Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинарское занятие по теме 2 «Юрист и юридическая деятельность»




Тема для обсуждения: Психологические особенности деятельности следователя.

Время 2 часа.

 

Учебные вопросы:

1. Психологические особенности деятельности следователя.

2. Профессиограмма следователя.

Задание на самоподготовку:

1. Изучить раздел «Юрист и юридическая деятельность».

2. Подготовить сообщения на темы:

· Следственно-поисковая деятельность в информационно-дефицитных ситуациях.

· Особенности и условия труда следователя.

· Сущность удостоверительной деятельности.

· Формирование и развитие организаторских качеств и умений следователя в профессиональной деятельности.

· Правоприменительная деятельность и средства массовой информации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные задачи психологии юридического труда?

2. Что вы понимаете под понятием «этика правоприменительной деятельности»?

3. Что включает в себя структура профессиограммы следователя?

4. Какие общие и специальные качества составляют социальную деятельность следователя?

5. В чем суть коммуникативной деятельности?

6. Каковы особенности удостоверительной деятельности?

7. Развитие каких качеств требует следственно-поисковая деятельность?

8. Чем характеризуется организационная деятельность следователя?

9. Какова роль внешних факторов в повышении эффективности юридического труда?

10. Что вам известно о профессиограммах судьи, нотариуса, юрисконсульта и в чем их особенность?

 

Методические рекомендации:

При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на то, что основной задачей психологии юридического труда является выявление рациональных соотношений между личностью и требованиями, которые ей предъявляются профессией. В познании этих закономерностей психология труда опирается на методы, теоретические положения и экспериментальные данные различных наук: общей и дифференциальной психологии, психологии труда, юридической социологии, уголовного права, процесса, криминалистики и т.д. Системный же подход позволяет определить взаимосвязь между личностными качествами в структуре личности, и выделить среди них наиболее значимые для следственной работы. Кроме того, системный подход предполагает центральным аспектом исследования процесс деятельности и позволяет дать достаточно точное описание этого процесса с учетом всех участвующих в нем элементов.

Овладение профессией следователя требует не только задатков, призвания и образования, но и большого жизненного опыта и целого ряда профессиональных навыков и умений, учитывающих то, что этот вид деятельности в первую очередь связан с нормами права.

Важно понимать, что в профессиональном плане деятельность следователя характеризуется:

· процессуальной регламентацией средств и сроков следствия;

· высокой формализованностью социально-ролевой функции следователя;

· наличием властных полномочий;

· активностью в преодолении возможного противодействия заинтересованных лиц;

· высокой ответственностью за принимаемые решения;

· оперативностью и целенаправленностью следственных действий;

· познавательно-поисковой, удостоверительной, социальной, коммуникативной и организационно-управленческой направленностью;

· высокой эмоциональной напряженностью.

Подготовка к следующему вопросу требует понимания того, что профессиограмма следователя представляет собой сложную иерархию, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимосвязи и во взаимозависимости.

Каждая из сторон профессиограммы отражает определенный цикл профессиональной деятельности, а также реализацию личностных качеств, навыков и умений, знаний, обеспечивающих профессиональный успех в деятельности следователя.

В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач. Особое значение поисковая сторона деятельности имеет на первом этапе расследования. Сущность ее заключается в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации, которая дает возможность с достоверностью реконструировать событие преступления. Эффективность процесса сбора доказательной информации зависит в значительной степени от знаний следователем информационных свойств различных материальных объектов, и от его индивидуального информационного запаса.

Следующий уровень - коммуникативная сторона следственной деятельности, в процессе которой следователь должен получить необходимую информацию для раскрытия преступления путем общения с разными людьми. Это специфическая сторона деятельности, заключающаяся в общении в условиях правового регулирования, что накладывает специфический отпечаток на всех участников общения, наделяя их особыми правами и обязанностями, придавая особый оттенок общению. Это, в свою очередь, требует от следователя специальных знаний в области психологии общения, и профессионального мастерства установления психологического контакта с различными категориями граждан.

Вся полученная в результате поисковой и коммуникативной деятельности информация в процессе удостоверительной деятельности следователя преобразуется в предусмотренную законом форму (протокол, постановление и т.д.). Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь навыки быстрого перевода устной речи в письменную.

В своей профессиональной деятельности следователь выступает как организатор расследования. Организационно-управленческая сторона следственной деятельности состоит в непосредственном руководстве людьми при решении профессиональных задач, в организации совместной работы с различными должностными лицами, правоохранительными органами и другими сторонами в уголовном процессе, а также в волевом самоконтроле эмоционального состояния.

Реконструктивная сторона деятельности следователя - это, по сути, блок переработки информации и принятия решения. Важное значение на этом уровне имеет общий и специальный интеллект следователя, что позволяет ему выдвигать гипотезы, версии и разрабатывать планы расследования.

Завершает структуру профессиограммы социальная сторона, в которой следователь предстает как организатор борьбы с преступностью, в том числе как правовой пропагандист и участник превентивных действий в работе с населением, перевоспитании осужденных и т.д.
Работа в аудитории:

Задание 1[5]: какое профессиональное качество, свойственное сыщику Холмсу, демонстрируется в отрывке?

- У меня в кармане лежит один манускрипт, - сказал доктор Джеймс Мортимер.

- Я заметил это, как только вы вошли, - сказал Холмс.

- Манускрипт очень древний.

- Начало восемнадцатого века, если только не подделка.

- Откуда вам это известно, сэр?

- Разговаривая со мной, вы все время показываете мне краешек этого манускрипта дюйма в два шириной. Плох же тот эксперт, который не сможет установить дату документа с точностью до одного-двух десятилетий. Вам, может быть, приходилось читать мой небольшой труд по этому вопросу? Я датирую ваш манускрипт тысяча семьсот тридцатым годом.

- Точная дата тысяча семьсот сорок второй. - Доктор Мортимер вынул рукопись из бокового кармана пиджака. - Эта фамильная реликвия была отдана мне на сохранение сэром Чарльзом Баскервилем, внезапная и трагическая смерть которого так взволновала весь Девоншир три месяца назад. Я считал себя не только врачом сэра Чарльза, но и его личным другом. Это был человек властный, умный, весьма практический и отнюдь не фантазер, как ваш покорный слуга. И все же он относился к этому документу очень серьезно и был подготовлен к тому концу, который его постиг. Холмс протянул руку, взял манускрипт и расправил его на коленях.

- Уотсон, присмотритесь к написанию буквы "д". Это одна из тех особенностей, которые помогли мне установить дату документа.

 

Задание 2:

Приведите пример профессиональных качеств, характеризующих организационную сторону деятельности следователя.

Задание 3:

Выполняется группой или попарно: один человек предлагает ситуацию происшествия и устно ее передает всей группе. После чего прослушавшие устный рассказ о ситуации происшествия, должны письменно ее изложить.

 

Задание 4:

Проанализируйте рассуждение сыщика Шерлока Холмса при расследовании похищенного десятилетнего мальчика, сына известного государственного деятеля, герцога.

Я, конечно, знал по фотографиям этого известнейшего государственного деятеля, но он оказался совсем не таким, как на портретах. Он был бледен, как смерть. Герцог смотрел на нас ледяным взглядом. Рядом с ним стоял совсем еще молодой человек, его личный секретарь Уайлдер. -- Мне, вероятно, придется побывать в Холдернесс-холле, -- сказал Холмс. -- А сейчас, сэр, я только хотел бы знать, как вы объясняете таинственное исчезновение вашего сына. -- Затрудняюсь вам ответить, сэр. -- Простите, если я коснусь неприятной для вас темы, но без этого нельзя. Не думаете ли вы, что тут замешана герцогиня?[6] Министр медлил с ответом.

 -- Нет, не думаю, -- сказал он наконец. -- Тогда само собой напрашивается другое объяснение: может быть, мальчика похитили с тем, чтобы получить за него выкуп? Таких требований не было? -- Нет, сэр. -- Еще один вопрос, ваша светлость. Мне известно, что вы писали сыну в день его исчезновения. -- Нет, это было накануне. -- Совершенно верно. Но он получил ваше письмо именно в тот день? - Да. -- Не было ли в этом .письме чего-нибудь такого, что могло взволновать его или подать ему мысль о бегстве? -- Разумеется, нет, сэр! -- Письмо вы отправили сами? За герцога раздраженно ответил секретарь: -- Его светлость не имеет обыкновения лично отправлять свою корреспонденцию. Это письмо было оставлено вместе с другими на столе в кабинете, и я все их положил в сумку для почты.

-- Вы уверены, что среди других писем было и это?

-- Да, я его видел.

-- Сколько писем вы написали в тот день, ваша светлость?

-- Не то двадцать, не то тридцать. У меня обширная переписка. Но, по-моему, мы несколько отклонились от существа дела.

-- Нет, почему же! -- сказал Холмс. -- Я сам посоветовал полиции направить поиски на юг Франции, -- продолжал герцог. -- Повторяю: я не думаю, чтобы герцогиня была способна толкнуть сына па такой чудовищный поступок, но он, при его упорстве, мог убежать к матери, тем более, если тут не обошлось без подстрекательства и содействия этого немца[7]. А теперь, доктор Хакстейбл, разрешите откланяться.

Я чувствовал, сколько еще вопросов есть у Холмса, но герцог сразу положил конец разговору. Утонченный аристократизм этого вельможи не позволял ему входить в обсуждение семейных дел с посторонним человеком, и он, видимо, боялся, что каждый новый вопрос бросит безжалостный свет на старательно затемненные уголки его жизни.

Сразу после ухода герцога и мистера Уайлдера мой друг с обычным для него рвением принялся за работу.

Тщательный осмотр комнаты мальчика ничего не дал, кроме окончательной уверенности в том, что он мог убежать только через окно. В комнате учителя-немца среди его вещей тоже не нашлось новых улик. Плющ под окном не выдержал его тяжести, и, посветив фонариком на лужайку, мы увидели там глубокие отпечатки каблуков. Примятая трава -- вот единственное, что свидетельствовало об этом необъяснимом ночном побеге.

Шерлок Холмс ушел, оставив меня одного, и вернулся только в двенадцатом часу ночи. Он достал где-то большую карту здешних мест, разложил ее у меня в комнате на кровати и поставил посередине лампу. Потом закурил и стал сосредоточенно разглядывать свое приобретение, время от времени показывая мне интересующие его пункты дымящимся янтарным мундштуком трубки.

-- Это дело захватывает меня все больше и больше, Уотсон, -- говорил мой друг. -- Интересное дело, очень интересное... Но сейчас, когда я только приступаю к нему, мне хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые географические детали, которые могут оказаться немаловажными в ходе расследования. Взгляните на эту карту. Вот этот заштрихованный квадрат -- интернат. Воткнем сюда булавку. Вот шоссе. Оно проходит мимо интерната с востока на запад, и ответвлений от него нет на протяжении мили в ту и другую сторону. Если наши беглецы шли дорогой, другого пути для них быть не могло.

-- Правильно.

-- По счастливому стечению обстоятельств, мы можем проверить, что делалось на шоссе той ночью. Вот здесь, где сейчас моя трубка, с двенадцати до шести утра дежурил полисмен. Как видите, это первый перекресток в восточной части шоссе. Полисмен ни на минутку не отлучался со своего поста, и он утверждает, что непременно заметил бы взрослого мужчину с мальчиком, если бы они там прошли. Я говорил с ним сегодня вечером, и, по-моему, на его слова можно положиться. Значит, эта часть шоссе исключается. Теперь посмотрим, как обстоит дело в западной его части. Там есть гостиница "Рыжий бык", хозяйка которой лежит больная. Она посылала за врачом в Мэклтон, но тот был у другого больного и приехал к ней только рано утром. В ожидании его в гостинице не спали всю ночь и то и дело поглядывали на шоссе, не едет ли он. По словам этих людей, мимо гостиницы никто не проходил. Если поверить им, выходит, что и западная часть шоссе не оставляет у нас никаких сомнений. Следовательно, беглецы избрали какой-то другой путь.

-- А велосипед? -- сказал я.

-- Да, велосипед. Сейчас мы им займемся. Итак, продолжаем наши рассуждения. Если беглецы не вышли на шоссе, следовательно, они отправились или к северу, или к югу от школы, это бесспорно. Давайте взвесим оба эти предположения. К югу от школы лежит обширное поле, разбитое на мелкие участки; каждый отделен от другого оградой из камня. Проехать тут на велосипеде невозможно. Следовательно, и это предположение надо отставить. Теперь обратим наши взоры к северу. Там мы видим рощу, называющуюся "Косой клин", а за ней, на десять миль вглубь, простирается болотистая равнина, все более холмистая к северу. Левее нее стоит Холдернесс-холл, до которого по шоссе десять миль, а напрямик всего шесть. Равнина эта унылая, безлюдная. По ней разбросано несколько маленьких скотоводческих ферм. Овцы, коровы да болотная птица -- вот единственные обитатели этих мест. Дальше, как вы сами видите, проходит честерфилдское шоссе. Вдоль него стоят два-три коттеджа, церковь и гостиница. Позади -- холмы, высокие, обрывистые. Я уверен, что наши поиски надо направить сюда, к северу.

-- Но велосипед! -- - повторил я.

-- При чем тут велосипед! -- нетерпеливо сказал Холмс.

-- Хорошие велосипедисты ездят не только по шоссейным дорогам. Равнина испещрена тропинками, кроме того, в ту ночь ярко светила луна... Стойте! Что это?

Тревожный стук в дверь -- и сейчас же следом за ним в комнату к нам вошел доктор Хакстейбл. Он держал в руках голубое кепи с белой нашивкой на козырьке.

-- Находка! -- воскликнул он. -- Слава богу! Наконец-то мы напали на след нашего мальчика! Это его кепи!

-- Где его нашли?

-- В фургоне у цыган, которые стояли табором на равнине. Они снялись с места во вторник. Сегодня полиция нагрянула к ним и произвела обыск в фургоне. Бот что было найдено.

-- Как это к ним попало? Что они говорят?

-- Изворачиваются, лгут. Клянутся, будто нашли кепи на равнине, во вторник утром. Нет, эти негодяи знают, где мальчик! К счастью, их всех посадили под замок. Страх перед законом развяжет им языки. А может быть, не только страх, но и кошелек герцога.

-- Ну что ж, хорошо, -- сказал Холмс, когда доктор вышел из комнаты. -- Во всяком случае, это подтверждает мою теорию, что только поиски на равнине и дадут какие-нибудь результаты. Полиция здесь ничего не сделала, если не считать ареста цыган. Посмотрите на карту, Уотсон. По равнине пробегает ручей. Между интернатом и Холдернесс-холлом он кое-где заболочен. Погода сейчас такая засушливая, что искать следы в других местах бесполезно, а среди болот, может быть, кое-что и осталось. Завтра я зайду за вами пораньше, и мы попытаемся пролить свет на эту таинственную историю.

На другой день, проснувшись в предрассветных сумерках, я увидел у своей кровати высокую, худую фигуру Холмса. Он был одет и, судя по всему, уже успел совершить прогулку.

-- Я обследовал лужайку и сарай с велосипедами, -- сказал мой друг, -- потом погулял в Косом клине. Вставайте, Уотсон, в соседней комнате подано какао. И я попрошу вас поторопиться, потому что нам надо много сделать за сегодняшний день.

День начался с самого горького разочарования. Полные надежд, мы отправились в путь по бурой торфяной равнине, которую пересекало множество тропинок, протоптанных овцами, и вскоре вышли к светло-зеленой заболоченной луговине, лежащей между нами и Холдернесс-холлом. Если мальчик бежал домой, он не мог миновать ее, и тут должны были остаться его следы или следы учителя-немца. Но ничего такого мы не нашли. Мой друг шел вдоль кромки этой зеленой луговины и, нахмурив брови, внимательно приглядывался к каждому темному пятну на ее мшистой поверхности. Овечьих следов здесь было множество, а пройдя дальше еще несколько миль, мы увидели отпечатки коровьих копыт. И это было все.

-- Осечка, -- сказал Холмс, обводя сумрачным взглядом расстилавшуюся перед ним равнину. -- Вон там еще болота, и между ними есть узкий проход. Смотрите! Смотрите! Что это?

Мы ступили на вьющуюся черной лентой тропинку. По самой ее середине, на сырой земле, четко виднелись отпечатки велосипедных колес.

-- Ура! -- крикнул я. -- Вот и велосипед!

Но Холмс покачал головой, и выражение лица у него было не столько радостное, сколько удивленное и настороженное.

-- Велосипед-то велосипед, да не тот, -- сказал он. – Мне известны сорок два различных отпечатка велосипедных шин. Эти, как видите, фирмы "Данлоп", да еще с заплатой. У Хайдеггера были палмеровские, с продольными полосками. Это мне сказал учитель математики Эвелинг. Следовательно, проезжал тут не Хайдеггер, а кто-то другой.

-- Значит, мальчик?

-- Ах, если бы мы могли доказать, что у него был

велосипед! Но нас уверяют, что велосипеда у него не было. Эти следы, как вы сами можете убедиться, ведут от школы.

-- Или по направлению к школе.

-- Нет, мой дорогой Уотсон. Отпечаток заднего колеса всегда глубже, потому что на него приходится большая тяжесть. Вот видите? В нескольких местах он совпал с менее ясным отпечатком переднего и уничтожил его. Нет, велосипедист несомненно ехал от школы. Может быть, он не имеет никакого отношения к нашим розыскам, но все же прежде, чем продолжать их, давайте пойдем обратно по этому следу. Так мы и сделали, и через двести-триста ярдов там, где тропинка свернула с заболоченного участка, отпечаток велосипедных колес исчез. Но дальше тропинку пересекал ручеек, и за ним следы снова появились, хотя их успели затоптать коровы. Потом тропинка углубилась в Косой клин -- рощу, которая примыкала почти к самому зданию школы. Велосипедист, очевидно, выехал из этой рощи. Холмс сел на валун и подпер подбородок руками. Пока он сидел так, в полной неподвижности, я успел выкурить две сигареты.

-- Ну что ж, -- сказал наконец мой друг, -- предусмотрительный человек, разумеется, может сменить шины у своего велосипеда, чтобы запутать следы. Но иметь дело с преступником, обладающим таким даром предвидения, было бы для меня большой честью. Оставим этот вопрос неразрешенным и вернемся к болоту, потому что там еще не все обследовано.

Мы продолжили свой тщательный осмотр заболоченного участка равнины и вскоре были вознаграждены по заслугам. Холмс увидел еще одну грязную тропинку и, подойдя к ней, радостно вскрикнул. По самой ее середине тянулись тонкие, как телеграфные провода, полоски. Это были отпечатки палмеровских велосипедных шин.

-- Вот где проезжал герр Хайдеггер! -- взволнованно проговорил Холмс. -- Мои умозаключения, были не так уж плохи, Уотсон!

-- С чем вас и поздравляю.

-- Но до конца еще далеко. Прошу вас, не ступайте на тропинку. Пойдемте по этому следу. Он, верно, скоро оборвется.

Однако в этой части равнины то и дело попадались топкие места, и хотя велосипедный след часто терялся, мы каждый раз находили его.

-- Вы замечаете, -- сказал Холмс, -- что здесь велосипедист нажал на педали? Это совершенно очевидно. Взгляните вот сюда, где сохранились следы и переднего и заднего колеса. Они одинаково четкие. А это можно объяснить только тем, что велосипедист перенес центр тяжести на руль, как делают гонщики. Боже мой, он упал! -- На грязной тропинке был широкий длинный мазок. Дальше виднелись отпечатки башмаков, а потом снова появился велосипедный след.

-- Колеса скользнули? -- спросил я.

Холмс поднял с земли сломанный кустик дрока. К моему ужасу, желтые цветы были забрызганы красным. На тропинке и в зарослях дрока темнели бурые пятна запекшейся крови.

-- Плохо дело! -- сказал Холмс. -- Совсем плохо! Не ступите сюда, Уотсон, отойдите подальше. Итак, что можно прочесть здесь? Он упал раненный... поднялся... снова сел на велосипед... двинулся дальше. По тропинке прошло стадо. Не бык же его забодал! Но других следов здесь нет. Вперед, вперед, Уотсон! Пятна крови, отпечатки велосипедных колес -- уж по этим следам мы его наверняка разыщем!

Наши поиски не затянулись. Велосипедный след начал судорожно петлять по влажно лоснящейся тропинке. Я посмотрел вперед, и вдруг перед глазами у меня что-то блеснуло металлическим блеском. Мы вытащили из зарослей дрока велосипед с палмеровскими шинами. Одна педаль у него была погнута, руль и переднее колесо сплошь залиты кровью. Чуть подальше из травы торчал башмак. Мы кинулись туда и увидели злосчастного велосипедиста -- высокого бородатого человека в очках с разбитым правым стеклом. Причиной его смерти был сокрушительный удар, раскроивший ему череп. То, что он еще мог проехать несколько метров после такого ранения, говорило о его поразительной живучести и силе духа. Башмаки у него были надеты на босу ногу, а под пиджаком виднелась ночная сорочка. Сомневаться не приходилось -- перед нами лежал учитель-немец.

Холмс бережно перевернул тело и осмотрел его, потом сел и задумался. И, глядя на встревоженное лицо моего друга, я понял, что эта страшная находка не очень-то продвинула вперед наше расследование.

 

Литература:

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 2003.

2. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. М., 2001.

3. Димитров А.В. Введение в юридическую психологию. М., 2003.

4. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2001.

5. Казанцев В.Н. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД. Барнаул, 2004.

6. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология. М., 2005.

7. Пономарев И.Б. Избранные труды: юридическая психология, конфликтология и психология управления, практическая психология в органах внутренних дел. М., 2002.

8. Прикладная юридическая психология /Под ред. A.M. Столяренко. М., 2001.

9. Психология для юристов /Сост. И.И. Аминов, И.О. Колонтаевская и др. М., 2005.

10. Ратинов Р.А. Судебная психология для следователей. М., 2001.

11. Романов В.В. Юридическая психология. М., 2004.

12. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Вопросы и ответы. М., 2005.

13. Чуфаровский Ю.В. Общая и юридическая психология. Учебник для вузов.М.,1999.

14. Энциклопедия юридической психологии /Под ред. A.M. Столяренко. М., 2002.

15. Юридическая психология /Сост. В.М. Поздняков. М., 2002.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...