Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 23. Композиторское творчество




1. Деятельность в составе Бурятского Союза композиторов (1940) российских композиторов: Н. Пейко, Л. Книппера, Ю. Крейна, Р. Ромма, П. Берлинского, М. Фролова, В. Морошкина. Открытие театра оперы и балета (1949) в Улан-Удэ – как стимул для развития творчества композиторов.

2. Балеты, оперы бурятских композиторов Д. Аюшеева, Б. Ямпилова, Ж. Батуева и др.

3. Деятельность российских композиторов Г. Григоряна, Г. Комракова, Н. Берестова и др. при организации якутского Союза композиторов (1979). 1980-е гг.: включение в процесс композиторского творчества национальных кадров (З. Степанов, А. Сазонов, В. Ксенофонтов).

4. Деятельность Р. Кендебиля, Р. Мироновича А. Чыргал –Оола в Туве.

5. Деятельность А. Кеннеля в Хакассии.

6.Жанровое многообразие творчества композиторов Бурятии и Якутии.

7. Преобладание жанров симфонической музыки в Туве.

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару

Варламова, А.В. Фортепианное искусство Якутии: творчество, исполнительство, образование: Автореф. диссертации канд. искусствоведения – Магнитогорск, 2004. – 26 с.

Головнева, Н.И. Особенности претворения традиций национального эпоса в якутской опере (на примере «Нюргун Боотур») // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока: Сб. научных трудов. – Новосибирск, 1986. – С. 228 – 250.

Головнева, Н.И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры: (1920 – 1985). – Новосибирск, 1994. – 383 с.

Ильина, Л.Г. О преломлении традиций якутского фольклора в «Концертной импровизации для хомуса и симфонического оркестра» Н. Берестова // Творчество композиторов Сибири (вопросы музыкального языка и стиля). – Новосибирск, 1983. – Вып. 1. – С. 6 – 26.

Колпецкая, О.Ю. Производственная тема в отечественном музыкальном театре 50-х годов (на примере балета С. Ряузова «Свет над долиной» // Национальная самобытность искусства на рубеже тысячелетий: материалы научно-практической конференции, посвященной 60-летию Союза композиторов Республики Бурятия (16-17 ноября 2000 г.). – Улан-Удэ, 2000. – С. 11-13.

Колпецкая, О.Ю. О роли фактурно-тематического комплекса «подводного колокола» в балете Л. Книппера и Б. Ямпилова «Красавица Ангара» (к уточнению жанровой специфики) // Образование и культура XXI века. Т. II: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Улан-Удэ, 2000. – С. 20 – 29.

Колпецкая, О.Ю.О некоторых особенностях претворения традиций бурятского героического эпоса «Гэсэр» в балете Ж. Батуева «Сын земли» // Культура, искусство образование: музыка как средство воспитания и коммуникации. Межвузовский сборник научных статей. – Красноярск: КГАМиТ, 2002 – Вып.3. – С. 135 – 149.

Колпецкая, О.Ю. Особенности интонационной драматургии балета Ж. Батуева «Цветы жизни» // THЁSAUROS: сб. научных статей. – Красноярск, 2005. – С. 72 – 91.

Куницын, О. Становление бурятской композиторской школы и творчество Г. Дудаева // История музыкальной культуры Сибири (на рубеже XIX – XX вв). – М., 1978. – С. 48 – 57.

Куницын, О.И. Недопетая песня. Гур-Дарма Дашипилов // Сибирский музыкальный альманах, 2002 / Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. – Новосибирск, 2004. – С. 326 – 330.

Куницын, О.И., Лесовичеснко, А.М. Традиции русской музыки о Востоке в творчестве бурятских композиторов // Музыкальное искусство и культура: наблюдения, анализ, рекомендации: Сб. статей. – Новосибирск, 1996. – Вып.3. – С. 69 – 82.

Ливащук-Полякова, О.Н. Претворение бурятского песенного фольклора в хоровом творчестве Д. Аюшеева // Культура, искусство, образование: межвузовский сб. науч. ст. – Красноярск, 2004. – Вып. 4. – С. 116 – 121.

Осипенко, Г.А. Тема современности в симфоническом творчестве тувинских композиторов // Творчество композиторов Сибири (вопросы музыкального языка и стиля). – Новосибирск, 1983. – Вып. 1. – С. 37 – 55.

Осипенко, Г.А. Формирование тувинской музыки: Автореф. дис. канд… искусствоведения. – Л., 1985. – 21 с.

Павлова-Борисова, Т.В. О творчестве современных якутских композиторов // Композитор в современном мире: Материалы Всерос.научной конфер. «Актуальные проблемы совр. композиторского творчества» 11– 12 ноября 2008 г. – Красноярск, 2008. – С. 120 – 136. 

Покидько, Е.Б. Тойук и его претворение в творчестве композиторов Саха (Якутия). – Автореф. дис. …канд. искусствоедения. – Новосибирск, 2001. – 21 с.

Пыльнева, Л.Л. Проблемы интерпретации вокальных сочинений композиторов сибирских национальных школ // Композитор в современном мире: Материалы Всерос.научной конфер. «Актуальные проблемы совр. композиторского творчества» 11– 12 ноября 2008 г. – Красноярск, 2008. – С. 114 – 120.

Русинова, О.А. Бурятский фольклор в симфонических произведениях советских композиторов // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока: Сб. научных трудов. – Новосибирск, 1986 – С. 202 – 227.

Сапельцев, В. На пути к социалистической культуре (очерк о музыкальной жизни Тувы) // Музыка Сибири и Дальнего Востока: Сб. статей. – М.: Сов. Композитор, 1982. – С. 80 – 120.

Цыбикова-Данзын, И.А. Соната в фортепианном творчестве композиторов Тувы // Наука и художественное образование: Материалы Всероссийской научно-практической конфер., посвященной 25-летию КГАМиТ (14 – 16 ноября 2003 г.) – Красноярск, 2003. – С. 292 – 300.

Цыбудеева, Н. Народная песня в творчестве бурятских композиторов // История музыкальной культуры Сибири (на рубеже XIX – XX вв). – М.,1978. – С. 58 – 68.

Авторский вечер старейшины красноярских композиторов: Веселков Ф.П. [Звукозапись]. – CD, 2007.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ НА ЗАЧЕТ

Музыкальное краеведение: особенности и этапы формирования.

Сибирское музыкальное краеведение. Деятельность преподавателей КГАМиТ по сбору и изучению современной музыкальной культуры Красноярска и Красноярского края.

Роль армейских музыкальных коллективов на раннем этапе становления музыкальной культуры Сибири.

Просветительская деятельность церкви на территории Сибири.

Актуальные проблемы музыкальной культуры и степень их отражения на страницах периодической печати в различные исторические периоды.

Особенности фольклора коренного населения на территории Восточной Сибири.

Музыкальная культура казаков Западной и Восточной Сибири.

Декабристы, роль и значение их культурно-просветительской деятельности для становления городской музыкальной культуры.

Особенности формирования музыкального образования на территории Восточной Сибири (Иркутск, Красноярск, Чита) до 1917 г.

Музыкально-театральная жизнь в городах Сибири на рубеже XIX – XX вв.

Реформы советского периода в области музыкального образования на территории Сибири, их роль и значение.

Музыкальная культура Сибири в период Великой Отечественной войны.

Композиторское творчество: формирование композиторских организаций на территории Сибири.

Композиторское творчество в республиках Восточной Сибири.

Творческий портрет композитора: СО СК России, КО СК России, СК Бурятии.

ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ТЕСТОВ

Тема: Творческие союзы

 

Задание Варианты ответов Эталон Р.
В каких центрах Сибири в настоящее время существуют музыкально-творческие союзы? 1. Красноярск 2. Иркутск 3. Томск 4. Ачинск 5. Улан-Удэ 6. Новосибирск 7. Кызыл 8. Якутск Омск 1,3,5,6,7,8 6
Когда был создан СК СССР, где и когда появились первые композиторские организации в Сибири, причины их появления 1. 1932, в начале 1930-х годов, Иркутск, Омск 2. 1939, в начале 1940-х годов Улан-Удэ, Новосибирск 3. 1936, в конце 1970-х годов, Тува, Якутия 4. 1960, в начале 1980-х годов, Красноярск, Омск а) в результате государственной политики централизации б) по инициативе местных музыкантов   2 а) б) 2
Цели и задачи музыкально-творческих союзов. Сформулировать и вписать основные 1.     2.   3.     4 1. Музыкально- просветительская работа 2. Проведение лекций, концертов в учебных заведениях, предприятиях 3. Создание благоприятных условий для сочинения музыки, ее пропаганды и распространения 4. Пропаганда классической и современной музыки   4
Дата создания Сибирской композиторской организации 1. 1939 2. 1942 3. 1949 4. 1983 2 0,5
СО СК: А. Первое поколение. Б. Второе поколение В. Композиторы 1960-х Г. Композиторы 1970х   1. Невитов М. И. 2. Иванов Г. Н. 3. Нечаев К. Н. 4. Денбский В. Н. 5. Левашев В. С. 6. Муров А. Ф. 7. Шибанов Ю. И. 8. Новиков А. П. 9. Ащепков Ю. Е. 10. Юкечев Ю. П. А. 1, 3, 4 Б. 5, 8 В. 2, 6 Г. 7, 9, 10 10
Дата создания СК России, первый секретарь СК, и дата создания Красноярской организации СК России 1. 1960 2. 1979 3. 1969 4. 1983 а) С. Прокофьев б) Г. Свиридов в) Д. Шостакович   1, 3, в) 2
Инициатор создания Красноярской организации, пять первых композиторов, другие члены организации Р. Щедрин, А. Петров 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. А. Петров 1. Меремкулов О. И. 2. Бешевли В. 3. Клепинин В. 4. Сенегин В. 5. Проститов О. 6. Иофис Б. 7. Пороцкий В. 8. Юдин И. 9. Челбораков Г. 10. Пономарев В. 10

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...