Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ




М.Ю.МАКСИМЕНКО, М.С.КОВЯЗИНА

ПОСОБИЕ

 

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ

 



М.Ю.МАКСИМЕНКО, М.С.КОВЯЗИНА

ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ

 

 

Москва • «Теревинф» • 1998


ББК 88

      М17

УДК 159.9

 

Максименко М.Ю., Ковязина М.С.Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. — М.: Теревинф, 1998. — 44 с.

Максименко МаринаЮльевна —

научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ,, канд. психол. наук.

Ковязина Мария Станиславовна

научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ, канд. психол. наук.

Рецензенты:

Цыганок Антонина Андреевна —

председатель Экспертного совета Центра лечебной педагогики, старший научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ, канд. психол. наук;

Корсакова Наталья Константиновна

зав. отделением пато- и нейропсихологии отдела клинической психологии

Научного центра психического здоровья РАМН, доцент кафедры

нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ, канд. психол. наук.

Издание осуществлено при содействии Диаконической службы Евангелическойцеркви Германии в рамках проекта «Развитие лечебной педагогики в России» (№ 970902-EZE)

ISBN 5-88707-007-2

© М. Ю. Максименко, М. С. Ковязина, 1998

© Оформление. Центр лечебной педагогики; ЦТСО «Теревинф», 1998




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Н

ейропсихология — отрасль психологической науки, «...которая впервые сделала целью научного исследования изучение роли отдельных систем головного мозга в осуществлении психической деятельности» [1] и «...предме­том которой является изучение особенностей нарушения психических процес­сов, состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга» [2].

Являясь одной из важнейших практических областей клинической пси­хологии, нейропсихология решает прежде всего диагностические задачи.

Опираясь на представления А. А. Ухтомского, П. К. Анохина, Н. А. Берн-штейна, Л.С.Выготского о высших психических функциях, рассматривае­мых как функциональные системы, включающие сложный набор подвижных и иерархически связанных между собой афферентных и эфферентных зве­ньев, основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия разрабо­тал теорию системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ). Подойдя к вопросу о мозговой локализации сложных форм психической деятельности человека, А. Р. Лурия переосмыслил поня­тия «локализация ВПФ», «симптом», «синдром», «фактор» и показал всю сложность того, «...как именно меняется психическая деятельность при раз­личных локальных поражениях мозга и какие именно факторы вносит каж­дый из аппаратов головного мозга в построение сложных форм психичес­кой деятельности» [1].

На положениях теории А. Р.Лурии основывается и метод синдромного анализа нарушений ВПФ. Этот метод является не просто максимальным или стандартным набором проб, а представляет собой динамическое исследова­ние, в котором нейропсихолог выдвигает определенную гипотезу о наличии синдрома и очага поражения, а затем в ходе всего нейропсихологического обследования ее проверяет и при необходимости корректирует. При этом выдвижение гипотезы невозможно без «...тщательной квалификации наблю­даемого симптома...» [1]. «Если психическая деятельность является сложном функциональной системой, в осуществление которой вовлекается целый ком-плекс совместно работающих зон мозговой коры, то поражение каждой из этих зон может привести к распаду всей функциональной системы, и... „сим­птом" (нарушение или выпадение той или иной функции) еще ничего не говорит о ее локализации» [1]. Для того чтобы наличие симптомапомогло выдвинуть гипотезу, необходим «...детальный психологический анализ структуры возникающего нарушения и выяснение техближайших причин, вследствие которых функциональная система распалась...» [1]. Таким обра-лом, квалификация симптома — это выявление основного фактора, стоящего за наблюдаемым симптомом, позволяющее выдвинуть предположение о воз­можном очаге поражения головного мозга.

А. Р. Лурией, его учениками и последователями собран огромный факти­ческий материал: описаны нейропсихологические синдромы поражений раз­личных отделов коры головного мозга, медио-базальных отделов, субкорти­кальных структур мозга.

Применение этих знаний в нейропсихологическом обследовании, а также овладение нейропсихологическим анализом его результатов являются основ­ными задачами будущего нейропсихолога.

Настоящее пособие ставит перед собой цель научить студентов:

1) квалифицировать наблюдаемые феномены и обозначать их соответ­ствующими терминами, отражающими механизм или фактор, связан­ный с нарушением работы конкретных отделов мозга;

2) дифференцировать основные симптомы в рамках одной психической функции, или сферы (праксис, речь, память и т.д.);

3) соотносить симптомы с возможными очагами поражения головного мозга.

Учебные пособия [3-5] содержат подробный перечень проб и заданий, направленных на исследование конкретных психических процессов. Однако в этих пособиях нет соотнесения симптоматики, проявляющейся при выпол­нении описанных в них проб и заданий, с соответствующей возможной ло­кализацией патологического процесса. Первый опыт конкретизации и квали­фикации симптомов нейропсихологического исследования представлен в методике [6], выпущенной под редакцией Э. Г. Симерницкой. В этой методи­ке рассматриваются различные нарушения психических процессов, соответ­ствующие девяти «„территориям" дисфункций» в головном мозге. Это сре­динные отделы и межполушарные комиссуры, а также лобные, височные, те­менные, затылочные отделы коры правого и левого больших полушарий. Хотя интерпретация результатов нейропсихологического обследования строится но только на констатации, но и на квалификации симптомов нарушения функ­ции, тем не менее предложенная оценка некоторых симптомов, на ниш взгляд, ограничена. Так, только один симптом — «неправильно называет буквы, не может читать» — оценивается как алексия и предполагает пораже­ние лишь затылочных отделов левого полушария. А как быть, если ребенок может называть буквы, но не способен читать? Спорным является вопрос и предлагаемой в этом случае локализаций. Алексия наблюдается не только при поражении указанных отделов мозга. Более того, многие описанные в лите­ратуре нейропсихологические синдромы теряются при делении головного мозга на девять отделов.

Учитывая все сказанное выше и понимая всю сложность созданияподоб­ных пособий, мы хотели бы отдельно остановиться на некоторых принципи­альныхположениях нашего подхода.

Первое. Известное на сегодняшний день многообразие нейропсихологи- ческих синдромов нарушений ВПФ, особенно связанных с патологией левого полушария, позволяет отойти от использования в диагностической работе как обобщенных («лобные отделы», «височные отделы», «широкая зрительная сфе­ ра» и т.п.), так и конкретных («цитоархитектонические поля», «извилины» и т.п.) названий отделов мозга. Предложенная нами типология поражений голов­ ного мозга соответствует основным нейропсихологическим синдромам, описан­ ным различными авторами в научной литературе [1, 2, 8-10, 13, 18 и др.].

Для ряда симптомов выделены факторы, отражающие общие представле­ния о работе тех или иных отделов мозга (правополушарных, комиссураль-ных, субкортикальных структур и проч.). Другие симптомы остаются не квалифицированными, так как еще не все сложные формы психической де­ятельности понятны с точки зрения строения и выделения в них звеньев, которые «...в той или иной степени могут быть отнесены к определенным системам мозга» [1].

Второе. Одни авторы более детально анализируют нейропсихологичес­ кие синдромы, связанные с поражением коры головного мозга, другие, осо­ бенно в последнее время, исследуют и описывают нейропсихологические синдромы нарушения ВПФ при поражениях субкортикальных структур мозга. Но и первые, и вторые характеризуют зоны мозга как преимущественно име­ ющие отношение к определенным психическим процессам. Например, «...при поражении медиальных отделов лобных долей мозга наблюдаются два ком­ плекса симптомов — нарушения сознания и памяти» [10]. Поэтому в данном пособии набор возможных очагов поражения для каждой психической фун­ кции изменен. Следует отметить, что при выделении таких отделов, как те- менно-височно-затылочные и передние лобные подразумевались третичные системы мозга.

Третье. Большая часть психических функций (праксис, гнозис, память и др.) анализируется в пособии по локальному принципу, что соответствует пониманию нейропсихологического синдрома как закономерного сочетания нейропсихологических симптомов, связанных с выпадением определенного фактора (или нескольких факторов). Другая часть — все речевые процессы — анализируется по формам нарушений. Такой анализ речевых функции явля- ется информативным, так как отражает второе понимание нейропсихологи­ ческого синдрома — как наиболее выраженного расстройства какой-либо функции. Разделение нарушений речевой деятельности по разнымформам удобно, поскольку нарушения речи, по сравнению с другими психическими процессами, наиболее изучены.

Данное пособие призвано помочь студентам дифференцировать симптомы, квалифицировать их и соотносить с очагами поражения мозга при анализе конкретных случаев. Кроме того, пособие может оказаться полезным для систематизации теоретических знаний. Несмотря на то, что таблицы уже заполнены, студент может проделать аналогичную работу самостоятельно в целях самопроверки.

Пособие основано на схеме нейропсихологического исследования А. Р. Лу-рии. Нейропсихологические синдромы представлены для пациентов с доми­нантным по речи левым полушарием головного мозга.

Пособие состоит из таблиц, в которых слева перечисляются симптомы и диагностические признаки, встречающиеся в ходе нейропсихологического обследования больных с локальными поражениями мозга. Справа указываются возможные очаги поражения мозга для каждой психической функции. Буквы «П» и «Л» соответственно обозначают поражения в правом и левом полуша­риях мозга, а «ПЛ» — двусторонние поражения. Знак «+» используется для обозначения обязательного присутствия симптома или диагностического при­знака при данном очаге поражения, знак «+/-» обозначает необязательное их присутствие, пробел — отсутствие. Например, нарушение тонкой афферента-ции движений в праксисе позы пальцев обязательно возникает при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга. Такая ситуация обозначается знаком «+». А при поражении медиальных лобных отделов левого полушария конфабуляции в мнестической сфере наблюдаются не всегда. Такая ситуация обозначается знаком «+/-». Отметим, что табличный способ представления материала может помочь его преобразованию в компьютерную форму.

Надеемся, что настоящее пособие поможет будущим специалистам успеш­но изучить синдромы нарушений ВПФ и проследить их связь с поражени­ями определенных мозговых структур, способствуя общему повышению уровня подготовки по дисциплине «Основы нейропсихологии».



ТАБЛИЦА 1

ВНИМАНИЕ

 

Симптомы, диагностические признаки

Отделы мозга

   

продолго­ватый и средний мозг

 

диэнце-фальные и лимби-ческие

 

 

лобные медио-базальные

 

 

корковые

    передние задние
        П      Л П     Л П      Л
Модально-неспецифические нарушения внимания: 1) Непроизвольный уровень: □ Угнетение, угасание ориентировочного рефлекса + +      
□ Неугасание ориентировочного рефлекса на часто предъявляемый стимул + +      
□ Нарушение избирательности (нарушение реакций на раздражители, входящие в систему ориентировочных рефлексов и инстинктов) + +      
2) Произвольный уровень: d Трудности концентрации внимания + + +        + +      +  
□ Растормаживание ориентировочных реакций («полевое поведение»)     +        + +       +  
□ Возможность компенсации через мотивацию, речевой контроль и организацию деятельности + +/-     +      +
□ Флуктуация, нестойкость внимания + +      

Окончание таблицы 1

 

 

 

 

Симптомы,

диагаостические признаки

Отделы мозга

продолго­ватый и средний мозг

диэнце-фальные и лимби-ческие

лобные медио-базальные

корковые

передние задние
П Л П Л П Л
Модально-специфические нарушения внимания: □Игнорирование одного из двух стимулов одной модальности, предъявляемых билатерально, при сохранном восприятии их по отдельности       + +

 


ТАБЛИЦА 2



ПРАКСИС

 

 

 

 

Формы, симптомы, диагностические признаки

Отделы мозга

передние лобные задние лобные базальные лобные теменные затылочно-теменные теменно-височно-затылочные

мозолистое тело

субкортикальные

П Л П Л П Л П Л П Л П Л
Апраксии (по формам): □ Кинетическая   + +            
□ Кинестетическая       + +        
а Пространственная: а) апрактоагнозия б) конструктивная         + + + + + +    
□ Регуляторная + +              
□ Оральная + + + +   + +        
Симптомы, диагностические признаки: □ Ошибки, сбои, отставания при выполнении двигательных проб, проявляющиеся: а) в левой руке б) в правой руке в) в обеих руках + + + + + + + + + + + + + + + + +    
□ Импульсивность (эхопраксия) + +   + +          

Продолжение таблицы 2

Формы, симптомы,

диагностические признаки

О т д е л ы м о зг а

передние лобные задние лобные базальные лобные теменные затылочно-теменные теменно-височно-затылочные

мозолистое тело

субкортикальные

п л П Л П Л П Л П Л П Л

□ Упрощение условных

двигательных реакций до усвоенного стереотипа при его ломке

+ +

 

+ +

 

 

 

 

+

 
□ Распад сложных двигательных навыков (письмо, игра на пианино)   +   +        
□ Нарушение речевой регуляции движений и действий +/-    +              
□ Адинамия (застывание в позе)     + +         +
□ Трудности тонкой дифференциации движений: а) пальцев руки («рука-лопата») б) артикуляционных (при произнесении звуков, близких  по артикуляции)       + + +        
□  Нарушение бытовых пространственно ориентированных движений, действий с предметами (например, одевание)         + + + +    

Продолжение таблицы 2

Формы,

СИМПТОМЫ,

диагностические признаки

 

 

Отделы мозга

передние лобные задние лобные базальные лобные теменные затылочно-теменные теменно-височно-затылочные мозолистое тело субкортикальные
    П Л П Л П Л П Л П Л П Л        
□ Нарушение символических действий и движений: а) мануальных б) оральных         + + + +   + + + +   + + + +    
□ Трудности вхождения в задание (врабатываемость)               +
□ Истощаемость     +/-         +
□ Игнорирование в двуручных пробах:   а) левой руки б) правой руки       +   +       + +  
□ Синкинезии             +  
□ Стереотипии с насильственным компонентом               +
□ Алиированное выполнение реципрокной координации +   + + +         +/-  
□ Поочередное выполнение реципрокной координации   + +         +  

 


Окончание таблицы 2

Формы,

симптомы,

диагностические

признаки

Отделы мозга

передние лобные задние лобные базальные лобные теменные затылочно-теменные теменно-височно-затылочные

мозолистое тело

субкортикальные

П Л п   л П Л П Л П Л п  л
□ Трудности воспроизведения различных поз кисти руки в заданной плоскости, которые: а) компенсируются при зрительном контроле б) не компенсируются при зрительном контроле           + +   + + +     +    
□ Пространственные трудности при копировании мануальных поз по наглядно воспринимаемому образу (особенно в ситуации мысленного переворачивания):   а) координатные   б) сомато-топические   в) структурно- топологические           +    +   + +   +   + +   +    

 


ТАБЛИЦА 3



СОМАТО-СЕНСОРНЫЙ ГНОЗИС

Симптомы,

диагностические признаки

 

Отделы мозга

верхние теменные нижние теменные
П      Л П      Л
□ Нарушение узнавания пальцев руки с закрытыми глазами (пальцевая агнозия): а) на левой руке  б) на правой руке   + +           +
□ Тактильная алексия:  а) на левой руке б) на правой руке   +/-           +                 +
□  Нарушение переноса установленной позы пальцев с одной руки на другую без зрительной афферентации   +             +
□ Нарушение воспроизведения установленных поз рук без зрительной афферентации (апраксия позы)   +             +
□ Нарушение восприятия отдельных свойств предмета (формы, величины, текстуры, веса) с закрытыми глазами: а) в левой руке 6) в правой руке     + +/-           +
□ Нарушение называния пальцев: а) левой руки б) правой руки   + +
□ Невозможность идентификации предмета в целом при сохранности восприятия его отдельных признаков (без зрительной афферентации): а) в левой руке б) в правой руке   +   +/-        +

Окончание таблицы 3

 

 

 

Симптомы, диагностические признаки

Отделы мозга

верхние теменные нижние теменные
П       Л П       Л
□ Ощущение неправильных размеров частей тела или ложных частей тела (соматопарагнозия) +  
□ Нарушение узнавания частей тела или их расположения друг относительно друга (нарушение «схемы тела», или соматоагнозия) +           +/-  
□ Нарушение ориентации в левой половине тела (гемисоматоагнозия) +  
□ Игнорирование половины тела, чаще левой (аутотопагнозия) +  

ТАБЛИЦА 4



ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС

 

 

Формы, симптомы, диагностические признаки

Отделы мозга

передние лобные височные затылочно-теменные теменно-височно-затылоч-ные суб­корти­кальные
П Л П Л П Л  ПЛ П Л  
Агнозии (по формам): □Предметная   +    + +    +    +    
□ Лицевая (прозопагнозия)   + +          +    
□ Цветовая     +    +      +    
□ Символическая (буквенная)   +      
□ Оптико-пространственная     +    +    + +    + +
□ Симультанная Симптомы, диагностические признаки: □ Нарушение узнавания предметов, изображений   +   + +  +      + +    
□ Нарушение симультанного восприятия нескольких объектов (воспринимается только одна оперативная единица зрительной информации)     +/-   +/-  +    
□ Нарушение целостности восприятия объекта, изображения: а) восприятие отдельных признаков б) восприятие отдельных фрагментов (фрагментарность)   +    +/-      +      +   +           +   +

Продолжение таблицы 4

 

 

 

Формы, симптомы, диагностические признаки

Отделы мозга

передние лобные височные затылочно-теменные теменно-височно-затылоч-ные суб­корти­кальные
П Л п      л П Л ПЛ П Л  
□ □ Импульсивная речевая реакция на изолированно воспринятый признак из-за инактивного рассматривания +        +       +
□ □ Нарушение восприятия цвета (при сохранности цветоощущения): а) основных цветов б) оттеночных цветов          + +   +         +    
D □ Нарушение соотнесения цвета и предмета     +  + +    
□ □ Нарушение восприятия лиц людей   + +         +    
□ □ Нарушение восприятия пространственной ориентации букв, цифр, проявляющееся при списывании и написании     + + + +    +  
□ □ Нарушение идентификации букв, цифр при сохранной способности их копирования   +      
□ □ Ошибки узнавания букв (на уровне разных алфавитов) при сохранности чтения     +    
□ □ Игнорирование стороны образа предмета, символа (чаще левой) +   +       +    
□ □ Игнорирование стороны зрительного пространства (чаще левой) +   +       +    

 


Окончание таблицы 4

 

 

Формы, симптомы, диагностические признаки

Отделы мозга

передние лобные височные затылочно-теменные тёменно-височно-затылоч-ные суб-корти-кальные
П Л П Л П Л ПЛ П Л  
□ Ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов, а также ошибки отображения этих признаков при срисовывании, конструировании по образцу: а) координатные б) метрические в) структурно-топологические г) проекционные         +     +  + +               +                 +               +   +  +     +   +         +    +  + +          +  
□ Ошибки при копировании по зрительному образцу пространственно-организованных поз, движений     +   +  + +      +  
□ Парагнозии   +          + + +      +   +
□ Псевдоагнозии +   +        

 


ТАБЛИЦА 5

 



АКУСТИЧЕСКИЙ ГНОЗИС

(неречевой слух)

Симптомы,

диагностические признаки

Отделы мозга

передние лобные задние лобные медио-базальные лобно-височные верхние височные средние височные субкортикальные
П Л П Л П Л П Л П Л  
□ Нарушение идентификации: а) бытовых шумов б) мелодий, голосов       + + +    
□ Трудности различения речевых интонаций     + +    
□ Нарушения акустического звена слухо-моторных координаций: 1) нарушение оценки количества ударов при сохранном восприятии ритмической структуры:      а) недооценка      б) переоценка     +         +     +     +/- +/-
2) нарушение восприятия ритмической структуры:      а) недооценка      б) переоценка           +/- +     +/- +     +/- +/-
3) диссоциации между выполнением ритмов по образцу и неправильной их оценкой со слуха + +          

 


Продолжение таблицы 5

Симптомы,

диагностические признаки

Отделы мозга

передние лобные задние лобные медио-базальные лобно-височные верхние височные средние височные субкортикальные
П Л П Л П Л П Л П Л  
4) Диссоциация между более успешным воспроизведением по образцу серий акцентированных и/или структурированных ритмов, чем простых неструктурированных ритмов       + +  
5) Замена воспроизведения ритмов по инструкции недиффиренцированным рядом ударов + +     + +  
6) Ухудшение оценки и воспроизведения ритмов по образцу при увеличении:   а) числа проб   б) темпа   в) числа предъявлений       ритмической структуры        в серии г) сложности ритмической      структуры       + +     +   +     +   +   + +     +/-   +/-  

 


Окончание таблицы 5

Симптомы,

диагностические признаки

Отделы мозга

передние лобные задние лобные медио-базальные лобно-височные верхние височные средние височные субкортикальные
П Л П Л П Л П Л П Л  
7) Нарушение выполнения на фоне патологического утомления     + +     +
8) Диссоциация между правильным выполнением ритмов по инструкции и неправильной их оценкой и воспроизведением по образцу       +/- +/- +
□ Нарушение моторного звена слухо-моторных координаций: 1) Элементарные персеверации   +       +
2) Персеверации предыдущей структуры + +   +     +
3) Контролируемые лишние неоттормаживаемые импульсы   + + +     +
4) Трудности выполнения акцентированных ритмов (разных по силе удара)   + +       +

 


ТАБЛИЦА 6




УСТНАЯ РЕЧЬ

Нарушения речи

Отделы мозга

передние лобные

задние лобные

передние височные

средние височные

задние височные

нижние теменные

теменно-височно-затылочные

субкортикальные










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...