики и драмы (самостоятельно составьте таблицу В).

4. Основополагающие черты лиро-эпических произведений.

 

Основная литература:

1. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2007. С.297-298.

 

Дополнительная литература:

1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины./ Под ред. Л.В.Чернец. – М., 2004. Разделы «Родовая принадлежность произведения»; «Эпос», «Драма», «Лирика».

 


 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7-8-9-10 (7 часов)

 


ТЕМА: РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ; ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ. СОДЕРЖАНИЕ: ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ И ЖАНРЫ; ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЖАНРОВО-РОДОВОГО ЧЛЕНЕНИЯ (на примере композиционного анализа

«Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» А.С.Пушкина)

 

1.Теоретические вопросы:

2.Родовые черты эпических произведений.

3.Аспекты композиции: композиция текста и композиция мира художественного произведения.

4.Композиция текста. Компоненты рамочного текста и их функция.

5.Акт рассказывания: повествователь, рассказчик, образ автора. «Точка зрения» как аспектом композиции.

6.Цикл как сверхжанровое единство. Целостность цикла и целостность произведения. Строение цикла.

7.Практическое задание:

8.Композиция текста «Повестей Белкина». Заглавия и эпиграфы цикла.

9.Система субъектов рассказывания и смена «точек зрения» в «Повестях».

10.Фабула и сюжет «Повестей Белкина».

11.Соотношение композиции сюжета, субъектов рассказывания и «точек зрения»

 

Рекомендации по подготовке к занятию:

  

 А) Прочитайте материал учебника и энциклопедии и подготовьте ответы по теоретическим вопросам занятия.

 Б) Проанализируйте композицию текста всего пушкинского цикла в целом и каждой

повести. Выделите рамочные компоненты и основной текст.

 В) Проанализируйте систему субъектов рассказывания и попытайтесь составить схемы для каждой повести и для всего цикла; предложите свои выводы о необходимости такой сложной системы*.

 Проанализируйте композицию повестей «Выстрел» и «Станционный смотритель» как смену «точек зрения». С какой целью Пушкин мог использовать этот прием?

 Проанализируйте речевую структуру повести «Метель»; можно ли говорить о смене «точек зрения» как композиционном приеме в этой повести?

 Постройте вероятностную цепочку «авторов» рассказанных историй. Как соотносится характер истории с тем, кто ее рассказывает Белкину и с тоном повествования.

 Г) Постройте схему фабулы и сюжета каждой повести*. Проанализируйте особенности построения сюжета и использованные Пушкиным композиционные приемы.

 Постройте схему развития (последовательности этапов) центральных конфликтов повестей.

Сделайте обобщающие выводы о соотношении таких аспектов композиции как композиция сюжета, композиция субъектов рассказывания, композиция точек зрения*.

Д) Проанализируйте семантику заглавий повестей цикла и эпиграфы. Можно ли увидеть системную связь заглавий? Эпиграфов?

Е) Сделайте выводы о связи всех планов и аспектов композиции, о художественной цели такой сложной структуры и связи плана выражения и плана содержания каждой повести и цикла как художественного единства*.

 

Основная литература:

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2007. С.297-298.

 

Дополнительная литература:

1.Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины./ Под ред. Л.В.Чернец. – М., 2004. Разделы «Родовая принадлежность произведения»; «Эпос», «Драма», «Лирика» (с.134-160);

2. Берковский Н.Я.О «повестях Белкина».// Берковский Н.Я. О русской литературе: сборник статей. Л., 1985.

3. Макогоненко Г.П.Проза Пушкина в 1830-е годы. Л., 1974.

4.Петрунина Н.Н. Проза Пушкина (пути эволюции). Л.,1987.

5. Шмид Вольф Проза Пушкина в поэтическом прочтении. «Повести Белкина».СПб, 1996.

6. Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С.Пушкина «Повести Белкина».М., 1989.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11-12-13 (6 часов)

ТЕМА: РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ; ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ. СОДЕРЖАНИЕ: ЛИРИЧЕСКИЙ РОД ЛИТЕРАТУРЫ; ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ; КОМПОЗИЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА; ВЕРСИФИКАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ; ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ РУССКОЙ РИФМЫ

1. Системы стихосложения.

2. Силлабо-тоническая система стихосложения: стопа. метр. размер.  

3. Дольник.

4. Происхождение и эволюция русской рифмы.

5. Классификация рифм. виды рифм: по клаузуле (мужские, женские, дактилические, гипердактилические); по звучанию (точные, неточные, приблизительные); по грамматическому родству рифмочленов (грамматические и аграмматические); по месту в стихе (концевые и внутренние).

6. Основные схемы рифмовки: смежная (парная), кольцевая (охватная, опоясывающая), перекрестная. вольная рифмовка. урегулированный разностопный стих. рефрен. рифма-эхо.

7. Два класса стихотворной речи: строфическая и астрофическая. строфа. классификация строф: одиночные и повторяющиеся; тождественные и нетождественные; обособленные и цепные. наиболее употребительные строфические формы (двустишие, трехстишие, четверостишие; пятистишие, шестистишие; их разновидности). твердые строфические формы: терцины, рубаи, секстина, октава, одическое десятистишие, рондо.

8. Графический образ поэзии.

Письменное задание:

Сделайте версификационный анализ следующих текстов:

1. К.Н. Батюшков «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы».

2. М.А. Кузмин «Мы плакали, когда луна рождалась».

3. Ф.И. Тютчев «Как океан объемлет шар земной».

 

Основная литература

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2007. С.297-298.

 

Дополнительная литература

1. Самойлов д. Книга о русской рифме. См. В кн.: стиховедение: хрестоматия / сост. Л.е.ляпина. – м., 1998. С. 118-128.

2. Лотман ю.м. Анализ поэтического текста. Проблема рифмы. См.: Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – спб., 1996.

3. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Графический образ поэзии. См.: Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – спб., 1996.

4. Введение в литературоведение/ под ред. Л.в. Чернец. – м., 2004. Раздел: поэтическая графика. С. 467-476.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14-15-16-17 (8 часов)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 146.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...