![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в ЧССтр 1 из 3Следующая ⇒
Для студентов по курсу «Медицина катастроф»
Тема № 8: «Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях»
Обсуждено на заседании кафедры «____» _______________ 200__г. Протокол № ____
г. Оренбург – 2008 г. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в ЧС Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в чрезвычайных ситуациях строятся на общих принципах охраны здоровья, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение в ЧС включает комплекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ликвидацию инфекционных заболеваний, соблюдение санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемического состояния, сохранение здоровья населения и поддержание его трудоспособности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) включает функциональную подсистему надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой, участвующую в ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера. Основными принципами организации санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в ЧС являются: - государственный и приоритетный характер санитарно-эпидемиологической службы, постоянная готовность ее сил и средств, их высокая мобильность, четкое функциональное предназначение и формирование с учетом региональных особенностей; - единый подход к организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; - соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемиологической обстановке, характеру деятельности и возможностям учреждений и формирований службы; - участие всех органов, звеньев и служб здравоохранения в организации и проведении мероприятий по ликвидации эпидемических очагов; - дифференцированный подход к формированию сил и средств с учетом региональных особенностей, уровня и характера потенциальной опасности территорий; - взаимодействие санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения и социального развития России с органами и учреждениями других ведомств и ведомственными медико-санитарными службами. Основной целью функционирования подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой РСЧС является организация мероприятий госсанэпидслужбы, направленных на предупреждение и ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных и санитарно-эпидемиологических последствий ЧС. Функциональные основы подсистемы определяют основные задачи и направления деятельности санитарно-профилактических учреждений и формирований по санитарно-противоэпидемическому обеспечению в ЧС, а именно: - принятие главными государственными санитарными врачами административных территорий решений, обязательных для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами при возникновении ЧС санитарно-эпидемиологического характера; - осуществление контроля соблюдения санитарных правил, гигиенических нормативов и норм при возникновении ЧС; - осуществление контроля проведения специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний; - осуществление контроля организации и проведением всего комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий; - обеспечение организационно-методического руководства деятельностью санитарно-эпидемиологических служб министерств и ведомств РФ по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении ЧС; - разработку предложений по введению и отмене на территории Российской Федерации особых условий и регламентов проживания населения и ведению хозяйственной деятельности, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения; - образование за счет выделенных из федерального бюджета РФ ассигнований ведомственного резерва финансовых и материальных ресурсов, в том числе валютного, предназначенного для финансирования санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС; - обеспечение постоянной готовности системы управления, сил и средств к работе в ЧС, осуществление контроля за созданием и готовностью специализированных формирований госсанэпидслужбы для включения их в группировку сил и средств, направляемых для ликвидации ЧС; - обеспечение контроля готовности лабораторной базы учреждений госсанэпидслужбы как составной части сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов в целях своевременного обнаружения и осуществления оперативного контроля и измерений радиоактивного и химического загрязнения в районах ЧС, а также биологического заражения атмосферного воздуха, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия и других объектов окружающей среды; - представление доклада Правительству Российской Федерации о санитарно-эпидемиологической обстановке в районе ЧС; - участие в государственной экспертизе в области защиты населения и территорий от ЧС. Санитарно-эпидемиологический надзор за санитарно-эпидемиологической обстановкой осуществляется на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. Из ЧС природного и техногенного характера для санитарно-эпидемиологической службы наибольшую значимость имеют те из них, которые более всего осложняют санитарно-эпидемиологическую обстановку. Характерные признаки чрезвычайной эпидемической ситуации, учитывая, прежде всего их важность и направления развития эпидемического процесса, необходимой оценивать по следующим основным критериям: - риск заноса и распространения инфекционных болезней среди пострадавшего населения; - угроза появления значительного числа случаев инфекционных заболеваний разной этиологии за счет «фактора перемешивания»; - возможный социальный и экономический ущерб; - появление инфекционных болезней с такой степенью тяжести, которая ведет к тяжелым нарушениям здоровья, препятствующим своевременной эвакуации больных из зоны ЧС в лечебные учреждения; - невозможность для региональных (территориальных) органов полностью справиться с чрезвычайной эпидемической ситуацией из-за отсутствия или недостатка технического или специально подготовленного персонала, а также необходимых ресурсов или оборудования (лекарственные средства, вакцины, лабораторно-диагностические материалы и др.); - опасность передачи инфекции за пределы зоны ЧС. В процессе ликвидации медицинских последствий ЧС работа санитарно-эпидемиологической службы проводится по трем направлениям: 1) санитарно-гигиенические мероприятия; 2) противоэпидемические мероприятия; 3) контроль за окружающей средой. В результате аварии, катастрофы и стихийного бедствия, сучетом анализа сложившейся обстановки, определяют (устанавливают) конкретные виды строгого контроля, во-первых, за радиационной безопасностью спасательных и восстановительных работ, во-вторых, за всеми гигиенически значимыми объектами в очаге бедствия и вне его. К последним относятся: - системы водоснабжения, канализации, очистных сооружений; - объекты пищевой промышленности, общественного питания и торговли; - предприятия коммунального обслуживания; - детские дошкольные и школьные учреждения, вузы; - лечебно-профилактические учреждения, куда госпитализированы пострадавшие; - места временного расселения эвакуируемых жителей и личного состава формирований; - промышленные объекты, которые могут стать источниками вторичного поражения АХОВ. Основными санитарно-гигиеническими мероприятиямиявляются: - контроль за водоснабжением, санитарным состоянием водоисточников, лабораторное исследование воды, экспертиза воды, а также учет действующих и законсервированных водных источников, наличие данных о средствах подвоза воды; - контроль за питанием населения и спасателей в столовых и буфетах для предупреждения заболеваний, связанных с приемом пищи, осуществление экспертизы и контроля за доброкачественностью пищевых продуктов и готовой пищи, состоянием продовольственно-пищевых объектов, состоянием здоровья работников столовых, буфетов, магазинов; - контроль за качеством банно-прачечного обслуживания; - контроль за своевременностью и полнотой санитарной очистки территории, за устройством и содержанием площадок, предназначенных для сбора отбросов, особенно зараженных токсичными и радиоактивными веществами, а также за личным составом, производящим очистку территории; - контроль за качеством дезинфекции, дезинсекции и дератизации; - контроль за радиоактивностью медикаментов, медицинского имущества, продуктов питания, готовой пищи и воды. Основными противоэпидемическими мероприятиямиявляются: - санитарно-эпидемиологическая разведка предполагаемых районов рассредоточения и размещения эвакуируемых жителей в загородной зоне; - эпидемиологическое наблюдение, включающее в себя изучение санитарно-эпидемиологического состояния населенных пунктов, своевременное выявление инфекционных больных; - учет и санация носителей возбудителей болезней и лиц, страдающих хроническими формами инфекционных болезней; - профилактика инфекционных заболеваний путем применения вакцин, сывороток, антибиотиков и различных химических препаратов; - борьба с переносчиками трансмиссивных заболеваний и грызунами. В случае выхода из строя водопроводных сооружений и сетей определяют мероприятия по обеспечению населения доброкачественной водой. При невозможности восстановления централизованного снабжения водой решают вопрос об организации ее подвоза в аварийную зону. Специалисты принимают участие в выборе водоисточника, дают разрешение на использование автотранспорта для подвоза воды, при необходимости организуют обеззараживание воды в автоцистернах, осуществляют выборочный контроль за содержанием остаточного хлора в питьевой воде и качеством ее (особенно по бактериологическим показаниям). При выходе из строя канализационных и очистных сооружений и сетей, поступления сточных вод на земельные территории и особенно в открытые водоемы определяют экстренные мероприятия по проведению ремонтно-восстановительных работ и прекращению сброса неочищенных сточных вод, проводят ежедневный бактериологический контроль за качеством воды водоема в контрольных точках. На пищевых объектах организуют проведение мероприятий, исключающих возможность инфицирования продуктов питания. По согласованию со специалистами санитарно-эпидемиологических отрядов (СЭО) продовольственная служба организует временные пункты питания в аварийной зоне и проводит их благоустройство. Специалисты отряда после обследования объектов и пунктов питания дают, во-первых, заключение о возможности использования предприятий общественного питания в качестве базовых для снабжения пунктов питания в аварийной зоне и организации в них питания населения и личного состава формирований, во-вторых, устанавливают ежедневный контроль за соблюдением в столовых и пищеблоках санитарно-противоэпидемических норм и правил, в-третьих, проводят обязательное санитарно-бактериологическое обследование готовых блюд. Особое внимание уделяют проведению среди населения мероприятий по профилактике острых кишечных заболеваний, передающихся водным и пищевым путем. В местах временного расселения жителей и личного состава формирований проводят профилактические мероприятия по созданию надлежащих условий для проживания, питьевого режима, коммунально-бытового обслуживания, а также по профилактике гриппа и других острых респираторных инфекций. Устанавливают контроль за лечебно-профилактическими учреждениями, постоянными и временными стационарами, предназначенными для госпитализации пострадавших. Для этого закрепляют врачей-эпидемиологов для организации и контроля за мероприятиями по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима и предупреждению внутрибольничных инфекций. Противоэпидемические мероприятия в зоне бедствий и близлежащих районов должны быть направлены на нейтрализацию источников инфекции, разрыв путей и механизмов передачи возбудителей, повышение невосприимчивости жителей, снижение возможности развития тех или иных форм инфекционных заболеваний, ослабление действия на людей различных экстремальных факторов. В зависимости от климатогеографических условий, времени года, вида аварии, катастрофы или стихийного бедствия, среди населения можно ожидать распространения вирусного гепатита, брюшного тифа, дизентерии и других острых кишечных инфекций, а также природно-очаговых заболеваний (чумы, сибирской язвы, туляремии, лептоспироза и др.). Не исключена возможность возникновения и других инфекционных заболеваний, для профилактики которых требуется проведение особых мероприятий. В частности, при землетрясении в Армении в одном из ее районов для профилактики бешенства был проведен отстрел безнадзорных собак. При авариях на АЭС и в условиях применения оружия массового поражения возможность возникновения эпидемий становится еще более вероятной и грозной. Это обусловлено тем, что воздействие ионизирующего излучения снижает иммунобиологические свойства организма, его защитные механизмы и реакции, устойчивость к различным неблагоприятным, особенно инфекционным факторам внешней и внутренней сред. В связи с этим большое значение в проведении противоэпидемических мероприятий имеет выявление и обезвреживание источников кишечных инфекций. Доказано, что пути передачи возбудителей этих заболеваний активизируются с ухудшением санитарно-гигиенических условий. Кроме того, воздействие ионизирующего, электромагнитного излучения может привести к обострению хронических заболеваний и появлению латентных инфекций. Все это может вызвать увеличение количества источников возбудителей инфекционных заболеваний и появлению их на этапах медицинской эвакуации. Отсюда одной из важнейших задач медицинского обеспечения населения будет ликвидация отрицательных санитарно-эпидемических и иммунобиологических последствий воздействия ионизирующего излучения и организация мероприятий по предупреждению распространения обычных инфекций. Контроль за состоянием окружающей среды начинается в первые часы бедствия с экспресс-определения наличия радиоактивный, отравляющий и аварийно опасный химических веществ в воздухе, на почве, в воде открытых водоемов и в системе водопровода. В дальнейшем определение перечисленных веществ проводят регулярно. На специалистов санитарно-эпидемиологических учреждений возложена также обязанность по выработке рекомендаций по поведению населения в очагах бедствий и доведение их до жителей.
При аварии на атомной электростанцииосновными санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими мероприятиями являются: - оценка радиационной обстановки в районе АЭС и близлежащих районах; - разработка и выдача рекомендаций по оптимальному режиму поведения жителей на территории радиоактивного заражения; - участие в организации защиты людей для снижения воздействия радиации на них; - контроль за зараженностью продуктов, пищевого сырья и воды радиоактивными веществами; - контроль за своевременностью и полнотой санитарной обработки, которая должна проводиться не позднее 6 часов после выпадения радиоактивных веществ; - активное выявление и изоляция инфицированных больных и подозрительных на инфекционные заболевания лиц; - активная иммунизация лиц, подвергшихся облучению; - организация и проведение профилактической и текущей дезинфекции. При авариях на химически опасных объектахосновными мероприятиями являются: - выявление аварийно опасных химических веществ в питьевой воде и пищевых продуктах; - контроль за соблюдением мер по защите питьевой воды и продуктов питания при их хранении и транспортировке, за санитарным состоянием пунктов водоснабжения и предприятий общественного питания; - контроль за санитарной обработкой личного состава формирований и жителей, которые находились на зараженной территории. При наводненияхсодержимое канализации, сливных коммуникаций, банно-прачечных, сточных вод, мест сбора мусора и нечистот загрязняет зоны затопления, водоемы, колодцы, производственные объекты, что создает опасность возникновения массовых инфекционных заболеваний. Так, при наводнении в Приморье в 1989 г. первоначально в большом количестве появились больные с кишечными инфекциями (дизентерией, колиэнтеритами, сальмонеллезом, гепатитом), затем – волна зоонозов (лептоспироз, туляремия). Среди детей появились больные с менингококковой инфекцией. В связи с этим основными санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими мероприятиями являются мероприятия по предупреждению возникновения указанных инфекционных заболеваний. При землетрясенияхиз-за выхода из строя медицинского персонала и медицинских учреждений, в том числе учреждений санитарно-эпидемиологической службы, инфекционных больниц, поликлиник, а также с резким ухудшением санитарных условий, создается угроза возникновения групповых инфекционных заболеваний и эпидемий. Санитарно-противоэпидемические мероприятия при землетрясениях включают в себя: - активное выявление больных и своевременную их изоляцию и госпитализацию; - проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах и местах общего пользования; - проведение экстренной неспецифической и специфической профилактики; - контроль за бесперебойным снабжением населения доброкачественной питьевой водой и вывозом бытового мусора и нечистот; - организацию питания; - организацию работ бань, душевых и санитарных пропускников. Указанные мероприятия, как правило, проводит персонал подразделений санэпидслужбы, вводимых из не пострадавших районов. Одним из способов защиты людей от поражающих факторов катастроф, стихийных бедствий и оружия массового поражения является их рассредоточение и эвакуация в загородную зону. Органы здравоохранения организуют медицинское обеспечение эвакуируемых и рассредоточиваемых жителей, в котором важную роль играют санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Эти мероприятия проводятся на сборных эвакопунктах (СЭП), в пути следования, на малых и больших привалах, промежуточных эвакопунктах (ПрЭП), пунктах посадки и высадки (на железнодорожных и автобусных вокзалах, в портах и на пристанях), приемных эвакопунктах (ПЭП) и в местах расселения. Данные мероприятия осуществляются для контроля: - за поддержанием необходимых санитарно-гигиенических условий; - за предупреждением возникновения и распространения инфекционных заболеваний; - за проведением карантинных и обсервационных мероприятий при возникновении очагов бактериологического заражения. Комплекс санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, проводимых среди эвакуируемых жителей, включает в себя: - контроль за поддержанием надлежащего уровня санитарного состояния на всех этапах эвакуации и в местах временного и постоянного пребывания эвакуируемых жителей; - контроль за обеспечением эвакуируемых доброкачественной водой, соблюдением санитарно-гигиенических правил приготовления пищи, хранения и выдачи пищевых продуктов; - лабораторный контроль за качеством питьевой воды и продуктами питания; - эпидемиологическое наблюдение, выявление больных и их госпитализацию; - контроль за организацией банно-прачечного обслуживания населения в местах его расселения; - контроль за удалением и обеззараживанием пищевых отбросов и экскрементов на маршрутах движения и в районах расселения; - проведение дезинфекционных мероприятий при возникновении очагов инфекционных заболеваний; - борьбу с грызунами и насекомыми. При эвакуации населения из очагов бактериологического заражения необходимо предусмотреть: - маршруты движения транспорта с эвакуируемыми людьми; - изоляцию эвакуируемых жителей от местного населения в местах остановок, в пути следования и в местах высадки; - проведение полной санитарной обработки в пунктах высадки эвакуированных жителей; - отдельное расселение эвакуированных жителей от местного населения; - обеззараживание транспортных средств после завершения эвакуации. Значение санитарно- противоэпидемических мероприятий при эвакуации населения и рассредоточении рабочих и служащих определяется тем, что жители, эвакуируемые из районов бедствий и очагов бактериального заражения в сельские районы, могут оказаться в неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке. Это может быть вызвано тем, что большая масса людей за короткий срок должна быть перемещена из районов бедствия в сельскую местность, где будут: - большая скученность людей; - значительные трудности в соблюдении правил личной гигиены; - ухудшение бытовых условий и ограничение удовлетворения многих бытовых потребностей; - снижение уровня медицинского обеспечения; - возможность контакта здоровых людей с инфекционными больными и бактерионосителями; - неблагоприятные условия при размещении, организации питания и водоснабжения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 217. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |