Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11-12-13 (6 часов)Стр 1 из 2Следующая ⇒
Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный университет»
Кафедра журналистики
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ по дисциплине Основы теории литературы Направление подготовки: 031300 Журналистика Профиль подготовки: общий Формы обучения: очная
Тула 2012 г. Сборник методических указаний к практическим занятиям составлен канд. филол. наук, доцентом Рудомазиной Т.Б. и обсужден на заседании кафедры журналистики гуманитарного факультета протокол № ___ от "___"______________ 200_ г. Зав. кафедрой________________Б.А. Играев
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1-4 (8 часов)
ТЕМА: ЯЗЫК ПРОИЗВЕДЕНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ (ФОНЕТИЧЕСКИЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ, СИНТАКСИЧЕСКИЙ УРОВНИ) I. Поэтический язык. Слово как материал литературы. 1) В чем отличие «материала», из которого создается художественный образ в литературе, от материала, из которого создается образ в музыке, изобразительном искусстве, архитектуре и пр.? 2) Каковы функции СЛОВА? 3) В чем отличие поэтического языка? Почему его образность, его метафоричность не является избыточностью?
II. Язык как материал литературы. Художественный текст как сложно построенный смысл. 1) В чем специфика материала для создания образности в литературе? 2) Объясните каждый элемент определения: «Язык – коммуникативная семиотическая система». 3) Как соотносятся понятийные пары «ЯЗЫК – РЕЧЬ» и «ИНВАРИАНТ – ВАРИАНТ»? 4) Что такое «вторичные моделирующие системы»и как они соотносятся с языком? Можно ли назвать художественную речь вторичной моделирующей системой? 5) Что структурализм (структурный анализ) вкладывает в понятия «прием» и «минус-прием»? 6) Справедлив ли тезис: проза – явление более сложное эстетически, в сравнении со стихотворной речью? Почему?
III. Художественная речь: фонетика, лексика, синтаксис А) Номинативная и лексико-экспрессивная функции речи. Б) Иносказательная изобразительность и выразительность. Тропы. В) Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи.
Дайте определения следующих понятий и приведите примеры из художественной литературы: архаизм, славянизм, историзм, неологизм, диалектизм, жаргонизм; троп, метонимия (виды), синекдоха, метафора (виды), ирония как троп, сравнение, олицетворение, параллелизм (прямой и отрицательный), развернутое сравнение, образ-символ, образ-аллегория,, гипербола, литота; эпитет как разновидность тропа (метафорический, метонимический эпитет); эллипсис, повтор, антитеза, инверсия, градация, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, риторические фигуры; аллитерация, ассонанс, звукоподражание. Найдите и выпишите собственные примеры (из поэтических текстов) каждого из средств художественной изобразительности и выразительности.
Письменное задание: Проанализируйте лексическую организацию следующих стихотворений: 1. К.Н. Батюшков «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы». 2. М.А. Кузмин «Мы плакали, когда луна рождалась». 3. Ф.И. Тютчев «Как океан объемлет шар земной». 4. Выбранное студентом стихотворение. Основная литература: 1. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2007.
Дополнительная литература: 2. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996. 3. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. - М., 2004 4. Литературный энциклопедический словарь. Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. – М., 1987. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5-6-7 (5 часов) ТЕМА: РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ; ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ. СОДЕРЖАНИЕ: ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ И ЖАНРЫ; ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЖАНРОВО-РОДОВОГО ЧЛЕНЕНИЯ
1. Происхождение литературных родов. 2. Критерии родового деления литературы: 1) по Сократу; 2) по Аристотелю; 3) по Гегелю; 4) по Белинскому; 5) по Веселовскому. 3. Основополагающие черты эпоса, лирики и драмы (самостоятельно составьте таблицу В). 4. Основополагающие черты лиро-эпических произведений.
Основная литература: 1. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2007. С.297-298.
Дополнительная литература: 1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины./ Под ред. Л.В.Чернец. – М., 2004. Разделы «Родовая принадлежность произведения»; «Эпос», «Драма», «Лирика».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7-8-9-10 (7 часов)
ТЕМА: РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ; ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ. СОДЕРЖАНИЕ: ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ И ЖАНРЫ; ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЖАНРОВО-РОДОВОГО ЧЛЕНЕНИЯ (на примере композиционного анализа «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» А.С.Пушкина)
1.Теоретические вопросы: 2.Родовые черты эпических произведений. 3.Аспекты композиции: композиция текста и композиция мира художественного произведения. 4.Композиция текста. Компоненты рамочного текста и их функция. 5.Акт рассказывания: повествователь, рассказчик, образ автора. «Точка зрения» как аспектом композиции. 6.Цикл как сверхжанровое единство. Целостность цикла и целостность произведения. Строение цикла. 7.Практическое задание: 8.Композиция текста «Повестей Белкина». Заглавия и эпиграфы цикла. 9.Система субъектов рассказывания и смена «точек зрения» в «Повестях». 10.Фабула и сюжет «Повестей Белкина». 11.Соотношение композиции сюжета, субъектов рассказывания и «точек зрения»
Рекомендации по подготовке к занятию:
А) Прочитайте материал учебника и энциклопедии и подготовьте ответы по теоретическим вопросам занятия. Б) Проанализируйте композицию текста всего пушкинского цикла в целом и каждой повести. Выделите рамочные компоненты и основной текст. В) Проанализируйте систему субъектов рассказывания и попытайтесь составить схемы для каждой повести и для всего цикла; предложите свои выводы о необходимости такой сложной системы*. Проанализируйте композицию повестей «Выстрел» и «Станционный смотритель» как смену «точек зрения». С какой целью Пушкин мог использовать этот прием? Проанализируйте речевую структуру повести «Метель»; можно ли говорить о смене «точек зрения» как композиционном приеме в этой повести? Постройте вероятностную цепочку «авторов» рассказанных историй. Как соотносится характер истории с тем, кто ее рассказывает Белкину и с тоном повествования. Г) Постройте схему фабулы и сюжета каждой повести*. Проанализируйте особенности построения сюжета и использованные Пушкиным композиционные приемы. Постройте схему развития (последовательности этапов) центральных конфликтов повестей. Сделайте обобщающие выводы о соотношении таких аспектов композиции как композиция сюжета, композиция субъектов рассказывания, композиция точек зрения*. Д) Проанализируйте семантику заглавий повестей цикла и эпиграфы. Можно ли увидеть системную связь заглавий? Эпиграфов? Е) Сделайте выводы о связи всех планов и аспектов композиции, о художественной цели такой сложной структуры и связи плана выражения и плана содержания каждой повести и цикла как художественного единства*.
Основная литература: Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2007. С.297-298.
Дополнительная литература: 1.Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины./ Под ред. Л.В.Чернец. – М., 2004. Разделы «Родовая принадлежность произведения»; «Эпос», «Драма», «Лирика» (с.134-160); 2. Берковский Н.Я.О «повестях Белкина».// Берковский Н.Я. О русской литературе: сборник статей. Л., 1985. 3. Макогоненко Г.П.Проза Пушкина в 1830-е годы. Л., 1974. 4.Петрунина Н.Н. Проза Пушкина (пути эволюции). Л.,1987. 5. Шмид Вольф Проза Пушкина в поэтическом прочтении. «Повести Белкина».СПб, 1996. 6. Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С.Пушкина «Повести Белкина».М., 1989. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11-12-13 (6 часов) ТЕМА: РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ; ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ. СОДЕРЖАНИЕ: ЛИРИЧЕСКИЙ РОД ЛИТЕРАТУРЫ; ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ; КОМПОЗИЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА; ВЕРСИФИКАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ; ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ РУССКОЙ РИФМЫ 1. Системы стихосложения. 2. Силлабо-тоническая система стихосложения: стопа. метр. размер. 3. Дольник. 4. Происхождение и эволюция русской рифмы. 5. Классификация рифм. виды рифм: по клаузуле (мужские, женские, дактилические, гипердактилические); по звучанию (точные, неточные, приблизительные); по грамматическому родству рифмочленов (грамматические и аграмматические); по месту в стихе (концевые и внутренние). 6. Основные схемы рифмовки: смежная (парная), кольцевая (охватная, опоясывающая), перекрестная. вольная рифмовка. урегулированный разностопный стих. рефрен. рифма-эхо. 7. Два класса стихотворной речи: строфическая и астрофическая. строфа. классификация строф: одиночные и повторяющиеся; тождественные и нетождественные; обособленные и цепные. наиболее употребительные строфические формы (двустишие, трехстишие, четверостишие; пятистишие, шестистишие; их разновидности). твердые строфические формы: терцины, рубаи, секстина, октава, одическое десятистишие, рондо. 8. Графический образ поэзии. Письменное задание: Сделайте версификационный анализ следующих текстов: 1. К.Н. Батюшков «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы». 2. М.А. Кузмин «Мы плакали, когда луна рождалась». 3. Ф.И. Тютчев «Как океан объемлет шар земной».
Основная литература Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2007. С.297-298.
Дополнительная литература 1. Самойлов д. Книга о русской рифме. См. В кн.: стиховедение: хрестоматия / сост. Л.е.ляпина. – м., 1998. С. 118-128. 2. Лотман ю.м. Анализ поэтического текста. Проблема рифмы. См.: Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – спб., 1996. 3. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Графический образ поэзии. См.: Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – спб., 1996. 4. Введение в литературоведение/ под ред. Л.в. Чернец. – м., 2004. Раздел: поэтическая графика. С. 467-476.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14-15-16-17 (8 часов) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 146. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |