Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВЫБОР И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫСтр 1 из 5Следующая ⇒
Негосударственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Методические рекомендации по выполнению итоговой квалификационной работы для студентов специальности 030301.65 «Психология» специализация «Психология управления»
САМАРА 2009 г. Дипломная работа: Методические рекомендации по выполнению итоговой квалификационной работы для студентов факультета психологии / Составитель А.В. Капцов, О.А. Кожурова – Самара: Изд. Самарская Гуманитарная Академия, 2009. – 33 с.
В методических рекомендациях сформулированы основные требования к написанию и оформлению, а также к порядку предзащиты и защиты дипломной работы, принятые на факультете психологии. В пособии также изложены основные предписания и рекомендации по контролю за подготовкой дипломной работы со стороны выпускающих кафедр и непосредственных научных руководителей. Пособие предназначено для преподавателей и студентов факультета психологии всех форм обучения. СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………. 1 ВЫБОР И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 5 2 СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 7 3 ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 18 4 ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 21 Приложение А.. Образец оформления заявления на закрепление темы дипломной работы 25 Приложение Б Образец оформления титульного листа дипломной работы.. 26 Приложение В Образец оформления реферата дипломной работы.. 27 Приложение Г Образец оформления содержания работы.. 28 Приложение Д Образец оформления списка использованных источников. 29 Приложение Е Образец оформления задания на дипломную работу. 30 Приложение Ж Образец оформления календарного плана работы.. 31 Приложение З Образец оформления отзыва. 32 Приложение К Образец оформления рецензии. 33 ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденном постановлением Госкомвуза России от 25 мая 1994 года и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030301 «Психология», наряду с устными экзаменами итоговая аттестация включает защиту дипломной работы по специальности. Согласно Госстандарту «выпускная квалификационная работа по специальности 030301.65 «Психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического и теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. В работе должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Дипломная работа представляет собой научный труд. Её выполнение является заключительным этапом обучения студентов в вузе и имеет своей целью: § систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных и практических задач; § развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов; § выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы в условиях современного производства, прогресса науки и культуры. Последняя в приведенном перечне цель означает, что в первую очередь к выпускной (дипломной) работе будут предъявляться квалификационные требования, т.е. будет оцениваться соответствие качества дипломной работы присуждаемой студенту квалификации дипломированного специалиста. Студент выпускного курса факультета психологии, кроме того, должен уметь: § самостоятельно исследовать актуальные теоретические и практические вопросы с применением современных научных методик; § отстаивать собственную точку зрения по спорным вопросам; § умело аргументировать свою позицию, доводя аргументацию до конкретных практических рекомендаций. ВЫБОР И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
От студента ожидается, что, накопив опыт общения с различными научными руководителями в ходе подготовки курсовых работ в предшествующие годы обучения, он уже вполне осознанно подошел к выбору научного руководителя своей дипломной работы. Вариативность выбора сохраняется. Либо студент, «нащупав» собственную научную стезю, устремляется в путь постижения высот профессии, под руководством старшего коллеги. Либо принимает участие в исследовании, которое проводит научный руководитель, в качестве его помощника (сотрудника), преследуя при этом и свои научно-учебные цели. Либо, в самом крайнем случае, студент знакомится с имеющимся на кафедре списком примерной тематики дипломных работ и выбирает из него наиболее подходящую. Научный руководитель дипломной работой: § выдает студенту задание на дипломную работу и перечень материала для сбора к ней в период выполнения работы на преддипломной практике (Приложение Е); § оказывает студенту помощь в разработке календарного графика работы на весь период выполнения дипломной работы (Приложение Ж); § рекомендует студенту необходимую основную литературу, справочные материалы и другие источники по теме дипломной работы; § проводит систематические консультации со студентом-дипломником по выполнению дипломной работы: подбор литературы, методик, выбор базы исследования, количества испытуемых и т.д.; § проверяет выполнение работы (по частям и в целом); если представленный материал не отвечает требованиям, научный руководитель делает необходимые замечания и возвращает его студенту на доработку; § по окончании работы научный руководитель дает письменный отзыв-характеристику деятельности студента при выполнении дипломной работы и рекомендует дипломную работу к защите. В соответствии с графиками учебного процесса после закреплении темы дипломной работы и сдачи государственных экзаменов студенты направляются на преддипломную практику. В соответствии с положениями и методическими указаниями для достижения максимального эффекта при написании дипломной работы в качестве руководителя практики назначается научный руководитель дипломной работы. Перед направлением студента-дипломника непосредственно к месту прохождения практики научный руководитель дает ему конкретное задание по сбору и анализу материала к дипломной работе. Таким образом, преддипломная практика может быть использована студентом для сбора реального практического материала по теме дипломной работы, что, безусловно, окажет положительное влияние на качество и конечный результат исследования. Перед направлением на практику научный руководитель должен указать студенту, каким образом практика может быть использована для сбора материала (например, какие психологические проблемы, в каком объеме, для рассмотрения какого вопроса должны быть изучены студентом, как следует оформить результаты обобщения практики и т.д.). Активное участие в процессе написания студентом дипломной работы принимает заведующий кафедрой. Речь идет о некоторых формальностях, соблюдение которых является обязательным. Во-первых, говоря языком документа, «закрепление за студентом темы: выпускной работы производится выпускающей кафедрой на основании его заявления». Это означает, что название дипломной работы получает официальный статус и с момента его утверждения на заседании кафедры не может быть изменено. Во-вторых, кафедра обязана контролировать сам ход выполнения студентом выпускной работы, периодичность Ваших отчетов перед научным руководителем. Временная организация работы над дипломным исследованием должна быть примерно следующей: § за 1 месяц до начала преддипломной практики студент обязан определиться с темой своей дипломной работы, написать соответствующее заявление (Приложение А) и, получив визу-согласие научного руководителя, передать его заведующему кафедрой. § В течение месяца все темы дипломных работ, выполняемых на данной кафедре в текущем учебном году, рассматриваются и утверждаются (с внесением необходимых поправок) на заседании кафедры, а затем – на заседании Ученого совета факультета. На основании этого, декан выпускает приказ по факультету, в котором за каждым студентом закрепляются тема и руководитель дипломной работы. § За 1 неделю до начала преддипломной практики научный руководитель выдает (на специальном бланке) студенту задание на выполнение дипломной работы и график, в котором определяются содержание, последовательность и сроки отдельных этапов. § До 2 недели до защиты дипломной работы студент предоставляет законченную работу. Если руководитель допускает ее к защите, по представлению заведующего кафедрой работа направляется нарецензию (Приложение К). На выпускающей кафедре практикуется процедура «предзащиты» дипломной работы перед комиссией из преподавателей кафедры. Это помогает оценить качество представленной работы, высказать необходимые замечания и рекомендации по ее улучшению. Студент получает бесценный опыт публичной защиты своей дипломной работы и возможность своевременно исправить имеющиеся недостатки. СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Тема дипломной работы выбирается студентом самостоятельно, исходя из специфики своей деятельности и научно-практических интересов. Дипломная работа представляет собой письменный многостраничный текст-отчет, включающий постановку научной проблемы (теоретической или прикладной), обоснование основной идеи, гипотезу исследования и результаты учебной работы как квалифицированного психологического исследования. Как и любой отчет, дипломная работа имеет стандартную структуру, т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных частей текста. 1. Титульный лист (Приложение Б). 2. Реферат (Приложение В). 3. Содержание (Приложение Г). 4. Введение. 5. Теоретический раздел (обзорные главы, завершающиеся определением проблем и гипотез исследования). 6. Эмпирический раздел. 7. Заключение. 8. Список использованных источников. 9. Приложения (если они имеются). До передачи работы (ее частей) научному руководителю на промежуточных этапах или в окончательном варианте текст должен быть отредактирован, т.е. свободен от опечаток, грамматических, орфографических и стилистических ошибок. На странице должно быть достаточно места для внесения поправок, замечаний и предложений, делаемых научным руководителем. Титульный лист Титульный лист – визитная карточка работы студента, которая выполняет задачу ее опознания и создания первого впечатления у Государственной аттестационной комиссии. Он должен содержать следующие сведения: § название учебного заведения, факультета и кафедры; § полное название работы; § фамилию, имя, отчество автора с указанием курса и формы (очной или очно-заочной) обучения; § фамилию и инициалы научного руководителя, его ученую степень (звание); § место и год написания работы. Название дипломной работы должно отвечать ряду требований. Во-первых, оно должно совпадать с утвержденной темой. Во-вторых, сама тема должна быть сформулирована профессионально грамотно. Это означает, что в названии должны быть представлены объект и предмет исследования. Сама же формулировка, по возможности, должна отражать его проблему и состоять не более чем из 7-9 слов. Примеры: Неправильно сформулированные темы: «Социально-психологический анализ студенческой группы». «Изучение некоторых особенностей личностно-деловых профессионально важных качеств антикризисных управляющих». «Исследование роли нарушений детско-родительских отношений в возникновении заболеваний (сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания и др.)». Правильно сформулированные темы: «Динамика развития студенческой группы как субъекта самовосприятия». «Профессионально важные качества антикризисных управляющих». «Нарушение детско-родительских отношений как фактор возникновения психосоматичеких заболеваний». Введение Введение отражает основные характеристики работы: проблему исследования; его актуальность, научную новизну и практическую значимость; объект и предмет исследования; его цель, задачи и гипотезу; используемые методы. Общий текст введения не должен превышать 2 страниц. Проблема исследования Формулировка проблемы исследования направляет его планирование и объясняет, зачем исследование вообще было проведено. Проблема есть осознание какого-либо противоречия. Такими противоречиями, например, могут быть: § противоречие между наличными условиями анализируемой ситуации и предъявляемыми к ней требованиям; § между различными точками зрения на изучаемое явление или процесс; § диалектическое противоречие в самой природе явления или объекта. Актуальность Отвечая на вопрос, почему именно сейчас необходимо данное исследование, исследователь тем самым освещает его актуальность. Актуальность может быть теоретической, т.е. обнаруженная проблема находится на переднем крае науки, разрабатывается современными учеными и т.п., или практической, т.е. вытекающей из злободневных запросов практики в той области общественной жизни, где проводится прикладное исследование. Основными аспектами актуальности психологического исследования могут быть: § необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; § потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения; § потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных; § потребность в разработке методов (технологий), имеющих более широкие возможности (эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, реабилитации); § потребность в разработке психологических рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования психологических знаний. Желательным является определение новизны исследования, которая определяется отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки задачи, цели, гипотезы. Т.е., все, что предпринимается в исследовании впервые, характеризует его новизну. Научная новизна фундаментального исследования означает его вклад в науку, открывающий новые исследовательские перспективы. Практическая значимость как фундаментального, так и прикладного исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, которую могут принести его результаты, помочь кому-либо в его практической деятельности. Это обычно также один из пунктов выводов. Примеры: «Апробированный в работе комплекс психодиагностических методик может быть использован при изучении особенностей личностного самоопределения лиц пожилого возраста». «Разработанная программа психокоррекции может быть полезна в работе школьного психолога при решении проблем школьной дезадаптации». Объект исследования Объект исследования – это фрагмент, часть реальности, на которую направлен научный поиск. В психологических исследованиях объектом могут выступать индивиды как носители психики (группы людей) или сами психические явления. Наиболее часто ошибки в определении объекта исследования связаны с представлением в качестве такового конкретных испытуемых (а это – эмпирическая база исследования) или некоего процесса, связи между явлениями, характеристик какого-либо явления (а это может стать предметом работы). Примеры: Неправильные формулировки: «В качестве объекта нашего исследования выступали воспитанники средней группы детского сада № 12 г. Самары». «Объектом нашего исследования было влияние рок-музыки на уровень интеллектуального развития студенческой молодежи». Правильные формулировки: «В качестве объекта нашего исследования мы рассматривали детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)». «Объектом исследования – молодежная субкультура». Предмет исследования Предмет исследования — сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через призму проблемы. Напомним, что предмет познания невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки или комплекса наук, безотносительно к субъекту познания. Для каждой науки в любом предмете изучения (общенаучном, междисциплинарном, специальном) есть свой, частный аспект рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании. В качестве предмета психологического исследования могут выступить любые аспекты психологической реальности: психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д. Примеры: Неправильные формулировки: «В качестве объекта нашего исследования выступала мотивационная сфера личности студентов. Предметом исследования является – структура личности». Ошибкой в данном случае является то, что предмет исследования гораздо шире предмета исследования. Правильные формулировки: «В качестве объекта нашего исследования мы рассматривали личность студентов. Объектом исследования является мотивационная сфера личности студентов первого курса». Цель и задачи исследования Цель исследования – ожидаемый результат работы, который позволит разрешить обозначенную проблему. Возможными целями психологического исследования могут быть: § Определение характеристики изучаемого явления. Основанием для постановки такой цели могут быть обнаруженная в литературном обзоре неполнота описания психического явления либо противоречия между эмпирическими данными разных авторов. Неполнота описания может быть выявлена и при попытке составить целостную картину явления, опираясь на выбранную методологию. Следует подумать о том, какие именно характеристики вы будете изучать. Важно, чтобы этот набор не был случайным, относился бы к одному или нескольким аспектам изучаемого явления. Желательно указать также, какое значение имеет его изучение: теоретическое, методическое, практическое, прикладное. § Выявление взаимосвязи психических явлений. Следует подчеркнуть, что установления самого факта существования связи недостаточно, поскольку положение о единстве психики давно принято в психологии и не нуждается в дополнительных доказательствах. Исследование взаимосвязей предполагает определение их особенностей: тесноты, направленности, устойчивости, общей структуры и т.п. § Изучение возрастной динамики явления. Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики всегда имело огромное теоретическое и практическое значение. Проведение исследований, ориентированных на переменную “возраст”, носит специфический характер и предполагает использование двух основных методов: возрастных “поперечных” или “продольных” срезов. • Описание нового феномена, эффекта. Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, проверки гипотезы. Он может быть зафиксирован, потому что был ожидаем, а может быть замечен внимательным, вдумчивым исследователем при решении иных задач. Задачами исследования при достижении такого рода цели могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования эффекта, разнообразия проявлений, их устойчивости, теоретическое объяснение феномена. • Открытие новой (другой) природы явления. Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут для него предметом рассмотрения. Затем отмечает противоречивость, недостаточность объяснения сущности явлений данного класса, вводит новые термины, связывая их между собой. Начинающего исследователя часто подстерегает заблуждение на пути создания нового объяснения. Заблуждение это встречается в тех случаях, когда автор пересказывает своими словами уже опубликованное, употребляя при этом не новые термины, а лишь новые синонимы или перенося акценты на феномены, которым ранее было отведено рядовое, подчиненное положение. • Создание классификации, типологии. Разработка классификации предполагает, прежде всего, поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией, которая в свою очередь должна быть ясно соотнесена с определенной теорией. • Создание психологической методики. Необходимость разработки новой методики может быть обусловлена многими причинами. Несомненную научную или прикладную ценность данная работа может иметь для обоснования самой возможности измерения параметров изучаемого явления, повышения точности и надежности измерений, сокращения времени обследования и т.п. Рекомендовать же созданную методику к широкому применению можно лишь в том случае, за редким исключением, если осуществлены все эти этапы апробирования ее. Как правило, это относится и к задаче адаптации зарубежных методик, для чего необходим комплекс психометрических проверок, а не просто переводна русский язык стимульного материала и текстов интерпретации. • Доказательство эффективности разработанной психокоррекционной методики. Такая цель достижима лишь в экспериментальной процедуре с использованием контрольной группы и при соблюдении других требований к обоснованности выводов из полученных результатов. Необходимо, как минимум, доказать, что именно данное коррекционное вмешательство является фактором, обусловливающим ожидаемые изменения, и что эти изменения действительно отражают улучшение в той или иной области психических процессов. Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач. Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача – это цель преобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели. Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат нахождение новых фактов, так и те, которые помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний. Часто встречающаяся ошибка студентов возникает вследствие неумения различать задачи исследования и этапы его организации. Конечно, они взаимосвязаны, но, формулируя задачи исследования, нужно не описывать свои действия (анализ литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, формулирование выводов и т.п.), а раскрывать, для чего осуществляется каждое из этих действий и как это способствует достижению общей цели исследования. Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить основные. Их рекомендуется выделять сравнительно немного, не более 5–6. Остальные, более частные задачи, относят чаще всего в качестве подзадач к основным. В качестве примера рассмотрим формулировку задач исследования на тему «Коммуникативная деятельность учителя как условие гуманизации образования старших школьников». Примеры: 1. Провести теоретический анализ состояния коммуникативной деятельности учителя в зарубежной и отечественной педагогике, показать ее современное состояние в теории и практике образования. 2. Определить содержание, структуру, функции и критерии эффективности коммуникативной деятельности учителя, ее гуманистической направленности. 3. На основе анализа коммуникативной деятельности учителя как условия гуманизации процесса образования разработать и экспериментально проверить программу, методические приемы и методику гуманизации коммуникативной деятельности учителя. 4. Выработать систему (программу, способы, формы) освоения учителем гуманизированной коммуникативной деятельности в процессе образования. Гипотеза исследования Гипотеза — это не только догадка, но и логически обоснованное предположение исследователя, выделенное из теории, о наличии, отсутствии или виде связи между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономерностях динамики явления (как протекает процесс?) и т.д. Краткое обоснование гипотезы представляется во введении, а развернутое — в описании проблемы и программы исследования, которая должна логически вытекать из проведенного теоретического анализа проблемы. Чтобы построить “хорошую” научную гипотезу, которую можно проверить эмпирически, следует помнить, что гипотеза: § не должна содержать понятий, которые эмпирически не могут быть конкретизированы, т.е. не «операционализированы»; § не должна содержать ценностных суждений; § не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений; § должна быть проверяемой. Примеры: Неправильная формулировка: “Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что положительным влиянием на обучение навыкам конструктивного разрешения конфликта будет обладать эмпатическое понимание партнера”. Правильная формулировка: “В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между уровнем развития у индивида эмпатии и избираемой им стратегией поведения в конфликте, а именно: чем выше уровень эмпатии, тем чаще избирается стратегия сотрудничества”. Методы исследования Все исследовательские методы можно разделить на: методы сбора эмпирической информации (наблюдение, опрос, анализ продуктов человеческой деятельности, в том числе документов, эксперимент и т.д.) и методы теоретические. От этих двух групп научных методов следует отличать методы обработки полученных данных (качественные и количественные, среди последних — специальные методы математической статистики). Обоснованный выбор методов опирается, прежде всего, на понимание специфики объекта и предмета исследования, а вот уже конкретные приемы и техники (в психологии их часто называют “методиками”) определяются поставленными задачами и условиями проведения исследования. Обоснование выбора методов исследования приводится в программе исследования. Завершается введение информацией о содержании дипломной работы, например, «Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения» или «Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения».
Теоретическая глава Существующие нормы научной деятельности предполагают, что, прежде чем заявлять о своем желании сделать вклад в науку, автор должен продемонстрировать знание того, что было известно еще до него. Наиболее прямой способ демонстрации этого – полный литературный обзор в избранной предметной области «своей» науки, а также в смежных областях других наук. Выполнение этой сложной и серьезной задачи невозможно без умения ориентироваться в огромном море современной научной информации, без умения работать с научной литературой. Хорошим пособием для этих целей может послужить книга Ю. Эхо «Письменные работы в ВУЗах». Собранные литературные материалы могут быть скомпонованы по хронологическому принципу, описывая этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами. Однако логическое построение предпочтительнее. Тогда структура текста может быть примерно такой: 1. Феноменологическое описание предмета изучения: область проявлений, их частота, временные параметры или признаки интенсивности и другие качественные характеристики. 2. Место изучаемого явления среди других, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие. 3. Рассмотрение с опорой на избранный методологический подход. Выделяемая структура явления. 4. Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определения данного явления; разнообразие в его понимании. 5. Закономерности, которым подчиняется явление. 6. Прикладное использование явления (свойства или функции). Обнаруженные вами в ходе такого анализа малоизученные вопросы, противоречивость теоретических представлений различных авторов, противоречия в имеющихся эмпирических данных и т.п. создают предпосылки для формулирования научной проблемы и для обоснования целей эмпирического исследования. Правила цитирования: 1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Обязательно указание номеров страниц в источнике. 2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск второстепенных слов обозначается многоточием. Если вы, приводя цитату, выделяете в ней какие-то слова, важные для вашего текста, то после выделения вы сообщаете в скобках об этом вмешательстве: (курсив мой. – И. И.), (подчеркнуто мною. – К. Л.}, (разрядка наша. – М. Э., Е. Г.). Инициалы при этом означают первую букву вашего имени и первую букву вашей фамилии. 3. Оптимальное количество цитат в тексте – не более двух на странице. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого приводится в соответствии с требованиями библиографических стандартов. В современной научной литературе используется следующий вариант оформления ссылок: § Библиографический указатель в конце работы (список литературы) оформляется как нумерованный список источников по алфавиту фамилий авторов. После приведенной в тексте цитаты в квадратных скобках указывается номер цитируемого источника в данном списке и через точку с запятой — номер страницы. Например: [14; 236] или [14, с.236]. Помните, что в работе можно использовать только одну систему ссылок! В конце теоретической главы формулируются выводы. Их может быть несколько, обычно 3-4. В них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы, выделяется существенное, главное как результат исследовательской работы.
Эмпирическая глава Эмпирическая глава вашего текста представляет собой отчет о проделанной работе по сбору и анализу эмпирических данных. Структура этой главы может содержать четыре параграфа: 1. Программа эмпирического исследования. 2. Результаты. 3. Обсуждение результатов. Выводы по разделу. Программа эмпирического исследования В программе эмпирического исследования уточняются его цель и задачи, производится «перевод» теоретических понятий, в которых обозначена проблема, в конкретные исследовательские переменные. Часто этот процесс называют операционализацией. Он включает полный перечень методик, их описание, обоснование выбора методик. Если в работе использовались известные (распространенные) методики, их подробно описывать не надо. Необходимо привести ссылки на источники информации или поместить в приложении описание методик. Характеризуется выбор базы исследования (место и условия проведения исследования, контингент и число испытуемых, их социальные и психологические характеристики, наличие экспериментальной и контрольной групп и т.д.). Обосновывается связь методов и методик (как «техник» сбора эмпирических данных). Подробно описываются этапы и процедуры исследования. Упоминаются все обстоятельства, которые могут предположительно повлиять на полученные данные. Это необходимо для того, чтобы, опираясь на Ваше описание, любой желающий смог бы в точности повторить его и, следовательно, прийти к тем же результатам. Указываются способы обработки первичных данных. Количественная обработка данных предполагает обоснование в выборе математической статистики. Большие, сложные таблицы и таблицы, содержащие промежуточные данные вычислений помещаются в приложения.
Анализ полученных результатов Обсуждение полученных данных начинается с их описания. Описание должно быть предельно строгим, т.е. содержать в себе только факты с их качественными (есть – нет) или количественными характеристиками (сколько, как часто и пр.). Наиболее удобный вид их представления – таблицы, каждая из которых должна иметь свой номер и название. Частные данные, а также промежуточные расчеты приводятся в приложениях. Кроме того, в них помещаются образцы методического инструментария (опросные листы, исследовательские протоколы), иллюстративные материалы и т.п. Кроме табличной формы представления количественных данных вы можете использовать также: а) диаграммы; б) графики для представления характера функциональной зависимости между величинами (переменными); в) корреляционные плеяды для отображения корреляционных связей между выделенными параметрами и т.д. Иллюстрации в выпускной квалификационной работы размещаются тогда, когда требуется пояснить излагаемый материал, конкретизировать его, придать образность.
Подписи ко всем нетекстовым вставкам (рисунки, графики, схемы и т.п.) помещаются внизу, т.е. под ними, и содержат не только название, но и необходимые пояснения, например, расшифровку условных обозначений. В разделе «Анализ и описание результатов исследования» помещаются все варианты анализа до теоретической их интерпретации, приводится собственно анализ полученных данных. В “Обсуждении результатов” следует раскрытие значения полученных фактов с точки зрения теории. Ваши размышления о том, что могли бы означать полученные данные для решения поставленной проблемы, включают теперь научные понятия и категории, а также сопоставление выявленных закономерностей с представленными в литературе данными подходами. Выводы являются наиболее важной частью работы. Они подводят итог вашего эмпирического исследования, показывая, насколько вы способны обобщить полученные результаты, обосновать свои обобщения с позиций избранной теоретической концепции, связать их с уже имеющимися аналогичными результатами других исследователей. Общее число выводов не должно превышать 5-7. Они должны, во-первых, соответствовать поставленным задачам, а во-вторых, отражать результаты проверки первоначально высказанных гипотез. Отсутствие выводов значительно снижает уровень представленной квалификационной работы. Ошибочно полагать, что раздел «Выводы» может быть заменен разделом «Заключение». Выводы должны быть конкретными. Их пишут в форме утверждений. Примеры: «В структуре обсуждаемого нами явления обнаружены … компоненты». «Это связано с … , а это с …». «Первое теснее связано с третьим, чем второе с пятым…». В случае прикладного характера исследования выводы дополняются практическими рекомендациями, они должны быть адресными (т.е. предназначаться конкретным специалистам в той или иной области общественной практики).
Заключение Заключение – это краткий обзор выполненного исследования. Оно должно содержать общую оценку результатов проделанной работы, ее теоретической и эмпирической частей. По своему содержанию заключение обычно «симметрично» введению, т.е. в нем автор еще раз как бы напоминает смысл и содержание выполненной работы, определяет ее место среди других направлений психологических исследований и психологической практики. В нем намечаются пути и цели дальнейших исследований и подчеркиваются практические рекомендации. В конце заключения следует указывать, чем завершена работа: § получением научных данных о новых объектах, явлениях, процессах, закономерностях; § разработкой научных основ, новых методов и принципов исследования; § получением качественных и количественных характеристик явлений; § составлением инструкций, руководящих материалов, рекомендаций, методик, разработкой норм и правил, программ и т.д.; § внедрением в практику вновь созданных или усовершенствованных продуктов, разработок; § получением прочих положительных результатов. Если при завершении работы получены отрицательные результаты, это также указывается в заключении.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 230. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |