Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цели организации. Классификация целей .Иерархия целей.




Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Значимость целей для организации невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

В зависимости от периода времени, требуемого для их достижения, цели делятся на долгосрочные и краткосрочные. В принципе в основе разделения целей на эти два типа лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, - долгосрочные. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные временные промежутки для достижения долгосрочных целей. Однако на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного-двух лет, и, соответственно, долгосрочными - цели, достигаемые через три- пять лет.

Разделение целей на долгосрочные и краткосрочные имеет принципиальное значение, так как эти цели существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация (кто, что и когда должен выполнять). Иногда, если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.

Следует различать цели менеджмента и цели организации. Если цель организации можно обобщено охарактеризовать как «Что хочется и что необходимо сделать?», то цель менеджмента – «Как сделать то, что хочется или необходимо?».

Менеджмент реализуется в рамках определенных ограничений. Цели и ограничения по смыслу очень близки друг другу.

В самом общем виде цель – генеральное направление действий, описывающее будущее состояние. В свою очередь, ограничения – это конкурирующее с главной целью из разряда второстепенных, которая противоречит ей и достижение которой нежелательно.

Цели и ограничения выполняют следующие задачи:

1. Инструмент управления (руководящие требования);

2. Критерий принятия решений;

3. Инструмент координации;

4. Инструмент контроля.

Формулировка целей и ограничений является важной задачей менеджмента. При этом необходимо четко определить:

  • содержание цели;
  • ее размер (максимум, минимум, уровень);
  • временные параметры;
  • пространственные характеристики;
  • персональную привязку;
  • ранг в иерархии целей.

Соблюдение ранее рассмотренных требований к целям управления задает им системных характер, предполагающий определенную классификацию.

Классификация целей может осуществляться:

  • по охватываемой сфере (общая, частная цель);
  • по значению (главная, промежуточная, второстепенная);
  • по количеству переменных (одно- и многоальтернативная);
  • по предмету цели (рассчитаны на общий или частный результата);
  • по источникам формирования цели могут быть заданы из вне и сформировавшиеся внутри организации;
  • по степени важности цели делятся на: стратегические и тактические;
  • по содержанию цели подразделяются на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные и т.д.;
  • по времени цели различаются на: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5лет);
  • по форме выражения выделяют цели, которые характеризуются количественными показателями, и описываемые качественно;
  • по признаку времени среди целей различают стратегические, текущие и оперативные;
  • по уровню иерархии определяются миссия, главная, общие и специфические (локальные) цели;
  • по особенности взаимодействия цели могут быть безразличными по отношению друг к другу (индифферентными), конкурирующими, дополняющими (комплиментарными), исключающими друг друга (антагонистическими), совпадающими (идентичными).

Внутренняя и внешняя среда организации

Внутренняя среда – это ситуационные факторы внутри организации, в основном зависящие от управленческих решений.

К внутренней среде относятся:

1. Цель- это конкретное конечное состояние или желаемый результат, к которому стремиться организация. Цели обычно разрабатывают в ходе стратегического планирования. Различают разнообразие целей и целеподразделение.

2. Задачи- это предписанная работа, серия работ которая должна быть выполнена в установленные сроки и надлежащим образом. делятся на работу с людьми, с предметами, с информацией. Так же различают частоту повторения задач и время её выполнения.

3. Структура- это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, т.е. подразделений построенные в оптимальной форме для эффективного достижения цели организации.

4. Технология- это способ позволяющий преобразовать сырье в, ресурсы в искомый продукт или услугу.

5. Люди- это центральный фактор организации, имеющий три основных аспекта:

1.поведение отдельных людей

2. поведение людей в группах

3. характер поведения руководителя.

Классификация технологий

По Джоан Вудворд:

n - единичное, мелкосерийное или индивидуальное;

n -массовое или крупносерийное производство;

n - непрерывное производство.

По Джейму Томпсону:

n - многозвенные технологии;

n - посреднические технологии;

n -интенсивные технологии.

 

В конце 50-х годов 20 века впервые в управленческой мысли изучалось значение внешней среды. Системный и ситуационный подход в теории управления рассматривали влияние внешней среды на организацию.

Внешняя среда- это факторы прямого и косвенного воздействия влияющие на организацию из вне.

К среде прямого воздействия относятся такие факторы внешней среды, которые влияют на организацию и её цели непосредственно. К ним относятся поставщики, закон и государственные органы, потребители, конкуренты.

Факторы внешней среды косвенного воздействия влияют на организацию не прямо а опосредованно. К ним относятся технология, состояние экономики, социокультурные факторы, политические факторы, отношение с местным населением.

Характеристики внешней среды:

Взаимосвязанность факторов внешней среды, уровень силы с которой изменение одного фактора воздействует на лругие.

Сложность внешней среды- число факторов на которые должна реагировать организация.

Подвижность среды- скорость с которой происходит изменения в окружении организации.

Неопределенность внешней среды- зависит от количества и достоверности информации, которой обладает организация.  

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...