Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛАВА V. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
В программу обследования учащихся 3-4-х классов, наряду с изучением устной речи, письма и чтения, следует включать исследование операциональных компонентов и психических функций, необходимых для развития письменноречевой деятельности. Это позволяет своевременно выявить и предупредить специфические трудности овладения связной письменной речью, которые в полной мере проявляются в старших классах даже у тех учащихся, у которых, казалось бы, преодолены проблемы в устноречевом развитии (Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, О.Е. Грибова и др.). Успешность овладения навыками изложения собственных мыслей в письменной форме зависит от уровня готовности к самостоятельной письменной речи и предполагает полноценное состояние устноречевых, операциональных и функциональных предпосылок письменноречевой деятельности (Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская). Методика оценки потенциальной готовности к овладению навыками письменной речи разработана и апробирована нами под руководством д. пед. н., профессора Г.В. Чиркиной (1999) в рамках исследования проблемы обучения письменной речи. Она направлена на выявление: —резервных возможностей учащихся при овладении навыка —симптомов нарушения операций и функций, наиболее «ответственных» за развитие письменной речи. Структура методики включает три блока: 1) выявление состояния устноречевых предпосылок письменной речи; 2) определение актуального уровня операциональных компонентов письменноречевой деятельности; 3) диагностику функциональных предпосылок письменной речи. Методика предполагает балльно-уровневую систему оценки выполнения заданий, что делает ее использование удобным в процессе логопедического обследования и составления перспективного плана коррекционной работы, а также при оценке динамики формирования навыков самостоятельной письменной речи. Выявление состояния устноречевых предпосылок письменной речи К числу основных фактов, препятствующих полноценному овладению связной письменной речью, относятся: нарушения звукопроизношения, отражающиеся на письме; нарушения фонематического слуха; нарушения лексико-грамматического строя речи. (См. соответствующие главы данного пособия.) Оценка состояния устноречевых предпосылок письменной речи осуществляется по двухбалльной системе. Состояние звукопроизношения: — отсутствие нарушений звукопроизношения — 2 балла; — нарушение звукопроизношения, не отражающееся на письме — 1 балл; — нарушение произношения, отражающееся на письме — 0 баллов. Состояние фонематического слуха: — отсутствие нарушений фонематического слуха — 2 балла; — нарушение различения аффрикат и их составляющих — 1 балл; — нарушение фонематического слуха — 0 баллов. — отсутствие нарушений лексико-граматического строя речи — 2 балла; — нерезко выраженное лексико-грамматическое недоразвитие — 1 балл; — нарушение лексико-грамматического строя речи — 0 бал Итоговый показатель устноречевой готовностиопределяется исходя из среднего арифметического (баллы-оценки каждого задания суммируются, и полученная суммаделится на 3 — количество заданий) и соответствует: 2балла — оптимальному уровню устноречевой готовностик овладению навыками самостоятельной письменной речи; 1 балл — допустимому уровню; О баллов — критическому. Определение актуального уровня операциональных компонентов письменноречевой деятельности Операциональные предпосылки письменной речи — это компоненты и действия, входящие в состав письменной речи как деятельности. К ним относятся: — фонематический анализ; — действия с лексемами (словами); — графомоторные программы; — мотивация письменной речи; — решение орфографических задач; — проверочное чтение как одна из форм последующего контроля результатов письменноречевой деятельности. Оценка состояния операциональных предпосылок письменной речи осуществляется также по двухбалльной системе. Процедура обследования и оценки состояния операциональных предпосылок 1. Исследование фонематического анализа.Большое значение в успешном формировании письменноречевой деятельности играет фонематический анализ. Предрасполагающим к возникновению нарушений письменной речи является неумение определить ударный гласный и место согласного звука в слове, затруднения в назывании звуков слова по порядку (спеллинг). Для выявления нарушений данного операционального компонента письменной речи учащимся предлагается выполнить устно задания. 1) Выделить ударный гласный звук в — начале слова; — конце слова; — середине слова. 2) Определить согласный звук в — начале слова; — конце слова.
3) Выделить безударный гласный, не требующий проверки правилом, в начале слова. 4) Назвать звуки слова по порядку. Критерием оценки заданий является их выполнение или невыполнение. Оценка выполнения: а) выделяет ударный гласный, определяет место согласного в слове, называет звуки слова по порядку — 2 балла; б) не выделяет йотированные гласные, определяет место согласного в слове с помощью, допускает ошибки в назывании звуков слова по порядку — 1 балл; в) не выделяет ударный гласный, не определяет место согласного в слове, не может назвать звуки слова по порядку — 0 баллов. 2. Изучение действий на уровне лексемы.Наиболее необходимыми действиями на уровне слова в рамках письменной речи являются операции отбраковки и замены лексемы. При этом используются задания на подбор синонимов. В качестве материала для исследования учащимся предлагают карточки со следующими заданиями: 1.На скамейке развалился пушистый кот. (Сидел, лежал, 2. Мальчик удитрыбу. (Увидит, ходит, ловит.) 3. Пестрый ковер укрылполя и луга. (Уткнул, застелил, Инструкция: «Прочитай предложения. Выбери слово, которым можно заменить выделенное слово так, чтобы смысл предложения не изменился. Запиши новое предложение». Критерием оценки заданий было их выполнение или невыполнение. Оценка выполнения: а) все три задания выполнены правильно — 2 балла; б) два задания выполнены правильно — 1 балл; в) одно правильно выполненное задание (или ни одного) — Одним из типичных показателей неготовности к овладению навыками письменной речи является неумение подобрать синоним к заданному слову. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 297. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |