Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поиск и осмысление проблемы, определение объекта, предмета, целей и задач курсовой, дипломной или магистерской работы




НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ И НАПИСАНИЮ

КУРСОВЫХ, ДИПЛОМНЫХ

И МАГИСТЕРСКИХ РАБОТ ПО СОЦИОЛОГИИ

 

 

Для студентов факультета «Социальный менеджмент»

 

                                                                     

                                                                   

 

 

        

 

 

 

 

Харьков

Издательство НУА

2010


УДК 316(072)

ББК 60.5 с9р30-2я73

    М54

 

Утверждено на заседании кафедры социологии


Народной украинской академии.

Протокол № 11 от 18.01.2010

 

Рецензент д-р ист. наук В. И. Астахова

 

 

Составители: О. А. Губер, Е. Г. Михайлева

 

Методичні рекомендації містять відомості про мету
та зміст курсових, дипломних і магістерських робіт, їх обсяг
і тематику, правила оформлення, а також про процес підготовки та захисту, критерії оцінювання. Наведено додатки з ілюстраціями правил оформлення.

 

М54
                Методические рекомендации по подготовке и написанию курсовых, дипломных и магистерских работ по социологии : для студентов фак. «Соц. менеджмент» / Нар. укр. акад., [каф. социологии ; сост. : О. А. Губер, Е. Г. Михайлева]. – Х. : Изд-во НУА, 2010. – 40 с.

 

Методические рекомендации включают сведения о цели и содержании курсовых, дипломных и магистерских работ, их объеме и тематике, правилах оформления, а также о процессе подготовки и защиты, критериях оценивания. Приведены приложения с иллюстрациями правил оформления.



УДК 316(072)

ББК 60.5 с9р30-2я73

 

                                 © Народная украинская академия, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

І. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.. 5

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ, ДИПЛОМНЫХ.. 5

И МАГИСТЕРСКИХ РАБОТ ПО СОЦИОЛОГИИ.. 5

1.1. Общий алгоритм выполнения курсовых, дипломных. 5

и магистерских работ. 5

1.2. Основные направления тематики курсовых, дипломных и магистерских работ по социологии. 6

1.3. Поиск и осмысление проблемы, определение объекта, предмета, целей и задач курсовой, дипломной или магистерской работы.. 7

1.4. Подбор и работа с литературными источниками. 9

ІІ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ. 11

ІІІ. ХАРАКТЕРИСТИКА И ТРЕБОВАНИЯ К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ. 13

ІV. ХАРАКТЕРИСТИКА И ТРЕБОВАНИЯ К МАГИСТЕРСКОЙ РАБОТЕ. 17

V. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ... 23

КУРСОВЫХ, ДИПЛОМНЫХ И МАГИСТЕРСКИХ РАБОТ. 23

5.1. Правила оформления машинописного текста. 23

5.2. Оформление литературных источников, цитат и ссылок. 24

5.3. Статистические таблицы и графики. 25

5.4. Оформление приложений. 26

приложения. 27


ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях активной трансформации украинского общества и реформирования системы высшего образования в Украине вопрос о подготовке высококвалифицированных специалистов с высоким профессиональным и творческим потенциалом в области социологического знания становится особенно актуальным. На решение этой задачи направлены вариативное обучение, ориентация на диалоговые формы работы в аудитории, участие студентов
в проблемных группах и исследовательских проектах, активное развитие инновационных форм учебной и научно-исследовательской работы. Немаловажное значение имеет развитие практических навыков студентов.

Принимая участие в различных видах и формах учебных и внеучебных занятий, студенты вырабатывают вкус и навыки поисковой деятельности, развития творческого мышления, научного и профессионального общения.

Наиболее массовыми формами развития навыков самостоятельной творческой работы студентов ХГУ «НУА» являются выполнение самостоятельных индивидуальных заданий, контрольных работ теоретического и практического характера по различным спецкурсам, подготовка реферативных и аналитических докладов по социологическим дисциплинам, выполнение учебно-курсовых и квалификационных работ и др. Предполагается, что при выполнении данных видов работ у студента формируется и развивается творческое мышление, способствующее становлению его и как целостной личности, и как профессионала в сфере своей будущей практической деятельности. При этом выполняемые студентом виды работы являются составной частью учебного процесса, который, как и вся система образования, направлен на решение главной задачи – подготовки широкообразованных, высококвалифицированных социологов, способных решать теоретические и прикладные задачи социологической науки и общественной практики.

В ходе своей подготовки социологи выполняют курсовые работы по таким дисциплинам, как «Общая социологическая теория», «Методология и методы социологических исследований», «Социология управления». Учебный план подготовки на уровень «специалиста» предусматривает обязательное выполнение квалификационной дипломной работы, на уровень «магистра» – магистерской работы.

В данных методических рекомендациях внимание сосредоточено на характеристике организационных и содержательных требований, предъявляемых к курсовым, дипломным и магистерским работам. Особое внимание уделено определению проблемы, тематики научных работ, вопросам работы с литературой. Наряду с этим определены единые требования к содержанию, объему
и оформлению данных типов научных студенческих работ.







І. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ, ДИПЛОМНЫХ

И МАГИСТЕРСКИХ РАБОТ ПО СОЦИОЛОГИИ

 

Общий алгоритм выполнения курсовых, дипломных

И магистерских работ

Выполнение научных студенческих работ подчиняется определенным принципам, основным из которых является систематичность. Для его реализации в рамках выполнения курсовой, дипломной или магистерской работы каждому студенту необходимо проделать следующую работу:

- выбрать тему из разработанной и утвержденной кафедрой социологии тематики курсовых, дипломных и магистерских работ и согласовать ее с научным руководителем (после этого тема будет утверждена на заседании кафедры). (Ориентировочный перечень тем находится в приложении 1);

- подобрать необходимую литературу;

- выработать свое отношение к изученной литературе, выделив ключевые и спорные моменты и составив план работы;

- подобрать и осмыслить теоретический и эмпирический материал, часть из которого может быть подвергнута вторичной социологической интерпретации, а часть – собрана самостоятельно;

- выполнить исследование, оформить его с учетом вида работы и тех требований, которые выдвигает кафедра социологии;

- представить работу в оформленном виде и защитить ее перед комиссией.

Конкретные сроки этапов выполнения курсовых, дипломных и магистерских работ должны быть отражены в календарном плане, составленном совместно с научным руководителем и утвержденном в начале учебного года на заседании кафедры. В дальнейшем план может уточняться, он должен отражать логику исследования проблемы.

Поэтапное выполнение работы над научной проблемой помогает обеспечить ее высокое качество. Студенту оказывают помощь преподаватель, ведущий дисциплину, по которой выполняется курсовая работа, научный руководитель дипломной или магистерской работы, а при необходимости – любой преподаватель кафедры, который специализируется на изучении данного круга вопросов. Принимая во внимание способности и успеваемость студента, его наклонности, научные интересы, характер его будущей работы, руководитель помогает определить тип данной работы, ее направленность и основные аспекты анализа.

Для успешного выполнения курсовой, дипломной или магистерской работы необходимо учитывать следующие особенности алгоритма их написания.


1.2. Основные направления тематики курсовых, дипломных
и магистерских работ по социологии

Тематика студенческих работ не является случайной. Как правило, она связана с комплексной темой кафедры социологии и учитывает актуальность научной проблематики, наличие специальной литературы, специализацию научного руководителя и т. д.

Существуют приоритетные направления в разработке социологической проблематики, которые связаны как с актуальностью решения этих вопросов для общества, так и с тем, что научное знание содержит ряд положений, которые являются недостаточно разработанными или противоречивыми. В результате возникает необходимость дальнейшей разработки актуальных проблем, которые могут находить выражение в тематике курсовых, дипломных, магистерских работ и общих научно-исследовательских направлениях работы студентов.

Ориентироваться в актуальности выбранной темы и возможных подходах к разрешению практической или познавательной проблемы помогает студенту научный руководитель, преподаватели кафедры, а также знакомство с литературой.

Кафедра социологии ХГУ «НУА» имеет утвержденный перечень тем, который и предлагается студентам. Данные темы отражают как приоритетные направления в исследованиях социологов Украины, так и те, которые являются отражением базовых направлений исследований социологов НУА. Среди них такие, как:

Ø трансформация и реформирование образования в современных условиях;

Ø непрерывное образование как принцип организации образовательных систем;

Ø управление персоналом в системе формирования различных видов капитала организации;

Ø формирование и развитие интеллектуального и человеческого потенциала украинского общества и др.

Если у отдельных студентов за годы учебы развился интерес к теме, которой не оказалось в предложенном списке, то студент может обосновать свою позицию по отношению к теме, которая его интересует, и получить соответствующее разрешение у заведующего кафедрой.

Выбранная тема должна быть связана с комплексной темой научно-исследовательской работы (НИР) ХГУ «НУА» и комплексной темой кафедры социологии. Комплексная тема НИР ХГУ «НУА»: «Формирование интеллектуального потенциала нации на рубеже веков: исторические, экономические, политические, социокультурные аспекты». Комплексная тема кафедры социологии: «Непрерывное образование как фактор трансформации образовательных систем».


Важно, чтобы, выбирая тему, студент представлял ее место в системе социологического знания, прогнозировал определенные результаты своей работы.

Обозначив направление научной работы, студент может реализовать свои познавательные интересы при выборе проблематики курсовых, дипломных
и магистерских работ, при этом их тематика может быть взаимосвязана и подчинена логике общей научной темы. Например, если в качестве направления работы выбрана проблема инновационных процессов, то тема курсовой работы по «Общей социологической теории» может быть «Инновационное поведение как объект социологического анализа», по методологии и методам конкретных социологических исследований – «Социологическое измерение инновационных процессов», тема дипломной или магистерской работы – «Инновационные процессы в системе образования». При этом темы курсовых работ илиих некоторые аспекты могут стать разделами и подразделами дипломных и магистерских работ. Следует заметить, что при написании дипломной работы проводится социологическое исследование, самостоятельный анализ и интерпретация полученных данных. Магистерская работа представляет собой глубокий анализ изучаемой проблемы на уровне серьезного самостоятельного научного исследования, реализации стратегии подготовки и проведения собственного исследования, а также вторичного анализа данных других исследований
и т. д. Принципиально важным видится участие студентов в исследовательских проектах кафедры социологии и лаборатории проблем высшей школы, что позволяет поднять уровень используемого в квалификационных работах эмпирического материала.

Темы курсовых, дипломных и магистерских работ, а также научные руководители утверждаются на заседании кафедры социологии.






Поиск и осмысление проблемы, определение объекта, предмета, целей и задач курсовой, дипломной или магистерской работы

Постановка проблемы – важнейший элемент написания курсовых,дипломных и магистерских работ по социологии. Проблема, которая выделяется
в качестве заглавной при написании научных студенческих работ, должна быть актуальной и это должно быть отражено во введении.

Логика подачи материала, изложенная в структуре работы (конкретно –
в плане работы), должна раскрывать возможности решения данной проблемы
и их обоснования. При этом как в постановке проблемы, так и в еерешении должны прослеживаться авторская позиция, элементы самостоятельного поиска.

При выполнении различных видов научной работы глубина анализа материала и самостоятельность осмысления проблемы отличаются на разных поисковых уровнях, но в любом случае идет активный поиск проблемы, стремление сформулировать ее наиболее точно, выстроить ее, подразделяя на вопросы и подвопросы, оценивая ее с позиции современных задач, актуализируя ее,
устанавливая ценностное, содержательное соотношение данной проблемы
с другими научными вопросами и проблемами.

Спецификой социологической проблемы является ее несомненная значимость для социума в целом и для определенного сектора социальных процессов в частности. Избежать слишком широкого спектра исследования в ущерб глубине проводимой работы позволяет четкое определение объекта и предмета исследования, выделение социальных явлений и процессов, которые будут находиться в фокусе рассмотрения автора. Объект работы – то, на что направлено исследование – некоторое социальное явление, процесс, сфера общества, которые содержат противоречия, требующие своего разрешения. Соответственно предмет исследования – часть объекта, содержащая в себе интересуемое студента противоречие. Например, если объект исследования – современное студенчество Украины, то предметом может быть система основных характеристик современного студенчества Украины. Следует обратить внимание на то, что объект и предмет должны быть конкретны с точки зрения места и времени исследования.

На разрешение определенного противоречия должны быть ориентированы цели и задачи исследования. Их формулировки должны быть максимально точными, конкретными и лаконичными и подчинены логике изучения проблемы. В качестве целей могут быть определены: выявить особенности исследуемого явления в определенных условиях или применительно к какой-либо социальной группе или общности; охарактеризовать исследуемые явления или процессы; установить закономерности; определить факторы возникновения или развития чего-либо и др. Нельзя начинать формулировку цели словами: проанализировать, изучить, исследовать.

Задачи выступают средствами конкретизации цели и позволяют структурировать ход выполнения исследовательской работы. Они позволяют ответить на вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели?». Задачи могут быть как теоретического, так и практического плана. Например, если в качестве цели работы определено выявление особенностей современного студенчества Украины, то в качестве задач могут выступать такие, как: описать структуру свободного времени студенчества Украины, выявить основные ценностные ориентации студенчества и т. д.

Заметим, что если проблематика, выбранная студентом, интересует и увлекает его, – в таком случае он может находить гораздо более оригинальные решения, поскольку здесь помимо рационального анализа и расчета необходимо включить интуицию и другие нерациональные факторы. Например,
Р. Акофф, известный методолог решения проблем, в своей книге «Искусство решения проблем» говорит о красоте решения как одном из критериев его оптимальности, об умении человека выйти за рамки своих стереотипов, об оригинальности и нестандартности в решении задач. Творческий поиск решения – вот основной подход к выбору, анализу и разрешению проблем.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 133.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...