![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОТ ПЕРЕВОДЧИКА АНГЛИЙСКОГО ИЗДАНИЯСтр 1 из 26Следующая ⇒
Далай-Лама XIV БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА: ПУТЬ К ЖИЗНИ, ПОЛНОЙ СМЫСЛА Содержание: ОТ ПЕРЕВОДЧИКА АНГЛИЙСКОГО ИЗДАНИЯ................................................................................ 3 ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................................................................................................... 4 ПОТРЕБНОСТЬ В МИРЕ И ДОБРОТЕ..................................................................................................... 4 ДВА ПУТИ К СЧАСТЬЮ............................................................................................................................ 4 ДОБРОТА...................................................................................................................................................... 5 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ............................................................................................................. 5 ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ......................................................................................................................... 6 ДОСТИЖЕНИЕ ГАРМОНИИ.................................................................................................................... 8 ОБ ЭТОЙ КНИГЕ......................................................................................................................................... 9 I. ОСНОВЫ......................................................................................................................................................... 10 1. ТРИ СПОСОБА ПРАКТИКИ............................................................................................................... 10 ПРОСВЕТЛЕНИЕ БУДДЫ КАК ПРИМЕР ДЛЯ НАС......................................................................... 10 ПОСТЕПЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ.............................................................................................................. 10 ТРИ ПРАКТИКИ........................................................................................................................................ 11 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ............................................................................................... 11 II. ПРАКТИКА НРАВСТВЕННОСТИ............................................................................................................ 12 2. ОСМЫСЛЕНИЕ МАСШТАБОВ СТРАДАНИЯ................................................................................ 12 ТИПЫ НРАВСТВЕННОСТИ................................................................................................................... 12 НРАВСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ......................................................................... 12 ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ..................................................................................................... 13 ПЕРВАЯ БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА: СТРАДАНИЕ........................................................................... 14 Человеческое существование................................................................................................................ 15 УПОРСТВО И НАДЕЖДА....................................................................................................................... 16 ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 17 3. ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ СТРАДАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРЕКРАЩЕНИЯ. 17 ВТОРАЯ БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА: ИСТОЧНИКИ СТРАДАНИЯ................................................ 18 Пагубные эмоции................................................................................................................................... 18 Загрязненная карма................................................................................................................................. 19 Процесс умирания.................................................................................................................................. 19 ТРЕТЬЯ БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА: ПОДЛИННОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ СТРАДАНИЯ.................. 23 ЧЕТВЕРТАЯ БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА: ИСТИННЫЕ ПУТИ.......................................................... 23 ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 24 4. ОТКАЗ ОТ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА.................................................................................................... 24 НРАВСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ: УРОВНИ ПРАКТИКИ............................... 25 ПРЕИМУЩЕСТВА НРАВСТВЕННОСТИ............................................................................................. 25 ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 28 5. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ........................................................................................................................ 28 О ЦЕННОСТИ НЕУРЯДИЦ..................................................................................................................... 28 УРАВНИВАНИЕ И ОТКАЗ ОТ ЭГОЦЕНТРИЗМА.............................................................................. 30 Разумный эгоизм.................................................................................................................................... 31 Визуализация.......................................................................................................................................... 32 ОСОЗНАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.................................................................................................... 33 РЕШЕНИЕ ДОСТИЧЬ ПРОСВЕТЛЕНИЯ.............................................................................................. 34 ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 36 6. СТРЕМЛЕНИЕ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ................................................................................................. 36 ЗАЧЕМ НУЖНО СТРЕМИТЬСЯ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ....................................................................... 36 СЕМЬ ПРАКТИК НАКОПЛЕНИЯ ЗАСЛУГ......................................................................................... 36 РЕШИМОСТЬ ПОМОГАТЬ ДРУГИМ.................................................................................................... 38 ПОДДЕРЖАНИЕ РЕШИМОСТИ В ПРОДОЛЖЕНИЕ ВСЕЙ ТЕКУЩЕЙ ЖИЗНИ........................ 39 ПОДДЕРЖАНИЕ РЕШИМОСТИ В БУДУЩИХ ЖИЗНЯХ................................................................ 39 Четыре пагубных действия.................................................................................................................... 40 Четыре благотворные практики............................................................................................................ 40 ПРАКТИЧЕСКОЕ НАМЕРЕНИЕ ДОСТИЧЬ ПРОСВЕТЛЕНИЯ....................................................... 40 ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 41 III. ПРАКТИКА МЕДИТАЦИИ....................................................................................................................... 42 7. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ УМА.................................................................................................................. 42 ВИДЫ МЕДИТАЦИИ............................................................................................................................... 43 ДОСТИЖЕНИЕ НЕПОКОЛЕБИМОГО СПОКОЙСТВИЯ.................................................................. 43 Объект медитации.................................................................................................................................. 44 Как противостоять возбужденности и несобранности....................................................................... 45 Внимание и наблюдение за умом......................................................................................................... 45 Отличительные черты непоколебимого спокойствия........................................................................ 46 Сосредоточение на собственно уме...................................................................................................... 46 ДРУГИЕ МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ УМСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ....................................... 48 ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 49 IV. ПРАКТИКА МУДРОСТИ........................................................................................................................... 49 8. О СУЩЕСТВОВАНИИ ЖИВОГО И НЕЖИВОГО.......................................................................... 49 МУДРОСТЬ В ДУХОВНОЙ ПРАКТИКЕ.............................................................................................. 49 ОТСУТСТВИЕ САМОСТИ....................................................................................................................... 50 Две истины.............................................................................................................................................. 51 Чего же они лишены?............................................................................................................................. 51 Так существуют ли вещи?...................................................................................................................... 52 Если явления пусты, могут ли они функционировать?..................................................................... 52 Как же ошибается ум?............................................................................................................................ 53 ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 54 9. СРЕДИННЫЙ ПУТЬ............................................................................................................................. 54 НЕОБХОДИМОСТЬ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ И МУДРОСТИ........................................................ 54 НЕОБХОДИМОСТЬ РАССУЖДЕНИЙ.................................................................................................. 55 КАК СОВМЕСТИТЬ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ И ПУСТОТУ................................................................ 56 Сутра Сердца Мудрости........................................................................................................................ 57 Форма и пустота..................................................................................................................................... 58 ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 60 10. УМ И ЕГО ГЛУБИННАЯ ПРИРОДА............................................................................................... 60 ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНЫ; ПРИРОДА УМА — ЯСНЫЙ СВЕТ....................................... 61 БЕЗНАЧАЛЬНОСТЬ УМА........................................................................................................................ 62 НЕВЕДЕНИЕ — ПРИЧИНА НЕСОВЕРШЕННЫХ СОСТОЯНИЙ УМА......................................... 62 ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 64 V. ТАНТРА.......................................................................................................................................................... 64 11. ЙОГА БОЖЕСТВА.............................................................................................................................. 64 ПОСВЯЩЕНИЕ......................................................................................................................................... 66 ОБЕТЫ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.................................................................................................................. 66 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ НА ПУТИ........................................................................... 67 ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 69 VI. ЭТАПЫ ПУТИ............................................................................................................................................. 69 12. ОБЗОР ПУТИ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ................................................................................................. 69 ПОСТЕПЕННОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ........................................................................................................ 69 ПЯТЬ ПУТЕЙ.............................................................................................................................................. 70 КАЧЕСТВА СОСТОЯНИЯ БУДДЫ........................................................................................................ 71 ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА........................................................................................................ 72 ПАМЯТКИ ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 73 Нравственность личного освобождения.............................................................................................. 74 Нравственность заботы о других.......................................................................................................... 75 Медитация............................................................................................................................................... 76 Мудрость.................................................................................................................................................. 76 Тантра....................................................................................................................................................... 77
ОТ ПЕРЕВОДЧИКА АНГЛИЙСКОГО ИЗДАНИЯ Наставления Его Святейшества Далай-Ламы я впервые услышал в 1972 году. Через три дня после моего приезда в город Дхарамсалу, что на севере Индии, он начал шестнадцатидневный курс лекций (по четыре-шесть часов ежедневно), посвященный различным этапам пути к просветлению. Я занимался тибетским языком и практиковал тибетский буддизм с 1962 года; мои учителя, особо искушенные в толкованиях тибетских текстов, подготовили меня к обучению у йогов, бежавших из Тибета в Индию. И, говоря откровенно, мне показалось маловероятным, что этот облеченный государственной властью человек, явившийся на свет в своем нынешнем воплощении в 1935 году на северо-востоке Тибета, человек, который на основании множества предсказаний, видений, чудесных знамений и проверок был в двухлетнем возрасте признан Четырнадцатым Далай-Ламой, действительно способен на все то, что обещала программа его курса. Но услышанное меня поразило. Далай-Лама говорил о самых разнообразных аспектах пути к просветлению. Он покорил мой ум и сердце, высказав целый ряд идей, от фундаментальных до наиболее частных, которые прояснили многие вопросы, долго остававшиеся для меня неразрешенными. Он заставил меня на многое взглянуть по-новому. Далай-Лама говорил по-тибетски так быстро и отчетливо, что невозможно было отвлечься ни на мгновение. Как-то раз он особенно воодушевленно объяснял, какого рода размышления лучше всего способствуют развитию способности сострадать. Голос его порой становился необычайно высоким — "козлиным", как в шутку выразился сам Далай-Лама. Мне же в этих интонациях слышалась вдохновенная погруженность поэта. В продолжение цикла лекций Его Святейшество представил слушателям весь спектр практик, ведущих к просветлению. С подлинно философской глубиной он показывал взаимосвязь вещей, между которыми на первый взгляд не было ничего общего. Тот же голос поэта и философа звучит в этой книге: порой он трогает сердце живыми описаниями человеческого страдания и преимуществ альтруизма, порой же обращает наше внимание на отличительные черты таких глубоких практик, как, например, медитация на пустоту. Все это способно послужить пищей для многолетних размышлений. В пятилетнем возрасте Далай-Ламу привезли в столицу Тибета Лхасу, где он прошел полный курс обучения в монастыре. Из-за вторжения в 1950 году китайских коммунистов в Восточный Тибет шестнадцатилетний Далай-Лама неожиданно оказался вынужден взять в свои руки бразды государственного управления. Несмотря на его попытки достичь понимания и наладить сотрудничество с захватчиками, Далай-Ламе грозила неминуемая опасность, и в 1959 году он бежал в Индию. В изгнании он успешно воссоздал множество центров по изучению всех областей тибетской культуры. Он много путешествовал и посетил почти все страны мира с целью донести не только до буддистов или сторонников иных религий, но до всех и каждого идею о важности милосердия при любом общественном строе. Его неутомимые усилия во имя тибетского и всех других народов были отмечены в 1989 году Нобелевской премией мира. Его Святейшество опубликовал множество книг — как для широкого круга читателей, так и для тех, кто проявляет углубленный интерес к буддизму. В настоящей книге он прослеживает многовековые традиции духовных практик Тибета и исходя из собственного опыта советует, как идти по духовному пути, ведущему к ясности ума и эмоциональному преображению. Тем самым он показывает нам, как наполнить нашу жизнь смыслом. В течение всех тридцати лет нашего знакомства, в том числе тех десяти, что я состою главным переводчиком Далай-Ламы в лекционных поездках по США, Канаде, Индонезии, Сингапуру, Малайзии, Австралии, Великобритании и Швейцарии, я наблюдаю, как Его Святейшество проникается этими практиками всей глубиной своего существа. Для нас важно понимать, что этот удивительный человек — проницательный, сострадательный, веселый — воспитан именно тибетской культурой. Мы должны относиться к ней как к одному из величайших чудес света. Джеффри Хопкинс, ПРЕДИСЛОВИЕ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 226. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |