Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия Плотина. Работа «Космогония»




 

В центре философии Плотина — диалектика трех основных онтологических субстанций — Единого, Ума и Души. Плотин впервые дает четкий систематический анализ этой триады, фрагментарно намеченной у Платона.

Единое, выступая как первосущность, не является ни разумом, ни потенциальным предметом разумного познания. Иерархия бытия распространяется от Единого, по ступеням Его нисхождения до материи — низшей границы.

Единое изливает себя, не теряя своей полноты, неизменно пребывая в себе.

 

Вторая ипостась — Ум— рождается как следствие этой эманации Единого. Порожденные Умом мысли, идеи, образы, как и сам Ум, продолжают быть в общении и единении с абсолютным Благом.

Здесь Плотин использует неопифагорейское учение о «двоице», первом различии и «дерзости», ставшей причиной перехода Единого во множество. Ум «дерзнул» отпасть от Единого, Душа — от Ума. Промежуточную ступень между первой и второй ипостасями составляет число — принцип каждой вещи и всего невещественного. Неразличимое Единое, приходя к различению при помощи числа, достигает качественно-смыслового различения в Уме.

 

Третья ипостась — Мировая Душа — следствие нисхождения Ума. Душа уже не мыслит себя как принадлежность Единому, но лишь стремится к Нему. Душа порождает материю — начало физического и чувственного мира.

По Плотину, существуют два вида, две части души: высшая и низшая. Низшая есть [человеческая] природа и обращена к материи (плотности и темноте); высшая есть божественная причастность и обращена к духу (бесконечности и свету). С точки зрения плотиновского мистицизма, высшая рождается от богов и бесплотных звездных духов; низшая размножается в царствах демонов, людей, животных, растений и минералов.

 

Философия Плотина — это философия поиска божественного, поиска красоты, рождающей в душе человека любовь. И если мы кого-то любили и любим, то именно потому, что сердце наше интуитивно чувствует священное и прекрасное в другом человеке, настолько сильно и глубоко, насколько оно проснулось в нем самом. Философия Плотина — философия пробуждения красоты в нашей душе.

Книга «Космогония» является сборником, в котором представлены работы, дающие представление о космогонических взглядах Плотина.

Согласно автору Божественное Царство (Сфера), или Трансцендентная Сущность, или Супраментальное состоит из Божественной Триады – трёх субстанций.

Для обозначения первой субстанции (гипостазы) используются различные названия, в зависимости от контекста – Абсолют, Первое начало, Единое, Вечный Покой, Первоединое. Это то, что не проявлено и в восточной философии называется Не-бытие. Кроме того, Плотин называет это Первоединое Благом.

Вторая субстанция, та которая проявляется первой, называется Божественный Разум или Божественный Ум (или же Божественная Мыслящая Первопричина или Мыслящая Первопричина). Божественный Разум содержит Разумную или Мыслящую Вселенную, охватывающую Божественные мысли (Идея у Платона), то есть Идеи-формы, Архетипы всего существующего в более низших сферах, другими словами проект низших планов Вселенной. В соответствующих аспектах Разумная Вселенная называется Духовной Вселенной. Более низкие планы являются отображением или тенью этого Универсального Божественного Разума.

Третьей субстанцией Божественной Триады является Вселенская Душа или Всеобщая Душа, та непрерывная эманация второй субстанции, Мыслящей Первопричины. Высшая часть Вселенской Души (Основной Принцип Души) находится в Мыслящей Первопричине. Низшая часть Вселенской Души – Логос Вселенной – или Принцип Разума Вселенной. Всеобщая Душа – деятельная организация по реализации Идей-форм и является неизменной причиной существования Космоса. Низшая часть Души – неразумная – является принципом животной силы. Кроме того, Душа обладает растительным принципом.

Вводимое понятие Бог имеет в различных контекстах различное значение и может обозначать любую из субстанций.

В самом низу космогонической картины Плотина находится материя – последняя граница Существования перед Не Существованием или Не-бытием.

Из Непроявленного Первоединого возникает (проявляется) Мыслящая Первопричина, которая под влиянием Первоединого эманирует Вселенскую Душу – активное начало. В христианском мировоззрении это эквивалентно Богу Отцу, Богу Сыну и Святому Духу – активному началу.

Вселенская Душа руководствуется Принципами Разума (или Смыслами), которые фактически детализируют все грани и отношения во Вселенной. Высшая часть Души примыкает к Первоединому, а низшая часть Души проникает в материю (Душа в действительности разлита по всему Царству Разума). Постоянно созерцая Первоединое и Мыслящую Первопричину, Душа сравнивает свою деятельность с Идеями-формами, заложенными в Первоедином и подстраивает под них Вселенную. В ядре Вселенской Души находится Провидение – центр Царства Разума.

Следует сказать, что, обращаясь к принципу реинкарнации, Плотин крайне скупо и поверхностно показал, что же происходит с Душой, когда она переходит от одной сущности к другой. Большое внимание Плотин уделил соответствию иерархий числам. Так, Первоединый – это 1, в котором заложена двоица (аналог – символ Дао в восточной философии: он один, но в нём заложено белое и чёрное, то есть взаимозависимые и взаимоисключающие понятия, которые не могут существовать друг без друга, их исчезновение приводит к Вечному Покою или Не-бытию). А соединение 1+2=3 (тернер) – Душа, то есть соединение Первоединого и Мыслящей Первопричины производит Душу. Значение и влияние чисел было развито оккультной философией и числовая символика играет важную роль в структуре арканов Таро.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...