Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА V. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ




 

В программу обследования учащихся 3-4-х классов, наряду с изучением устной речи, письма и чтения, следует включать исследование операциональных компонентов и психических функций, необходимых для развития письменноречевой дея­тельности. Это позволяет своевременно выявить и предупредить специфические трудности овладения связной письменной ре­чью, которые в полной мере проявляются в старших классах даже у тех учащихся, у которых, казалось бы, преодолены про­блемы в устноречевом развитии (Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, О.Е. Грибова и др.).

Успешность овладения навыками изложения собственных мыслей в письменной форме зависит от уровня готовности к са­мостоятельной письменной речи и предполагает полноценное со­стояние устноречевых, операциональных и функциональных предпосылок письменноречевой деятельности (Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская).

Методика оценки потенциальной готовности к овладению навы­ками письменной речи разработана и апробирована нами под ру­ководством д. пед. н., профессора Г.В. Чиркиной (1999) в рамках исследования проблемы обучения письменной речи. Она направ­лена на выявление:

—резервных возможностей учащихся при овладении навыка­
ми изложения собственных мыслей в письменной форме;

—симптомов нарушения операций и функций, наиболее «ответственных» за развитие письменной речи.

Структура методики включает три блока:

1) выявление состояния устноречевых предпосылок письменной речи;

2) определение актуального уровня операциональных компонентов письменноречевой деятельности;

3) диагностику функциональных предпосылок письменной речи.

Методика предполагает балльно-уровневую систему оценки выполнения заданий, что делает ее использование удобным в процессе логопедического обследования и составления перспек­тивного плана коррекционной работы, а также при оценке ди­намики формирования навыков самостоятельной письменной речи.

Выявление состояния устноречевых предпосылок письменной речи

К числу основных фактов, препятствующих полноценному овладению связной письменной речью, относятся: нарушения звукопроизношения, отражающиеся на письме; нарушения фонема­тического слуха; нарушения лексико-грамматического строя речи. (См. соответствующие главы данного пособия.)

Оценка состояния устноречевых предпосылок письменной речи осуществляется по двухбалльной системе.

Состояние звукопроизношения:

— отсутствие нарушений звукопроизношения — 2 балла;

— нарушение звукопроизношения, не отражающееся на письме — 1 балл;

— нарушение произношения, отражающееся на письме — 0    баллов.

Состояние фонематического слуха:

— отсутствие нарушений фонематического слуха — 2 балла;

— нарушение различения аффрикат и их составляющих — 1 балл;

— нарушение фонематического слуха — 0 баллов.
' Состояние лексико-грамматического строя речи:

— отсутствие нарушений лексико-граматического строя речи — 2 балла;

— нерезко выраженное лексико-грамматическое недоразви­тие — 1 балл;

— нарушение лексико-грамматического строя речи — 0 бал­
лов.

Итоговый показатель устноречевой готовностиопределяется исходя из среднего арифметического (баллы-оценки каждого зада­ния суммируются, и полученная суммаделится на 3 — количество заданий) и соответствует:

2балла — оптимальному уровню устноречевой готовностик овладению навыками самостоятельной письменной речи;

1 балл — допустимому уровню;




О баллов — критическому.

Определение актуального уровня операциональных компонентов письменноречевой деятельности

Операциональные предпосылки письменной речи — это компо­ненты и действия, входящие в состав письменной речи как дея­тельности. К ним относятся:

— фонематический анализ;

— действия с лексемами (словами);

— графомоторные программы;

— мотивация письменной речи;

— решение орфографических задач;

— проверочное чтение как одна из форм последующего кон­троля результатов письменноречевой деятельности.

Оценка состояния операциональных предпосылок письменной речи осуществляется также по двухбалльной системе.

Процедура обследования и оценки состояния операциональных предпосылок

1. Исследование фонематического анализа.Большое значение в успешном формировании письменноречевой деятельности играет фонематический анализ. Предрасполагающим к возникновению нарушений письменной речи является неумение определить удар­ный гласный и место согласного звука в слове, затруднения в назы­вании звуков слова по порядку (спеллинг). Для выявления наруше­ний данного операционального компонента письменной речи уча­щимся предлагается выполнить устно задания.

1) Выделить ударный гласный звук в

— начале слова;

— конце слова;

— середине слова.

2) Определить согласный звук в

— начале слова;

— конце слова.

 

3) Выделить безударный гласный, не требующий проверки пра­вилом, в начале слова.

4) Назвать звуки слова по порядку.

Критерием оценки заданий является их выполнение или невы­полнение.

Оценка выполнения:

а) выделяет ударный гласный, определяет место согласно­го в слове, называет звуки слова по порядку — 2 балла;

б) не выделяет йотированные гласные, определяет место со­гласного в слове с помощью, допускает ошибки в назы­вании звуков слова по порядку — 1 балл;

в) не выделяет ударный гласный, не определяет место со­гласного в слове, не может назвать звуки слова по порядку — 0 баллов.

2. Изучение действий на уровне лексемы.Наиболее необходи­мыми действиями на уровне слова в рамках письменной речи яв­ляются операции отбраковки и замены лексемы. При этом исполь­зуются задания на подбор синонимов.

В качестве материала для исследования учащимся предлагают карточки со следующими заданиями:

1.На скамейке развалился пушистый кот. (Сидел, лежал,
посидел.)

2. Мальчик удитрыбу. (Увидит, ходит, ловит.)

3. Пестрый ковер укрылполя и луга. (Уткнул, застелил,
замыл.)

Инструкция: «Прочитай предложения. Выбери слово, кото­рым можно заменить выделенное слово так, чтобы смысл предло­жения не изменился. Запиши новое предложение».

Критерием оценки заданий было их выполнение или невыпол­нение.

Оценка выполнения:

а) все три задания выполнены правильно — 2 балла;

б) два задания выполнены правильно — 1 балл;

в) одно правильно выполненное задание (или ни одного) —
О баллов.

Одним из типичных показателей неготовности к овладению навыками письменной речи является неумение подобрать синоним к заданному слову.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...