Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА АНГЛИЙСКОГО ИЗДАНИЯ




Далай-Лама XIV

БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА:

ПУТЬ К ЖИЗНИ, ПОЛНОЙ СМЫСЛА

Содержание:

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА АНГЛИЙСКОГО ИЗДАНИЯ................................................................................ 3

ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................................................................................................... 4

ПОТРЕБНОСТЬ В МИРЕ И ДОБРОТЕ..................................................................................................... 4

ДВА ПУТИ К СЧАСТЬЮ............................................................................................................................ 4

ДОБРОТА...................................................................................................................................................... 5

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ............................................................................................................. 5

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ......................................................................................................................... 6

ДОСТИЖЕНИЕ ГАРМОНИИ.................................................................................................................... 8

ОБ ЭТОЙ КНИГЕ......................................................................................................................................... 9

I. ОСНОВЫ......................................................................................................................................................... 10

1. ТРИ СПОСОБА ПРАКТИКИ............................................................................................................... 10

ПРОСВЕТЛЕНИЕ БУДДЫ КАК ПРИМЕР ДЛЯ НАС......................................................................... 10

ПОСТЕПЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ.............................................................................................................. 10

ТРИ ПРАКТИКИ........................................................................................................................................ 11

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ............................................................................................... 11

II. ПРАКТИКА НРАВСТВЕННОСТИ............................................................................................................ 12

2. ОСМЫСЛЕНИЕ МАСШТАБОВ СТРАДАНИЯ................................................................................ 12

ТИПЫ НРАВСТВЕННОСТИ................................................................................................................... 12

НРАВСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ......................................................................... 12

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ..................................................................................................... 13

ПЕРВАЯ БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА: СТРАДАНИЕ........................................................................... 14

Человеческое существование................................................................................................................ 15

УПОРСТВО И НАДЕЖДА....................................................................................................................... 16

ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 17

3. ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ СТРАДАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРЕКРАЩЕНИЯ. 17

ВТОРАЯ БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА: ИСТОЧНИКИ СТРАДАНИЯ................................................ 18

Пагубные эмоции................................................................................................................................... 18

Загрязненная карма................................................................................................................................. 19

Процесс умирания.................................................................................................................................. 19

ТРЕТЬЯ БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА: ПОДЛИННОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ СТРАДАНИЯ.................. 23

ЧЕТВЕРТАЯ БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА: ИСТИННЫЕ ПУТИ.......................................................... 23

ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 24

4. ОТКАЗ ОТ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА.................................................................................................... 24

НРАВСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ: УРОВНИ ПРАКТИКИ............................... 25

ПРЕИМУЩЕСТВА НРАВСТВЕННОСТИ............................................................................................. 25

ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 28

5. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ........................................................................................................................ 28

О ЦЕННОСТИ НЕУРЯДИЦ..................................................................................................................... 28

УРАВНИВАНИЕ И ОТКАЗ ОТ ЭГОЦЕНТРИЗМА.............................................................................. 30

Разумный эгоизм.................................................................................................................................... 31

Визуализация.......................................................................................................................................... 32

ОСОЗНАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.................................................................................................... 33

РЕШЕНИЕ ДОСТИЧЬ ПРОСВЕТЛЕНИЯ.............................................................................................. 34

ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 36

6. СТРЕМЛЕНИЕ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ................................................................................................. 36

ЗАЧЕМ НУЖНО СТРЕМИТЬСЯ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ....................................................................... 36

СЕМЬ ПРАКТИК НАКОПЛЕНИЯ ЗАСЛУГ......................................................................................... 36

РЕШИМОСТЬ ПОМОГАТЬ ДРУГИМ.................................................................................................... 38

ПОДДЕРЖАНИЕ РЕШИМОСТИ В ПРОДОЛЖЕНИЕ ВСЕЙ ТЕКУЩЕЙ ЖИЗНИ........................ 39

ПОДДЕРЖАНИЕ РЕШИМОСТИ В БУДУЩИХ ЖИЗНЯХ................................................................ 39

Четыре пагубных действия.................................................................................................................... 40

Четыре благотворные практики............................................................................................................ 40

ПРАКТИЧЕСКОЕ НАМЕРЕНИЕ ДОСТИЧЬ ПРОСВЕТЛЕНИЯ....................................................... 40

ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 41

III. ПРАКТИКА МЕДИТАЦИИ....................................................................................................................... 42

7. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ УМА.................................................................................................................. 42

ВИДЫ МЕДИТАЦИИ............................................................................................................................... 43

ДОСТИЖЕНИЕ НЕПОКОЛЕБИМОГО СПОКОЙСТВИЯ.................................................................. 43

Объект медитации.................................................................................................................................. 44

Как противостоять возбужденности и несобранности....................................................................... 45

Внимание и наблюдение за умом......................................................................................................... 45

Отличительные черты непоколебимого спокойствия........................................................................ 46

Сосредоточение на собственно уме...................................................................................................... 46

ДРУГИЕ МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ УМСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ....................................... 48

ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 49

IV. ПРАКТИКА МУДРОСТИ........................................................................................................................... 49

8. О СУЩЕСТВОВАНИИ ЖИВОГО И НЕЖИВОГО.......................................................................... 49

МУДРОСТЬ В ДУХОВНОЙ ПРАКТИКЕ.............................................................................................. 49

ОТСУТСТВИЕ САМОСТИ....................................................................................................................... 50

Две истины.............................................................................................................................................. 51

Чего же они лишены?............................................................................................................................. 51

Так существуют ли вещи?...................................................................................................................... 52

Если явления пусты, могут ли они функционировать?..................................................................... 52

Как же ошибается ум?............................................................................................................................ 53

ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 54

9. СРЕДИННЫЙ ПУТЬ............................................................................................................................. 54

НЕОБХОДИМОСТЬ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ И МУДРОСТИ........................................................ 54

НЕОБХОДИМОСТЬ РАССУЖДЕНИЙ.................................................................................................. 55

КАК СОВМЕСТИТЬ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ И ПУСТОТУ................................................................ 56

Сутра Сердца Мудрости........................................................................................................................ 57

Форма и пустота..................................................................................................................................... 58

ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 60

10. УМ И ЕГО ГЛУБИННАЯ ПРИРОДА............................................................................................... 60

ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНЫ; ПРИРОДА УМА — ЯСНЫЙ СВЕТ....................................... 61

БЕЗНАЧАЛЬНОСТЬ УМА........................................................................................................................ 62

НЕВЕДЕНИЕ — ПРИЧИНА НЕСОВЕРШЕННЫХ СОСТОЯНИЙ УМА......................................... 62

ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 64

V. ТАНТРА.......................................................................................................................................................... 64

11. ЙОГА БОЖЕСТВА.............................................................................................................................. 64

ПОСВЯЩЕНИЕ......................................................................................................................................... 66

ОБЕТЫ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.................................................................................................................. 66

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ НА ПУТИ........................................................................... 67

ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 69

VI. ЭТАПЫ ПУТИ............................................................................................................................................. 69

12. ОБЗОР ПУТИ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ................................................................................................. 69

ПОСТЕПЕННОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ........................................................................................................ 69

ПЯТЬ ПУТЕЙ.............................................................................................................................................. 70

КАЧЕСТВА СОСТОЯНИЯ БУДДЫ........................................................................................................ 71

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА........................................................................................................ 72

ПАМЯТКИ ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ.................................................................................... 73

Нравственность личного освобождения.............................................................................................. 74

Нравственность заботы о других.......................................................................................................... 75

Медитация............................................................................................................................................... 76

Мудрость.................................................................................................................................................. 76

Тантра....................................................................................................................................................... 77

 

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА АНГЛИЙСКОГО ИЗДАНИЯ

Наставления Его Святейшества Далай-Ламы я впервые услышал в 1972 году. Через три дня после моего приезда в город Дхарамсалу, что на севере Индии, он начал шестнадцатидневный курс лекций (по четыре-шесть часов ежедневно), посвященный различным этапам пути к просветлению. Я занимался тибетским языком и практиковал тибетский буддизм с 1962 года; мои учителя, особо искушенные в толкованиях тибетских текстов, подготовили меня к обучению у йогов, бежавших из Тибета в Индию. И, говоря откровенно, мне показалось маловероятным, что этот облеченный государственной властью человек, явившийся на свет в своем нынешнем воплощении в 1935 году на северо-востоке Тибета, человек, который на основании множества предсказаний, видений, чудесных знамений и проверок был в двухлетнем возрасте признан Четырнадцатым Далай-Ламой, действительно способен на все то, что обещала программа его курса.

Но услышанное меня поразило.

Далай-Лама говорил о самых разнообразных аспектах пути к просветлению. Он покорил мой ум и сердце, высказав целый ряд идей, от фундаментальных до наиболее частных, которые прояснили многие вопросы, долго остававшиеся для меня неразрешенными. Он заставил меня на многое взглянуть по-новому.

Далай-Лама говорил по-тибетски так быстро и отчетливо, что невозможно было отвлечься ни на мгновение. Как-то раз он особенно воодушевленно объяснял, какого рода размышления лучше всего способствуют развитию способности сострадать. Голос его порой становился необычайно высоким — "козлиным", как в шутку выразился сам Далай-Лама. Мне же в этих интонациях слышалась вдохновенная погруженность поэта. В продолжение цикла лекций Его Святейшество представил слушателям весь спектр практик, ведущих к просветлению. С подлинно философской глубиной он показывал взаимосвязь вещей, между которыми на первый взгляд не было ничего общего. Тот же голос поэта и философа звучит в этой книге: порой он трогает сердце живыми описаниями человеческого страдания и преимуществ альтруизма, порой же обращает наше внимание на отличительные черты таких глубоких практик, как, например, медитация на пустоту. Все это способно послужить пищей для многолетних размышлений.

В пятилетнем возрасте Далай-Ламу привезли в столицу Тибета Лхасу, где он прошел полный курс обучения в монастыре. Из-за вторжения в 1950 году китайских коммунистов в Восточный Тибет шестнадцатилетний Далай-Лама неожиданно оказался вынужден взять в свои руки бразды государственного управления. Несмотря на его попытки достичь понимания и наладить сотрудничество с захватчиками, Далай-Ламе грозила неминуемая опасность, и в 1959 году он бежал в Индию. В изгнании он успешно воссоздал множество центров по изучению всех областей тибетской культуры. Он много путешествовал и посетил почти все страны мира с целью донести не только до буддистов или сторонников иных религий, но до всех и каждого идею о важности милосердия при любом общественном строе. Его неутомимые усилия во имя тибетского и всех других народов были отмечены в 1989 году Нобелевской премией мира.

Его Святейшество опубликовал множество книг — как для широкого круга читателей, так и для тех, кто проявляет углубленный интерес к буддизму. В настоящей книге он прослеживает многовековые традиции духовных практик Тибета и исходя из собственного опыта советует, как идти по духовному пути, ведущему к ясности ума и эмоциональному преображению. Тем самым он показывает нам, как наполнить нашу жизнь смыслом.

В течение всех тридцати лет нашего знакомства, в том числе тех десяти, что я состою главным переводчиком Далай-Ламы в лекционных поездках по США, Канаде, Индонезии, Сингапуру, Малайзии, Австралии, Великобритании и Швейцарии, я наблюдаю, как Его Святейшество проникается этими практиками всей глубиной своего существа. Для нас важно понимать, что этот удивительный человек — проницательный, сострадательный, веселый — воспитан именно тибетской культурой. Мы должны относиться к ней как к одному из величайших чудес света.

Джеффри Хопкинс,
доктор философии,
профессор тибетологии университета штата Вирджиния



ПРЕДИСЛОВИЕ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...