Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Курсовая работа должна иметь не менее 2-х глав.




А.М. Нехороших

И.Б. Лагутин

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

КУРСК 2014



ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Кафедра трудового права, гражданского и арбитражного процесса

 

А.М. Нехороших

И.Б. Лагутин

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

КУРСК 2014


 

 

Нехороших А.М., Лагутин И.Б. Курсовая работа на юридическом факультете: Методические рекомендации. Курск: Изд-во Юго-Западного гос. ун-та, 2014. – 26 с.

 

 

В методических рекомендациях сформулированы основные правила (требования) к подготовке и защите курсовой работы. Они базируются в первую очередь на нормативных правовых актах Российской Федерации, на рекомендациях Минобразования России, а также требованиях стандарта ЮЗГУ от 07.02.2008 № 38 СТУ 04.02.030-2008.

 


Рецензент – к.ю.н., доцент Е.Н. Воронов

 

 

 

© Нехороших А.М., Лагутин И.Б.

© Юго-Западный государственный университет

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

Процент оригинальности теста, установленный программной www.antiplagiat.ru должен быть не менее 50%. Процент оригинальности текста указывается на титуле возле строки «Оценка» и подкрепляется распечаткой с сайта программы www.antiplagiat.ru. Все заимствования в работе должны быть законными и иметь ссылки на первоисточники.  

Курсовая работа является основной формой научно-исследовательской работы студента. Через процедуру написания и защиты курсовых работ осуществляется выработка основных навыков подготовки и написания выпускниками дипломных работ, бакалаврских работ, магистерских диссертаций на завершающем этапе обучения в  ВУЗе.

В этой связи к курсовой работе будущего юриста предъявляются следующие требования. Она должна:

• носить научно-исследовательский характер;

• тема работы должна быть актуальной, т.е. отражать исследуемую проблему в контексте значимости современного состояния и перспектив развития права.

• отражать умения выпускника самостоятельно пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами, справочными информационными системами и материалами правоприменительной практики;

тема работы, цели и ее задачи должны быть тесно связаны с решением проблем исследования;

• отражать добросовестное использование студентом-выпускником данных отчетности и опубликованных материалов других авторов как у нас в стране, так и за рубежом (программа «Антиплагиат); в случае использования чужого материала без ссылки на автора или источник заимствования работа к защите не допускается и подлежит неудовлетворительной оценке);

• отвечать требованиям логичного, последовательного изложения материала, обоснованности сделанных выводов и предложений;

• содержать совокупность научных выводов и аргументированных положений, выносимых на защиту (т.е. опираться на новейшие статистические данные и действующие нормативные акты, достижения науки и результаты практики);

• быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, соответствующее оформление библиографического аппарата, аккуратность исполнения).

 

 

Общий алгоритм подготовки и защиты исследовательской работы:

1. Согласовать по e-mail или лично с научным руководителем план работы.

2. Самостоятельно выполнить работу.

3. Довести уникальность текста до 50 % и распечатать страницу, подтверждающую это с сайта программы «Антиплагиат».

4. Прислать на проверку на e-mail научного руководителя.

5. Получить одобрение научного руководителя, распечатать и сдать на кафедру.

6. Прибыть на защиту работы.

 

Порядок выбора и утверждения темы работы

(подготовительный этап)

Тема выбирается из перечня работ, утверждаемых кафедрой.

Студент вправе предложить для работы свою инициативную тему с обоснованием целесообразности ее разработки. Критерий – научно-практический интерес студента (например, сбор и обработка материала по теме, участие в конференциях, круглых столах, семинарах, студенческих научных кружках, наличие публикаций по избранной теме исследования).

 

Порядок выполнения работы

(Основной этап)

Составление плана работы

План курсовой работы – это составленный в определенном порядке наряду с введением и заключением перечень глав и развернутый перечень вопросов (параграфов) к каждой главе. План должен быть сложным, т.е. глава обязательно должна делиться на параграфы.

Предварительный план работы студент составляет самостоятельно, а затем согласовывает и утверждает его с научным руководителем.

План работы имеет динамичный характер, т.е. он может уточняться: расширение по главам и параграфам, введение новых параграфов с учетом собранного материала; сокращение иных параграфов.

Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем, окончательный вариант плана работы утверждается научным руководителем.

Подбор, анализ и обобщение законов и иных нормативных

Правовых актов, литературных источников

Работа должна содержать суждения автора, основанные на глубоком изучении источников, и выполняется студентом на основе анализа действующего законодательства, подзаконных и иных нормативных актов, научной и методической литературы, а также материалов юридической практики (сиспользованием СПС «Гарант», «КонсультантПлюс»).

Выдержки из нормативных правовых актов, авторские высказывания и др. цитируются дословно либо излагаются своими словами.

После каждого цитирования обязательна ссылка на автора и (или) источник – место издания, год издания, номер страницы.

Сбор и анализ практического материала

Эффективность сбора практического материала для курсовой работы в значительной степени зависит от того, насколько студент понимает предмет своего исследования. К числу основных материалов, которые необходимы для выполнения работы, относятся: уставы, положения, договоры органов государственной власти и местного самоуправления; учредительные документы организации (копии); сведения об организационной структуре; конкретные гражданские и арбитражные дела; обзоры судебной практики и статистические отчеты за последние 2-3 года; разъяснения высших судебных органов; другие данные, вытекающие из темы курсовой работы.

В процессе обработки полученных данных используются такие взаимосвязанные научные методы исследования, как анализ и синтез.

Для справки. Анализ – логический прием разделения целого на отдельные элементы и изучение каждого из них в отдельности во взаимосвязи с целым. Синтез – объединение результатов для формирования (проектирования) целого. Методы анализа и синтеза взаимосвязаны.

К числу традиционных методов правовой науки относится и сравнительно-правовой (компаративный) и историко-правовой методы.

Другие методы научных исследований: системный, комплексный, формально-логический, аналогии и т.д.

Результаты применения любого метода должны быть использованы для обоснования автором своей позиции.

 

Структура курсовой работы

 

Общая схема:

Введение(обоснование актуальности темы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, краткая характеристика библиографии)

Глава 1. Наименование (теоретическое обоснование состояния проблемы исследования)

1.1. Наименование   

1.2. Наименование     

1.3. Наименование

Глава 2. Наименование (состояние проблемы в современной практике, тенденции)

2.1. Наименование  

2.2. Наименование     

2.3. Наименование

Глава 3. Наименование (предложения, рекомендации, основы методики) – при необходимости

3.1. Наименование  

3.2. Наименование     

3.3. Наименование

Заключение (основные выводы, дальнейшие перспективы разработки проблемы)

Список использованных источников и литературы

Приложения

 

Курсовая работа должна иметь не менее 2-х глав.

 

Для справки. Актуальность – это значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность.

Обоснование актуальности темы исследования представляет собой объяснение того, почему данная тема имеет теоретическое и практическое значение в настоящее время. Актуальность темы определяется, в первую очередь, современным состоянием её разработки.

Например: тема разработана недостаточно; трудов написано немало, но рассматриваемые в работе вопросы освещены в них слабо; есть много спорных вопросов; вследствие изменения закона целый ряд аспектов нуждается в новом рассмотрении, между тем вследствие роста числа споров проблема имеет тенденцию к обострению, а в правоприменительной практике нередко допускаются ошибки и т. д.

Для справки. Объект исследования есть философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Предмет в логике обозначает все то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством.

Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Объектом исследования может одновременно быть и сфера общественной жизни, и определенная область реальной действительности, например, природопользование. Определение же предмета исследования – это, прежде всего, в какой-то мере уточнение «места и времени» действия. Исследователь как бы заявляет – да, я знаю, что существуют другие свойства и другие отношения, другие связи и другие отношения, но мои «интересы – здесь», и я избрал именно эту сферу (этот предмет) и здесь будет проходить все действие.

Другими словами, предмет исследования – это определенный элемент общественной жизни (реальности), который обладает очевидными границами либо относительной автономностью существования. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех его взаимосвязях. Объект исследования всегда шире, чем его предмет.

Если объект – это область деятельности, общественные отношения, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования, в частности, нормативно-правовое регулирование и его результаты в конкретной сфере.

 

Пример: Тема: Претензионное производство в сфере оказания услуг связи.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие при реализации такой формы защиты права, как претензионный порядок.

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие претензионный порядок в сфере оказания услуг связи.

 

На предмет исследования направлено основное внимание студента, именно предмет определяет тему исследования. Для него формулируются цель и задачи.

Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, достижение неких новых состояний в каком-либо звене исследовательского процесса, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки курсовой (дипломной) работы студентом. Главное – выявить проблемы в том или ином элементе «триады»: доктрине, законодательстве и правоприменительной практике.

При формулировке цели нельзя акцентировать внимание только на изучении или анализе того или иного правового института. Проанализировав, следует сделать выводы: выявить недостатки законодательства; предложить пути их устранения; предложить новую редакцию статьи или закона; сформулировать новое определение; указать на различия в правовых институтах, правовых системах. По некоторым темам, носящим преимущественно теоретический характер, можно в качестве цели определить изучение новейшего правового института. Но и при этом не должно быть простого описания: нужно более чётко сформулировать ключевые понятия исследуемого института

Задачи исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели. Задачи отличаются от цели большей степенью конкретизации и детализации. Как правило, решению каждой задачи посвящается отдельная глава или параграф дипломной работы.

Пример:

Тема: Участие в гражданском процессе субъектов, защищающих в судопроизводстве чужие интересы от своего имени.

Цель исследования – анализ законодательства и правоприменительной практики участия в гражданском процессе прокурора, органов власти, местного самоуправления и организаций в защиту чужих интересов, а также выявление проблем института и предложение путей устранения недостатков.

Задачи исследования: а) характеристика правовой природы участия в гражданском судопроизводстве субъектов, защищающих в процессе права других лиц от своего имени; б) анализ оснований, процессуальных форм участия прокурора в гражданском процессе и его правового статуса; в) характеристика правового статуса органов власти, местного самоуправления и организаций, защищающих в гражданском процессе чужие интересы; г) предложения по совершенствованию законодательства в исследуемой сфере.

Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Метод – это совокупность приемов. Другими словами, прием – это часть метода. Основные методы исследования указаны выше.

Теоретическая база исследования дополняется общей характеристикой библиографии,т.е. кратким описанием основных первичных (нормативных) и вторичных (монографий, научных статей, учебных пособий и др.) источников, использовавшихся для написания работы.

Основной текст рекомендуется распределять по главам и параграфам. В них излагаются решения поставленных в работе задач. Содержание глав и параграфов должно отвечать их названиям, содержать сравнительный анализ, постановку научных проблем и обоснованные предложения по их решению. В конце каждого параграфа подводятся итоги и делаются выводы. Рекомендуется, чтобы главы и параграфы соответствовали друг другу по объему.

Примерное содержание глав работы:

Глава 1 Как правило, содержит описание проблемы, вводит в саму проблему, описывает состояние в теории исследования на эту тему, анализирует исторический опыт (исторические проблемы).

Глава 2 Традиционно в ней уже проводится подробный анализ предмета исследования, описываются его основные параметры и характеристики.

Глава 3 Обычно в ней приводятся доказательства ранее выдвинутых положений, и строится аргументация, приводятся примеры юридической практики, формулируются выводы и предложения.

Безусловно, представит определенный интерес сравнительное исследование зарубежного опыта по решению схожих проблем.

Однако возможен и другой подход. Например: в первой главе можно представить анализ доктринальных основ исследуемого института, существующих теоретических подходов к изучаемой проблеме и сформулировать четкую позицию автора по соответствующим вопросам. Рекомендуется один из параграфов первой главы посвятить анализу современного законодательства в исследуемой сфере. В последующих главах следует проанализировать отдельные виды правоотношений, регулируемых исследуемым институтом, либо особенности соответствующей правоприменительной практики при разбирательстве гражданских дел и т.д.

 

В заключении обобщаются результаты, выводы и предложения, сделанные в основной части работы. Количество выводов не может быть меньшим, чем количество параграфов работы. Важной задачей заключения является придание результатам, выводам и предложениям, сделанным в работе, логически связанного и последовательного характера. Заключение должно содержать конкретные предложения по практическому использованию результатов и выводов работы.

Список использованных источников и литературы включает все информационные источники, использованные автором, и составляется в строго приоритетном порядке, начиная с нормативных правовых актов федерального уровня, регионального уровня, индивидуальных и коллективных монографий, научных статей и т.д.

Приложенияк работе включают вспомогательные материалы, которые необходимы для более полного обоснования выводов автора. Такими материалами могут быть выдержки из нормативных актов, проекты нормативно-правовых документов, статистические и социологические анализы и обзоры, подготовленные автором, архивные материалы, схемы, диаграммы, таблицы и т.д.

Подготовка курсовой работы

Изложение материала в работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу. Главное – при написании работы нужно постоянно следить за тем, чтобы не отклоняться от предмета исследования.

При изложении в работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы.

Отдельные положения работы должны быть студентом иллюстрированы цифровыми данными из справочников, монографий и других литературных источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы. При составлении таблиц используемые исходные данные выносятся в приложение к работе, а в тексте приводятся расчеты отдельных показателей.

Таблица должна занимать не более одной страницы (при превышении – ее следует включить в приложение).

Подобный же подход применяется и к ссылкам на материалы правоприменительной практики. Не допускается приведение в основном тексте работы всего содержания соответствующего решения суда (постановления иного органа). В тексте, анализирующем или комментирующем конкретный правоприменительный акт, нужно лишь сформулировать основной вывод, к которому подводят материалы судебной, адвокатской, нотариальной, третейской и иной практики.

Большое значение имеет правильная трактовка понятий (дефиниций), их точность и научная обоснованность. Термины, употребляемые в работе, должны быть обоснованными (например, понятия из законов РФ) либо со ссылкой на исследования ученых и практиков.

Каждая рекомендация, сделанная в работе, должна быть обоснована с позиций эффективности, законности и перспектив использования в практической деятельности или учебном процессе.

В тексте курсовой работы не допускается:

а) применять обороты разговорной речи;

б) применять для одного и того же понятия различные научные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

в) применять произвольные словообразования;

г) применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами;

В целом, к содержанию работы предъявляются следующие требования:

а) достаточно полно и в соответствии с современными представлениями в науке и методологии по данной проблематике должна быть раскрыта тема исследования;

б) выделены и рассмотрены наиболее интересные вопросы темы;

в) проанализированы основные дискуссионные проблемы и аргументировано собственное к ним отношение;

г) исследованы вопросы и проблемы правоприменительной практики;

д) сделаны обоснованные выводы и предложения по поводу совершенствования исследуемого института.

Соответственно, наиболее часто встречающимся в курсовых работах являются следующие ошибки:

1.Казенный стиль (штампы), неудобный для восприятия.

2.Отсутствие собственных оценок, мыслей, предположений.

3.Отсутствие ссылок на исследования ученых и практиков и другие цитируемые источники.

4.Отсутствие аргументированных выводов, обоснованности предложений.

5.Несоответствие содержания и формы, т.е. несовпадение основного текста и выводов, как по главам, так и в целом по работе.

Написанный текст перед передачей научному руководителю рекомендуется тщательно проверить, т.е. вычитать, а также проверить на плагиат.

Оформление – одна из важнейших стадий выполнения работы. При этом следует соблюдать следующие рекомендации, носящие в значительной мере общий характер, т.е. относящиеся к правилам создания больших деловых документов.

Текст работы должен соответствовать стандартным требованиям. Он оформляется на одной стороне листа белой односортной бумаги

Размер бумаги – А 4.

Поля (мм): левое – 30, правое – 10, сверху – 20, снизу – 20.

Следует применять по крайней мере три стиля: Основной, Заголовок 1, Заголовок 2.

Полезно также создать стили для текстов таблиц, их заголовков и подписей под рисунками.

Настройки основного стиля:

Шрифт – 14, типа Times New Roman.

Межстрочный интервал – полуторный.

Отступ красной строки – 1,27 см (первая стандартная позиция табулятора).

Отступы до и после абзаца – 0.

Выравнивание – по ширине.

Переносы установлены.

Настройки стилей заголовков:

Заголовок главы (Заголовок 1):

Кегль 16, типа рубленый Arial или Pragmatica, полужирный.

Межстрочный интервал – 1.

Отступ красной строки – 0.

Отступ до и после абзаца – 12 пунктов.

Начинать с новой страницы.

Выравнивание – по центру.

Название параграфов внутри главы (Заголовок 2):

Кегль 14, типа рубленый Arial или Pragmatica полужирный, курсив.

Межстрочный интервал – 1.

Отступ красной строки – 0.

Отступ до абзаца – 12 пунктов, после абзаца – 6 пунктов.

Выравнивание – по центру.

Продолжать на той же странице.

В текстовом редакторе Microsoft Word этим трем стилям соответствуют: обычный, Заголовок 1, Заголовок 2.

Установить этим стилям нужные параметры можно через меню Формат / Cmиль / Изменить.

Нумерация глав и параграфов

При правильном назначении стилей главам и параграфам многоуровневая нумерация расставляется текстовым редактором автоматически: Формат / Список / Многоуровневый. Это позволяет добавлять, переносить или удалять отдельные пункты в процессе устранения замечаний научного руководителя дипломной работы, не заботясь об их нумерации.

Точка в конце заголовка не ставится. Не допускаются также подчеркивание, курсив и переносы в заголовке.

Оптимальный объем курсовой работы: 30-40 страниц (с учётом списка литературы, без приложений).

Оформление работы начинается с титульного листа (взять на кафедре).

Нумерация страниц производится внизу, в середине страницы. Номер первой страницы на титульном листе не проставляется.

При сдаче курсовой работы на кафедру она подписывается автором. Подпись и дата проставляется на последней странице работы.

Библиографический аппарат в работе – это выражение научной этики и культуры научного труда. Именно по нему можно судить о степени осведомленности студента о состоянии проблемы в теории и практике.

Для справки. Библиографический аппарат дипломной работы – это совокупность библиографического списка и библиографических ссылок, которые оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5-2008. «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Оформление библиографического списка (описания) («Список использованных источников и литературы»). Рекомендуется выделять следующие разделы:

1. Нормативные правовые акты.

2. Научная литература.

3. Материалы правоприменительной практики.

Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой:

• международные законодательные акты – по хронологии;

• Конституция РФ;

• федеральные конституционные законы – по хронологии;

• кодексы – по алфавиту;

• законы РФ – по хронологии;

• указы Президента РФ – по хронологии;

• акты Правительства РФ – по хронологии;

• акты министерств и ведомств (приказы, положения, инструкции) – по хронологии.

В списке использованных источников и литературы должны быть указаны полное название акта, дата его принятия, номер, а также актуальная редакция и официальный источник опубликования. Например: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 04.03.2013) [Текст]// Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

Примечание: трудно согласиться с образцами использования законодательных источников по ГОСТу 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»:

Конституция Российской Федерации [Текст]. — М.: Приор, [2001]. — 32, [1] с. ; 21 см — 3000 экз. — ISBN 5-85572-122-3.

Во-первых, идентичность нормы определяется по официальному источнику опубликования, и во-вторых, указание на актуальную редакцию позволяет студенту не совершить существенную ошибку: не использовать устаревшее законодательство.

Научную литературу (монографии, учебники, учебные пособия, статьи и авторефераты диссертаций) рекомендуется располагать в алфавитном порядке по авторам, а если автор на титульном листе не указан, то по названию книги, учебника, учебного пособия, статьи.

Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью, без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.

Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведений печати.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 128.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...